Учителя пенсионеры имеют ли право работать в школе

Обновлено: 02.07.2024

Нет возрастных ограничений. Пенсионеры по возрасту имеют право быть оформленными как на срочный, так и на постоянную ставку. По соглашению сторон. Если она оформлена на постоянную ставку (бессрочный трудовой договор) , то до тех пор, пока сама не захочет или вы ее не захотите сократить с соблюдением правил ТК РФ. Только так. Ну или если она на срочном, то по окончанию срока договора.

если учитель женщина до 55, муж до 60ти. по общим правилам. Далее по соглашению сторон.

Пока не помрёт на рабочем месте. У нас универе так было. Препод в 87 лет умер прямо на лекции.

Боюсь представить, насколько несчастны её дети, если она всю жизнь тешилась чужими.

Если справляется с обязанностями, то Вы его не уволите, так как возрастных ограничений нет.

А сократить могут учителя 1940 года рождения или молодежь сокращать будут?

Мне 47 лет и мой классный руководитель теперь учит моего ребенка. Ей 69 лет. Естественно заслуженная-перезаслуженная, звездная - не достать. На мой взгляд - это явный перебор. Педагогическая выхолощенность на лицо: дети только средство тешить ее самолюбие на олимпиадах и т. д. Учителю из середины 20-го века не понять детей 21-го. 25 лет педагогического стажа - и домой. Престарелые учителя - это просто жалкое зрелище: дети не воспринимают, учителя-коллеги подсмеиваются, родители терпят. Уходите вОвремя, достойно и без маразма и альцгеймера под ручку.

льготный стаж для учителей

Что такое льготная пенсия и льготный стаж для учителей

Законы РФ позволяют людям, которые занимаются педагогической деятельностью, выходить на пенсию на льготных условиях. Так, для учителей и педагогов предусмотрен выход на пенсию независимо от возраста по выслуге лет в определенных законом должностях, занимаемых в детских учреждениях. Льготный стаж учителя необходимый для досрочного выхода на пенсию — 25 лет. Исчисление специального стажа для назначения льготной пенсии для педагогов регулируется Постановлением правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года. В более поздней поправке изменилась только формулировка названия пенсии, поэтому данный документ считается актуальным.


Какие должности относятся к педагогическому стажу

В постановлении №781 указаны списки учреждений и возможных должностей, 25-и летний стаж работы на которых позволяет досрочно выйти на пенсию. В обобщенном виде эти списки можно представить следующим образом.

Правила исчисления педагогического стажа

Помимо списка организаций и должностей, работа в которых является необходимым условием льготного выхода на пенсию для педагогов, постановление № 781 так же содержит свод правил исчисления льготного стажа для педагогов. Согласно этим правилам различные должности могут иметь ограничения или преимущества при расчете педагогического стажа.

Рассмотрим основные из этих правил.

  1. С 1 сентября 2000 года в педагогический стаж засчитывается только работа на полную ставку. При этом возможно совмещение нескольких должностей в один период времени, и если работа по ним суммарно составляет полную ставку, этот период засчитывается в специальный стаж. Работа педагога до 1 сентября 2000 года засчитывается независимо от выработки нормы.
  2. Для сотрудников ряда учреждений (социального обслуживания, для детей нуждающихся в специальной помощи), а также для музыкальных руководителей обязательна выработка нормы рабочего времени, независимо от периода выполнения работы.
  3. Работа учителей начальной школы и учителей сельских школ засчитывается в педагогический стаж независимо от выполнения нормы рабочего времени.
  4. Работа в должности директора образовательного учреждения с 1 сентября 2000 года засчитывается только при условии ведения преподавательской деятельности не менее 240 часов в год для общеобразовательных учреждений и 360 часов в год для среднего специальных. До 2000 года такая работа включается в педагогический стаж независимо от преподавания.
  5. Работа в должностях списка в учреждениях среднего специального и начального профессионального образования, вечерних школах засчитывается в педагогический стаж при условии, что в учреждении в указанный период обучалось не менее 50% детей до 18 лет.

Что входит в педагогический стаж

Помимо непосредственно работы в указанных должностях в педагогический стаж входят и другие периоды жизни и деятельности, при выполнении определенных условий, а именно:

  1. Отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, суммарно не более 6 лет, при условии что такой отпуск начинался до 6.10.1992, когда в силу вступил закон, согласно которому отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет в педагогический стаж не включается.
  2. Курсы повышения квалификации, если они проходили после 1.09.2000 и в годы их прохождения была выполнена годовая норма рабочего времени соответствующего ставке заработной платы.
  3. Время обучения в ВУЗе, если обучение было завершено до 1 октября 1993 года, и непосредственно до начала и после завершения обучения осуществлялась педагогическая деятельность.
  4. Прохождение срочной службы в армии, при условии что служба была завершена до 1 октября 1993 года. Нередко для включения данного периода в педагогический стаж необходимо обращаться в суд.
  5. Периоды временной нетрудоспособности (больничный).
  6. Оплачиваемые отпуска, кроме учебного отпуска.


Как меняются условия льготного стажа для учителей с 2020 года

В связи с пенсионной реформой с 2020 года условия льготного выхода на пенсию для педагогов изменились. Основные изменения в вопросах досрочного выхода на пенсию учителями касаются применения индивидуальных пенсионных баллов (ИПК) и отсрочки выхода на пенсию по выслуге лет. Период с 2020 по 2025 годы является переходным для полного внедрения новых условий, поэтому в разные годы этого периода по ним будут применяться разные ограничения.

Так, в 2020 году для льготного выхода на пенсию необходимо наличие 18,6 баллов, в 2025 году этот показатель достигнет 30 и закрепится на этом уровне, для чего значение будет увеличиваться каждый год на 2,4 балла.
Минимально необходимое количество пенсионных баллов для досрочного выхода на пенсию в зависимости от года

Что касается отсрочки оформления пенсии после выработки педагогического стажа продолжительностью 25 лет, максимальное значение этого периода будет достигнуто к 2023 году и составит 5 лет. То есть, если раньше пенсию по выслуге лет можно было оформить сразу, как только педагогический стаж составлял 25 лет, то теперь выйти на пенсию можно будет только по истечению периода отсрочки после его выработки. В 2020 году период отсрочки составляет 1,5 года. Далее каждый год его продолжительность увеличивается.

Период отсрочки оформления льготной пенсии для учителей в зависимости от года выработки педагогического стажа

Льготный выход на пенсию для педагогов с 2020 года

Как посчитать педагогический стаж по новым условиям

Расчет педагогического стажа в 2020 году производиться согласно законодательным актам пенсионного законодательства разных лет и федеральному закону № 350-ФЗ от 03.10.2018 г., в зависимости от периодов работы каждого конкретного педагога. В основе расчета используются список должностей и учреждений и свод правил исчисления педагогического стажа, которые содержатся в постановлении № 781.

Рассмотрим некоторые примеры расчета.


1. Заявитель закончил педагогический ВУЗ в 1995 году.
1995 — 2012 г.г. — работа учителем средней школы.
2012 - 2015 г.г. — работа заведующим учебной частью.
2015 г. - начало 2020 года — работа в должности директора средней школы с ведением преподавательской деятельности.
В данном случае заявитель имеет педагогический стаж в 25 лет, при условии выработки нормы рабочего времени равной ставке в должности учителя и завуча и ведения преподавательской деятельности в должности директора не менее 240 часов в год. Период обучения в ВУЗе не включается. Может претендовать на досрочный выход на пенсию во втором полугодии 2021 года (отсрочка) при наличии 21 пенсионного балла.

2. Заявительница имеет следующие периоды:
с 15 августа 1991 года по 17 января 1992 года – работа учителем в средней школе;
с 18 января 1992 года по 1 сентября 1993 года — декретный отпуск;
с 1 сентября 1993 года по 20 августа 2000 года — работа учителем в средней школе;
с 21 августа 2000 года по 23 августа 2004 года — работа учителем в средней школе на ½ ставки;
с 24 августа 2004 года по 20 августа 2020 года — работа учителем в средней школе.

В данном случае общий стаж составляет 29 лет, но педагогический — также 25. В него включен период декретного отпуска, так как он начался до октября 1992 года, но не включен период работы на 0,5 ставки. Заявительница может выйти на пенсию в первом полугодии 2022 года и должен иметь при этом 23,4 пенсионных балла.

Всех ли педагогов осенью ждет увеличение зарплат?

Когда все время говорится про среднюю зарплату в экономике, то это не значит, что ее каждый учитель получит. Некоторые регионы хотят повысить финансирование только стимулирующего фонда оплаты. И оставить его распределение на усмотрение школ. То есть зарплата повысится у педагогов с лучшими показателями качества. Я все-таки сторонник того, чтобы выросли и базовая, и стимулирующая части.

А критерии качества какие? В Москве с сентября 259 школ в качестве эксперимента будут переведены на новую систему оплаты. Учителям сказали, что их доходы будут зависеть от успеваемости учеников. А родители боятся, что придется платить за каждый чих.

Сегодня в соответствии с Федеральным законом № 83-ФЗ школы переводят на систему нормативно-подушевого финансирования. То есть начинается переход от финансирования самих бюджетных учреждений к оплате их деятельности. Зарплата учителя делится на базовую, стимулирующую и компенсационную части. Базовая рассчитывается в зависимости от числа обучающихся, интенсивности, сложности предмета. Компенсационная несомненно связана с обязательствами законодательства. И самое главное — стимулирующая часть, которая должна распределяться с участием органов общественного самоуправления. Разработкой критериев оплаты занимается сама школа, ее управляющий совет. Для каждого учреждения критерии — свои. Со стороны родительской общественности должен быть сформирован заказ на качество. Очень важно, чтобы школы имели свою программу развития. И принимали решение, за что они хотят стимулировать учителя. Тем, кто уделяет большое внимание воспитанию детей, занимается с ними дополнительно. Или тем, кто готовит к олимпиадам, поддерживает творческую одаренность. Это же очень разные стратегии. Положительная динамика в освоении образовательных программ и в успеваемости обязательно должна учитываться. При этом Москва – не первый регион, который переходит на новые рельсы. Как показывает практика Белгородской, Калининградской, Тюменской, Томской областей, Краснодарского края и других регионов, чтобы мотивировать учителя, стимулирующий фонд должен быть не менее 20%. Это дает возможность талантливым педагогам, которые работают на результат, получать зарплату существенно выше. Иногда даже больше, чем опытные учителя.

Есть такая угроза. Очень важно, чтобы образовалась системная основа повышения нормативов финансирования. А это значит, что необходимо внести соответствующие изменения в закон о бюджете.

Действительно ли по уровню образования российские школьники значительно отстают от европейских?

Ситуация интересная. В начальной школе у нас очень хорошие результаты. По чтению, грамотности, пересказу, пониманию смысла мы просто первые. Здесь сказался и фактор семьи, и дошкольного воспитания. По естественно-научной и математической грамотности, замеры которой делает TIMMS, в 5–8 классах мы также всегда на довольно высоких позициях. Однако по рейтингу PISA, который оценивает 15-летних, мы в третьей группе стран, где образованность статистически ниже средней. После нас уже нет азиатских и европейских стран. Причем PISA проверяет не просто знания, а то, как человек может применять их в реальной жизни, как подросток думает. То есть это своего рода тест на креативность и компетенцию. Точные ответы там не нужны. Например, ребят просили взять домой кого камушек, кого мел, деревяшку и положить в воду, завернуть в тряпочку. А потом они должны описать, что случилось с предметом. И дальше следовал вопрос — как вы думаете, зачем вас просили это сделать? Нужно было реконструировать логику. Эксперимент служит механизмом получения знаний. Мел растворяли, чтобы посмотреть, как материал взаимодействует с водой. Но многие не смогли ответить. Причем 10–11-классники с заданиями справлялись в среднем лучше, чем европейцы. Крайне низкие показатели у учеников колледжей и техникумов. И это очень серьезные качели. Технологии в современной школе для многих детей просто не подходят. Они работают на небольшую группу мотивированных подростков из благополучных семей. Нужна индивидуализация образования.

Однако новые стандарты старшей школы, предлагавшие индивидуализацию, забракованы и педагогами, и родителями. Что сейчас будет предложено общественности?

Решать проблему достойной отраслевой пенсии. Создавать систему разных центров — психологических, логопедических, коррекционных и предлагать опытным педагогам работу в таких сетевых структурах. Заслон на возраст в школах — не старше 60–65 лет– необходим. Да, это недемократично. Но сегодня мы теряем не только темп обновления, но и качество. Причем в отношении дошкольников у меня такой жесткой позиции нет. Наоборот, малышам необходимы терпение, забота, внимание. Все это свойственно людям старшего возраста. А школам требуется креативность. И разница в два поколения между учеником и учителем этому не способствует.


Пожалуй, один из важных вопросов, который волнует всех педагогов и учителей - право на досрочную пенсию. Напомним, до 2001 года гражданам, осуществляющим педагогическую деятельность в детских образовательных учреждениях, назначалась пенсия по выслуге лет (на основании Закона РСФСР № 340-I от 20.11.90 г., действовавшего с 1992 по 2001 гг., и более раннего Постановления Совмина СССР № 1397 от 17.12.59 г.). Для получения пенсии преподаватель, учитель, воспитатель или иной работник сферы образования должен был иметь стаж просветительской деятельности не менее 25 лет.

В 2001 году в связи с введением обязательного пенсионного страхования, пенсии по выслуге лет фактически были упразднены. Им на смену пришли льготные трудовые пенсии, исчисляемые уже по новым правилам, но все также сохраняющие за учителями право уходить на заслуженный отдых раньше положенного.

И вот, спустя 14 лет, главный пенсионный закон страны претерпел еще одну волну изменений. Трудовые пенсии стали страховыми, а в нашу повседневную жизнь вошли такие понятия, как страховой стаж и пенсионные баллы.

Что это означает для педагогов? Наравне с другими гражданами РФ, работники сферы образования отныне поставлены в зависимость от размера своих пенсионных отчислений. Размер пенсии больше не зависит от среднего размера заработной платы. Все, что имеет значение - это величина ежегодных пенсионных отчислений. Чем больше педагог отчисляет и чем больше работает, тем больше будет его пенсия.

До внесения каких либо изменений в ФЗ №400 от 29.12.13 г., за учителями сохраняется право на льготную пенсию по выслуге лет. Основным условием для ее получения в 2015 году по-прежнему является специальный трудовой стаж. Но это еще не все.

По новым правилам педагогам придется научиться считать года и коэффициенты, а также неустанно следить за соблюдением нормы рабочего времени. Более подробно, о порядке назначения досрочной пенсии поговорим дальше.

Условия досрочного выхода на пенсию

Для того, чтобы день выхода учителя на пенсию пришел быстрее, требуется неукоснительное соблюдение требований подпункта 19 пункта 1 статьи 30 ФЗ №400 от 29.12.13г.

Что же это за требования?

  • Наличие 25 лет стажа в учреждениях детского образования и минимального в году выхода на пенсию индивидуального пенсионного коэффициента ( в 2015 году - 6,6, в 2016 году - 9, в 2017 году - 11,4).
  • Соответствие должности и места работы утвержденным государственным спискам (подробнее см. Постановление №781 от 29.10.02г. за периоды работы с 2001г., Постановление Правительства РФ №1067 от 22.09.99г. за периоды работы с 1999 по 2001 гг., Постановление Совмина РСФСР №463 от 06.09.92г. за периоды работы с 1992-1999гг., Постановление Совмина СССР № 1397 от 17.12.59г. за периоды работы до 1992г.).
  • Осуществление педагогической деятельности на условиях полной занятости (Приказ Минобрнауки №1601 от 22.12.14 г.).

Нормы рабочего времени?

Особое внимание будущим пенсионерам рекомендуем обратить на последний пункт: для зачета отработанного времени в профессиональный стаж. С 2015 года педагогический работник для получения пенсии по выслуге лет должен вырабатывать норму рабочего времени соответствующую одной полной заработной ставке:

  • 36 часов в неделю - профессора ВУЗов, педагоги-психологи, трудовики, учителя физкультуры, старшие вожатые, библиотекари, методисты,
  • 30 часов в неделю - старшие воспитатели в ДОУ;
  • 25 - учителя, воспитатели, педагоги, работающие с детьми-инвалидами;
  • 24 часа в неделю - преподаватели музыки;
  • 20 часов в неделю - логопеды, и дефектологи в ДОУ и школах;
  • 18 часов в неделю - учителя в школах, педагоги и учителя доп. образования, преподаватели в спортивных школах и школах искусств, преподаватели иностранных языков в ДОУ;
  • 720 часов в год - преподаватели среднеспециальных учебных заведений

Для ряда сотрудников образования действуют особые условия зачета профессионального стажа. К таким сотрудникам относятся заведующие учебных заведений, детдомов, преподаватели музыки, директора лечебных санаториев, учителя начальных классов сельских школ и т.д.

Подробнее с условиями зачета профессионального стажа можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ №781 от 29.10.12г.

Читайте также: