Предмет истории как науки цель и задачи ее изучения кратко

Обновлено: 08.07.2024

Изучение любой научной дисциплины начинается с определения основополагающих понятий. По мнению известного русского историка В. О. Ключевского (1841 - 1911), "в научном языке слово история употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс, и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории как науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т. е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах" . Сегодня, говоря об истории, имеют в виду: 1) рассказ о прошлом, 2) последовательное развитие действительности, 3) науку, изучающую прошлое. История - это не просто повествование о случившемся, а наука, основой которой являются собирание, систематизация, обобщение фактов, рассмотрение их в тесной взаимосвязи и совокупности.
Общество многомерно, поэтому и историческая наука многозвенна, включает целую пирамиду исторических наук. Одну ее грань составляет история стран и народов, история континентов (Европы, Азии, Африки, Австралии, Америки) и всемирная история, которая изучает основные этапы развития всего человечества. Другая грань этой пирамиды состоит из истории отдельных видов человеческой деятельности - науки, техники, экономики, политических отношений, государства и права, войн, революций, этики, религии и т. д. Третью грань образуют науки об этапах и методах исторического познания - историография, этнография, археология и др. Венчает пирамиду философия истории, т. е. теория исторического процесса, его общие закономерности и тенденции, методология исторических исследований. Знание истории предполагает обобщение, осмысление и анализ прошлого опыта. При всей уникальности происходящих ныне событий в них всегда можно обнаружить сходство с тем, что уже переживали в прошлом другие народы. Нужно лишь усваивать уроки истории и периодически пополнять полученные знания на основе собственного опыта. В этом смысле каждый из нас является прилежным или легкомысленным учеником истории.

Главной задачей исторической науки является изучение конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. История призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах. Как отмечал известный римский политический деятель Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н. э.) , первая задача истории - воздерживаться от лжи, вторая - не утаивать правды, третья - не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или предвзятой враждебности.

Основополагающим принципом изучения истории является принцип историзма, который предполагает познание явлений и процессов прошлого в их развитии и связи с порождающими их условиями. Принцип историзма требует изучение исторической действительности с позиции заложенных в ней противоречий. Он включает в понимание прошлого элемент его неизбежной гибели. Каждое историческое явление рассматривается в движении, которое осуществляется через борьбу нового со старым. При этом, как правило, новое вырастает из старого и в конечном итоге преобразует его, включая это старое в себя как собственный видоизмененный момент. Другой принцип - принцип объективности - требует полного и всестороннего анализа всей совокупности фактов и выявления ведущей тенденции исторического процесса в определенных хронологических рамках. Именно этот принцип позволяет адекватно отразить исторический процесс.

История – это факты, которые совершались в то или иное время. Участниками этих реальных событий являются люди, то есть творцом истории является человек. Любой человек является творцом истории.
Реальная история не всегда всем известна.
Предметом истории как науки является необходимость познания исторической действительности. Необходимость познания прошлого, с целью не повторения ошибок прошлого. И здесь на первый план выступают ученые – историки, которые и пытаются познать историческую действительность.
Задача историка, как и любого другого ученого, — поиск истины. Процесс постижения истины необычайно сложен и труден. На этом пути ученого могут подстерегать неудачи. В силу сложности проблемы, недостатка фактов и т. п. он, желая прийти к истине, сам того не замечая, может впасть в заблуждение. Но помимо чисто познавательных трудностей, ученого подстерегают и другие опасности, источники которых находятся за пределами науки
Чтобы познать историю мало фактов, нужны сведения о них. Историческое прошлое воссоздается учёными по предметам материальной культуры, по письменным источникам или каким-то ещё основаниям.
История – наука многогранная. Археология некогда была вспомогательной дисциплиной, а теперь стала наукой, которая изучает предметы материальной культуры, что важно для реконструкции реальных событий. Кроме археологии есть и другие вспомогательные дисциплины в рамках исторической науки – нумизматика (изучение монет и денежных систем) , геральдика (наука о родовых знаках) , лингвистика (изучение языков) и ряд других дисциплин. Историческая наука не замыкается в себе, а она открывает двери для сотрудничества с теми учеными, которые помогают истории.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИСТОРИИ:
1) Изучение закономерностей смены и утверждения исторических концепций и их анализ. Под исторической концепцией понимается система взглядов одного историк или группы учёных, как на весь ход исторического развития в целом, так на его различные проблемы и стороны. Истография изучает, как создавалась и развивалась концепция, какую роль она сыграла в развитии науки и т. д.
2) Анализ теоретико-методологических принципов различных направлений в исторической науке выяснение закономерностей их смены и борьбы. При этом недопустима подмена исследования философских основ того или иного научного течения изучением общественно-политических взглядов его отдельных представителей.
3) Исследование процесса накопления фактических знаний о человеческом обществе, введение в научный оборот ранее неизвестных источников расширения круга исторических памятников, доступных исследователям. Однако в задачи не входит поиск и публикация новых источников.
4) Изучение процесса изменения и совершенствования методов и приёмов историковедческого анализа.
5) Анализ закономерностей изменения проблематики исторических исследований выяснение факторов и направлений этого процесса.
6) Изучение развития и особенностей функционирования исторических научных учреждений, а также системы подготовки кадров для исторической науки всей системы исторического образования в стране.
7) Анализ процесса эволюции средств научной деятельности, органов научной и научно-популярной периодической печати.
8) Исследование международных связей отечественной исторической науки, воздействия зарубежной философской и научной мысли на российских учёных.
9) Изучения объективных условий развития исторической науки и особенно правительственной политики в области исторической науки и образования, ибо от неё во многом зависят, например, условия использования историками архивных материалов, возможности публикации результатов исследований.

История – это факты, которые совершались в то или иное время. Участниками этих реальных событий являются люди, то есть творцом истории является человек. Любой человек является творцом истории. Реальная история не всегда всем известна.

Предметом истории как науки является необходимость познания исторической действительности. Необходимость познания прошлого, с целью не повторения ошибок прошлого. И здесь на первый план выступают ученые – историки, которые и пытаются познать историческую действительность.

Задача историка, как и любого другого ученого, - поиск истины. Процесс постижения истины необычайно сложен и труден. На этом пути ученого могут подстерегать неудачи. В силу сложности проблемы, недостатка фактов и т. п. он, желая прийти к истине, сам того не замечая, может впасть в заблуждение. Но помимо чисто познавательных трудностей, ученого подстерегают и другие опасности, источники которых находятся за пределами науки.

Чтобы познать историю мало фактов, нужны сведения о них. Историческое прошлое воссоздается учёными по предметам материальной культуры, по письменным источникам или другим основаниям.

История – наука многогранная. Археология некогда была вспомогательной дисциплиной, а теперь стала наукой, которая изучает предметы материальной культуры, что важно для реконструкции реальных событий. Кроме археологии есть и другие вспомогательные дисциплины в рамках исторической науки – нумизматика (изучение монет и денежных систем), геральдика (наука о родовых знаках), лингвистика (изучение языков) и ряд других дисциплин. Историческая наука не замыкается в себе, а она открывает двери для сотрудничества с теми учеными, которые помогают истории.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИСТОРИИ:

1) Изучение закономерностей смены и утверждения исторических концепций и их анализ. Под исторической концепцией понимается система взглядов одного историк или группы учёных, как на весь ход исторического развития в целом, так на его различные проблемы и стороны. Истография изучает, как создавалась и развивалась концепция, какую роль она сыграла в развитии науки и т. д.

2) Анализ теоретико-методологических принципов различных направлений в исторической науке выяснение закономерностей их смены и борьбы. При этом недопустима подмена исследования философских основ того или иного научного течения изучением общественно-политических взглядов его отдельных представителей.

3) Исследование процесса накопления фактических знаний о человеческом обществе, введение в научный оборот ранее неизвестных источников расширения круга исторических памятников, доступных исследователям. Однако в задачи не входит поиск и публикация новых источников.

4) Изучение процесса изменения и совершенствования методов и приёмов историковедческого анализа.

5) Анализ закономерностей изменения проблематики исторических исследований выяснение факторов и направлений этого процесса.

6) Изучение развития и особенностей функционирования исторических научных учреждений, а также системы подготовки кадров для исторической науки всей системы исторического образования в стране.

7) Анализ процесса эволюции средств научной деятельности, органов научной и научно-популярной периодической печати.

8) Исследование международных связей отечественной исторической науки, воздействия зарубежной философской и научной мысли на российских учёных.

9) Изучения объективных условий развития исторической науки и особенно правительственной политики в области исторической науки и образования, ибо от неё во многом зависят, например, условия использования историками архивных материалов, возможности публикации результатов исследований.

История – это факты, которые совершались в то или иное время. Участниками этих реальных событий являются люди, то есть творцом истории является человек. Любой человек является творцом истории. Реальная история не всегда всем известна.

Предметом истории как науки является необходимость познания исторической действительности. Необходимость познания прошлого, с целью не повторения ошибок прошлого. И здесь на первый план выступают ученые – историки, которые и пытаются познать историческую действительность.




Задача историка, как и любого другого ученого, - поиск истины. Процесс постижения истины необычайно сложен и труден. На этом пути ученого могут подстерегать неудачи. В силу сложности проблемы, недостатка фактов и т. п. он, желая прийти к истине, сам того не замечая, может впасть в заблуждение. Но помимо чисто познавательных трудностей, ученого подстерегают и другие опасности, источники которых находятся за пределами науки.

Чтобы познать историю мало фактов, нужны сведения о них. Историческое прошлое воссоздается учёными по предметам материальной культуры, по письменным источникам или другим основаниям.

История – наука многогранная. Археология некогда была вспомогательной дисциплиной, а теперь стала наукой, которая изучает предметы материальной культуры, что важно для реконструкции реальных событий. Кроме археологии есть и другие вспомогательные дисциплины в рамках исторической науки – нумизматика (изучение монет и денежных систем), геральдика (наука о родовых знаках), лингвистика (изучение языков) и ряд других дисциплин. Историческая наука не замыкается в себе, а она открывает двери для сотрудничества с теми учеными, которые помогают истории.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИСТОРИИ:

1) Изучение закономерностей смены и утверждения исторических концепций и их анализ. Под исторической концепцией понимается система взглядов одного историк или группы учёных, как на весь ход исторического развития в целом, так на его различные проблемы и стороны. Истография изучает, как создавалась и развивалась концепция, какую роль она сыграла в развитии науки и т. д.

2) Анализ теоретико-методологических принципов различных направлений в исторической науке выяснение закономерностей их смены и борьбы. При этом недопустима подмена исследования философских основ того или иного научного течения изучением общественно-политических взглядов его отдельных представителей.

3) Исследование процесса накопления фактических знаний о человеческом обществе, введение в научный оборот ранее неизвестных источников расширения круга исторических памятников, доступных исследователям. Однако в задачи не входит поиск и публикация новых источников.

4) Изучение процесса изменения и совершенствования методов и приёмов историковедческого анализа.

5) Анализ закономерностей изменения проблематики исторических исследований выяснение факторов и направлений этого процесса.

6) Изучение развития и особенностей функционирования исторических научных учреждений, а также системы подготовки кадров для исторической науки всей системы исторического образования в стране.

7) Анализ процесса эволюции средств научной деятельности, органов научной и научно-популярной периодической печати.

8) Исследование международных связей отечественной исторической науки, воздействия зарубежной философской и научной мысли на российских учёных.

9) Изучения объективных условий развития исторической науки и особенно правительственной политики в области исторической науки и образования, ибо от неё во многом зависят, например, условия использования историками архивных материалов, возможности публикации результатов исследований.

Объект и предмет, цели и задачи

История относится к гуманитарным и общественным наукам. Точно определить ее объект и предмет - сложно, так как круг ее интересов очень широк.

Чаще всего, объектом изучения истории называют общность составляющих человечество обществ, но также можно встретить иные вариант определения объекта истории, более узкие - ход становления и развития общества, отдельные события прошлого.

Предмет исторической науки, в широком смысле - совокупность проявлений человеческой жизни, всех действий людей (отдельных лиц, групп, сообществ и т.д.) от зарождения общества до настоящего времени, в более узком - закономерности развития общества.
Основная цель истории - поиск системного и объективного знания об историческом процессе.

Задачами же исторической науки являются:
1. Поиск и раскрытие смысла исторического процесса.
2. Изучение исторических событий.
3. Поиск закономерности между происходившими событиями.
4. Недопущение повторения ошибок прошлого.
5. Понимание причин современного состояния общества.

Функции

Среди функций исторической науки принято выделять четыре основные:
1. Познавательная (интеллектуально-развивающая) - изучение различных событий и их причин, предпосылок и последствий. Познание личности, человечества, этноса, государства и т.д.
2. Мировоззренческая - понимание исторической перспективы и формирование взвешенного научного взгляда на мир и происходящие в нем события.
3. Воспитательная - формирование исторического сознания, моральных и личностных качеств на основе опыта прошлого.
4. Политическая (практически-политическая) - выявление тенденций развития общества и создание с их помощью взвешенного политического курса.

Методология и принципы научного познания

История использует как собственные методы, так и методы других наук (геологии, лингвистики, математики и т.д.). Данное деление достаточно условно, так как некоторые исторические методы применяются и в иных дисциплинах. К числу специальных исторических методов относятся:
1. Идеографический (конкретно-исторический) - описание событий и фактов.
2. Хронологический - представление материала в хронологической последовательности.
3. Сравнительно-исторический - изучение события или явления в связке с другими ему подобными, имевшими место в иное время и/или в ином месте.
4. Историко-генетический - анализ возникновения исследуемого явления.
5. Ретроспективный - изучение причин и предпосылок события через последовательную возвратную реконструкцию.
6. Историко-типологический - классификация объектов по определенному признаку или ряду признаков с целью облегчения анализа данных объектов. Часто применяется в археологии, нумизматике и ряде иных дисциплин.
7. Нарративный (описательно-повествовательный) - описание исторических событий.

Помимо этого, историческая наука опирается на определенные принципы научного познания:
1.Принцип историзма - необходимо рассматривать все события, явления и факты в связке с соответствующей исторической обстановкой, учитывая их взаимосвязь.
2.Принцип объективности - каждое явление необходимо рассматривать со всех сторон, основываясь на фактах и принимая во внимание как отрицательные, так и положительные его аспекты.
3.Принцип социального подхода - требуется учитывать роль и интересы всех слоев социума.
4.Принцип альтернативности - необходимо анализировать вероятность событий с учетом объективных реалий и допускать различные варианты хода событий.
5. Принцип детерменизма - все явления и события не случайны и имеют причинно-следственную связь.

Вспомогательные исторические дисциплины

Вспомогательные исторические дисциплины (ВИД) — научные дисциплины, исследующие конкретные аспекты содержания исторических источников. Они обладают собственными областями исследования и своими, иногда - уникальными, методами. Вот ряд примеров подобных дисциплин и их объектов изучения:
1. Археография - теория и практика издания письменных источников.
2. Архивоведение - различные стороны архивного дела.
3. Бонистика - уже не используемые денежные знаки и кредитные документы.
4. Генеалогия - родственные связи, происхождение.
5. Геральдика - гербы и использование.
6. Дипломатика - дипломатические и юридические документы.
7. Историческая метрология - меры длины, веса, объема и т.д.
8. Источниковедение - исторические источники.
9. Кодикология - рукописные книги.
10. Нумизматика - монеты, чеканка.
11. Ономастика - имена собственные.
12. Палеография - письмо, памятники письменности.
13. Сфрагистика - печати и оттиски.
14. Хронология - установление датировки событий и документов.
15. Эпиграфика - древние надписи на металле, камне и других нетипичных объектах.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Определение, объект, предмет исторической науки. Главная цель исторического познания.

Сущность, задачи и функции исторического сознания. Принципы исторической науки.

Группы исторических источников. Этапы исторического сознания.

Вопрос 1. Определение, объект, предмет исторической науки. Главная цель исторического познания.

Основа исторической науки - собирание, систематизация и обобщение фактов. История - наука, изучающая человеческое общество в его развитии, поэтому предметом изучения истории являются события, модели поведения людей, системы их ценностных установок и мотиваций.

Цель истории - находить факты, устанавливать их причины и следствия.

К основным задачам истории следует отнести:

Изучение различных сторон и проблем исторического развития.

Исследование процесса накопления знаний о человеческом обществе.

Изучение процесса изменения и совершенствования методов и приёмов историковедческого анализа.

Анализ изменения различных проблем исторических исследований, а так же выяснение и выявление факторов и направлений этого процесса.

Изучение развития и особенностей работы различных исторических научных учреждений, а также систем подготовки кадров в стране для всей системы исторического образования.

Анализирование процесса эволюции средств научной деятельности, органов научной и научно-популярной печати.

Исследование международных связей исторической науки, а так же взаимодействия между учёными различных стран.

Изучение политики правительства в области исторической науки и образования, т.к. от неё во многом зависят различные условия использования историками архивных материалов, возможности публикации результатов исследований.

Объект исторической науки - это совокупность обществ, составляющих человечество.

Вопрос 2. Сущность, задачи и функции исторического сознания. Принципы исторической науки.

Историческое сознание - это результат познавательной деятельности, бесконечного процесса накопления исторических знаний. Под историческим сознанием в науке понимается совокупность представлений, присущих обществу в целом и составляющим его социальным группам в отдельности, о своем прошлом и о прошлом всего человечества.

Функции исторического сознания:

дает своеобразный социальный ориентир

потребностью социального предвидения;

необходимо направлять исторический процесс так, чтобы исключить самоуничтожение людей в войне, гибель в экологическом аду, избежать культурного вырождения.

Задачи исторического сознания:

овладеть всем опытом развития цивилизации,

всеми ценностями общечеловеческой культуры и одновременно ощутить самобытность своей Родины,

проследить, как Россия впитывала на протяжении веков все лучшее, что было создано в мире,

создать основу для формирования нового мышления,

растить и укреплять чувство патриотизма, когда молодежь живет болью Отечества, неравнодушна к его триумфам и поражениям, испытывает гордость за свои национальные традиции, за принадлежность к своей стране.

Сущность исторического сознания:

способствует нравственному развитию личности,

способствует формированию гражданственности, сохранению и упрочнению общечеловеческих ценностных ориентации,

помогает развитию самостоятельного творческого мышления , мотивов, навыков и умений действовать на благо общества.

Принципы исторической науки:

Принцип историзма. Следование этому принципу предполагает, что все события и явления прошлого изучаются в своем развитии, как динамическая система; кроме того, каждое событие рассматривается в непосредственной связи с другими событиями, происходившими в то время.

Принцип приоритета общечеловеческих ценностей над политическими, идеологическими, классовыми и другими.

Вопрос 3. Группы исторических источников. Этапы исторического сознания.

Группы исторических источников

Внутри каждой исторической эпохи письменные исторические источники делятся на типы.

Типы исторических источников – это совокупность источников одной исторической эпохи, выделенных по их происхождению и функциям в обществе.

Среди всего комплекса вещественных источников в настоящее время выделяются 21 вид, каждый из которых является предметом изучения самостоятельной специальной вспомогательной исторической дисциплины:

Металлические деньги – монеты (изучаются нумизматикой).

Бумажные деньги и ценные бумаги (изучаются бонистикой).

Ордена, медали, наградные знаки (изучаются фалеристикой).

Знамена, флаги, вымпелы (изучаются вексиллологией).

Форменная одежда и военные мундиры (изучаются униформоведением).

Печати (изучаются сфрагистикой).

Гербы (изучаются геральдикой).

Почтовые марки (изучаются филателией).

Эмблемы (изучаются эмблематикой).

Вещественные источники, извлеченные из земли (археология).

Костные остатки людей и животных (остеология).

Палеографические источники

Древние тексты (изучаются палеографией).

Древние рукописные книги (изучаются кодикологией).

Берестяные грамоты (изучаются берестологией).

Юридические документы (изучаются дипломатикой).

Филиграни – бумажные водяные знаки в древних текстах (изучаются филиграноведением).

Эпиграфические источники

Надписи на твердом материале (изучаются эпиграфикой).

Надгробные надписи (изучаются эпитафикой).

Имена собственные (изучаются ономастикой).

Географические названия (изучаются топонимикой).

Родословные книги (генеалогия).

Палеографические и эпиграфические источники составляют особую группу вещественных источников, поскольку они являются одновременно вещественными памятниками и носителями текстов. К вещественным, а не письменным источникам они относятся потому, что в рамках указанных дисциплин они изучаются прежде всего не с точки зрения содержания текста, а с точки зрения внешних характеристик материального носителя (качество и техника изготовления бумаги, качество и техника письма и т.д).

В современном источниковедении выделяется 9 типов письменных исторических источников:

2) законодательные источники;

3) актовые материалы;

4) делопроизводственная документация;

5) статистические источники;

6) документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма);

7) литературные произведения;

9) научные труды.

Данные типы письменных источников возникли и существовали в различные периоды российской истории. По мере развития общества увеличивалось общее количество письменных источников, исчезали одни типы и возникали новые.

hello_html_m2b884ca8.jpg

Типы (этапы развития) исторического сознания.

2.Второй этап в развитии исторического сознания европейских народов связан с эпохой античности, т. е. со средиземноморской цивилизацией. Она охватывает период с VIII в. до н. э. по V в. н. э. Этот тип сознания характеризуют как космологический. Элементы мифологического сознания сохранялись. Исторические события представлялись случайными, хаотичными, лишенными закономерности.

3.Новый тип исторического сознания формируется в эпоху средневековья (V — XV вв. в Западной Европе, IX — XVII вв. в России). Это сознание теологическое (религиозное).

4.В эпоху Нового времени на смену теологическому историческому сознанию приходит рационалистическое. В Западной Европе Новое время начинается в XVI в., в России — в XVIII в., верхняя граница этого периода — начало XX в.

5.Историческое сознание в эпоху новейшего времени (XX — начало XXI вв.) чрезвычайно плюралистично. В советской науке и системе образования культивировался лишь один — марксистско-ленинский подход к изучению истории.

Записать вспомогательные исторические дисциплины (не менее 10 дисциплин с определением).

Прочитать одно из эпических произведений и рассказать о его содержании на занятии.

Классификация общественного устройства Аристотеля (демократия, аристократия, монархия).

Теория идеального государства Древнегреческого философа Платона.

Античные историографы Геродот, Фукидид, Плутарх, Тит Ливий, Тацит и другие. (выбрать одного или сделать обзор)

Лекция 1. История в системе социально-гуманитарных наук

План лекции:

2. Основные направления в изучении истории.

3. Исторические источники. Проблема фальсификаций.

4. Методология истории.

5. Проблемы периодизации истории.

1. Абрамова Н. Г. Вспомогательные исторические дисциплины: Учеб. пособие. М.: Академия, 2008.

2. Голиков А. Г. Источниковедение отечественной истории: Учеб. пособие для студен тов вузов. 3-е изд. М.: Академия, 2009.

3. Ионов И. Н. Цивилизационное сознание и историческое знание: проблемы взаимодействия. М.: Наука, 2007.

4. Савельева И. М., Полетаев А. В. Теория исторического знания: Учеб. пособие. СПб; Алетейя; М : ГУ ВШЭ, 2008.

5. Тойнби А.Дж. Постижение истории: избранное, 1934-1961. М.: Айрис пресс, 2008.

6. Фортунатов В.В. История. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2014.

7. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

– гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т. ч. и защите национальных интересов России;

– знанию движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе;

– воспитанию нравственности, морали, толерантности;

– пониманию многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

– способности работы с разноплановыми источниками и эффективному поиску информации и критике источников;

– способности к творческому мышлению, самостоятельности суждений.

Покровительницей истории в Древней Греции была Клио – богиня, которая прославляет. Свиток пергамента и грифельная палочка в ее руках напоминают о том, что ничто ни должно исчезнуть бесследно. Все должно быть зафиксировано для потомков.

Дальнейшее развитие историческая наука получила в эпоху Средневековья. Человеку той поры история представлялась самостоятельным процессом, который приобретает смысл лишь при рассмотрении в плане вечности и осуществления Божественного замысла, Божественного провидения (отсюда — провиденциализм, составляющий суть средневекового мировоззрения).

Мыслители эпохи Возрождения заложили основы европейской исторической науки Нового времени. В ХVII в. она развивалась под сильным влиянием идей рационализма - философского направления, признающего разум основой познания и поведения людей, естественного права и общественного договора. В следующем столетии, в век Просвещения, происходит расширение тематики исторических трудов, ученые отказываются от средневековых теорий избранных народов, от европоцентризма. Историки (Вольтер, Д. Дидро, Э. Гиббон, Д. Юм, И. Гердер) настойчиво искали причины происходивших событий. Крупным достижением того времени стала идея закономерности и прогресса в общественной жизни.

Современная историческая наука, включающая в себя множество школ и направлений, отдельных разделов и отраслей науки (археография, источниковедение, историография и т. д.), сформировалась в ХIХ - ХХ вв.

Многие выдающиеся мыслители прошлого (М.Т.Цицерон, Ф.Бэкон, Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский и другие) отмечали важность и необходимость ее изучения. Великий римский оратор Цицерон называл историю – наставницей жизни. Английский философ Бэкон предлагал черпать мудрость в истории. Классик отечественной истории Карамзин называл историю священной книгой народов.

Известный русский историк В.О.Ключевский так писал об истории как о науке: В научном языке слово история употребляется в двояком смысле: Во-первых, как движение во времени, процесс. Во-вторых, как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю.

У любой науки существует предмет изучения: у физики – закономерности природы вообще, у биологии – закономерности функционирования живой природы. История же в самом общем виде изучает прошлое человечества. Объектом исторической науки является развитие человеческого сообщества во всем его многообразии. А предметом – деятельность людей.

2. Основные направления в изучении истории

По широте изучения объекта принято выделять историю мира в целом (всеобщая или всемирная история), историю мировых цивилизаций, историю континентов (историю Азии, Африки, Европы, Латинской Америки), историю отдельных стран и народов (историю России, Англии, Германии, Китая, США и т.д.). Также следует выделить отраслевую историю (История партий, международных отношений, культуры, экономики, повседневности и т.д.)

Параллельно развивалась историческая антропология, которая стремилась всю историческую действительность показать через состояние и развитие человече­ского сознания.

К числу популярных современных направлений относится история повседневности. Предметом исследований стала частная жизнь в самых разных проявлениях - отношения между родственниками, условия существования и груда, национальная жизнь людей и т. д.

3. Исторические источники


Историческими источниками называется все, что отражает исторический процесс, дает нам возможность изучать прошлое человечества. Что же может послужить такими источниками? Не­сколько десятилетий назад историческая наука выработала систему классификации исторических источников, основанную на принципе носителя информации. С данной системой согласны далеко не все исследователи. Но нужно помнить, что всякая классификация условна. На наш взгляд, эта традиционная система дает наиболее полное пред­ставление о всем многообразии исторических источников, находящих­ся на вооружении исторической науки (схема 2). Большинство авто­ров выделяют шесть типов источников.

1. Письменные источники. Принято считать, что древнейшим видом письменности была пиктография, т.е. письмена-рисунки, которыми пользовались еще первобытные люди. Именно от таких рисунков и происходит иероглифическое письмо. Письменность, в которой обозна­чаются не предметы мысли, словосочетания или слова, а звуки языка, также возникла в глубокой древности. Изобретателями первого алфа­вита считаются финикийцы — народ, живший на восточном побережье Средиземного моря во второй половине I тыс. до н.э. Славянская аз­бука была создана в IX в. на основе греческого алфавита христиан­скими миссионерами Кириллом и Мефодием. Первые дошедшие до нас письменные памятники на древнерусском языке относятся к XI в. Пись­менные источники включают в себя и древние летописи, и мемуары, и статьи из газет и журналов, и делопроизводственные документы, и ста­тистические материалы, и т.д.

Важнейшими источниками истории России являются летописи. Самые ранние летописи историков-летописцев появились еще в ХI вв. Наиболее значимая из них “Повесть временных лет”, написанная в ХII в. Летописи как исторические произведения состояли из записей по годам по ХVII в. включительно и представляли собой источники сложного состава - своды летописные. Летописи были общерусскими (Николаевская летопись и др.) и местными (Новгородские летописи и др.). Среди других наиболее важных источников средневековой России необходимо отметить такие, как Судебник 1497 г., Соборное Уложение 1649 г., жалованные грамоты дворянству, купчие грамоты. Одним из ценных источников истории древней и средневековой России являются новгородские грамоты на бересте, найденные при производстве археологических раскопок в Новгороде. Великолепным источником по истории Древней Руси является памятник древнерусской литературы конца ХII в. “Слово о полку Игореве”, написанное неизвестным автором.

2. Вещественные источники. Такими источниками могут быть названы и найденное археологом орудие труда первобытного человека, и передаваемый из поколения в поколения фамильный сервиз, и хра­нящиеся в музее старинные часы, и любой другой предмет, помога­ющий нам изучать историю Человечества.

3. Этнографические источники. К ним относятся культурные, ре­лигиозные, бытовые традиции разных народов. Доставшиеся нам в наследство от предков обычаи, нормы поведения, обряды, праздники — составная часть исторической памяти человечества.

4. Устные источники. С этим типом источников сталкивался лю­бой из нас, кто хоть раз слушал воспоминания о пережитом своих ро­дителей, бабушек и дедушек. Многое произошло на памяти ныне жи­вущих людей: Великая Отечественная война, кратковременная отте­пель 1950—1960 гг., перестройка, распад СССР. Кто-то оставался пассивным наблюдателем происходивших событий, а кто-то волей судь­бы оказывался в самой их гуще. Рассказы очевидцев могут стать очень ценным источником и дать основу для серьезного исторического исследования.

Первый фонограф был изобретен в 1877 г. американцем Т. Эдисо­ном. С тех пор техника сохранения звука непрерывно совершенство­валась. За неполных сто лет граммофонные пластинки сменили лазер­ные компакт-диски. Аудиозаписи хранят звуки минувших эпох, голоса давно умерших людей. Существует много разных классификаций источников. Предложим еще одну из возможных с перечнем достоинств и недостатков


Для работы со всеми этими источниками учёные выбирают раз­ные методы исторической науки, то есть пути исследования, спо­собы построения и обоснования знаний на основе разных научных принципов (правил).

Прежде всего, необходимо использовать методы датировки источников: по содержащимся в них датам, которые переводятся на современное летоисчисление; по отдельным деталям источника (монета с датой в группе археологических находок позволяет датировать всю группу данного слоя определённым периодом времени); радиоуглеродный метод для источников, содержащих органические материалы, и т.д. Каждый из этих методов имеет свои погрешности, возможности допустить ошибку. Лишь сопо­ставление разных датировок, использование разных методов для одних источников приближает учёных к истине.

Исторические документы допетровского периода хранятся в Российском госу­дарственном архиве древних актов (сокращенно — РГАДА). Документы последу­ющего периода вплоть до 1917 г. составили фонды Российского государственного исторического архива (РГИА). В Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) сосредоточены документы периода после 1917 г. Уникальными собра­ниями документов обладают Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД) и другие федеральные архивы. В стране имеются также архивы регионального уровня, ведомственные, муниципальные и частные.

Любые источники профессиональные историки подвергают внешней и вну­тренней критике. Целью внешней критики является установление достоверности текста или материального артефакта. Определяется время появления источника, авторство и т. д. Внутренняя критика определяет качество фактического содержа­ния и возможность использования выявленных фактов в качестве достоверных.

Особое возмущение российских граждан вызывают попытки принизить, иска­зить тот огромный вклад, который наш народ внес в победу над германским фашиз­мом и японским милитаризмом во Второй мировой войне. В 2009 г. при Президенте Российской Федерации была создана Комиссия по противодействию фальсифи­кации истории.

Объяснима сосредоточенность внимания руководства Российской Федерации по поводу разработки историко-культурного стандарта и единого учебника по истории России. Существует глубокая и сложная проблема распространения исторических фальсификаций, отбора источников, интерпретации исторических событий в которых школьнику бывает сложно разобраться.

Чтобы получить действительно приближенную к реальности картину прошлого, учёному необходимо постоянно соблюдать научные принципы (правила) исторического исследования. Вот некоторые из них.

Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов и явлений в развитии: как они возникли, какие этапы прошли, чем в конечном счёте стали. Так, например, нельзя мерить поступки людей прошлого современными правилами поведения, необоснованно использовать современные понятия для описания жизни прошедших эпох.

Принцип объективности требует использовать факты, не иска­жая их, не подгоняя под удобную учёному схему, рассматривать каждое явление с разных сторон.

Принцип социального подхода требует учитывать при анализе не только объективные (не зависящие от отдельных людей) зако­номерности развития, но и субъективные интересы разных слоёв общества, политиков, партий, которые влияли на события.

Принцип альтернативности требует рассматривать состояв­шуюся цепь событий не как единственно возможную, но и допу­скать иные варианты развития ситуации; разбирать, почему в результате история пошла именно таким маршрутом.

Исследование исторических источников требует особых навыков и знаний. Чтобы получить их, необходимо изучать специальные (вспо­могательные) исторические дисциплины, позволяющие овладеть основными приемами работы с историческими источниками. К вспо­могательным историческим дисциплинам относятся: генеалогия (греч. Genealogia – родословная) - наука о происхождении, возникновении и развитии родственных отношений; геральдика (лат. heraldus — глашатай) - наука, изучающая гербы; метрология (греч. metron — мера и logos —наука) - наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры длины, площади, объема, веса в их историческом развитии; нумизматика (лат. numisma — монета) - наука, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения монет, денежных знаков; палеография (греч. palos — древний и grafo — пишу) - наука, изучающая внешние признаки руко­писных источников в их историческом раз­витии (почерки, знаки письма, чернила и др.); сфрагистика (греч. sphragis — печать) - наука, изучающая печати; хронология (греч. chronos — время) - наука, изучающая системы летосчисления и календари различных народов и другие.

4.Методология истории

Подходы к изучению истории

Уже более 100 лет ведущий метод исторических исследова­ний - это исторический позитивизм. Он исходит из того, что историк может восстановить истинную картину прошлого в ходе внимательного и критичного прочтения источников. При этом считается, что учёный-историк способен лучше понять проис­ходившие события, чем их участники, так как он смотрит на них со стороны, анализируя всю совокупность доступных в источни­ках фактов. Однако общих закономерностей развития общества позитивизм не выявляет.

Большую часть XX в., когда у власти в нашей стране нахо­дилась Коммунистическая партия, в отечественной историче­ской науке господствовал исторический материализм (формационная теория, марксистская концепция). Её создателями были основоположники коммунистического учения - немецкие мыслители XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс. По их мнению, при­чины развития общества кроются в его базисе - социально- экономических отношениях. Прогресс орудий труда и всех производительных сил общества порождает особые производ­ственные отношения между людьми, которые делятся на классы собственников средств производства и зависимых от них тру­дящихся классов, чей труд эти собственники эксплуатируют. Конфликт между ними - классовая борьба - и заставляет обще­ство меняться, порождает революции и смену общественной надстройки: политических систем, культуры. Представители исторического материализма понимали историю человечества как последовательную смену пяти общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодаль­ной, капиталистической, коммунистической (с её первой фа­зой - социализмом).

Исторический материализм позволил подробно изучить матери­альную, социально-экономическую составляющую истории (кото­рой до него почти не уделялось внимания). Признание объектив­ных законов исторического развития дало возможность осмыслить крупные исторические процессы. Однако увлечение экономиче­скими и социальными схемами со временем вошло в противоречие с накопленными фактами. Истории многих стран и эпох не уклады­вались в марксистскую схему. После крушения социалистического строя в нашей стране исторический материализм перестал быть господствующим направлением, однако многие разработанные в нём понятия, концепции развития по-прежнему признаются зна­чительной частью учёных в России и в мире.

Этот подход позволил добиться значительных результатов в изучении культуры человечества, особых вариантов развития. Однако ключевое понятие - цивилизация, так и не получило однозначной научной трактовки.

5. Проблемы периодизация истории

Периодизация всегда условна, потребность в ней определяет­ся необходимостью определенным образом систематизировать исторический процесс, выделить в нем обладающие внутрен­ним единством этапы. К французским просветителям XVIII в. восходит разделение исторического процесса на стадии дико­сти, варварства и цивилизации. С марксистским учением свя­зана периодизация всемирной истории на первобытнообщин­ную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. Распространенной является периодизация, опирающаяся на представления о последова­тельной смене обществ аграрного, индустриального и постин­дустриального типов. Сторонники теории локальных цивили­заций обосновывают свои подходы к периодизации истории.

История (исторический период) в классическом понимании начинается с появлением письменности. Продолжительность письменного периода истории составляет примерно 5—5,5 тыс. лет, начиная от появления клинописи у шумеров. Период, предшествующий её появлению, называют доисторическим периодом. В российской историографии выделяют следующие крупнейшие периоды мировой истории:

Первобытное общество: на Ближнем Востоке – не менее 2,5 млн лет назад - до 4-3 тыс до н. э. (объединение Верхнего и Нижнего Египта);

Древность: в Европе - 4-3 тыс до н. э до 476 года н. э. (падение Римской империи);

Средние века: V век н.э. - конец XV века (начало эпохи Великих географических открытий);

Новое время: конец XV в. - 1918 год (окончание Первой мировой войны) или начало XX века;

Новейшее время: 1918 год или начало XX века - наши дни.

Существуют также альтернативные периодизации всемирной истории. Например, в западной историографии окончание средних веков связывают с XV веком, после чего начинается единый период современной истории.

Читайте также: