Предмет деятельности детского сада
Обновлено: 04.07.2024
Что такое дошкольное образовательное учреждение (ДОУ)
Дошкольное образовательное учреждение — тип образовательного учреждения в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности.
ДОУ имеет большое значение в образовании, поскольку отвечает за формирование у детей определенных навыков, за их социализацию. Также ДОУ позволяет родителям снять с себя часть обязанностей по воспитанию ребенка и уделить внимание работе и карьере.
В России большинство из них являются государственными или муниципальными, что делает их доступными для большинства населения. Однако с каждым годом возрастает количество частных детских садов.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Виды ДОУ
Деятельность и основные задачи
Задачи ДОУ определяют характер его деятельности. Можно перечислить следующие функции:
- Забота о физическом и психическом здоровье детей, охрана жизни, ответственность за нее в течение нахождения ребенка в ДОУ, проведение необходимой работы по устранению и предотвращению различных изъянов в развитии ребенка.
- Обеспечение достаточных условий для развития детей по следующим направлениям: речь, социализация, эстетика и физическая культура.
- Организация воспитательного процесса с учетом возрастных особенностей и потребностей детей.
- Формирование определенных личностных качеств, например, стремление соблюдать права окружающих людей, патриотизм, беспокойство о природе и так далее.
- Коммуникация с семьями дошкольников, оказание родителям необходимой методической и консультативной помощи по обучению, воспитанию и развития их детей.
Как организован образовательный процесс
ДОУ занимает начальное место в иерархии образовательных учреждений.
Группы в ДОУ организованы в соответствии с возрастом детей:
- 1,5-2 года — посещение ясельной группы;
- 2-3 года — первая младшая;
- 3-4 года — вторая младшая;
- 4-5 лет — средняя;
- 5-6 лет — старшая;
- 6-7 лет — занятия по подготовке к школе.
Образовательный процесс — это взаимодействие воспитателя и воспитанника, имеющее собственную специфику и особенные цели.
Образовательный процесс в ДОУ строится на определенных принципах:
- Принцип целостности развития ребенка — единство всех сторон воспитания.
- Принцип систематичности и непрерывности воспитания — оно должно осуществляться в течение всего дня, что ребенок находится в учреждении, информация обязана быть непротиворечивой.
- Принцип учета возрастных возможностей детей — составлять программу следует исходя из возрастных, физических, психологических особенностей детей, необходимо насыщать образовательную программу такими занятиями, которые лучше всего подходят детям дошкольного возраста — спортивной нагрузкой, развивающими играми (в особенности групповыми), рисованием, лепкой и всем тем, что способствует развитию мелкой моторики.
- Принцип постоянного прогрессирования — постепенное усложнение задач, которое ведет не только к развитию возможностей, навыков и умений малыша, но и к осознанию этого процесса. Следование данному принципу закладывает основы для адекватной самооценки и соответствующего успеха ребенка.
- Принцип эмоционально-психологического комфорта ребенка.
- Принцип гуманизации — отражает взаимосвязь между образовательным процессом и потребностями, как общества, так и отдельной личности.
Нормативно-правовая база в деятельности ДОУ
Нормативно-правовая база дошкольного образования — это документы международного, федерального, регионального уровня, а также уровня ДОУ.
Документы международного уровня:
- Декларация прав ребенка (1959 г.).
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).
Документы федерального уровня:
Региональные документы варьируются в зависимости от субъекта (область, край, республика и так далее).
Деятельность в литературе психолого-педагогической направленности определяется специфическим видом проявления инициативы человека, предполагающим познание, творческое осмысление мира вокруг и понимание себя в этом мире.
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены пять векторов образовательного процесса (познавательное развитие, развитие речи, социально-коммуникативное развитие, физическое, художественно-эстетическое), которые реализуются комбинациями форм практикуемых в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) видов активности, выполняющими конкретную миссию в зависимости от возраста воспитанников.
Вовлечение детей в разные виды деятельности происходит посредством целого комплекса форм взаимодействия
Таблица: виды деятельности и формы взаимодействия с детьми в ДОУ
Познакомиться с теоретическими основами организации занятия по конструированию можно здесь.
Интересные виды работы можно найти в картотеке игр по конструированию.
- исполнительство, то есть игра на музыкальных инструментах, певческая деятельность;
- творчество, то есть вовлечение в процесс создания музыки.
- чтение;
- заучивание наизусть;
- обсуждение, рассуждение;
- беседа.
- гимнастика (бег, ходьба, строевые задания, упражнения с блоками движений спортивного характера, хореографические движения);
- игры (подвижные, хороводные, туристические, то есть походы, экскурсии);
- пальчиковые игры, нацеленные на разработку мелкой моторики;
- ритмопластика;
- катание на санках, лыжах, самокатах и пр.
Это интересно. Миссия организации активности дошколят едина для малышей всех групп, различия заключаются лишь в задачах, которые ставятся перед детьми того или иного возраста.
Таблица: цели и задачи видов деятельности по возрастным группам
В подготовительной группе добавляется уход за обувью, которую малыши после соответствующей погоды моют, протирают, чистят кремом.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Содержание, виды и основные направления деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Детское дошкольное учреждение — тип образовательного учреждения в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет.
Согласно этого же положения к дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:
детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);
детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для воспитанников от 2 месяцев до 3 лет; создает условия для социальной адаптации и ранней социализации воспитанников);
детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);
детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур);
детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);
детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);
центр развития ребенка - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и при необходимости в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию воспитанников по нескольким направлениям, таким как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое). В группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности приоритетное осуществление развития воспитанников осуществляется по тем направлениям, которые наиболее способствуют укреплению их здоровья, коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии. [2. 16-31].
Направленность деятельности ДОУ определена следующими реализуемыми основными образовательными программами:
— по обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях;
— по проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
— по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья;
— по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое;
— по развитию детей по нескольким направлениям, таким, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое.
Так же в различных видах ДОУ реализуются разные направления деятельности:
1. Детский сад - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования, разрабатываемую им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.
2. Детский сад для детей раннего возраста - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей.
3. Детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях.
4. Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое (обеспечивает развитие познавательных процессов, (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения) и речи, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, себе самом и регулируют его деятельность, освоение сферы общения. К этой направленности, можно отнести все направленности интеллектуального развития, экологического развития);
- социально-личностное (освоение норм и правил поведения в соответствии с возрастными возможностями; развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми, сверстниками, детьми разного возраста). К данной направленности следует отнести направленности социального развития, личностного развития, нравственно-патриотического, гражданского развития воспитанников;
- художественно-эстетическое (обеспечивает овладение различными видами художественной деятельности и развитие художественных способностей, приобщение к искусству, способствует формированию эстетического отношения к миру. или физическое охрана и укрепление здоровья детей, развитие двигательных навыков и качеств, двигательной активности, усвоение гигиенических навыков, формирование здорового образа жизни в соответствии с возрастными особенностями. К данной направленности, на наш взгляд, можно отнести все направленности физического развития и оздоровления воспитанников.
5. Детский сад компенсирующего вида - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья)
6. Детский сад присмотра и оздоровления - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.
7. Детский сад комбинированного вида - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
8. Центр развития ребенка - детский сад - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое (обеспечивает развитие познавательных процессов, (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения) и речи, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, себе самом и регулируют его деятельность, освоение сферы общения. К этой направленности, можно отнести все направленности интеллектуального развития, экологического развития);
- социально-личностное (освоение норм и правил поведения в соответствии с возрастными возможностями; развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми, сверстниками, детьми разного возраста). К данной направленности следует отнести направленности социального развития, личностного развития, нравственно-патриотического, гражданского развития воспитанников;
- художественно-эстетическое (обеспечивает овладение различными видами художественной деятельности и развитие художественных способностей, приобщение к искусству, способствует формированию эстетического отношения к миру;
или физическое (охрана и укрепление здоровья детей, развитие двигательных навыков и качеств, двигательной активности, усвоение гигиенических навыков, формирование здорового образа жизни в соответствии с возрастными особенностями). К данной направленности, на наш взгляд, можно отнести все направленности физического развития и оздоровления воспитанников. [ 3.1-15 ].
Краткое описание документа:
Основным предметом деятельности ДОУ является реализация общеобразовательных программ дошкольного образования.
ДОУ обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 до 7 лет.
Основной целью деятельности ДОУ является: создание условий для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Основными принципами деятельности ДОУ являются:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
- единство федерального культурного и образовательного пространства (защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства);
- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки воспитанников;
Читайте также: