Предмет экология в школе учебный план

Обновлено: 02.07.2024

Цель курса: формирование у учащихся 10—11 классов системы экологических знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих понимание сущности природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере, а также развитие у старшеклассников экологического сознания и экологической ответственности.

Задачи курса:

развивать интерес к вопросам социальной экологии и современным экологическим проблемам формировать социально ценные мотивы отношения личности к природе;

раскрывать универсальную ценность природы;

привлекать учащихся к исследованию и охране природы родного края;

формировать нравственно-экологические знания, соответствующие интеллектуальные и практические умения, обобщенные модели поведения в природной среде;

побуждать учащихся к оцениванию фактов взаимодействия человека и общества с природой;

привлекать учащихся к контролю и оценке социальных результатов природоохранной деятельности.

Введение – 1 час – Предмет экологии как науки. Ее разделы. Экология как теоретическая основа деятельности человека в природе. Роль экологии в жизни современного общества.

ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ -33 часа Организм и среда – 9 часов Возможности размножения организмов и их ограничения средой. Геометрическая прогрессия размножения. Кривые потенциального роста численности видов. Ограничение их ресурсами и факторами среды. Практическое значение потенциала размножения организмов.

Демонстрация схем роста численности видов, таблиц по экологии и охране природы.

Решение экологических задач.

Общие законы зависимости организмов от факторов среды.

Закон экологического оптимума. Понятие экстремальных условий. Экологическое разнообразие видов. Закон ограничивающего фактора. Мера воздействия на организмы в практической деятельности человека.

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов.

Основные пути приспособления организмов к среде.

Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Связь с устойчивостью. Создание внутренней среды. Избегание неблагоприятных условий. Использование явлений анабиоза на практике.

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов.

Пути воздействия организмов на среду обитания.

Газовый и водный обмен. Пищевая активность. Рост. Роющая деятельность. Фильтрация. Другие формы активности. Практическое значение средообразующей деятельности организмов. Масштабы этой деятельности.

Демонстрация осветления воды фильтрующими животными (дафниями, циклопами и др.), таблиц по экологии и охране природы, слайдов, кинофрагментов.

Лабораторная работа: Почвенные обитатели и их средообразующая деятельность.

Приспособительные формы организмов.

Внешнее сходство представителей разных видов при сходном образе жизни. Связь с условиями среды. Жизненные формы видов, их приспособительное значение. Понятие конвергенции. Жизненные формы и экологическая инженерия.

Демонстрация коллекций, препаратов, таблиц по экологии и охране природы, слайдов, кинофрагментов.

Лабораторная работа: Жизненные формы животных (на примере насекомых) Приспособительные ритмы жизни Ритмика внешней среды. Суточные и годовые ритмы в жизни организмов. Сигнальное значение факторов. Фотопериодизм. Суточные ритмы человека, их значение для режима деятельности и отдыха. Приспособительные ритмы организмов и хозяйственная практика.

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, слайдов, диафильмов.

Сообщества и популяции – 11 часов Типы взаимодействия организмов Биотическое окружение как часть среды жизни. Классификация биотических связей. Сложность биотических отношений. Экологические цепные реакции в природе. Прямое и косвенное воздействие человека на живую природу через изменение биотических связей.

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, схем, слайдов.

Решение экологических задач.

Законы и следствия пищевых отношений Типы пищевых отношений. Пищевые сети. Количественные связи хищника и жертвы. Роль хищников в регуляции численности жертв. Зависимость численности хищника от численности жертв.

Экологические правила рыболовства и промысла. Последствия нарушения человеком пищевых связей в природе. "Экологический бумеранг" при уничтожении хищников и паразитов.

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, слайдов, графиков.

Решение экологических задач.

Законы конкурентных отношений в природе Правило конкурентного исключения. Условия его проявления. Роль конкуренции в регулировании видового состава сообщества.

Законы конкурентных отношений и сельскохозяйственная практика. Роль конкурентных отношений при интродукции новых видов. Конкурентные отношения и экологическая инженерия.

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов.

Популяции Понятие популяции. Типы популяций. Внутривидовые отношения. Формы совместной жизни. Отношения в популяциях и практическая деятельность человека.

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов.

Решение экологических задач.

Демографическая структура популяций.

Понятие демографии. Особенности экологии организмов в связи с их возрастом и полом. Соотношение возрастных и половых групп и устойчивость популяций. Прогноз численности и устойчивости популяций по возрастной структуре. Использование демографических показателей в сельском и лесном хозяйстве, в промысле. Поддержание оптимальной структуры природных популяций.

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов.

Решение экологических задач.

Рост численности и плотности популяций.

Кривая роста популяций в среде с ограниченными возможностями (ресурсами). Понятие емкости среды. Процессы, происходящие при возрастании плотности. Их роль в ограничении численности. Популяции как системы с механизмами саморегуляции (гомеостаза). Экологически грамотное управление плотностью популяций.

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов.

Решение экологических задач.

Динамика численности популяций и ее регуляция в природе.

Односторонние изменения и обратная связь (регуляция) в динамике численности популяций. Роль внутривидовых и межвидовых отношений в динамике численности популяций. Немедленная и запаздывающая регуляция. Типы динамики численности разных видов. Задачи поддержания регуляторных возможностей в природе.

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов.

Решение экологических задач.

Биоценоз и его устойчивость.

Видовой состав биоценозов. Многочисленные и малочисленные виды, их роль в сообществе. Основные средообразователи. Экологические ниши видов в биоценозах. Особенности распределения видов в пространстве и их активность во времени. Условия устойчивости природных сообществ.

Последствия нарушения структуры природных биоценозов. Принципы конструирования искусственных сообществ.

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов.

Экскурсия: "Лесной биоценоз и экологические ниши видов".

Экосистемы – 7 часов Законы организации экосистем Понятие экосистемы. Биоценоз как основа природной экосистемы. Масштабы вещественно-энергетических связей между живой и косной частями экосистемы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах. Основные компоненты экосистем; запас биогенных элементов, продуценты, консументы, редуценты. Последствия нарушения круговорота веществ и потока энергии. Экологические правила создания и поддержания искусственных экосистем.

Демонстрация аквариума как искусственной экосистемы, таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов.

Законы биологической продуктивности Цепи питания в экосистемах. Законы потока энергии по цепям питания. Первичная и вторичная биологическая продукция. Экологические пирамиды.

Масштабы биологической продукции в экосистемах разного типа. Факторы, ограничивающие биологическую продукцию. Пути увеличения биологической продуктивности Земли.

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов, кинофильма "Экологические системы и их охрана".

Решение экологических задач.

Понятие агроценоза и агроэкосистемы. Экологические особенности агроценозов. Их продуктивность. Пути управления продуктивностью агросообществ и поддержания круговорота веществ в агроэкосистемах. Экологические способы повышения их устойчивости и биологического разнообразия.

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов.

Причины саморазвития экосистем. Этапы формирования экосистемы на обнаженных участках земной поверхности. Самозарастание водоемов. Смена видов и изменение продуктивности. Неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ. Темпы изменения сообществ на разных этапах формирования экосистем. Восстановительные смены сообществ после частичных нарушений. Природные возможности восстановления сообществ, нарушенных деятельностью человека. Условия управления этими процессами.

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, слайдов, кинофрагментов.

Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов, экосистем.

Биологическое разнообразие видов и их функций в природе. Взаимозаменяемость видов со сходными функциями. Принцип надежности в функционировании биологических систем. Взаимная дополняемость видов в биоценозах. Взаимная регуляция численности и распределения в пространстве. Снижение устойчивости экосистем при уменьшении видового разнообразия в природных и антропогенных условиях.

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов.

Биосфера как глобальная экосистема- 6 часов.

В. И. Вернадский и его учение о биосфере. Роль жизни в преобразовании верхних оболочек Земли. Состав атмосферы, вод, почвы. Горные породы как результат деятельности живых организмов. Связывание и запасание космической энергии. Глобальные круговороты веществ.

Устойчивость жизни на Земле в геологической истории. Условия стабильности и продуктивности биосферы. Распределение биологической продукции на земном шаре. Роль человеческого общества в использовании ресурсов и преобразовании биосферы.

Демонстрация карты первичной продукции в биосфере, таблиц по экологии и охране природы, фрагмента кинофильма "Человек и биосфера", диапозитивов, схем круговоротов веществ в биосфере.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

— определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);

— о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;

— законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;

— законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие;

экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);

— о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);

— о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;

— о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);

— современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);

— о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения, безотходная технология);

— о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод); — об использовании и охране недр (проблема исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых, использование малометаллоемких производств, поиск заменителей);

— о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и межзональные меры борьбы с эрозией);

— о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга МСОП и Красная книга России и их значение в охране редких и исчезающих видов растений);

— о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье-промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги МСОП и Красной книги России в охране редких и исчезающих видов).

Учащиеся должны уметь:

- решать простейшие экологические задачи;

- использовать количественные показатели при обсуждении экологических и вопросов;

- объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;

- строить графики простейших экологических зависимостей;

- применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;

- использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, взаимоотношений природы и общества;

- определять уровень загрязнения воздуха и воды;

- подкармливать и охранять насекомоядных и хищных птиц.

Реализация программы обеспечивается учебными и методическими пособиями:

3. Жигарев И. А., Пономарева О. Н., Чернова Н. М. Основы экологии: сборник задач, упражнений и практических работ. – М.: Дрофа, 2002.

Дополнительная литература:

2. Р.К. Баландин Экология. Человек и природа. 2001 М. Олма – пресс

3. В. Володина, Г. Вильчек, Е. Ананьева Энциклопедия для детей. Экология 2001М. Аванта

5. Л.С. Литвинова О.Е. Жиренко Нравственно-экологическое воспитание школьников. 2005 Москва

6. О.В. Петунин Изучение экологии в школе 2007 Ярославль. Академия развития

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Рабочая программа по экологии. 10-11 классы. Профильный уровень.

к Образовательной программе СОО

Обучение старшеклассников экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществознанию и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления.

Формирование у обучающихся системы экологических знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих понимание сущности природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере, а также развитие их экологического сознания и экологической ответственности.

  • обеспечить сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе "человек -общество - природа";
  • способствовать формированию экологического мировоззрения и поведения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды;
  • развивать способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природную среду.

Вклад учебного предмета в образование

Экологическое образование становится приоритетным направлением современной образовательной политики. Оно должно способствовать решению экологических проблем в быстро меняющихся условиях окружающей среды. Такое образование призвано формировать общественно-экологическое мировоззрение, правовые позиции, комплекс научных знаний, способность воплощать знания в практику, умение сотрудничать друг с другом; поднимать уровень культуры человека и общества в целом, совершенствовать моральные качества людей. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.

В ряде международных и национальных документов образование в области окружающей среды (экологическое образование) признается приоритетным направлением совершенствования общеобразовательных систем в целом.

В период экологического кризиса, когда в биосфере происходят необратимые изменения, ограничивающие жизненные возможности человека, экологическое образование приобретает еще и особый социальный смысл.

Экологическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества.

Практическая сторона экологического образования связана с формированием познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием универсальных умений на основе практической деятельности, духовная – с эстетическим, эмоциональным и общекультурным развитием человека, как личности. Велика роль экологических знаний для сохранения жизни на Земле и защите биоразнообразия.

Духовная сторона связана с творческим отражением природы, т.е. с культурой и моральной стороной развития личности.

Обучение школьников экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществоведению и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого- природоохранного мышления и подготовку обучающихся к практической деятельности.

Программа составлена в соответствии с

Федеральным государственным образовательным стандартом по естественно - научным дисциплинам;

Авторской программой для общеобразовательных учреждений по экологии 10-11 классы к учебному комплексу для 10-11 классов (составители Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов.-М.: Дрофа, 2008г.

Настоящая Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Обоснование выбора программы.

Выбранный УМК по экологии соответствует государственному стандарту и является оптимальным комплектом, наиболее полно обеспечивающим реализацию основных содержательно-методических линий биологии основной школы. Программой предусмотрено изучение экологической демографии, взаимосвязей природных и социальных явлений и экологических основ охраны природы.

Рабочая программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.

В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса.

Согласно учебному плану, программа ориентирована на обучение детей 15-18 лет и составлена с учётом их возрастных особенностей. Период полового созревания вносит серьёзные изменения в жизнь ребёнка, нарушает внутреннее равновесие, влечёт новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек. При организации учебного процесса учтена такая психологическая особенность данного возраста, как избирательность внимания. Дети легко откликаются на необычные, захватывающие уроки и внеклассные дела, но быстрая переключаемость внимания не даёт им возможность сосредоточиться долго на одном и том же деле.

Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, особенностью их мышления является его критичность. У ребят появляется своё мнение, которое они стараются демонстрировать как можно чаще, заявляя о себе.

Этот возраст благоприятен для творческого развития, обучающимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходства и различия, определять причину и следствие, самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.

Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в т. ч. методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д. В основу организации образовательного процесса положены следующие подходы и технологии:

Данные технологии обучения экологии:

  • вовлекают каждого обучающегося в процесс само - и соуправления своим развитием;
  • способствует раскрепощению в каждом ученике творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;
  • пробуждает деятельное начало, пронизывающее все формы работы с детьми, которое позволяет строить образовательный процесс не на пассивно - содержательной ноте, а в форме диалога и творчески как для учителя, так и для ученика.

Формы организации учебного процесса:

индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, парные, коллективные, фронтальные, классные и внеклассные.

Конкретные формы организации обучения по ведущим целям : Формирование знаний: лекция, конференция.

Формирование умений и навыков: практикум, деловая игра, тренинг. Закрепление и систематизация знаний: семинар, соревнования.

Проверка знаний: контрольная работа, тестирование, проверочная работа, зачет.

урок изучения нового

урок применения знаний и умений

урок обобщения и систематизации знаний урок проверки и коррекции знаний и умений комбинированный урок

урок – лекция урок – семинар урок – зачет

урок – практикум урок – экскурсия

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный (диалог, рассказ и др.); наглядный (опорные схемы, слайды и др.); практический (упражнения, практические и лабораторные работы, решение задач, моделирование и др.); исследовательский; самостоятельной работы; работы под руководством преподавателя; дидактическая игра;
  • методы стимулирования и мотивации: интереса к учению; долга и ответственности в учении;
  • методы контроля и самоконтроля в обучении: фронтальная устная проверка, индивидуальный устный опрос, письменный контроль (контрольные и практические работы, тестирование, письменный зачет, тесты).

Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно- иллюстративный и репродуктивный, частично-поисковый, проектно- исследовательский во внеурочной деятельности.

Для достижения целей учитель сам выбирает учебники, методическое сопровождение, технологии, способы и методы обучения, виды контроля, а также компьютерное обеспечение урока.

В курсе экологии на уровне основного общего образования рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества.

Обучение обучающихся экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществоведению и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого- природоохранного мышления и подготовку обучающихся к практической деятельности.

Изучение экологии на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных закономерностях, теориях и концепциях экологии; о взаимоотношении людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и

ноосферы; причинах экологических кризисов, глобальных экологических проблемах; значении устойчивого развития природы и человечества;

овладение умениями применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природу;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; гражданской позиции учащихся, направленной на сохранение и восстановление природного богатства планеты;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Содержание курса экологии в основной школе направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе использования разнообразных видов учебной деятельности. При обучении экологии вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использовать полученные результаты в практической деятельности.

В основе содержания обучения экологии лежит овладение обучающимися следующими видами компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно- познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой компетенции личностного самосовершенствования.

Ценностно-смысловые компетенции . Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами обучающегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения обучающегося в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Общекультурные компетенции . Круг вопросов, по отношению к которым обучающийся должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения обучающегося научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций обучающегосяв сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектамобучающийся овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Информационно-коммуникативные компетенции . При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности обучающегося по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждого уровня обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам обучающийся. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс экологии включен в учебный план с целью создания условий для самореализации, развития личности в быстро изменяющейся социоприродной среде и

осознания объективно существующих экологических возможностей и ограничений экономического развития и необходимости адаптации к ним.

Для повышения уровня полученных знаний и приобретения практических умений и навыков программой предусматривается выполнение лабораторных работ, экскурсий. Для осуществления контроля знаний – выполнение контрольных работ, создание проектов.

Место предмета в учебном плане.

В соответствии с Учебным планом рабочая программа рассчитана на 140 часов: 10 класс-70 ч., 11 класс-70 ч., из расчета 2 часа в неделю.


Экологическое образование – развивающее образование, направленное на целостное развитие личности учащихся на основе эколого-ориентированных ценностей. Цель экологического образования – создание условий для самореализации и развития всех субъектов образовательного процесса, выработки экологически грамотного поведения в быстро меняющейся социоприродной среде в рамках экологической емкости естественных экосистем. Задачи экологического образования: формирование предметных и метапредметных знаний, УУД, ключевых образовательных компетентностей на основе понимания законов экологии и концепции устойчивого развития; повышение психологической готовности к безопасным действиям в условиях природно-социальных рисков; личностный рост и развитие учащихся, учителей, родителей в условиях социально-значимой деятельности, направленной на улучшение состояния окружающей среды и повышение качества жизни.

Научно-методической основой экологического образования являются:

  • требования ФГОС, связанные с достижением личностных, метапредметных, предметных результатов учащимися;
  • эколого-гуманистический подход, основанный на интеграции личностно-ориентированного, компетентностного и системно-деятельностного подходов и эколого-ориентированных ценностях;
  • принцип интеграции и метапредметности при отборе учебного содержания.

При этом можно выделить следующие особенности экологического образования: опережающий характер (направленность на предотвращение социально-экологических проблем); интегративность (объединение разрозненных экологических знаний из естественнонаучных, гуманитарных и технических дисциплин в единое целое с целью синтеза нового учебного содержания из существующего); метапредметность (школьных дисциплин на основе идей устойчивого развития и современных педагогических технологий); создание условий для принятия учащимися эколого-гуманистических ценностей, основанных на осознанном ограничении потребностей и биосферосовместимых принципах деятельности человека; преемственность новых целей и задач с предшествующими в экологическом образовании.

Опережающий характер экологического образования связан с направленностью в будущее, с формированием готовности жить в мало предсказуемом будущем мире, в быстро меняющихся экологических и социально-экономических условиях, в которых предстоит жить и трудиться современным школьникам. Как будут реагировать природные и социо-природные системы на различное по силе и широте охвата вмешательство человека, предсказать крайне трудно. Открытие экологических закономерностей и законов допустимого преобразования биосферы – дело будущего, а принимать решения и действовать без права на ошибку (по принципу предосторожности) надо уже сейчас, когда еще не хватает научных знаний в ситуации неопределенности и непредсказуемости.

В основе экологического образования лежит информационно-деятельностное содержание, включающее учебное содержание, а также формы, методы и приемы, направленные на развитие личностных качеств учащихся, формирование УУД, ключевых образовательных компетентностей, развитие у учащихся умения учиться за счет овладения методами и приемами обучения с целью выработки индивидуального стиля познания.

В основе экологического образования лежит информационно-деятельностное содержание, включающее учебное содержание, а также формы, методы и приемы, направленные на развитие личностных качеств учащихся, формирование УУД, ключевых образовательных компетентностей, развитие у учащихся умения учиться за счет овладения методами и приемами обучения с целью выработки индивидуального стиля познания. Цели и задачи применительно к содержанию экологического образования можно выделить следующие.

Личностная цель заключается в содействии: формированию способности учащихся самостоятельно учиться, общаться, принимать решения, осуществлять выбор, нести ответственность за собственные действия и поступки, осознавать влияние жизнедеятельности человека на природную среду; приобретению коммуникативных умений и опыта сотрудничества для выявления социально-экологических проблем и путей их решения; развитию адекватной самооценки учебной и социально-значимой деятельности, уровня сформированности УУД, ключевых образовательных компетентностей.

Метапредметная цель – создание условий для формирования УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), ключевых образовательных компетентностей (учебно-познавательной, коммуникативной, информационной, общекультурной, социально-гражданской, личностного роста и развития, экологической) для становления осознания личной ответственности за состояние окружающей среды.

Предметная цель – формирование знаний об устойчивом развитии цивилизации, основных законах экологии, биосферосовместимых принципах деятельности человечества, мотивации практических действий по оптимизации своего экологического следа (индикатор влияния человека на окружающую природную среду, учитывающий результат индивидуального воздействия на основе потребления природных ресурсов и образования отходов) и образа жизни, также развитие исследовательских умений для мониторинга окружающей среды и применение полученных навыков в повседневной жизни.

В ФГОС (приказ Министерства образования и науки РФ №413 от 17 мая 2012 г.) особое внимание уделяется задачам воспитания и социализации обучающихся. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, включает такие направления, как формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся, их социализацию и профессиональную ориентацию.

В процессе реализации программы предполагается формирование экологических знаний, умений, навыков и развитие социально-личностных качеств учащихся, необходимых для воплощения идей устойчивого развития. Курс будет способствовать выработке гражданской позиции, формированию этики ответственности за состояние окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, применению полученных экологических знаний на практике в учебной и социально-значимой деятельности по улучшению состояния окружающей среды.

Основные задачи курса:

  • сформировать знания об устойчивом развитии цивилизации, основных законах экологии и о биосферосовместимых принципах деятельности человечества;
  • овладеть знаниями и навыками, необходимыми в области мониторинговых исследований окружающей среды.
  • сформировать гражданскую позицию, связанную с ответственностью за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей, активную общественную позицию как в деле отстаивания своих законных прав на благоприятную окружающую среду, так и в практическом участии в мероприятиях по формированию такой благоприятной среды, предотвращению и недопущению экологических правонарушений (организация экологического школьного мониторинга);
  • помочь в осознании своей роли в улучшении будущего, тесной взаимосвязи между природой, экономикой и обществом;
  • создать условия для принятия ценностно-смысловых ориентиров (познание как ценность, Я как ценность, другие люди как ценность, социально-значимая деятельность как ценность, ответственность как ценность), формирования УУД и ключевых образовательных компетентностей.
  • развить умение самостоятельно приобретать необходимые знания, грамотно работать с информацией, формулировать выводы и на их основе выявлять и решать проблемы;
  • стимулировать аналитическое, творческое и критическое мышление;
  • развить способности принимать и осуществлять перемены, делать выбор, быть ответственным за результат собственных действий;
  • сформировать умение выявлять причинно-следственные связи экологических нарушений как глобального, так и регионального характера;
  • развить мотивационную сферу личности как фактора повышения интереса к изучению поставленных проблем, активному поиску решений;
  • усовершенствовать коммуникативные навыки и опыт сотрудничества в группе, коллективе, навыки предотвращения конфликтных ситуаций, умелого выхода из них для выявления учащимися социально-экологических проблем и путей их решения.

2) сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

3) владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

4) владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

5) сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

6) сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

Программа включает разделы по основам космологии и фундаментальной экологии, а также социальной и прикладной экологии. Тематика разделов связана с актуальными вопросами современности: особенностями цивилизации третьего тысячелетия, причинами и особенностями современного экологического кризиса, концепцией устойчивого развития как стратегией его преодоления, социально-экономическими и экологическими особенностями рассматриваемых глобальных и российских экологических проблем, возможными путями их решения, что позволяет обобщить и систематизировать знания, полученные в рамках естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, применить их в новой ситуации. Каждый раздел включает игры, практические и интерактивные задания, дискуссии, проектные работы, читательские конференции.

Для реализации курса важным представляется организация образовательной среды, особенно создание специализированного экологического учебного помещения. Кабинет экологии необходим как системообразующий компонент эколого-образовательной среды, который выступает не только как учебное помещение для проведения уроков и внеурочных занятий, но и как творческая интерактивная площадка, информационно насыщенная и мотивирующая учащихся на изучение данного предмета. В связи с такой установкой кабинет может быть поделен на учебную зону для классно-урочного процесса и интерактивную зону, на которой учащиеся могут:

- организовать и провести экологическую игру, требующую свободного размещения в пространстве;

- изготовить и применить простейшее оборудование для лабораторных работ и наблюдений (для проведения экологического мониторинга);

- провести дебаты, перекрестные дискуссии, деловые игры, организовать другие формы командной работы.

Кабинет экологии, а также проводимые в нем уроки, внеурочные занятия и мероприятия выполняют задачи формирования у учащихся:

• современной картины мира и экологических представлений;

• общеучебных умений и навыков;

• обобщенного способа учебной, познавательной, коммуникативной и практической деятельности;

• потребности в непрерывном, самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями;

• ключевых образовательных компетентностей и универсальных учебных действий — готовности учащихся использовать полученные общие знания, умения и способности в реальной жизни для решения практических задач;

• теоретического мышления, памяти, воображения;

1. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Учащиеся получают представления о здоровье, здоровом образе жизни, природных возможностях человеческого организма, их обусловленности экологическим качеством окружающей среды, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья; участвуют в пропаганде экологически сообразного здорового образа жизни; учатся экологически грамотному поведению в школе, дома, в природной и городской среде: организовывать экологически безопасный уклад школьной и домашней жизни, бережно расходовать воду, электроэнергию, утилизировать мусор, сохранять места обитания растений и животных; участвуют в проведении школьных спартакиад, эстафет, экологических и туристических слётов, экологических лагерей, походов по родному краю; участвуют в практической природоохранительной деятельности, в деятельности школьных экологических центров, экологических патрулей; создании и реализации коллективных природоохранных проектов; составляют правильный режим занятий физической культурой, спортом, туризмом, рацион здорового питания, режим дня, учёбы и отдыха с учётом экологических факторов окружающей среды и контролируют их выполнение в различных формах мониторинга; приобретают навыки противостояния негативному влиянию сверстников и взрослых на формирование вредных для здоровья привычек; участвуют на добровольной основе в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций, мероприятиях, проводимых общественными экологическими организациями; проводят школьный экологический мониторинг, включающий:

  • систематические и целенаправленные наблюдения за состоянием окружающей среды своей местности, школы, своего жилища;
  • мониторинг состояния водной и воздушной среды в своём жилище, школе, населённом пункте;
  • выявление источников загрязнения почвы, воды и воздуха, состава и интенсивности загрязнений, определение причин загрязнения;
  • разработку проектов, снижающих риски загрязнений почвы, воды и воздуха, например, проектов по восстановлению экосистемы ближайшего водоёма (пруда, речки, озера и пр.). Разрабатывают и реализуют учебно-исследовательские и просветительские проекты по направлениям: экология и здоровье, ресурсосбережение, экология и бизнес и др.

2. Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся. Учащиеся знакомятся с конкретными примерами высоконравственных отношений людей, участвуют в подготовке и проведении бесед. Участвуют в общественно полезном труде в помощь школе, городу, селу, родному краю. Принимают добровольное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе.

Получают системные представления о нравственных взаимоотношениях в семье, расширяют опыт позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения бесед о семье, о родителях и прародителях, открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями экологических проектов проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

Участвуют в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа в творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции.

Программа развития универсальных учебных действий на ступени среднего (полного) общего образования, включающая формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности должна быть направлена на:

  • реализацию требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам;
  • повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных действий;
  • формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;
  • формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

  • сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
  • способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
  • сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, в том числе внеучебных, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Рабочая программа по экологии 5-7 классы

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Рабочая программа по экологии 5-7 классов содержит общую пояснительную записку с 5 по 9 классы (цели, задачи, УУД, оценка устного ответа учащихся, оценка выполнения практических (лабораторных) работ, оценка самостоятельных письменных и контрольных работ, общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, содержание учебного предмета экологии в 5-ом и 7-ом классах, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты, тематическое планирование в 5 и 7 классах, календарно-тематическое планирование в 5 и 7 классах)Рабочая программа по экологии 5-7 классы

Экологическую осознанность эффективнее всего воспитывать с детства – именно в это время человек учится тому, как необходимо грамотно взаимодействовать с окружающей средой. Системное представление об экологии может дать обучение в рамках школьной программы. Как в России обстоит дело с экологическим просвещением школьников, какую программу можно предложить детям и как на этот процесс может повлиять новый закон о просветительской деятельности, разбираемся в данной статье.

Необходимо ли обучать экологии в школе? Как регулируется экологическое образование для школьников?

Как внедряют экологию в школьное образование?


Мотивировать школьников на самостоятельное изучение экологии помогает Всероссийская олимпиада школьников по экологии. На ней ученики 9-11-х классов решают не только теоретические задания, но и готовят экологические проекты. Победа в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии дает право на поступление вне конкурса на естественно-научные направления в лучших российских вузах.

Большую роль в формировании экологической культуры отводят внеклассной деятельности: дискуссиям и тематическим кружкам, а также экологическим мероприятиям и экскурсиям в природные места.

Какой вклад вносят экопросветители?

Предметы из основной школьной программы преподаются в рамках официальной образовательной деятельности. На нее необходимо получать государственную лицензию – предметом проверки становится широкий перечень вопросов: от содержания образовательных программ до квалификации педагогов.

Пока экология не вошла в перечень обязательных предметов, проводниками экологических знаний становятся некоммерческие организации. Они ведут просветительские проекты и предоставляют готовые актуальные материалы, которые учителя могут использовать на дополнительных занятиях или во время проведения внеурочных дискуссий.


Методические разработки для учителей собирает и Центр экономии ресурсов. На сайте проекта можно найти как планы по реализации проектных работ по теме сохранения окружающей среды и листовки по экологии, которые можно повесить в классе, так и экспертные материалы для учителей по разным темам для проведения экоуроков.

Как на экопросветительские проекты может повлиять закон о просветительской деятельности?

Так как закон направлен в первую очередь на защиту школьников и студентов от антироссийской пропаганды, то материалам, направленным на эту аудиторию, будет уделяться особо пристальное внимание. Закон вступит в силу 1 июня 2021 года, но формы и условия проведения просветительской деятельности пока не установлены. Под нее может попасть широкий круг образовательных инициативных проектов: лекций, курсов, образовательных YouTube-каналов.

Пока процедура не утверждена, трудно сказать, насколько новый закон усложнит проведение просветительской деятельности и какие санкции будут применять к несогласованным образовательным мероприятиям.

Читайте также: