Научно исследовательская деятельность преподавателя высшей школы

Обновлено: 06.07.2024

В представленной статье обсуждается проблема изменений требований к профессиональной компетенции современного преподавателя высшей профессиональной школы в связи с переходом на компетентностную модель профессионального образования. Основное внимание авторами уделяется отношению преподавателей высшей школы к научно-исследовательской деятельности. При этом исследовательская деятельность рассматривается как объективно необходимый компонент профессиональной компетенции преподавателя высшей профессиональной школы. В статье представлены критерии анализа отношения преподавателей вуза к научно-исследовательской деятельности: увлеченность наукой, использование результатов научно-исследовательской деятельности в содержании преподаваемых курсов, организация и руководство исследовательской деятельностью студентов, привлечение студентов к совместной научно-исследовательской деятельности. В статье предложены характеристики трех уровней развития отношения преподавателей вуза к научно-исследовательской деятельности, которые могут использоваться преподавателями как для внешнего мониторинга, так и в целях самоанализа.


1. Гуцу Е.Г. Изучение мотивационного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2012. – Т. 14. – № 2-3. – С. 657-659.

4. Лазарев В.С., Ставринова Н.Н. Критерии и уровни готовности будущего педагога к исследовательской деятельности // Педагогика. – 2006. – № 2. – С. 51-59.

5. Макарова Л.Н. Индивидуальный стиль педагогической деятельности преподавателя вуза в контексте его профессиональной культуры // Учен. зап. Курского гос. ун-та. – 2006. – № 2. – С. 72–79.

6. Сериков В.В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога // Педагогика. – 2010. – № 5. – С.29-37.

8. Сорокоумова С.Н., Гуцу Е.Г. Развитие мотивационно-ценностного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза в системе внутривузовского повышения квалификации // Приволжский научный журнал. – 2014. – № 4 (32). – С. 305-309.

Современные условия в сфере труда оказывают влияние на цели профессиональной подготовки специалиста с высшим образованием. Переориентация обучения на компетентностный подход сопровождается пересмотром и переоценкой нормативных требований к профессиональной деятельности преподавателя вуза, включая ценностные ориентиры педагогической деятельности, организацию процесса обучения и роль преподавателя, главной задачей которого в новых условиях становится создание развивающей среды обучения, сопровождение профессионального становления будущих специалистов.

Изменения в целеполагании и операциональной части профессиональной педагогической деятельности предъявляют повышенные требования к исследовательской культуре преподавателя. Деятельность современного педагога характеризуется высоким уровнем недоопределенности, при котором возникает необходимость каждодневного постоянного поиска и исследования новых оснований и критериев профессиональной эффективности. Как отмечает В.В. Сериков [6], в связи с переходом на компетентностную модель обучения деятельность преподавателя вуза становится не просто педагогической, а научно-педагогической. Современное высшее профессиональное образование становится наукоемким процессом. Исследовательская деятельность сегодня рассматривается не просто как право педагога, но и как его профессиональная обязанность.

Целью работы является выделение критериев и построение уровневой характеристики отношения к исследовательской деятельности в структуре профессиональной компетенции преподавателя высшей профессиональной школы.

Материалы и методы. В настоящий момент в науке активно обсуждаются вопросы изучения отдельных компонентов и показателей профессиональной компетенции преподавателя вуза. Изучение отношения преподавателей вуза к научно-исследовательской деятельности предпринимаются в основном в структуре мотивационно-ценностного компонента [1, 8]. Между тем именно отношение, субъективное восприятие и переживание преподавателем значимости исследовательской деятельности представляет самостоятельную ценность, так как является пусковым механизмом для ее запуска, планирования и реализации как в индивидуальном варианте, так и в плане сотрудничества со студентами.

На основе теоретического анализа психолого-педагогических исследований нами была предпринята попытка осмыслить и конкретизировать критерии и уровни развития отношения к научно-исследовательской деятельности в структуре профессиональной компетенции преподавателя высшей педагогической школы.

Результаты исследования и их обсуждение. Несомненно, что исследовательские действия и операции должны входить в состав обобщенных профессиональных умений современного педагога [4]. Высокий уровень исследовательской культуры обеспечивает успешность решения профессиональных педагогических задач всех уровней. Исследовательская культура обеспечивает и адекватное целеполагание, и разработку новых технологий и методик обучения, и подходов к оценке результативности обучения. Кроме того, без высокого уровня исследовательских навыков невозможна и организация совместной деятельности преподавателя со студентами. Следовательно, установка на исследование, наличие методологии и развитых навыков исследовательской деятельности в современных условиях, как никогда, обеспечивает продуктивность целостной деятельности преподавателя высшей школы.

Можно выделить и еще одну грань данной проблемы. Современным обществом востребован специалист-исследователь, который в своей профессиональной деятельности руководствуется не раз и навсегда освоенными и неизменными технологиями, а умеющий гибко отвечать на происходящие изменения. Это профессионал, который находится в постоянном поиске. Следовательно, и обучаясь в вузе, студент должен быть вовлечен в процесс аналогичного профессионального поиска вузовского преподавателя. Такая деятельность является для студентов образцом комплексного восприятия будущей профессиональной реальности, разрушает преставления о существовании единственной правильной точки зрения, создает условия для развития собственной активной позиции в профессии, установки на исследование.

Готовность педагога к осуществлению исследовательской деятельности проанализирована в работе В.С. Лазарева (2006). Как субъект исследовательской деятельности педагог должен быть способным выявлять необходимость проведения исследования, ставить четкие и адекватные исследовательские задачи, выдвигать гипотезы, эффективно планировать исследование, качественно проводить его и грамотно анализировать результаты. Готовность к исследовательской деятельности понимается авторами как комплекс качеств, необходимых для выполнения функций субъекта этой деятельности и включает когнитивный, мотивационный, ориентировочный и операциональный компонент [4].

На необходимость совмещения в профессиональном труде преподавателя вуза педагогического и исследовательского компонента указывается многими авторами, так же как и на обязательность совмещения обучающей, воспитательной, организаторской и исследовательской функций (С.И. Архагельский, Л.Н. Макарова, С.Д. Смирнов и др.). Между тем в деятельности конкретного преподавателя тот или иной компонент может преобладать над другими. В работе С.Д. Смирнова (2005) на основе преобладания в деятельности преподавателя направленности на тот или иной вид деятельности выделяются три группы преподавателей: преподаватели с преобладанием педагогической направленности; преподаватели с преобладанием исследовательской направленности; преподаватели с одинаковой выраженностью педагогической и исследовательской направленности [7].

На этом же основании Л.Н. Макарова выделяет 4 типа индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателя вуза:

- явное преобладание научной направленности над педагогической;

- явное преобладание педагогической деятельности над научной;

- от активной научной деятельности – к активной педагогической;

- от активной педагогической деятельности – к активной научной [5].

Большинство исследователей сходятся во мнении, что педагогическая деятельность является ведущей в определении профессионального мастерства преподавателя высшей школы, так как все остальные виды профессиональной деятельности интегрируются и проявляются в ней. Но без подкрепления научной работой этот профессионализм быстро угасает. В исследовании З.Ф. Есаревой изучалась взаимосвязь педагогической и научной деятельности преподавателей, находящихся на разных должностных уровнях, и выявлено, что плодотворное сочетание научного и педагогического творчества больше развито у профессоров и доцентов и в меньшей степени – у ассистентов [3].

Многие исследователи отмечают, что возможность заниматься научной, исследовательской деятельностью является одним из наиболее значимых мотивов профессиональной деятельности преподавателя высшего учебного заведения. В этой связи мы рассматривали отношение преподавателя к исследовательской деятельности в качестве составляющей развития мотивационно-ценностного компонента профессиональной компетенции преподавателя высшей педагогической школы [2].

В своем исследовании мы отказались от анализа формальных и результативных показателей научной деятельности преподавателей, таких как публикационная активность, индекс Хирша, участие в грантовой деятельности, наличие патентов и других, и акцентировали внимание на субъективной, мотивационной составляющей, а именно – на отношении преподавателя научно-исследовательской деятельности. При этом нас интересовали те показатели отношения к исследовательской деятельности, которые проявляются в реальной педагогической деятельности и могут быть объективно оценены.

В качестве таких показателей нами были выделены следующие критерии отношения преподавателя вуза к исследовательской деятельности:

  1. Увлеченность наукой.
  2. Использование результатов научно-исследовательской деятельности в содержании преподаваемых курсов.
  3. Организация и руководство исследовательской деятельностью студентов.
  4. Привлечение студентов к совместной научно-исследовательской деятельности.

На основе выделенных критериев можно предложить следующие содержательные характеристики уровней отношения преподавателей вуза к исследовательской деятельности.

Существенным показателем высокого уровня развития отношения к исследовательской деятельности как компонента профессиональной компетенции преподавателя является высокая увлеченность научной деятельностью, которая осознается и переживается как ценность, характеризуется устойчивостью и относительной независимостью от внешних обстоятельств. Преподавателем не только ведется активная исследовательская работа, важным является то, что он испытывает потребность включать ее результаты в содержание преподавательской деятельности (используются в лекциях, спецкурсах, курсах по выбору и т.д.). Такая возможность переживается как особая ценность и возможность саморазвития и самореализации в профессиональной деятельности. Как особую цель своей деятельности преподаватель воспринимает организацию научно-исследовательской деятельности студентов. Возможность заниматься совместной со студентами исследовательской работой входит в состав профессиональных мотивов-ценностей преподавателя.

Характерным показателем среднего уровня развития отношения к исследовательской деятельности как компонента профессиональной компетенции является то, что увлеченность научной деятельностью эпизодична, неустойчива и проявляется в основном под влиянием конкретной ситуации, например, необходимость аттестации и переизбрания на должность, включение показателей научно-исследовательской деятельности в эффективный контракт и т.д. Если научная деятельность не поощряется и не контролируется извне, то интерес к ней достаточно быстро угасает. Преподаватель редко использует результаты своей научно-исследовательской деятельности в практике обучения студентов, воспринимая научную и педагогическую стороны профессиональной деятельности как изолированные друг от друга. Преподаватель эпизодически испытывает заинтересованность в организации самостоятельной исследовательской деятельности студентов и не осознает это как цель своей профессиональной деятельности, редко и бессистемно привлекает студентов к выполнению совместных исследований.

Низкий уровень развития исследовательской деятельности как компонента профессиональной компетенции преподавателя высшей педагогической школы характеризуется тем, что увлеченность научной исследовательской деятельностью не сформирована или носит формальный характер, например, преподаватель стремится формально соответствовать занимаемой должности. Даже при внешнем стимулировании и контроле, например, при включении данного показателя в эффективный контракт, необходимость заниматься научной деятельностью вызывает негативные переживания, имеет выраженную негативную эмоциональную окраску; интенсивность и продуктивность научной деятельности низкая, ограничивается необходимым минимумом. Результаты исследовательской деятельности не используются в содержании преподаваемых курсов. Преподаватель не испытывает заинтересованности в организации и руководстве исследовательской деятельностью студентов, по возможности отказывается от нее, воспринимая это как ненужное и неинтересное требование к своей профессиональной деятельности.

В обобщенном виде характеристика уровней развития отношения к исследовательской деятельности представлена в таблице.

Характеристика уровней развития отношения к исследовательской деятельности преподавателя вуза

Сегодня необходима перестройка традиционной системы обучения, внедрение стройной системы содержания и технологий обучения, основанной на достижениях психологии и дидактики, в которых воплощен коллективный разум и опыт многих поколений психологов-теоретиков, ученых-педагогов и педагогов-практиков. Сегодня необходимо решать следующие задачи: повысить качество образования и воспитания; обеспечить более высокий научный уровень преподавания каждого предмета, добиться прочного овладения основами наук, улучшить нравственное воспитание, эстетическое и физическое развитие и т.д. Все это могут осуществить только коллективы педагогов, в которых работают мастера своего дела, способные повести за собой коллег, сплотить их для решения этих сложных задач.


1. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности: Учеб.пособие / Под ред. д-ра экон.наук, проф.С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 361 с.

Наука играет важную роль в ускорении развития производства, решении главных социально-экономических проблем развития общества.

Всемирная декларация о высшем образовании, Концепция реформирования казахстанской науки придают особое значение укреплению научно-исследовательского потенциала вузов, усилению процесса интеграции науки и образования, превращению вузов в мощные центры научно-исследовательского развития.

Интеграция науки, высшей школы и производства реализуется в разных формах и с различной интенсивностью и во многом определяется уровнем организации научной работы на кафедрах вузов. В связи с этим в вузах создаются условия, способствующие накапливанию научно-исследовательского потенциала, повышению качества подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров, повышению уровня научно-исследовательской работы.

Значимость научной работы заключается в первую очередь в том, что результаты и инновационные разработки профессоров и преподавателей вузов обладают самой короткой дистанцией апробации и внедрения в практику. Они могут быть использованы в учебном процессе для его обогащения, для разработки новых курсов по выбору, новых учебных пособий и монографий. Научная деятельность преподавателя высшей школы обеспечивает триединство обучения, науки и практики, реализацию познавательной и преобразующей функции самой науки.

Кроме того, научная работа повышает личный престиж преподавателя как ученого, расширяет возможности самостоятельной научной работы студентов, повышает степень удовлетворенности студентов обучением в вузе.

Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

Характеризуя научное исследование, обычно указывают на следующие его отличительные признаки:

• это целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;

• это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов;

• это процесс, характеризующийся систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты;

• это процесс, которому присущи строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.

Основные средства научно-теоретического исследования:

• совокупность научных методов, обоснованных и сведенных в единую систему;

• совокупность понятий, строго определенных терминов, связанных между собою и образующих характерный язык науки.

Важнейшие требования к любой научной работе – это строгость, четкость, однозначность применяемой терминологии.

Необходимо постоянно следить за смыслом, который вкладывает исследователь в тот или иной используемый термин. Каждый раз, когда появляется необходимость использовать какой-либо термин, следует прежде всего обращаться к энциклопедическим словарям и энциклопедиям.

Введение новых терминов допустимо только в тех случаях, когда ни один из имеющихся терминов не может описать соответствующее явление, процесс.

Всякое научное исследование от творческого замысла до окончательного оформления научного труда осуществляется весьма индивидуально. Но все же можно определить и некоторые общие методологические подходы к его проведению, которые принято называть изучением в научном смысле.

Изучать в научном смысле – значит, быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение.

Накопление научных фактов в процессе исследования – всегда творческий процесс, основу которого всегда составляет замысел ученого, его идея. В то же время развитие идеи до стадии решения задачи обычно совершается как плановый процесс научного исследования. В дальнейшем идет процесс продолжения целевой обработки первоначального замысла, уточнения, изменения, дополнения и развития намеченной схемы исследования.

Научное исследование характеризуется следующими отличительными признаками:

• целенаправленность, четкость формулировки задач;

• направленность на поиск нового;

• систематичность процесса и результатов;

Постоянная работа с научной литературой – обязательный компонент любой научной деятельности, а сама научная литература является важнейшим средством поддержания существования и развития науки.

Библиографию необходимо вести самым тщательным образом, чтобы в дальнейшем не обращаться вновь и вновь к первоисточникам, когда на это уже не будет времени.

Предвидение – фундаментальная методологическая функция науки. Процесс предвидения строится по этапам: прошлое знание; общий метод; практическая проблема; общее решение; исследование; планирование; ежедневное решение; действие; конечный результат; эволюция результата.

Ход научного исследования можно представить в виде последовательных действий:

• обоснование актуальности выбранной темы;

• постановка цели и конкретных задач исследования;

• определение объекта и предмета исследования;

• выбор методов (методики) проведения исследования;

• описание процесса исследования;

• обсуждение результатов исследования.

• формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Методы научного познания принято делить на общие и специальные. Специальные методы изучаются, разрабатываются и совершенствуются в конкретных, специальных науках. Общие методы научного познания используются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных по предмету науках.

Общие методы научного познания обычно делят на три группы:

• методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

• методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);

• методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Результатом наблюдения становится информация об объективных свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений. Наблюдение должно удовлетворять таким требованиям, как планомерность, целенаправленность, активность, систематичность.

Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, что позволяет впоследствии выявить закономерности и законы.

Измерение в отличие от сравнения является более точным познавательным средством – это процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.

Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ:

• эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях;

Использование моделей позволяет применять экспериментальный метод исследования к таким объектам, непосредственное оперирование с которыми затруднительно или даже невозможно. Поэтому моделирование является особым методом и широко распространен в науке. Цель этого метода – изучение определенных общественных явлений на сравнительно небольших коллективах.

Сущность абстрагирования состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.

Анализ является методом научного исследования путем разложения предмета на составные части. Синтез – это соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Методы анализа и синтеза в научном творчестве органически связаны между собой и могут принимать различные формы в зависимости от свойств изучаемого объекта и цели исследования.

Специальные методы любой частной науки обусловлены особенностями ее предмета и объектов изучения. Каждый из этих методов представляет собой совокупность принципов и вытекающих из них приемов, операций, посредством которых решаются специфические задачи в частной области исследований. К специальным методам частных наук могут быть отнесены методы: математической статистики, оптимизации, технико-экономического анализа, математические и др. Развитие науки на современном этапе характеризуется их всепроникновением, выходом за пределы области знаний, породившей тот или иной конкретный метод.

Основанием для классификации методов могут быть также выполняемые ими функции в зависимости от особенностей целей, объектов и условий исследования. По функциям различаются методы, применяемые как при эмпирических, так и теоретических исследованиях. Для эмпирического уровня характерен процесс установления и накопления новых факторов, их анализ, синтез, обобщение в целях получения закономерностей, пригодных для практических целей. На теоретическом уровне проводится синтез знаний, выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты. В научных исследованиях успешно используются оба эти подхода, которые дополняют и обогащают друг друга.

К сожалению, в науке о научно-исследовательской деятельности нет специальных правил и предписаний о том, как надо разрабатывать логику научного исследования. Это объясняется тем, что каждая проблема специфична и имеет свою логику исследования, а потому требует от исследователя творчества, интуиции. Поэтому неудивительно, что в литературе по методологии и методике педагогических исследований имеется широкий диапазон взглядов на последовательность этапов исследовательского процесса. Однако большинство авторов выделяет следующие основные общие этапы исследования:

1. Установление объекта изучения.

2. Исследование известного об объекте действительности.

3. Постановка и формулирование проблемы. Определение предмета.

4. Определение цели и задач исследования. Выдвижение гипотезы.

5. Построение плана исследования (выбор методов и процедур).

6. Проверка гипотезы.

7. Определение сферы применения найденного решения.

8. Литературное оформление результатов исследования.

9. Проверка и уточнение выводов исследования в массовом опыте, в широком эксперименте (внедрение в практику).

Характер применяемых методов, состав и связи между ними обусловлены спецификой научного исследования, особенностями его объектов, условий и задач, логической последовательностью научного исследования, его основными этапами и формами. Общенаучные и специальные методы исследования имеют свои преимущества и ограничения в применении. Каждый из них выражает какую-то сторону, черту познавательного процесса, поэтому в чистом виде может быть представлен абстрактно. В процессе научного познания все методы взаимосвязаны, взаимодействуют и взаимно дополняют друг друга.

Научное исследование – метод проверки теорий и гипотез путем применения определенных правил анализа к данным, полученным в результате наблюдений и интерпретации этих наблюдений в строго заданных условиях. Научное исследование должно обладать свойствами системности, эксплицитности и контролируемости. Системность заключается в том, что каждый зафиксированный факт состоит в причинной связи или наблюдается вместе с другими фактами; эксплицитность – в том, что правила описания и изучения реальности сформулированы в явном виде; контролируемость – в том, что анализируемые явления рассматриваются со всей строгостью, допустимой в данной ситуации.

Выводы. Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

Изучать в научном смысле – значит, быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение.


1. Булаева М.Н. Подготовка будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к адмистративно-управленческой деятельности автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Вятский государственный гуманитарный университет. Киров, 2009.

2. Ваганова О.И., Прохорова М.П., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Дворникова Е.И. Проектирование оценочных средств в условиях деятельностно-компетентностного подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. №4 (17). С. 87-90.

3. Ваганова О.И., Дворникова Е.И., Кутепов М.М., Лунева Ю.Б., Трутанова А.В. Возможности облачных технологий в электронном обучении//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 6-2. С. 183-187.

5. Колдина М.И., Лапшова А.В. Коммуникативная компетентность педагога в условиях модернизации образования //Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-6. С. 59-65.

6. Костылева Е.А. Особенности механизмов психологических защит у пациентов кардиологического профиля//В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты сборник материалов ХXXIV Международной научно-практической конференции . 2017. С. 66-69.

7. Лапшова А.В. Критерии и показатели профессионализма педагога в системе дополнительного образования//Вестник Мининского университета. 2014. №4 (8). С. 31.

9. Прохорова М.П., Семченко А.А. Организация самостоятельной работы обучающихся в форме проектной деятельности// Вестник Мининского университета.2017.№2.

10. Стародумова Л.А., Гомолко Л.Е. Общность культуры славянских народов, на примере русского и сербского этноса// В сборнике: Современная наука: инновации, гипотезы, открытия Материалы и доклады всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2017. С. 59-63.

Исследовательская деятельность представляет собой комплексный целенаправленный процесс изучения преподавателем существующего опыта какой-либо научной сферы, после чего преподаватель занимается созданием, распространением дидактических и научных нововведений. Научная деятельность преподавателя развивает не только его профессиональные навыки, но и качество образования в вузе в целом, поэтому исследование данной темы так актуально. Чем больше преподаватели занимаются исследовательской деятельностью, тем выше уровень конкурентоспособности вуза.

Обычно, научно-исследовательскую деятельность рассматривают в роли:

  • составной части профессиональной деятельности;
  • фактора развития профессионализма;
  • формой реализации творческого потенциала личности педагога [2].

Все эти условия формируют личность педагога, выводят его на новый качественный уровень.

Необходимость в исследовательской направленности профессиональной подготовки преподавателя обуславливается рядом некоторых обстоятельств. Современная парадигма образования ориентирована на функционирование в ней преподавателей нового типа, приспособленных к нестандартным ситуациям, готовыми максимально быстро ориентироваться в ситуации и предлагать решение проблемы. Образовательный процесс в свою очередь должен отвечать потребностям личности обучающегося, быть открытым, предоставлять возможности для самораскрытия личности. В современных условиях в образовании должен быть организован постоянный поиск нетрадиционных форм организации и технологий обучения.

Для развития профессионального мастерства на кафедре вуза должны быть созданы необходимые условия, чтобы преподаватель мог показать свою творческую составляющую, научно-исследовательская деятельность должна быть поддержана вузом материально, в свою очередь преподаватель должен быть включен в деятельность научной школы, развивающей определенную концепцию.

Стоит отметить, что частью научно-исследовательской деятельности является педагогическое общение. Коммуникативная компетенция – это отдельный блок в структуре общей профессиональной компетентности преподавателя и может быть отнесена к разряду ключевых, как информационная или регулятивная. Ее рассматривают также как подструктуру отдельных видов компетентностей, входящую в общую профессиональную компетентность специалиста [3]. Коммуникативная компетентность является не только ключевой, являющейся гарантом эффективности научно-исследовательской деятельности, но и как самостоятельный элемент в профессиональной компетентности педагога.

Компетентностный подход, популярный на сегодняшний день в сфере образования, продиктованный условиями федеральных государственных образовательных стандартов, призывает к умению применять свои знания и умения на практике. Качество ориентирования личности в нестандартных профессиональных условиях показывает степень усвоенности компетенций. Научно-исследовательская деятельность развивает множество компетенций, позволяет их совершенствовать.

Научно-исследовательская работа студентов является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов, способных решать задачи современного вуза, предвидеть перспективы его развития. Данные качества будущий специалист сможет приобрести только при органичном соединении обучения с научно-исследовательской деятельностью. Научная работа- это не дополнение учебного процесса, а неотъемлемая составляющая.

Те компетенции, которые были не развиты на протяжении обучения в университете, начинают развиваться во время профессиональной деятельности в условиях исследования какой-либо научной сферы. Молодой преподаватель имеет более широкие возможности для реализации своих планов, проявления своей творческой составляющей.

К условиям, в которых преподаватель вуза осуществляет свою научно-исследовательскую деятельность, относятся:

  • разработанная вузом стратегическая инновационная программа развития;
  • участие научно-преподавательского состава в разработке инновационных проектов для реализации программы развития вуза;
  • обучение преподавателей на специальных курсах;
  • мониторинг педагогических инноваций, предложенных преподавателями вуза;
  • постоянный обмен между преподавателями лучшими результатами педагогических достижений;
  • материальная, информационная и организационная поддержка исследовательских направлений [5].

Но стоит заметить, что успех реализации научно-публикационных и научно-исследовательских разработок педагогических кадров зависит не столько от размера бюджетного финансирования, высокой рентабельности работ или грамотного управления этим процессом, сколько от творческого, научно и практически обоснованного отношения непосредственных исполнителей этой работы, их креативного научного мышления.

По нашему мнению, следует выделить следующие направления повышения научной активности преподавателей:

  • инновационная и исследовательская деятельность не может развиваться под давлением администрации. Должна быть сформирована система стимулов для этой деятельности;
  • необходима мотивация ученых к более качественной научной работе. Другими словами, важно не количество публикаций, а их качество;
  • мотивация преподавателей во многом зависит от благоприятной научной среды. Это достигается не только за счет материальных средств, но и за счет формирования положительного имиджа исследовательской работы, как в глазах преподавателей, так и студентов, с помощью информирования о научных достижениях различными способами;
  • основой кадровой политики должна выстпать оддержка наиболее перспективных, продуктивно работающих ученых;
  • необходимость стимулирования студенческой науки как посредством взаимодействия преподавателей и обучающихся, так и самостоятельной их научной работы;
  • возможность коммерциализации в академической среде. То есть активнее вовлекать преподавателей и студентов в научную деятельность для применения ее результатов на практике [6].

Финансовое обеспечение может осуществляться за счет:

  • средств федерального бюджета (это могут быть задания и заказы Министерства образования и науки, отраслевых министерств России и других органов власти, грантов и правительственных фондов поддержки науки, проектов научно-технических программ);
  • средств предприятий и организаций, общественных фондов поддержки науки, других учреждений различных форм собственности;
  • меценатской помощи и спонсорской;
  • собственных средств.

Проявить свои научные способности педагог может:

  • на момент организации и проведения научно-исследовательских работ со студентами;
  • в стремлении к инновационному поиску в работе в научной секции [7].

В соответствии с современными требованиями, научно-исследовательская деятельность должна развиваться и в электронной среде с использованием технических средств.

На наш взгляд, для еще более продуктивного обмена информацией необходимо развивать в рамках научно-исследовательской компоненты среду системы электронных публикаций и электронных периодических изданий научного профиля по тематике научного профиля, создавать виртуальные выставки научных достижений; проводить online-семинары и конференции. В электронной среде педагог развивает свою информационную компетенцию.

Кроме того, электронная среда помогает самообразованию педагога. Во время поиска информации, преподаватель находит темы, интересные для общего всестороннего развития.

Во многих университетах существует система планирования научно-исследовательской работы. В плане научно-исследовательской работы отражаются основные направления научных изысканий ученых на будущий период, а также план научной литературы.

На протяжении года отслеживается степень выполнения плана с помощью отчетов по исследовательской деятельности кафедр и структурных подразделений, занимающихся НИР. Таким образом реализуется процессный подход в управлении научно-исследовательской работой.

Среди научно-исследовательских умений преподавателей выделяют:

  • умение ставить проблему, находить эффективный и оптимальный способ ее решения;
  • умение вести поиск информации;
  • умение прогнозировать ситуации;
  • умение научно обосновывать и объяснять, показывать научно-практическое значение выявленного научного факта, закономерности или разработанной новой системы [8].

Что касается становления будущего специалиста-педагога, то необходимо отметить научно-исследовательскую деятельность как обязательную составную часть его обучения. Научно-исследовательская деятельность отражена в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).

Важность привлечения внимания к организации и проведению системной научно-исследовательской работы студентов обоснована Министерством образования Российской Федерации. В документах делается акцент на то, что творческая активность и проведение НИРС должно осуществляться на каждом курсе любого вуза.

Правильно организованная деятельность вуза, направленное на привлечение студентов к научной деятельности направляет выпускника на дальнейшую исследовательскую деятельность, в начале и в продолжение своего профессионального пути в роли педагога. Формы проведения НИРС на старших курсах – это курсовые работы, проекты, дипломные работы, научные эксперименты в рамках лабораторно-исследовательских практикумов. Участие в хоздоговорной или госбюджетной работе вместе с педагогами кафедры нацеливают студента на продолжение данной деятельности в будущем. Это позволяет сделать плавный переход от учебной деятельности к профессиональной.

Привлечение студентов к науке нужно для формирования их готовности к ведению всех видов деятельности для формирования профессиональных компетенций. Научно-исследовательская деятельность студента должна непрерывно и плавно переходить в экспериментально-исследовательскую деятельность специалиста.

Формирование интереса студентов старших курсов к научно-исследовательской деятельности должно пройти несколько этапов:

  1. Установочный этап. Здесь происходит формирование установки на профессиональную деятельность;
  2. Формирующий этап. На данном этапе формируются профессиональные направленности личности, усваиваются научные основы профессиональной деятельности;
  3. Развивающий этап. Здесь развивается готовность к креативной профессиональной деятельности, развиваются умения применять профессиональные знания в нестандартных ситуациях [9].

Для организации такого перехода создается научная группа в количестве нескольких студентов, желательно с разных курсов для осуществления преемственности знаний, опыта, непрерывности и четкой организации их работы [10].

Таким образом, научно-исследовательская деятельность для преподавателя – это возможность успешного развития своего профессионализма на основе педагогического творчества, инициативности, имеющегося опыта, применения информационно-коммуникационных средств и умения ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях. На наш взгляд, для развития научно-исследовательской составляющей необходимо активно использовать электронную среду, а именно сформировать среды системы электронных публикаций, создать виртуальные выставки научных достижений, проводить online-семинары и конференции для обмена опытом. Чем больше преподаватель занимается научной деятельностью и развивает свои разработки, тем больший вклад он делает в свое профессиональное становление, увеличивая конкурентоспособность всего вуза.

Ленчевская Татьяна Тимофеевна


Белебеевский медицинский колледж

По словам В.А. Сухомлинского первой ступенью профессионализма является исследовательская работа и педагогом-мастером может стать только тот, кто почувствовал в себе исследователя. Поэтому педагог-исследователь –это объективная социальная потребность, а хороший преподаватель должен быть исследователем.

Теоретический анализ работ показывает, что исследовательское творчество способствует формированию тех необходимых образований, которые как раз выделяются в качестве компонентов профессиональной компетентности. Так, например, исследовательская работа развивает оригинальное, творческое, нестандартное, дивергентное мышление - качества, необходимые для формирования профессионально-педагогического мышления. Вы скажете, почему сегодня так много говорится о компетентности. Это определяется изменившимися условиями и требованиями ситуации, которая сложилась в образовательной практике.

Модернизация профессионального образования России, предполагающая ее вхождение в Европейское образовательное пространство, развитие многоуровневого образования потребовали разработки новой парадигмы, целей, задач и содержания профессионального образования, а также формирования конкурентоспособной, мобильной и компетентной личности специалиста, соответствующей потребностям обновляемого общества.

Развитие в современной педагогике понимается как качественное изменение, наращивание личностных и профессиональных свойств, умений, знаний будущего специалиста. Существует несколько подходов к пониманию развития:

  1. Развитие - как интенсификация общего развития (Л. В. Занков).
  2. Развитие через способы учебной деятельности (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов).
  3. Как развитие творческих качеств и креативности как свойства личности (И. П. Иванов, Г.Н.Волков, Г.С.Альтшуллер и др.).
  4. Развитие как запуск самоуправляющих механизмов личности, как развитие субъекта педагогической деятельности (И. С. Якиманская, Г. К.Селевко, Г. И.Аксенова, P. M. Асадуллин).

Целью научно-исследовательской работы является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации. Научно-исследовательская работа преподавателей планируется и проводится в соответствии с целями и задачами учебного заведения, цикловых предметных комиссий, индивидуальных интересов, потребностей и возможностей преподавателей.

Основными видами научно-исследовательской деятельности преподавателей являются:

  • учеба в аспирантуре, соискательство;
  • творческая работа преподавателя;
  • педагогическая мастерская;
  • экспериментальная площадка;
  • апробация авторских и вариативных программ;
  • рецензирование и работа в редакционно-издательской комиссии;
  • участие в научно-практических, теоретических и педагогических конференциях, семинарах, совещаниях;
  • написание учебника, методического пособия и составление справочника, словаря, тематических сборников, хрестоматий, фонохрестоматий, буклетов;
  • написание статьи в сборники, журналы, газеты;
  • составление докладов, выступлений;
  • разработка лекций-конспектов по актуальным темам;
  • авторские семинары, уроки;
  • участие в конкурсах профессионального мастерства;
  • работа в аттестационной комиссии;
  • проведение диагностических исследований.

Проводится научно-исследовательская работа в соответствии с индивидуальными исследовательскими темами преподавателей, которые выбираются на основе индивидуальных образовательных запросов и интересов, а также востребованности данной темы исследования для учебного заведения и профессиональной подготовки. Всякое научное исследование - от творческого замысла до окончательного оформления научного труда - осуществляется весьма индивидуально. Но все жеможно определить общие методические подходы к его проведению.

Сущность: Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникновении и развитии, т.е. применения исторического подхода.

Изучать в научном смысле- это значит вести поисковые исследования, как бы заглядывай в будущее. Воображение, фантазия, мечта, опирающиеся на различные достижения науки и техники, - вот важнейшие факторы научного исследования.

Изучать в научном смысле- это значит быть научно объективным.Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. Дело в том, что сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты и даже открытия из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

Научное исследование это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теории.

Характеризуя научное исследование, обычно указывают на следующие его отличительные признаки:

  • это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;
  • это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытиенеизвестного, на выдвижение оригинальных идей,на новое освещение рассматриваемых вопросов;
  • оно характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены всистему и сам процесс исследования, и его результаты;
  • ему присуща строгая доказательность, последовательное обоснованиесделанных обобщений и выводов.

Любое научное исследование начинается с эмпирического опыта, поднимается до уровня теоретического исследования и возвращается в практику.

Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьях, монографиях, учебниках и т.д.) и лишь затем, после их всесторонней опенки используются в практике, учитываются в процессе практического познания и включаются в руководящие документы.

Критерии научно-исследовательской деятельности

1.Актуальность выбранного исследования.

2.Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.

3.Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх учебной программы.

4.Владение автором специальным и научным аппаратом.

5.Сформированность и аргументированность собственного мнения.

6.Практическая и теоретическая значимость исследования.

7.Четкость выводов, обобщающих исследование.

8.Грамотность оформления и защиты результатов исследования.

Выполняя исследовательскую деятельность, педагог осуществляет творческий анализ педагогических фактов и явлений, диагностирует их, вычленяет основные педагогические проблемы, апробирует способы их оптимального решения, прогнозирует педагогические явления, т.е. развивает исследовательские умения и навыки, т.е. идет процесс собственного саморазвития.

М. М. Алексеева, В. И. Яшина выделяют две группы таких умений, формируемых через исследовательское творчество:

Читайте также: