Представителей милетской школы называют стихийными материалистами потому что

Обновлено: 07.07.2024

В греческой философии с самого начала обозначилась тенденция к монизму, то есть к поиску главной и единственной основы бытия. Подобные поиски рано или поздно должны были привести к конфликту с языческой религией и способствовать восприятию греческим обществом новой монотеистической религии - христианства. Однако в тот период, о котором пойдет речь, поиск Единого происходил в рамках языческого в целом мышления и приводил к формулировке учений, в которых на первое место ставилась определенная полу-материальная сущность-стихия, порождающая из себя многообразие вещей.

К милетской школе относят трех философов: Фалеса Милетского, Анаксимандра и Анаксимена. Все они творили в начале 6 века до н.э. Анаксимандр и Анаксимен были младшими современниками Фалеса и развивали его идеи. Учение самого Фалеса, по-видимому, не было никогда записано, и от него остались только отдельные упоминания историков и последующих философов. Из этих упоминаний следует, что Фалес был не только философом, но и исторически значимым деятелем своей эпохи.

ФАЛЕС МИЛЕТСКИЙ
Фалес происходил из знатной финикийской семьи. Он был богатым купцом и государственным деятелем Ионии. В качестве советника лидийского царя Креза он участвовал в попытках противостоять растущему персидскому влиянию и создать государственность Ионии. В качестве купца он, вероятно, занимался морской торговлей тирским пурпуром и оливковым маслом.

В космогонии Анаксимандра можно усмотреть и метафизический аналог идей первородного греха и его апокалипсического искупления: вещи возникают из первоначального единства апейрона и должны в конце времен в него же обратно вернуться. Выделение вещи из единого мыслится как своего рода неправильность, которая должна быть наказана конечным разрушением и возвращением в источник /5/. Отождествление греха с индивидуализацией и выделением из Единого, а искупления - с обратным процессым воссоединения с Единым будет впоследствии играть важную роль в христианской философии и мистике.

Единый пдф-файл, соответствующий полному содержанию данного сборника, можно скачать здесь

P. Kingsley. Ancient philosophy, mystery and magic: Empedocles and Pythagorean tradition. Oxford Univ. Press, 1995.

Учение в гносеологии, признающее ощущения единственным источником познания – это:

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Вопрос 5

Представителей милетской школы называют стихийными материалистами, потому что они:

c. Брали в качестве первоосновы мира материальные элементы

Вопрос 6

a. Нет никакого творца человека, кроме самого же человека

b. Существует природа человека, которой управляет Бог

Вопрос 7

Аналитическая философия во главу угла ставит изучение:

Вопрос 8

Вопрос 9

Вопрос 10

Вопрос 11

Вопрос 12

В центре размышлений философов средних веков стоит:

Вопрос 13

Одним из представителей философии нового времени является:

Вопрос 14

Вопрос 15

Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:

Вопрос 16

Вопрос 17

Поскольку философия нового времени сложилась после немецкой классической философии — ее называют:

Вопрос 18

Учение, признающее разум единственным источником познания – это:

Вопрос 19

Согласно концепции прагматизма универсальным средством изменения мира и социума является:

Вопрос 20

Вопрос 21

Самой главной особенностью российской философии является ее:

Вопрос 22

Вопрос 23

Главной особенностью средневекового этапа развития философии является:

Вопрос 24

a. Переходом от материализма естествоиспытателей к философскому материализму

b. Переходом от философского материализма к религиозности

c. Переходом от религиозной философии к философскому материализму

Вопрос 25

Одним из представителей религиозного экзистенциализма является:

Вопрос 26

a. Слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения

b. Противоречие между двумя взаимоисключающими положениями, одинаково убедительно доказуемыми логическим путем

c. Выражение интересов определенных социальных слоев, не находящихся, как правило, у власти

Милетская школа – одна из наиболее ранних школ классической античной философии VI – V веков.

Милетская школа принадлежит к так называемым досократическим натуралистическим школам. Главные ее представители – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философ Лосев А.Ф. причисляет школу к направлению ионийской натурфилософии. В отличие от Платона и Аристотеля, ионийцы писали на своем родном ионийском диалекте древнегреческого. Именно с милетской школой связывают возникновение западной философии.

Милетская школа берет свое название от греческого поселения Милет, который был крупным торговым городом. Там развивались разные науки и искусство. Здесь формируется отдельное натурфилософское направление, основателем которого становится уроженец Милета – Фалес.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основная проблема, решавшаяся философами

Учения представителей милетской школы были направлены на осмысление космоса как чувственно-материального объекта.

Для них (как и в целом для античности) было характерно рассматривать мир сугубо объективно. То есть истина в том, что мое ощущение и видение мира является таким не из-за моего восприятия, но потому что он такой и есть в реальности.

Милетцы не различают субъективное осмысление реальности и реальность как она есть для себя, последняя поглощена первой в их представлениях. Потому, космос милетцев – это единство и абсолютный порядок. Но, в то же время, космос – это оформление физических элементов и их материя.

Космос (в понимании милетской школы) – это абсолют (вечный и неизменный), который раскрывает себя в объективно-материальном виде.

Космос представляется в своем чувственно-эмпирическом проявлении – в реальных осязаемых вещах. Он, по мнению учеников школы, состоит из материальных, чувственно-воспринимаемых элементов. Разные представители школы ставили во главу отличные элементы.

Фалес считал главным формирующим компонентом-истоком воду, Анаксимандр – воздух, Анаксимен – свойство воздуха (апейрон). Ключевой элемент каждого философа рассматривался не просто как материальная основа, а как объективная субстанциальность.

Для милетцев характерен монизм, когда ко всеобщему первоначалу сводится все материальное разнообразие.

Милетская школа как предшественница материализма

Общее изменение подхода к осмыслению природы как самодвижущейся и имеющей свою первопричину уже имеет материалистический характер. Милетская школа пытается порвать с мифологическим синкретизмом и религией, показав, что вовсе не боги управляют природой и ее явлениями.

Кроме этого, ученики милетской школы предлагают рациональный, хотя и все еще не лишенный мистики и мифологии, подход к осмыслению окружающей реальности природы.

Лосев А.Ф. подмечает, что нельзя сводить учение милетской школы к наивному эмпиризму.

Материя для милетцев – это некая абстрактная категория для описания всеобщего. Природа вещей рассматривается как физис – это фундаментальная неизменчивая реальность. Кроме этого, представители натурфилософии никогда не отрицали влияния ума или души космоса, однако они отходят на второй план.

В плане универсальности и неизменности элементов-первоначал взгляды учеников школы близки к будущим представлениям об атомах и материи. Однако материя как универсальный элемент наделена у милетцев некой силой, которую они описывают несколько мифологически – как справедливость, борьбу.

Потому будет неверно называть милетцев материалистами в современном понимании материализма. Их материальные начала пока еще были неразрывно связанны с идеалистическими представлениями об Абсолюте.Важно

Материализм милетской школы (как и всех ранних античных философов) – это первые попытки интуитивного осмысления окружающего мира, его основ, законов развития и существования. А потому материализм этот скорее условный.

Основные представители Милетской школы

Фалес Милетский (640-562 гг. до н.э.)

Является родоначальником философии и милетской школы. Предсказал солнечное затмение, которое произошло около 585 г. н.э. О нем остались только свидетельства, поскольку он сам ничего не писал. Является одним из семи мудрецов. Его ключевые идеи:

  1. Началом или мировой первопричиной (архе) всех вещей является конкретно-чувственное, непосредственно данное – вода. Главная характеристика всех семян и зерен – влажность. Отсутствие влажности равно смерти. Вода является жизнью для всего. Из воды все происходит.
  2. Вода имеет свойства текучести и крепости, неизменности.
  3. Из воды все возникает и все в нее возвращается, то есть она служит принципом сохранения, справедливости.
  4. Все в мире соединено с первоначалом – божественной душой. Вода как первоначало и Душа сохраняет природу благодаря своему внутренне присущему движению (энергии).
  5. Мир воодушевлен, и каждая душа стремится к саморазвитию, познанию. Мир полон Богов, душа – тоже Бог. Именно душа является средством движения всего.
  6. Единство можно представить как магнит, который притягивает к себе все существующее. Жизнь первична.

Содержание и обоснование философских истин Фалеса не лишено элементов мифологии и мистики (некоторые исследователи указывают на влияние орфизма).

Анаксимандр Милетский (611-546 гг. до н.э.)

Учение Анаксимандра об апейроне как универсальном управляющем принципе рождения и уничтожения становится первой диалектической теорий в Греции, которая решает проблему зарождения и разрешения противоречий.

Анаксимен (585-524 гг. до н.э.)

Значимость милетской философской школы

Милетские философы внесли фундаментальный вклад в развитие мировой философии. Они были первыми греками, которые предложили рассматривать управление природы как ее собственный процесс, не зависящий от богов. В их понимании природа становится вечной и саморегулирующейся.

Именно такой подход позволил милетцам поднять впервые вопрос о первоначале природы – из чего она состоит. Кроме этого, Анаксимандр и Анаксимен поднимают проблему причины и принципов рождения и уничтожения. Философы, сугубо интуитивно уверенные в исключительной объективности процессов, пытались объяснять законы природы, принципы ее существования.

Кроме этого, они выдвигают теорию об универсальных и неуничтожимых элементах всего сущего, которые вносят в мир определенное движение, побуждая вещи к рождению и разрушению. Такие взгляды можно рассматривать как первые шаги к пониманию атомов и связей между ними. Поэтому их теория имеет актуальность для изучения и поныне, ее можно считать научным истоком.

Милетская школа заложила основы философского подхода к осмыслению окружающего мира и его начал.

д) общение с собеседником с целью обретения им истины.

15. Идея, согласно Платону:

б) нематериальна, но умопостигаема;

16. Истинное познание по Платону есть:

в) воспоминание душой идей, виденных ею в ином мире;

18. "Государство" Платона было:

в) государством кастового типа, с четким сословным разделением;

г) философов, воинов, ремесленников;

20. По мнению Аристотеля, всякая вещь есть:

в) единство материи и формы;

22. В своей этической концепции стоики выдвинули:

а) идеал мудреца, который бесстрастно переносит удары судьбы;

23. Определите учению какого философа принадлежат следующие первона­чала:

1. вода; г) Фалес; 2. апейрон; б) Анаксимандр; 3. огонь; д) Гераклит. 4. число; в) Пифагор; 5. атомы; а) Демокрит;

24. Определите, в концепциях каких античных философов главенствующую роль играют следующие категории:

1. Платон; б) идея; 2. Гераклит; а) логос; 3. Аристотель; г) форма; 4. Демокрит; д) атом; 5. Эмпедокл; е) любовь; ж) ненависть.

25. Установите соответствие философа той или иной школе:

1. Парменид; б) Элейская школа; 2. Демокрит; а) атомисты; 3. Анаксимандр; в) Милетская школа; 4. Плотин; г) неоплатонизм; 5. Пиррон; д) скептики.

26. Установите соответствие философа философскому направлению:

1. материализм; б) Демокрит; г) Эпикур; 2. идеализм; а) Парменид; д) Платон. в) Аристотель;

27. Установите соответствие учителя ученику:

1. Платон; б) Аристотель; 2. Сократ; г) Платон. 3. Аристотель; в) Александр Македонский; 4. Фалес; а) Анаксимандр;

28. Установите последовательность философских учений античности:

29. Установите последовательность философских школ античности:

б) Милетская школа; а) пифагорейцы; г) Академия; в) Ликей; д) неоплатоники.

(3 вопрос) 3. Средневековая философия

1. К фундаментальным идеям Библии относят (укажите все правильные варианты):

а) сотворение мира из ничего; д) человек создан по образу и подобию божьему.

2. Основной догмат христианского вероучения отно­сительно Бога гласит:

в) Бог, будучи единым и единственным, существует в трех ипостасях;

3. Основной догмат христианства:

4. Религиозно-христианское понимание человека утверждает, что:

5. В центре размышлений философов средних веков стоит:

6. Наиболее важный раздел знания в Средневековье:

7. В основе средневековой гносеологии лежит идея:

8. Теория оправдания Бога в отношении допускаемого им зла в мире получила название:

9. Средневековая философская мысль:

в) использовала идеи отдельных философов, перерабатывая их в соот­ветствии с собственными запросами;

Читайте также: