При помощи каких технологий осуществляется поддержка ребенка и семьи в адаптационный период кратко

Обновлено: 05.07.2024

При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки, где малыш воспитывается в атмосфере любви, внимание, ласки, глубоко заинтересованного отношения близких ко всем его проявлениям и запросам, он попадает в непривычную среду. Режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт с детьми, незнакомое помещение – все эти перемены создают для ребёнка стрессовую ситуацию, приводят малыша к психическому напряжению. Ребёнок находится в состоянии психо-эмоционального напряжения, потому что оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения, к этому добавляется физиологический стресс, вызванный сменой режима кормления и сна. В результате нарушается сон, аппетит, появляются страхи. капризы, непослушание, малыш не хочет играть с другими детьми, плачет, часто болеет.

Наиболее сложная перестройка организма происходит на начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушению здоровья, поведения и психики ребёнка.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам (адаптированности), или к негативным (стрессу). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации:

- внутренний комфорт – эмоциональная удовлетворённость;

- внешняя адекватность поведения – способность легко и точно выполнять требования среды.

В зависимости от длительности периода приспособления ребенка к детскому саду выделяют следующие степени адаптации: лёгкая, средней тяжести, тяжёлая, крайне тяжелая.

При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1—2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20—40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.

Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).

Установлен ряд факторов, определяющих, насколько успешно малыш справится с предстоящими ему изменениями в привычном образе жизни. Эти факторы связаны с физическим и психологическим состоянием ребенка, они тесно переплетены и взаимообусловлены. Во-первых, это состояние здоровья и уровень развития ребенка. Здоровый, развитый по возрасту, малыш обладает большими возможностями к адаптации, он лучше справится с трудностями.

Вторым фактором является возраст, в котором малыш поступает в дошкольное учреждение. С ростом и развитием ребенка изменяется степень и форма его привязанности к постоянному взрослому.

Третьим сугубо психологическим фактором является степень сформированности у ребенка предметной деятельности и умения общаться с окружающими. В раннем детстве на смену ситуативно-личностному общению приходит ситуативно-деловое, в центре которого – овладение ребенком совместно со взрослыми миром предметов, назначение которых сам малыш открыть не в состоянии. Большое влияние на течение адаптации оказывают и отношения со сверстниками. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.

Чтобы процесс адаптации к детскому саду прошел как можно легче, необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению к новым условиям, позволила бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Комплексный подход к решению этой проблемы состоит в:

- создании эмоционально-благоприятной атмосферы в группе;

- работе с родителями, которую следует начинать до поступления ребёнка в ДОУ;

Необходимо на первом этапе сформировать у малыша желание идти в сад. Это зависит от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, благожелательности и уюта в группе. Если ребёнок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, легко пройдёт адаптация.

Кроме того, маленькие дети подражают друг другу: один заплачет – плачут другие. Важен тон обращения воспитателя. Спокойный, доброжелательный – благоприятствует созданию хорошего настроения у детей. Раздражённый, вне настроения – негативен для эмоционального состояния детей, способствует развитию боязливости и неуверенности.

Малыш может пугаться большого количества взрослых и детей в группе, громкого голоса, окрика, резких звуков, длительного шума, сердитых взрослых. Он замыкается в себе, становится озлобленным, неуравновешенным, плаксивым, может драться с детьми, кусаться. К изменению поведения ведёт и утомление. У малыша нарушаются сформированные умения, проявляются признаки негативного, отрицательного отношения к взрослым и детям, появляются вредные привычки, пропадает аппетит, нарушается сон.

Очень важное условие хорошей адаптации - это когда родители соблюдают режим дня детского сада, каждый день рассказывают о том, как хорошо в саду, какие хорошие воспитатели и дети там.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. По отношению к детям, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьей должна быть более глубокой и объемной. При этом необходимо помнить, что все вышеперечисленные мероприятия должны осуществляться с учетом особенностей привыкания ребенка к ДОУ.

В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендуется:

- использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать);

- по рекомендации врача подвешивать над кроваткой возбудимого ребенка мешочки с успокаивающими сборами трав;

- предлагать ребенку ложиться в постель с мягкой игрушкой;

- рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном;

- создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы;

- использовать игровые методы взаимодействия с ребенком;

Важным условием поддержания положительного эмоционального настроения у детей является их занятость: действия с предметами, движения, общение со сверстниками и взрослыми, индивидуальные и коллективные игры, правильная организация предметно-игровой среды в группе, уголок уединения. Детям в период адаптации целесообразно поддерживать некоторые привычки: покачать перед сном, играть с любимой игрушкой, посидеть рядом, рассказать сказку. Нельзя кормить и укладывать спать силой, заставлять съедать всю порцию непривычной еды, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательное отношение к новой обстановке. В снятии эмоционального напряжения помогает музыка, игрушки-забавы, ласковое общение.

По мнению психологов и физиологов, способствовать более легкой адаптации может использование приемов изодеятльности, ведь изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумаге свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у него возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, а так же рисование на больших ватманах красками (пальчиками или большой кистью). Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент ощущает себя ребенок, - тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно. Наиболее эффективно будет, если родители постараются, и дома тоже создавать условия для художественного творчества, так ребенок выплеснет наибольшее количество негативных эмоций.

Умиротворяющее действие на детей оказывают и игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок экспериментирования( песочный столик, емкость для воды,). Для многообразных и увлекательных игр используется небьющаяся посуда разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки. Дети моют в воде игрушки, купают резиновых кукол, пускают кораблики. В такие же игры стараются играть дома родители.

По мере привыкания нормализуется сначала аппетит, затем сон, постепенное вовлечение в игры с детьми.

Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительное общение с каждым ребенком, подарить малышам минуты радости, попытаться вызвать у них положительное отношение к детскому саду.

В адаптационный период нужны фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игры всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения.

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно пальчиковыми играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.

Дети двух-трех летнего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись вместе за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.

Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить несколько раз в день. Так же следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.

Главной фигурой и центром внимания для двухлетних детей всегда остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью. Если малыши не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.

В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.

Таким образом, существует целая система работы с детьми, впервые начавшими посещать детский сад. Данная система работы поможет ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации.

Период адаптации — тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Цель этой работы: развивать педагогическую компетентность родителей, помогать находить ответы на интересующие их вопросы воспитания детей, привлекать их к сотрудничеству для создания единых подходов в воспитании ребёнка.

ВложениеРазмер
konsultatsiya_formy_raboty_s_rod._v_adapt._period.doc 39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

г. Козьмодемьянск Республика Марий Эл

Консультация для родителей

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД.

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЁНКА И СЕМЬИ

Воспитатель I кв. категории

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД.

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

РЕБЁНКА И СЕМЬИ

Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении давно занимает умы научных и практических работников.

Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, то есть адаптироваться. Как известно, адаптация — это приспособительная реакция, основанная на инстинкте самосохранения, предполагает избегание опасных, неблагоприятных для индивидуума ситуаций. Отрыв от семьи, например, помещение в изолированную детскую среду с одним взрослым, выполняющим функции и воспитателя, и надзирателя, да ещё в совершенно незнакомой обстановке, оказывается для ребёнка именно такой неблагоприятной ситуацией. Наверное, главное, что можем сделать мы, взрослые, — это создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные. Только чувство защищенности может помочь ребёнку выработать саморегулирующиеся механизмы, позволяющие ему приспособиться к новым условиям.

Период адаптации — тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Цель этой работы: развивать педагогическую компетентность родителей, помогать находить ответы на интересующие их вопросы воспитания детей, привлекать их к сотрудничеству для создания единых подходов в воспитании ребёнка.

Характеристика форм работы с родителями

в адаптационный период

При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться следующих принципов:

• целенаправленность, систематичность, плановость;

• дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;

• возрастной характер взаимодействия с родителями;

Л. В. Белкина предлагает использовать следующие формы организации общения педагогов и родителей:

1. Информационно-аналитические (анкетирование, посещение на дому). Основной задачей являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребёнку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

2. Познавательные (беседы, родительские собрания, родительские клубы). Способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребёнка в условиях семьи. Принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей, — это в первую очередь, общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.

Также общение педагогов с родителями может быть не прямо, а через газеты, организацию выставок. Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОУ носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества.

К проведению адаптационных игр предъявляются определенные требования.

• новую игру учат несколько занятий;

• при введении новой игры знакомые игры повторяют;

• продвижение в освоении каждой игры для каждого ребёнка организуют индивидуально, по количеству повторений;

• при повседневном использовании игр учитывают состояние ребёнка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возвращение к играм, которые ранее были освоены.

Постепенная адаптация на занятиях может включать несколько периодов.

Опыт показывает, что после таких занятий ребёнок, впервые приходящий в обычную группу без мамы, эмоционально благополучен, а сам процесс адаптации значительно укорачивается по сравнению с адаптацией других детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Формы работы с родителями в адаптационный период.

Формы работы с родителями в адаптационный период.Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад , положительное .


Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении давно занимает умы научных и практических работников. Ребенок должен приспособить.


Характеристика форм работы с родителями в адаптационный период.

Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад , положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего , от .


Актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия детского сада и семьи по повышению воспитательных возможностей родителей, так как семейное воспитание играет особую роль в дошкольный пери.


Методическая разработка "Формы работы с родителями в адаптационный период"

Материал предназначен для педагогов и родителей. Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа восп.

Нетрадиционные формы работы с родителями (законными представителями) как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи (обобщение педагогического опыта)

Нетрадиционные формы работы с родителями (законными представителями) как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи (обобщение педагогического опыта).


Формы работы с родителями в адаптационный период детей в условиях ДОУ

Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Цель этой работы - развива.

Этапы работы с детьми в период адаптации :

Вся работа с детьми 3-его года жизни, особенно на 1-ых этапах формирования группы, сводится к наблюдению за деятельностью и поведением детей в разные отрезки времени. Педагогу необходимо в течении всего адаптационного периода играть с детьми в различные игры, стараться ввести в любые режимные моменты игру (ведь это основной вид деятельность ребёнка) .

К проведению адаптационных игр предъявляются определенные требования:

- игру повторяют в течение дня несколько раз;

- при введение новой игры знакомые игры повторяют;

- знакомые игровые ситуации включают в бытовые процессы;

- игры и бытовые процессы каждодневно дополняют приемами торможения отрицательных эмоций;

- продвижение в освоении каждой игры для каждого ребёнка организуют индивидуально, по количеству повторений;

- при повседневном использовании игр учитывают состояние ребёнка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возвращение к играм, которые ранее были освоены.

Это необходимо для того, чтобы проследить особенности адаптации каждого приходящего в детский сад ребенка и обеспечить полноценное общение с родителями.

В адаптационный период необходимо соблюдать последовательность работы с семьей :

1. Знакомство. Ребенок, поступающий в НОУ, совместно с родителями знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами. Родителям предлагается совместное посещение группы в момент организации разнообразной жизнедеятельности. Мероприятия: новоселье, игры, развлечения, ритуалы встреч, прощания, оздоровительные прогулки. Знакомство с детским садом, встречи с сотрудниками.

2. Индивидуальный режим. Для ребенка устанавливается первичный, индивидуальный режим посещения. Лучший вариант включения ребенка в группу детей – это дневная или вечерняя прогулка, где дошкольнику доступны условия игры и совместного общения. Первые несколько дней родителям рекомендовано забирать детей до сна, постепенно по мере социализации личности, время пребывания увеличивается.

3. Наблюдение за адаптацией к среде и заполнение данных. Составление схемы индивидуальной психологической помощи. В группе пребывания детей 3-его года жизни педагогами заполняются адаптационные листы. Заполнение адаптационных листов происходит после 10, 20 и 60 дней пребывания воспитателем на группе.

Степень адаптации :

Легкая степень: к 20-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.

Средняя степень: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.

Тяжелая степень: Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-х раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.

По истечении периода адаптации на медико-педагогическом совещании ведется анализ степени адаптированности каждого ребенка.

4. Организация диагностической работы. Постепенно, по мере активизации адаптационных возможностей у детей (первичная ориентировка в группе, помещении детского сада, территории, установлению контакта с детьми и взрослыми) педагог совместно с психологом организует диагностическую работу. Диагностика проводится предварительно согласовав с родителями.

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Модель организации педагогического процесса в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым условиям (памятка для педагогов) Модель организации педагогического процесса в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым условиям (памятка для педагогов) 1 этап. Подготовительный.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЁНКА И СЕМЬИ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Этапы работы с детьми в период адаптации:

Вся работа с детьми 3-его года жиз- ни, особенно на 1-х этапах формирова-

ния группы, сводится к наблюдению за деятельностью и поведением детей в разные отрезки времени. Педагогу необходимо в течение всего адаптаци- онного периода играть с детьми в раз- личные игры, стараться ввести в любые режимные моменты игру (ведь это ос- новной вид деятельность ребёнка).

В план работы необходимо включать игры, которые О.Г. Заводчикова реко- мендует использовать в этот промежу- ток времени. К проведению адаптаци- онных игр предъявляются определен- ные требования:

-игру повторяют в течение дня не- сколько раз;

-при введение новой игры знакомые игры повторяют;

-знакомые игровые ситуации вклю- чают в бытовые процессы;

-игры и бытовые процессы каждо- дневно дополняют приемами торможе- ния отрицательных эмоций;

-продвижение в освоении каждой иг- ры для каждого ребёнка организуют ин- дивидуально, по количеству повторений;

-при повседневном использовании игр учитывают состояние ребёнка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возвращение к иг- рам, которые ранее были освоены.

Это необходимо для того, чтобы про- следить особенности адаптации каждого приходящего в детский сад ребенка и обеспечить полноценное общение с ро- дителями.

В адаптационный период необходи- мо соблюдать последовательность рабо- ты с семьей:

1. З накомство. Ребенок, поступаю- щий в ДОУ, совместно с родителями знакомится с группой, условиями пре- бывания, педагогами. Родителям пред- лагается совместное посещение группы в момент организации разнообразной жизнедеятельности. Мероприятия: но- воселье, игры, развлечения, ритуалы встреч, прощания, оздоровительные прогулки. Знакомство с детским садом, встречи с сотрудниками.

2. Индивидуальный режим. Для ре- бенка устанавливается первичный, инди- видуальный режим посещения. Лучший вариант включения ребенка в группу де- тей – это дневная или вечерняя прогулка, где дошкольнику доступны условия игры и совместного общения. Первые несколь- ко дней родителям рекомендовано заби- рать детей до сна, постепенно по мере социализации личности, время пребыва- ния увеличивается.

3. Наблюдение за адаптацией к среде и заполнение данных. Составление схе- мы индивидуальной психологической помощи. В группе пребывания детей 3- его года жизни педагогами заполняются адаптационные листы. Заполнение адаптационных листов происходит по- сле 10, 20 и 60 дней пребывания воспи- тателем на группе.

 Легкая степень: к 20-му дню пребывания в детском саду нормализу- ется сон, ребенок нормально ест, не от- казывается от контактов со сверстника- ми и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.

 Средняя степень: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду. Нерв- но-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая актив- ность. Заболеваемость до двух раз сро- ком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.

 Тяжелая степень: Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Нервно- психическое развитие отстает от исход- ного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-х раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибав- ляет в весе в течение 1-2 квартала.

По истечении периода адаптации на медико-педагогическом совещании ве- дется анализ степени адаптированности каждого ребенка.

4. Организация диагностической ра- боты. Постепенно, по мере активизации

адаптационных возможностей у детей (первичная ориентировка в группе, по- мещении детского сада, территории, установлению контакта с детьми и взрослыми) педагог совместно с психо- логами организует диагностическую работу. Диагностика проводится пред- варительно согласовав с родителями.

Психолого-педагогическая диагно- стика в период адаптации ребёнка к ДОУ проводится в три этапа

1- й этап. Первичная диагностика Цель, которой определить факторы,

 нарушение контакта с матерью по типу симбиотической привязанности или эмоциональной холодности, отчуж- дения:

 несформированность культурно- гигиенических навыков;

 недостаточно выраженная спо- собность к активному подражанию.

На этой основе выделяют тип темпе- рамента и особенности высшей нервной деятельности ребёнка; определяют ти- пичные образцы взаимодействия с близкими взрослыми, чтобы избежать ломки коммуникативных стереотипов в адаптационный период. Затем состав- ляют карту индивидуального сопровож-

дения ребёнка. Индивидуальная работа с детьми – важнейшее условие их успешной адаптации к ДОУ. Необходи- мость разработки индивидуальных об- разовательных маршрутов определяется следующими факторами:

 различен опыт отрыва от матери;

 не одинаков уровень трениро- ванности нервных процессов;

 отличается социальное окруже- ние по его составу, количеству, дли- тельности, содержанию, эмоциональной насыщенности контактов;

 по-разному организовано воспи- тание в семье, режим дня, занятия, фор- мы поощрения и порицания;

 отличия по типу нервной систе- мы;

 отличия по темпу как психиче- ского развития в целом, так и их от- дельных сторон.

Индивидуальный путь развития ре- бёнка раннего возраста раскрывается через соотношение возрастной динами- ки трех линий развития: восприятия, движения и речи или их сторон. По ре- зультатам первичной диагностики со- ставляется Карта индивидуального со- провождения ребёнка. На основе ре- зультатов текущей диагностики вносят- ся необходимые изменения в Карту со- провождения.

2- ой этап. Текущая диагностика Цель, которой охарактеризовать ход

адаптации; выявить возможные прояв- ления дезадаптации, используется метод наблюдения за ребёнком во время пре- бывания в ДОУ.

3- ий этап. Итоговая диагностика Цель, которой определить уровень

адаптированности (дезадаптации) ре- бёнка к ДОУ, используется метод наблюдений (за ребёнком наблюдают в течении недели через три недели после начала посещения ДОУ).

Результатом диагностики является составление сводной таблицы по уров- ням адаптированности (дезадаптации) детей группы; принимается решение о завершении процесса адаптации или об

оказании ребёнку индивидуальной по- мощи специалистами ДОУ.

Результаты всех этап диагностики обсуждаются воспитателем, педагогом- психологом и старшим воспитателем. В отношении каждого ребёнка определя- ют и при необходимости корректируют- ся меры улучшающие исход адаптаци- онного периода.

Первые игры должны быть фронталь- ными, чтобы ни один ребенок не чув- ствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом иг- ровых возможностей детей, места прове- дения и т.д. Например: "Пришел Петруш- ка", "Выдувание мыльных пузырьков", "Хоровод", "Догонялки", "Солнечные зайчики", и т.д.

В особом внимании и индивидуаль- ном подходе нуждаются робкие, застен- чивые дети, чувствующие себя диском- фортно в группе. Облегчить их душев- ное состояние, поднять настроение можно "пальчиковыми" играми.

Кроме того, эти игры обучают согласо- ванности и координации движений: "Кто в кулачке", "Игра с кистями рук" и т.д.

щего, но и успокоят слишком расша- лившегося, переключат внимание и по- могут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

Сгладить адаптационный период по- могут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражне- ний: предлагать малышам каталки, ма- шинки, мячи.

Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно по- читать им сказку или поиграть в спо- койные игры.

В значительной мере помогут адап- тироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанно- стей, вырабатывающие ответственность. Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка поло- жительное отношение ко всем процес- сам, развивая различные умения, соот- ветствующие возрастным возможно- стям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образователь- ных задач уже в период привыкания ре- бенка к новым условиям и те самым ускоряет и облегчает протекание адап-

Автор: Коротеева Елена Валентиновна

Организация: ГБОУ СОШ № 38 ДО 818

Населенный пункт: г. Москва

Повзрослев мы часто забываем о том, как страшно было впервые отпустить мамину руку и переступить порог, ведущий в самостоятельную жизнь,-порог детского сада.

Проблема адаптации ребенка к детскому саду актуальна, так как в младшем дошкольном возрасте происходят значимые новообразования в психическом и физическом развитии ребенка.

Целью работы по данному направлению является сокращения периода адаптации каждого ребенка к условиям детского сада.

Для реализации цели намечены следующие задачи:

-создать благоприятные условия для развития детей;

оказать помощь родителям в организации работы с детьми в адаптационный период;

-использовать оптимальные здоровьесберегающие технологии в режиме дня детей;

В период адаптации была проведена корректировка пространственно -развивающей среды группы с учетом игровых интересов мальчиков и девочек, продуманны формы оптимизации режима для детей с разными группами адаптации, большое внимание уделялось игровой деятельности, закаливающим процедурам и организации питания.

Для родителей были организованны встречи, где они знакомились с детским

садом , групповым помещением,проводили анкетирование, консультации по подготовке малышей к помещению ДОУ.

Анализируя состояние детей в адаптационный период, мы отметили, что быстрее проходили стадию адаптации дети , посещавшие группу раннего возраста.

Эти дети быстрее приобретали навыки самостоятельности в самообслуживании,принятии пищи, они быстрее включались в общение со сверстниками,игровое взаимодействие,устанавливали между собой дружеские контакты,делились игрушками, играли. Дети были готовы к вступлению в более широкий круг социальных отношений, легче вступали в контакт с новыми незнакомыми людьми, принимали существующие нормы и правила поведения.

Особое внимание в этот период уделялось анализу физического, психического здоровья, речевого развития детей. Использовались эффективные здоровьесберегающие технологии,направленные на повышение иммунитета:утренняя гимнастика и физкультминутки при открытой фрамуге, пробежка по массажным дорожкам, снижение физической нагрузки для ослабленных детей.

Для развития мелкой моторики использовали пальчиковые игры,они побуждают детей к речевому взаимодействию с педагогом,формируют навыки выполнения определенных движений, развивают координацию.

В работе по привитию культурно-гигиенических навыков активно использовали народные потешки,они развлекают малыша,поднимают эмоциональное настроение, стимулируют к выполнению определенных норм и правил,предоставляют возможность использования индивидуального подхода к каждому ребенку.

Поступление ребенка в детский сад вызывает серьезное беспокойство у родителей,их волнуют разные вопросы. Как ребенок будет общаться с другими детьми? Как он будет себя чувствовать во время разлуки с родными? Как отреагирует на общество взрослых? Будет ли у него аппетит? Найдет ли он занятие по душе? Не будет ли он болеть?

Мы старались сформировать у родителей чувство доверия к детскому саду; путем конструктивного диалога адаптировали и их к новым социальным

условиям;обеспечивали информационную поддержку,оказали помощь советом в период первого посещения детского сада, интересовались их проблемами, вместе находили выход из создавшейся ситуации. Вместе готовили подборку фотографий всех членов семьи, если малыш загрустит, он в любой момент может увидеть своих близких, а это поддерживает его настроение. Все эти меры помогли детям постепенно привыкнуть к сверстникам и взрослым, они чувствовали себя комфортно в микросоциуме группы детского сада.

Читайте также: