Принципы обновления деятельности доу

Обновлено: 04.07.2024

Обновление образовательного процесса в дошкольных организациях с учетом ФГОС статья на тему

Обновление образовательного процесса в дошкольных организациях с учетом ФГОС ДО.

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.

С 1 января 2014 года введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 №1155.

ФГОС дошкольного образования – совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Образец, эталон, модель.

  • повышение социального статуса дошкольного образования
  • обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
  • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт решает следующие задачи:

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия).
  • Развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
  • Развитие нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности и самостоятельности детей, формирования предпосылок учебной деятельности.
  • Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ.
  • Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

Организационное обеспечение введение ФГОС ДО.

На начальном этапе проведен анализ материально-технического обеспечения введения и реализации ФГОС ДО, соответствия материально-технической базы ДОУ требованиям ФГОС, составлен график прохождения курсов повышения квалификации педагогических работников ДОУ. Курсовую подготовку прошли все педагоги.

Обновлено материально техническое обеспечение ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО:

1.Требования, определяемые в соответствии с Сан ПиН.

2.Требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности

3. Требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей

4. Требования к оснащенности помещений развивающей предметно-пространственной средой

5. Требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение).

Приобретены учебные издания в бумажном и электронном виде, дидактические материалы, аудио- и видео- материалы, игры и игрушки, электронные образовательные ресурсы (компьютеры, интерактивные доски, мультимедиапроекторы), обновлены развивающие предметно-пространственные среды в группах, приобретено спортивное, оздоровительное оборудование (мягкие модули) и инвентарь, подключение к сети Интернет.

В целях информационного обеспечения введения ФГОС создан сайт ДОУ, на котором размещаются информационные материалы, отчетность. Проводится изучение общественного мнения по вопросам введения новых стандартов.

Новое в образовательном процессе ДОУ в связи с введением ФГОС ДО

2. Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении. Это:

— образовательная деятельность в режимных моментах;

— организованная образовательная деятельность;

— самостоятельная деятельность детей.

Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми: с одним ребенком; с подгруппой детей; с целой группой детей. Выбор количества детей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей; их интереса к данному занятию; сложности материала; вида деятельности (игровая, познавательно — исследовательская, двигательная, продуктивная).

3. В стандарте появляются требования к результатам освоения Программы.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. К ним относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

  • инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности;
  • любознательность;
  • способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;
  • уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, чувство собственного достоинства;
  • развитое воображение, способность к фантазии, творчеству;
  • умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики);
  • способность к волевым усилиям в разных видах деятельности.

Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к обучению в школе.

4. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру.

Таким образом, главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе — это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно — обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

5. Повышается роль семьи в работе дошкольного учреждения.

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

В соответствии с ФГОС ДО дошкольное учреждение обязано:

— консультировать родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей;

— информировать родителей (законных представителей), общественность, заинтересованных лиц, вовлечённых в образовательную деятельность, о целях дошкольного образования;

— обеспечить открытость дошкольного образования;

— создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

— обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

— создать условия для взрослых по поиску и использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, обсуждать с родителями (законными представителями) вопросы, связанные с реализацией Программы.

ФГОС определяет 5 образовательных областей:

1) социально — коммуникативное развитие, направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности;

2) познавательное развитие, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

3) речевое развитие, включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи;

4) художественно — эстетическое развитие, предполагает развитие предпосылок восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру;

5) физическое развитие, включает приобретение опыта в двигательной деятельности, становление ценностей здорового образа жизни.

Одним из важных условий успешного введения ФГОС является организация развивающей предметно-пространственной среды.

У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в общении, в движении, в познании. Среда группы должна удовлетворять этим потребностям.

В связи с введением ФГОС одним из приоритетных и наиболее эффективных средств обучения и воспитания детей становится метод проектов.

Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Дошкольное учреждение призвано помочь ребёнку безболезненно перейти на новый уровень образования, эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка, сформировать способности и желание учиться в школе.

Цели и задачи дошкольного обучения

ФГОС дошкольного образования определяет цели и задачи образовательного процесса в дошкольном возрасте. Первоначально это создание условий для максимального раскрытия индивидуальных способностей ребенка. Эти условия также должны обеспечивать возможность развития грамотной личности, то есть той, которая способна решать любые жизненные ситуации или возникшие проблемы путем применения полученных знаний, умений и навыков. Ведь очевидно, что суть знаний не в их количестве, а в их качестве. Те умения, которые не используются ребенком в жизни, становятся мертвым грузом и способны убить у него желание узнавать что-то новое.

Важно дать ребенку поверить в свои силы, увидеть свои возможности, стать полноправным субъектом собственной деятельности. Это важный момент при переходе от дошкольного обучения к школьному. Необходимо сохранить интерес ребенка к обучению и развить его желание самосовершенствоваться.

Для осуществления поставленной цели выделены соответствующие задачи:

  • организация развивающей обстановки, в которой находится ребенок;
  • развитие двигательной культуры и физической активности, укрепление здоровья;
  • развитие в ходе обучения личностных качеств и познавательных процессов;
  • обучение самообразованию.

Развитие дошкольного образования

дети поднимают руки

Именно такими настроениями пронизана концепция развития дошкольного образования. В ней выражено стремление властей, родителей и всей общественности обеспечить детям условия для полноценного и гармоничного развития.

Важен также тот факт, что концепция дошкольного образования подразумевает отказ от любых форм насилия (как морального, так и физического). То есть обучение и воспитание детей должны осуществляться только с их согласия и при наличии у них желания развиваться. Именно поэтому основным требованием к дошкольному образованию является его вариативность, гибкость.

Реализуемый принцип динамизма приводит к появлению большего количества воспитательно-образовательных учреждений для детей и бесчисленного множества различных педагогических услуг.

Образовательная программа

детские опыты

Реализация основной образовательной программы дошкольного образования обязательно должна включать в себя личностно ориентированное взаимодействие детей со взрослыми. Только в этом случае возможно осуществление индивидуального подхода к обучению ребенка.

Кроме того, программы должны включать в себя физическое развитие и укрепление здоровья, обеспечение психологического и эмоционального благополучия. Однако интеллектуальное развитие никто не отменял. Важно также взаимодействие с родителями. В них тоже нужно побудить желание к развитию. В таком случае ребенок будет получать круглосуточное развитие.

Поскольку большую часть времени ребенок проводит в детском саду, планирование времени является важной составляющей образовательного процесса. Важно обеспечить постоянное развитие и совершенствование ребенка. Для этого используют 3 формы организации времени:

2 года (2015 – 2017 учебный год)

сроки реализации проекта

Коробейник Елена Алексеевна.

Введение.

В системе дошкольного образования наметились существенные изменения стратегии и тактики образовательной деятельности, направленные на формирование гибкой, многофункциональной системы, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

Кроме этого, современная образовательная политика требует исполнения международных стандартов, требующих построения образовательного процесса на основе удовлетворения интересов детей, с учетом их возможностей и социальной ситуации развития.

Разработанные с этой целью ФГОС поставили перед педагогами новые задачи, такие как: обеспечение доступности и вариативности образовательных услуг, расширение содержания образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех участников педагогического взаимодействия, и в первую очередь, детей и их родителей, как основы для повышения социального качества дошкольного образования.

Поэтому мною была выбрана именно эта тема по самообразованию не случайно, так как в конце 2013 года должны войти в действия Федеральные Государственные Образовательные стандарты в дошкольном образовании. Я полагаю, что данный процесс займёт не один год. Поэтому педагогам дошкольного образования необходимо научиться работать в свете принятия нового закона об образовании.

Повысить уровень профессиональной компетенции путем изучения необходимой литературы.

1. Изучить новый закон об образовании.

2. Изучить Федеральные Государственные Образовательные стандарты.

3. Изучить профессиональный стандарт педагога.

4. Изучить требования к предметно – развивающей среде.

5. Организовать предметно – развивающую среду во 2 младшей группы в соответствии с требованиями ФГОС.

6. Изучить соотношение видов деятельности и форм образовательной деятельности.

7. Ознакомиться с развивающей предметно-пространственной средой в соответствии с детскими видами деятельности.

8. Изучить систему взаимодействия с семьёй организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательную программу дошкольного образования.

9. Организовать предметно – развивающую среду в средней группы в соответствии с требованиями ФГОС.

Данные ориентиры и требования ФГОС ДО позволяют рассматривать процесс дошкольного образования не только как средство развития и воспитания ребенка, но также как условие повышения общего функционального ресурса родителей, многие их которых не отличаются достаточным уровнем знаний в области воспитания и развития ребенка.

В образовательной ситуации в России и в регионе сегодня существенно меняются приоритеты, на основе которых собственно проектируется вариативный процесс воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Внимание обращено на те формы, методы и средства образования, которые в наибольшей степени учитывают особенности психической и социальной деятельности ребенка.

Учитывая актуальность данных проблем, ключевыми задачами, на решение которых направлен настоящий эксперимент, являются:

апробация вариативных условий удовлетворения индивидуальных запросов семьи, реализации индивидуальных маршрутов образования воспитанников, поддержка новых форм предоставления дошкольного образования (в т. ч. нормативных, материально-технических, методических, кадровых);

оптимизация мер по совершенствованию образовательного процесса в контексте развивающего и системно - деятельностного подхода в образовании и построение образовательного процесса в ДОУ, ориентированного на интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанника;

обеспечение преемственности форм и методов воспитания и обучения ребенка в семье и ОУ, в т. ч. на этапе раннего дошкольного и начального школьного возраста,

конструирование и апробация нового развивающего социо – культурного ориентированного пространства (среды развития) ДОУ в целях интеграции форм и средств работы с детьми (мультицентрум, лекотека, студия и др. ,

подготовка педагогических кадров ОУ к переходу на ФГОС ДО, в т. ч на основе сетевого и дистанционного ресурса;

повышение психолого-педагогической компетентности родителей воспитанников, как организаторов воспитания ребенка в семье в рамках реализации системного информирования об особенностях ФГОС и формирования социального заказа на дошкольное образование в образовательной организации и территории;

апробация новых форм мониторинга обеспечения доступности, качества и эффективности деятельности ОУ в условиях введения ФГОС ДО.

Объектом эксперимента является структурно-содержательные модели апробации ФГОС в ОО различных типов и видов (дошкольная образовательная организация, дошкольное отделение СОШ, центр образования).

Предметом эксперимента являются доступность, качество и эффективность образовательной деятельности образовательной организации в рамках реализации ФГОС ДО.

1 Изучить Закон об образовании Сентябрь – Октябрь 2015 года.

2 Изучение из раздела: «Требование к условиям реализации основных образовательных программ МКДОУ. Ноябрь – Декабрь 2015 года.

3 Изучить профессиональный стандарт педагога. Январь – Февраль 2016 года.

4 Мониторинг первоначального состояния условий по направлениям реализации новой образовательной программы МКДОУ в 2 младшей группе. Март – Апрель 2016 года.

5 Изучение требований к предметно – развивающей среде. Май 2016 года.

6 Изучить соотношение видов деятельности и форм образовательной деятельности. Сентябрь – Октябрь 2016 года.

7 Ознакомиться с развивающей предметно-пространственной средой в соответствии с детскими видами деятельности. Ноябрь – Декабрь 2016 года.

8 Изучить систему взаимодействия с семьёй организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательную программу дошкольного образования. Январь – Март 2017 года.

9 Мониторинг первоначального состояния условий по направлениям реализации новой образовательной программы МКДОУ в средней группе. Апрель – Май 2017 года.

1. Изучить Закон об образовании.

2. Изучение из раздела: «Требование к условиям реализации основных образовательных программ МКДОУ.

3. Изучить профессиональный стандарт педагога.

4. Мониторинг первоначального состояния условий по направлениям реализации новой образовательной программы МКДОУ во 2 младшей группе.

5. Изучение требований к предметно – развивающей среде.

6. Изучить соотношение видов деятельности и форм образовательной деятельности.

7. Ознакомиться с развивающей предметно-пространственной средой в соответствии с детскими видами деятельности.

8. Изучить систему взаимодействия с семьёй организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательную программу дошкольного образования.

9. Мониторинг первоначального состояния условий по направлениям реализации новой образовательной программы МКДОУ в средней группе.

Предполагаю, что итогом данного проекта будет качественный переход к реализации ФГОС.

1. Загон об образовании;

2. Федеральный Государственный Образовательный стандарт;

3. Профессиональный стандарт педагога;

4. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования (в таблицах и схемах).

Использование технологии проектирования в организации воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Современные требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, подразумевают, что педагог.

Организация образовательного процесса в ДОУ в контексте современных требований ФГОС ДО ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО В настоящее время в системе дошкольного образования,.

Особенности воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе с учетом ФГОС

Особенности воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе с учетом ФГОС Особенности воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе с учетом ФГОС Организация обучения и воспитания в разновозрастных.

Обновление образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС «Обновление образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС" «Каждый ребенок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить.


Ввиду краткости жизни мы не можем позволить себе роскошь тратить время на задачи, которые не ведут к новым результатам.

Модернизация образования представляет собой важнейшее направление государственной политики Российской Федерации по существенному повышению качества жизни граждан России. Основной целью развития образования в России является повышение его качества, доступности и эффективности.

Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.

Цель модернизации образования: создании механизма устойчивого развития системы образования.

Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

- достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

- формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно — экономических механизмов, привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

- повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

- развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса: обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.

Государственная политика в области образования направлена на качественные изменения деятельности общеобразовательных учреждений, предъявляет высокие требования к руководителю, поэтому сегодня руководитель Дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) должен суметь обеспечить переход своего учреждения на новый уровень развития.

Цель руководителя: повышения уровня общедидактической и методической подготовленности педагогов к организации и ведению учебно-воспитательной работы, обмен опытом.

Важны новые подходы к управлению, они становятся той движущей силой, которая может перевести дошкольное учреждение из функционирующего в развивающееся. Развивающееся дошкольное учреждение постоянно работает в поисковом режиме. В нем преобладают процессы принятия решений по ситуации, то есть по конкретным результатам.

Переход к ситуативному управлению детским садом по результатам означает радикальное изменение подходов к управлению учебно-воспитательным процессом и прежде всего его участниками

Принципы, лежащие в основе обновления деятельности дошкольного учреждения.

Данный принцип предполагает распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками процесса управления.

Обеспечивает равнодоступный для каждой личности выбор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворения культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями, переориентация учебного процесса на личность ребенка.

3. Дифференциация, мобильность, развитие

4. Открытость образования.

Возможность дошкольного образования и дополнительного в различных формах.

Данный принцип предполагает соблюдение федеральных государственных стандартов качества образования, введение региональных стандартов, учитывающих национальные и другие особенности региона.

Все эти принципы становятся руководством к действию в развивающемся дошкольном учреждении.

Оценить развитие дошкольного учреждения целесообразно по следующим показателям деятельности.

1. Инновационная деятельность учреждения — обновление содержания воспитания и обучения в соответствии с Государственными стандартами (далее Госстандарт) основных и дополнительных образовательных услуг,

2. Обновление педагогических технологий, методов и форм работы, сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и экспертной оценкой.

3. Организация учебно-воспитательного процесса — самоуправление, сотрудничество педагогов, детей и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; планирование и организация разнообразной детской деятельности с учетом интересов и потребностей детей; равноправие педагогов и детей как партнеров в этой деятельности; высокий уровень мотивации всех участников педагогического процесса; комфортная предметно-развивающая и психолого-педагогическая среда для всех участников целостного педагогического процесса.

4. Эффективность учебно-воспитательного процесса — сравнение соответствия конечных результатов запланированным (оценка состояния физического и психического здоровья детей, их развития: физического, познавательного, художественно-эстетического, интеллектуального, социального).

Хотелось бы сделать акцент на смене контроля. Жесткий контроль сверху переходит в режим самоконтроля. Предполагается профессиональный контроль специалистов за конечными результатами (психологи — за развитием детей; методисты — за здоровьем и физическим развитием; дефектологи — за результатами коррекционной работы и т. д.Таким образом изменяется и отношение педагога к контролю. Он чаще просит оказать консультативную помощь как профессиональную услугу. Контроль приобретает регулятивно — коррекционный характер.

Сделаем вывод, что переводу ДОУ в режим развития способствуют:

1. Концепция и программа его развития;

2. Моделирование УВП как системы, помогающей саморазвитию личности;

3. Проведение в учреждении экспериментальной и опытной работы;

4. Сплоченный общей целью коллектив — дети, педагоги, родители;

5. Организация оптимальной системы самоуправления;

6. Система эффективной научно — методической деятельности;

7. Материально — техническая база, достаточная для формирования оптимальной предметно — развивающей среды;

8. Набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с интересами детей и запросами их родителей.

Основополагающие требования к развивающемуся дошкольному учреждению.

1. Детский сад, в котором ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями

2. Педагог развивает свои профессиональные и личные качества; В условиях модернизации дошкольного образования в деятельности педагогов выделяют ряд взаимосвязанных компонентов: конструктивный, организаторский, коммуникативный, которые конкретизируют деятельность педагогов.

3. Руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов.

4. Коллектив работает в творческом поисковом режиме, гуманные отношение партнерского сотрудничества; уважение и доверие становятся нормой жизни членов коллектива; педагог обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания; дает ребенку возможность быть самим собой; организует разнообразную учебно-воспитательную деятельность; создает условия для сохранения здоровья ребенка.

5. Родитель активный участник — образовательного процесса.

Все изложенные положения лежат в основе философии обновления дошкольного учреждения. Контуры этой стратегии зафиксированы в Международной конвенции о защите прав ребенка, предусматривающей его право на жизнь, защиту, развитие и свое мнение.

В исследованиях прежних периодов объект управления ДОУ ограничивался рассмотрением внутренних процессов жизнедеятельности. Но в наши дни в центре внимания оказывается ДОУ как открытая система, доступная для всех участников образовательного процесса. То есть в объект управления включается и совокупность значимых связей ДОУ с внешней средой. Старый, традиционный, и новый взгляды на ДОУ В условиях модернизации дошкольного образования в деятельности педагогов выделяют ряд взаимосвязанных компонентов: конструктивный, организаторский, коммуникативный, которые конкретизируют деятельность педагогов.

1. Понимания состояния дел на данный момент;

2. Представление того уровня, которого ДОУ собирается достичь;

3. Планирование процесса перехода из одного состояния в другое.

Возможные риски и трудности

1. Отсутствие финансирования.

2. Недостаток высококвалифицированных педагогических кадров.

3. Текучесть педагогических кадров.

4. Невысокая мотивация педагогов для совершенствования профессионального мастерства.

5. Поглощение текущей работой — распределение приоритетной деятельности; — смутное представление о переходе на Стандарт.

6. Упрощенное понимание сущности и технологии реализации личностно-ориентированного подхода.

7. Ранее сложившаяся система подачи материала становится препятствием в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

8. Отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы ДОУ, части, формируемой участниками образовательного процесса.

Работу я рассматриваю как комплекс практических мероприятий, базирующийся на передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога.

Этот комплекс ориентирован, прежде всего, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счете — повышение качества и эффективности образовательного процесса. А этому будет способствовать Главный принцип моей деятельности -принцип сотрудничества. Деловое доброжелательное сотрудничество позволяет эффективно организовывать коллектив на выполнение управленческих решений.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, деятельность педагогов, дошкольное учреждение, модернизация образования, дошкольное образование, педагог, развивающееся дошкольное учреждение, ребенок, Россия, учебно-воспитательный процесс.

Похожие статьи

Организация образовательного процесса в дошкольной.

Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, ребенок, дошкольное образование, Российская Федерация.

Дошкольная педагогика в системе образования на современном.

Дошкольная педагогика представляет собой науку о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. В настоящее время в ней развивается дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников.

Заведующий в системе управления дошкольным учреждением

образовательный процесс, деятельность педагогов, дошкольное учреждение, модернизация образования, Россия, ребенок, развивающееся дошкольное учреждение, педагог, дошкольное образование.

Управление и инновации в методической деятельности ДОУ

Организация образовательного процесса в дошкольной. образовательный процесс, ребенок, дошкольное образование, Российская

Воспитательно-образовательный процесс по формированию духовно-нравственных ценностей в дошкольных.

Вариативно-образовательный процесс в современном.

образовательный процесс, образовательная программа, дошкольное образование, программа, вариативно-образовательный процесс, дошкольное учебное заведение, педагогический.

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений.

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс, открытость, педагог, семья. Педагогические условия организации социального партнерства.

Мотивация педагогов ДОУ к инновационной деятельности

инновационная деятельность, детский сад, дошкольное учреждение, учреждение, управление, педагог, педагогический коллектив, воспитательно-образовательный процесс, инновационный потенциал.

Управление дошкольной образовательной организацией.

Управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как фактор эффективности образования и воспитания.

Одним из приоритетов развития образовательного учреждения образования является модернизация.

Управление инновационной деятельностью педагогов.

дошкольное образование, воспитательно-образовательный процесс, ребенок, проектная деятельность, педагог, исследовательская деятельность, технология портфолио дошкольника.

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа).

Образовательная деятельность по Программе осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями (далее вместе - Организации).

Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

1.2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации*(1) и законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребенка*(2), в основе которых заложены следующие основные принципы:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

1.3. В Стандарте учитываются:

1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

1.4. Основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

1.5. Стандарт направлен на достижение следующих целей:

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.7. Стандарт является основой для:

1) разработки Программы;

2) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее - примерные программы);

3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;

4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;

5) формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации;

6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

1.8. Стандарт включает в себя требования к:

структуре Программы и ее объему;

условиям реализации Программы;

результатам освоения Программы.

Информация об изменениях:

Пункт 1.9 изменен с 25 февраля 2019 г. - Приказ Минпросвещения России от 21 января 2019 г. N 31

1.9. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. Программа может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации в том числе русском языке как родном языке на основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Реализация Программы на родном языке из числа языков народов Российской Федерации в том числе русском языке как родном языке на основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся не должна осуществляться в ущерб получению образования на государственном языке Российской Федерации.

II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему

2.1. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 Стандарта.

2.2. Структурные подразделения в одной Организации (далее - Группы) могут реализовывать разные Программы.

2.3. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

2.4. Программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

2.5. Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ*(3).

При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость Групп. Организация может разрабатывать и реализовывать в Группах различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе Групп кратковременного пребывания детей, Групп полного и продленного дня, Групп круглосуточного пребывания, Групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных Групп.

Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания*(4) детей в Организации.

2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

2.8. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

Читайте также: