Анализ предложения 1 класс школа россии обучение грамоте

Обновлено: 05.07.2024

Тема: Закрепление изученных букв и звуков, которые они обозначают. Различение согласных и гласных звуков.

Тип и вид: урок развивающего контроля.

Цель: создание условий для закрепления знаний и умений различения звуков.

Вспомнить изученные буквы и звуки, которые они обозначают.

Развивать умение составлять схемы слов и предложений.

Воспитывать интерес к предмету.

- Учащийся закрепит умение различать согласные и гласные, глухие и звонкие, мягкие и твердые звуки.

- Учащийся получит возможность вспомнить как образуются слоги, как делить слова на слоги.

Личностные: развивать навык работы в паре; осваивать позитивный стиль общения со сверстниками; проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения учебных и практических задач; формирование способности к самоопределению, самооценке.

- Регулятивные УУД: установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; самооценка и оценка действий сверстников.

- Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; понимать точку зрения другого человека; контроль, коррекция, оценка действий партнера.

- Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; определять границы своего знания и незнания; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; умение ставить и находить ответы на вопросы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока по чтению в добукварный период

Цели: 1. учить детей составлять предложения из 2-3 слов и обозначать его графически.

2. закреплять понятие слово.

Оборудование: предметные картинки.

I.Орг. момент

- Все успокоились, садитесь.

II. Логопедическая зарядка:

III. Составление предложения по практическим действиям:

- все предметы вокруг называются словами.. Сегодня мы с вами будем составлять из слов предложения. Максим пойдет к доске и нарисует кружок.

- скажите, кто стоит у доски? (Максим)

- что делает Максим? (рисует)

- скажем про Максима двумя словами: Максим рисует. Мы составили предложение про Максима.

- скажите, какое предложение мы составили про Максима? ( Максим рисует)

- предложение состоит из слов.

- посчитаем сколько слов в нашем предложении? Максим рисует, (2 слова)

- какое первое слово? ( Максим)

- какое второе слово? (рисует)

- молодцы. В нашем предложении 2 слова.

- пока мы не умеем писать, мы будем обозначать предложение полоской бумаги. Но сначала мы немного отдохнем.

Физ. минутка.

Вот свернулся ёж в клубок
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся.
Ёжик встал и потянулся.
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Выше, выше, высоко.
Прыгать на носках легко.
Вот мы встали, подышали,
Урок дальше продолжали

I V. Знакомство с графической записью предложения:

- пока мы не умеем читать и писать, будем обозначать предложение длинной полоской, вот такой (на доске прикреплена полоска)

- посмотрите, в начале предложения стоит маленькая палочка, это начало предложения.

- на конце полоски стоит точка, это конец предложения.

- давайте повторим, как можно узнать, что длинная полоска это предложение?

(в начале палочка, в конце точка)

- итак, давайте вспомним какое мы составили предложение. (Максим рисует)

- из чего состоит наше предложение? (из слов)

- а как обозначаются на письме слова? (короткой полоской)

- достаньте из своих конвертиков свои полоски.

- давайте обозначим наше предложение.

- прочитаем еще раз предложение.

- сколько слов в нашем предложении?

- покажите на схеме где предложение, а где слова?

VI. Составление предложений по картинкам букваря.

- мы узнали что такое предложение и научились его обозначать, теперь мы будем составлять новые предложения.- откроем наш букварь.- посмотрите как много картинок у нас на страничке, давайте посмотрим на первую. Кто нарисован? (девочка)- что девочка делает? (пишет)

- что мы сейчас назвали? (слова)- давайте попробуем составить из наших слов предложение.

- какое предложение мы будем составлять? (девочка пишет)- обозначим наше предложение .

- как мы обозначим начало предложения? (маленькой палочкой)- что мы поставим в конце предложения? (точку)- а теперь посмотрим на вторую картинку.

- кто сможет сам составить предложение? (дети по очереди составляют предложения по картинкам, если не справляются составляют все вместе)

Цель урока: продолжить формировать у учащихся знания о предложении как единице речи.

- развивать устную и письменную речь учащихся, умение отвечать на заданный вопрос полным ответом;

- развивать мелкую моторику кисти рук;

- развивать навык самоконтроля;

- воспитывать доброту и взаимопомощь к людям, к близким и друзьям,

- воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

• формирование уважения к иному мнению;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные :

• формирование умения использовать различные способы поиска информации (словари, справочники, энциклопедии);

• формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

• работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий;

• формулировать вопрос (проблему, затруднение, с которым столкнулись учащиеся;

• формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать свою точку зрения, готовить полные речевые высказывания.

Предметные :

• формирование умения задавать вопросы по составлению предложения, правильно ставить знаки препинания в конце предложения, составлять простые предложения.

Ресурсы урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, лента букв, карточка-тренажер.

Ход урока:

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности к уроку)

- Ребята, у нас урок письма, проверим, всё ли готово у вас к уроку? Садитесь.

Прозвенел и смолк звонок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

II. Мотивация познавательной деятельности

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро, приветливым лицам!

Ну, теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

- А девиз у нас какой?

- Все, что надо - под рукой!

- Попробуйте с помощью улыбки передать настроение. Ведь, Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. Повернитесь и подарите улыбки друг другу. Вижу, что настроение у вас радостное! Тогда за работу!

III. Актуализация имеющихся знаний и навыков

1. Работа со скороговоркой

(Учитель читает скороговорку быстро)

В декабре метели пели.

А за ними – снегири,

Тридцать три и тридцать три.

- Что я сейчас прочитала? (Скороговорку)

- Как вы догадались?

2. Словарная работа

а) - Все ли слова понятны?

- Что такое метель?

- Метель - сильный ветер со снегом, вьюга.

б) - Как вы понимаете предложение :

В декабре метели пели.

(На улице были метели, сильно дул и выл на улице ветер)

3. Рассказ учителя

(На экране фото Сергея Ивановича Ожегова)

4. Проговаривание скороговорки

- Теперь постараемся проговорить быстро эту скороговорку.

(Дети проговаривают скороговорку)

1. Знакомство с темой урока

- О ком и чём говорится в скороговорке?

(В ней говорится о метелях, о свиристелях и снегирях.)

- Сколько в ней предложений?

(В скороговорке два предложения)

- Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке?

(О предложении)

2. Беседа по вопросам

- Из чего состоит наша речь? (Из предложений)

- Из чего состоит предложение? (Из слов)

- Как связаны между собой слова в предложении? (По смыслу)

- Что выражает предложение? (Законченную мысль)

- С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С заглавной)

- Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? (Точка, восклицательный или вопросительные знаки)

3. Повторение правила, что такое предложение

- Предложение - это группа слов, связанных между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится знак препинания: точка, восклицательный или вопросительный знаки)

Предложения бывают : повествовательные, восклицательные или вопросительные.

4. Повторение правила посадки при письме

- Что нужно знать и помнить на каждом уроке письма?

(Дети просматривают изображение на экране и вспоминают правила посадки)

V. Упражнение по чистописанию

1. Анализ печатных и письменных заглавных и строчных букв

- Посмотрите на печатную заглавную букву С и письменную заглавную букву С.

- Что у них общего? (Одинаковые элементы - полуовалы)

- В чём отличие? (В наклоне буквы)

- Посмотрите на печатную строчную букву с и письменную строчную букву с.

- Что у них общего? (Одинаковые элементы - полуовалы)

- В чём отличие? (В наклоне буквы)

(Просмотр написания письменных заглавной буквы С и строчной буквы с на экране)

2. Подготовка к письму

(Вспоминаем правила посадки при письме)

В нашей тетради, ребята,

Нужно буквы написать.

Только правила, ребята,

Надо строго соблюдать.

Каждой буквы знай начало,

Сядь за парту очень прямо,

Тетрадь с наклоном положи.

- Правильно держите ручку.

3. Прописывание букв в воздухе

- Пропишите заглавную и строчную буквы С в воздухе комментируя.

4. Работа в тетрадях

а) прописывание букв в тетрадях С и с

(Дети открывают тетради)

Я тетрадь свою открою

И, как надо, положу.

Я, друзья, от вас не скрою -

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь!

- Пропишите буквы до конца строки, обведите самую удачную букву на строке, сравните её с образцом на экране. (Дети пишут)

б) письмо слогов Са, Си, Су, Се, сё, сы, ся, сю

- Прочитайте слоги. (Дети читают)

- Обозначьте гласные и согласные в слогах.

- Какие гласные указывают на твердость предыдущего согласного звука? (а, у, о, ы)

- Какие гласные в этих словах указывают на мягкость предыдущего согласного? (и, е, ё, я, ю)

- Пропишите эти слоги. (Дети пишут)

VI. Словарная работа

1. Беседа по вопросам

- О каких птицах мы говорили на уроке окружающего мира?

(Воробей, ворона, галка, сорока, голубь, синица, снегирь, поползень, дятел, клёст)

- Как, одним словом, можно их назвать? (Зимующие)

- Как мы можем им помочь зимой? (Сделать кормушки, кормить птиц)

2. Отгадывание загадок

- Ребята, отгадайте загадку.

1) Любо-дорого взглянуть,

Птичка - красненькая грудь!

Дом родной ее Сибирь,

Как зовут ее? Снегирь.

2) Кто зимой средь хвойных веток

В феврале выводит деток?

Необычный клюв - крестом,

Птичку ту зовут. клестом.

3. Анализ правописания слов

а) анализ правописания слова снегирь

- Произнесите слово [сн'иг'ир'].

- Назовите ударный слог и гласный звук в нём.

(Слог - гирь, звук - [и])

- Назовите безударный слог и гласный звук в нём.

(Слог - сни, звук - [и])

- Подберите пару к этому слову, чтобы в подобранном слове безударный звук был бы ударным.

(Снегирь – снег)

- Кто догадался, какую букву надо вставить в слово сн…гирь?

(В слове сн…гирь напишу букву е)

- Что надо сделать, чтобы правильно написать гласную безударную букву?

(Изменить слово или подобрать такое слово, чтобы безударный гласный звук стал ударным)

б) анализ правописания слова клесты

- Произнесите слово [кл'исты].

- Назовите ударный слог и гласный звук в нём.

(Слог - ты, звук - [ы])

- Назовите безударный слог и гласный звук в нём.

(Слог - кли, звук - [и])

- Подберите пару к этому слову, чтобы в подобранном слове безударный звук был бы ударным.

(Клесты - клёст)

- Кто догадался, какую букву надо вставить в слово кл…сты?

(В слове кл…сты напишу букву е)

- Что надо сделать, чтобы правильно написать гласную безударную букву?

(Изменить слово или подобрать такое слово, чтобы безударный гласный звук стал ударным)

в) запись слов парами в тетрадях

- Запишите эти слова в два столбика парами.

(Дети пишут слова в два столбика в тетрадях)

VII. Работа над новой темой урока

1. Работа со словами - названиями зимних месяцев

а) отгадывание загадок

- Ребята, назовите времена года.

- А какое сейчас время года?

1) Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

2) Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду - упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это? (Январь)

3) Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно,

Ну, так что за месяц это? (Февраль)

4) Запрягает Дед Мороз

Трех коней в тяжелый воз.

Как зовут их, вспоминай! –

Март, Апрель иль теплый Май? (Декабрь, Январь, Февраль)

б) анализ правописания слов - названий зимних месяцев

- Ребята, назовите ударные и безударные гласные в этих словах.

- Чтобы правильно писать эти слова, надо запомнить правописание этих слов. У этих слов нет проверочных слов.

в) запись слов с комментированием

- Запишем в тетрадях в строчку, через запятую, слова-отгадки Декабрь, январь, февраль с комментированием.

(Дети пишут в тетрадях в строчку, через запятую, слова-отгадки с комментированием)

2. Работа с предложением

а) работа с записью на экране

- Ребята, на экране дана запись. Найди предложение.

1. Пришла холодные зима.

2. Вот и наступила зима.

3. На идёт снег улице.

(Предложение под цифрой №2 : Вот и наступила зима.)

- Докажите, что это предложение.

(Слова в этой записи связаны между собой по смыслу. Эта запись выражает законченную

мысль. Первое слово написано с большой буквы. В конце записи стоит точка.)

б) письмо под диктовку

- Запишем это предложение под диктовку.

(Дети пишут предложение под диктовку)

в) составление предложений

- Составьте предложения из групп слов под цифрами №1 и №3.

- Что нужно сделать, чтобы получились предложения?

(В группе №1 связать слова по смыслу. В группе №3 поменять местами слова.)

г) нахождение главных членов предложения

1. Пришла холодная зима.

2. Вот и наступила зима.

3. На улице идёт снег.

3. Повторение правила, что такое предложение

а) беседа по вопросам

- С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С заглавной)

- Как связаны между собой слова в предложении? (По смыслу)

- Что выражает предложение? (Законченную мысль)

- Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? (Точка, восклицательный или вопросительный знаки)

- Какие бывают предложения) (Предложения бывают : повествовательные, восклицательные или вопросительные)

б) повторение правила

- А теперь скажите, что такое предложение.

(Предложение - это группа слов, связанных между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится знак препинания: точка, восклицательный или вопросительный знаки)

- Какие бывают предложения?

(Предложения бывают : повествовательные, восклицательные или вопросительные)

4. Работа со схемами

а) анализ схем предложений

- Ребята, на экране даны схемы предложений. Сделайте анализ данных предложений.

(Предложение №1 состоит из трёх слов, в конце предложения стоит точка, значит оно повествовательное.

Предложение №2 состоит из трёх слов, в конце предложения стоит восклицательный знак, значит оно восклицательное.

Предложение №3 состоит из трёх слов, в конце предложения стоит вопросительный знак, значит оно вопросительное.)

б) составление предложений по схемам

- Составьте предложения по схемам.

(Дети составляют предложения)

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте)

Там снеговика лепили (показываем руками, как лепили)

А потом с горы катились (волнообразные движения руками)

Веселились и резвились (прыжки)

В Надю кинули снежком, (имитирующие движения)

В Колю кинули снежком, (имитирующие движения)

Получился снежный ком! (радостно показываем какой ком)

Побежим скорей домой! (садимся на место)

IX. Продолжение работы над темой урока

1. Работа с деформированным текстом

- Ребята, на экране даны слова, составьте из этих слов предложение.

Зимой, летом, глубокий – хлеб, снег, высокий.

(Дети составляют предложение)

Зимой снег глубокий - летом хлеб высокий.

- Что это за предложение? (Пословица)

- Как вы понимаете эту пословицу? (Дети объясняют смысл пословицы)

2. Списывание с печатного текста

- Ребята, спишите это предложение.

(Дети списывают предложение с экрана)

3. Пальчиковая гимнастика.

Сцепим пальчики в замок,

Чтоб никто войти не смог.

Пустим только ёжика,

Пустим только зайчика,

Пустим только девочку,

Пустим только мальчика.

X. Закрепление пройденного материала

1. Чтение предложений

1) Зима без мороза не бывает.

2) Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.

3) Хороший снежок урожай сбережёт.

- Ребята, что это за предложения? (Пословицы)

2. Работа с пословицами

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?

(Дети объясняют смысл этих пословиц)

3. Подбор предложения к схеме

- Подберите к этой схеме предложение.

(На доске дана схема. Дети подбирают предложение к схеме.)

(Хороший снежок урожай сбережёт.)

1. Беседа по вопросам

- О чём мы говорили на уроке?

(О предложении)

- Что такое предложение?

(Предложение - это группа слов, связанных между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится знак препинания: точка, восклицательный или вопросительный знаки)

- Какие бывают предложения?

(Предложения бывают : повествовательные, восклицательные или вопросительные)

2. Хорошо вы потрудились,

Вам пора и отдыхать.

И начнем урок опять.

- Справились ли мы с поставленными нами в начале урока задачами?

- Удалось ли вам сохранить ту улыбку, которая была в начале урока?

- Что у тебя получилось хорошо?

- Над чем надо ещё поработать?

(Дети закрашивают один кружочек светофора)

XIII. Список литературы и Интернет-ресурсов

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по обучению грамоте ЗВУК И БУКВА Ш. Коррекционно-образовательные задачи: уточнить артикуляцию звука [ш], закрепить умение делить слова на слоги, закрепить умение.

Урок 5. Предложение и слово

Цели : закрепить знания учащихся о том, что предложения состоят из слов; развивать речь, умение логически мыслить.

I. Мобилизующая часть урока .

II. Актуализация опорных знаний .

Постановка целей и задач урока.

На доске начерчена схема:



– Определите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. (О предложениях и словах; о том, что предложения состоят из слов.)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной … .

Свернется он – колкий,

Рукой не возьмешь.

 Работа по учебнику: с. 10.

– Почему животных разделили на две группы? (Дикие и домашние.)

– Назовите диких животных. (Медведь, ёжик – дикие животные. Дикие животные живут в лесу, в поле, сами добывают себе еду.)

– Каких диких животных вы еще знаете?

– Назовите домашних животных. (Корова, собака – домашние животные; за ними ухаживает человек.)

– Каких домашних животных вы еще знаете?

Физкультминутка

 Работа по учебнику: с. 10.

Составление рассказов по картинке о корове, собаке, коте.

– Что вы видите на картинке?

– Что делает собака?

– Что делает корова?

Из прослушанных рассказов учитель выбирает несколько предложений, состоящих из двух-трех слов (предложения, в состав которых входят предлоги, для анализа не используются).

Составляются учащимися схемы этих предложений.


Собака доит корову. ( .)


Корова ест сено. ( .)


Кот подметает. ( .)

Физкультминутка

 Работа по учебнику: с. 10.

Составление рассказа по картинке о медведе, зайце и еже.

– Что вы видите на картинке?

– Кто принимает гостей?

– Кто пришел к медведю в гости?

– Что принесли заяц и ёжик?

– Какое настроение у медведя?

Медведь принимал гостей. Он увидел зайца и ежа. Они принесли гостинец. Медведь был доволен.

Читайте также: