Представители какой философской школы античности обучали искусству спора но не поиску истины

Обновлено: 04.07.2024

“О началах”, “О солнцестоянии”, “О равноденствиии”, “Морская астрология” или “Астрономия”.

Онтология, вопрос о субстанции, первоначале всего.

Анаксимандр, (610 – 546 гг. до н.э.)

В центре внимания природа, а не человек. Вопрос о первоначале всего сущего.

Ученик Фалеса – Анаксимандр. Первоначалом называл – апейрон (В переводе с греческого apeiros — “беспредельный”). Это нечто, не относящееся ни к одной из стихий. Во-первых, начало не может быть какой-то одной стихией, ибо в этом случае все остальные стихии, в конце концов, будут этой стихией поглощены. Поэтому не будет и многообразия вещей. Во-вторых, поскольку многообразие всех вещей и явлений бесчисленное, то и начало, лежащее в основе всех вещей и явлений, также должно быть бесконечно. В-третьих, всякая вещь есть или начало, или происходит из начала, но у бесконечного нет начала, как нет и конца. Поэтому-то оно и есть божество. Весь мир находится в непрестанном движении, значит это начало должно быть вечно и никогда не иссякать.

Анаксимен,(585 – 528 г. до н.э.)

Вопрос о первоначале. Особое внимание уделял изучению природы.

В качестве первоначала Анаксимен назвал воздух. Воздух, действительно, — это стихия, во-первых — невидимая, во-вторых — бесформенная, а в-третьих — безграничная, т.е. отвечает всем критериям беспредельного. Он, так же как и Фалес, считал, что все полно богов, и что бог есть душа мира. Воздух лежит в основе всего, в том числе и богов. Из воздуха посредством разряжения и сгущения образуются все остальные стихии и элементы. Разряжаясь, воздух становится огнем, а сгущаясь, он становится сначала ветром, потом облаками, потом водой, землей, камнями и всеми теми вещами, которые существуют на земле.

Гераклит, (520 – 460 гг. до н.э.)

“О природе”. Эта работа состоит из трех частей, в которых говорится, соответственно, о вселенной, государстве и богословии.

Учение о всеобщем изменении, о противоположностях, о логосе, о природе и о человеке.

Вопрос о первоначале.

Пифагор, (ок. 570 – ок. 500 гг. до н.э.)

Ему приписывают авторство следующих книг: "О воспитании", "О государстве", "О душе", "О мире", "О природе" и др.

1) Учение о числе как о начале мира. 2) Учение о душе.

3) учение об образе жизни.

Дуалистическая концепция души и материи.

Парменид, (2-я пол. 6-го – нач. 5 вв. до н.э.)

“О природе” (состоит из двух частей: “Путь истины” и “Путь мнения”)

Вопросы бытия, мышления.

Рационалистический, логический методы в философии.

Занимался вопросами бытия и познания. Разделил истину и субъективное мнение. Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие тождественное мысли. Основные его тезисы таковы: 1) Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём. 2) Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет. 3) Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует. 4) У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее.

Зенон, (ок. 490 – ок. 430 гг. до н.э.)

"Споры", "Толкование Эмпедокла", "Против философов", "О природе".

Способ доказательства от противного.

Истина выявляется посредством спора или истолкования противоположных мнений.

В любом случае частей у сущего нет, т.е. нет множественности вещей, поскольку получается, что всякая величина или бесконечно велика, или бесконечно мала. Конечной вещи быть не может. Апория относительно пространства: если вещь существует, то она существует в пространстве. Это пространство существует, соответственно, в другом пространстве. Это пространство, в свою очередь, существует и в третьем пространстве и т.д. до бесконечности. Но принимать бесконечное количество пространств невозможно. Поэтому нельзя сказать, что вещь существует в пространстве. Апории против движения говорят следующее: движение никогда не сможет начаться. Допустим, телу нужно пройти какой-то путь. Для того, чтобы ему дойти до конца, ему нужно сначала дойти до половины, а для этого нужно дойти до четверти. Чтобы дойти до четверти, нужно дойти до восьмой части пути и т.д. Деля все время до бесконечности, мы получаем, что тело не сможет дойти ни до конца, ни даже начаться. Ведь за конечное время невозможно пройти бесконечный участок пути, т.е. участок, состоящий из бесконечного числа точек. Напрашивается вывод: не во всем следует доверять своим чувствам.

Сократ, (470 – 399 гг. до н.э.)

“Диалоги” Платона, “Апология Сократа” Платона.

Отрицание познания космоса, возможно лишь познать свою душу. Душа, по его мнению, является антиподом тела: если тело природно и состоит из природных частиц, то душа своим содержанием имеет понятия. Высшие понятия — Добро, Справедливость, Истина. Благодаря душе человек познает вещи, их место в мире, а главное — отношение человека к человеку, к самому себе. Истина нужна, чтобы действовать, а действия должны быть добродетельны и справедливы. Озвучил три добродетели: 1) сдержанность, как укрощать страсть. 2) мужество – как преодолеть опасность. 3) справедливость – как соблюдать человеческие законы. Всё это человек приобретает путем познания и самопознания.

Платон, (427 – 347 гг. до н.э.)

"Апология Сократа", 25 достоверно идентифицированных диалогов, недиалогические "Законы", и 13 авторских писем.

Онтология, теория познания, этика, эстетика и социально-политическая проблематика. Идеал государства.

Аристотель, (384 – 322 гг. до н.э.)

"История животных", "Описание государственных устройств", "Политика", "Органон",

"Метафизика", "Физика", "О небе", "О возникновении и уничтожении", "О душе", "Поэтика" и "Риторика" и др.

Внерелигиозные знания, научное знание в целом, а также: искусство, политика

Основные принципы онтологии, гносеологии. Метафизика в противоположность диалектике. Критика концепции идей Платона. Преимущество частной собственности в концеции государства.

Эпикур, (341 – 271 гг. до н.э.)

"О природе", "Об атомах и пустоте", "Об образе жизни".

Интерес к человеку. Этические проблемы.

Мир полностью материален, нет ничего сверхъестественного.

Целью философии Эпикур считал указать путь человеку к счастью. Чтобы узнать, что такое счастье, нужны физика и логика. Логику Эпикур называл каноникой, т.е. теорией познания. В теории познания Эпикур был сенсуалистом, считая, что критерием истины является ощущение, а разум полностью зависит от ощущения. Ощущения дают нам истинную картину мира, они ошибаться не могут. Ошибается судящий о них разум. Из повторяющихся ощущений возникают понятия. Эти понятия тоже истинны. Мысли о понятиях могут быть ошибочными.

Душа смертна и загробной жизни не существует. Смысл жизни – избегать страданий, получать наслаждение.

Сенека, (ок.4 в до н.э. – 65 г. н.э.)

"Нравственные письма к Луцилию", "О милосердии", "О благодеяниях", "О блаженной жизни", "О скоротечности жизни".

Этика. Материалистическая ориентация. Гносеология, риторика, силлогистика, симеотика. Сенсуализм.

Теория вселенского государства и гражданина мира.

Философия состоит из логики, физики и этики, все наши познания происходят посредством органов чувств. Человек, будучи ребенком, имеет душу, подобную чистому папирусу, на котором впоследствии посредством ощущений записывается знание. На основе ощущений формируются представления, среди них выделяются те, которые повторяются, таким образом образуются понятия. Мир познаваем, и возможно истинное познание.

Поиск наилучшей жизни.

Согласно Кинизму – наилучшая жизнь это естественная жизнь, свобода от обладания чем-либо, избавление от условностей и прочих искушений. Вдохновлялись примером простоты и скромности Сократа. Утверждали, что добродетельно подчиненная уму умеренная жизнь свободна от пристрастий и антипатий.

Школы античной философии собой философскую мысль Древней Греции и Древнего Рима, последовательно развивавшуюся с VII века до н.э. до VI века н.э.

Школы античной философии кратко в хронологическом порядке обновлено: 22 ноября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Школы античной философии кратко в хронологическом порядке

Милетская школа (VI век до н.э)

Была создана в полисе Милете (территория современной Турции) в VI веке до н.э. Милетские мыслители стремились найти первовещество – первоначало всего существующего.

Фалес Милетский, основатель школы, считал, что первовеществом является вода, из которой путем затвердевания и испарения произошли все вещи.

Анаксимандр, ученик Фалеса, первовеществом считал апейрон – божественное бесконечное начало, нечто среднее между огнем и воздухом, которое всем управляет.

Анаксимен полагал, что первовеществом является воздух, из которого посредством разряжения или сгущения образуются все предметы. Милетская школа была естественно-научной: философы пытались описать и объяснить мироздание в его эволюционной динамике, от происхождения Земли и небесных светил до появления живых существ. Милетские мыслители впервые поставили под сомнение разделение законов на небесные (божественные) и земные (человеческие), предположив существование всеобщих физических законов.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Школа Пифагора (ок. 570 – 497 гг. до н.э.)

Пифагорейцы также придерживались идеи первовещества, которым они считали число. Они абсолютизировали и обожествляли числа. Пифагор разработал математическое объяснение гармонии мира, основанное на числе, мере и пропорциях. Он считал, что все происходящее в мире управляется определенными математическими отношениями; задача философа заключается в том, чтобы вскрыть эти отношения. Себя Пифагор называл философом, а своих учеников – математиками, т.к. их обучение начиналось с изучения чисел.

Гераклит Эфесский (ок. 544 – 480 гг. до н.э.) первоначалом считал огонь – вечную и божественную стихию, которая управляет всеми вещами. Гераклит полагал, что мир находится в вечном движении, которое состоит из борьбы противоположностей: холодного и теплого, жизни и смерти и т.д. Эту борьбу он называл Логосом – единым для всего существующего законом, эквивалентным огню.

Элейская школа (VI-V вв. до н.э)

Была образована в конце VI-V вв. до н.э. в южно-италийском городе Элее. Элеаты раскритиковали учение Гераклита о вечном движении бытия, утвердив принцип его устойчивости и неподвижности.

Основатель школы Парменид выдвинул идею о том, что бытие (все, что реально и можно постичь умом) целостно, постоянно и неподвижно, а небытия (мнимого бытия) не существует. Также Парменид считал, что чувства – лишь источник недостоверных мнений, истинное знание постигается только разумом.

Зенон, ученик Парменида, также не признавал множественность вещей и их движение. Свои философские суждения он доказывал с помощью апорий (парадоксов).

Мелисс (Самосский) попытался обобщить аргументы Парменида о неизменном и неподвижном бытие. К прежним характеристикам бытия он добавил две новые: а) бытие не имеет границ; б) бытие бестелесно.

Субстанциалисты отказались от поиска единого первовещества, допуская, что оно может состоять из нескольких структурных элементов.

Учение плюралистов

Плюралисты Эмпедокл и Анаксагор предполагали мироздание состоящим из нескольких субстанций.

Анаксагор считал, что мироздание состоит из бесконечного количества невидимых частиц (семян). Эти частицы были неподвижны и хаотичны, пока их не привел в движение и гармонию Ум (Нус) – невидимая сила, движущая Вселенной.

Учение атомистов (V-IV веков до н. э)

Софийская школа (2-я половина V – 1-я половина IV века)

Так называли группу философов, за плату обучавших наукам и ораторскому искусству. Школа софистов сформировалась в V вв. до н.э. и просуществовала практически до конца римской империи. Софисты подчеркнули практическую значимость философии, привели ее к проблемам человека и общества.

Учение Сократа и сократические школы (469 – 399 гг. до н.э.)

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) сделал центром своего учения сознание, мышление и духовный мир человека. Знание он отождествлял с добром, а главной причиной зла и человеческих пороков считал невежество. Сократ утверждал, что знание невозможно передать в готовом виде, поэтому предлагал ученикам собственный способ постижение истины через спор и иронический диалог (майевтику).

  • мегарская школа, основанная Евклидом, объединила учение Парменида об едином бытие и идею Сократа о благе, тождественном добродетели. Евклид утверждал, что есть лишь благо, называемое Разумом (Умом) или Богом; ничто, ему противоположное, не существует.
  • элидо-эретрийская школа, основанная Федоном, была похожа на мегарскую и не создала принципиально новых идей.
  • киренская школа, основанная Аристиппом, утверждала, что человек пребывает в плену своих ощущений, которых может быть только два: наслаждение и боль. Киренаики считали, что наслаждение есть цель человеческой жизни, счастье – это совокупность наслаждений, а мудрость – умение подчинять наслаждение своей разумной воле.
  • Киническая школа основана Антисфеном, но самым известным ее представителем был Диоген. Киники видели единственное благо человека в его внутренней свободе, а все нормы и правила считали пустой условностью. Счастье для киников означало неприхотливую жизнь, умеренный труд, воздержание и от наслаждений, и от страданий.

Платон и его Академия (427 – 347 гг. до н.э.)

В 386 г. до н.э. Платон основал в пригороде Афин собственное учебное заведение – Академию, которая просуществовала почти тысячу лет. Обучение в Академии было бесплатным. Помимо философии, слушатели изучали геометрию, арифметику, астрономию и музыкальную гармонию. Академия считалась крупнейшим научным и математическим центром своего времени, поскольку Платон считал математику неотъемлемой частью философского знания. Также он передавал ученикам свои идеи об устройстве справедливого общества.

Учение Аристотеля (384 год до н. э.)

Аристотель – величайший ученик Платона и талантливый преподаватель его Академии. Аристотель заложил основы психологии, этики и логики; произвел первую классификацию наук, выделив метафизику (чистую философию) в отдельное направление. В зрелом возрасте он раскритиковал платоновское учение об идеях, объявив материальный мир (природу) первичной реальностью, которая ничем не предопределена.

Для эллинистического этапа характерно сосуществование и соперничество разных философских направлений. Из них самые значительные: стоицизм и эпикуреизм.

Эпикуреизм (306 год до н. э.)

Эпикурейцы продолжили атомистическое учение Демокрита. Эпикур, основатель школы, на его основе выдвинул новую теорию движения атомов. Согласно ей, возможно произвольное отклонения атомов от заданной траектории, которое Эпикур сравнивал со свободой человеческой воли. В 306 г. до н.э. он открыл в Афинах школу, получившую название «Сад

Школа скептиков (IV век до н.э.)

Данная школа возникла в IV веке до н.э. как реакция на предыдущие учения, провозглашавшие всесилие научно – философского знания. На Пиррона, основателя школы, повлияли взгляды Демокрита, софистов и киренаиков, а также учение индийских аскетов (с ним он познакомился в азиатском походе Александра Македонского).

Скептики считали невозможным достижение истины, т.е. познание сути вещей, поскольку человеческое знание в высшей степени относительно. Путь к счастью они видели в добродетельной жизни, воздержании от суждений и достижении атараксии (безмятежности, внутреннего покоя).

Школа стоиков (IV век до н. э. – II век н. э.)

Школа стоиков, просуществовавшая шесть столетий, делится на: античную (кон. IV-III вв. до н.э.), среднюю (II-I вв. до н.э.) и римскую (I-II вв. н.э.).

Основателем школы был Зенон, но наибольшую известность получили поздние стоики Эпиктет и Марк Аврелий.

Стоики делили всех людей на мудрецов, поступающих согласно разуму и глупцов, следующих желаниям и инстинктам. Этика стоиков заключалась в следующих тезисах: а) жить в согласии с природой и довольствоваться малым; б) следовать добродетели и чувству долга; в) спокойно сносить удары судьбы и стремится к душевному спокойствию.

Самыми значительными школами римского периода

Неопифагореизм (I-II вв. до н.э.)

Неоплатонизм (III-IV вв. н.э.)

Философская школа, систематизировавшая основные положения учения Платона и идеи Аристотеля.

Плотин, основатель учения, добавил туда элементы восточных религии и мифологии.

Неоплатоники представляли бытие состоящим из трех элементов: Единого (Бога; творческой силы, порождающей все), Ума и Души. Плотин утверждал, что человек, углубившись в себя, способен проделать многоступенчатый путь возвышения: от своей души к Мировой, от собственного ума к Мировому, от своего морально-эстетического состояния к Единому. С учением неоплатоников языческую античную философия считают исчерпанной.

Школы античной философии кратко в хронологическом порядке обновлено: 22 ноября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Справочные таблицы содержат основные школы и представителей античной философии досократического и сократического периодов, их краткая характеристика - основатели и представители, основные высказывания и идеи.

Античная философия досократический период, школы и представители

Представители - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

— Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума-в знании.

— Мудрее всего-время, ибо оно раскрывает все.

— Части изменяются, целое же неизменно.

— Знания увеличивают незнание.

— Нельзя дважды войти в одну и ту же реку.

— Глаза — свидетели более точные, нежели уши.

— Мудрейший из людей по сравнению с богом покажется обезьяной в отношении мудрости, красоты и всего прочего.

— Когда все желания людей сбываются, они не становятся лучше.

Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира.

Принадлежность к Элейской школе приписывают таким философам, как Парменид, ЗенонЭлейский и Мелисс. Иногда к ней относят также Ксенофана.

— . мыслить и быть - не одно ли и то же?

— Из ничего ничто не возникает.

— Все свое я ношу с собой.

— Из земли все возникло и в землю все обратиться в конце концов.

Атомизм был создан: Левкиппом и его учеником Демокритом Абдерским.

— Движение невозможно без пустоты. Пустота же есть небытиё.

Высказывания Демокрита Абдерского:

— Богат тот, кто беден желаниями.

— Пусть женщина не рассуждает: это ужасно.

— Или ничто не истинно, или истинное нам неизвестно.

— Нет ничего в мире, кроме атомов и пустоты.

Согласно этому учению, существуют только атомы и пустота. Атомы — это мельчайшие неделимые, невозникающие и неисчезающие, качественно однородные, непроницаемые (не содержащие в себе пустоты) сущности (частицы), обладающие определённой формой. Атомы бесчисленны, так как пустота бесконечна. Форма атомов бесконечно разнообразна. Атомы являются первоначалом всего сущего, всех чувственных вещей, свойства которых определяются формой составляющих их атомов.

Античная философия сократический период, школы и представители

К наиболее известным старшим софистам относятся: Протагор Абдерский, Горгий из Леонтин, Гиппий из Элиды, Продик Кеосский, Антифонт, Критий Афинский.

— Кто ясно мыслит - ясно излагает.

— Все подобно всему в каком-нибудь отношении.

— Серьезные доводы противника опровергай шуткой, шутки - серьезностью.

Древнегреческие платные преподаватели красноречия. В целом с философской точки зрения направление было весьма эклектичным, не объединённым едиными социально-политическими, культурными и мировоззренческими основами. Широкую известность получила критика софистов у Сократа и сократиков, а также Платона. К 4 веку начался упадок софизма. Постепенно из учений софистов уходили философские концепции и оставались только элементарные основы риторики, позволявшие оперировать словами и понятиями для абстрактного доказательства или опровержения чего-либо.

— Богатство и знатность не приносят никакого достоинства.

— В каждом человеке солнце - только дайте ему светить.

— Высшая мудрость - различать добро и зло.

Используя метод диалектических споров Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной.

Сократ отчетливо обозначил именно грань между присущими человеку духовными процессами и материальным миром: он акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив её как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира.

— Бесстыдство - терпеливость души к бесчестью во имя выгоды.

— Время - движущееся подобие вечности.

— Бог в нас самих.

— Из демократии рождается тирания.

— В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.

— Везение - это удачи, к которым непричастен испытующий разум.

— Все льстецы - прихвостни.

Философское учениеАристотеля является Бытие - живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:

В большинстве учебников эпоху античной философии делят на несколько основных периодов:

  1. Ранний период (VII – V вв. до н. э.);
  2. Классический период (VI -V вв. до н.э);
  3. Эллинистический этап (III – I вв. до н.э.);
  4. Римский период (I в. до н.э. - V в. н. э.).

Последние два этапа иногда объединяют в один. В каждом из этих периодов античной философии преобладают свои основные философские школы. Ниже мы рассмотрим подробнее характерные черты основных философских школ античности.

Греческая философия раннего периода

К первым школам античной философии относят Милетскую, Пифагорейскую, Элейскую, а также школу Анаксагора и атомистов.

Основная проблема, которая волновала натурфилософские школы Древней Греции, была сущность природы и Космоса, то есть всего мира в целом. Эту черту того времени называют также космологизмом. В первую очередь космологизм того времени обусловлен религией греков и тем вниманием, которое посвящено в ней природе и её происхождению.

Различные философы того времени объясняют происхождение мира по-разному.

Рисунок 1. Рафаэль Санти - Предфилософская традиция

Например, Фалес предполагал, что всё сущее возникло из воды, а живое, родясь из воды, также умирая, превращается в воду. Фалес является основателем Милетской школы, во многих источниках его также называют “отцом философии”. Он внёс немалый вклад в открытия того времени, показав, как вычислять время солнцестояний и равноденствий, указал, что Луна светит не своим собственным светом, а отражённым. Также он открыл для греков созвездие Малой Медведицы и внёс свой вклад в геометрию, в его часть даже названа теорема. Другими философами, принадлежащими к данной школе, являются Анаксимандр По данной теме мы уже выполнили реферат Анаксимен подробнее и Анаксимен.

Готовые работы на аналогичную тему

Ещё один натурфилософ того времени, Гераклит, также известный как Мрачный, считал, что всё сущее возникло из огня, его знаменитая фраза - “Всё течёт, всё меняется”. В философии Гераклита Космос возникает и уничтожается периодически благодаря эпизодам мирового пожара. Последователей при жизни у Гераклита почти не было, однако, его учение оказало сильное влияние на более позднюю философию. Иногда имя Гераклита связывают с зороастризмом, хотя определённых доказательств на этот счёт не сохранилось.

Другая школа того времени – Элейская, возникшая в городе Элее. Именно последователи Элейской школы ввели теоретическое учение о бытии, также называемое онтологией, а также положили начало для гносеологии. Самые известные философы Элейской школы – Ксенофан По данной теме мы уже выполнили доклад философия Зенона подробнее , Парменид По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Онтология Парменида подробнее и Зенон. Предполагают, что основателем этой школы скорее всего был Ксенофан, но наиболее ощутимый вклад в основные концепции внёс Парменид. Ксенофан первый среди философов того времени стал критиковать пантеизм, утверждая, что если и существует бог, то он один.

Парменид положил начало онтологии и гносеологии, также он известен тем, что провёл разделяющую черту между истиной и мнением. Наиболее известные цитаты Парменида – это его “Бытие есть, а небытия нет” и “Мыслить и быть – одно и то же”. Парменид не доверял ощущениям и считал разум важнее, также он считал, что бытиё является неделимым и единым и существует только в настоящем. Одним из основных критериев несуществования бытия Парменид приводил рассуждение о том, что если бы существовало небытие – его было бы возможно помыслить.

Анаксагор, другой философ того времени, считал, что мир состоит из вечных элементов, неких семян, которые он называл “гомеомерии”. Этих семян множество, и каждое из них даёт начало разным предметам. К таким семенам Анаксагор относил, например, мясо и дерево. Анаксагор один из первых предположил, что Солнце – не бог, также он пытался объяснять все природные явления естественными причинами.

Пифагорейская школа была основана Пифагором в VI в. до н.э. Основой пифагорейского учения была идея о том, что мир есть единое целое, подчиняющееся законом числа, а Космос – не что иное, как “прекрасный порядок”. Последователи этого течения считали, что всё есть число. Также пифагорейцы верили в переселение душ и поэтому были вегетарианцами.

Философом, принадлежавшим также к ранней эпохе античной философии, является Эмпедокл, ввёвший концепцию из четырёх стихий, из которых состоит всё в мире. Эти стихии — огонь, вода, воздух и земля, во всём сущем они перемешаны в разных пропорциях.

Ещё одна философская школа того времени – школа атомистов, её основоположники – Левкипп и Демокрит. Демокрит и Левкипп были материалистами. Основная идея этой школы в том, что мир состоит из атомов, представляющих собой маленькие частицы различной формы, например, они могут принимать форму шара, или куба, или волнистой линии. Эти частицы – и есть маленькие отдельные “бытия”, сталкиваясь между собой, они образуют различные предметы. Атомы у Демокрита являются неделимыми частицами, существующими вечно, а движение – это естественное свойство этих частиц. Между атомами есть только пустота, которую Демокрит называл Великой пустотой. В дальнейшем идеи Демокрита поддерживал Платон.

В целом, в ранний период натурфилософии для философов был характерен метафорический поиск первоначала. Первоначалом мог быть огонь, вода или воздух – то есть что-то, что можно представить, тогда как в более позднюю часть периода произошёл переход к неким абстракциям, это хорошо видно по течениям атомизма и пифагорейцев. Также стоит отметить, что античная философия до Сократа и Платона мало внимания уделяла проблемам человечества.

Философия классического периода

Классический период античной философии начинается с философии Сократа, другие наиболее яркие представители – Аристотель и Платон.

В последствие благодаря этому периоду возникли многие философские школы и учения.

Сократ По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Сократ подробнее первый после натурфилософов стал рассматривать не только проблемы происхождения мира, но и человека в нём. Также он выступил против софистов, утверждавших, что существует только субъективное, а объективной истины не существует. Истину Сократ По данной теме мы уже выполнили реферат Личность Сократа подробнее старался добыть из диалога, оттуда его любовь к беседам, в ходе которых собеседник критически анализировал общественные мнения и приходил к новому.

Мерой добродетели по Сократу было знание, а человека, совершившего преступление он считал заблуждающимся и не имеющим этого знания.

Не смотря на любовь Сократа к государству, к смерти его приговорило именно оно, Сократу была назначена казнь. Но мудрец не стал принимать эту казнь публично, а сбежал и предпочёл умереть в кругу своих единомышленников, намеренно выпив яду. Перед смертью он был спокоен и весел. Последователями Сократа в дальнейшем стали многие философские школы, крупнейшие из которых были школы платоников и киников, а также сократики.

Рисунок 2. Знаменитая статуя Сократа

Учеником Сократа был Платон, отчасти продолживший его идеи, а также идеи Парменида. Платон относится к бытию как вечному и неизменному, что постичь возможно только с помощью разума. Однако, он не считает бытие единым, а утверждает, что оно состоит из так называемых идей, которые возможно познать только на рациональном уровне.

Мир чувственных вещей Платон называет “миром становления” - то есть миром, где всё постоянно меняется, началом этого мира он называет материю. В этических вопросах Платон продолжает развивать идеи Сократа о том, что знание есть добродетель. Также он продолжает бороться субъективным взглядом софистов и благодаря этому даёт начало диалектике. Много внимания Платон уделяет и теории государства, считая, что человек принадлежит государству и должен служить во имя его блага, то есть всеобщее господствует над идеальным.

Аристотель был учеником Платона, а затем и его критиком. В философии Аристотеля бытие также как у Платона является чем-то устойчивым и неизменным, однако, Аристотель подвергал критике мир идей Платона, утверждая, что бытие – это есть индивидуум (“единое”), являющееся чем-то неделимым. Например, бытие – это вот этот конкретный человек, эта кошка и т. д. Сущность у Аристотеля – это отдельный предмет, который можно исследовать с помощью органов чувств, а не то, что мы воспринимаем с помощью них.

Отдельного внимания стоит учение Аристотеля о материи и форме. По Аристотелю, форма – это некая душа предмета, придающая ему его конечный вид, тогда как материя – это материал, который используется для этого. По отношению к чему-то живому материей будет тело существа, а его формой – его душа. Также Аристотель считал, что все явления природы можно объяснить с помощью каких-либо закономерностей, а это значит, что природу возможно описать с помощью разума. Аристотель завершает классический период античной философии.

Рисунок 3. Аристотель

Эллинистический период античной философии

Этот период характеризуется упадком греческой культуры, начавшимся после первой победы Македонии над Грецией.

Философские школы, возникшие в этот период – это школы стоиков, киников и эпикурейцев, также популярным в это время является течение скептицизма.

Характерным для этого периода является заинтересованность не в жизни всего государства, но в жизни отдельного человека, то есть этика из социальной сменяется на индивидуальную. Главный вопрос нравственности этого времени – это как достигнуть свободы при тоталитарном режиме.

Школа стоиков, возникшая в то время, не столько наука, сколько образ жизни для её последователей. Стоики считают, что цель человека – не достижение счастья, как считал Сократ, а достижение покоя и безмятежности, бесстрастия. Бесстрастие или апатию они считают своим этическим идеалом. Стоики считают, что человек должен полностью перестать поддаваться внешним обстоятельствам и земным страстям и принимать решения только на основе разума. Основателем стоицизма считается Зенон Китийский По данной теме мы уже выполнили реферат Апории Зенона подробнее , другими видными его последователями в дальнейшем были Сенека и император Марк Аврелий.

Другая школа того времени – это киники, её создателем считается Антисфен, а наиболее ярким представителем Диоген Синопский. Основной идеей этой школы является простота жизни. Жить нужно подобно собаке, то есть просто и к презрению к условностям, но при этом быть верным, храбрым и благодарным, а также уметь постоять за себя. Именно киники ввели термин аскесис, обозначавший способность к самоотречению и превозмоганию.

Философское течение Эпикура – ещё одно учение того времени. Эпикур По данной теме мы уже выполнили реферат Эпикур подробнее считал, что индивид первичен, в то время как все общественные связи необходимы лишь для того чтобы индивидуум мог достигнуть преследуемых им целей. Также Эпикур преследовал идеи гедонизма, понимая под главной целью человеческого существования счастье как наслаждение. Высшим удовольствием он, также как и стоики считал невозмутимость духа. В дальнейшем идеи Эпикура приобрели популярность в Римской Империи. В целом, течение эпикурейцев является утончённым, просвещённым, но всё же довольно эгоистичным, особенно, если сравнивать с течением стоиков, которые более суровое и придерживается альтруистического принципа долга.

Римский период античности

В этот период вновь возникает интерес к идеям Платона, вылившийся в новое течение под названием неоплатонизм. Также вновь становятся популярными некоторые другие прежние течения, например скептицизм, и продолжает развиваться школа стоиков одним из представителей которой является Сенека. В конце периода становятся популярны идеи зарождающегося христианства.

Основоположником неоплатонизма считается Аммоний. Этот философ считал, что необходимо привести к единой системе идеи Платона и Аристотеля, также он критиковал идею стоиков о телесности души. В дальнейшем его идеи продолжил Плотин, который развивал придуманное Платоном, но без оглядки на математику и идеи о государстве и обществе. Неоплатонизм по сути своей является синтезом мифологии и философии, так как в центре бытия здесь бог, который является чем-то потусторонним и непознаваемым, в отличие от идей Платона, у которого бог доступен разуму и собственно и является мировым разумом. Другими представителями неоплатонизма являются Ямвлих и Порфирий Тирский.

Читайте также: