Предрассудок как вид социальной установки кратко

Обновлено: 30.06.2024

Социальный стереотип - это укоренившийся в общественном сознании относительно устойчивый, схематизированный образ социального объекта (гендера, нации, явления, человека, группы и т. д.).

Сущность социальных установок

Психология рассматривает социальные установки в качестве формы социального познания, которая учит отношению к миру. Говоря другими словами, они представляют собой склонность к соответствующему поведению или мышлению. Они способны делать жизнь проще, но более предсказуемой и наполненной шаблонами.

Человек, подчиняясь социальным установкам, становится похожим на других членов общества. Он начинает думать, как другие, жить как другие (например, желание иметь такую-же машину или квартиру, как у большинства). На стадии раннего развития социальные установки иногда полезны, поскольку предназначены для упрощения мышления. Человеку требуется меньшее количество времени и энергии для размышления над определенной проблемой.

В дальнейшей жизни установки могут стать вредными. Они делают мышление стандартным, стереотипным, лишая его креативного начала. А мозг человека, как известно, любит экономить ресурсы. По этой причине люди с удовольствием подчиняется социальным установкам.

Социальная установка состоит в ориентации человека на соответствующий социальный объект. Она выражает предрасположенность к определенным действиям в отношении соответствующего объекта. Социальные установки способны превратиться в активную деятельность под воздействием мотива.

Социальная установка состоит из трех аспектов:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Когнитивного (осознание объектов);
  • Аффективного (эмоциональной оценки объектов);
  • Поведенческого (последовательного поведения в отношении объекта).

Человек живет в постоянно меняющемся мире. По этой причине социальные установки постоянно меняются и способны хорошо приспосабливаться к окружающим условиям. Общество меняется, поэтому происходит изменение установок. Меняется информация, меняются установки.

Установки не могут исчезнуть. Происходит их трансформация в немного другие установки для полного соответствия. Все составляющие структуры социальной установки тесно связаны друг с другом, при этом изменение одной из них приведет к изменению других. Социальные установки, как правило, предназначены для защиты человека от внутриличностного конфликта, неприятных или неприемлемых сведений.

Виды социальных установок

Социальные установки классифицируются на личные, групповые и общественные. Первые из них принадлежат только человеку. Их выработка происходит в результате получения определенного опыта. Групповые установки характерны для группы людей. Они передаются ее участникам, окружающим и детям. Общественные установки присущи для большей части общества.

Интересной чертой социальных установок является то, что социальные установки общества могут стать личными, а личные начинают переходить в групповые и общественные. Общаясь, люди усваивают родительские установки и установки друзей. Только в процессе тесного общения происходит усвоение установок.

С психологической точки зрения мыслить с помощью социальных установок более просто. Социальная установка представляет собой состояние психологической готовности личности вести себя и думать соответствующим образом. Она становится осознанной, а в ее основе лежит прошлый социальный опыт и регулирующее социальное поведение индивида. Социальные установки дают возможность определить, что думают по аналогичному поводу другие. Они способны организовать внутренние ценности человека, его знания о мире и самом себе. Она помогает решать внутренние конфликты, как правило, в пользу установки.

Особенности социальных стереотипов

Социальные установки и стереотипы мышления чаще всего рассматриваются в качестве синонимов. Социальный стереотип является упрощенным образом чего-либо (например, социальных групп, страны, какого-либо поведения, действий, события, общественной роли). Если установка представляет собой готовность думать или поступать соответствующим образом, то стереотип является уже более отчетливой и сформированной моделью мышления и поведения.

Социальный стереотип — это концентрированное выражение социальной установки. В нем большое значение имеет посыл, который дает определенная группа. Он помогает оценивать компонент и отношение к объекту. Важно то, чтобы в пределах стереотипа появилось некоторое пространство или поле. В нем индивид будет думать и поступать определенным образом. В противном случае он выразиться в штамп.

Стереотип больше всего связан с негативом. Стереотипное негативное мышление и поведение по отношению к другим людям, как правило, проявляется в тех ситуациях, когда человек остро ощущает собственное социальное или национальное единство. Исключительная приверженность граждан к своей религии, культуре, государству, нации (ложный патриотизм) часто предрасполагает к недооценке людей, которые живут в другой стране и относятся к другой национальности.

Появление и развитие стереотипов происходит постоянно. Примером распространенных стереотипов в нашей стране является мнение о том, что все блондинки глупые, что в баскетбол играют темнокожие спортсмены, что ранее дети учились лучше и были умнее.

Психологи считают, что дело не в возрасте стереотипа, а в том, какое количество раз они будут повторены. Повторение способствует закреплению стереотипа. Если повторять его при других, то это будет закреплять такое мышление не у только у одного человека.

В исследованиях, посвященных процессам интернализации поведенческих (в частности, ролевых) моделей, отмечается:
1. Интернализация ролей зависит от степени объективной и субъективной значимости самой модели (например, статуса значимого другого, чье поведение служит моделью).
2. Успешность интернализации индивидом моделей поведения зависит от степени согласованности ожиданий его социального окружения.
В исследованиях, обращающихся к изучению личностных диспозиций (ценностей, установок, структур самосознания), выступающих как результат интернализации социальных требований, тоже можно выделить определенные общие положения:
1. Индикатором, позволяющим говорить об усвоении социальных требований на уровне личностных диспозиций, является реальное поведение личности.
2. Основным фактором успешности процесса интернализации выступает степень осознанности интернализуемых влияний.
В различных теоретических ориентациях акцентируются разные механизмы интернализации. В необихевиористских теориях социального научения подчеркивается роль наблюдаемого поведения; в психоаналитических социально-психологических теориях акцентируется внимание на механизме рационализации.

Социализация как адаптация
Социализация как конструирование реальности

2.2. Социальная установка. Предрассудок как вид социальной установки
Смолина Т. Л., Клецина И. С.

Вводные замечания
Цели занятия
Оснащение
Порядок работы
Этап 1. Информационный
Этап 2. Практический
Вопросы для групповой дискуссии

– Почему у групп ответы оказались разными?
– Почему иногда ответы всех групп совпадали?
– Каковы причины нежелания ехать с человеком в одном купе? Какие чувства вы испытываете к этим людям (аффективный компонент установки)? Когда нами руководит страх, когда – брезгливость, когда – неприязнь? Насколько они в каждом случае обоснованы?
– Можем ли мы что-то сделать с нашими чувствами в таких случаях? Может ли кто-нибудь не захотеть ехать в одном купе с вами? А если дело происходит в другой стране?
– Как мы поступаем, когда оказываемся в одном купе с нежелательным человеком?
– Виноваты ли те, с кем мы не хотим ехать?
– Что они почувствуют, если увидят наше недовольство?
– Как лучше всего поступать в таких случаях?
Примечание. Этап групповой дискуссии является очень важным, так как он позволяет сопоставить результаты разных групп. Довольно часто в группах мнения расходятся, и одни и те же пассажиры попадают в число и предпочитаемых, и непредпочитаемых. Так, например, группы преимущественно с мужским составом выбирают гомосексуала в качестве непредпочтительного спутника, в то время как девушки называют явного гомосексуала в роли желательного попутчика. Необходимо заострить внимание студентов на подобных особенностях при восприятии представителей сексуальных меньшинств. Кроме того, расхождения в группах могут быть обусловлены наличием в составе группы человека, у которого есть положительный опыт взаимодействия с представителями той или иной категории пассажиров. Например, у одного из студентов может быть друг – бывший заключенный или соседи-цыгане. Здесь преподавателю нужно обратить внимание на роль контакта в ослаблении предрассудков (гипотеза контакта).

Социальные установки являются одним из механизмов регуляции поведения человека. Они помогают уяснить, почему именно люди поступают тем или иным образом в определенных ситуациях. Социальные установки человека определяют его существование в макросистеме «в обществе, в определенной культуре и на микроуровне - в конкретной социальной группе, на уровне межличностного взаимодействия. Причем, с одной стороны, сами установки формируются под воздействием социума, с другой - они влияют на социум, определяя отношение к нему людей.

Содержание работы

Содержание:
1. Понятие социальной установки…………………….………….2
2. Виды социальных установок………………………………..….3
3. Предрассудок как особый вид социальной установки….…..3
3.1 Типы предрассудков……………………….…………..…….4
3.2 Дискриминирующее поведение…………………….………6
3.3 Методы изучения и способы борьбы с предрассудками………………………………………………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….…….………………………. 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..………….13

Содержимое работы - 1 файл

Содержание.doc

– когнитивный – безосновательно враждебные представления о социальной группе;

– аффективный – ненависть, отвращение, чувство брезгливости;

– поведенческий – негативное поведение, направленное на членов социальной группы из-за членства в ней.

При исследовании предубеждений наиболее важным является вопрос о причинах их возникновения. В работе Т. Г. Стефаненко систематизированы причины возникновения предубеждений, выделенные представителями разных психологических школ. Первая причина связана с индивидуальными различиями, другими словами, есть люди, предрасположенные к проявлению предубеждений в отношении других людей и групп. По мнению Т. Адорно и его коллег, истоки негативного отношения к чужим группам у людей определенного психологического типа кроются в условиях их ранней социализации. У человека, воспитанного в семье, где царят жестоко регламентированные отношения, и он ощущает крайнюю зависимость от родителей, часть агрессивности выплескивается на чужие группы.

Второй источник предубеждений – конкуренция между группами за ограниченные ресурсы, власть и статус, т. е. реальный конфликт интересов.

Третьим источником предубеждений может оказаться осознание индивидом своей принадлежности к группе, т. е. социальная идентичность. Предубеждение по отношению к другим группам возникает вследствие процессов (социальной категоризации, дифференциации, сравнения и оценки), направленных на достижение позитивного отличия своей группы от другой группы.

Четвертый источник предубеждений – социальное научение. Предполагается, что предрассудки детей есть отражение установок их родителей, друзей и других людей.

Пятым источником предубеждений является восприятие угрозы со стороны чужой группы. К предубеждениям может привести восприятие угрозы вне зависимости от того, реальна она или нет.

Хотя разные исследователи выделяют различные причины появления предрассудков, следует отметить, что для предубеждений характерна множественная причинность, а при их анализе необходимо учитывать не только психологические, но и исторические, культурные, экономические факторы.

Следует помнить, что действия каждого уровня предубеждений облегчают переход к уровню более интенсивному.

3.3 Методы изучения и способы борьбы с предрассудками.

Специалисты в области социальных наук выделяют такие методы изучения социальных установок, как опросные методы, проективные методы, эксперименты. Среди основных опросных методов классическими являются следующие: шкала равных интервалов Л. Терстоуна, шкала суммарных оценок Р. Лайкерта, шкалограммный анализ Л. Гуттмана, семантический дифференциал Ч. Осгуда, шкала социальной дистанции Э. Богардуса.

Борьба с предрассудками - сложный и противоречивый процесс. Он включает в себя множество разнородных компонентов:

  • сближение, полное слияние культур;
  • осознание и признание предрассудков;
  • контакт между группами, обладающими равным статусом и преследующими общие цели (гипотеза контакта);
  • специальный метод кооперативного обучения (мозаичный метод);
  • усвоение национальными меньшинствами общего языка, широкое распространение смешанных (межнациональных) браков;
  • преодоление традиционной обособленности и расширение сферы общения людей независимо от их этнической принадлежности;
  • коренные сдвиги в этническом самосознании и т. д.

Все это делает социально непригодными старые этнические стереотипы как "большинства", так и "меньшинства".

Ни для кого не секрет, что то, как мы мыслим, в конечном итоге влияет на то, как мы поступаем в жизни. Наши чувства, эмоции, убеждения и поведение чрезвычайно взаимосвязаны. Дискриминирующее поведение во многом связано с такими явлениями, как стереотип и предубеждение. Основная опасность стереотипа и предубеждения заключается в том, что то негативное отношение, которое возникает в отношении группы или отдельного ее члена, в конечном итоге может не основываться на реальных фактах. Более того, такие явления, как социальные предрассудки и стереотипы в определенные моменты могут оказаться очень опасными. Например, с помощью национальной розни достигается совпадение интересов групп, осуществляющих власть и частных лиц в части мощного источника эмоций. Там, где негативные эмоции могли бы быть направлены на конкретных людей и группы интересов, создается канал для "выпускания пара", куда уходит значительная часть энергии и который дает возможность проявить сильные эмоции.

Таким образом, изучение таких явлений, как стереотипы, предрассудки и демонстрация их в виде дискриминирующего поведения, является очень важным в современном мире. Полностью преодолеть дискриминацию, возможно, и не удастся, но сделать определенные шаги в сторону ее сдерживания и регулирования вполне реально.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Смит, М. Анализ рынков труда в канадской социологии (перевод Е.С. Фидри под науч. ред. В.В. Радаева) Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 5. С. 95-117.

2. Стефаненко, Т.Г. Формирование установок толерантного сознания. М.:Мысль, - 2002. – 212 с.

3. Олпорт, Г. Становление личности: Избранные труды / [Пер. с англ. Л.В. Трубицыной и Д.А. Леонтьева]; под. общ. ред. Д.А. Леонтьева. М.Смысл, 2002. – 315 с.

4. Кон И. Психология предрассудка//Психология национальной нетерпимости. 1998, - № 14

5. Майерс Д. Социальная психология. Спб, 2003

6. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998

7. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М., 2003

Стреотипы о женской и мужской роли обществе

В основе социальных стереотипов и социальных установок лежит желание разложить все по полочкам, систематизировать, обобщить и схематизировать чужой и свой опыт, представления. В стереотипе важен и его социальный аспект-оценочный элемент. Установка-это более легкая форма стереотипа. Социальные стереотипы, установки и предрассудки нам выдает чаще всего наше окружение. Им обучают с самого детства, поэтому нам трудно от них избавиться. Влияние окружающих на нас игнорировать невозможно.

Социальные установки в психологии и социологии-форма социального познания, они учат отношению к миру. По-простому-это склонность к определенному мышлению, поведению. Это то, что делает нашу жизнь проще, но шаблонее, более предсказуемой. Подчиняясь социальным установкам мы становимся похожими на других членов общества. Думаем как другие, живем как другие, имеем такую-же машину как у большинства людей.

На этапе раннего развития социальные установки полезны, они упрощают мышление, нам надо меньше времени и энергии для размышления над чем-то. Но потом часто они становятся вредными. Делают ваше мышление стандартным, стереотипным, лишенным креативности, гибкости. А наш мозг любит экономить ресурсы, поэтому с удовольствием подчиняется социальным установкам. Но вы вряд ли много добьетесь в жизни, если будете думать и/или делать так-же как все. Большинство-то успеха не добивается.

Определение

Социальная установка — ориентация индивида на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность действовать определенным образом в отношении этого объекта. Социальная установка превращается в активную деятельность под влиянием мотива.

Социальная установка включает три аспекта:
— когнитивный — осознание объекта;
— аффективный — эмоциональная оценка объекта;
— поведенческий — последовательное поведение по отношению к объекту.

Особенности социальных установок

Социальная установка

Если вы думаете, что родители вам заложили какую-то идею и она прошла с вами всю жизнь, это несколько не так. Мы живем в постоянно изменяющемся мире. Поэтому социальные установки изменчивы и хорошо приспосабливаются к окружающим условиям. Общество меняется-меняются и установки. Меняется информация-установки тоже меняются. Они не исчезают, а трансформируются в немного другие, чтобы соответствовать изменениям. Все элементы структуры социальной установки находятся в тесной взаимосвязи между собой, и изменение одной из них влечёт за собой изменение других. Социальные установки иногда защищают людей от внутриличностных конфликтов, неприятной или неприемлемой информации. Они являются одним из формирующих нашу личность факторов, как окружение, воспитание, мифологическое мышление. Означают нашу причастность к определенной группе людей, в которой мы жили, воспитывались.

Виды социальных установок

Социальные установки могут быть личные, групповые общественные. Личные-которые принадлежат только личности и выработаны в результате ее опыта. Групповые установки принадлежат группе людей и передаются ее членам, окружающим и детям. Общественные-принадлежащие большей части общества, минимум нескольким странам.

Интересная черта социальных установок: социальные установки общества становятся личными, а личные переходят в групповые и общественные. Общаясь, вы усваиваете установки от ваших родителей, друзей, а они также набираются от вас. Только в тесном общении усваиваются установки.

С психологической точки зрения мыслить социальными установками и стреотипами проще. Социальная установка- состояние психологической готовности личности думать и вести себя определенным образом. Она является осознанной, основанной на прошлом социальном опыте и регулирующая социальное поведение индивида. Социальные установки позволяют определить, что думают по этому же поводу другие члены общества. Установки организуют наши внутренние ценности, наши знания о мире, о самих себе, они способствуют решению внутренних конфликтов, как правило, в пользу установки.

Стреотип

С их помощью мы фильтруем информацию поступающую из внешнего мира. Из них формируется фильтр восприятия действительности. Т.е. человек, не принимает то, что противоречит его социальным установкам. Психологи и социологи говорят, что социальные установки не исчезают и не появляются мгновенно, они сходят на нет постепенно и/или замещаются другими. И в то же время они сильно влияют на психические процессы личности.

Понятие установки ввели для описания избирательности и направленности человеческого восприятия. Это неосознанное состояние, предваряющее и определяющее развертывание любых форм психической деятельности, некую готовность человека совершить что-либо. И не просто готовность как предрасположенность к действию( поскольку она может быть вполне пассивной), но ее легко разбудить. Наличие определенной установки говорит о заинтересованности индивида, в этом самом, в том, чтобы сделать что-то важное для него. Но не всегда плохое.

В английском языке социальной установке соответствует термин аттитюд «…состояние сознания, регулирующее отношение и поведение человека в связи с определенным объектом в определенных условиях, и психологическое переживание им социальной ценности, смысла объекта.

Социальные установки

Функции социальных установок

Социальные установки появляются не просто так, их суть проявляется в их функциях.

  • Адаптивная
  • Защитная
  • Самореализующая
  • Организационная
  • Познавательная

Адаптивная функция позволяет привыкнуть к условиям, к изменениям, выбрать объекты для достижения целей. Быстрее принимать решения при встраивании в новое общество. Социальные установки защищают психику индивида, снижают нагрузку на мозг. Познавательная функция социальных установок помогает познавать мир и способствует выбору определенного поведения. Защитная функция социальных установок помогает в решении личностных и межличностных конфликтов. В качестве организационной функции выступает способность организовывать жизнь и знания. Установки могут помогать и в самореализации человека, воплощению в жизнь скрытых, глубинных мотивов.

Социальные стереотипы

Стереотипы о других странах

Социальный стереотип-упрощенный образ чего-то. Социальной группы, страты, какого-то типа поведения, действия, событий, общественных ролей. Если установка-это готовность думать или поступать определенным образом, то стереотип уже более отчетливо сформированная модель мышления и поведения.

Социальный стереотип-концентрированное выражение социальной установки. Но важен в нем и посыл, который дает определенная группа, т.е. оценивающий компонент, ее отношение к объекту.

Важно и чтобы в рамках стереотипа было некое пространство, поле, в котором человек мог думать и поступать, иначе она может выродиться в штамп.

Стереотипы более связаны с негативом. Стереотипное негативное мышление и поведение в отношении других людей часто проявляется в тех случаях, когда люди остро ощущают свое социальное или национальное единство или принадлежность к своей социальной группе и ее отличие от других социальных групп, наций стран и т.д. Именно исключительная приверженность людей к собственной религии, культуре, нации, стране, т.е. тому, что можно назвать ложно (неадекватно) понимаемым патриотизмом, часто предрасполагает человека недооценивать людей, живущих в иной стране, относящихся к другой национальности, придерживающихся иной веры. У них возникает стереотип, что все, находящиеся в его нации, стране, нации, исповедывающие его религию исключительно хорошие люди. А все остальные плохие. И они начинают навешивать ярлыки.

Стереотипы чаще всего и появляются, развиваются и распространяются именно из-за этого. Не всегда они негативны. Но! в большинстве случаев именно так. К примеру: все чеченцы преступники, мусульмане все террористы, все негры хорошо играют в баскетбол, все блондинки дуры. Раньше дети учились лучше, были умнее, послушные, моральнее. Что интересно, IQ блондинок в среднем выше чем у брюнеток, но это не мешает считать их дурами. Далеко не все темнокожие играют в баскетбол. Мусульмане не террористы в большинстве, и чеченцы в большинстве законопослушные. А стереотипу про детей больше 5 тыс лет, еще Сократ говорил об этом. И получается, что каждое последующее поколение все хуже: все меньше слушает учителей, все ленивее. Подробнее о навешивании ярлыков.

Но дело не в возрасте стереотипов, а в том, сколько раз их повторять. Повторение закрепляет стереотип. Если повторяете стереотип при других, то закрепляет такое мышление не у только у вас.

Существуют и стереотипы в отношении богатых людей, денег, общества, профессий, молодежи. И кого, и чего угодно. Более полная статья про стереотипы мышления и о том, как они мешают нам.

Предрассудки

Общие черты предрассудков включают: негативные чувства, стереотипные убеждения и склонность к дискриминации членов группы. В обществе мы часто видим предрассудки по отношению к группе на основе расы, пола, религии, культуры.

Хотя конкретные определения предубеждений, даваемые социологами, часто различаются, большинство согласны с тем, что они связаны именно с предубеждениями, носители их обычно негативно относятся к членам определенной группы, нации, религии.

И это правильно, многие тесты, анализирующие мышление, включают разбитие слов на категории. Возможность быстро классифицировать информацию позволяет нам взаимодействовать и быстро реагировать, но это также приводит к ошибкам. Предрассудки и стереотипы – это лишь два примера умственных ошибок, которые возникают в результате нашей склонности быстро классифицировать информацию в окружающем мире.

В большинстве случаях предрассудки основаны на стереотипах, предрассудки-это информация, усвоенная непосредственно из недостоверных источников и воспринимаемая самим субъектом как безусловная истина, не требующая подтверждений. Другой механизм формирования предрассудков-сохранение в социуме табу(или частей табу), имевший ранее практический смысл, к примеру, табу на гомосексуализм. Когда-то нужно было очень много детей, чтобы какая-то группа выжила. Ведь смертность была огромной. Предрассудки, стереотипы, часто формировались и распространялись благодаря особенностям мифологического мышления. Особенностью мифологического мышления является то, что его трудно отвергнуть, оно основывалось на авторитете предков, героев, общества. Оно передавалось в виде правдивых историй. А других передатчиков заний не было, поэтому миф был практически единственным источником, откуда можно было черпать знание о мире, о человеке, обществе, природе. А отвергнуть знание общества,-это откатиться на ступеньку назад в развитии. Но такое мышление влияет на нас и сегодня и помогает стереотипам и предрассудкам. Подробнее эффектах мифологического сознания.

В качестве объяснения формирования предрассудков обычно приводят эксперимент с обезьянами. На потолке в клетке подвесили бананы. Но чтобы добраться до них, надо было наступить на педаль, которая подавала ток во всю клетку. И в итоге желающих схватить банан и всех остальных било током. Тех, кто хотел добраться до бананов начали бить. Потом ток отключили, а всех обезьян постепенно заменили. Но все равно тех, кто пытался добраться до бананов, били.

Как избавляться: Надо понять, что они у вас есть и пытаться найти опровергающие их факты: в книгах, в фильмах, в жизни; менять мышление, прерывать свои негативные мысли. Поскольку у нас всех существует предвзятость подтверждения. Мы видим то, что хотим увидеть, что ожили увидеть, и подсознательно ищем подтверждение этому. Мы склонны больше общаться с людьми, которые имеют ту же точку зрения. Читать книги, газеты и сайты, которые дублируют нашу точку зрения.

Один из важных факторов, которые мешает нам менять мышление на позитивное, является именно наличие устойчивых стереотипов, установок и предрассудков. И окружение, которое их опять подтверждает нам и транслирует их снова и снова. Подробнее об том почему нам трудно менять мышление. А поменять ваши стереотипы поможет осознанность, т.е. понимание проблемы и осознанное решение с ней бороться. Подробнее про осознанное развитие. Т.к. такое мышление является негибким, стандартизированным, его само по себе трудно менять, поэтому нужно развивать и когнитивную гибкость.

Посмотрите недорогие курсы от психолога, коуча, системного аналитика и совладельца нескольких бизнесов школы Креативного мышления. Их цена более чем доступна. А на этой платформе можно пройти бесплатные курсы по улучшению самооценки, изменению мышления, аналитическому мышлению, созданию бизнеса, креативности, ораторскому мастерству и т.д.

Социальная установка – одна из основных категорий социальной психологии. Важность введения этой категории в терминологический аппарат социальной психологии связана со стремлением к универсальному объяснению всего социального поведения человека: как он воспринимает окружающую его действительность, почему он так, а не иначе, поступает в конкретных ситуациях, каким мотивом руководствуется при выборе способа действия и т. д.

Для сглаживания противоречий и расхождений в определениях социальной установки М. Смит (1942) предложил различать в ее структуре три компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий. Когнитивный компонент обнаруживается в виде мнений, утверждений относительно объекта установки; аффективный компонент проявляется как отношение к объекту, выраженное на языке непосредственных переживаний и чувств, которые он вызывает; поведенческий компонент отражает готовность индивида реализовать определенное поведение по отношению к объекту.

Социальная установка формируется на основе собственного жизненного опыта индивида и опыта, получаемого от других людей. Главным путем передачи установок является словесная (вербальная) форма.

Изначально изучение социальных установок шло по пути рассмотрения проблемы адаптации, что впоследствии нашло выражение в выделении функций социальной установки.

1. Инструментальная (адаптивная) функция выражает приспособительные тенденции поведения человека, способствует увеличению вознаграждения и уменьшению потери.

2. Эгозащитная функция социальной установки способствует разрешению внутренних конфликтов личности, защищает людей от неприятной информации о самих себе или о значимых для них социальных объектах.

3. Функция выражения ценностей (или функция самореализации). Социальная установка дает человеку возможность выразить то, что важно для него, и позволяет организовать свое поведение соответствующим образом.

4. Функция организации знаний основана на стремлении человека к смысловому упорядочиванию окружающего мира.

Стереотип и предрассудок (предубеждение) Предубеждение и предрассудок – понятия-синонимы. Рассматриваются как разновидности перцептивных установок. От обычной социальной установки стереотипы и предрассудки отличаются прежде всего содержанием своего когнитивного компонента. Стереотип – это социальная установка с застывшим, нередко обедненным содержанием когнитивного компонента. Предрассудок – это социальная установка с искаженным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего человек воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном виде

Когда говорят о стереотипном мышлении, имеется в виду ограниченность, упрощенность и поверхностность представлений человека о тех или иных объектах действительности.

Когда говорят о предрассудке или предубеждении, то подразумевается, что речь идет о пристрастной негативной социальной установке, т. е. о негативном отношении к членам определенной социальной группы или к этой группе в целом. К числу наиболее известных предрассудков относятся:

– предубеждения по отношению к этническим и расовым группам (расизм);

– предубеждения по отношению к людям определенного пола (сексизм);

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

– предубеждения по отношению к людям определенного возраста (эйджизм);

– предубеждения по отношению к людям нетрадиционной сексуальной ориентации (гомофобия).

Выделяют три компонента предубеждений, соответствующие трем компонентам других социальных установок:

– когнитивный – безосновательно враждебные представления о социальной группе;

– аффективный – ненависть, отвращение, чувство брезгливости;

– поведенческий – негативное поведение, направленное на членов социальной группы из-за членства в ней (Стефаненко Т. Г.).

В работе Т. Г. Стефаненко систематизированы причины возникновения предубеждений, выделенные представителями разных психологических школ. Первая причина связана с индивидуальными различиями, другими словами, есть люди, предрасположенные к проявлению предубеждений в отношении других людей и групп. По мнению Т. Адорно и его коллег, истоки негативного отношения к чужим группам у людей определенного психологического типа кроются в условиях их ранней социализации.

Второй источник предубеждений – конкуренция между группами за ограниченные ресурсы, власть и статус, т. е. реальный конфликт интересов.

Третьим источником предубеждений может оказаться осознание индивидом своей принадлежности к группе, т. е. социальная идентичность.

Четвертый источник предубеждений – социальное научение. Предполагается, что предрассудки детей есть отражение установок их родителей, друзей и других людей.

Пятым источником предубеждений является восприятие угрозы со стороны чужой группы вне зависимости от того, реальна она или нет.

Хотя разные исследователи выделяют различные причины появления предрассудков, следует отметить, что для предубеждений характерна множественная причинность, а при их анализе необходимо учитывать не только психологические, но и исторические, культурные, экономические факторы.

Специалисты выделяют такие методы изучения социальных установок, как опросные методы, проективные методы, эксперименты. Среди основных опросных методов классическими являются следующие: шкала равных интервалов Л. Терстоуна, шкала суммарных оценок Р. Лайкерта, шкалограммный анализ Л. Гуттмана, семантический дифференциал Ч. Осгуда, шкала социальной дистанции Э. Богардуса.

Для ослабления предрассудков социальные психологи используют следующие механизмы:

– осознание и признание предрассудков;

– контакт между группами, обладающими равным статусом и преследующими общие цели (гипотеза контакта);

– специальный метод кооперативного обучения (мозаичный метод).

2.В течение длительного времени изучения социальных установок не возникало сомнений в том, что знание социальной установки полезно потому, что позволяет прогнозировать поведение. Однако в знаменитом эксперименте Р. Лапьера и ряде других исследований было показано, что между социальной установкой, выраженной вербально, и реальным поведением человека может существовать расхождение.

Отечественным ученым В. А. Ядовым была разработана диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности, которая позволила объяснить факты рассогласования между социальными установками и реальным поведением личности. Согласно концепции В. А. Ядова, существует четыре уровня диспозиций (социальных регуляторов поведения): 1) первый уровень – элементарные фиксированные установки – отвечает за регуляцию поведенческих актов – непосредственных реакций субъекта на актуальную предметную ситуацию; 2) второй уровень – социальные установки – регулирует поступки личности; 3) третий уровень – базовые социальные установки – регулирует уже некоторые системы поступков, составляющие поведение в различных сферах жизнедеятельности; 4) четвертый уровень – ценностные ориентации – регулирует целостность поведения, или собственно деятельность личности.Основная идея, лежащая в основе данной концепции, заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность. При этом в каждой конкретной ситуации и в зависимости от цели ведущая роль принадлежит определенному диспозиционному образованию, в то время как остальные диспозиции являются латентными.

Этот переход успешно осуществлен Ш. А. Надирашвили. Он дополнил данную Узнадзе двухуровневую характеристику психической активности человека введением третьего уровня. На первом уровне физическая ситуация (конкретные чувственные данные предмета) связывается с жизненными потребностями; формируется установка практического поведения. Заключительный этап этой связи - практическое поведение.

На втором уровне осуществляется объективация социально целесообразного поведения. Возникает потребность познания. Создается система интеллектуальных операций, моральных рассуждений, проблемная ситуация. Формируется установка сознания и оценки. Результатом поведения второго уровня является выбор приемлемого решения — теоретическая деятельность.

Осуществляемое личностью социальное поведение характеризуется более сложной структурой по сравнению с теоретическим и практическим поведением.

Разработанные в школе Узнадзе идеи послужили отправными моментами в создании диспозиционной концепции регуляции поведения личности В. А. Ядова. В качестве системообразующего признака или отношения в системе внутренней регуляции социального поведения человека Ядов выделил диспозиционно-установочные явления.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Социальная установка, стереотипы и предрассудки. Социальные установки и поведение.

Читайте также: