Принципы библиографической деятельности кратко

Обновлено: 03.07.2024

Среди информационных продуктов, создаваемых библиотеками в рамках библиографической деятельности, отметим следующие:

Библиографические списки литературы и указатели

Формирование библиографических пособий – одно из ведущих направлений работы библиографов. Такие пособия дают возможность пользователю познакомиться с книгами, представленными в библиотеке по данной теме.

В ходе использования интернет-сайтов стали создаваться спискиэлектронных информационных ресурсов.

Безусловно, многие списки назвать библиографическими можно лишь условно, поскольку в них приводятся только самые необходимые данные о ресурсе: название и местонахождение.

При наличии методических материалов по описанию электронных ресурсов вполне возможно создать полноценное библиографическое описание и, соответственно, корректный библиографический список интернет-ресурсов.

Обратим внимание ещё на одну ошибку, типичную для рекомендательных списков литературы, которая касается нумерации книг.

Напомним, что нумерация книг характерна для государственных и научно-вспомогательных библиографических пособий и связана с организацией поискового аппарата (в частности, вспомогательных указателей). К этой группе можно отнести и макеты книжных выставок, где нумерация книг соответствует их расположению на выставке.

В рекомендательных библиографических пособиях нумерация используется только в планах чтения, где показывает установленную последовательность чтения книг.

Полнотекстовые дайджесты

Особенностью новых жанров явилось сочетание вторичной (библиографической) и первичной (фактографической) информации.

В электронной форме в Сети представлены библиографические дайджесты.

Дайджестами (от англ. digest – краткое изложение, обзор) принято называть фрагменты текстов нескольких документов (цитаты, выдержки, реже – полный текст статьи или заметки), подобранные по определённой теме и не обеспеченные обобщающими публикациями. Чаще всего дайджесты составляют при обслуживании руководителей (информационные) или по тематическим направлениям (чаще всего – краеведческие и экологические).

Сегодня приняты следующие подходы к организации дайджеста:

– от библиографического списка источников с переходом по гиперссылке на фрагмент текста или полный текст материала (библиографический подход);

– от фрагмента текста (цитаты) или полного текста документа к библиографическому описанию источника (классический подход).

Дайджесты представлены в формате pdf и не обладают, например, гиперссылками, связью с мультимедийными ресурсами и т.п., но показывают классический подход к организации библиографического дайджеста.

Библиографические обзоры

Библиографический обзор является традиционным видом библиографического пособия и представляет собой связный рассказ о документах с той или иной степенью обобщения.

На библиотечных сайтах под названием обзора литературы бывают представлены различные библиографические списки (т.е.

название может не соответствовать содержанию). Тогда можно предположить, что сотрудники библиотеки поместили на сайт список документов, которые в библиотеке использовались для обзора, но не сам библиографический обзор (рис. 1).


Виртуальные книжные выставки

Новое направление в библиографической работе библиотек связано с организацией виртуальных (электронных) книжных выставок.

Для них можно отметить большое разнообразие форм представления материала: от простых перечислений книг до мультимедийных презентаций и интерактивных книжных выставок.

– создаются для представления изданий;

– отличаются актуальностью выбранной темы;

– выполняют информационную и рекомендательную функции;

Как и в традиционной книжной выставке, в виртуальной используются разделы, цитаты, присутствует оформление (сюда относятся обложки и раскрытые книги, эстетика размещения, цветовая гамма и т.д.).

Возможно применение дополнительных элементов, присущих традиционной книжной выставке (это, например, фактографическая справка об авторе или предмете, список дополнительной литературы) и отличающих виртуальную книжную выставку (гипертекстовые ссылки на полные тексты или фрагменты документов, мультимедийные эффекты, интерактивное взаимодействие с пользователем и т.д.).

Обязательным при организации виртуальных книжных выставок является чёткое следование стандартам представления традиционных книжных выставок:

художественное представление книги (изображение обложки, раскрытой книги, в том числе с возможностью интерактивного перелистывания страниц, возможность прочитать фрагмент текста и т.д.);

библиографическое описание книги;

аннотация представляемой книги (то, какую аннотацию – рекомендательную или справочную – использовать, зависит от целевого и читательского назначения, указанного в предисловии).

Достоинство виртуальных книжных выставок – возможность представить издания, не снимая их с полки.

Предоставить пользователям книги, показанные на выставке, и не ограничивать время существования экспозиции.

Благодаря возможности организации постоянно действующих выставок, библиотеки смогли создавать циклы виртуальных книжных выставок, действующих одновременно.

Отметим, что передвижение по выставке с помощью гиперссылок требует от пользователя активного участия; пользователь имеет возможность проигнорировать разделы, которые не отвечают его интересам, и более глубоко познакомиться с интересующими его изданиями.

Организаторам гипертекстовые ссылки позволяют так организовать пространство интернет-страницы, чтобы пользователь в любой момент мог получить представление о выставке в целом и о каждой книге, показанной в экспозиции.

В перспективе для детей и подростков можно организовывать электронные выставки-игры, предусматривающие прохождение различных испытаний и предоставляющие в качестве приза информацию о книгах (информация о книге может быть нужна также для прохождения следующего испытания).

Виртуальная выставка способна представить не только книги, но и периодические издания, изобразительные материалы, электронные ресурсы.

Создание электронных библиографических ресурсов обязательно опирается на традиционную методику и включает новые возможности электронной компьютерной среды.

Простота работы и широкие возможности компьютерных программ (текстовый процессор Word, система подготовки презентаций PowerPoint, язык разметки интернет-страниц HTML и др.) позволяют любой библиотеке создавать электронные библиографические ресурсы, доступные локально в стенах библиотеки или через Интернет.

(Например, технология создания электронного библиографического пособия с помощью текстового процессора Word рассматривается в пособии Е.В.Панковой и Л.С.Беркутовой [4].)

Виды современной библиографии

И современная трактовка

• I период – библиография как книгописание (Древняя Греция);

• II период – библиография как наука о книге (Европа XVII века);

• III период – библиография как информационная деятельность (начало – 60-е годы ХХ века);

• IV период – библиография как информационное управление (вторая полови-на ХХ – начало XXI веков);

• книжное дело как объект библиографии;

• библиографическая информация как предмет библиографии.

Функции библиографии

• управление как общая, универсальная функция библиографии;

• сигнальное информационное управление как частная функция библиографии;

• оценочное информационное управление как частная функция библиографии;

• рекомендательное информационное управление как частная функция биб-лиографии;

• самоуправление как частная функция библиографии.

Принципы библиографии: традиционные и современные

• традиционные принципы библиографии: партийность, народность, научность;

• современные принципы библиографии: коммуникативность, системность, деятельность.

Понятие и структура библиографоведения как науки

• библиографическая деятельность как объект библиографоведения;

• библиографическое знание как предмет библиографоведения;

• теория библиографии как составная часть библиографоведения;

• история библиографии как составная часть библиографоведения;

• методика и методология библиографии как составная часть библиографоведения.

Библиографоведение в системе книговедения.

Библиографоведение и смежные науки

• библиографоведение как составная часть книговедения;

• библиографоведение и смежные науки: философия, логика, история, инфор матика, психология, теория систем и т.д.

ТИПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОГРАФИИ

Многомерный критерий

Современной библиографической типологии

• состав многомерного критерия современной библиографической типологии:

цель, предмет, метод, жанр, социальная значимость, полнота, социальный уровень, структура, время, пространство, материальная конструкция, потребитель (читательский адрес).

Виды современной библиографии

• по функциональному признаку (по способу информационного управления):

государственная, оценочная, рекомендательная, библиография библиографии

(библиография второй степени);

• по сфере деятельности: универсальная, специальная, отраслевая, единичная;

• по предмету информационного управления: документографическая, факто-

• по методу информационного управления: описательная, аналитическая, синтезная;

• по жанру: аннотативная, реферативная, обзорная__________;

• по социальной значимости и по уровню универсального (типового) инфор-

мационного управления: новая, ценная, полезная;

• по полноте (условия, определяющие степень полноты);

• по социальному уровню: массовая, групповая, межличностная;

• по структуре информационного управления: перечислительная, иерархическая, интегральная;

• по времени информационного управления: ретроспективная, текущая, пер спективная;

• по пространственному признаку: международная, страноведческая, краеведческая;

• по материальной конструкции: устная, рукописная, печатная, электронная.

Библиографическая деятельность библиотек

Библиографическая деятельность — это область деятельности по удовлетворению потребностей в библиографической информации.

Процесс подготовки библиографической информации называется библиографированием.

Деятельность по доведению информации о документе до потребителей библиографическое обслуживание.

Последнее включает в себя справочнобиблиографическое обслуживание (выполнение разовых запросов), библиографическое информирование (обеспечение информацией в соответствии с постоянно действующими запросами) и информационное обучение.

Справочно-библиографическое обслуживание

— библиографическое обслуживание в соответствии с разовыми запросами потребителей информации (в режиме запрос-ответ).

Под библиографическим запросом понимается требование на библиографическую информацию, поступившее от потребителя.

Библиографическая справка — ответ на разовый запрос, содержащий библиографическую информацию.

В зависимости от формы, в которой читатель получает ответ на свой запрос, справки могут быть устными или письменными.

Запросы, поступающие от читателей, могут быть библиографическими или фактографическими.

Библиографические запросы подразделяются, в свою очередь, на:

тематические — содержащие библиографическую информацию по определенной теме;

адресные — устанавливающие наличие и (или) местонахождение запрашиваемого документа в определенном фонде;

уточняющие — позволяющие исправлять искаженные или устанавливать отсутствующие элементы библиографического описания.

Консультация — ответ на запрос, содержащий советы, рекомендации по самостоятельному использованию СПА библиотеки и библиографических источников.

Отказ на запрос тоже считается справкой, он содержит причины, по которым запрос читателя не может быть выполнен.

Практически каждому читателю в процессе его деятельности помимо самих документов и библиографических сведений о них постоянно требуются те или иные конкретные справочные данные, зафиксированные в различных документах: даты событий, жизни и деятельности отдельных лиц, статистические данные, сведения о свойствах веществ и материалов, расшифровка терминов и определений, цитаты и т. д.

Простейшие фактографические запросы, не требующие переработки содержащихся в документах фактических данных, обычно выполняются в библиотеках.

Фактографический запрос Этот вид обслуживания осуществляется в библиотеках всех типов, любой ведомственной принадлежности, не зависимо от структуры, численности штатов, объема и состава фонда.

Справочно-библиографическим занимаются разные подразделения библиотеки (абонемент, читальные залы), осуществляя эту деятельность с помощью своих справочно-поисковых аппаратов.

Основная же часть запросов, выполняемых в библиотеках, приходится на библиографический отдел.

Библиографическая служба в зависимости от типа библиотеки, формы собственности, состава читателей, объема фондов, количества сотрудников, уровня их профессиональной подготовки, числа структурных подразделений и, наконец, уровня внедрения современных информационных технологий организуется по-разному.

Самостоятельное подразделение — библиографический отдел основа библиографической службы для крупных научных библиотек.

В библиотеках других типов эти задачи выполняют библиографические секторы или группы.

В небольших библиотеках, не имеющих структурных подразделений, эти функции выполняет библиограф.

При отсутствии в штатном расписании библиотеки такой должности обязанности по осуществлению библиографической деятельности возлагается на одного из сотрудников.

Методическое сопровождение предполагает самостоятельное осуществление поиска необходимой информации, используя специально подготовленные инструктивнометодические материалы (инструкции, алгоритмы, памятки), содержащие подробные методики работы с каждым из ресурсов.

Наличие такой методической поддержки обеспечивает пользователям комфортную работу и получение релевантной информации.

Методическое сопровождение Новые формы справочнобиблиографического обслуживания и продвижения информационных продуктов и услуг.

Виртуальная справка – это справочная служба, функционирующая с помощью электронных технологий, часто в режиме реального времени.

При этом используются компьютеры и интернеттехнологии для взаимодействия с персоналом службы без физического контакта.

Сервис, позволяющий в режиме реального времени общаться с удаленным пользователем через специальную форму, размещенную на популярных страницах сайта библиотеки.

Онлайн-помощник Информационный марафон

слушателей разных категорий, разного уровня подготовки и образования в течение 2-3 дней знакомят с наиболее актуальными ресурсами по различным тематическим направлениям и методикой работы с ними, предоставляют сведения о продуктах и услугах Библиотеки и т. д.

Современным и эффективным способом обучения являются информационные брифинги. На таких встречах в режиме прессконференции можно не только отвечать на вопросы пользователей, связанные с поиском информации, но и проводить тематические консультации.

Брифинги могут быть самостоятельным мероприятием или прикладным к различным массовым библиотечным формам.

Информационный брифинг Показ жемчужин книжной коллекции / ресурсов.

Библиографическая биеннале – выставка или фестиваль библиографических и информационных ресурсов, продукции и услуг библиотеки.

Цель: заинтересовать потенциальных читателей / пользователей Библиографическая биеннале Организуется для определенной категории слушателей (аспирантов).

Учебный план включает не только занятия по изучению методик работы с ресурсами, но и другие темы, вызывающие интерес у данной категории слушателей: правила написания научной работы, оформление списка литературы и т. д.

Школа молодого ученого Знакомство с библиотекой (экскурсия);

Обзор традиционных и электронных отраслевых библиографических источников (+алгоритм работы);

Обучение методике работы с ними;

Информация о формах обслуживания удаленных пользователей.

Уточните, не работает(ал) ли кто-нибудь над избранной Вами проблемой.

Для этого исследуйте следующие источники:

Установите, нет ли готовой библиографии по Вашей теме или ее отдельным разделам, с учетом хронологических и языковых рамок

Для этого исследуйте следующие источники:

………………………… Если есть составленная библиография, уточните, не пропущены ли в ней интересующие Вас годы и т. д.

Дальнейший поиск ведется по основным текущим информационнобиблиографическим источникам литературы всесоюзных, отраслевых, универсальных и региональных органов информации.

Большинство людей хотят получать информацию современным способом.

Привычных источников информации в нужный момент может не оказаться под рукой, а телефон рядом. Использование мобильных телефонов расширит традиционное библиотечное пространство и спектр традиционных библиотечных услуг.

Кроме того, бланки удобны для анализа запросов, выбора методики их выполнения, эффективности использования различных частей СБА.

Поэтому важно регистрировать не только удовлетворенные запросы, но и те, на которые в условиях данной библиотеки ответа не найдено, поскольку это дает возможность оценить качество фондов библиотеки.

Учет консультаций дает возможность определить активность использования каждого ресурса и установить какие тематические (отраслевые) направления научных исследований пользуются особенным спросом.

Бланки учета читательских запросов и листки учета методических консультаций являются важными первичными учетными документами, на их основе анализируется состояние справочнобиблиографического обслуживания, составляется отчет о нем.

Итоги выполнения годового плана по всему объему работ подводят в годовом отчете, являющемся завершающим звеном учета, контроля и отчетности библиографического подразделения и библиотеки в целом.

Помимо статистической отчет имеет текстовую часть, в которой всесторонне рассматривается библиографическая работа библиотеки.

Читайте также: