При несчастном случае кто должен оказать ребенку доврачебную медицинскую помощь в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Приемам оказания первой помощи нужно обучить всех работников без исключения: и новых сотрудников, и тех, кого перевели на другую работу (ст. 225 ТК РФ). Самое главное провести обучение не позже одного месяца с момента, когда сотрудник приступил к работе. Как провести обучение правильно вам помогут материалы в конце статьи, но сначала всё по порядку.

Уметь, но не оказывать помощь?

Если вы или ваши сотрудники не уверены в том, что смогут правильно оказать первую помощь, то лучше ограничиться вызовом экстренных служб. Подчеркну еще раз, работник обязан уметь, но не оказывать помощь. А пострадавший имеет право отказаться от помощи.

Не всегда оказание первой помощи сводится к остановке кровотечения, искусственному дыханию и реанимации пострадавшего. Бывает, что человеку просто нужна помощь встать или прийти в сознание. А для того, чтобы повысить шансы успешного оказания первой помощи, я рекомендую для больших коллективов приглашать мед.работников или инструкторов. И вот несколько советов для их подбора:

  1. Всегда спрашивайте стаж и сведения о подготовке инструктора.
  2. Практический опыт работы, например, медсестра или врач травматолог с практическим опытом подойдут как нельзя лучше.
  3. Уточняйте продолжительность занятий, 30 или 60 минут недостаточно.
  4. Договаривайтесь о практических тренировках, это важно.


Но мало просто пригласить инструктора или самостоятельно оформить лекцию. Обучение нужно документально оформить. Иначе как вы сможете доказать инспектору, что вы его проводили?

Для этого понадобится:

  • программа обучения (либо вопросы, включенные в программу обучения по охране труда);
  • протокол проверки знаний.

Если обучение первой помощи проходит в форме отдельного курса, создайте специальную программу (Пример из приложения Б к ГОСТ 12.0.004.2015).

Как часто нужно проводить обучение работников оказанию первой помощи?

Согласно п. 2.2.4 Порядка обучения, утв. постановлением Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29. При трудоустройстве, сотрудники проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим не позднее одного месяца после приема на работу. Проведение периодического обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим не реже одного раза в год.

Тот же Порядок обучения, утв. постановлением Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29 п. 2.3.1. говорит о том, что руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее — по мере необходимости, но периодичность — не реже одного раза в три года.

В п.2.3.1 Нет конкретного уточнения, касаемо обучения по оказанию первой помощи.

Как же быть с обучение для руководителей и специалистов?

Дабы избежать предписаний и штрафных санкций, проводить обучение всем работникам (независимо от профессии) организации ежегодно.

Для организации процедуры по обучению есть несколько вариантов:

  • Направлять всех сотрудников в специализированный учебный центр, для прохождения обучения по оказанию первой доврачебной помощи;
  • Для одного из членов постоянно действующей комиссии проверки знаний в области охраны труда организовать обучение как инструктора по оказанию первой помощи, остальных членов комиссии обучить по программе оказание первой доврачебной медицинской помощи в учебном центре и проводить обучение по оказанию первой помощи, а также проверку знаний своей комиссией внутри организации;
  • Если в Вашей организации имеется медицинский работник, вы можете создать отдельную комиссию по проверке знаний оказанию первой доврачебной помощи, состоящей не менее чем из 3-х человек, назначив медицинского работника ответственным за проведение обучения.

Для соблюдения пунктов 2 и 3 Вам понадобятся следующие документы:

  • программа обучения (либо вопросы, включенные в программу обучения по охране труда);
  • протокол проверки знаний.

Итак, получается, чтобы избежать предписаний и штрафов, рекомендуем проводить проверку знаний ежегодно, независимо от профессии.

Чтобы подтвердить, что ваши работники прошли обучение по оказанию первой помощи (внутри своей организации), у вас должна быть программа обучения, а также протокол, в котором своими подписями члены комиссии (заведомо обученные в специализированном учебном центре) подтверждают проведение проверку знаний, а работник ознакамливается с результатом прохождения проверки.

Оказывать первую помощь ребенку в детском саду и школе?

Уметь нужно, но с осторожностью. Принцип действий тот же. Однако будет не лишним разработать необходимую инструкцию, и включить в раздел детской безопасности. В нашем комплекте она называет так:

Инструкция по оказанию первой помощи воспитанникам до прихода медицинского работника и оформлена она примерно так




И медсестра или врач окажут ему первую помощь: измерят давление и температуру. Помогут остановить кровотечение из разбитого носа или коленки, обработают ранку, перевяжут травмированную руку, вызовут скорую помощь.

На прививку

В школьных стенах проводится вакцинация учащихся ( при наличии лицензии на данный вид медицинской деятельности). Перед прививкой врач обязан осмотреть ребёнка, измерить температуру, уточнить дату последнего заболевания, наличие аллергии, каких-либо важных событий в жизни ученика, например предстоящих соревнований или лечения в стационаре. И только после этого принять решение, в какие сроки проводить прививки.

Прививка проводится только с письменного согласия родителей. Отказ от вакцинации родители должны предоставить тоже в письменном виде. До прививки школьника и родителей предупредят о возможных побочных реакциях.

Профилактика

Лечение в школьных медицинских кабинетах не предусмотрено. Если ребёнок кашляет, чихает, жалуется на плохое самочувствие, боль в горле, руке, животе… – его нужно оставить дома, а не надеяться на помощь школьного врача. К тому же ваш ребёнок не должен подвергать других детей опасности заражения.

Дело школьных медработников – профилактика.

Они ведут с детьми просветительские беседы:

- зачем переобуваться в помещении,

- почему при чихании надо использовать одноразовый носовой платок,

- мыть руки не только перед едой и после посещения туалета, но и до него, так как для безопасного совершения туалета руки тоже должны быть чистыми,

- предупреждают о распространении инфекций и паразитов: к примеру, проверяют после каждых каникул детей на педикулез.

Во время эпидемии гриппа или ОРВИ медсестра каждый день пересчитывает заболевших. При превышении 20%-ного уровня заболеваемости директор школы, опираясь на постановление Главного санитарного врача РФ и предписание главного санитарного врача региона, объявляет карантин в от­дельном классе или во всей школе.

С учителем физкультуры школьный врач ( или фельдшер) формирует группы здоровья; с классным руководителем рассаживает учеников за партами в соответствии с санитарными требованиями.

В медкабинете школьник может получить справку об отсутствии контактов с больными детьми, о сделанных прививках, документы для лагеря, санатория, стационара, для спортивной секции…

Питание

Ежедневно медицинская сестра не только пробует еду на вкус в школьной столовой, но и оставляет суточную пробу для 2-суточного хранения на тот случай, если придётся разбираться: ученик отравился купленным на углу хот-догом или обедом в школе?

- участие в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации воспитания и обучения, в том числе питания, физического воспитания, трудового обучения несовершеннолетних в образовательных организациях;

- оказание обучающимся первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний;

- направление обучающихся, при наличии медицинских показаний, в медицинскую организацию, на медицинском обслуживании которой находится несовершеннолетний;

- организацию и проведение работы по иммунопрофилактике в образовательных организациях;

- организацию и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательных организациях;

- организацию и проведение ежегодных скрининг- обследований, периодических медицинских осмотров обучающихся;

- организацию профилактических медицинских осмотров обучающихся, анализ профилактических медицинских осмотров с целью контроля за состоянием здоровья несовершеннолетних и разработку рекомендаций по профилактике заболеваний и оздоровлению обучающихся;

- организацию проведения медицинских осмотров несовершеннолетних перед началом и в период прохождения производственной практики в организациях, работники которых подлежат медицинским осмотрам;

- подготовку предложений по медико-психологической адаптации несовершеннолетних к, процессам обучения и воспитания в образовательной организации, а также по коррекции нарушений адаптации обучающихся;

- работу по формированию групп несовершеннолетних повышенного медико-социального и биологического риска формирования расстройств здоровья для оптимальной организации процессов обучения и воспитания, оказания медицинской помощи, в том числе коррекции нарушений здоровья и развития;

- анализ состояния здоровья несовершеннолетних, подготовку предложений по приоритетам при разработке профилактических, коррекционных мероприятий, реализуемых в образовательных организациях;

- подготовку предложений и внедрение конкретных медико-социальных и психологических технологий сохранения, укрепления и восстановления здоровья несовершеннолетних в условиях образовательных организаций;

- взаимодействие с врачами-педиатрами участковыми, врачами-специалистами медицинских организаций, психологом и педагогами образовательной организации по вопросам определения профессиональной пригодности несовершеннолетних;

- методическое обеспечение, совместно с психологами и педагогами образовательной организации, работы по формированию у обучающихся устойчивых стереотипов здорового образа жизни и поведения, не сопряженного с риском для здоровья;

- участие в оздоровлении обучающихся в период отдыха и в оценке эффективности его проведения;

- организацию в условиях образовательной организации работы по коррекции нарушений здоровья несовершеннолетних, снижающих возможности их социальной адаптации, ограничивающих возможности обучения, выбора профессии, подготовки к военной службе (патология органов зрения, пищеварения, костно-мышечной системы, нервной системы и др.);

- участие в гигиеническом контроле средств обучения и воспитания и их использования в процессах обучения и воспитания;

- проведение санитарно-гигиенической просветительной работы среди несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам профилактики заболеваний несовершеннолетних и формирования здорового образа жизни;

- своевременное направление извещения в установленном порядке в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об инфекционном или паразитарном заболевании, пищевом, остром отравлении, поствакцинальном осложнении;

- передачу сведений ответственному медицинскому работнику медицинской организации для информирования органов внутренних дел о поступлении (обращении) пациентов (обучающихся), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий.

Главная > Консультации > Омбудсмен > Обязан ли учитель оказывать первую помощь ученику?

Сохранение здоровья детей в школе является одним из важнейших приоритетов деятельности учителей. Образовательная организация является местом большого скопления детей разных возрастов, детей с различными особенностями физиологического развития, детей с ограниченными возможностями здоровья. Нередко в школе возникают ситуации, когда ученики травмируются, ухудшается их самочувствие, резко могут обостриться их хронические заболевания. Бывают случаи, когда дети нуждаются в неотложной помощи. Во многих школах в экстренных случаях на помощь учителям готовы прийти и медсестры, и врачи, которые постоянно работают в медицинском школьном кабинете.

  • оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
  • обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи;
  • пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
  • прохождение обучающимися медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;
  • обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность и т. д.

Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Следует четко разграничивать оказание первичной медико-санитарной помощи и первой помощи. В одном случае помощь могут оказывать только медицинские работники, а в другом лица, имеющие специальную подготовку. Рассмотрим особенности оказания разных видов помощи обучающимся при ухудшении состояния здоровья ребенка, который находится в школе.

Оказание первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним

Законодательство гарантирует несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, оказание бесплатной медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи. Такая помощь может быть оказана в виде:

  • первичной медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной;
  • специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной;
  • скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной;
  • паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях.

Говоря об оказании медицинской помощи в образовательной организации стоит подробнее рассмотреть особенности оказания первичной медико-санитарной помощи.
Первичная медико-санитарная помощь подразумевает мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Первичная медико-санитарная помощь бывает доврачебная и врачебная:

  • первичная доврачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами, другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров здоровья;
  • первичная врачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, кабинетов и центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), центров здоровья и отделений (кабинетов) медицинской профилактики.

Может ли педагог оказывать такую помощь детям? Такую помощь могут оказывать только фельдшеры, акушеры и другие медицинские работники. Это означает, что учитель не имеет право оказывать первичную медико-санитарную помощь. Оказывать, именно медицинскую помощь — давать лекарство, делать непрямой массаж сердца, искусственное дыхание — вправе только врач или специалист, имеющий знания и подтверждающие это документы.

Кто имеет право оказывать первую помощь детям в школе?

  1. Отсутствие сознания.
  2. Остановка дыхания и кровообращения.
  3. Наружные кровотечения.
  4. Инородные тела верхних дыхательных путей.
  5. Травмы различных областей тела.
  6. Ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения.
  7. Отморожение и другие эффекты воздействия низких температур.
  8. Отравления.

1) вызвать неотложную помощь;
2) проинформировать родителей о случившемся и получить согласие на медицинское вмешательство;
3) после оказания неотложной помощи — оформить направление обучающегося в медицинскую организацию, на обслуживании которой он находится.

Педагогический персонал (классный руководитель, администрация школы) должны безотлагательно связаться по телефону с родителями ребенка. Если ребенок находится в состоянии, не представляющем угрозу его жизни, и ожидается приезд неотложной помощи, то родителей целесообразно вызвать в образовательную организацию. Это нужно сделать для того, чтобы родители дали согласие на оказание неотложной помощи, сами побеседовали с медицинским персоналом, получили соответствующие рекомендации по уходу и дальнейшему обследованию больного, а после улучшения состояния решили вопрос с транспортировкой ребенка домой из образовательной организации. Если родители не могут сразу приехать в образовательную организацию, то необходимо получить по телефону их согласие на оказание неотложной медицинской помощи.

Где может быть организовано оказание медицинской помощи обучающимся в школе?

В школе для оказания медицинской помощи обучающимся предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации. Медицинский блок отделения медицинской помощи обучающимся состоит из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного кабинета. Помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности. Помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту.

Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства при оказании помощи является дача информированного добровольного согласия несовершеннолетнего или иного законного представителя на медицинское вмешательство.

На школьных переменах дети не сидят на месте. Это факт. Несмотря на засилье гаджетов, мальчишки и девчонки продолжают бегать по коридорам. А кто из нас после уроков не торопился в столовую за пирожком? Учителя порой сравнивают поведение детей на переменах с хаотичным движением заряженных частиц. Замечания не всегда срабатывают. Поэтому даже в стенах образовательного учреждения дети умудряются получать травмы.


Кто предоставляет медпомощь в образовательных учреждениях

За состоянием здоровья детей в школах следят медицинские работники детских поликлиник, амбулаторий и ФАПов. Выезды в образовательные учреждения формируются по территориальному принципу. С лечебницами школы заключают договор на предоставление услуг. А именно – на оказание медицинской помощи несовершеннолетним. Школьные врачи трудятся в медицинском блоке с соответствующим оснащением, где выполнены все СанПиНы. Для организации медкабинета школа должна иметь соответствующую лицензию. Она выдается руководством медучреждения, к которому школа прикреплена.

Во Владимире оборудованы и пролицензированы 82 медкабинета в детских садах и 42 – в школах.

Как устроен медицинский кабинет


Время работы медкабинета

В школе № 44 медицинский пункт работает два раза в неделю: во вторник и пятницу с 8.00 до 16.00. В это время здесь находятся фельдшер и педиатр из поликлиники. Они не являются штатными сотрудниками, уточняют в школе. Медики приезжают сюда целенаправленно из больницы. В остальные дни они обслуживают другие школы города.


В департаменте здравоохранения администрации Владимирской области уточняют, что режим рабочего времени школьного врача устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка медицинской организации, в которой он работает. В остальное же время, судя по ответу ведомства, за состоянием детей должны следить учителя.

Какие условия труда для медработников должны быть в школе

По нормативам в школах должен быть один врач на 1000 детей, одна медсестра — на 100-500 детей.


Может ли школа иметь своего врача


Кабинеты оборудованы, но работать в них некому

На оснащение медицинских кабинетов в школах и детских садах Владимира в прошлом году было выделено более 1,5 миллиона рублей из областного бюджета и 650 тысяч из городского. Этих средств хватило, чтобы оборудовать четыре школы (10, 43, 48, 49) и два лицея (№ 1 и ПКЛ), а также 7 дошкольных учреждений. Но проблема в целом не решается. Об этом говорят и учителя, и депутаты горсовета.

Депутат горсовета, директор школы № 40 Дмитрий Кушпита о школьных медкабинетах:

  • Я уже в который раз возвращаюсь к школам, нашим медкабинетам, на которые мы потратили колоссальные деньги. Обзвонил своих коллег – улучшений нет.Привожу в пример свою школу, скажу так – стало хуже.
  • Если раньше у меня был фельдшер и два раза в неделю приходящий врач. Сейчас этот врач уволилась, две недели назад она уехала в Москву. Остался только фельдшер, который работает до 15.48. Но последний звонок в 18.15 (окончание последнего урока).
  • То есть фактически ещё три часа дети находятся без медицинского контроля.

Кто поможет ребенку, если медкабинет в школе закрыт

Охрана здоровья детей включает в себя и обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи. В ряде школ, где мало учеников, медицинские кабинеты вообще не создаются. Получается, в экстренной ситуации вся ответственность ложится на плечи педагогического состава.

— Когда я училась во владимирском педуниверситете на учителя русского языка и литературы, у нас были занятия по обучению первой помощи. Педагог нам наглядно показывал, как накладывать шины, делать перевязки при кровотечении и искусственное дыхание, — вспоминает одна из выпускниц.


Школьников самих обучают оказывать первую помощь

Например, на днях десятиклассники школы № 24 учились останавливать кровотечение. Первая помощь оказывается наложением жгута или давящей повязки, в зависимости от локализации раны. А ещё ребятам показали, как делать непрямой массаж сердца. Технику отрабатывали на манекенах.


Медиков на всех не хватает

Владимирцы недоумевают: сколько сейчас в школах скопилось проблем. Не везде отлажена работа продленок, на охрану приходится скидываться родителям… И вот медкабинеты, в которые не всегда попадешь.

Читайте также: