Правовая база задачи и принципы деятельности миротворческой практики оон кратко

Обновлено: 06.07.2024

Цель работы – изучить ООН как посредник в урегулировании международных конфликтов. В связи с поставленной целью в процессе работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть историю возникновения миротворческого института ООН;
- определить правовую базу, задачи и принципы деятельности миротворческой практики ООН;
- охарактеризовать миротворческие операции ООН на современном этапе деятельности

Содержание работы

Введение 3
1. Развитие и особенности ООН как участника урегулирования международных конфликтов 5
1.1. История возникновения миротворческого института ООН 5
1.2. Правовая база, задачи и принципы деятельности миротворческой практики ООН 5
2. Анализ деятельности ООН по урегулированию международных конфликтов на современном этапе 16
2.1. Миротворческие операции ООН на современном этапе деятельности 16
2.2. Основные перспективы развития ООН в урегулировании международных кризисов 25
Заключение 31
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

Курсовая ООН.docx

1. Развитие и особенности ООН как участника урегулирования международных конфликтов 5

1.1. История возникновения миротворческого института ООН 5

1.2. Правовая база, задачи и принципы деятельности миротворческой практики ООН 5

2. Анализ деятельности ООН по урегулированию международных конфликтов на современном этапе 16

2.1. Миротворческие операции ООН на современном этапе деятельности 16

2.2. Основные перспективы развития ООН в урегулировании международных кризисов 25

Список литературы 33

Введение

В прошлом веке в вооруженных конфликтах погибло больше людей, чем за всю предыдущую историю человечества. Двадцатый век стал самым кровопролитным иразрушительным. Конфликты стали одним из самых значительных факторов нестабильности на Земле. Современные конфликты являются угрозой не только для участников конфликта, но и для всего мирового сообщества. И, несмотря на то, что Холодная война закончилась, в мире до сих пор существует угроза ядерной войны со стороны крупных ядерных держав. Вместе с тем, в современном динамичном, быстро развивающемся мире межгосударственные конфликты сменились гражданскими войнами. Распад биполярного мира привел к созданию новых государств, возникли новые виды угроз международному миру и безопасности, что обусловило необходимость активизации деятельности универсальной международной организации - ООН. Политические процессы, которые происходятпри развитии общества в настоящее время, выявляют необходимость в исследовании конфликтов, анализе их причин и последствий.

На современном этапе в урегулировании международных конфликтов и кризисов именно на ООН возложена главная ответственность по поддержанию международного мира и безопасности. Особенно важным является анализ деятельности ООН по урегулированию международных конфликтов и выявление факторов, которые оказываютотрицательное влияние на эффективность действий ООН. Следует отметить, что ООН была создана для объединения всех государств с целью противодействия угрозам международного мира и стабильности. Таким образом, международный мир и безопасность в большей степени зависят от результатов деятельности ООН, или, иначе говоря, от консолидации усилий мирового сообщества в борьбе с новыми угрозами международному миру и стабильности.

Цель работы – изучить ООН как посредник в урегулировании международных конфликтов. В связи с поставленной целью в процессе работы необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть историю возникновения миротворческого института ООН;

- определить правовую базу, задачи и принципы деятельности миротворческой практики ООН;

- охарактеризовать миротворческие операции ООН на современном этапе деятельности;

- проанализировать основные перспективы развития ООН в урегулировании международных кризисов.

Предмет исследования – международное право. Объект исследования – ООН как посредник в урегулировании международных конфликтов.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1. Развитие и особенности ООН как участника урегулирования международных конфликтов

1.1. История возникновения миротворческого института ООН

Название Объединенные Нации, предложенное президентом Соединенных Штатов Франклином Д. Рузвельтом, было впервые использовано 1 января 1942 года в Декларации Объединенных Наций, когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран оси.

Для сотрудничества в отдельных областях создавались первые международные организации. Нынешний Международный союз электросвязи был создан в 1865 году как Международный телеграфный союз, Всемирный почтовый союз был основан в 1874 году. Обе организации являются сегодня специализированными учреждениями ООН.

Первая Международная конференция мира была созвана в Гааге в 1899 году для разработки соглашений по мирному разрешению кризисов, предупреждению войн и правилам ведения войны. Конференция приняла Конвенцию о мирном решении международных столкновений и учредила Постоянную Палату Третейского Суда, которая начала свою работу в 1902 году. 1

Международная организация труда также была создана в соответствии с Версальским договором в качестве ассоциированного с Лигой учреждения. Лига Наций прекратила свою деятельность вследствие своей неспособности предотвратить Вторую мировую войну.

В 1945 году представители 50 стран собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать Устав ООН. В основу работы делегаты положили предложения, выработанные представителями Великобритании, Китая, Советского Союза, и Соединенных Штатов в Думбартон-Оуксе в августе - октябре 1944 года. Устав был подписан 26 июня 1945 года представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее и стала 51-м государством-основателем.

Организация Объединенных Наций официально существует с 24 октября 1945 года, к этому дню Устав был ратифицирован Великобританией, Китаем, Советским Союзом, Соединенными Штатами, Францией и большинством других подписавших его государств. Двадцать четвертое октября ежегодно отмечается как День Организации Объединенных Наций.

Миротворческая деятельность ООН:

  • Деятельность ООН по миростроительству в постконфликтных ситуациях часто включает надзор за сбором и уничтожением сотен тысяч единиц оружия и помощь с вовлечением бывших комбатантов в гражданскую жизнь.
  • ООН сыграла чрезвычайно важную роль в мобилизации поддержки Оттавской конвенции 1997 года, предусматривающей полное запрещение производства, экспорта и применения наземных мин, и продолжает добиваться всеобщего выполнения этого договора.
  • Благодаря усилиям ООН был заключен целый ряд соглашений, в том числе Договор о нераспространении ядерного оружия, Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и договоры о создании зон, свободных от ядерного оружия.
  • В 1990-х годах более 2 миллионов детей были убиты, а 6 миллионов получили тяжелые ранения в ходе различных конфликтов, в которых применялись пистолеты, автоматы, минометы, ручные гранаты и переносные ракетные комплексы. На состоявшейся в 2001 году Конференции ООН по проблеме незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями государства договорились о мерах по укреплению международного сотрудничества с целью пресечения этой незаконной торговли оружием. 2

Организация Объединенных Наций служит всемирным форумом, на котором страны могут поднимать и обсуждать сложнейшие вопросы, включая проблемы войны и мира. При личном общении глав правительств между ними устанавливается диалог. Это позволяет вырабатывать пути мирного урегулирования споров. Если много стран выступают единодушно, это оказывает общее давление на всех. Генеральный секретарь также может стимулировать диалог между странами — напрямую или через своего представителя.

Благодаря ООН многие конфликты не переросли в полномасштабные войны. Кроме того, с помощью переговоров удавалось добиваться мирного урегулирования разных конфликтов. ООН неоднократно обеспечивала механизм для нейтрализации потенциальных конфликтов, например берлинского кризиса (1948–1949 годы), кубинского ракетного кризиса (1962 год) и ближневосточного кризиса (1973 год). Во всех этих случаях вмешательство ООН помогло предотвратить войны между сверхдержавами. Кроме того, ООН принадлежала важная роль в прекращении войн в Конго (1964 год), между Ираном и Ираком (1988 год) и в Сальвадоре (1992 год), и Гватемале (1996 год). Благодаря усилиям ООН был достигнут мир, обеспечивший устойчивый экономический рост в Мозамбике (1994 год) и независимость Тимора-Лешти (2002 год), а в декабре 2005 года Организация успешно завершила свою миротворческую миссию в Сьерра-Леоне.

В числе других достижений следует отметить следующее:

  • Группа ООН по оказанию помощи в переходный период осуществляла наблюдение за первыми свободными и справедливыми выборами в Намибии, в результате которых страна получила независимость.
  • Временный орган ООН в Камбодже контролировал соблюдение прекращения огня и вывод иностранных сил, осуществлял надзор за работой различных государственных ведомств и организовал свободные и справедливые выборы.
  • В бывшей Югославии Силы Организации Объединенных Наций по охране обеспечивали защиту гражданского населения в демилитаризованных зонах и доставку гуманитарной помощи.

Если решения Совета Безопасности не выполняются, Совет может принять ряд мер для обеспечения их выполнения. Если какая-то страна угрожает войной, нарушает мир или совершает акт агрессии, Совет может ввести экономические торговые санкции или принять другие конкретные меры, например ввести запрет на поставки оружия и передвижение и дипломатические ограничения. Кроме того, в определенных ситуациях он может санкционировать применение силы. Однако подобные меры являются крайним средством и применяются только в том случае, если мирные средства урегулирования спора исчерпаны.

  • в 1991 году — для восстановления суверенитета Кувейта после нападения на него Ирака;
  • в 1992 году — для нормализации обстановки с целью доставки гуманитарной помощи в Сомали;
  • в 1994 году — для восстановления избранного демократическим путем правительства Гаити;
  • В 1999 году — для восстановления мира и безопасности в Восточном Тиморе.

У Организации Объединенных Наций нет постоянного международного контингента — ни полицейского, ни военного. Войска, несущие службу в составе миротворческих сил ООН, добровольно предоставляются самими государствами-членами. Важную роль в таких операциях играют также гражданские сотрудники, часто привлекаемые из самой ООН.

1.2. Правовая база, задачи и принципы деятельности миротворческой практики ООН

Роль ООН в кодификации и развитии норм международного права в значительной степени уникальна. Благодаря универсальности своего состава, развитой системе подготовки международно-правовых актов и чрезвычайно широкой сфере деятельности, ООН смогла занять совершенно особенное место среди других организаций - источников международного права, став важным механизмом международного нормотворчества. Стоит подчеркнуть тот факт, что основные принципы международного права закреплены, прежде всего, в Уставе ООН. Широко признано, что принципы Устава ООН являются обязательствами высшего порядка, которые не могут быть отменены государствами ни индивидуально, ни по соглашению между собой.

Необходимо, кроме того, учитывать и тот факт, что ряд положений Устава, относящихся к принципам международного права, сформулирован так, что их можно рассматривать и как комбинации двух принципов. 3

Статичность Устава ООН, отсутствие гибкого механизма внесения в него поправок и дополнений в какой-то мере компенсируется нормотворческой деятельностью Генеральных Ассамблей. Например, в том, что касается миротворческих операций, важная роль в развитии отдельных принципов принадлежит таким Декларациям Генеральной Ассамблеи, как Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств 1981 г., Манильская декларация о мирном разрешении международных споров 1982 г. и другим декларациям ГА ООН разных лет. Стоит упомянуть о резолюциях Совета Безопасности ООН, которые также можно рассматривать как источник международного права. При этом, конечно, следует иметь в виду, что и декларации ГА ООН, и резолюции СБ несут на себе явный отпечаток острой политической борьбы, столкновения различных интересов, а подчас - и налет политической конъюнктуры. Документы, принимавшиеся этими органами ООН на протяжении полувека, подчас противоречат друг другу или, во всяком случае, допускают противоположные интерпретации.

Устав Организации Объединенных Наций возлагает на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Выполняя эту функцию, Совет может учредить операцию Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

Развертывание операций ООН по поддержанию мира осуществляется на основе мандатов, предоставленных Советом Безопасности Организации Объединенных Наций. Поставленные задачи неодинаковы в разных ситуациях и зависят от характера конфликта и особенностей связанных с ним проблем.

Устав Организации Объединенных Наций

Хотя деятельность по поддержанию мира прямо не предусмотрена в Уставе, она стала одним из основных инструментов, используемых Организацией Объединенных Наций для достижения этой цели.

Устав возлагает на Совет Безопасности ООН главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. При выполнении этой функции Совет может принимать ряд мер, в том числе учреждать операции ООН по поддержанию мира.

Мандаты операций по поддержанию мира

Female Ethiopean Peacekeeper in the foreground during a medal parade for Milops in Monrovia, Liberia

Развертывание операций ООН по поддержанию мира осуществляется на основе мандатов, предоставленных Советом Безопасности Организации Объединенных Наций. Со временем спектр задач, которые поручаются операциям ООН по поддержанию мира, существенно расширился в связи с изменением характера конфликтов и необходимостью более эффективного реагирования на угрозы международному миру и безопасности.

Хотя каждая операция ООН по поддержанию мира имеет свои особенности, задачи, возлагаемые на миротворцев Советом Безопасности, в принципе схожи между собой. В зависимости от мандата операции по поддержанию мира могут решать следующие задачи:

  • развертывание сил для предотвращения конфликта или его перетекания через границы;
  • стабилизация конфликтной ситуации после прекращения огня, с тем чтобы создать условия для достижения соглашения об установлении прочного мира между сторонами;
  • содействие осуществлению всеобъемлющих мирных соглашений;
  • оказание помощи странам или территориям в преодолении переходного периода к стабильному правлению на основе демократических принципов, благого управления и экономического развития.

С учетом конкретного круга проблем миротворцам ООН часто отводится роль катализатора в осуществлении следующих мероприятий, которые по сути сводятся к деятельности по миростроительству:

  • разоружение, демобилизация и реинтеграция бывших комбатантов;
  • разминирование;
  • реформирование сектора безопасности и осуществление других мероприятий, связанных с обеспечением верховенства права;
  • защита и поощрение прав человека;
  • помощь в проведении выборов;
  • поддержка мер по восстановлению и укреплению государственной власти;
  • содействие социально-экономическому восстановлению и развитию.

Мандаты Совета Безопасности включают также ряд сквозных тематических задач, которые регулярно поручаются операциям ООН по поддержанию мира на основе следующих важнейших резолюций Совета Безопасности

    о женщинах и мире и безопасности; о детях и вооруженных конфликтах; о защите гражданского населения в вооруженных конфликтах.

Устав ООН является уникальным международным документом, базовые положения которого (т.н. принципы международного права) выступают обязательными для всех государств, даже в случае, если они не являются членами организации. На основе базовых принципов Устава ООН возникла система многосторонних договоров и соглашений, посвященных самым разнообразным вопросам международных отношений, заключенных в рамках деятельности Организации Объединенных Наций.[8]

Важнейшими задачами ООН выступает поддержание международного мира, недопущение вооруженных конфликтов, как международного, так и немеждународного характера, активная целенаправленная деятельность по их прекращению, содействие применению для разрешения споров и ситуаций комплекса мирных средств разрешения международных споров.[9]

Организация Объединенных Наций служит постоянной площадкой для проведения разносторонних, в т.ч. универсальных переговоров по разоружению, выработке рекомендаций по разрешению конфликтов различной природы, где ООН выступает инициатором правовых исследований в этой сфере.

ООН активно поддерживает многосторонние переговоры, проходящие в рамках такого международного института как Конференция по разоружению и иных межправительственных органов. В результате этой деятельности были заключены и вступили в действие такие международные договоры, как

- Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (1996)

- Договор о создании зон, свободных от ядерного оружия.[10]

- Договор о нераспространении ядерного оружия (1968).

В рамках миротворческой деятельности ООН активно использует дипломатические механизмы, способствующие достижению противоборствующими сторонам соответствующих соглашений.

В рамках своей деятельности по поддержанию международного мира и безопасности Совбез ООН может рекомендовать способы предотвращения или разрешения конфликтов, восстановления и обеспечения всеобщего мира, посредством прямых переговоров, консультаций или обращения в соответствии с Уставом ООН в Международный Суд.[11]

Важную роль в миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций, реализации комплекса мирных средств разрешения международных споров играет и Генеральный секретарь. Он, как высшее должностное лицо универсальной международной организации, может довести до сведения Совбеза любые вопросы, которые, по мнению Генсека, содержат информацию о событиях, несущих в себе угрозу международному миру и международной безопасности.

Практика миротворческой деятельности ООН показала, что операции по поддержанию мира продолжаются от нескольких месяцев до десятков лет, что требует, зачастую, отдельного анализа каждой операции и разработке для нее адекватного нормативно-правового обеспечения.

Так, одна из первых операций Организации Объединенных Наций, начатая на линии прекращения огня в штатах Джамму и Кашмир, спорной территории между Индией и Пакистаном, продолжается, начиная с 1949 г. На острове Кипр миротворческий контингент ООН находится, начиная с 1964 г. и перспектив прекращения этих операций, если исходить из перспектив разрешения вызвавших их территориальных споров, пока не предвидится.

На этом фоне рекордсменом по продолжительности выглядит миротворческая операция, проведенная в 1994 г. между Ливией и Чадом в полосе Аозу, и занявшая у миротворцев Организации Объединенных Наций немногим больше месяца. [12]

С момента развертывания первой миротворческой миссии 1948 г. Организация Объединенных Наций использовала более 850 000 военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и гражданского персонала гуманитарных операций из 122 стран, которые они предоставили в распоряжение ООН. По состоянию на 30 сентября 2017 г. в 15 миротворческих операциях было задействовано более 110 тысяч военнослужащих, сотрудников полиции и гражданских сотрудников, утвержденный бюджет миротворческой деятельности около 6,8 млрд. долларов. [13]




Страны, входящие в ООН, обязаны оказывать всемерную поддержку Организации во всех действиях, которые она предпринимает в соответствии с Уставом, и обязаны воздержаться от оказания помощи тем государствам, в отношении которых ООН реализует программу действий превентивного или принудительного характера.

Помимо общих принципов международного права (императивных норм) существуют частные принципы международного права, связанные с регуляцией миротворческой деятельности ООН Они, в частности, состоят в том, что:

- , ООН обеспечивает процесс соблюдения государствами, которые не являются ее членами, этих принципов, т.к. это необходимо для защиты международных общественных отношений более высокого уровня, а именно поддержания международного мира и безопасности;

- Устав ООН не дает ей права вмешиваться в те дела, которые по своей сути входят во внутреннюю компетенцию национального государства.[15]

При осуществлении своей миротворческой деятельности Организация ООН преследует следующие главные уставные цели:

- поддержание международного мира и безопасности;

- развитие дружественных отношений между нациями при уважении принципа равноправия и самоопределения наций и народов;

- осуществление сотрудничества в разрешения международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, а также во всемерном поощрении и развитии уважения к правам и основным свободам человека;

- выступать в качестве системообразующего центра для согласования действий народов и наций в достижении общих целей.

Таким образом, ООН, на основе международного консенсуса ее членов, подписавших Устав ООН, а также консенсуса ведущих военно-политических центров силы (процедура голосования в СБ ООН), наделена правом осуществления комплексных операций, связанных с установлением и поддержанием всеобщего мира, а в последние года постоянно расширяющимся предоставлением разнообразной гуманитарной помощи.

Ей также приходилось предотвращать назревающие конфликты. В постконфликтных ситуациях она все чаще предпринимает скоординированные усилия, направленные на устранение коренных причин насилия и создание основ для прочного мира.



Сергей Вадимович, что такое миротворчество сегодня, в чем оно выражается и какие у него особенности?

К сожалению, у нас в стране не все представляют себе, что такое миротворчество. Это не мудрено, потому что и СМИ уделяют этому вопросу мало внимания. Вообще в мире нет единого определения миротворчества. Его нет даже в Уставе ООН. Но есть понимание миротворчества — это объединенные усилия человечества по устранению военных конфликтов.

Миротворческая деятельность имеет три фазы: доконфликтное миротворчество, миротворчество в процессе конфликтной ситуации и постконфликтное миростроительство. Первая фаза включает в себя превентивные меры, то есть весь набор средств, кроме военных, — дипломатию, политику, экономические меры. Затем проходит вторая, наиболее активная фаза — примирение двух сторон. После того как достигнуты соглашения, проводится миротворческая операция: либо операция по поддержанию мира, либо, если сторонам не удалось договориться, операция по принуждению к миру. После вооруженного конфликта наступает третья фаза — постконфликтное миростроительство. В рамках этой фазы принимаются меры по восстановлению государственного порядка, работы полиции и государственных органов. Операция по поддержанию мира может проводиться с согласия двух или хотя бы одной из сторон, а операция по принуждению к миру — это уже силовая акция, которая проводится только по решению Совета Безопасности ООН и подразумевает использование тяжелого вооружения.



Если раньше миротворческие операции проводились только под эгидой ООН, то сейчас существуют две модели: под эгидой ООН и под эгидой региональных организаций. Ни одна страна не может провести миротворческую операцию в одностороннем порядке. Еще одна особенность заключается в том, что все миссии отличаются друг от друга и мандаты каждой миссии разные. В одной миссии может быть наблюдение за соблюдением условий перемирия, в другой — введение войск в буферную зону для предотвращения столкновения. В этой связи дать определение миротворчеству сложно.

В то время, когда не было мобильных телефонов, связь велась исключительно по рации. Самым тяжелым курсом при подготовке был и остается радиообмен. Нужно выучить сотни аббревиатур на английском языке и научиться их понимать, поскольку в эфире идут помехи, звук нечеткий, и понять эти сокращения очень сложно. Нужно уметь водить все виды автомобилей, причем одной рукой, потому что вторая рука используется для того, чтобы разговаривать по рации.

Как Вы оцениваете участие России в миротворческих операциях ООН? В каких горячих точках сейчас служат российские миротворцы?



Представители Межрегиональной общественной организации ветеранов миротворческих миссий ООН (МООВММООН) считают, что миротворчество — это важный инструмент решения многих внешнеполитических проблем, стоящих перед Россией. Оно влияет на имидж России за рубежом, позволяет участвовать в разрешении кризисных ситуаций в горячих точках и в целом увеличивает наше влияние в ООН. Если Россия не будет посылать миротворческие силы и занимать ключевые должности в миссиях ООН, то к ней никто не будет прислушиваться.

В чем заключаются основные проблемы, препятствующие взаимодействию России с другими странами в сфере миротворчества?

Зачастую миротворчество используется как фактор двойных стандартов, то есть под личиной проведения миротворческих операций то или иное государство нередко преследует свои собственные цели. Естественно, что стран много, и цели и задачи каждой страны могут расходиться. Возьмем последний пример с Украиной. Петр Порошенко хочет, чтобы на границе между Россией и Украиной была развернута миротворческая миссия. Москва говорит, что надо выполнять Минские соглашения, и никакой речи о миротворческой операции на Украине не ведется.

Почему еще возникают разногласия между странами? ООН строилась на нескольких основных принципах, включая принцип суверенитета, подразумевающий территориальную целостность, и принцип права наций на самоопределение. Эти два принципа постоянно входят противоречие друг с другом. Если следовать принципу о праве наций на самоопределение, первый принцип теряет силу и наоборот. Пока существуют противоречия между странами, единого мнения, конечно, не будет. Чтобы развернуть миротворческую миссию, необходимо решение Совета Безопасности, для чего нужно одобрение всех пяти постоянных членов Совбеза. Если Россия, США или, скажем, Франция против — они могут наложить вето и операция не состоится.

Беседовал Николай Маркоткин, менеджер по связям с прессой и правительственными структурами РСМД.

Читайте также: