Предметно пространственная среда в доу как фактор развития творческих способностей детей

Обновлено: 04.07.2024

2 Теоретическое обоснование Образовательная (развивающая) среда, по определению В. А. Ясвина это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно- предметном окружении.

3 Созданию предметно-развивающей среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно- игрового пространства, т.к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня. Доказано, что от того, насколько комфортно организована предметно-развивающая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.

4 Современные исследователи (О.В. Артамонова, Т.Н. Доронова, Н.А. Короткова, В.А. Петровский и др.) подчеркивают необходимость создания условий для создания личностно-ориентированного взаимодействия в предметно-развивающей среде ДОУ. Внимание к личности каждого дошкольника, поддержка его индивидуальности, сохранение физического и психологического здоровья – важнейшие задачи современной педагогики.

5 При построении предметно-развивающей среды групп ДОУ несомненно должны учитываться различные факторы: возраст и пол детей, их потребности и интересы, требования программы воспитания и обучения, методические разработки, нормы Сан ПиН и т.д. Однако необходимо заметить, что зачастую не учитывается тот факт, что современные дети значительно отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10 – 20 лет назад. У них иные психологические и даже физиологические особенности, они по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения. Однако предметно-развивающая среда групп ДОУ практически не меняется с течением времени: появились новые игрушки, игры, но сама обстановка, подход к организации среды остается тем же. Именно поэтому, на современном этапе развития дошкольного образования и перехода дошкольных учреждений в инновационный режим развития, необходимо кардинально пересмотреть подходы к моделированию комфортной предметно-развивающей среды, как в группах, так и ДОУ в целом.

6 Задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать социокультурную пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно- коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей. Окружающая предметная среда, в которой живет ребенок, не может быть монотонной, однообразной, бедной, стандартной, она должна быть– насыщенной, неординарной, разнообразной, меняющейся. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

7 Предметно-пространственная среда развития – организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия и развития ребенка. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя владельцем игрушек, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности.

8 При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. Созданная в группах обстановка должна успокаивать, уравновешивать эмоциональный фон, положительно влиять на нервную систему ребенка. Все это должно проявляться в спокойном поведении и содержательной деятельности. В среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Пространство группового помещения функционально.

9 Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ДОУ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Успешное развитие творческого мышления возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. К таким условиям относится соответствующая организация предметно – пространственной среды.

Предметно – пространственная среда детства - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности. Правильно организованная среда, обладая большим потенциалом, амплифицирует сознание ребенка, создавая благоприятные условия для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, способствует их всестороннему развитию, обеспечивает психическое и эмоциональное благополучие. Предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении является одним из важнейших критериев оценки качества образования.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста напрямую зависит от правильно созданной и организованной предметно – пространственной среды в группе. Среда является фактором развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Это влечет за собой повышение уровня художественного воспитания, раскрытия творческих способностей детей. Они играют большую роль в будущей жизни ребёнка.

Кроме этого предметно-пространственная среда выступает, не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества педагога, так как ее формирование требует от педагога фантазии и разнообразных способов создания.

Исходя из выше сказанного, педагоги детского сада предлагают включать в предметно-пространственную среду, обеспечивающую развитие творческого воображения и творческого мышления старших дошкольников следующий материал:

Примерный перечень игрового оборудования для учебно-материального обеспечения группы

Комплект из трех игр-головоломок разного уровня сложности на составление квадрата из частей

Объемная игра-головоломка на комбинаторику из кубиков с цветными гранями

Игра-головоломка на составление узоров из кубиков с диагональным делением граней по цвету

Объемная игра-головоломка на комбинаторику из кубиков, объединенных по 3 или 4 в неразъемные конфигурации

Объемная игра-головоломка на комбинаторику из кубиков, составленных из 2 частей различной конфигурации и цвета

Мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм

Набор счетного материала

Набор из геометрических тел и карточек с изображениями их проекций в трех плоскостях

Набор полых геометрических тел для сравнения объемов и изучения зависимости объема от формы тела

Ландшафтный макет (коврик) с набором персонажей и атрибутов по тематике.

Крупногабаритный конструктор деревянный строительный напольный цветной.

Большие строительные пластины

Конструктор из вспененного полимера с декорированием под массив натурального дерева. Тип 2

Набор строительных элементов

Настольный конструктор деревянный неокрашенный с мелкими элементами

Настольный конструктор деревянный цветной с мелкими элементами

Пластмассовый конструктор с деталями разных конфигураций и соединением их с помощью болтов, гаек и торцевых элементов одного типа для создания действующих моделей механизмов

Пластмассовый конструктор с деталями разных конфигураций и соединением их с помощью болтов, гаек и торцевых элементов двух типов для создания действующих моделей механизмов

Набор прозрачных кубиков различных цветов для построения объемных конструкций с эффектом смешивания цветов

Набор кубиков с линейными и двухмерными графическими элементами на гранях для составления узоров по схемам

Набор кубиков с окрашиванием граней в один цвет или в два цвета с разделением по диагонали для составления узоров по схемам

Набор двухцветных кубиков с широкой полосой контрастного цвета по диагонали на каждой грани для составления узоров по схемам

Набор цветных деревянных кубиков с графическими схемами для воспроизведения конфигураций в пространстве

Дидактическое пособие на сравнение и классификацию из деталей разных геометрических форм и цветов 2 размеров и 2 толщин

Кубики к дидактическому пособию на сравнение и классификацию с изображениями различных признаков на гранях – форма, цвет, размер, толщина

Игровые двусторонние доски к дидактическому пособию на сравнение и классификацию с таблицей для заполнения по признакам

Набор кубиков с различными графическими элементами на гранях для составления узоров по схемам (контрастные)

Набор цветных счетных палочки Кюизенера

Логические блоки правильных геометрических форм (блоки Дьенеша)

Крупный строительный набор

Ящик с мелкими предметами-заместителями

Емкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры

Крупногабаритные деревянные или пластмассовые напольные конструкторы

Комплект больших мягких модулей

Конструкторы, позволяющие детям проявить свое творчество

Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины)

Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования

Наборы цветных бумаг и тонкого картона с разной фактурой поверхности (глянцевая, матовая, с тиснением, гофрированная, прозрачная, шероховатая, блестящая и т.п.)

Подборка из бросового материала: бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки и т.п.

Подборка из фантиков от конфет и других кондитерских изделий и упаковочных материалов (фольга, бантики, ленты и т.п.)

Подборка из природного материала (шишки, мох, желуди, морские камешки, пенька, мочало, семена подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы, орехи

Подборка из природного материала (шишки, мох, желуди, морские камешки, пенька, мочало, семена подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы, орехи, соломенные обрезки, желуди, ягоды рябины и др., бечевка, шпагат, тесьма, рогожка)

Ткань, кожа, пуговицы, нитки, проволока в полихлорвиниловой оболочке, фольга, поролон, пенопласт

Варианты оформления пространства групп ДОУ, способствующее развитию творческого мышления детей, через конструктивные игры.





Проект раскрывает задачи и содержание работы по приобщению педагогов к воспитанию ребенка-дошкольника посредством художественного творчества с учетом индивидуальных особенностей и направлено на организацию предметно-развивающей среды. Особое внимание уделяется эстетико-педагогическим условиям формирования дизайнерских навыков у дошкольников в совместной деятельности, определяется сущность и выделяются основные структурные компоненты дизайн - культуры, характеризуется их специфика применительно к детям дошкольного возраста. Организация образовательной деятельности дизайном с детьми с участием педагогов и родителей позволит приблизить детей к требованиям времени, сформирует у них творческие созидательные качества личности, эмоционально-оценочное отношение к окружающей предметной среде, а также вызовет чувство причастности к общему делу, укрепит взаимопонимание в группе.

Актуальность проекта обусловлено необходимостью совершенствования методов и средств эстетического воспитания ребенка, его духовного развития посредством приобщения педагогов и родителей к этим процессам.

Рассматривая человека в диалектическом единстве с окружающей средой, следует подчеркнуть, что его духовная жизнь неразрывно связана с природой и миром вещей, который он сам для себя создал.

В свете современных требований к дошкольному образованию преимущественная установка на обучение детей некоторым унифицированным практическим умениям, которые с возрастом совершенствуются, уже недостаточна. Художественное творчество служит средством развития чувств, эстетического вкуса, мышления, творческих сил и общего развития ребенка. Поэтому целесообразно подготовить к той сфере деятельности, к которой относится разработка гармоничной окружающей предметной среды.

Введение элементов дизайна в продуктивную деятельность детей позволит также реализовать единую образовательную от ДОУ до начальной школы.

Предметно-развивающая среда

для развития художественно-творческих способностей дошкольников

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования ставят в центр внимания ребёнка с его индивидуальными и возрастными особенностями развития. Одним из пяти направлений развития детей является художественно - эстетическое.

Приобщение детей к миру искусства, формирование представлений об эстетических признаках объектов окружающего мира, развитие любознательности, способности видеть красоту природы, любоваться ею, а так же формирование первых технических навыков и умений в изобразительной деятельности происходит уже в младшем дошкольном возрасте. Поэтому важным моментом в работе педагогов является создание развивающей среды, которая обеспечит единство различных форм организации изобразительной деятельности в ДОУ.

Обстановка в группах создаётся таким образом, чтобы предоставить ребёнку самостоятельно сделать выбор, чем он будет заниматься. Помещение каждой группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования, продуктивной деятельности и игры.

Центр художественного творчества способствует формированию творческой личности, развитию самостоятельности и самодеятельности ребёнка. Основная цель создания Центров творчества заключается в активизации детского художественно-эстетического творчества, обогащении опыта творческой деятельности, развитии эстетических способностей. Данный центр объединяет разные виды художественно-эстетической деятельности дошкольников (изобразительной, творческой, речевой, игровой, музыкальной). Материалы для развития изобразительной деятельности располагаются рядом с игрушками, костюмами, играми, так как именно игровая деятельность во многом активизирует появление образа в рисунке, лепке, конструировании. Созданный рисунок или работа часто обыгрываются детьми. В уголке достаточно свободного пространства для организации самостоятельной детской деятельности. Здесь воспитатель в свободное время вместе с детьми рисуют, лепят, создают аппликацию.

В соответствии с Методическими рекомендациями по организации предметно - развивающей среды пространственной среды ДОО в условиях подготовки к введению ФГОСДО материалы и оборудование для продуктивной деятельности должны быть представлены двумя видами :

-материалами для изобразительной деятельности и конструирования;

-оборудование общего назначения.

Набор материалов и оборудования для продуктивной (изобразительной) деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации. Наличие оборудования общего назначения (доска для рисования мелом и маркером, фланелеграф, магнитные планшеты, доска для размещения работ по лепке и др.) являются обязательными и используются при реализации образовательной программы.

В группах предусмотрен стеллаж для расположения и систематизации изобразительных материалов и инструментов, магнитная доска для крепления репродукций, фотографий, детских книг и других материалов, доска для рисования цветным мелом. Предусмотрена возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметов мебели в центре искусства по мере необходимости.

Дидактические игры, наглядный материал могут находится в тумбах, выдвижных шкафах. Детские работы (рисунки, поделки, коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде "Цветная палитра", "Стена успеха" и др., к которым есть свободный доступ. В некоторых группах воспитатели на таких стендах организуют выставку работ того или иного ребёнка.

Для развития художественно-эстетического восприятия Центр изобразительного искусства оснащен предметами народного искусства (Дымка, Хохлома, Городец, филимоновская игрушка, матрешки, репродукциями живописных произведений, привлекательной выразительной скульптурой малых форм. Игрушки расположены на фоне картин, что активизирует желание детей рассматривать и обыгрывать представленные материалы, что важно в среднем дошкольном возрасте.

Важным для детей дошкольного возраста является фонд сенсорных материалов: картон и бумага разнообразных цветов и оттенков, фактуры, наборы форм плоских и объемных фигур, фигурок животных для тактильного обследования и игры "Чудесный мешочек". Есть игры, способствующие развитию точности и дифференцированности восприятия; игры по типу пространственного моделирования; мелкие игрушки и предметы для декорирования и обыгрывания, а также представление изображения (информации, предметов) по принципу контраста.

Обогащение развивающей среды находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности. Развивающая среда в группах целесообразна, информирована, создаёт образ того или иного процесса, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребёнком и окружающим миром, предоставляет ему свободу выбора, оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье.

При проектировании педагогического процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными особенностями для успешной реализации целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования обеспечивается интегративный подход к организации развивающих центров активности детей. Такая интеграция обеспечивает процесс связности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающие целостность познавательно - речевого, физического, художественно - эстетического и социально - личностного направлений развития ребёнка.

Центр художественного творчества взаимодействует с другими центрами :

-Центром прикладного искусства, где дошкольников знакомят с самобытностью национальной культуры русского народа. Здесь размещены методические и наглядные материалы по народно - прикладному творчеству, куклы в национальных костюмах и т. п. ;

-Центром книги. Рисование по произведениям, создание рукописной книги, выпуск литературного журнала - эффективные методы развития художественных и литературно - творческих способностей;

-Центр драматизации. Театр воздействует на воображение ребёнка различными средствами, в том числе и через изобразительное искусство. Дети совместно с взрослым придумывают декорации, костюмы к спектаклям;

-Центр Музыки. Дети рисуют настроение, которое они почувствовали, прослушав музыкальное произведение, песню.

Содержание предметно - развивающей среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменяться, варьироваться, постоянно обогащаться материалом интересным для детей, ориентированным на индивидуальные возможности дошкольников.

Цель: Реализовать при грамотном руководстве педагогов на базе доступного освоения детьми основ дизайна и создание для ребенка комфортной материальной среды.

- приобщить детей к дизайн-культуре посредством коллективного творчества с последующим использованием результатов в оформлении их жизненного пространства;

- развить у ребенка оценочные суждения и способы творческой деятельности как результат последовательного осуществления конструкторского замысла в процессе рационального проектирования изделий с учетом законов гармонии и красоты, креативных способностей, конструктивно-архитектурных навыков;

- формировать яркие положительные эмоции в процессе творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения ребенка со взрослыми;

- воспитывать у дошкольников художественное восприятие предметного мира и эстетическое отношение к нему.

Основные условия педагогической работы (деятельности) :

- профессиональный дизайн, направленный на благоустройство пространства, окружающего ребенка, создаваемого взрослыми;

- детский дизайн, т. е. непосредственное участие детей в эстетизации своего быта.

Предлагаемые формы работы с детьми по дизайну:

- Плоскостной (аппликативно-графический). Рисунки, аппликации, панно, коллажи, украшение одежды кукол, групповых комнат.

- Пространственный (архитектурно-декоративный). Декоративное оформление внешнего вида зданий, эстетизация кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, других помещений.

Воздействие педагога и коллектива в целом на ребенка:

- организация предметной среды

- обогащение полезной информацией

- обеспечение природными и искусственными материалами, приборами, инструментарием для поделок, игрушками и конструкторами.

Приобщение дошкольников к дизайн-деятельности происходит в разных формах организации: на НОД; играх; досугах.

В итоге детское изделие должно быть ориентировано на полезное использование в жизни ребенка, детского сада и семьи. Успешность таких форм работы для приобщения их к основам дизайна во многом зависит от компетентности педагога в вопросах психологии и педагогики дошкольного детства.

Учитывая интересы и возможности детей группы, педагог:

-знакомит со способами плоскостного и объемно-пространственного оформления: моделированием, макетированием (фасоны, декоративные орнаменты для одежды, изготовление аксессуаров);

-показывает, как планировать свою работу по этапам: замысел, эскиз, макет, воплощение;

-организует участие в создании композиций к утренникам и развлечениям (панно, коллажи, панорамы)

-учит использовать современное оборудование (лекала, трафареты, степлеры). Естественные – дерево, камень, ткани; искусственные – различные упаковки, бижутерия, пленка.

Основные принципы создания предметно-развивающей среды :

В процессе дизайнерской деятельности у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их и на основе анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения.

В связи с тем, что речь идет о творческом развитии, наряду с традиционными формами и методами учебно-воспитательной работы используются методы, объединяющие инновационный опыт педагогов:

-объяснительно-иллюстрированный или рецензивный (рассказ, лекция, объяснения)

-репродуктивное воспроизведение действий по применению знаний на практике

-проблемное изложение изучаемого материала

Переполненные эмоциями, дети делятся своими впечатлениями с родителями, заинтересованными в том, чтобы их ребенок стал личностью умной, общительной, способной творить, чтобы он нашел свое место в мире.

Наша роль, как педагога, заключается в оказании помощи каждому ребенку в открытии для себя ценности познания и переживания эстетических характеристик отдельных предметов, явлений, событий, в выборе близкого интересам ребенка содержания творческой деятельности, на чем базируется субъективный опыт творчества ребенка.

В целом можно сказать, что комплексная предметно-пространственная среда обогащает детей широким спектром эстетических впечатлений, создает основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве.

Оснащение предметно-развивающей среды для развития познавательно-интеллектуальной деятельности старших дошкольников Одним из важнейших условий решения задач при развитии познавательно-интеллектуальной деятельности является организация развивающей предметной.


ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дошкольный возраст – это период направленной социализации детей, развития общения со сверстниками и взрослыми, начало формирования и пробуждения у них эстетических и нравственных чувств, вхождения в культуру. Одним из важных факторов является грамотно сформированная среда. Ведь она непосредственно влияет на развитие ребенка в стенах дошкольного учреждения. На сегодняшний день имеется несколько определений развивающей предметной среды. В частности, С. Л. Новоселова отмечает, что:

Среда (Предметная) – система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.

Среда (Развивающая Предметная) – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития [2].

По рассматриваемому вопросу существует ряд требований ФГОС: 1) Предметно-развивающая среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала.

2) Наличие доступной среды.

Таким образом, исходя из требований ФГОС, можно отметить, что развивающая среда должна создаваться с учетом индивидуальных особенностей каждого дошкольника, его интересов, склонностей, уровня активности.

Предметно-развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок смог заниматься интересным для него делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) даст возможность ребенку найти единомышленников по интересам: рисование, конструирование, театрально-игровая деятельность, ручной труд, экспериментирование. В оборудовании обязательным являются материалы, нацеленные на развитие познавательной деятельности.

Художественно эстетическое развитие дошкольников, воспитание чувств – актуальные проблемы на сегодняшний день. Актуальность усиливается пониманием необходимости сформировать у дошкольников художественный опыт, личностные оценки, эстетические суждения и эмоциональные отклики. Значительное внимание уделяется развитию творческих способностей дошкольников в различных видах деятельности, обучая общаться с прекрасным и воспроизводить его в рисунках и образах, стимулируя и поддерживая самостоятельность в воплощении собственных идей и замыслов. В работе с детьми дошкольного возраста самое главное пробудить отклик души, обратиться к воспитанию чувств.

Художественно-эстетическое развитие – процесс и результат становления и углубления способностей визуального и эмоционального восприятия красоты внешнего мира, сферы искусства, а также развитие самостоятельной творческой активности в мире прекрасного. Данная деятельность подразумевает под собой наличие у детей чёткого представления объектов и предметов, которые они пытаются изобразить. Создание этого образа осуществляется на основе восприятия, которое должно быть эмоционально-эстетически окрашенным.

Мы разделяем точку зрения, согласно которой развитие образного эстетического восприятия надо начинать с раннего детства под продуманным руководством взрослого.

Следует помнить, что ребенка вдохновляет его способность самостоятельно изображать различные предметы, воспроизводить сюжеты сказок и др. У детей возникает желание что-то творить. И наоборот − неумение что-то сделать самостоятельно, вызывает негативные эмоции. Ребенок часто отказывается от занятий, а педагоги и воспитатели теряют возможность развивать его творческий потенциал.

Одной из актуальных задач в художественно-эстетического воспитания дошкольников является − развитие элементов творчества.

Через детское творчество дети проявляют свое понимание окружающего мира, отношение к нему. Детское творчество, демонстрирует глубину внутреннего мира дошкольника, уровень развития восприятия и представлений, их способности и интересы.

В соответствии с ФГОС дошкольного образованияхудожественно-эстетическое развитие предполагает:

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;

- формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Художественно-эстетическое развитие дошкольников включает в себя:

1) опыт эмоционально - нравственного отношения ребенка к окружающему миру, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;

2) опыт художественно-творческой деятельности.

Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности. ФГОС ДО ориентирует на личностно - ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения само ценности дошкольного детства. Делается акцент на отсутствие жёсткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в ДОУ. Особое значение уделяется формированию предметно -развивающей среде как фактору развития дошкольников [5].

Продуманная развивающая предметно - пространственная среда группы обеспечивает:

-реализацию образовательного потенциала пространства аудитории и материалов, оборудования и инвентаря для детей, охраны и укрепления их здоровья;

-двигательную активность дошкольников, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможность для уединения.

Инновационная модель предметно-пространственной развивающей среды группы включает в себя следующие компоненты:

-предметное содержание (игры, предметы и игровые материалы, учебно-игровое оборудование, учебно-методические пособия);

- пространственную организацию (распределение группового пространства на центры);

-развивающее (формирующее) содержание (формирование детской самостоятельности и детской активности);

-изменение в зависимости от времени (изменение предметно-развивающей среды в зависимости от времени года, от приближающихся событий и т.д.)

Важно чтобы среда была не только развивающей, но и развивающаяся. Предметное содержание, окружающее ребенка, должно постоянно пополняться и обновляться, сочетаться с событиями социальной жизни и традициями группы, приспосабливаться к новообразованиям возраста.

В соответствии с современными требованиями по организации развивающей предметно - пространственной среды ДОО в условиях ФГОС ДО материалы и оборудование для продуктивной деятельности должны быть представлены двух видов:

- для конструирования и изобразительной деятельности;

Содержание предметно-развивающей среды должно соответствовать интересам девочек и мальчиков, периодически варьироваться, изменяться, обогащаться материалом интересным для детей, ориентированным на индивидуальные возможности дошкольников.

Таким образом, продуманная, целенаправленная организация предметно - развивающей среды в ДОУ играет большую роль в гармоничном воспитании и развитии ребёнка. Такая среда способствует возникновению детей чувства радости, эмоционально положительного отношения к детскому саду, желания посещать его, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает желание заниматься творческой деятельностью.

Список использованных источников:

1. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учебное пособие для студентов дошкольных отделений и факультетов средних педагогических учебных заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. ÷ 2-е изд., переработанное и дополненное. ÷ Москва: AkademiA, 2000. ÷ 414 c.

2. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда : методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С. Л. Новоселова. ÷ М. ÷ Просвещение, 2001. 89 с.

3. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / [В.В. Воронов и др.]; под редакцией П. И. Пидкасистого. - 3-е издание, дополненнное и переработанное - Москва: Педагогическое общество России, 2000. ÷ 638 с.

4. Психологический словарь. ÷ М., 1983. ÷ 117 с.

6. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. ÷ М. ÷ Смысл, 2001. ÷ 365 с.

Читайте также: