Требования к лекции как формы организации учебного процесса кратко

Обновлено: 07.07.2024

Среди всех форм учебной деятельности важнейшая роль отводится лекции, которая одновременно является самым сложным видом работы и поэтому поручается наиболее квалифицированным и опытным преподавателям (как правило, профессорам и доцентам).

Программы, учебные планы и методические пособия по некоторым, читаемым в университете лекционным курсам

Лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.

Лекция выполняет следующие функции:

информационную (излагает необходимые сведения),

стимулирующую (пробуждает интерес к теме),

развивающую (дает оценку явлениям, развивает мышление).

ориентирующую (в проблеме, в литературе),

разъясняющую (направленная прежде всего на формирование основных понятий науки),

убеждающую (с акцентом на системе доказательств).

Незаменима лекция и в функции систематизации и структурирования всего массива знаний по данной дисциплине.

Классификация лекций по целям

Вводная лекция знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин. На лекции дается краткий обзор курса (вехи развития данной науки, имена известных ученых), ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспективы развития науки и ее вклада в практику. Во вводной лекции важно связать теоретический материал с практикой будущей работы специалистов, целесообразно рассказать об общей методике работы над курсом, дать характеристику учебника и учебных пособий, ознакомить слушателей с обязательным списком литературы, рассказать об экзаменационных требованиях. Подобное введение помогает студентам получить общее представление о предмете, ориентирует их на систематическую работу над конспектами и литературой, знакомит с методикой работы над курсом

Информационная лекция раскрывает содержание темы, в соответствии с учебно-тематическим планом

Обзорная лекция не краткий конспект, а систематизация знаний на более высоком уровне.

Психология обучения показывает, что материал, изложенный системно, лучше запоминается, допускает большее число ассоциативных связей. В обзорной лекции следует рассмотреть также особо трудные вопросы экзаменационных билетов

Обзорно-повторительные лекции, читаемые в конце раздела или курса, должны отражать все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса, исключая детализацию и второстепенный материал. Это квинтэссенция курса

Классификация лекций по формам

Проблемная лекция. Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Для этого новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить

Лекция-визуализация. Визуализованная лекция представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. В зависимости от учебного материала используются различные формы наглядности:

натуральные (минералы, реактивы, детали машин);

изобразительные (слайды, рисунки, фото);

символические (схемы, таблицы).

Чтение такой лекции сводится к сводному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов, которые должны:

обеспечить систематизацию имеющихся знаний;

обеспечить усвоение новой информации;

обеспечить создание и разрешение проблемных ситуаций;

демонстрировать разные способы визуализации.

Лекция с заранее запланированными ошибками

Лекция вдвоем - эта разновидность лекции является продолжением и развитием проблемного изложения материала в диалоге двух преподавателей. Необходимо, чтобы диалог преподавателей демонстрировал культуру дискуссии, совместного решения проблемы, втягивал в обсуждение студентов, побуждал их задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, демонстрировать отклик на происходящее.

Лекция – это форма передачи учебной информации посредством ее последовательного изложения в устной форме.

Лекция выступает формой организации учебной деятельности. лекции активно используются в системе высшего образования. Это обусловлено тем, что лекция позволяет передать большой объем информации большому количеству учащихся. На лекциях собираются студенты, которые слушают и конспектируют речь педагога.

Лекция является способом передачи учебной информации, ориентированным на ее восприятие учащимися и активизацию их познавательных процессов.

По сути, лекция представляет собой рассказ или объяснение учебного материала. Однако, она имеет свои отличительные черты. Они состоят в следующем:

  1. Изложение учебного материала носит последовательный и непрерывный характер. Педагог вроде как повествует что-то, но он не делает остановок и обращений к учащимися по ходу данного повествования;
  2. Научная строгость изложения материала. Если сравнивать лекцию с рассказом или объяснением, то лекция характеризуется научной строгостью преподнесения информации;
  3. Применение лекции для преподавания больших объемов информации. Лекция является формой организации полноценного учебного занятия. Она занимает длительное время – 1,5 часа в высших учебных заведениях;
  4. Содержательность лекционного материала. Учебный материал, преподаваемый на лекциях обладает насыщенным научным содержанием;
  5. Использование во время лекции специальных педагогических приемов, ориентированных на повышение мыслительной активности и развитие внимания учащихся.

Поскольку, лекция является формой организации обучения, то ее можно отнести к конструкторской деятельности, связанной с построением учебного процесса и формированием направленности деятельности учащихся.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности лекционной формы организации занятия приводят к тому, что на нем значительно снижается познавательная активность. Лекция не дает педагогу обратной связи с учащимися т.е. он не может проверить совокупность знаний, которые были усвоены во время лекции, а также, сделать процесс обучения индивидуально направленным оказывается проблематичным.

Рисунок 1. Недостатки лекций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Однако, на лекциях можно использовать методы проблемного обучения, излагая материал, как проблему, требующую разрешения. Тем самым учащиеся ориентируются на решение конкретной проблемы, что повышает их познавательную активность.

Разновидности лекций

Лекции бывают разных типов. Они различаются по целевому назначению и месту, занимаемому в образовательном процессе.

Существуют следующие виды лекций:

  1. Вводная лекция. Она ориентирована на начало изучения конкретного курса, новой учебной дисциплины и знакомство студентов с ее основами и целевым назначением познания. Данная лекция демонстрирует роль учебной дисциплины в профессиональном развитии студентов, ее связи с другими науками и собственном научном значении. На данной лекции осуществляется мотивации студентов к познавательной деятельности и формируется их заинтересованность данной дисциплиной и курсом изучения.
  2. Установочная лекция. Она используется в системе заочного обучения и в вечерней школе. Такая лекция имеет ту же ориентацию, что и вводная т.е. знакомство с учебной дисциплиной, ее содержанием и значением. При этом, в ней исследуется программа обучения студентов по данному курсу и основы их самостоятельного познания. Студенты изучают основы самостоятельной работы, способы познания данной дисциплины, изучают особенности контрольной работы и выполнения проверочных заданий.
  3. Текущая лекция. Она ориентирована на изложение учебного материала по изучаемой дисциплине в данный временной период. На текущих лекциях излагаются отдельные темы изучаемого курса. Каждая такая лекция носит завершенный характер. При этом, она не является обособленной, а связана с предыдущими и последующими лекциями.
  4. Обзорная лекция. Она ориентирована на обобщение изученного материала. Соответственно, такие лекции используются на завершающих этапах обучения и подводят итоги познавательной деятельности. На обзорных лекциях дается краткая, пояснительная информация. Такие лекции могут служить способом проведения консультационных занятий перед государственными экзаменами.
  5. Заключительная лекция. Она связана с передачей информации, завершающей изучение конкретного курса. На данной лекции происходит рассмотрение перспектив развития конкретной научной отрасли, выявляются ее проблемы и место в системе наук и текущем социально-экономическом пространстве.
  6. Информационная лекция. Она ориентирована на объяснение учебного материала. Здесь не рассматриваются вопросы учащихся, а просто дается новый материал.
  7. Проблемная лекция. Она ориентирована на вовлечение в познавательный процесс студентов и активизацию их заинтересованности в изучении конкретной темы. Педагог формирует проблемную ситуацию и привлекает студентов к поиску ее разрешения. Материал излагается таким образом, чтобы постепенно прийти к решению проблемы.

Структура лекции

Как форма обучения, лекция представляет собой поэтапный процесс реализации. Любая лекция проводится в три этапа:

  • Вводная часть. Она связано со вступлением к передаче нового учебного материала. Педагог обозначает тему, цель лекции, ее связь с другим материалом, отражает практическую и теоретическую часть лекции.
  • Основная часть. Она связана с раскрытием содержания темы. Педагог произносит основные идеи по данной теме, демонстрирует какие-то объекты, процессы или явления, проводит анализ их развития во времени и пространстве и постепенно происходит раскрытие сущности исследуемого и достижение целевого назначения лекции.
  • Заключительная часть. Она связана с подведением итогов, обобщением изученного и предоставлением рекомендаций к самостоятельному познанию.

Таким образом, лекция имеет сходства с другими формами обучения, но и обладает своей спецификой, обуславливающей ее активное использование в системе профессионального образования.


1. Крутых Е.В., Смолова О.В. Использование мультимедийных средств обучения в процессе проведения лекционных занятий в высшей профессиональной школе /Инновационные процессы в высшей школе /Материалы ХVII Всероссийской научно-практической конференции. – Краснодар: Изд. ГОУ ВПО КубГТУ, 2011.

С момента зарождения высшей школы до наших дней основной формой обучения является лекция. С нее начинается первое знакомство студента с учебной дисциплиной. Лекция закладывает основу научных знаний. В зависимости от содержания и характера учебного материала структура лекций может отличаться. Но общим для всех лекций является план.

К лекции предъявляются следующие требования:

– «научность и информативность (современный научный уровень);

– доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов, научных доказательств;

– эмоциональность при изложении учебного материала;

– активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления;

– четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов;

– методическая обработка учебного материала, выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных интерпретациях;

Вышесказанное убеждает нас в том, что лекции сегодня так же необходимы, как и столетия назад, хотя иногда можно слышать высказывания о том, что читать лекции – это несовременно, они не нужны и т.д.

Сегодня стали популярны мультимедийные презентации. И перед преподавателем стоит ответственная задача в подготовке лекции. Лекция должна выполнить функции: мотивация к науке и самообучению, организация и ориентация в мире источников, литературы, подготовка к наиболее качественному освоению тонкостей будущей профессии, выполнение методологической, оценочная и интегрирующей роли.

Хорошая презентация значительно повышает эффективность подачи материала. Задача преподавателя заключается в том, чтобы не перенасытить лекцию новым материалом [3].

30. Лекция как основная форма организации обучения в вузе. Виды лекций и их структура. Требования к лекции.

Лекция в учебном процессе выполняет следующие функции:

– информационную (передача новой информации, учебного материала, научных знаний);

– ориентирующую (вхождение в науку и будущую профессию, знакомство с учебной дисциплиной, постановка научных и прикладных проблем, требующих дальнейшей разработки);

– методологическую (дается представление о методологии науки, методах и методиках исследования);

– мотивационно-стимулирующую (побуждение к самостоятельному изучению предмета, научно-исследовательской работе, самообразованию и профессиональному становлению);

– воспитательную (осмысление и принятие ценностей; формирование мировоззрения, отношений посредством содержания изучаемого материала, общения с лектором-преподавателем);

– развивающую (развитие мышления, речи, памяти, специальных способностей и т.д.).

Для лекции характерны:

– большой объем учебного материала,

– фундаментальность, сложность логических построений, доказательств и обобщений;

– описание понятийного аппарата конкретной научной области, ее методологии,

– обоснование внутри и межпредметных связей;

– анализ и научная оценка состояния и развития теории и практики,

– обоснование значимости изучаемого предмета и соответствующей науки для профессионального становления студентов.

Лекция необходима, если:

– отсутствуют учебники по новым курсам или новый учебный материал не нашел отражение в имеющихся учебниках

– отдельные разделы учебника особенно сложны для самостоятельного изучения студентами;

– по основным проблемам курса существуют противоречивые концепции;

– особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью развития у них мотивов к учению, познавательной активности; формирования мировоззрения, профессионального мышления.

На лекции преподаватель рассматривает наиболее значимые проблемы, спорные и неисследованные вопросы . Преподаватель может проводить более сложные виды лекций, например, лекции-дискуссии (стр.15), лекция-провокация (стр. 17), лекция-пресс конференция.

Классификации современной вузовской лекции

Большое распространение в вузовской практике обучения получила классификация лекции по ее месту в учебном курсе: вводная, установочная, тематическая, обзорная, обобщающая, ориентирующая, заключительная.

Вводная лекция является вступлением к изучению учебного предмета, в ней излагаются основные задачи курса, кратко характеризуется его содержание, предлагается основная и дополнительная литература.

Установочная лекция в основном читается студентам-заочникам, обучающимся на заочных отделениях и факультетах вузов. Ее цель – помочь студентам самостоятельно овладеть той или иной учебной дисциплиной. На лекции обычно рассматриваются предмет, основные категории и проблемы курса, его особенности, значение курса для профессиональной подготовки и т.д. Дается обзор учебников и учебных пособий, специальной литературы по проблематике курса.

Наиболее часто в учебном процессе вуза используются тематические, или текущие лекции по основным курсам и спецкурсам. В них систематически и подробно рассматриваются отдельные темы учебных дисциплин; изучаемые в темах вопросы зачастую соответствуют зачетным и экзаменационным вопросам.

Обзорная лекция обычно читается после изучения дисциплины на выпускных курсах перед государственными экзаменами; ее цель – систематизировать полученные студентами знания, обобщить материал.

Обобщающая лекция завершает изучение определенного раздела (темы) дисциплины, при этом рассмотренный ранее материал обобщается.

Заключительная (итоговая) лекция подводит ИТОГИ изучения всего курса (спецкурса), углубляет и обобщает ранее полученные знания, логически систематизирует весь учебный материал, раскрывает его профессиональную направленность. На ней может быть проведена рефлексия учебной деятельности студентов по изучению дисциплины, включая результаты их самостоятельной работы, организовано анкетирование студентов по вопросам совершенствования преподавания данного курса.

По способам подачи учебного материала лекции разделяются на информационные; проблемные; лекции-дискуссии;лекции-визуализации, включая лекцию с компьютерным сопровождением; лекции-консультации.

Лекция-дискуссия проводится по проблемам более сложного, гипотетического характера, имеющим неоднозначное толкование или решение.

Лекция-аудиовизуализация . В процессе проведения лекции преподаватель, опираясь на аудиовизуальные материалы, осуществляет их развернутое комментирование и вводит дополнительную информацию по теме лекции. Опытный в данном вопросе преподаватель использует разные способы аудиовизуализации, например, презентации, выполненные с помощью соответствующих компьютерных программ.

Лекция – один из методов устного изложения материала. При работе с обучающимися старшего возраста учителям приходится по отдельным темам устно излагать значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20–30 мин урока, а иногда и весь урок. Изложение подобного материала осуществляется с помощью лекции.

Поскольку лекция – это один из методов устного изложения знаний учителем, возникает вопрос о ее отличии от рассказа и объяснения. Существует несколько вариантов ответа на этот вопрос.

Лекция отличается от рассказа тем, что изложение здесь не прерывается обращением к учащимся с вопросами.

Лекция сравнительно с рассказом и объяснением характеризуется большей научной строгостью изложения.

Лекция не перестает быть лекцией от того, что учитель по ходу изложения (объяснения) материала обращается к учащимся с вопросом. Наоборот, иногда полезно поставить перед учащимися вопрос, заставить их подумать, чтобы активизировать их внимание и мышление. С другой стороны, нельзя признать правильным и утверждение, что лекция отличается от рассказа большей научной строгостью или точностью, так как научность изложения является важнейшим требованием ко всем методам обучения. Точный и верный ответ на этот вопрос все же существует.

Единственное отличие лекции от рассказа и объяснения состоит в том, что лекция используется для изложения более или менее объемистого учебного материала, и поэтому она занимает почти весь урок. Естественно, что с этим связана не только определенная сложность лекции как метода обучения, но и ряд ее специфических особенностей.

Важным моментом в проведении лекции является предупреждение пассивности учащихся и обеспечение активного восприятия и осмысления ими новых знаний. Определяющее значение в решении этой задачи имеют два дидактических условия:

1) во-первых, само изложение материала учителем должно быть содержательным в научном отношении, живым и интересным по форме;

2) во-вторых, в процессе устного изложения знаний необходимо применять особые педагогические приемы, возбуждающие мыслительную активность школьников и способствующие поддержанию их внимания.

Один из этих приемов – создание проблемной ситуации. Самым простым в данном случае является достаточно четкое определение темы нового материала и выделение тех основных вопросов, в которых надлежит разобраться учащимся.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЛЕКЦИЯ № 29. Процесс обучения

ЛЕКЦИЯ № 29. Процесс обучения Процесс обучения – педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности. В процессе обучения участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты

ЛЕКЦИЯ № 30. Функции процесса обучения

ЛЕКЦИЯ № 30. Функции процесса обучения Обучение – это целенаправленный, организованный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков. В обучении реализуются или, по крайней мере, должны реализоваться все

ЛЕКЦИЯ № 31. Структурные элементы процесса обучения

ЛЕКЦИЯ № 31. Структурные элементы процесса обучения Структурные элементы процесса обучения зачастую называют этапами овладения знаниями, умениями и навыками. Перечислим основные структурные элементы.Восприятие учащимися изучаемого материала. Овладение изучаемым

ЛЕКЦИЯ № 33. Совершенствование процесса обучения

ЛЕКЦИЯ № 33. Совершенствование процесса обучения Совершенствование процесса обучения происходит на протяжении всей истории развития педагогики. В настоящее время можно выделить наиболее актуальные аспекты этой проблемы.Личностно-ориентированный подход к ученикам.

ЛЕКЦИЯ № 34. Принципы обучения

ЛЕКЦИЯ № 34. Принципы обучения Принципы процесса обучения – основные требования к организации образования, которыми руководствуется педагог.Выделяются несколько основополагающих принципов обучения:1) принцип развивающего и воспитывающего обучения;2) принцип

ЛЕКЦИЯ № 35. Методы обучения

ЛЕКЦИЯ № 35. Методы обучения Метод обучения – это способ организации познавательной деятельности учащихся; способ деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на развитие учащихся и их воспитание. Метод обучения

ЛЕКЦИЯ № 36. Классификация методов обучения

ЛЕКЦИЯ № 36. Классификация методов обучения Существует несколько классификаций методов обучения. Наиболее известная из них – классификация И. Я. Лернера и М. Н. Скатнина.Согласно данной классификации по характеру познавательной деятельности методы обучения

ЛЕКЦИЯ № 40. Сущность проблемного обучения

ЛЕКЦИЯ № 40. Сущность проблемного обучения Проблемное обучение – обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных

ЛЕКЦИЯ № 41. Современные модели организации обучения

ЛЕКЦИЯ № 41. Современные модели организации обучения К современным моделям организации обучения относятся:1) предметные кружки;2) секции;3) факультативы и предметы по выбору;4) экскурсии;5) олимпиады;6) дополнительные занятия с отстающими в учебе учащимися;7) выставки и

ЛЕКЦИЯ № 49. Формы обучения

ЛЕКЦИЯ № 49. Формы обучения Форма организации обучения – специально организованная деятельность учителя и учащихся, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме.Выделяются две основных формы организации обучения.1. Индивидуально-групповая система

ЛЕКЦИЯ № 51. Урок как основная форма работы в школе

ЛЕКЦИЯ № 51. Урок как основная форма работы в школе Урок является коллективной формой обучения, которая имеет следующие особенности:1) постоянный состав учащихся;2) устойчивые временные рамки занятий (каждое занятие продолжается 45 мин);3) заранее составленное расписание

ЛЕКЦИЯ № 58. Понятие о средствах обучения

ЛЕКЦИЯ № 58. Понятие о средствах обучения Средства обучения – обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней. К средствам обучения относят

ЛЕКЦИЯ № 59. Классификация средств обучения и их виды

ЛЕКЦИЯ № 59. Классификация средств обучения и их виды Классификация средств обучения не может быть четкой и единой. Особенность средств обучения состоит в том, что они применяются совокупно, вместе и никогда не взаимоисключают друг друга. Задача учителя – отобрать

ЛЕКЦИЯ № 60. Технические средства обучения

ЛЕКЦИЯ № 60. Технические средства обучения В современной образовательной системе широко применяются технические средства обучения.Технические средства обучения – это приборы и устройства, представляющие собой экранно-звуковые носители учебной информации. К ним

ЛЕКЦИЯ № 63. Понятие технологии обучения

ЛЕКЦИЯ № 63. Понятие технологии обучения Технология обучения – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Технология обучения

ЛЕКЦИЯ № 64. Технологии обучения педагогов-новаторов

ЛЕКЦИЯ № 64. Технологии обучения педагогов-новаторов Поиск путей повышения качества высшего педагогического образования, способов интеграции действующей системы в мировой педагогический опыт привел педагогическую школу к необходимости перехода к многоуровневой

Читайте также: