План урока индустриальный этап развития цивилизации постиндустриальный этап развития цивилизации

Обновлено: 02.07.2024

Данный материал можно использовать на уроках истории в 10 классе при изучении раздела: Древность и античность в истории человечества.

ВложениеРазмер
urok-lektsiya._tsivilizatsiya.doc 72 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотреть основные черты западной и восточной цивилизации.

  • Воспитательные:
  • воспитание уважительного отношения к прошлому человечества;

Развивать умение анализировать факты, делать выводы, формулировать свое мнение.

Тип, вид урока: изучение нового (урок-лекция).

Используемая литература: учебник.

4. Основные черты западной и восточной цивилизации.

5. Ценности древних цивилизаций.

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Цивилизация (термин возник в середине XVIII в.)---------------------- (период промышленности) высшая и универсальная ступень развития

Истинное рождение понятия и теории произошло в эпоху Просвещения.

Цивилизация (лат. гражданский) – а) гражданское городское общество;

б) гармонично устроенное общество, основанное на принципах

гуманизма, обеспечивающего права личности;

в) совокупность материальных, духовных достижений общества

в его историческом развитии;

а) линейная (европоцентристская)

историческое развитие осуществляется в рамках единой мировой цивилизации . Моделью выступает

стадия развития, следующая за дикостью и варварством;

-доосевое время: первобытная культура;

-осевое время: древняя Греция;

-послеосевое время: западная и восточная цивилизации;

-цивилизации, достигшие расцвета: первичные- египетская, китайская и др.

- преемственные: индийская и др.

- спутники: японская, корейская и др.;

- неразвившиеся: города-государства, поглощенные западной цивилизацией;

- застывшие: эскимосская, спартанская и др.

А.Тойнби, английский историк (1889 – 1975), выделял более 30 цивилизаций.

  • этническое и территориальное единство;
  • наличие городов как центров культуры, центров экономической и социальной жизни;
  • наличие письменности как свидетельство высокого уровня культуры;
  • наличие государства (не всегда);

Основные черты восточной цивилизации :

  • примат коллективного труда;
  • преобладание государственного сектора;
  • медленное вхождение в рыночные отношения;
  • коллективизм;
  • власть выше закона;
  • религиозность;
  • патриархальность;
  • мышление эмоциональное;
  • сословность и кастовость;

Основные черты западной цивилизации:

  • примат частного труда;
  • развитые рыночные отношения;
  • гражданские права и свободы;
  • демократия;
  • прагматизм;
  • рационализм;
  • закон превыше всего;
  • плюрализм мнений;
  • реализм;
  • права человека - превыше всего.

Ценности древних цивилизаций.

Североамериканская цивилизация (майя):

а) условия формирования цивилизации:

-миграция: Чукотка - Берингов пролив- Аляска;

г) главные ценности:

- уважение к природе, умение ее понимать;

- примиренческое отношение к жизни;

д) идеал (образец, высшая цель стремлений): мужественный, храбрый человек;

е) достижения цивилизации:

- развитое военное дело;

- узелковое письмо (кипу);

- четкая система воспитания;

- орошаемое земледелие (маис, картофель, фасоль, тыква, перец);

- почтовая служба при помощи скороходов (часки);

ж) судьба цивилизации:

ослаблена раздорами и междоусобными войнами, завоевана Испанией в XVI в.

а) условия формирования: река Нил

- религия- язычество, главный бог- бог солнца Ра, бог может воскрешаться, значит и люди тоже,

возникает вера в бессмертие души и воскрешение;

- воспитание- школа давала только грамотность;

- обычаи: строить пирамиды, бальзамирование мумий;

-восточная деспотия (безграничная власть фараона);

г) главные ценности:

- уважение к природе, умение ее понимать;

- покорность, примиренческое отношение к жизни;

д) идеал: покорный, трудолюбивый человек;

е) достижения цивилизации:

- развитие прикладных наук: астрономия, математика (инженерия);

- солнечные часы, календарь, колесо;

- медицина: наркоз, лечебные травы;

- живопись и скульптура;

ж) судьба цивилизации:

ослаблена постоянными войнами, в I в. н. э. завоевана Римом, цивилизация погибла.

а) условия возникновения:

возникла во II тыс. до н. э., морская цивилизация;

- религия- язычество, боги похожи на людей, религия свободного человека;

в) экономические особенности:

- труд свободных крестьян, рабов мало;

- основной источник дохода - торговля;

д) политические особенности:

- республика (аристократическая и демократическая);

- разделение власти на 3 ветви: законодательную (народное собрание), исполнительную

(стратег) и судебную (суд);

- всеобщая воинская обязанность;

- равенство перед законом;

е) воспитание детей:

-школа- центр развития личности;

ж) ценности цивилизации:

- высокий уровень культуры;

з) идеал: всесторонне развитый, красивый, свободный человек;

к) судьба цивилизации:

в IV в. до н.э. завоевана А. Македонским.

а) условия формирования:

- в VIII в. до н.э. латины, италики;

- религия - язычество, боги- помощники;

- патриции и плебеи;

- земледелие (виноград, рис, кукуруза);

г) политические особенности:

- монархия - аристократическая республика- империя;

- строительство: амфитеатр, акведук, многоэтажные здания;

е) идеал: благо государства выше личных интересов;

ж) судьба цивилизации:

476 г. разгром вандалами (германскими племенами).

Дискуссия : почему погибали древние цивилизации?

1. Синонимом для обозначения восточной цивилизации является:

1) локальная 2) информационная 3) традиционная 4) индустриальная

2. К общим признакам, характеризующим цивилизацию, относятся

1) переход от собирательства к производящему хозяйству

2) человек как критерий цивилизации

3) общественное богатство как фундамент цивилизации

4) все суждения верны

3. К ценностям западной цивилизации не относится

2) ориентация на изменение мира

4) предпочтение вещественных отношений

4. К основным ценностям восточной цивилизации не относится(ятся)

2) скромность образа жизни, умеренный достаток вплоть до аскетизма

3) следование традициям, а не новациям

5. При типологизации цивилизаций большинство исследователей делит мир на следующие мегасистемы:

1) Восток, Запад, Север и Юг

2) США и остальной мир

4) Восток и Запад

6. К основным духовным ценностям восточных цивилизаций относятся

1) высокий уровень зависимости индивида от природы и географической среды, неразрывная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, преобладание среди регуляторов общественных отношений обычаев и традиций

2) стремление к подчинению природы власти человека, неразрывная связь человека с его социальной группой, высокая социальная мобильность, преобладание среди регуляторов общественных отношений обычаев и традиций

3) стремление к подчинению природы власти человека, приоритет прав и свобод личности над социальными общностями, высокая социальная мобильность, демократический политический режим и правовое государство

4) все суждения неверны

7. К основным духовным ценностям западных цивилизаций относятся

1) высокий уровень зависимости индивида от природы и географической среды, неразрывная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, преобладание среди регуляторов общественных отношений обычаев и традиций

2) стремление к подчинению природы власти человека, неразрывная связь человека с его социальной группой, высокая социальная мобильность, преобладание среди регуляторов общественных отношений обычаев и традиций

3) стремление к подчинению природы власти человека, приоритет прав и свобод личности над социальными общностями, высокая социальная мобильность, демократический политический режим и правовое государство

4) все суждения неверны

8. Ценности свободы торговли и свободы предпринимательства характерны

1) для аграрного общества

2) для традиционного общества

3) для восточной цивилизации

4) для западной цивилизации

9. Выберите правильный ответ.

Главной причиной перехода от первобытного общества к древним цивилизациям стало (а)

1) расширение знаний людей о природе

2) начало организованной производственной деятельности человека

3) замена потребляющего типа хозяйства производящим

4) возникновение основных мировых религий

10. К признакам античной цивилизации, существовавшей в Древней Греции, не относится

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

_______________________
(наименование организации образования)

Поурочный план или краткосрочный план для педагога организаций среднего образования.
Индустриальный этап развития цивилизации_урок 1

Цивилизация: особенности развития

Индустриальный этап развития цивилизации_урок 1

Цели обучения в соответствии
с учебной программой

10.1.2.2 - анализировать взаимосвязь хозяйственной деятельности и цивилизационного развития;

10.1.2.3 - объяснять особенности индустриального типа цивилизации

Проанализировать характерные особенности индустриального этапа цивилизационного развития в целом и в отдельных регионах

Этап урока/ Время

Пояснение целей урока, целей обучения, критериев оценивания.

Организовать Мозговой штурм. Скорректировать результаты

Организовать работу с карточками

Мозговой штурм – каковы характерные особенности индустриального этапа развития цивилизации?

Работа с карточками (Приложение 1)

Соотнести ответы с вопросами для сравнения, уточнить свое понимание особенностей каждого из этапов.

Самопроверка с помощью марк-схемы.

Оценивание формативное

Учебное задание

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 194 материала в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 06.11.2020 257
  • DOCX 30.2 кбайт
  • 13 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Колодезный Михаил Анатольевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Тема урока:
Индустриальный и
постиндустриальный этапы развития
цивилизации. Цивилизации Древнего
мира
Предмет: Всемирная история
Класс: 10 ЕМН
Учебная четверть: 4
Урок: №4-6
Цели обучения:
10.1.2.2 - анализировать взаимосвязь хозяйственной
деятельности и цивилизационного развития;
10.1.2.3 - объяснять особенности индустриального типа
цивилизации.
10.1.2.4 - объяснять особенности постиндустриального этапа
развития цивилизации;
10.1.2.5 - определять влияние информационных технологий на
развитие современной цивилизации.
10.1.3.1 - выявлять особенности древних цивилизаций на основе
сравнительного анализа их характерных признаков;

ПРЕДИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭПОХА.
Европейская
прединдустриальная
эпоха – 15-18 вв.
(Эпоха Возрождения,
Географические
открытия, Реформация,
эпоха Просвещения)
Главная особенность
периода – переход от
традиционной к
индустриальной
цивилизации.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ:
концентрация
централизация
синхронизация
стандартизация
специализация
максимизация
- сосредоточение все большей части средств производства, рабочей силы
и выпуска продукции на крупных и крупнейших предприятиях (поточномассовое производство, внедрение новой техники, повышение ПТ,
снижение издержек; образование монополий).
*Концентрация в социальной сфере: формирование и поляризация 2-х
основных классов – рабочих и предпринимателей-капиталистов.
*Концентрация в политике: образование больших, массовых партий и
движений.
*Концентрация в науке: крупные исследовательские центры и
институты.
объединение нескольких предприятий в одно, создание крупных
финансово-промышленных групп, слияние нескольких капиталов - их
рост
процесс согласования времени: с одной стороны – машины, фабрики, с
другой стороны – человека, семьи
единый образец, его повторение (тиражирование).
ограничение человека узким кругом деятельности, пожизненное
закрепление за отдельной операцией или одной какой-то функцией
(сборочный конвейер) → отчуждение человека от целей и задач более
широкого целого (предприятия, отрасли) → безразличие, апатия,
агрессия
стремление выжать из всего максимум возможного, выбрать все до
конца, увеличить до предела.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ
ЦИВИЛИЗАЦИИ.
Сферы
Экономическая
Основные черты
• Основной производственный ресурс - энергия
• Промышленность, основанная на машинной технике.
• Массовое производство
• Рынок как регулятор экономики.
• Развитая частная собственность.
• В сельском хозяйстве резко повышается
производительность труда, разрушается натуральная
замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется
интенсивным
• Высокий престиж предпринимательства
• Человек освобождается от прямой зависимости от
природы, частично подчиняет ее себе. Стабильный
экономический рост сопровождается ростом реальных
доходов на душу населения.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ
ЦИВИЛИЗАЦИИ.
Сферы
Основные черты
Политическая • Конституция, как основной закон государства
• Легальный тип господства правящего класса
• Демократическое политическое устройство
• Движение к правовому государству
Словарь:
Правовое государство — форма организации
политической власти в стране, основанная на
верховенстве законности, прав и свобод
человека и гражданина.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ
ЦИВИЛИЗАЦИИ.
Сферы
Социальная
Основные черты
• Высокая социальная мобильность
• Сокращается удельный вес крестьянства в
составе населения
• Урбанизация.
• Формирование классовой структуры общества.
• Аристократия как класс постепенно исчезает.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ
ЦИВИЛИЗАЦИИ.
Сферы
Основные черты
Культурная
Принцип индивидуализма.
• Высокий престиж науки и
образования.
• Преобладание рационализма
• Утилитаризм
• Свобода как базовая ценность
• Вера в прогресс
• Ориентация на успех

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ
ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Традиционное общество базируется на
взаимодействии человека с природой,
индустриальное – на взаимодействии с
преобразованной им природой, а
постиндустриальное общество – на
взаимодействии между людьми.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
Сферы
Основные черты
Экономическая • Основной производственный ресурс – информация
• Тип производственной деятельности в
постиндустриальном обществе – последовательная
обработка [processing] в противоположность
изготовлению [fabrication] и добыче [extraction] на более
ранних ступенях развития);
• Характер базовых технологий в постиндустриальном
обществе - наукоемкие, в эпоху индустриализма капиталоемкие и в доиндустриальный период трудоемкие.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
Сферы
Политическая
Основные черты
• Демассификация – утрата влияния и
распад традиционных массовых партий,
рост числа мелких партий и движений,
групп давления, представляющих
интересы самых разных (как раз
малочисленных) категорий населения.
• База формирования политических
партий – хаотичная.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
Сферы
Основные черты
Культурная
• Главная ценность – человек как
саморазвивающееся существо
• Высокий престиж науки и образования
• Ценность самообразования и
непрерывного образования
• Плюрализм. Уважение различий в
восприятии искусства
• Права человека – как основа культуры

Цивилизации Древнего мира
Древний Восток
К III тысячелетию до н. э. на Древнем
Востоке возникли первые очаги
цивилизации. Некоторые ученые
называют древние цивилизации
первичными для того, чтобы
подчеркнуть, что они выросли
непосредственно из первобытности и не
опирались на предшествующую
цивилизационную традицию. Одна из
характерных особенностей первичных
цивилизаций состоит в том, что в них
присутствует значительный момент
первобытных верований, традиций и
форм общественного взаимодействия.

Социально-политическая
организация.
Монархия – преобладающая форма
правления, в ее крайней степени –
деспотии.
Значительная роль религии в
обосновании классового
неравенства.
Подавляющая (тотальная) роль
государства во всех сферах жизни
общества (подавление
инакомыслия, навязывание
идеологии и т.д.)
Беспрекословное подчинение
населения правителю государства.

Задания по новой теме
2. Задание (максимально 4 балла)
Укажите основные отличия индустриальной и
постиндустриальной цивилизаций (письменно в
тетради):
Аспекты цивилизации
Политический
Экономический
Социальный
Культурный
Отличия

Мотивационная рефлексия
Учащимся предлагаются рисунки чемодана,
мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в
дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
(напротив каждого рисунка дать
развёрнутый ответ, подумав над своей
работой на занятии)

Читайте также: