Принципы культивационного анализа анненбергской школы

Обновлено: 06.07.2024

• Коммуникация для Инниса —
средство хранения знания.
А знание — власть.
Соответственно способы
коммуникации характеризуют
также и власть — и всегда
находятся в её руках.
По характеру средств передачи
знания мы можем
безошибочно судить о культуре.
Изучая медиа-технологии
соответствующего времени,
мы можем понять суть культуры

4. Торонская школа: Г. Иннес и М. Мак-Люэн

• Способность империи сохранять
и поддерживать свою мощь базируется
на особой технике обращения со временем
и пространством. Одни империи
концентрируются на времени, другие —
на пространстве. Группа элиты, которая
имеет доступ к этим медиа, наделена
высшей властью.

5. Торонская школа: Г. Иннес и М. Мак-Люэн


египетская империя и её письмена
на камнях. Информацию, записанную
на камне, крайне трудно передать,
невозможно изменить, — зато
она хранится очень длительное время.
Такой тип хранения информации
(а значит, и тип коммуникации)
соответствует определённым
характеристикам общества, среди
которых: строгая социальная
иерархия, ориентированность
на традиции, строгая мораль. Группа
элиты, которая имеет доступ к этим
медиа, наделена высшей властью

6. Торонская школа: Г. Иннес и М. Мак-Люэн


Цивилизации же, которые ориентированы
на пространство, имеют гибкие и подвижные
средства коммуникации (папирус, например).
Папирус легко транспортировать,
переписывать, хранить, — а также терять,
им легко обмениваться; с его помощью
можно управлять обширной империей —
рассылать безусловные к выполнению
приказы. Такие империи широко
разрастаются, характеризуются
разветвлённой сетью государственного
управления, работающей на длинные
дистанции. Им также свойственно развитие
абстрактных наук, теоретического знания.
Монополия на знание при этом другая —
здесь властью наделён социум, а не группа
элиты.

7. Торонская школа: Г. Иннес и М. Мак-Люэн

• - смена материальных носителей коммуникации ведет к
существенным изменениям, например, папирус или
бумага облегчают транспортировку и работают на связь в
пространстве,
• - коммуникация обеспечивает как связь в пространстве,
так и связь во времени,
• - бюрократия ориентирована на связь в пространстве,
религия – на связь во времени,
• - цивилизации различаются и вариантами монополии на
знания, для средневековой Европы в роли монополистов
знаний выступали монастыри.

8. Торонская школа: Г. Иннес и М. Мак-Люэн

9. Торонская школа: Г. Иннес и М. Мак-Люэн


Основной тезис Маклюэна,
таким образом, состоит в том, что
письменность и печать
(они упоминаются вместе
и взаимозаменяются, потому что дело,
начатое первой, завершила вторая
технология) ответственны за появление
и развитие западного типа культуры
со всеми вытекающими из неё
следствиями. По его мнению, этот
рубикон — причина всех бед,
постигших западную цивилизацию;
но избежать такого пути развития было
невозможно.

10. Торонская школа: Г. Иннес и М. Мак-Люэн

11. Торонская школа: Г. Иннес и М. Мак-Люэн


Холодный однообразный визуальный мир — вместо эмоционального устного разнообразного мира:
– потеря мистического элемента;
– одна черта — рациональность мышления — вместо всего богатства чувств.
Создание цивилизованного человека, что включает:
– создание типа человека-мыслителя, индивидуума;
– создание представления об унифицированности кодов, такого принципа работы, как расщепление, усреднение,
пересобирание и механическое повторение (привычка к униформизму);
– создание представления о линейности и непрерывности пространства и времени;
– жёсткая причинно-следственная связь элементов системы;
– невовлечённость — пассивность.
Общество:
– национализм;
– индустриальность (возможность самовыражения в уединении и присоединении к другому уже с целью усиления мощи
вели к созданию корпораций, военных и коммерческих), создание ситуации равного положения индивидов, например,
перед законом слова, и так далее;
– массовый рынок;
– доступное образование (книга — первая машина-учитель), универсальная литературность, специализация
и фрагментация знания.
Культура:
– правильное написание и синтаксис, произношение (что отделило поэзию от песни, прозу от ораторства; теперь поэзия
могла быть написана, но не услышана; музыка отделилась от слова);

появление Автора
.

12. Торонская школа: Г. Иннес и М. Мак-Люэн

13. Торонская школа: Г. Иннес и М. Мак-Люэн

14. Торонская школа: Г. Иннес и М. Мак-Люэн

15. Анненбергская школа

16. Анненбергская школа


Получили известность исследования содержания телевизионных передач, проведенные
авторами этой школы в 1967 году. Телевидение рассматривалось как одно из средств
сохранения целостности сложившихся общественных отношений и структур.
Исследователи утверждали, что телевизионная система является стабильной и
закрытой структурой, способной вводить массового зрителя в круг особой условной
культуры со своими устоявшимися представлениями о жизненных ценностях и
порядках.
Методология Анненбергской школы предполагает два уровня изучения системы
телевизионных сюжетов и образов:
1. системный, выявляющий структуру главных ареалов телевизионного пространства,
2. культивационный, устанавливающий, что конкретно усваивается в сознании
телезрителей в качестве общественных норм и ценностей.
С помощью этого индикатора определяется состояние общественного сознания и
психологии, мнения, вкусы, пристрастия и потребности, которые порождаются
социальными системами и оказывают на них свое ответное влияние.

17. Анненбергская школа

18. Бирмингемская школа

19. Бирмингемская школа

20. Бирмингемская школа

21. Glasgow Media Group

22. Glasgow Media Group

23. Glasgow Media Group

24. Glasgow Media Group


Исследователи из Глазго продемонстрировали некоторые важные образцы того,
что пропускается в новостях. Так, анализируя показ в телевизионных новостях
внутринациональных (в промышленности) и внешнеполитических конфликтов (спор изза Фолклендских островов, переросший в вооруженное противостояние), они обосновали вывод, что основное внимание телевидение уделяет формам, последствиям
конфликтов, т.е. внешним проявлениям, тогда как их причины остаются за кадром. Тем
самым они показали образец селективного отбора новостей, столь устойчивый и
предсказуемый, что он может быть с легкостью трансформирован в работающую
модель отбрасывания нежелательной информации в целях легитимации существующего строя

Такую же цель преследуют и многие современные коммуникативисты, изучающие процессы развития СМИ с позиций системного подхода – взвешенно и объективно-исторически, с учетом многообразия тенденций и их взаимосвязей в различных сферах социальной жизни, которые влияют на содержание, форму и восприятие распространяемой информации и на образ жизни людей в разных странах и регионах меняющегося мира. Это имеет важное значение не только для участия коммуникативистики в демократизации общественной и научной деятельности, но и для повышения ее гуманистического потенциала, необходимого для решения всех острых экологических проблем – от сохранения природных и культурных ресурсов цивилизации до воспитания в людях ответственного отношения к ним.

В XXI веке круг таких проблем не сужается, а расширяется в условиях дальнейшего развития глобализации новых коммуникационных технологий и усложнения их связей с переменами на геополитической карте мира, с усилением угроз природных катастроф, информационных войн и кризисных ситуаций в финансово-экономических сферах. В коммуникативистике актуализируется потребность в изучении особенностей кроссмедиатизации меняющегося многополярного мира. Становится более разносторонней теоретическая концептуализация грядущего информационного общества, сопровождаемая критикой невнимания прогнозистов к социально-культурным аспектам процессов распространения информации в традиционных и новых медиа, которые могут использоваться в интересах либо защитников принципов равноправия и гуманизма, либо сторонников сохранения дисбалансов в мировом информационно-коммуникационном порядке.

Глава III
Актуальность теоретических принципов Анненбергской школы

В соответствии с этими направлениями под руководством профессора Джорджа Гербнера совершались тщательные контент-анализы телевизионных передач и результатов их воздействия на аудиторию – с особым вниманием к причинам распространения мотивов насилия. Излагая теоретические принципы и задачи такой работы, Гербнер и его коллеги отмечали, что они стремятся раскрыть системную сущность телевидения как средства отражения и поддержания сложившихся общественных отношений и структур. Если в прежние времена эту функцию могли выполнять мифология, фольклор, религия, опираясь на определенные ритуально-коммуникативные формы символической социализации и контроля, то в ХХ веке такую миссию стало выполнять телевидение – главный источник повторяющейся организованной системы символов, которые культивируют общественное сознание обширной массы людей.

Глава IV
Критические анализы мультмедиатизации современной общественно-культурной жизни мира

Мультимедиа и мультимедиатизация – термины весьма характерные для современной коммуникативистики, изучающей те процессы в жизни общества и культуры, которые совершаются под влиянием интенсивного развития информационных технологий. Динамизм и многообразие таких процессов находят свое отражение не только в широком распространении этих терминов, но и в их меняющихся значениях. Первоначально слово multimedia сино-нимизировалось со словами mixed media в обозначении комплекса различных средств, применяемых в экспрессивных целях во время спектаклей, при чтении лекций, проведении концертных и других культурных мероприятий (демонстрации фильмов, слайдов, звукозаписей и т. п.). Но в условиях распространения новых электронных средств связи и информации термин начинает употребляться применительно к результатам образования интеграционных полифункциональных систем, способных трансформировать мессиджи, переводить их из одних форм в другие с интерактивным использованием в разных контекстах и с разными целями. С помощью таких систем тексты могут быстро кодироваться и декодироваться в тех или иных вариантах записей, тиражироваться в требуемом количестве и рассылаться по адресам на любые расстояния.

Чем же это объясняется? Средства информации и коммуникации всегда помогали развивать культуру, осваивать природные ресурсы, создавать общественные ценности и поддерживать традиции, передавая их из века в век грядущим поколениям. Оглядывая общим взором многовековой путь эволюции информационно-коммуникационных средств – от устно-словесных форм общения к письменности и печатному станку, к телеграфу и кино, к радио и телевидению, нельзя не признать, что характер и типы фиксации и передачи обретаемой информации менялись и улучшались от одного этапа цивилизации к другому благодаря не только изобретению новых технических средств, но и умению расширять их эффективность, не уничтожая, а храня и модернизируя лучшие качества форм и функций общения, приспосабливая их и модифицируя применительно к меняющимся требованиям жизни путем ремедиации. В трактовке современных коммуникативистов этот термин означает, что книгопечатание не ликвидирует потребность в устных или эпистолярных формах общения, фотография не вытесняет стремления к живописи и в свою очередь не становится жертвой кинематографа или телевидения, которые, как и радио, могут развиваться наряду с распространением и чтением книг, журналов и газет, черпая из них интересную информацию. Можно сказать, что благодаря ремедиации формируются и современные процессы мультимедиатизации мира, в которых на приоритетную роль сегодня активно претендуют электронные технологии, способны собирать, обрабатывать и транслировать информацию в невиданных ранее формах и масштабах ее разнообразия, изобилия и мобильности распространения. Эти качества оказывают стимулирующее воздействие и на ремедиацию парка традиционных СМИ.

С помощью Интернета и мобильной телефонии, а также иных вновь конструируемых технических инструментов связи трансгранично с расширяющимся целевым диапазоном могут распространяться электронные версии газет, журналов, книг, радио и телепрограмм, допуская как сохранение традиционных форм их употребления, так и одновременно усиливая потребность в ремедиации, отвечающей требованиям меняющихся условий жизни и общественно-культурной деятельности людей.

В коммуникативистике, изучающей причины, характер, результаты и перспективы этих тенденций, полного единства мнений нет. Но ведутся дискуссии и поиски адекватных теоретических позиций для корректного и взвешенного решения возможных проблем. Наряду с оптимистическими надеждами на сохранение и улучшение условий сосуществования многообразных средств информации путем полезной интернетизации традиционных медиа и медиатизации (или мультимедиатизации) Интернета высказываются и сомнения, напоминающие прогнозы Г. М. Маклюэна относительно гибели печатной культуры в борьбе с телевидением. Возбудителем таких сомнений нередко становятся еще до конца не проясненные последствия интернетизации мира, которые ассоциируются с противоречиями мультимедиатизации. Все более очевидной для коммуникативистов становится важность не односторонних, а разносторонних методов исследования всех этих сложных явлений и объединения их в системном междисциплинарном подходе к изучению мультимедиатизации современной преобразующейся жизни в различных странах мира.

Высокие скорости, автоматизация обработки и трансмиссии информационных данных в колоссальных объемах и разнообразных формах – эти и другие связанные с ними возможности полифункциональности и оперативности электронных медиасистем не могут не вызвать положительного отношения как среди рядовых обладателей доступа к такой коммуникационной технике, так и среди специалистов, научно изучающих эти новации. Но внимание специалистов разных профилей по мере усиления темпов и последствий развития такой техники все более заостряется и на тенденциях, которые могут оказывать (и уже оказывают) нежелательное воздействие на гуманитарные основы общества и культуры.

Сторонников сохранения лучших традиций и духовно-нравственных ценностей высокой литературной грамотности и печатной культуры в целом беспокоит снижение интереса к чтению и к качеству словесных форм общения у людей, которые слишком много времени проводят у экранов телевизоров и компьютеров, получая информацию только из Интернета или мобильной телефонии. Они не заботятся о вербальных ресурсах для зрелого менталитета и его креативной информированности и коммуникабельности, которые присущи людям, стремящимся получать знания из надежных источников сведений (включающих в себя непременно и печатные труды) о результатах реального изучения мира. Процесс познания действительности не должен переноситься целиком в виртуальное пространство, где познавательные функции слов могут вытесняться легко воспринимаемыми визуальными имиджами, от которых ожидается не столько их достоверность, сколько эмоциональная экспрессивность или утилитарность.

Призывы к преодолению (или хотя бы к разумному торможению) нежелательных тенденций подобного рода уже давно звучат в выступлениях коммуникативистов на международных и национальных конференциях. Немалую озабоченность вызывают эти тенденции у специалистов, изучающих состояние прессы. Причина кроется не только в конкурентных отношениях между печатными и аудиовизуальными СМИ, но и в возможности усиления негативного воздействия чрезмерной привязанности только к электронным медиа на грамотность подрастающего поколения. Эксперты в области печати советуют журналистам шире смотреть на задачи современной печати, не сводя их только к соревнованию с электронными медиа за овладение аудиторией. Предлагается думать о будущем и заботиться о потенциальных читателях завтрашнего дня – о нынешних школьниках и студентах, всемерно способствуя повышению их литературной грамотности.

Сотрудничество с электронными медиа и их значение для современности не отрицается. Они признаются полезными как для различных слоев населения, так и для журналистов разных профилей – сотрудников газет и журналов, издательств и агентств печати, сотрудников радиостудий и телестудий, но не для умаления, а улучшения и сохранения лучших качеств традиционных медиа, которые вместе с потенциями новых электронных систем являются необходимыми для общественно-культурного прогресса в современном мире.

61. Gerbner G, Schramm W. Communications, Study of // International Encyclopedia of Communications. – V. 1. – P. 360.

62. Gerbner G., Gross L. Living with Television: The Violence Profile // Journal of Communication. – 1976. – V. 26. – № 2. – P. 174.


4.3. Аудитория как объект направленного информационного воздействия:

возможности и пределы политической социализации

В теоретических концепциях политической коммуникации всегда уделялось особое внимание проблеме аудитории, прежде всего – с точки зрения возможностей изменения мнения потребителей распространяемой информационной продукции, усвоения ими определенных социально-политических ценностей, норм и правил поведения, приобщение к которым составляет сущность процесса политической социализации.

Ключевая идея концепции заключается в том, что демонстрируемое действие, если оно в психологическом и практическом плане представляется индивиду крайне важным, будет с определенной степенью вероятности усвоено и впоследствии воспроизведено. По мнению авторов, данная вероятность возрастает в тех случаях, когда индивид не имеет необходимого опыта, которым можно было бы руководствоваться в подобной [c.205] ситуации, то есть не располагает должными представлениями об иных возможных формах поведения, а также тогда, когда такое действие достаточно легко совершить в реальной жизни.

Применимость данной теоретической модели можно проиллюстрировать различными примерами, показывающими, что демонстрируемое действие в одних случаях может усваиваться и впоследствии воспроизводиться в реальной жизни, тогда как в других, несмотря на высокую степень эмоциональной напряженности сюжета, никак не будет влиять на практические установки индивида.

Вначале рассмотрим довольно часто встречающийся в современных отечественных и зарубежных телефильмах эпизод, в котором положительный герой – в зависимости от места развития событий это будет полицейский или милиционер – при задержании вооруженного преступника вынужден применить к нему достаточно жесткие меры физического насилия. Предполагается, что данное действие является необходимым, справедливым и обоснованным, ибо в противном случае преступник может уйти от заслуженного возмездия. Эмоциональная напряженность такого эпизода, как правило, достаточно высока – положительный герой вступает в схватку с равным или даже превосходящим его по силе противником, но, тем не менее, выходит из нее победителем. При этом сюжет обычно выстраивается по безальтернативному сценарию, не предполагающему, например, возможности задержать преступника без применения силы. Согласно модели, подобное действие имеет высокую степень вероятности быть воплощенным в реальной жизни: в сознании зрителя возникает [c.207] установка, легитимирующая насилие в качестве доступного, если не единственного средства борьбы за восстановление справедливости, и, оказавшись в ситуации, когда, по его собственному субъективному мнению, справедливость оказывается в чем-то нарушенной, такой зритель, к тому же если он обладает достаточной физической силой, будет считать себя вправе действовать так же грубо и жестоко, как полюбившийся ему положительный герой телефильма.

Материалы данного параграфа переработаны и дополнены. Новую редакцию текста см.:


Анализ состояния управляемого объекта, который изменяется в зависимости от поставленных целей, позволяет объективно оценить ситуацию, опираясь не только на здравый смысл и интуицию, но, главным образом, на научно-обоснованные данные. Сравнение состояния объекта в различные промежутки времени позволяет определить величину показателя и направление (вектор) протекающего социального процесса.

Системная информация об объекте должна отражать состояние, процессы и тенденции его развития. Информация, связанная с системой, с одной стороны отображает компоненты самой системы (структурная информация), с другой – процессы социального развития (активная информация). В зависимости от поставленных целей меняется структура собираемой информации, которая позволяет судить о тех или иных качествах объекта. Для этого необходимо разработать социальные показатели и индикаторы, характеризующие эффективность выполнения управленческих функций. Эти показатели формируют основу для оценки социально– экономической и управленческой ситуации.

В качестве социальных индикаторов используются статистические показатели или их система, адекватно отражающая исследуемый (наблюдаемый) объект. Основным критерием соответствия статистических закономерностей требованиям мониторинговых индикаторов является использование принципа однородных совокупностей, выделяемых по признакам общности, идентичности, сопоставимости. Однородность предполагает сходность внутренних, основных причин развития в данной совокупности и сопоставимости условий, в которых протекают исследуемые процессы.

Кроме того, далеко не все статистические показатели, востребованные проводимым мониторингом, отслеживаются органами статистики. В этих случаях их необходимо дополнительно включать в программу мониторинга. Естественно, дать ответ на все вопросы, которые могут возникнуть при использовании статистических показателей в качестве мониторинговых индикаторов, в рамках данного исследования не представляется возможным. Важно при этом отметить, что учет общетеоретических основ функционирования статистических закономерностей в разработке теории социального мониторинга необходим.

Социальные индикаторы, применяемые в структуре мониторинга, автор разделяет на три уровня. На первом уровне используются исходные социальные индикаторы, составляющие полный перечень отобранных для анализа показателей. Индикаторы второго уровня агрегируются в пределах выделенного блока, отражающего ситуацию в конкретной сфере. На третьем уровне получается интегрированный показатель, характеризующий наблюдаемый объект с точки зрения предмета исследования.

4. Средства массовой информации как главная коммуникативная сеть

Сегодня жизнь невозможно представить без информационных технологий. Интерактивное телевидение, мультимедиа, использование компьютерной техники в телевидении повышают интенсивность распространения информации и воздействия ее на людей. Средства доставки электронной информации непрерывно совершенствуются, благодаря этому электронные СМИ вышли на первый план среди других средств массовой информации. С внедрением космических спутниковых систем коммуникаций, информационной сети Интернет формируется глобальная информационная инфраструктура, существенно меняется информационное Пространство. Сегодня мировые компьютерные информационные системы, предназначавшиеся в первоначальном варианте исполнения других функций, стали сильнейшими средствами кассовой информации на базе принципиально нового носителя информации. Такая революция на информационном поле СМИ ставит новые международные правовые вопросы. ЮНЕСКО в 1995 году одобрило среднесрочную стратегию обеспечения сводного потока информации и развитие телекоммуникаций на 1996-2001 гг. Пакт о либерализации телекоммуникационных рынков, подписанный в 1997 году 68 странами Всемирной торговой организации дает правовую базу дальнейшего развития глобальной информационной магистрали. Таким образом, бурное развитие и происходящая конвергенция аудиовизуального, телекоммуникационного и компьютерного секторов привело к новой ситуации на рынках СМИ, изменению принципов его развития, взаимодействия с государством и обществом.

В связи с этим требуется проведение анализа механизма воздействия средств массовой информации на общественное мнение, общественное сознание и массовое поведение людей. Хотя сами средства массовой информации исследуются многими учеными, пока еще не разработана методика систематического наблюдения за самим процессом воздействия СМИ на массовую аудиторию, оценки состояния, осуществление контроля за характером реакции массовой аудитории на то или иное воздействие со стороны различных СМИ.

Синтез телекоммуникаций и информационных технологий с аудиовизуальными средствами массовой информации открывает новые возможности в прогрессе научного подхода к распространению информации. В то же время глобализация телекоммуникаций ставит проблему сохранения культурного многообразия, распространяя однородные информационные продукты и услуги.

Мониторинг воздействия СМИ на массовую аудиторию

Для эффективной организации этой работы необходимо:

• осуществление всех мероприятий мониторинга в комплексе;

• сочетание мониторинга с другими методами сбора данных;

• учет правовых аспектов свободы средств массовой информации;

• учет точек критического состояния массовой аудитории припроведении мониторинга, определение пороговых величин значений социальных индикаторов;

• учет обратных связей, возникающих в процессе мониторинга.

Для проведения мониторинга воздействия СМИ на массовую аудиторию необходимо реализовать ряд этапов. На первом этапе ставятся задачи, связанные с необходимостью уточнения предмета исследования, а также с разработкой инструментария, которые с требуемой разрешающей способностью может обеспечить сбор и анализ информации. Для конкретизации предмета мониторингового исследования применяется метод экспертных оценок, в ходе реализации которого нужно дать ответы на следующие вопросы, касающиеся определения:

• характера СМИ, их политической ориентации, отношения к региональным и местным органам власти и к различным социальным институтам;

• электорального поведения различных слоев населения;

• последствий от проводимых крупных акций средствами массовой информации;

• доверия массовой аудитории тем или иным СМИ;

• приоритетах СМИ различной ориентации;

• изменениях в электоральном поведении людей под воздействием электронных и печатных СМИ.

Эксперты, кроме ответа на формализованные вопросы, дают общую оценку воздействия конкретных СМИ на характер поведения различных слоев населения. Объективность экспертной оценки зависит от качества предложенного инструментария, который должен быть достаточно полным, глубоким и одновременно кратким. Кроме того, инструментарий должен иметь возможность измерять изменения структуры мнения населения во времени. Для этого логика и инструментарий должны фиксировать тренды; не вносить в результаты измерений возмущений, которые могли бы неправильно интерпретироваться. ( См.: Докторов Б. 3. Анализ результатов мониторинга. // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1993, № 5. – С.5.).

Наиболее уязвимый вопрос – подбор экспертов. При этом используются достаточно распространенные критерии:

• широкая информированность по предмету экспертизы;

• наличие фундаментальных знаний в области СМИ и социального управления;

• наличие собственных оригинальных идей и концепций;

• умение занять четкую гражданскую позицию.

Экспертам, кроме ответа на отмеченные ранее вопросы, предлагается дать неформализованный ответ на вопрос о влиянии СМИ на характер поведения массовой аудитории и скорость протекающих изменений в поведении, оценки людьми тех или иных социальных явлений и процессов. Такая информация позволяет уточнить предмет исследования, а также служить в качестве гипотезы и предварительной информации об изучаемом объекте.

Неосведомленность населения по многим политическим вопросам восполняется в определенной степени средствами массовой информации. В условиях сохранения на достаточно большом уровне доверия населения к тем или иным СМИ реакция населения на общественно-политическое состояние в обществе и различные общественно-политические акции зависит во многом от объективности отражения протекающих процессов в средствах массовой информации.

Средства массовой информации приобрели еще одно средство доставки информации до потребителя – Интернет. Если в начале были сомнения в необходимости Интернета – слишком мало обозримости, полезной информации и много анархии, – то теперь развилась собственная динамика, приведшая к тому, что правительства, промышленные предприятия, объединения, университеты, научные учреждения и даже не в последнюю очередь классические средства массовой информации не могут позволить себе быть не представленными в Интернете. Тем самым, Интернет достиг нового качества системы коммуникации, направленность развития которого еще трудно оценить. Во всяком случае эта система уже в значительной мере обеспечила открытие национального и международного обмена информацией. В странах, где активно используются компьютерные информационные системы, они превратились в средства массовой информации. Пока еще ни в одном законе и ни в одной стране мира электронные компьютерные информационные сети не отнесены к СМИ. Это, однако, лишь констатирует отставание правовых основ информатизации от технических, а не игнорирование этих систем в структуре масс-медиа.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение информации.

3. Что такое информационная сфера?

4. Дайте определение информатики.

5. Перечислите виды и формы информации.

6. В чем заключается коммуникативная функция информации?

7. Что такое информационная безопасность коммуникативной системы?

• механизм превращения информации в основной элемент коммуникативной системы;

• особенности производства и потребления информации;

• требования к качеству информации, используемой в коммуникативных системах;

• характеристики информационной сферы;

• требования к обеспечению информационной безопасности государства, общества, социальной группы, личности.

9. Обоснуйте особенности использования информации в различных моделях коммуникации.

10. Почему средства массовой информации можно рассматривать как главную коммуникативную сеть в системе социального управления?

Литература
Основная

1. Авдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. – Владос, 1994. – 336 с.

2. Конецкая В. П. Социология коммуникации. – М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1997. – 304 с.

3. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб.: Знание; ИВЭСЭП, 2001. – 496 с.

4. Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях: Пер. с англ. – М.: Экономика, 1980. – 176 с.

Дополнительная

1. Американская социологическая мысль: Пер. с-англ. / Ред В. И. Добреньков. – М.: Изд. Моск. ун-та, 1994.

2. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. – М., 1982.

3. Зверинцев А. Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера PR. – 1997. –228 с.

4. Милехин А. В. Социологический мониторинг. / Науч. ред Шарков Ф. И. – М., 2000. – 228 с.

5. Симонов П. В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. – М.: Знание, 1989.

6. Шарков Ф. И. Средства массовой информации сегодня. – Чебоксары, 1997. – 137 с.

7. Шепель В. М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. – М.: Дом педагогики, 2000. – 544 с.

Внимание! Это не конец книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента. Поддержите автора!

Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Читайте также: