Принципы построения учебного плана школы

Обновлено: 02.07.2024

Дидактика средней школы > ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ > 5. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ. Гармоническое сочетание основ естественно-математических и гуманитарных наук.

Важнейшим документом, определяющим содержание образования, является учебный план. Вопрос о принципах построения учебного плана общеобразовательной школы вызывал и до сих пор продолжает вызывать среди педагогов всего мира большие споры.

Великая Октябрьская социалистическая революция провозгласила и реализовала демократический принцип единой, доступной для всех школы. Учебные планы начальной, восьмилетней, десятилетней, вечерней школы построены так, что делают возможным беспрепятственный переход с одной ступени образования на другую. Принцип преемственности учебных планов всех типов школ нашей страны обеспечивает всем равные права в получении высшего и среднего образования. Этот принцип положен в основу построения учебных планов школы во всех социалистических странах. За его реализацию активно борются коммунистические партии в странах капитализма.

Учебный план советской общеобразовательной школы строится таким образом, что он обеспечивает подготовку всех учащихся одновременно и к продолжению образования в высших и средних специальных учебных заведениях, и к будущей трудовой деятельности. Последнее достигается политехнической направленностью содержания общеобразовательных предметов и включением в учебный план трудового обучения. Такое построение учебного плана обеспечивает подготовку всех учащихся как к умственному, так и к физическому труду, что является важным условием их всестороннего развития.

Остановимся на таких принципах построения учебного плана советской школы, как научность и систематичность.

Научность. Знания, входящие в содержание образования, отражают действительность такой, какой она достоверно осознается современной наукой. В результате обучения в сознании школьников создается современная картина объективного мира и формируется стремление к активному участию в его преобразовании. Поэтому с самого начала своего существования наша школа развивалась как школа светская. Преподавание религии из учебного плана школы исключено, поскольку религия несовместима с наукой.

Систематичность. В мировой педагогике до сих пор идут дискуссии по вопросу о том, строить ли учебные планы из отдельных. учебных предметов или из комплексов и проектов, в которых знания из различных наук группируются вокруг какого-нибудь практического дела или области исследования.

В педагогической печати Англии также высказываются мысли о том, что при существующей тенденции к расширению программы и вытекающей из этого опасности перегрузки основной упор следует перенести с предметов, как это было раньше, на так называемые области исследования. Если, например, решено, что класс должен изучать ферму, находящуюся недалеко от школы, то с этим можно увязать изучение многих предметов. Действительное количество затрагиваемых предметов будет, конечно, зависеть от интересов, проявляемых детьми, а также от влияния учителя. При этом дети будут обсуждать, читать, писать, рисовать, моделировать, проводить простые научные опыты, заниматься математическими вычислениями и даже совершать экскурсы в прошлое.

При таком построении программ неизбежно нарушается логическая система знаний.

Отбор учебных предметов для включения в учебный план советской общеобразовательной школы осуществляется в соответствии с целями коммунистического воспитания и образования отбираются учебные предметы, необходимые для всестороннего развития личности, для формирования коммунистического мировоззрения.

В результате обучения в сознании учащихся должна быть сформирована современная научная картина мира. Каждая нау-ка отражает какую-то определенную сторону действительности. Чтобы из множества наук отобрать для изучения в общеобразовательной школе самые необходимые, надо в самой действительности выделить ее важнейшие качественно-отличные области.

Следующая, более сложная форма движения материи — это жизнь. В живых организмах действуют законы физики и химии, но явления жизни не сводятся к этим законам; специфические законы строения, жизни и развития живых организмов изучают биологические науки.

Человек как млекопитающее животное подвержен действию биологических законов. Однако развитие человека и законы человеческого общества не могут быть объяснены законами жизни и развития растений и животных. Человеческое общество представляет собой совершенно новую форму движения по сравнению с любым объединением других организмов. Специфические законы строения, функционирования и развития человеческого общества изучают общественные науки.

На известной ступени развития живой материи возникает мышление. В мозгу происходят сложнейшие физиологические, тончайшие молекулярные, электрические и химические движения. Однако ими не исчерпывается сущность мышления. Законы развития и функционирования мышления изучаются философией, логикой и психологией.

В соответствии с этой классификацией форм движения в учебный план школы включены основы фундаментальных наук о неживой и живой природе и обществе. Что касается наук о Мышлении — психологии и логике, то они в настоящее время не представлены в учебном плане в качестве самостоятельных учебных предметов, а отдельные сведения из них даются в других учебных предметах и в факультативных курсах.

Определив основные отрасли фундаментальных научных знаний, которые должны войти в содержание общего образования, дидактика и методика устанавливают степень дифференцированности каждой из них в учебном плане, учитывая ограниченность учебного времени и возрастные возможности учащихся.

Так, например, из всего многообразия наук о неживой природе для изучения в общеобразовательной школе берутся лишь основы физики, астрономии, физической географии и химии. В учебном плане отсутствуют такие учебные предметы, как метеорология, минералогия, петрография, геология, космонавтика и многие другие. Элементы знаний из этих наук, имеющие общеобразовательное значение, включены в другие учебные предметы.

Давая свою классификацию наук, Энгельс указывал, что современная ему стадия познания столь же мало окончательна, как и все предыдущие. Время, отделяющее нас от того периода, когда жили и творили основоположники марксизма, ознаменовалось дальнейшим ростом, развитием и дифференциацией наук.

В последние десятилетия завоевала почетное место среди других фундаментальных наук кибернетика, бурно развиваются технические науки. Элементы технических знаний вошли в содержание курсов физики, химии, трудового обучения. Что же касается кибернетики, то в настоящее время создан и проходит экспериментальную проверку в школах соответствующий факультативный курс.

В наше время учебный план считается одним из важнейших нормативных документов, которые разрабатываются, а также принимается школьным учительским коллективом. После согласовании внутри школы в это дело подключаются и местные органы образования, которые также проводят процедуру его согласования.

В наше время учебный план считается одним из важнейших нормативных документов, которые разрабатываются, а также принимается школьным учительским коллективом. После согласовании внутри школы в это дело подключаются и местные органы образования, которые также проводят процедуру его согласования.

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=1920x10000:format=jpg/path/s29f86e3d1cd0c97f/image/ic92b5999e314698f/version/1508528259/image.jpg

Учебный план

Отсюда можно сделать вывод, что учебный план — документация, которая устанавливает список предметов. Там прописаны объемы рабочего времени, порядка их следования, а также отдельные этапы по подготовке любых дисциплин, преподаваемых в нём. Кроме этого, в нем же указываются некоторые мероприятия по подготовке к стажировкам, факультативным занятиям, модулей входящих в учебный план, а также других типов практического образовательного процесса. Кроме этого, в учебном плане вы сможете прочитать о промежуточных оценках студентов и учеников, по требованию федерального закона об образовании.

Что нужно знать для проектирования учебного плана?

Чтобы спроектировать учебный план школы, следует знать все имеющиеся в законе правовые нормы, а также порядок изменения социального заказа, используемого в образовательном процессе, а также особенности и интересы учеников и всего преподавательского состава, а также соотношение их друг с другой. Кроме этого, требуется знать и понимать основополагающее значение школы, результаты работы коллектива преподавателей за предыдущие годы работы, действуя в рамках действующего плана.

Из чего состоит структура учебного плана?

Учебный план должен состоять из некоторых частей, которыми являются:

  1. Структура учебных единиц (семестров, четвертей и других промежутков), их длительность, а также период каникул.
  2. Перечень всех изучаемых в данном учебном заведении предметов.
  3. Списки предметов, которые изучаются в определённые года, например, биологию начинают изучать с 6 класса.
  4. Указание обязательных предметов, а также тех, которые считаются дополнительными.
  5. Каким образом было распределено время на определенные предметы в каждом из классов.

Все содержимое этого несомненно важного документа должна соответствовать всем существующим образовательным стандартам, которые прописаны в действующем законодательстве Российской Федерации. Кроме этого, следует учесть предположительную основную программу образования основного общего образования (примерные планы учебного процесса). Например, стандарты федерального характера говорят о том, что учебный план с 5 по 9 класс должен иметь не менее 5267 учебных часов, в то время как это число не должно превышать более 6020 академических часов.

https://consultant01.ru/images/detailed/4/19.11-1037.jpg

Работа над созданием учебного плана

Каждым образовательным учреждением готовиться свой собственный план, а также программа по которой происходит обучение самостоятельно. Одобрение, а также воплощение в жизнь будет соответствовать тому, чтобы было указано в уставе школы, училища, колледжа, Вуза или других форм образовательной организации.

Учителя могут проявляться инициативу творческого характера, чтобы помочь в составлении плана с возможностью создавать личные учебные программы или использовать уже имеющиеся наработки. Также они могут разрабатывать способы для обучения, воспитания в определенных границах той или иной учебной программы. Еще одним правом, которым обладает педагогический состав — подготовка основной программы, в том числе рабочих, связанных с определенными предметами.

Стоит понимать, что любое образовательное учреждение может составить как один, так и несколько учебных планов. Также стоит знать, что в наше время существует два типа учебных планов: по основной образовательной программе (бесплатных), а также по дополнительной (организовываются на платной основе).

Осуществления подготовленного образовательным учреждением плана выполняется с использованием расписания, которое считается одним из основных документов. Учебное заведение должна нести ответственность, чтобы план был реализован в полном объеме, а также заявленного качества. Если говорить про школы или гимназии, то план должен соответствовать федеральному закону об образовании, а также требования и общим нормативам федеральной образовательной государственной системы начального общего образования.

Во время построения учебного плана следует учитывать некоторые цели и задачи, которые будут ставиться перед учебным заведением, а также различные индивидуальные возможности педагогического состава в творческом и интеллектуальном плане. По возможности вам следует учитывать право всех обучающихся детей по выбору тех определённых предметов, которые будут им наиболее интересно изучать, а также те, что отвечают их потребностям. Кроме этого, важность имеют те ценности или приоритеты, которые следует образовательной политики страны.

Главные педагогические требования, применяемые при составлении учебного плана

Эффективным учебный план может быть в том случае, если документ отвечает некоторым важным показателям, которыми являются следующие нижеизложенные моменты.

  1. При проектировании учитываются санитарно-эпидемиологические нормы, а также требования к некоторым условиям по обучению в организациях, предоставляющих образовательные услуги.
  2. Может предоставлять возможность овладеть государственным, а также родным языком с учетом оптимального количество уроков, которые будут выделяться на год обучения.
  3. Предусматривает возможность по добавлению программ учебного процесса, которые будут ориентирован как на основные, так и дополнительные образовательные потребности учеников. Как пример, к ним могут относиться, этнически-культурные потребности.

https://346130.selcdn.ru/storage1/include/site_712/section_2701/thumbs/HeTkTgW-fjw3_1200x0_AybP2us9.jpg

Кто составляет учебный план?

В учебных планах обозначаются основания по развитию деятельности. Происходит формирование системы познания, способностей учеников по выполнению определенных образовательных целей. В учебном плане учитывается метод, а также возможности по контролю и оценки результатов учебного действия, подготавливая и развивая в учениках способности к работе как классом/аудиторией, так и педагогами. Также учитывается создание основы нравственного поведения, и определенного отношения с окружающими людьми, а также всем социумом в целом.

Воспитательный этап основан на целях, которые в свою очередь дополняют программу определенных курсов, дающих возможность выстроить целостное восприятие окружающего мира, тем самым обеспечив активный подход, а также индивидуальную работу каждого ученика. Основная суть составления грамотного учебного плана отражает и само содержание образовательного процесса, решающая ряд важнейших задач всех образовательных организаций:

  1. Воспитание ответственности гражданского характера учеников.
  2. Ознакомление учеников с национальными, а также общекультурными ценностями и социальной информацией.
  3. Формирование мысли учащихся о продолжении образовательной деятельности, после завершения определенного этапа обучения.
  4. Формирование определенного подхода к каждому ученику в индивидуальном порядке. Выполняется этот подход в соответствии с их умственными, физическими и психологическими способностями.

Что следует учитывать при выборе учебного плана?

При создании учебного плана образовательного учреждения следует предусмотреть возможности выбора ученика с учетом уровня их подготовки (начиная от планов для тех классов, где обучаются одаренные дети до планов связанных с повышением качества процесса образования у отстающих). При выборе учебного плана применяется целый ряд внешних и внутренних факторов.

1.Преемственность. Данный принцип заключается в преемственности программ обучения, набора предметов, количества часов. Каждый новый предмет, программа имеет своё продолжение в последующем классе. Принцип преемственности соблюдается и при решении кадрового вопроса.

2. Вариативность. Учебный план школы предполагает в каждой параллели классов вариативность преподавания иностранного языка (английский, немецкий, французский), что обеспечивает выбор участниками образовательного процесса языка обучения.

3. Адаптивность. Выбор программ обучения определяется с учетом анализа микросоциума школы, психолого-педагогических характеристик и физического состояния контингента обучающихся.

4.Регионализация. Содержание образования школы отражает историко-культурные, социально-экономические, демографические особенности Донского края. Школе присвоен статус областной инновационной площадки по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность в 1-2 классах организуется по направлениям развития личности:

  • спортивно-оздоровительное - 1 часа,
  • военно-патриотическое- 2часа,
  • научно-познавательное- 2 часа,
  • художественно-эстетическое- 3 часа.
  • более глубокого развития интереса к предметам вообще,
  • становления интереса к духовной культуре малой родины,
  • оптимизации процесса социализации личности,
  • адаптации учащихся к местным социокультурным условиям.
  • акцентом на аксиологический и этический аспекты естественнонаучных и математических дисциплин;
  • расширением и логическим продолжением программ гуманитарных курсов.

Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.

Педагоги имеют право на творческую инициативу, разработку и внедрение авторских программ и способов изучения и образования в рамках закона, отдельного учебного предмета. Также они могут принимать участие в составлении дисциплины. Учебный план образовательного учреждения есть в каждой школе, колледже или любом вузе. Это документ, определяющий перечень учебных предметов, их распределение, рабочее время, порядок подготовки материала, мероприятий.

Документ, определяющий перечень учебных предметов

Состав учебного плана

Любой план оформляется заведением самостоятельно. Он внедряется и утверждается в установленном порядке. Ещё составляются положения об аттестации учеников и студентов в случае, если это не строго определено законодательством.

Учебное заведение имеет возможность составить одну или же несколько программ. Проект исполняется по расписанию и считается неотклонимым документом. Учреждение несёт ответственность за абсолютное внедрение программы и качество её реализации.

Структура учебного плана содержит:

 Требования к программе

  • определение длительности школьных уроков, учебного года и праздничных дней;
  • перечень изученных предметов;
  • деление предметов по годам обучения;
  • деление предметов на неотклонимые и необязательные;
  • недельное и ежегодное деление времени в любом классе.

План оформляется в согласовании со стандартами и с учётом примерной базисной программы общего образования. Состав документа должен отвечать нормам. Есть разные виды учебных планов.

Любое образовательное заведение делает личный проект. Его заявление и выполнение соответствует порядку, который закреплён в уставе среднего заведения, колледжа, института. Учителя имеют возможности проявлять творческую инициативу при составлении образовательного плана. Одно учебное заведение может подготовить для себя как один проект, так и несколько. Есть различные типы программ обучения — как бесплатные, так и коммерческие.

Реализацию плана можно представлять на практике. Она идёт по графику. Образовательное учреждение несёт ответственность за обеспечение того, чтобы он был полностью выполнен в установленном качестве. В школе трудоёмкость плана должна строго соответствовать нормативным требованиям федерального закона об образовании. Там, где это возможно, учащимся должно быть предоставлено право избирать предметы, которые более увлекательны и отвечают их потребностям. Значения и ценности государственной образовательной программы полностью актуальны.

Требования к педагогической программе

Учебный план и их распределение в образовательном учреждении

Образовательные и познавательные импульсы заложены в базу работы с детьми. Они должны понимать цели учебного материала. У педагогов должна быть возможность распределять, держать под контролем и расценивать образовательную ступень работы и её итоги.

Сформированная познавательная мотивация и диапазон интересов студентов, их готовность и умение трудится совместно и сотрудничать с учителями и одноклассниками — почва нравственного поведения, которое направляет деятельность человека и помогает в общении с окружающими людьми. В результате основная совместная образовательная программа должна иметь последовательность и может содержать как один, так и несколько методических направлений различного профиля.

Общеобразовательный проект учреждения должен:

  • быть создан с учётом выполнения санитарно-эпидемиологических требований и норм по условиям и подготовке работников в образовательных учреждениях;
  • гарантировать вероятность изучения и овладения государственным языком;
  • квалифицировать количество предоставленных уроков и усвоение информации из учебников с годами обучения;
  • предугадать учебные курсы, обеспечивающие образовательные нужды учащихся.

Структура учебного плана в российских школах

В документе может быть изложение нескольких характеристик планирования для различных профилей изучения. Они определяют базу для становления образовательной работы, создают систему познавательной мотивации студента, его возможности исполнять учебные цели. Проект должен принимать во внимание способы прогноза и оценки итогов образовательной работы, рассредотачивания часов, помогать делать универсальные учебные события, развивать способность студентов к командному и самостоятельному труду.

Дети при эффективном обучении обязаны получить знания о нравственном поведении и научиться работать с другими людьми. На этом этапе образовательные цели основаны на добавлении к программе тех курсов, которые увеличивают вероятность построения целостного восприятия мира, обеспечения активного согласования и индивидуальной работы с любым студентом.

Главной составляющей базисной программы будет содержание, которое гарантирует выполнение весомых задач передового образования:

  • обучение учащихся гражданской позиции;
  • ознакомление с общекультурными и государственными ценностями, информативными методологиями;
  • мотивацию продолжить в дальнейшнем обучение;
  • следование здоровому образу жизни, ведущих общепризнанных стандартов поведения в чрезвычайных ситуациях;
  • личное становление учащихся в согласовании с их особенностями.

Дополнительное образование базируется на включении курсов, которые обеспечивают целостное восприятие мира, деятельностный подход и индивидуализацию по любому предмету.

Федеральный базовый проект обучения

Учебный план образовательного учреждения: распределение предметов

Учебные планы муниципальных учреждений являются базовыми. Тем не менее, они могут быть разработаны централизованно, как правило, в нескольких вариантах, поскольку они выбираются школой. Современные учебные заведения обычно разрабатывают собственные документы о том, что нужно изучать. Они ориентируются по профильным образовательным стандартам.

Федеральная базовая программа работает как конкретный рубеж, закладывая общую основу для развития образовательных мер и их реализации. Она предназначена для регистрации соответствующего состава школьных предметов и распределения учебного времени.

Программа обычно включает в себя инвариантную часть (обязательную), которая даёт ученикам общие культурные и национальные ценности, реализует их общие качества. Она определяет уровень и состав предметов в необходимой области, в которую входит компонент внеклассной работы, выполняемой участниками образовательного процесса.

Время, отведённое для всех частей проекта, может использоваться для увеличения учебных часов, изучения отдельных предметов в рамках всеобъемлющего понятия программы и продолжения учебных курсов, которые удовлетворяют все возможные интересы студентов.

Внеклассные мероприятия проводятся в направлении развития:

Дополнительные задания

  • нравственного;
  • духовного;
  • интеллектуального;
  • социального;
  • культурного;
  • спортивного.

Для развития потенциала профессиональных качеств составляются индивидуальные планы для учащихся и их родителей (законных представителей), в рамках которых разрабатываются эти учебные программы (содержание дисциплин, модулей, курсов). Дистанционное обучение может иметь разработанный учебный план. Реализация собственных образовательных целей и программ осуществляется при поддержке наставника.

Федеральный базовый образовательный проект состоит из 3 частей, направленных на всё аспекты совместного образования. Разработка такой программы основана на понимании структуры главных программ, состава результатов общего исследования.

Содержание учебных материалов

Содержание учебных материалов в конкретном заведении зависит от особого образовательного проекта. Поскольку основы программы регулируют процесс, их позиции должны быть целенаправленными. При наличии некоторых оснований (например, при реализации экспериментальной или авторской программы) образовательным учреждениям разрешается отклоняться от задач основных проектов при соблюдении требований стандарта.

Основные планы дополняются программами по разработке универсальных образовательных мероприятий, которые призваны регулировать любые аспекты формирования предметных навыков и умений. Разработка типовых образовательных проектов основана на понимании структуры базовых программ, составлении результатов совместного обучения и определении задачи образовательных итогов, отражённых в основной концепции содержания общего образования. Всем педагогам нужно знать, как составить учебный план правильно по образцу.

Читайте также: