Предпосылки педагогической теории кратко

Обновлено: 02.07.2024

Педагогика считается наукой о воспитании, принципы которой основываются на передаче опытом и его усвоении подрастающими поколениями. Формирование науки началось ещё давно. На возникновение педагогики значительно повлияло развитие человечества, которое происходило поэтапно.

Педагогика в Древнем мире

Существовала особая организация к труду детей ещё в первобытном обществе. Эти занятия ничем не отличались от взрослых:

  • Готовка еды.
  • Охота.
  • Собирательство.
  • Работы с земельными участками.

Взрослые с самого детства приучали своих детей к труду, и рассказывали о традициях и обрядах, которые существовали в конкретном племени, говорили, как правильно себя вести, прививали веру. В это же время проходит возникновение и развитие роли педагога. Иными словами, такого человека тогда называли наставником.

Большую роль для возникновения и развития педагогики имели письмо и чтение. Таким нормам учили в первых центрах обучения, которые были при храмах и царских дворцах. Становление системы образования началось в Древнем Востоке. Здесь строятся учебные заведения, похожие на современные школы.

Выделяли жреческие школы, головной задачей которых было обучение служителей культа. Также были школы при дворцах, которые готовили писцов-чиновников. Распространёнными были школы военного дела. Дисциплин было довольно много. В Вавилонских школах выделяли такие: письмо, чтение, счёт, право, астрология, медицина, религия. Обучение проходило на протяжении десяти лет. Платить приходилось много, поэтому многие семьи не могли себе позволить образование. Занятия проходили с самого утра и до вечера. Часто использовались телесные наказания.

Первым профессиональным педагогом считается римлянин Марк Фибия Квинтилиана. Он считал, что стоит вводить общегуманитарное обучение для правильного развития детей. Квинтилиан первый высказал требования, которые должны выдвигаться к любому педагогу:

  • Хорошее образование.
  • Любовь и уважение к детям.

Свои мысли, которые стали известными цитатами, также высказывали Аристотель, Сократ, Цицерон, Платон. Греческое воспитание подразумевало строение идеального человека, высокого в своих нравственных убеждениях, умственно и физически развитого. Педагоги прививали детям чувство прекрасного. Поэтому любой человек в Греции, ещё с детства, хотел быть лучше других и прославиться.

В Спарте большую роль отдавали физическому, а не умственному развитию. По этой причине, многие люди были безграмотны и духовно не развиты. В римских школах изучали право и грамматику. Для детей из аристократических семей были открыты риторские школы, где обучали ораторскому искусству.

Эпоха Средневековья и педагогика Нового времени

В Средние века большую роль играла церковь и её служители. Там хранились письма, которые были на латинском языке. Школы существовали при храмах и соборах, поэтому много говорили о религии и мировоззрении.

В Западной Европе, для светских феодалов существовала специальная рыцарская система воспитания. В её основу положено 7 рыцарских добродетелей:

  • Верховая езда.
  • Плаванье.
  • Использование копья.
  • Фехтование.
  • Охота.
  • Шахматы.
  • Игра на музыкальных инструментах или сложение стихов.

С развитием городов обучение требовало перехода на новый уровень. Начинают появляться университеты в Париже, Оксфорде, Кембридже, Кракове. Возникают новые факультеты: богословский, юридический, артистический.

В Западной части Европы известными учёными и философами стали Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский. На Востоке поддерживали идеи таких учёных: Омар Хайям, Ибн-Сина, Аль-Фараби и других.

Образование на Руси начинает набирать оборотов в период появления письма и алфавита Кирилла и Мефодия – в девятом столетии. Появилась народная педагогика, которая имела характер советов, правил, раскрывалась в народных традициях, обычаях и фольклоре.

В отечественный период выделяют деятельность Ломоносова, который выдвигал идею общеобразовательного типа средней школы. Бецкий принял участие в создании Смольного института благородных девиц. Радищев высказал своё мнение об идеальном образе человека и его воспитании, придерживаясь демократических и антикрепостнических утверждений. Чернышевский и Добролюбов рассматривали проблему воспитания и обучения женского пола.

Педагогика в XX столетии

Большие изменения в систему образования внесла Первая мировая война, которая длилась с 1914 по 1918 год. После окончания войны усилилась централизация управления образовательными учреждениями и обучение продлилось на определённое время во многих странах. Касалось это начальной школы.

После Октябрьской революции 1917 года, образование в России очень изменилось. В основу педагогики легла коммунистическая идеология. Главная задача – воспитание физически здорового человека. Обучение могли позволить себе люди любого материального положения, так как оно было бесплатным. Обучать стало одновременно мальчиков и девочек.

Школа считалась учреждением светского типа. Вводились уроки со строгим расписанием занятий. В конце учебного года проводились специальные проверки по каждому предмету. Идею коллективного трудового воспитания выдвинул Макаренко А. С. Также большой клад внесли такие особы:

Вторая Мировая война стала толчком к возникновению единой системы образования и повышению обучения на интеллектуальном уровне. При воспитании и образовании начали учитывать потребности и возможности каждого ребёнка, его духовное и физическое развитие. Права человека и ребёнка признаны международными конвенциями. Давыдов, Эльконин, Лернер и Гальперин создали концепции развивающего, проблемного и программированного обучения.

Социальные и экономические факторы повлияли на появление в системе образования таких направлений: экологическое воспитание, борьба с детской преступностью и наркоманией. Пришли к выводу, что не обойтись без компьютерных технологий. В конце 20 столетия были развиты принципы демократии, гуманизма.

На сегодня, развитие педагогики – это появления новых концепций, образовательных технологий, методов и средств обучения, способов учебной и воспитательной организации.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Предпосылки становления педагогики как науки.

- как явление жизни, то есть как процесс реального обучения, воспитания, образования, развития и самосовершенствования людей в педагогических учреждениях, в жизни каждого человека, общества и деятельности государства.

- как наука, изучающая педагогические явления и разрабатывающая способы их оптимизации в интересах человека, общества и государства.

- как учебная дисциплина, содержащая достижения педагогической науки и связывающая их с педагогической практикой.

- как педагогическая практика, воплощающая рекомендации и положения системаобразующей педагогической науки и учебной дисциплины, а также смежных наук и дисциплин в живую работу с людьми.

Педагогика как наука: наука является одной из форм общественного сознания, наряду с искусством. Наука представлена закономерностями. Формирование закономерности образования, воспитания, обучения – ее социальные функции. Педагогика связана со всеми формами общественного сознания, так как социум влияет на педагогику, а педагогика на социум.

Педагогика как наука представляет собой особую сферу человеческой познавательной деятельности и форму общественного педагогического сознания, ориентированных на познание пед действительности, производство системы достоверных знаний о ней в целях эффективной практики воспитания, образования, обучения, развития, саомовершенствования людей всех возрастов и групп, помощи им в полной жизненной самореализации, а обществу – в построении цивилизованной жизни граждан, развитии в благополучном будущем.

Педагогика как наука впервые была вычленена из системы философских знаний в начале XVII века, когда была накоплена определенная методологическая база, которая позволила сформироваться новой науке.

Методология – принципы построения, формы и способы научного познания.

Античный мир. Древняя Греция

Педагогическая мысль и практика достигли подлинного расцвета в Древней Греции и Риме.

Поэтому важно делать познавательный процесс приятным и полезным во всех отношениях.

Педагогика в средние века и эпоху Возрождения
Период от падения Римской империи (V в.) до первых революций (XVI в.). В средние века проблемы воспитания разрабатывались философа­ми-богословами, педагогические идеи которых имели религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. В эпоху феодализ­ма главенствующую роль играло сословие светских феодалов-дворян, а в духовной жизни общества господствующее положение занимали религия, церковь, в силу чего воспитание носило преимущественно бо­гословский характер. Однако воспитание детей отдельных сословий (в зависимости от их положения в феодальной иерархии) различалось по своему содержанию и характеру.

В средние века в сфере образования и воспитания – эпоха безраздельного господства церкви, воспитание носило преимущественно богословский характер.

В Западной Европе существовали следующие типы школ:


- приходские (при церковном приходе);
- монастырские (при монастырях);
- соборные или кафедральные (при епископских резиденциях).

Во всех этих школах дети 7-15 лет обучались основам грамоты, религиозным догматам и пению псалмов и молитв.

В связи с развитием ремесел и торговли в XIII – XIV вв. появились цеховые школы, в которых дети ремесленников получали начальное образование.

Гильдейские школы – создавались объединениями купцов – гильдиями. В таких школах учились дети состоятельных родителей, а обучение несло практическую направленность (платные школы).

Поскольку в каждую историческую эпоху разрабатывались свои специфические взгляды и подходы к воспитанию, постольку можно говорить о педагогике феодального общества.

В период средневековья античная идея о всестороннем развитии личности была предана забвению. В соответствии с господствовавшей в тот период идеологией на первый план в воспитании стала выступать проповедь религиозного аскетизма, умерщвления плоти и духовного порабощения личности как средства поддержания божественного бла­гочестия.

В эпоху Возрождения (XIV—XVI вв.) идея о всестороннем разви­тии личности как цели воспитания начала разрабатываться вновь. Но она трактовалась только как освобождение человека от идеологи­ческих и политических оков феодализма. Томас Мор и Томмазо Кампанелла, а также их более поздние последователи, мечтая о создании нового общества, ставили вопрос о необходимости всестороннего раз­вития личности, причем связывали его осуществление с соединением образования и воспитания с производительным трудом.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения, когда происходило раз­ложение феодализма и начиналось развитие буржуазного общества.

Педагогические работы появлялись в рамках философии, теологии, художественной литературы.

Ян Амос Коменский (1592—1670 гг.) - чешский мыслитель-гуманист, философ, выдающийся педагог - создал стройную педагогическую сис­тему, прогрессивную по своему содержанию и актуальную до сих пор.

Многое возникло в современной жизни из его дидактики. Современная школа, всеобщее образование (без различий наций, классов, пола), метод наглядного обучения, звуковой метод, преимущество родного языка перед иностран­ным, режим и порядок школьного образования, значение физических упражнений, обязательность музыки в числе школьных предметов, чередование занятий и отдыха, сад или площадка при школе и целый ряд других практических вещей — все это выросло из дидактики Коменского, всем этим человечество обязано ему.

Метод обучения, который предлагал Коменский, в отличие от схолас­тической школы, не отвращал детей от занятий, а должен был возбуж­дать в них радость, превращая овладение знаниями в приятное занятие, позволяя пройти путь к вершинам науки без скуки, окриков и побоев, а как бы шутя и играя. Школа, по Коменскому, дом радости. Его дидактика построена на принципе целесообразности и природосообразности.

Удивительно, что идеи Коменского так актуальны и полезны в наше время. По праву его считают гениальным педагогом-провидцем.

Педагогика XVIII в.

Вслед за Коменским в историю западноевропейской буржуаз­ной педагогики вошли имена таких ее виднейших деятелей, как Джон Локк (1632-1704) в Англии, Жан-Жак Руссо (1712-1778) во Франции, Генрих Песталоцци (1746—1827) в Швейцарии, Иоганн Гербарт (1776-1841) и Адольф Дистервег (1790-1866) в Гер­мании.

Педагогические принципы Ж.-Ж. Руссо таковы:

1. Содержание и методика обучения должны способствовать раз­витию самодеятельности и активности ученика. Ученика в процессе обучения всегда надо ставить в положение исследователя, который сам как бы открывает научные истины.

2. Знания следует получать не из книг, а из жизни. Книжный харак­тер обучения, оторванность от жизни, от практики — недопустимы и губительны.

3. Надо учить всех не одному и тому же, а учить тому, что интерес­но именно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям, тогда ребенок будет активен в своем развитии и обучении.

4. Необходимо развивать у ученика наблюдательность, активность, самостоятельность суждений на основе непосредственного общения с природой, жизнью, практикой. [2.сайт]

Основные идеи педагогики XIX в.

Идеи Руссо получили дальнейшее развитие и практическое вопло­щение в трудах швейцарского педагога Генриха Песталоцци (1746— 1827), который утверждал, что цель обучения — в развитии человечно­сти, в гармоническом развитии всех сил и способностей человека. Он считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней деятельности. Главная заслуга Песталоцци в том, что он один из основоположников дидактики начального обучения. Его теория элементарного образования включает умственное, нравственное, физическое и трудовое воспитание, которое осуществляется в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге получить гармонично развитого челове­ка. Его идею развивающего обучения К.Д. Ушинский называл великим открытием. Песталоцци разработал методику обучения детей счету, измерению и речи, расширил элементарные сведения обучения, вклю­чив в него сведения из геометрии, географии, а также рисование, пение и гимнастику.

Генрих Песталоцци развивал идеи о гуманном характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им сочувствия и сострадательности к людям как основы их нравственного развития. В практической педагогической деятельности Песталоцци пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда, использовал воспита­тельную роль детского сообщества, получившего впоследствии название воспитательного коллектива, для нравственного формирования своих питомцев. [3.6.]

Педагогические принципы Г. Песталоцци таковы:

1. Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и лишь затем подниматься к выводам и обобщениям.

2. Процесс обучения должен строиться путем последовательного перехода от части к целому.

3. Основой обучения является наглядность. Без применения на­глядности нельзя добиться правильных представлений, развития мыш­ления и речи.

5. Обучение должно способствовать накоплению знаний и в то же время развивать умственные способности, мышление человека.

С прогрессивно-демократических позиций разрабатывал педагогическую теорию немецкий педагог Адольф Дистервег (1790—1866). Особенно полезными являются его идеи активизации учебной деятельности учащихся, усиления значимости их самостоятельной работы. Он был последователем Песталоцци и основными принципами воспитания считал природосообразность, культуросообразность и самоде­ятельность. Под природосообразностью он понимал раскрытие врожденных задатков ребенка в соответствии с заложенным в нем стремлением к развитию. Выдвинутый им принцип культуросообразвости означал, что воспитание должно считаться не только с природой ребенка, но и с уровнем культуры данного времени и страны. Самодеятельность Дистервег считал решающим фактором, определяющим личность человека, все его поведение. Он дополнил идею Песталоцци о развивающем обучении, сформулировал 33 закона и правила. [4. инт.ресурс ]

1. Предпосылки возникновения и развития педагогической теории. Объект и предмет педагогики. Основные категории педагогики. Теоретическая и технологическая функции педагогики.

2. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.

3. Методология педагогики и ее уровни.

4. Логика педагогического исследования. Методы педагогического исследования.

5. Личность как субъект образования и развития. Факторы и условия развития личности.

6. Особенности развития и воспитания детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.

7. Педагогическая культура педагога. Аксиологический компонент в структуре педагогической культуры.

8. Педагогический процесс как система и целостное явление. Специфика процессов обучения и воспитания.

9. Содержание образования и его социально-педагогические функции. Компетентностный подход к формированию содержания образования.

10. Документы, определяющие содержание школьного образования на разных уровнях.

11. Предмет и задачи дидактики. Предпосылки и условия становления дидактики.

12. Процесс обучения как специально организационный процесс взаимодействия учителя и обучающихся

13. Функции процесса обучения. Воспитание и развитие учащихся в процессе обучения.

14. Структурные компоненты процесса обучения.

15. Виды обучения и их характеристика.

16. Закономерности и принципы процесса обучения.

17. Понятие о методах, приемах обучения. Подходы к классификации методов обучения.

18. Критерии выбора и сочетания методов обучения.

19. Средства обучения: назначение, характеристика, классификация.

20. Характеристика классно-урочной системы. Сущность урока как основного элемента классно-урочной системы.

21. Формы организации процесса обучения. Общие и конкретные формы организации обучения.

22. Урок – основная форма организации образовательного процесса.

23. Типология и структура уроков. Современные требования к уроку.

24. Нестандартные виды урока в теории и практике обучения.

25. Комбинированный урок в системе школьного обучения. Культура современного комбинированного урока.

26. Диагностика в обучении.

27. Дифференциация и индивидуализация процесса обучения.

28. Понятие и сущность воспитания. Характерные признаки воспитания как педагогического явления.

29. Воспитание и самовоспитание: взаимосвязь и взаимообусловленность.

30. Закономерности и принципы воспитания. Реализация принципов воспитания в практической деятельности педагога.

31. Цель, задачи и содержание воспитания в современных условиях (Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь).

32. Метод воспитания как способ педагогического взаимодействия. Классификация методов воспитания.

33. Условия выбора и эффективного применения методов воспитания.

34. Формы воспитания, их многообразие. Взаимосвязь содержания и форм воспитательной работы.

35. Детский коллектив в системе педагогического взаимодействия. Признаки и функции коллектива.

36. Семья – воспитательная среда ребенка. Тенденции семейного воспитания в современном обществе. Условия успешного воспитания детей в семье.

37. Методы и формы взаимодействия школы с родителями учащихся. Родительское собрание как универсальная форма работы педагогического коллектива школы с родителями.

38. Педагогическое общение: компоненты, структура, функции.

39. Индивидуальный стиль деятельности педагога и обучающихся.

40. Инновационная деятельность в образовании.

41. Технология организации познавательной деятельности обучающихся

42. Технология эффективного управления процессом обучения.

43. Технология личностно-ориентированного обучения.

44. Технология развивающего обучения.

45. Технология развития творческого потенциала личности.

46. Деятельность и педагогические взгляды Я.А. Коменского.

47. Педагогическая система К.Д. Ушинского.

48. Теоретические и практические аспекты воспитания в педагогическом наследии А.С. Макаренко.

49. Развитие системы народного образования в СССР с 1945 по 1991 гг.

50. Модернизация системы образования в РБ в конце XX –начале XXI вв.

Предпосылки возникновения и развития педагогической теории. Объект и предмет педагогики. Основные категории педагогики. Теоретическая и технологическая функции педагогики.

– проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий);

– преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику);

– рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания).

Педагогика – это наука, занимающаяся исследованием теоретических аспектов воспитания и обучения и разработкой практических рекомендаций реализации данных процессов.

Педагогика зародилась вместе с появлением воспитания и обучения в Древнем мире. Она существовала, как фундамент учебно-воспитательной деятельности в разные эпохи. Однако, она не являлась самостоятельной наукой. Ее выделению в отдельную научную область способствовали некоторые факторы, ставшие предпосылками появления педагогической науки. К ним относятся:

Таким образом, выделение педагогики в отдельную науку происходит в XVII столетии, когда капитализм охватывает общество и обуславливает новые задачи образовательной деятельности.

В этот период появляются труды ученых и философов, в которых педагогика становится отдельным учением, наукой, исследующей разные аспекты образовательной деятельности.

В частности, Ф. Бекон в 1623 году издал учение, в котором предлагал новую классификацию наук, выделяя, новое научное знание – педагогику. Он не отводил ей весомой роли в образовательном процессе, а придавал, лишь, узкую специализацию – способ осуществления процесса обучения чтению. Однако, его исследования стали серьезным шагом на пути развития педагогической науки. Обособление педагогики в качестве научного знания, ее выделение в самостоятельную науку связано с именем Я.А. Коменского, признанного ее основоположником. Им были разработаны принципы и методы воспитания, разработана система организации учебно-воспитательного процесса и выделены ее научные основы, ставшие фундаментом педагогической науки.

Готовые работы на аналогичную тему

Научная педагогическая система Я. А. Коменского

Я. А. Коменский посвятил свою жизнь и деятельность обширным педагогическим исследованиям. Благодаря нему, педагогика обрела научную основу и стала учением об обучении и воспитании, в основе которого лежали тенденции развития современного общества.

Коменским была разработана новая педагогическая система, содержание которой базировалось на современных тенденциях научного развития и практических аспектах функционирования образовательной системы, удовлетворяющей потребности общества на данном этапе его развития.

Заслуги Коменского в создании научной педагогической системы можно отразить следующими положениями:

Рисунок 1. Научный этап становления педагогики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Выделившись в качестве самостоятельной науки, педагогика получила несколько трактовок. С одной стороны, педагогика рассматривается в качестве научного знания, а с другой стороны выступает искусством, т.е. областью практической деятельности. Педагогика является уникальной научной теорией, в которой практика и теория тесно связаны и взаимообусловлены. Педагогика является системой деятельности в области обучения и воспитания, которая утверждается в научной педагогической литературе, методических пособиях, рекомендациях.

  1. Педагогика является исследовательской деятельностью, рассматривающей вопросы реализации образовательного и воспитательного процесса.
  2. Педагогика является учебной дисциплиной.
  3. Педагогика отражает идеи, взгляды общества, ученых на содержание и технологию учебно-воспитательной деятельности.
  4. Педагогика является областью деятельности в сфере обучения и воспитания, ориентированной на развитие подрастающего поколения.
  5. Педагогика является мастерством практической реализации теоретических научных данных в области образовательной и воспитательной деятельности.

Став самостоятельной наукой, педагогика не перестала быть искусством и учебной дисциплиной, мастерством и областью практической деятельности. Педагогика изучает аспекты воспитания и обучения и разрабатывает практические основы реализации этих процессов.

Читайте также: