Кто является отцом социологии опишите кратко его взгляды

Обновлено: 02.07.2024

СОЦИОЛОГИЯ (от греч. socio – общество, лат. logos – слово, наука) – наука об обществе. Это общее определение имеет несколько уточняющих объяснений: 1) наука о социальных системах, из которых состоит общество; 2) наука о закономерностях развития общества; 3) наука о социальных процессах, социальных институтах, социальных отношениях; 4) наука о социальной структуре и социальных общностях; 5) наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества. Последнее определение является относительно новым и его все больше разделяют многие социологи. Исходя из этого определения социологии, ее предметом является совокупность социальных явлений и процессов, характеризующих реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, а также условия (окружающая среда), которые влияют на их развитие и функционирование в социально-экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества.

Возникновение социологии как науки.

Основные вехи развития социологии.

Эти поиски продолжались в течение всего 20 в. и привели к третьему, современному этапу в развитии социологии, который представлен следующими основными школами в социологии.

Структурный функционализм.

Теории социального конфликта.

Бихевиоризм.

Теория социального обмена.

Наиболее яркие ее представители американские социологи Дж.Хоманс и П.Блау исходили из примата роли человека, а не системы. Они отстаивали огромную значимость психических качеств человека, ибо для того, чтобы объяснить поведение людей, необходимо знать их душевное состояние. Но главное в этой теории, по Блау, заключается в том, что люди постоянно стремятся получить вознаграждение (одобрение, уважение, статус, практическую помощь) за свои действия. И вступая во взаимодействие с другими людьми, они получают это, хотя взаимодействие не всегда будет равным и удовлетворяющим всех его участников.

Символический интеракционизм.

Феноменологическая социология.

В последнюю четверть века 20 в. получила распространение мир-системная социология, основоположник которой немецкий социолог, работающий в США, У.Валлерстайн, рассматривает процессы развития общества с точки зрения глобализационных процессов, интенсивность которых стала ощутимой реальностью.

Современная социология продолжает порождать новые теории и концепции. По мнению французского социолога А.Турена, особенность современной социологии состоит в изменении предмета исследования и исследовательских ориентаций. Если в середине 20 в. вся проблематика сосредоточивалась вокруг понятия социальной системы, то теперь она сосредоточивается вокруг понятия действия и активного деятеля (актора). В историческом плане можно сказать, что Макс Вебер одержал победу над Эмилем Дюркгеймом. Классический подход к социологии, в рамках которого она понимается как наука о социальных системах, почти исчез. Влияние наиболее видных представителей этой традиции – Парсонса и Мертона – ослабло. Соответственно изменился и категориальный аппарат: понятия социальных институтов, социализации, интеграции не являются более центральными социологическими понятиями. Гораздо большее значение приобретают понятие кризиса, риска и близких к ним категорий – дезорганизации, насилия, хаоса. Кроме того, в рамках франкфуртской школы, основное содержание теорий которой состоит в определении роли и значения политической власти, исследуется содержание идеологий, причины радикализации поведения, условия формирования социальных движений и акций протеста. Все более популярным вариантом социологического мышления становится теория рационального выбора, которую предложил американский социолог Н.Коулмен. Понятие системы им также отрицается. Главное внимание сосредоточивается на понятиях ресурсов и мобилизации. Оригинальным вкладом в современную социологию является концепция П.Бурдье о социальном поле, о социальном капитале и социальном пространстве.

Предмет социологии.

Если проанализировать основные результаты поисков сущности и содержания социологии во второй половине 20 века, то можно утверждать, что объектом всех заслуживающих внимания исследований является социальная реальность во всем ее противоречивом развитии. Все крупные работы современных социологов, выдержавшие испытание временем, были связаны с анализом социально-экономических, социально-политических и социально-культурных проблем. Но что значит изучать социальную реальность? С какой стороны к ней подойти? Что взять за исходную базу анализа? Как показывает реальная социологическая практика, в большинстве исследований (и теоретических, и прикладных), независимо от провозглашенных целей, как правило, анализируются социальные процессы и явления с точки зрения состояния реально функционирующего общественного сознания. В связи с этим, предмет социологии составляет совокупность трех компонентов сознания, поведения и среды (условий их проявления). Рассмотрим подробнее каждый из названных компонентов.

Общественное сознание (с позиций социологии) выступает как реальное сознание, состоящее из знаний, мнений, ценностных ориентаций, установок, потребностей и интересов. Каждый из этих структурных элементов вырастает из непосредственно практической деятельности, не отделен от общественного бытия. Более того, они отражают не только случайные, стихийные связи и отношения, но и устойчивые закономерности и тенденции развития общества (пусть, может быть и в несовершенном виде). Человек развивается как родовое, общественное существо при помощи своего сознания и его реализации во всех сферах общественной жизни.

В целом же реальное сознание по своему содержанию представляет собой сочетание рационального и эмоционального, переплетение мировоззренческих элементов, устоявшихся традиционных связей и привычек. И если эмоциональный компонент реального сознания больше связан с непосредственным впечатлением, сиюминутным воздействием, то его рациональный компонент интегрирует и прошлый опыт, и уроки не только личной, но и общественной жизни, позволяющей улавливать социальное звучание происходящих событий. В этом проявляется то, что роднит отдельные элементы практического восприятия действительности с научным, теоретическим сознанием. Преобладание стихийного, эмоционального в реальном сознании и поведении ни в коей мере не снимает значимости рационального, возможности, что оно, в конечном счете, будет определять его направленность и зрелость.

Кроме того, все названные компоненты реального сознания – продукты коллективного творчества, характерного как для всего общества, так и для социальных групп, слоев и общностей. Возникая как реакция на непосредственное восприятие действительности, как отражение сложившихся условий существования, реальное сознание приобретает самостоятельную роль, выражаясь в общественном мнении, умонастроениях людей.

Реальное сознание включает в себя здравый смысл, который не отрицает возможности познания глубинных сущностных процессов – оно даже предполагает его постоянное обогащение и использование в практической жизни человека. Реальное сознание не является результатом какой-то специализированной деятельности (в отличие от конкретных ее форм – политической, эстетической, нравственной и т.д.) и воспроизводится всеми видами деятельности человека. Хотя реальное сознание формируется под влиянием непосредственного опыта, в общественном воплощении оно образует своеобразное явление, творцом которого выступают класс, нация, социальная группа или социальный слой. Реальное сознание не есть собрание или механическое обобщение идей и взглядов – оно образует новую специфическую сущность, в которой проявляются устойчивые тенденции, объективно отражающие как состояние сознания, так и глубину осмысления им общественного бытия.

При рассмотрении реально функционирующего общественного сознания необходимо обратить внимание на то, что оно состоит из (и соответственно исследуется при помощи) таких его компонентов как:

2) ценностные ориентации (какие устремления, желания рассматриваются как важное условие существования, оценки и регулирования поведения);

3) мотивы (на реализацию каких потребностей и интересов направлены усилия людей);

4) установки (ценностные отношения к социальному объекту, выражающиеся в готовности к положительной или отрицательной реакции на него).

Особо надо обратить внимание на феномен социального настроения, главную характеристику общественного сознания, которое, как показывают результаты социологических исследований, является устойчивой его характеристикой при возможных изменениях отношения людей к конкретным экономическим и социальным реалиям.

Изучение сознания и поведения в конкретной социально-исторической обстановке, переводит социологию из плоскости регистрирующей науки в плоскость активной общественной силы, участвующей в решении всех без исключения актуальных проблем развития человечества. В этой связи уместно напомнить, что общественное сознание и поведение становится предметом изучения только в условиях гражданского общества – общества, рожденного на определенной стадии исторического процесса, как результат эры новой истории, ведущей свой отсчет от периода великих буржуазных революций, от того времени, когда общество отделилось от государства.

Структура социологии.

Структура социологического знания определяется в зависимости от тех методологических принципов, которые применяются при исследовании социальной реальности. В социологии используются такие виды ее классификации как макро- и микросоциология, теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология и т.д. Есть предложения определять структуру социологии с учетом всего научного знания, когда в объяснение ее содержания вовлекается знание, накопленное всеми науками. При ответе на этот вопрос можно исходить из двух предпосылок: структурировать только то знание, которое претендует называться социологическим, во- вторых, считать основной исходной характеристикой ее разделение на теоретическую и эмпирическую социологии.

1. Базовый, исходный – первый – уровень социологического знания образует теория и методология, которые сосредотачивают свое внимание на уточнении и определении объекта и предмета социологической науки, ее понятийного (категориального) аппарата, закономерностей (тенденций) развития как социальной реальности, так и самой социологии, ее функций, места среди других наук. В рамках этого анализа привлекается и исторический материал (история социология), который показывает генезис идей, появление, рождение и угасание поисков (теорий, концепций), а также уточнение места социологии в системе социального и гуманитарного знания. Кроме того, на этом уровне вовлекается (адаптируется, приспособляется) теоретическое знание других наук в том отношении, как оно способствует, уточнению, обогащению и развитию социологического знания. Этот структурный уровень социологического знания называется теоретической социологией.

2. Эмпирическая социология, которую представляют специальные социологические теории, соединяющие теоретико-методологическое знание с эмпирическими данными, полученными в ходе конкретных социологических исследований. Эмпирическая социология представляет собой единство теоретического знания (или теоретических замыслов) и эмпирической их проверки, в результате чего уточняется исходные положения, результативность и эффективность методологии и методики. Но эмпирическая социология, состоящая из специальных социологических теорий имеет свою внутреннюю иерархию. Эта иерархия начинается, во-первых, с обобщающих (системных) специальных (иногда их называют отраслевыми) социологических теорий – экономической и политической социологии, социологии социальной и духовной сфер жизни общества. Основанием для такой структуры социологического знания является обоснованное социальными философами и большинством социологов деление жизни общества на различные сферы, которые связаны с определенными видами деятельности – трудовой (производственной), социальной (в узком смысле этого слова), политической и культурной (духовной). Что касается экономической социологии, то ею исследуются социальные проблемы экономической жизни общества, посредством изучения сознания людей и соответствующего типа поведения, связанных с реализацией целей и задач общественного производства, с процессом удовлетворения потребностей и интересов людей в условиях функционирования социально-экономических отношений. Обращаясь к другой сфере общества, к социальной жизни, следует отметить, что социология в этой сфере изучает такие важнейшие и принципиальные проблемы, как социальная структура во всей ее многообразии, социальные процессы и институты, социальные общности. В ее рамках исследуются предпосылки, условия и факторы превращения классов, социальных слоев и групп в субъекты сознательной деятельности. Политическая социология изучает огромный пласт перехода от объективного к субъективному, сознательному развитию. Она изучает политические (классовые, групповые) интересы, которые базируются и исходят из воли, знаний и действий, т.е. методов и форм выражения политической деятельности человека, классов и социальных групп и обращена ко всему спектру чувств, мнений, суждений и отношений людей к процессам функционирования властных отношений, что позволяет представить пути функционирования государственности, выявить болевые точки развития политической жизни. Четвертой по счету, но не по значению обобщающей специальной социологической теорией является социология духовной жизни общества, исследующая деятельность по освоению имеющихся культурных ценностей, созданию новых, распределению и потреблению накопленных. Этот процесс является сложным, многоплановым и неоднозначным, поэтому так важно определить основные его составляющие. К таким структурным элементам следует отнести процесс социализации личности, образование, массовую информацию, культурно-просветительную деятельность, литературу, искусство, науку. Наконец, к обобщающим (системным) специальным социологическим теориям относится социология управления. Она связана с использованием особого класса задач — механизма регулирования социальных процессов — и поэтому может рассматриваться самостоятельно, на уровне выявления неких общих характеристик, независимо от конкретных обстоятельств, а может применяться в рамках каждой из сфер общественной жизни и составляющих их элементов, что требует выявления и анализа специфических особенностей управления в каждой конкретной области сознания и поведения людей

Во-вторых, наряду с обобщающими (системными) теориями существуют основные специальные социологические теории, предметом исследования которых являются общественные процессы и явления, их специфические связи с другими явлениями и процессами, которые в своей целостности являются неотъемлемой составной частью той или иной сферы общественной жизни. В этих теориях рассматривают не общие взаимодействия, существующие между всеми общественными явлениями, а лишь характерные связи в рамках конкретной сферы общественной жизни. Так, экономическая социология включает в себя изучение таких процессов, которые образуют всю совокупность социально-экономических явлений: социологию труда, социологию рынка, социологию города и села, демографические и миграционные процессы и т.д. В этом смысле социология социальной жизни включает в себя изучение социально-профессиональной и возрастной структуры, этносоциологию, социологию молодежи, семьи и т.д. В свою очередь, политическая социология включает в себя социологию власти, политических партий и общественных движений, социологию права (хотя некоторые исследователи выделяют ее в самостоятельную научно-прикладную теорию), социологию армии, международных отношений. Что касается социологии духовной жизни, то она представлена социологией образования, культуры, религии, СМИ, науки, литературы и искусства.

Сегодня в социологии уже в большей или меньшей степени оформлено свыше 50 основных специальных социологических теорий. Некоторые из них получили статус фундаментальных дисциплин, другие — прикладных, третьи — теоретико-прикладных. Их положение все еще полностью не осмыслено и с точки зрения перспектив социологии, и с точки зрения общественных потребностей. Анализ места специальных социологических теорий в системе социологического знания предполагает постоянный критический обзор их развития, особенно тех, которые имеют непосредственное значение как для понимания места, роли и функций социологической науки в современных условиях, так и для повышения эффективности и качества исследований.

В социологии более, чем в любой другой общественной науке, заметно разделение на теорию и эмпирию, но это ни в коем случае не означает, что они существуют раздельно, не взаимодействуя между собой. Следование кажущейся самостоятельности теории и эмпирии в практике работы социологов ничем, кроме глубоких научных и методологических просчетов, не оборачивается.

Основным характерным признаком социологии в современную эпоху становится антропоцентристский подход, ибо современная эпоха выявила непреходящую и все возрастающую ценность человека и его деятельности, жизни людей во всей ее многообразии. В рамках этого подхода человек предстает перед нами и как ресурс общественного развития и как носитель социального капитала, который является огромным резервом и импульсом общественного развития. Современные подходы, определяющие предмет социологии, заметно смещаются в направлении человековедения, к признанию того, что анализ проблем жизни людей во всем ее многообразии все больше и больше становится объектом внимания социологии. Человек в обществе и общество для человека – вот суть современной социологии

Современная социология во все большей мере склоняется к трактовке самой себя как социологии жизни, так как она оперирует показателями отношений и взаимодействий людей к реальным проблемам, ситуациям, ко всему тому, что происходит в обществе, в котором они работают и живут.

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1960
Вебер М. Избр. соч. М., 1990
Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: Очерки теории. Новосибирск, 1991
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992
Бурдье П. Социология политики. М., 1993
Американская социологическая мысль. М., 1994
Мертон Р.К. Явные и латентные функции. //Американская социологическая мысль. М., 1994
Смелсер Н. Социология. М., 1994
Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию. М., 1995
Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996
Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется // СОЦИС. 1997, № 1
Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997
Радаев В.В. Экономическая социология. М., 1997
Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник. – М., 1998
Турен А. Возвращение человека действующего. Очерки социологии. М., 1998
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998
Гидденс Э. Социология. М., 1999
Социология в России. – Под ред.В.А.Ядова. М., 1999
Общая социология. – Учеб. пособ. Под ред. проф. А.Г.Эфендиева. М., 2000
Кравченко А.И. Основы социологии. М., 2001
Социология. – Учебник. Г.В. Осипов, Л.Н.Москвичев и др. М., 2001
Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 2003

Конт родился во Франции в 1798 г. В своих основных работах Конт выступил против метафизических взглядов эпохи Просвещения, господствовавших во Франции до революции. Конт стремился выработать рациональный подход к изучению общества, основу которого составили бы такие методы как наблюдение и эксперимент. Он надеялся, что такой подход, названый им позитивизмом, обеспечит практическую основу для нового, более устойчивого общественного порядка.

Конт разделил социологию на два больших раздела: социальную статику и социальную динамику. Первая изучает условия существования и законы функционирования общественной системы, это структура общества, а вторая - законы развития и изменения социальных систем, это динамика общества. Социальная статика - это теория общественного порядка, организации, гармонии. Социальная динамика - теория прогресса.

  • 1. Теологическая или фиктивная стадия, охватывающая древность и раннее средневековье (до 1300 г.).
  • 2. Метафизическая стадия, охватывающая XIII-XIX вв.
  • 3. Позитивная стадия – с XIX в.
  • 1. Систематизированный, целостный подход к исследованию социальных процессов;
  • 2. Освобождение от всякого рода ненаучных и метафизических форм познания;
  • 3. Опора на эмпирические данные наблюдений и эксперимента;
  • 4. Результативность научных достижений подобно естественнонаучным;
  • 5. Систематизация предшествующего знания и определение собственного предмета исследования новой социальной науки.

Роль Конта в истории социологии: обращение к положительному (позитивному) знанию, признание закономерности исторического процесса, внимание к изучению социальных институтов и структуры общества - все это оказало сильное влияние на развитие обществоведения и на современную науку.

Питирим Сорокин

Этого человека можно без преувеличения назвать выдающимся, а его биографию – удивительной. Питирим Сорокин родился и вырос в России на рубеже 19 и 20 веков, в самый непростой период её истории. Он стал свидетелем Октябрьской революции, последовавшей за ней гражданской войны и политических репрессий, сам подвергся преследованию большевиков и под угрозой смертной казни вынужден был бежать из страны в Европу, откуда позже перебрался в США.

Питирим Сорокин отличался удивительной эрудированностью, но наибольший интерес для него представляли такие науки как социология и культурология. Его книги и статьи переведены на десятки языков, а его социологические теории и концепции по-прежнему сохраняют свою актуальность. Сегодня мы поговорим о том, что представлял собой этот человек, какими идеями обогатил современную науку, а после рассмотрим его краткую биографию.

Кто такой Питирим Сорокин?

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – выдающийся российский и американский учёный, научные теории и концепции которого играют важную роль в современной социологии. В частности, он является одним из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности. Помимо научной деятельности, Сорокин практически всю жизнь проработал преподавателем, в частности, читал лекции в Гарварде. Самым известным студентом, посещавшим его занятия, был 35-й президент США Джон Кеннеди (впоследствии они продолжали общаться в переписке).

Основные научные идеи Сорокина

Все свои наиболее значимые работы Питирим Сорокин написал в эмиграции. Но его идеи были весьма необычными для своего времени, поэтому многие из них остались непонятыми даже в Европе и США. В современной же социологии некоторые из них играют фундаментальную роль. Рассмотрим самые важные теории и концепции Сорокина.

Теория социальной стратификации

Питирим Сорокин описал одну из важнейших иерархических систем, существующих в обществе – социально-стратификационную структуру. Согласно его теории социальной стратификации, любое достаточно большое общество представляет собой совокупность устойчивых социальных слоёв (страт). Представители разных слоёв отличаются по социальному положению, уровню доходов, образованию, престижности профессии и прочим признакам.

Социальная стратификация подразумевает не просто различия между разными слоями, а определённое неравенство. То есть, люди делятся на богатых и бедных, привилегированных и непривилегированных. Сорокин выделил 4 основных признака, по которым обычно происходит естественное деление на социальные страты в любом обществе:

  • уровень дохода;
  • образование;
  • престиж (например, дворянское происхождение);
  • наличие власти.

Не следует путать социальную стратификацию с социальной структурой. Социальная структура определяет распределение труда и обязанностей, а социальная стратификация – распределение результатов этого труда, материальных и прочих благ.

Социальная мобильность

Согласно описанной выше теории социальной стратификации, социальные слои являются достаточно устойчивыми. И всё же отдельные индивиды (или группы индивидов) имеют возможность перемещаться между этими слоями, а также между социальными группами. Для этого явления Питирим Сорокин ввёл термин «социальная мобильность«.

Также он выделил несколько характерных признаков, позволяющих классифицировать различные виды социальной мобильности и характеризовать отдельные из них. В частности, по направлению перемещения можно выделить 2 типа социальной мобильности:

  1. Горизонтальная. Это смена отдельным индивидом (или группой индивидов) социальной группы, к которой он принадлежит, без перемещения в более высокий или низкой слой в стратификационной иерархии.
  2. Вертикальная. Данный вид социальной мобильности подразумевает перемещение индивида или группы индивидов в более высокий или низкий социальный слой. Соответственно, может быт два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая.

Ещё одним важным признаком социальной мобильности является скорость – по данному признаку стратификационные перемещения можно разделить на быстрые и медленные.

Кроме того, социальная мобильность может быть индивидуальной или групповой. В первом случае подразумевается, что отдельный индивид, прикладывая определённые усилия, перемещается в более высокий социальный слой либо, наоборот, по каким-то причинам опускается в более низкий (например, потеряв работу). Во втором случае речь идёт, соответственно, о группе лиц, совместно меняющих свой социальный слой или социальную группу (как по собственной воле, так и из-за внешних причин).

Интегральная социология

  1. Социальная аналитика (теоретическое изучение структуры общества).
  2. Социальная механика (изучение процессов взаимодействия в обществе).
  3. Социальная генетика (изучение закономерностей появления и развития различных общественных явлений).
  4. Социальная политика (практическое управление социальными явлениями для достижения поставленных целей).

Одним из важнейших понятий в интегральной социологии Питирима Сорокина является взаимодействие индивидов. Он выделил три признака, позволяющих классифицировать эти взаимодействия:

  1. Шаблонность (шаблонные и нешаблонные). Очевидно, что речь идёт о том, можно ли сопоставить определённое взаимодействие с неким типичным шаблоном.
  2. Направленность (односторонние и двусторонние). Некоторые виды взаимодействия не требуют ответной реакции, поэтому являются односторонними. Двусторонние подразумевают, что оба индивида производят некие активные действия.
  3. Антагонизм (антагонистические и неантагонистические). В любом обществе существуют противоречия и конфликты интересов. Соответственно, если интересы взаимодействующих индивидов конфликтуют, это антагонистическое взаимодействие, а если интересы совпадают – неантагонистическое.

В рамках интегральной социологии Сорокина общество рассматривается как сложное социокультурное понятие, включающее и процессы взаимодействия между индивидами, и результаты этого взаимодействия. При этом учёный считает, что любое общество непрерывно развивается, а основной целью этого развития является социальное равенство.

Развитие общества происходит через два механизма:

  1. Социальная эволюция. Данный процесс, как и биологическая эволюция, подразумевает постепенное развитие, при котором закрепляются полезные и желательные явления, а вредные и нежелательные – исчезают.
  2. Социальная революция. Это быстрый процесс, приводящий к радикальным переменам в обществе. Социальная революция может носить как насильственный, так и ненасильственный характер (например, сексуальная революция во второй половине XX века).

В качестве основных причин социальной революции Питирим Сорокин называет такие факторы как:

  • неэффективность действующего социального строя;
  • подавление важных потребностей большинства населения;
  • слабость сил, удерживающих действующий порядок.

Революционная ситуация возникает, когда базовые потребности значительной части населения не находят удовлетворения, и при этом очевидно, что эволюционный путь развития остановился или пошёл в неправильном направлении. Революция подразумевает разрушение действующего социального строя и строительство нового. В качестве противодействия революции может начаться контрреволюция, представляющая консервативные интересы сторонников действующего социального строя.

Теория цивилизационных ступеней

В рамках своей типологии культур Питирим Сорокин рассматривает цивилизацию как историческую общность людей, объединённую неким общим мировоззрением. Для отдельно взятой цивилизации характерны собственные идеалы, ценности и методы познания. С точки зрения Сорокина, существует три типа цивилизаций:

  1. Чувственный тип. В таком обществе преобладает чувственное восприятие, а окружающую действительность принято оценивать с позиций гедонизма (стремление жить полной жизнью, получая максимум удовольствия).
  2. Идеациональный.В таком обществе преобладают духовные ценности, а все его члены должны поклоняться и подчиняться некой высшей сущности (богу) или идее (коммунизму).
  3. Идеалистический. Это усреднённый тип, объединяющий особенности чувственного и идеационального типов. Чувства в нём уравновешиваются интеллектом, а вера – наукой. Этот тип Сорокин рассматривал как идеал, к которому стремится любое общество.

Краткая биография

Питирим Сорокин

Питирим Александрович Сорокин родился 23 января (по новому стилю – 4 февраля) 1889 года в селе Туръя Вологодской губернии. Его отец был ювелиром и реставратором икон (в те годы это было фактически одной профессией), а мать – крестьянкой. У Питирима было два брата: старший и младший. Но после смерти матери её сестра забрала младшего, а Питирим остался с отцом и старшим братом.

Вместе они странствовали по сёлам, в которых отец занимался церковно-реставрационными работами, обучая детей этому ремеслу. Вскоре отец пристрастился к алкоголю и начал регулярно избивать сыновей, вследствие чего те прекратили общение с ним, но продолжили заниматься его делом – выполняли заказы на обрамление икон, украшение и роспись церквей.

В 1900 году отец умер, и Питирим остался круглым сиротой в 11-летнем возрасте. Несмотря на сложности, он уделял значительное внимание образованию. Он с лёгкостью сдал вступительные экзамены в церковно-приходскую школу, которую в 1904 году окончил с отличием. Благодаря личным рекомендациям директора он смог продолжить образование в церковно-учительской семинарии.

Тогда же, на третьем курсе юридического факультета, Питирим увлёкся революционными идеями (хотя в партию социалистов-революционеров он вступил задолго до этого). И тогда же он столкнулся с первыми неприятностями из-за своих политических убеждений, просидев несколько недель в тюрьме. В феврале 1917 года, после Февральской революции, социология получила статус научной дисциплины, и Питирим Сорокин стал первым российским учёным, заведующим межфакультетской кафедрой социологии.

После Октябрьской революции он продолжал симпатизировать эсерам. В какой-то момент под страхом смертной казни он вынужден был отказаться от политической деятельности, благодаря чему ему ещё несколько лет позволяли преподавать в Петроградском университете. Однако в 1922 году ситуация накалилась, и Питирим вынужден был покинуть Россию под страхом смертной казни. Сначала он перебрался в Прагу, а в 1923 году переехал в США по приглашению Иллинойсского и Висконсинского университетов. Через некоторое время ему предложили постоянную должность профессора в Миннесотском университете.

На этом жизненные испытания Питирима Сорокина закончились. Остаток своей жизни он благополучно прожил в США, где и умер в 1968 году в 79-летнем возрасте. Всё это время он занимался преподавательской и научной деятельностью, а также был весьма продуктивным автором (написал более 30 книг). Интересно, что при жизни он не снискал особой славы как автор, но сегодня любой уважающий себя социолог знаком с творчеством Сорокина и теориями, которыми он обогатил социологию, культурологию и другие науки.

(Предметом этой науки Конт считает обще­ство в целом, историю его развития, трансформации. Причем законы этого развития носят точный и строгий характер, как и законы мате­матики, физики, химии. Эти законы, по мнению О. Конта, могут не только показать сущность общества и его прошлое, но и предсказать будущее (принцип исторического детерминизма). Но детерминизм Конта носит"идеалистический характер. Если у философов Древнего мира состояние общества определяется формой государства, у К. Мар­кса – способом производства, то у О. Конта – образом мышления. Именно изменением образа мышления при неизменной природе че­ловека и объясняет Конт историческое движение человеческой циви­лизации.(Для него мир сначала мыслится, потом существует. Следовательно, и развитие общества начинается с появления идей прогресса в умах людей. Конт отождествляет прогресс с развитием человеческого знания, которое проходит три стадии; каждой из них соответствует определенное состояние общества (закон трех состояний).

Получив математическое и естественное образование, Конт считал, что наука об обществе должна быть точным знанием, опирающимся на методы естественных наук.




-фетишизм (люди видят богов во внешних предметах. Им же приписывается жизнь);

- монетеизм (хрестианство изменяет мораль, мировоззрение людей. Жизнь определяет единый бог).

Стадия развития знания Стадия развития общества(составить таблицу)

Другой важный вывод, приведший О. Конта к необходимости формирования науки об обществе, связан с открытием им закона разделения и кооперации труда. Эти факторы имеют огромное позитивное значение в истории общества. Благодаря им, появляются социальные и профессиональные группы, растет разнообразие в обществе и повышается материальное благосостояние людей. Но эти же факторы ведут к разрушению фундамента общества, поскольку они нацелены на концентрацию богатства и эксплуатацию людей, на однобокую профессионализацию, уродующую личность. Социальные чувства объединяют только лиц одинаковой профессии, заставляя враждебно относиться к другим. Возникают кооперация и внутрикорпоративная эгоистическая мораль, которые при известном попустительстве способны разрушить основу общества – чувство соли подобно разделам физики дарности и согласия между людьми. Способствовать установлению солидарности и согласия, и призвана, по мнению О.Конта, социология.

О. Конт, в соответствии со своими представлениями о развитии, делит социологию на две части (подобно разделам физики): социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы. В этом разделе контовской социологии рассматриваются основные общественные институты: семья, государство, религия с точки зрения их общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности. В социальной динамике О.Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества.

Социология, по его мнению, должна быть позитивным изучением совокупности фундаментальных законов, охватывающих социальные явления, которые рассматриваются во взаимосвязи:

· (Статикаизучает общество в некой целостности и рассматривает функции его отдельных частей; она сходна с анатомией (изучение социальных и культурных институтов, формирующих общество). Динамика выводит общие законы эволюции общества (анализ общества через выявление соц. изменений и прогресса);

· понимал общество как живой организм, обладающий собственной структурой, каждый элемент которой должен рассматриваться с точки зрения полезности для общественного блага;

· выделил четыре структурных элемента (класса) в социальной структуре общества: 1) ученые; 2) банкиры, торговцы, предприниматели; 3) земледельцы; 4) рабочие. Отношения между классами основываются на разделении труда и координации их деятельности. Достичь социального согласия этим группам удается при помощи социальных институтов: семьи, государства и религии.

· утверждал, что элементарной структурной единицей общества является семья;

Несмотря на то, что Конт был сторонником позитивизма и негативно относился к социальной философии, его социология все еще оставалась ее [социальной философии] разновидностью, т.е., сугубо теоретической областью знания, тяготеющей к общим рассуждениям и схоластическим построениям.

(Предметом этой науки Конт считает обще­ство в целом, историю его развития, трансформации. Причем законы этого развития носят точный и строгий характер, как и законы мате­матики, физики, химии. Эти законы, по мнению О. Конта, могут не только показать сущность общества и его прошлое, но и предсказать будущее (принцип исторического детерминизма). Но детерминизм Конта носит"идеалистический характер. Если у философов Древнего мира состояние общества определяется формой государства, у К. Мар­кса – способом производства, то у О. Конта – образом мышления. Именно изменением образа мышления при неизменной природе че­ловека и объясняет Конт историческое движение человеческой циви­лизации.(Для него мир сначала мыслится, потом существует. Следовательно, и развитие общества начинается с появления идей прогресса в умах людей. Конт отождествляет прогресс с развитием человеческого знания, которое проходит три стадии; каждой из них соответствует определенное состояние общества (закон трех состояний).

Получив математическое и естественное образование, Конт считал, что наука об обществе должна быть точным знанием, опирающимся на методы естественных наук.

-фетишизм (люди видят богов во внешних предметах. Им же приписывается жизнь);

- монетеизм (хрестианство изменяет мораль, мировоззрение людей. Жизнь определяет единый бог).

Стадия развития знания Стадия развития общества(составить таблицу)

Другой важный вывод, приведший О. Конта к необходимости формирования науки об обществе, связан с открытием им закона разделения и кооперации труда. Эти факторы имеют огромное позитивное значение в истории общества. Благодаря им, появляются социальные и профессиональные группы, растет разнообразие в обществе и повышается материальное благосостояние людей. Но эти же факторы ведут к разрушению фундамента общества, поскольку они нацелены на концентрацию богатства и эксплуатацию людей, на однобокую профессионализацию, уродующую личность. Социальные чувства объединяют только лиц одинаковой профессии, заставляя враждебно относиться к другим. Возникают кооперация и внутрикорпоративная эгоистическая мораль, которые при известном попустительстве способны разрушить основу общества – чувство соли подобно разделам физики дарности и согласия между людьми. Способствовать установлению солидарности и согласия, и призвана, по мнению О.Конта, социология.

О. Конт, в соответствии со своими представлениями о развитии, делит социологию на две части (подобно разделам физики): социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы. В этом разделе контовской социологии рассматриваются основные общественные институты: семья, государство, религия с точки зрения их общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности. В социальной динамике О.Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества.

Социология, по его мнению, должна быть позитивным изучением совокупности фундаментальных законов, охватывающих социальные явления, которые рассматриваются во взаимосвязи:

· (Статикаизучает общество в некой целостности и рассматривает функции его отдельных частей; она сходна с анатомией (изучение социальных и культурных институтов, формирующих общество). Динамика выводит общие законы эволюции общества (анализ общества через выявление соц. изменений и прогресса);

· понимал общество как живой организм, обладающий собственной структурой, каждый элемент которой должен рассматриваться с точки зрения полезности для общественного блага;

· выделил четыре структурных элемента (класса) в социальной структуре общества: 1) ученые; 2) банкиры, торговцы, предприниматели; 3) земледельцы; 4) рабочие. Отношения между классами основываются на разделении труда и координации их деятельности. Достичь социального согласия этим группам удается при помощи социальных институтов: семьи, государства и религии.

· утверждал, что элементарной структурной единицей общества является семья;

Несмотря на то, что Конт был сторонником позитивизма и негативно относился к социальной философии, его социология все еще оставалась ее [социальной философии] разновидностью, т.е., сугубо теоретической областью знания, тяготеющей к общим рассуждениям и схоластическим построениям.

Читайте также: