Примеры форматов годового плана доу разных регионов россии

Обновлено: 05.07.2024

План работы на учебный год является обязательной документацией дошкольного образовательного учреждения. В нем определены направления, задачи и система мероприятий для решения задач в конкретном учебном году.

Существуют основные требования к техническому и содержательному оформлению данного документа: титульный лист, содержание разделов, нумерация страниц и др. Текст может иллюстрироваться схемами и таблицами. При необходимости, к годовому плану оформляются тематические приложения.

В настоящее время к дошкольному образовательному учреждению предъявляются определенные требования:

• выполнение государственного заказа-задания,

• совершенствование качества разнообразных услуг, в том числе и образовательных,

• взаимодействие с различными организациями и структурами для достижения поставленных целей и задач.

Ряд обязательных документов, составляют нормативную базу деятельности каждого ДОУ. С этой точки зрения разработка и реализация плана - это два основных этапа управленческого цикла.

Определение основных мероприятий, видов деятельности, конкретных исполнителей и сроков исполнения — в этом заключается сущность планирования.

Цель планирования - выработка единства действий административного и педагогического коллективов. Умение четко сформулировать цели и задачи, стоящие перед коллективом на основе глубокого анализа уровня достижений за прошедший учебный год, требует от руководителей специальных знаний и умений. В настоящее время в номенклатуре дел сложилась система планов : устав, программа развития, образовательная программа, план работы на учебный год. Требования к документации ДОУ предполагает наличие индивидуальных планов у каждого педагога, руководителя и специалиста.

В качестве основного, целевого решения для всего коллектива ДОУ выступает план работы на год и образовательная программа, а в качестве перспективного плана действий - программа развития ДОУ.

В трех важных документах ДОУ (программа развития ДОУ, образовательная программа, годовой план работы) определены ряд ключевых целей и задач для всего педагогического коллектива. Эти документы связаны между собой целями, задачами и даже основными мероприятиями.

Говоря о плане работы на учебный год мы знаем, что сложилась некоторая цикличность, в которых отражены основные этапы и виды деятельности педагогического коллектива.

Начало учебного года - это адаптационный период в жизни ребятишек как вновь поступивших, так и вернувшихся в детский сад после летнего отдыха с родителями. Это смотры-конкурсы на готовность к новому учебному году всего ДОУ и каждой возрастной группы. Начало учебного года - это методические собеседования с педагогами, с целью выявления знаний о возрастных особенностях детей группы, с которыми им предстоит работать. Это обсуждение организации гибких режимов, форм и содержания работы.

Эта регламентация упрощает планирование работы ДОУ, так как ряд вопросов носит цикличный характер и повторяется из года в год.

Годовой план работы можно рассматривать как инструмент оперативного управления дошкольным образовательным учреждением.

Годовой план - это конкретизация задач и мероприятий обозначенных в программе развития и образовательной программе.

В годовом плане работы ДОУ определены :

• конкретные мероприятия по разрешения проблем в образовательном процессе,

• система методической поддержки воспитателей в их профессиональном росте,

• формирование опыта работы педагогов,

• внедрение инноваций, с целью повышения качества дошкольного образования.

Годовой план - это сосредоточение внимания коллектива на главных задачах конкретного учебного года.

Основные задачи планирования заключаются в следующем:

• в обеспечении выполнения решений государственных органов по вопросам воспитания, развития и эмоционального благополучия детей раннего и дошкольного возраста;

• в вычленении главных, узловых вопросов в деятельности педагогического коллектива;

• в определении конкретных мероприятий, сроков их

• исполнения и ответственных исполнителей;

• в воспитании ответственности и дисциплинированности у членов коллектива.

В методической литературе часто называют еще одну причину формализма при составлении плана, которая в последующем ведет и к формализму при его реализации, Это перегруженность плана мероприятиями и объемные текстовые планы без четкой структуры.

Оптимальность, как условие необходимости и достаточности, является важным принципом эффективного планирования.

ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА РАБОТЫ ДОУ НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Основные разделы годового плана работы ДОУ

1 раздел. Анализ работы за прошедший учебный год.

Этот раздел может быть оформлен текстом и проиллюстрирован схемами с краткими выводами. Мы предлагаем 6 разделов аналитической справки по итогам учебного года, соответствующих шести блокам представленного нами первого варианта годового плана.

1.1. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни. В этом разделе кратко надо представить: состояние здоровья воспитанников; заболеваемость детей и сотрудников в течение года, сравнительные цифры по дням функционирования, суммарные данные по группам здоровья для организации специальной лечебно-профилактической работы; результаты организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, организации рационального питания и др. Далее даются общие выводы (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни, определяются резервы планирования деятельности на новый учебный год.

1.2. Результаты выполнения образовательной программы ДОУ по направлениям: социально-личностного, художественно-эстетического, познавательно-речевого и физического развития детей. Это оценка промежуточных результатов освоения Программы в каждой возрастной группе по направлениям и образовательным областям.

1.3. Анализируется уровень развития интегративных качеств выпускников ДОУ (оценка итоговых результатов освоения Программы в подготовительной к школе группе, готовности детей подготовительной группы к обучению в школе; успеваемость бывших выпускников детского сада, в настоящее время окончивших 1-3 класс. Далее следуют общие выводы и резервы повышения результативности работы по данному разделу.

1.4. Анализируются результаты повышения профессионального мастерства педагогов, их аттестация и повышение квалификации; заявки педагогов на методическую помощь на следующий год (по карте педагогического мастерства); системы методической работы в ДОУ. Анализируется научно-методическая обеспеченность образовательного процесса.

1.5. Общие выводы, выявленные тенденции и резервы планирования работы с кадрами, оснащения методического кабинета на следующий учебный год.

1.6. Анализируется система взаимодействия с родителями воспитанников (по результатам анкетирования родителей); выполнение планов совместной работы ДОУ и школы; результаты работы с другими организациями. Общие выводы.

1.7. Анализируются итоги административно-хозяйственной работы и оцениваются материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ.

1.8. Для ДОУ компенсирующего и комбинированного вида включается еще один раздел - анализ результатов коррекционной работы.

Далее пишутся годовые задачи на предстоящий учебный год.

2 раздел годового плана. Повышение квалификации и профессионального мастерства.

В этом разделе планируется система работы с кадрами :

• обучение на курсах повышения квалификации (для разных категорий педагогов с учетом дифференцированного подхода);

• подготовка к аттестации и аттестация;

• посещение педагогами в межкурсовой период методических объединений, конференций, круглых столов и т. д., с целью повышения профессионального мастерства;

3 раздел годового плана. Организационно-педагогическая работа.

Система методической поддержки педагогов, с использованием разнообразных форм методической работы.

Работа творческих групп.

Подготовка и проведение педагогических советов.

Изучение, обобщение, внедрение, распространение передового педагогического опыта.

Участие в конкурсах и смотрах.

Оснащение и пополнение материалами методического кабинета.

4 раздел годового плана. Система внутреннего мониторинга.

Этот раздел связан с контрольно-диагностической функцией в управлении дошкольным образовательным учреждением и представляется как система внутреннего мониторинга. Здесь планируются виды и формы контроля (оперативный, тематический, ДРК и др.). Ежегодно планируется организация подведения итоговых и промежуточных результатов развития дошкольников, в которой принимают участие все члены педагогического коллектива.

• В подготовительной к школе группе подводятся итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

• Во всех возрастных группах детского сада - промежуточные результаты освоения основной общеобразовательной программы воспитанниками по всем направлениям развития.

5 раздел годового плана. Взаимодействие в работе с семьей, школой и другими организациями.

В этом разделе планируется работа по повышению педагогической компетентности родителей (родительские собрания, семинары, тренинги, практикумы, круглые столы и т. д.).

Совместное творчество детей, родителей и педагогов.

Создание банка данных о семьях воспитанников.

Планируются мероприятия по вопросам преемственности в работе со школой и организациями, с которыми заключены договора.

6 раздел годового плана. Административно-хозяйственная работа.

Планируется вся работа по укреплению материально-технической и финансовой базы ДОУ: ремонт, оснащение и пополнение предметных сред, и др.

Фотоотчет об изучении плана эвакуации при пожаре

Фотоотчет об изучении плана эвакуации при пожаре Ребенок уже в дошкольном возрасте может столкнутся со многими опасностями. Пожар всегда возникает неожиданно. Чтобы не было беды, мы обучаем.

Циклограмма плана работы с родителями 2017–2018 учебный год (подготовительная группа) 1 Оформление родительских уголков 2 Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм 3 Индивидуальные беседы 4 Консультация «Режим детского.

Отчет о проведении плана мероприятий ко Дню матери в подготовительной группе

Отчет о проведении плана мероприятий ко Дню матери в подготовительной группе ОТЧЕТ о проведении плана мероприятий ко дню матери в подготовительной группе №2 Цель: приобщение детей к всемирному празднику " День Матери".

Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности. Главная особенность дошкольного.

1.1. Итоги работы по обеспечению здоровья и здорового образа жизни в ДОУ.

1.2.Результаты выполнения основной образовательной программы по образовательным областям.

1.3.Результаты подготовленности детей подготовительной группы к обучению в школе.

1.4. Результаты повышения профессионального мастерства педагогов

1.5.Результаты взаимодействия с семьями воспитанников и социумом.

1.6.Итоги административно-хозяйственной работы.

1.7.Оценка уровня выполнения годовых задач.

1.8. Общие выводы, выявленные тенденции и резервы планирования работы на следующий учебный год, задачи на новый учебный год.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Годовой план работы дошкольного учреждения – это целеустремленная программа действий коллектива дошкольного учреждения, доведенная до необходимой конкретизации по содержанию, времени, исполнителям, организационным формам и путям ее реализации.

Годовой план работы дошкольного учреждения – это целеустремленная программа действий коллектива дошкольного учреждения, доведенная до необходимой конкретизации по содержанию, времени, исполнителям, организационным формам и путям ее реализации.

Основные разделы годового плана работы ДОУ

Введение. Краткая характеристика ДОУ (основные технические сведения об учреждении, характеристика материальной базы, обеспеченность педагогическими кадрами, укомплектованность групп).

I раздел. Анализ работы за прошедший учебный год.

Этот раздел может быть оформлен текстом и проиллюстрирован схемами с краткими выводами. (К.С. Белая предлагает следующие разделы аналитической справки по итогам учебного года, соответ­ствующих шести блокам).

1. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни. В этом разделе кратко необходимо представить: состояние здоровья воспитанников; заболеваемость детей в течение года, сравнительные цифры по дням функционирования, суммарные данные по группам здоровья для организации специальной лечебно-профилактической работы; результаты организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, организации рационального питания, результаты адаптации вновь прибывших детей и др.

Далее даются общие выводы (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни), определяются резервы планирования деятельности на новый учебный год.

2. Результаты выполнения образовательной программы ДОУ по направлениям: социально - коммуникативного, художественно-эстетического, познавательного, речевого и физического развития детей. Общие выводы.

3. Анализируется уровень развития целевых ориентиров выпускников ДОУ (оценка итоговых результатов освоения образовательной программы в подготовительной к школе группе), готовности детей подготовительной группы к обучению в школе. Далее следуют общие выводы и резервы повышения результативности работы по данному разделу.

4. Анализируются результаты повышения профессионального мастерства педагогов, их аттестация и повышение квалификации; заявки педагогов на методическую помощь на следующий год (по анализу анкет, результатам контроля); системы методической работы в ДОУ. Анализируется научно-методическая обеспеченность образовательного процесса, инновационная деятельность, результаты по экспериментальной деятельности.

Общие выводы, выявленные тенденции и резервы планирования работы с кадрами, оснащения методического кабинета на следующий учебный год.

5. Анализируется система взаимодействия с родителями воспитанников (по результатам анкетирования родителей); выполнение планов совместной работы ДОУ и школы; результаты работы с другими организациями. Общие выводы.

6. Анализируются итоги административно-хозяйственной работы и оцениваются материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ.

Для ДОУ компенсирующего и комбинированного вида включается еще один раздел - анализ результатов коррекционной работы. Также отдельным разделом включается анализ внутриучрежденческого контроля.

Планирование годовых задач

Основные задачи деятельности ДОУ должны логически вытекать из тех проблем, которые выявились в ходе анализа реализации Образовательной программы и Годового плана в текущем учебном году.

В годовых планах работы определяются основные задачи по направлениям деятельности. Задачи являются главными для конкретного учреждения и определяются на основе анализа работы за прошедший год, в ходе которого выявляются проблемные участки в работе. Проблемные участки и диктуют выбор годовых задач на следующий учебный год.

Наличие понятного механизма (можно проверить результат задачи);

Единые параметры измерения задачи и результата;

Прогнозирование цели (задачи на будущее).

Управленческие задачи направлены на создание условий для решения образовательных задач и в зависимости от конкретной ситуации могут быть связаны с:

- повышением квалификации педагогов по определенному вопросу;

- обогащением материально-технической базы и развивающей среды;

- оптимизацией взаимодействия с родителями воспитанников;

- совершенствованием процесса управления (обеспечение координации деятельности сотрудников, обновление организационной структуры, механизма контроля и т.д.);

- повышением эффективности деятельности ДОУ (введение дополнительных образовательных услуг, новых форм работы ДОУ)

В настоящее время к дошкольному образовательному учреждению предъявляются определенные требования:

выполнение государственного заказа-задания,

совершенствование качества разнообразных услуг, в том числе и образовательных,

взаимодействие с различными организациями и структурами для достижения поставленных целей и задач.

Основные задачи планирования заключаются в следующем:

в обеспечении выполнения решений государственных органов по вопросам воспитания, развития и эмоционального благополучия детей раннего и дошкольного возраста;

в вычленении главных, узловых вопросов в деятельности педагогического коллектива;

в определении конкретных мероприятий, сроков их исполнения и ответственных исполнителей;

в воспитании ответственности и дисциплинированности у членов коллектива.

При годовом планировании в дошкольной образовательной организации необходимо ориентироваться на принципы ФГОС ДО:

поддержки разнообразия детства;

сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Форма написания плана годового плана может быть самой различной:

календарной (разбитой по месяцам),

цикличной (содержать определенную цикличность форм работы),

текстовой (иметь текстовое описание содержания),

табличной (иметь табличную форму написания),

блочно – схематичной (разбитой на определенные блоки работы).

По мнению большинства современных ученых, процесс планирования должен приводить к созданию некой единой системы, в которой хорошо бы были видны:

Задачи деятельности ДОУ на определенный период (в данном случае – год);

Основное содержание плана;

Сроки выполнения запланированных мероприятий;

Ответственные за выполнение плана лица.

МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕШЕНИЕ ГОДОВЫХ ЗАДАЧ

II раздел годового плана. Повышение квалификации и профессионального мастерства педагогов.

В этом разделе планируется система работы с кадрами:

обучение на курсах повышения квалификации (для разных категорий педагогов с учетом дифференцированного подхода);

подготовка к аттестации и аттестация;

посещение педагогами в межкурсовой период методических объединений, конференций, круглых столов, вебинаров, мастер-классов и т.д., с целью повышения профессионального мастерства;

III раздел годового плана. Организационно-педагогическая работа.

Система методической поддержки педагогов, с использованием разнообразных форм методической работы.

Работа творческих групп.

Подготовка и проведение педагогических советов.

Изучение, обобщение, внедрение, распространение передового педагогического опыта.

Участие в конкурсах и смотрах.

Просмотры открытых мероприятий;

Апробация и внедрение инновационных технологий;

Участие в экспериментальной деятельности

Оснащение и пополнение материалами методического кабинета.

IV раздел годового плана. Система внутреннего мониторинга.

Этот раздел связан с контрольно-диагностической функцией в управлении дошкольным образовательным учреждением и представляется как система внутреннего мониторинга. Здесь планируются виды и формы контроля (оперативный, тематический, комплексный, фронтальный).

Ежегодно планируется организация подведения итоговых и промежуточных результатов развития до­школьников: состояние физического здоровья; оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста; уровень развития психических процессов (мышление, память, воображение).

В подготовительной к школе группе проводятся итоговые результаты освоения детьми образовательной программы дошкольного образования.

Во всех возрастных группах детского сада проводятся промежуточные результаты освоения образовательной программы воспитанниками по всем направлениям развития.

V раздел годового плана. Взаимодействие в работе с семьей, школой и другими организациями.

В этом разделе планируется работа по повышению педагогической компетентности родителей (родительские собрания, семинары, тренинги, практикумы, круглые столы, консультации, и т.д.).

Совместное творчество детей, родителей и педагогов (конкурсы, акции, праздники и развлечения);

Информированность родителей по различным вопросам на информационных стендах, официальном сайте детского сада;

Планируются мероприятия по вопросам преемственности в работе со школой и организациями, с которыми заключены договора.

VI раздел годового плана. Административно-хозяйственная работа.

Планируется вся работа по укреплению материально-технической и финансовой базы ДОУ: ремонт, оснащение и пополнение предметно - пространственной среды, и др.

ПРИЛОЖЕНИЯ К ГОДОВОМУ ПЛАНУ:

Учебный план (пояснительная записка к учебному плану);

Годовой календарный учебный график работы;

Режимы дня (холодный и тёплый период);

План внутриучрежденческого контроля (если не запланирован в годовом плане);

Планирование заседаний ПМПк;

План взаимодействия со школой;

График прохождения курсов повышения квалификации;

График прохождения аттестации педагогами;

Если запланированы какие – либо конкурсы внутри детского сада – положения для этих конкурсов;

Перспективные планы работы специалистов;

Циклограммы деятельности заместителя заведующего, специалистов;

Программа опытно – экспериментальной работы;

План работы творческой или рабочей группы;

План работы родительского комитета, Управляющего совета;

План взаимодействия с семьями воспитанников;

План работы по профилактике правонарушений, безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних и предупреждению семейного неблагополучия;

Перспективный план праздников, развлечений;

Перспективный план спортивных мероприятий;

План работы по месяцам на текущий год;

План летне-оздоровительной работы;

Другое (исходя из особенностей работы учреждения).

Структура годового плана работы
дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС

I раздел. Организационно-методическая работа с кадрами

совершенствование профессионального мастерства воспитателя, специалиста дошкольной организации; консультации;

коллективные просмотры и мастер-классы; семинары, круглые столы;

педагогические советы и т.д.;

II раздел. Изучение состояния педагогического процесса

виды контроля и их соподчинение, целевые и содержательные установки каждого вида; примерные методы контроля с целями и условиями их применения);

III раздел. Психолого-педагогическое сопровождение развития социальных и личностных качеств дошкольников:

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства предназначено для планирования праздников, выставок-конкурсов, спортивных состязаний и других норм, традиций семьи, общества, государства;

события этнокультурной и социальной направленности включает в себя события – важное явление, крупный факт, происшедший в общественной жизни. В этот блок входят события как макросоциума, так и микросоциума, окружающего ребенка. В него входят направления эколого-краеведческой, культурно-исторической и художественно-эстетической деятельности воспитывающих взрослых и детей.

IV раздел. Направленность работы творческих групп

В годовой план предлагается включить творческие группы, разрабатывающие оптимальные пути развития основных образовательных областей, предметно-пространственной развивающей образовательной среды и т.д.

V раздел. Взаимодействие с родителями:

Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи (социально-педагогическая диагностика; день открытых дверей; встречи-знакомства);

Информационное просвещение родителей (индивидуальная беседа, консультация, конференция, чтения, стенды, памятки, буклеты (образовательные маршруты выходного дня), рукописные газеты и журналы, устные журналы, переписка, выставки, медиатека, официальный сайт);

Совместная деятельность детей - педагогов-родителей (праздники, развлечения, соревнования, походы, экскурсии, реализация проекта, игровая деятельность, и т.д.)

Образование родителей (лекции, семинары, практикумы, мастер-классы, экскурсии, клуб).

VI раздел. Административно-хозяйственная работа

Улучшение условий труда сотрудников

Охрана жизни и здоровья детей и сотрудников

VII раздел. Работа методического кабинета

Повышение квалификации педагогов

Подготовка к аттестации, аттестация

Годовой круг родительских собраний-встреч

Изучение педагогической и психологической литературы

VIII раздел. Основные направления и формы взаимодействия детского сада и учреждений дополнительного образования, культуры и искусства

Изучение воспитательных возможностей субъектов культурно-образовательного пространства

Информационно-просветительское обеспечение взаимодействия

Совместная деятельность взрослых и детей

Среди основных показателей качества планирования выделяют (например, В.Г. Алямовскя):

Соответствие структуры годового плана как документа, отражающего управление качеством деятельности организации;

Отражение в годовом плане основных направлений деятельности ДОУ;

Связь годовых задач плана со стратегическими задачами развития ДОУ;

Взаимосвязь задач годового плана и анализа деятельности ДОУ в предыдущем учебном году;

Направленность всех разделов годового плана на решение поставленных задач;

Количество сотрудников, вовлечённых в решение поставленных годовым планом задач;

Обоснованность контроля деятельности персонала ДОУ рациональных, разнообразных видов контроля;

Деятельная проработка содержания приложения к годовому плану.

Кроме того, к показателям качества можно отнести:

Логику построения плана;

Равномерность распределения мероприятий по времени, их реализуемость;

Рациональность распределения нагрузок на лиц, ответственных за проведение мероприятий в соответствии с их должностными обязанностями;

Отсутствие дублирования в работе различных органов управления ДОУ;

Техническое оформление документа (титульный лист, разделы планирования, приложения).


Планирование на год – не просто формальность

База успешной работы любого дошкольного заведения – планирование. Оно помогает организовать и структурировать учебно-воспитательный процесс. А потом подвести итоги за год и внести коррективы на следующий период. Список запланированных мероприятий помогает оценить, все ли получилось. И если да, то насколько. Все ли принесло результаты, и какие.

Годовой план работу ДОУ – важный документ. Его можно сравнить с бизнес-планом фирмы. Или с образовательной программой по ФГОС. Это обязательная документация для любого детсада. В ее состав включается два важных момента:

  • задачи учреждения на следующий год;
  • мероприятия, необходимые для обучения и совершенствования педколлектива.

Годовое планирование позволяет:

Занимается составлением документа заведующий ДОУ, и для этого требуется немало мыслительных ресурсов. План пишется в свободной форме. А зачем вообще планировать работу учреждения? Перед тем, как написать годовой план работы ДОУ, определимся с этим. Например, чтобы:

  1. оговорить новые направления работы коллектива;
  2. описать основные мероприятия, назначить сроки реализации, назначить ответственных;
  3. правильно реализовать воспитательный и образовательный процесс;
  4. проконтролировать выполнение, развить у участников чувство дисциплины и обязательности.

Годовой план: подготовка и составление

Создают этот ответственный и содержательный документ в два этапа. Перед тем, как написать годовой план, проводят подготовку. В ее процессе прослеживают, как выполнялось намеченное в прошлом году. Да-да, планы пишутся в ДОУ каждый год. В прошлогодний документ можно заглянуть, как в черновик, подсмотреть структуру и содержание. После этого определяют новые направления, куда двигаться в будущем учебном году.

взаимодействие с педагогами

Чтобы было понятнее, могу привести такую последовательность подготовительных работ:

На этапе подготовки надо по максимуму общаться с воспитателями. Опрашивать их о трудностях, которые возникают в процессе работы. Это могут быть личные беседы или анкетирование, кому как удобно. Иногда человеку нужно подумать, чтобы найти ответ на вопрос. Поэтому можно совмещать оба варианта. Далее надо составить график повышения квалификации педколлектива и определиться, кто пойдет на какие курсы.

Цели и задачи работы ДОУ определяются только после бесед с коллективом. Далее составляется сам план, который затронет каждого воспитателя. При его составлении надо:

  • проанализировать работу за прошлый год;
  • учесть опыт совместной деятельности;
  • принять во внимание кадровый потенциал коллектива;
  • создать благоприятную среду для работы и развития;
  • грамотно определить цели и задачи.

Пройдемся по разделам: структура годового плана

В какой бы форме не был составлен документ, он будет включать 6 основных разделов. Пройдемся по ним. На основе этих пунктов годовой план смогут создать даже те, кто его никогда не делал. Для примера можно заглянуть в документацию прошлых лет.

Раздел 1. Анализ работы ДОУ за прошлый год. Этот раздел – основа плана на будущий год. Описываем следующее:

  • насколько выполнены поставленные задачи (каждая отдельно);
  • анализируем, достаточно ли наполнены методкабинеты и предметно-развивающая среда;
  • как реализовывались мероприятия по укреплению здоровья и физического состояния;
  • реализована ли образовательная программа и насколько (отдельно по каждому направлению);
  • оказались ли готовыми к школе выпускники детсада;
  • как работал административно-хозяйственный корпус.

Раздел 2. Ставим цели и задачи. Тут не надо растекаться абзацами текста. Надо четко и по делу поставить 2-3 задачи (лучше две), а также расписать:

  • как достичь цели пошагово;
  • как потом оценить результаты;
  • зачем эта цель вообще ставится.

Раздел 3. Педагогическая работа. Тут идет описательная часть (можно в форме таблицы или списка): сколько человек в коллективе, уровень квалификации и предложения, как повысить этот уровень. Расписываем:

  • сколько будет педсоветов, на какие темы;
  • как будем повышать квалификацию и переподготавливать кадры;
  • планируем семинары, тренинги, другое обучение;
  • планируем методработу.

Раздел 4. Внутренний мониторинг. Надо оценивать промежуточно и итогово, как реализуются образовательные программы. Тут предусматриваем:

  • способ оценивания индивидуального развития воспитанника;
  • как работает группа в комплексе;
  • как будет осуществляться внутренний контроль.

Раздел 5. Взаимодействие с родителями, другими организациями. Расписываем родительские собрания, круглые столы и совещания с родкомом. А также планируем совместную работу со школами (если есть соглашение о сотрудничестве).

Раздел 6. Хозяйственно-административная деятельность. Тут три части отдельно:
администрация (проведение аттестаций сотрудников и рабочих мест, документооборот, питание, ОТ, прочее);

  • МТБ (проведение ремонтов, закупки инвентаря);
  • финансы (утверждается штатное расписание и сметы, бухучет, инвентаризация, контроль над использованием средств).

Как написать годовой план и избежать сложностей

Чтобы спланировать задачи на будущий год, надо рассмотреть проблемные участки ДОУ. От этого можно плясать. Например, внедрять систему развития связной речи во всех группах (игры, другие мероприятия с воспитателем или логопедом). Или повышать уровень физразвития (увеличить количество подвижных игр).

реализация задач

В разделе 3 можно дополнительно расписать культурно-массовые мероприятия и назначить ответственных за них. Помните, что нагрузка на педколлектив и детей должна распределяться адекватно, не быть слишком перенасыщенной.

После того, как документ составлен, в начале учебного года собирается совещание. Там обсуждают отдельные пункты плана и, если надо, вносят коррективы. Когда он утвержден, можно начинать выполнение. В идеале выполнение плана надо потом снова периодически обсуждать. Так каждый педагог будет ощущать, что его задачи – часть общей цели.

Что бывает не так с планом:

  • он слишком абстрактный, не хватает конкретики;
  • неправильно согласованы и расставлены сроки реализации этапов;
  • обязанности неравномерно распределены между людьми;
  • много второстепенных деталей, сложно добраться до сути;
  • этапы не систематизированы;
  • исполнение не контролируется (мало кто способен на самоконтроль);
  • не выставлены конкретные цели и задачи.

Можно избежать проблем, если добросовестно расписывать каждый раздел. И, если что-то пошло не так, остановиться и попробовать решить проблему, а не пускать все на самотек. В этом помогут сотрудники. Если не получается, можно поискать помощи на профильном семинаре.

Грамотно планируем – экономим время

Мы не зря уделяем внимание вопросу, как написать годовой план. К нему лучше подходить без суеты и торопливости. Чем лучше продуман документ, тем проще потом контролировать выполнение. Тем проще выявлять проблемы и недоработки. Тщательное планирование поможет сэкономить много времени в будущем учебном году.

Читайте также: