Каким образом глобальные проблемы современности влияют на развитие функций государства кратко

Обновлено: 04.07.2024

Глобальные проблемы и функции современного государства

Ключевые слова: глобальные, проблемы, функции, современного, государства

Современное развитие цивилизации проходит под знаком появления и нарастания глобальных проблем, отличительная черта которых состоит в том, что они имеют общепланетарный, общемировой характер, затрагивают ин­тересы всей цивилизации.

Глобальные проблемы человечества можно поделить на два вида.

К первому виду можно отнести проблемы, которые в целом имеют нор­мальный характер, обусловлены естественным ходом событий, но в силу сво­ей природы требуют усилий всего человеческого сообщества. Это такие, как защита прав и свобод человека, освоение космоса, построение всеобщей ин­формационной системы (создание общепланетарного информационного пространства) и др.

Второй вид глобальных проблем несет в себе угрозу унич­тожения цивилизации. Это проблемы экологических катастроф, демографи­ческого, сырьевого и энергетического кризисов, последствий использования ядерных технологий и др.

Вместе с тем в программе социального развития человека заложены, ви­димо, и механизмы, которые должны обеспечить его выживание. И один из таких механизмов - целенаправленная деятельность государства.

Существование глобальных проблем человечества обусловливает и возник­новение у государства глобальных функций. Для таких функций характерна все­общность, они определяют необходимость объединения усилий всех государств.

Наличие глобальных функций практически стирает различия между внутренними и внешними функциями государства. Как справедливо отметил проф. Венгеров, такое деление, присущее социалистическому государствоведению и обусловленное классовой оценкой природы государства, в известной степени утратило свое значение, многие внутренние функции приобретают внешний характер.

В частности, экологическое направление в деятельности государства. И тому пример Чернобыльская катастрофа, которая затронула экологическую безопасность целого ряда стран.

Итак, учитывая соответствие между глобальными проблемами человече­ства и глобальными функциями государств, в ряду таких функций можно, в частности, назвать:

- функцию предотвращения экологических катастроф и ликвидации их последствий;

- функцию решения демографических, сырьевых и энергетических про­блем;

- функцию борьбы с международной преступностью, обеспечения миро­вого правопорядка;

- функцию сотрудничества в области освоения космоса;

- функцию объединения усилий в создании общепланетарного информа­ционного пространства;

Например, можно выделить отдельным направлением борьбу с голодом на планете (хотя это направление входит в функцию защиты прав человека - права на жизнь и достойное существование). . читать далее .

Поскольку в Российской Федерации национально - государственные образования являются субъектами Федерации и имеют равные права с иными субъектами РФ, их отличия, например, от республик в составе РФ незначительны: в федеральной Конституции республики названы государствами, кроме того, главный акт республики - Конституция, автономной области и автономных округов - устав (основной закон).

Исходя из того, что края, области и города федерального значения также являются субъектами РФ, руководители ряда этих единиц не прочь, чтобы они считались Г. о. (в таком случае в отличие от автономной области и автономных округов их надо было бы характеризовать как территориально-государственные или государственно-территориальные образования). Какое конституционное разрешение получит данный вопрос - покажет будущее.

Содружество – это объединение государств, характеризующихся определенной однородностью, обусловленной экономической общностью, интеграцией хозяйственных связей как, например, у стран СНГ, либо языковым единством, как у стран Британского Содружества Наций, либо общностью правовой системы, культуры, религии, как у стран, входящих в Лигу арабских стран.

Связи между членами содружества менее тесные, нежели у участников конфедераций, а потому порядок вступления и выхода из содружества более простой.

Ассоциация – это объединение государств по вопросам, относящимся к разряду глобальных мировых проблем сохранение мира, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов. В качестве примера можно привести Ассоциацию стран тихоокеанского региона — АСЕАН, розданную для поддержания мира и порядка в этой зоне.

К насильственным формам объединения государств относятся союзы и империи. Правда, такие объединения скорее из области прошлого, хотя и не столь отдаленного.

Союзы – объединения государств, основанные далеко не всегда на истинной добровольности. В союзы объединяются государства, как правило, вынужденно, поскольку в противном случае им придется испытать куда более неблагоприятные последствия и нести серьезные издержки. К примеру, это страны Балтийского союза — Литва, Латвия, Эстония, поставившие себе в качестве цели отдаление от России, некоторые среднеазиатские республики бывшего СССР, на протяжении многих веков испытывавшие на себе давление своих южных соседей.

Основные концепции современного правопонимания: нормативная; естественно – правовая; социологическая и др.

1. Естественно - правовая теория.

Представители: Гоббс, Локк, Радищев и др.

· в рамках данной доктрины разделяются право и закон;

· отождествляются право и мораль (справедливость, свобода, равенство определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы);

· источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе; эти права приобретаются от рождения либо от Бога.

· это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные

революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;

· в ней замечено, что законы могут быть неправовыми, должны приводиться в соответствие с правом;

· провозглашает источником прав человека природу либо Бога.

· такое понимание права уменьшает его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного;

· такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием.

2. Историческая школа права.

Представители: Гуго, Савиньи, Пухта и др.

· право - историческое явление, которое возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;

· право - это прежде всего правовые обычаи (правила поведения, влекущие за собой юридические последствия);

· представители отрицали права человека;

· впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права;

· справедливо подчеркивается тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;

· верно подмечены преимущества правовых обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения.

· теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя;

· ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству.

3. Марксистская теория права.

Представители: Маркс, Энгельс, Ленин и др.

· право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса;

· содержание классовой воли определяется характером материальных производственных отношений;

· право - это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством.

· представители выделяли четкие критерии правомерного и противоправного;

· показали зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;

· обратили внимание на тесную связь права с государством.

· преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим, ограничивая жизнь права историческими рамками классового общества;

· слишком жестко связывали право с материальными факторами.

4. Социологическая теория права.

Представители: Эрлих, Жени, Муромцев и др.

· разделяют право и закон. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов;

· под правом понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право - это реальное поведение субъектов правоотношений - физических и юридических лиц;

· такое понимание ориентирует на реализацию права, где оно обретает практическое осуществление;

· совершенно обоснованно отмечается приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой формой;

· эта теория хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

· теряются четкие критерии правомерного и неправомерного(сама реализация может быть законной и противозаконной);

· увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.

5. Психологическая теория права.

Представители: Петражицкий, Росс, Рейснер и др.

· понятие и сущность права выводятся, прежде всего, не через деятельность законодателя, а через психологические закономерности - правовые эмоции людей;

· все правовые переживания делятся на два вида – переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного, автономного) права.

· учтены психологические процессы, поэтому нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую структуру индивида;

· повышает роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества;

· источник прав человека выводится не из законодательства, а из психики самого человека.

· придается слишком большое значение психологическим факторам в ущерб;

· отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

6. Нормативистская теория права.

Представители: Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и др.

· исходным является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на верху – основная (суверенная) норма, принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы;

· бытие права принадлежит сфере должного, а не сущего. Юридическая наука должна изучать право в чистом виде, вне связи с политическими, социально-экономическими (и другими сущими) оценками;

· в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (конституционной) норме.

· подчеркивается свойство права, как нормативность, и доказывается необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы;

· нормативность связана с формальной определенностью права, что облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями и позволяет субъектам знакомиться с последними по нормативным актам;

· признаются возможности государства влиять на общественное развитие, именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму,

· слишком значителен сдвиг к формальной стороне права. Представители недооценивают связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами;

· признавая, что основную норму принимает законодатель, преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм.

· основные или исходные (отправные) нормы — т.е, из которых проистекают все другие юридические нормы — самые главные, содержаться в конституциях (например, гос. язык);

· нормы – правила поведения — основная масса правовых норм; регулятивные и охранительные;

· общие нормы – нормы, распространяющие свое действие не на одну отрасль права, а на несколько отраслей и институтов права;

· специальные нормы распространяют свое действие на определенный круг регулируемых отношений и на определенный круг субъектов (например, нормы воинских уставов).

7. По методу правового регулирования:

· императивные – категорически повелительные, строго обязательные;

· диспозитивные – предоставляют определенную автономию субъектам права, которые имеют возможность в рамках закона совершать действия по своему усмотрению (гражданское, семейное, трудовое, финансовое право);

· рекомендательные – предполагают желательный варианта действий;

· поощрительные – содержат правила, следования которым требует от исполнителей лучших действий, результатом такого исполнения может быть премия.

Отсылочные прямо отсылают к другому нормативному акту, другой норме.

Внешней формой выражения норм права являются статьи нормативных актов. В процессе правотворчества выработалась практика изложения норм права в статьях нормативных актов, состоящая в его многовариантности, а именно когда:

· одна статья норм.акта соответствует одной норме права. Подобное изложение правовой нормы встречается редко, оно характерно для гражданского, хозяйственного, финансового законодательства;

· одна статья норм.акта содержит только одну часть нормы права, например диспозицию;

· одна статья норм.акта содержит несколько норм права;

· одна статья норм.акта содержит две части нормы права, например гипотезу и санкцию.

Наиболее распространен вариант изложения норм права, когда одна норма располагается в нескольких статьях норм.акта и даже в нескольких норм.актах. Это связано с требованиями законодательной техники, предполагающими краткость и компактность издания норм.акта. Классическое изложение правовой нормы (совпадение статьи и нормы) во многих случаях нецелесообразно, т.к. подобное изложение превратило бы почти каждый норм.акт в объемный том.

Политические системы современности. Особенности и разновидности.

Основной функцией политической системы является управление всеми общественными отношениями, всеми системами конкретного общества. Политическая система аккумулирует интересы и потребности различных субъектов политики, ранжирует их по значимости, приоритетности и вырабатывает соответствующие решения для их удовлетворения. Таким образом, система реагирует на требования социальной среды и адаптируется к се изменениям.

Типы политических систем.

Политические системы можно классифицировать по разным основаниям. В зависимости от характера политического режима(способа осуществления политической власти) они делятся на тоталитарные, авторитарные и демократические.

В авторитарных (автократических) политических системах власть принадлежит политическому классу во главе с лидером;

она опирается на закон, выражающий интересы этого политического класса и его лидера (царя, императора, генерального секретаря, фюрера и т. п.). В таком политическом строе исполнительная власть является господствующей, а независимой судебной системы не существует.

В социал-демократических политических системах власть принадлежит демократическому, правовому, социальному государству и гражданскому обществу, основу которого образует средний класс. Эта система основана на разделении властей, опирается на закон, обеспечивающий свободу и ответственность граждан. Ветви власти находятся в относительной гармонии, контролируются гражданским обществом, а также демократическим, справедливым, действенным правом.

Политические системы можно разделить на традиционные и модернизированные, в зависимости от характера гражданского общества, дифференцированности политических ролей, способа обоснования власти.

Традиционная политическая система характеризуется политически неактивными гражданами, слабой дифференцированностью политических ролей, сакральным или харизматическим обоснованием власти. В модернизированных политических системах есть развитое гражданское общество, разнообразие политических ролей, разумный законный способ обоснования власти.

Стабильность политической системы зависит от способности государственной власти принимать решения и обеспечивать их соблюдение без применения силы. Последнее возможно при легитимности власти и ее решений. Эффективность политической системы означает удовлетворенность населения выполнением ее функций. Возникающие политические кризисы — результат неэффективности государственной власти, ее неспособности выразить интересы каких-то сообществ, согласовать их между собой, претворить такую согласованность в жизнь. Этому способствует также рассогласование между правильно выбранными интересами и их политической реализацией. Такое положение характерно для развивающихся обществ — с меняющейся стратификацией — как и в современной России.

Глобальные проблемы современности и функции государства

Глобальный (от фр. global - всеобщий и лат. globus - шар) - относящийся к территории всего земного шара, охватывающий весь земной шар, всемирный.

Современное развитие цивилизации проходит под знаком появления и нарастания глобальных проблем, отличительная черта которых состоит в том, что они имеют общепланетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всей цивилизации.

Глобальные проблемы человечества можно поделить на два вида.

К первому виду можно отнести проблемы, которые в целом имеют нормальный характер, обусловлены естественным ходом событий, но в силу своей природы требуют усилий всего человеческого сообщества. Это такие, как защита прав и свобод человека, освоение космоса, построение всеобщей информационной системы (создание общепланетарного информационного пространства) и др.

Второй вид глобальных проблем несет в себе угрозу уничтожения цивилизации. Это проблемы экологических катастроф, демографического, сырьевого и энергетического кризисов, последствий использования ядерных технологий и др.

Вместе с тем в программе социального развития человека заложены, видимо, и механизмы, которые должны обеспечить его выживание. И один из таких механизмов - целенаправленная деятельность государства.

Существование глобальных проблем человечества обусловливает и возникновение у государства глобальных функций. Для таких функций характерна всеобщность, они определяют необходимость объединения усилий всех государств.

Наличие глобальных функций практически стирает различия между внутренними и внешними функциями государства. Как справедливо отметил профессор Венгеров, такое деление, присущее социалистическому государствоведению и обусловленное классовой оценкой природы государства, в известной степени утратило свое значение, многие внутренние функции приобретают внешний характер. В частности, экологическое направление в деятельности государства. И тому пример Чернобыльская катастрофа, которая затронула экологическую безопасность целого ряда стран.

Вопрос несколько странный. Так как на ответ на него на уровне кэпа очевидности. Если государство не находится на острове, к которому никто и никогда не подплывает и не прилетает, оно неизбежно всегда будет сталкиваться с внешними влияниями. Всегда! Даже если оно огородится железным занавесом. На него могут просто напасть соседи! Поэтому ему надо содержать сильную армию. Читать далее

> неизбежно всегда будет сталкиваться с внешними влияниями. На него могут просто напасть соседи! Поэтому ему надо. Читать дальше

О сообществе

Осмысление фундаментальных и прикладных вопросов политической науки и жизни. Объединяет российских экспертов и всех тех, кому интересна мировая политика, публичное управление и самоуправление в России, политическая конфликтология и психология, политический анализ, прогнозирование и форсайт.

Проблема функций государства не является широко обсуждаемой темой в юридической науке. Тем не менее, некоторые аспекты в данной области заслуживают пристального внимания.

Понятийный аппарат

Глобальные проблемы – это проблемы, которые относятся ко всей планете, являются всемирными.

Функции государства – основные направления деятельности государства, которые позволяют определить сущность государства и его назначение.

Различают два вида функций государств – внешние и внутренние.

В настоящее время человечество столкнулось с глобальными проблемами, которые затрагивают интересы всей человеческой цивилизации.

Глобальные проблемы подразделяются на два вида:

  1. Проблемы, имеющие нормальный характер, то есть те проблемы, которые возникли из-за естественного хода событий. Например, освоение космического пространства, защита прав и свобод человека и гражданина и иные.
  2. Проблемы, которые могут повлечь уничтожение человечества. К ним относятся проблемы сырьевого и энергетического кризисов, последствия испытаний ядерного вооружения и другие.

Глобальные функции государства

  1. Функции защиты свобод и прав человека и гражданина, и особенно право на благоприятную окружающую среду, на право получать достоверные сведения о состоянии среды, возмещение ущерба, который причинен жизни, здоровью либо имуществу из-за экологического правонарушения,
  2. Функции, которые позволят предотвратить экологические катастрофы и выработают действенные механизмы по устранению их последствий,
  3. Функции, которые позволят решить сырьевые, демографические и энергетические проблемы,
  4. Функции, которые позволят решить проблемы с международными преступлениями, позволят поддерживать мировой порядок,
  5. Функции, которые объединят государства в сфере освоения космических пространств,
  6. Функции, которые позволят объединиться государствам для создания общего, всепланетного и единого информационного пространства.

Готовые работы на аналогичную тему

Указан не исчерпывающий перечень глобальных функции государства, а лишь примерный. Представляется актуальным выделение такой функции, как борьба с голодом (несмотря на то, что данное направление заложено в принципах реализации прав человека).

Эволюция функций государства

Благодаря развитию человечества и возникновению все новых проблем в различных областях? развиваются и функции государства. Следовательно, действуют механизмы обновления государственных функций.

На появление новых функций влияют случайные, субъективные процессы, а не только процессы проходящие внутри государств. Функции не являются тем, что появилось и навсегда осталось в первозданном виде. От различных условий жизни и исторического этапа они подлежат изменению.

В настоящее время самым важным в деятельности государства является становление глобальных функций, которые будут давать характеристику государства в космической, экологической, информационной и иных областях деятельности мировой цивилизации, ведь именно данные вопросы носят всепланетный и общий характер.

Читайте также: