Право как фактор социальной регуляции поведения личности кратко

Обновлено: 06.07.2024

Жизнедеятельность человека в обществе регулируется социально-нормативными механизмами – социальными нормами и социальным контролем. В этом механизме одно из центральных мест занимает право, правовое регулирование – упорядочение общественных отношений путем обязательного подчинения поведения субъектов этих отношений госу-дарственно санкционированным правовым нормам.

Отражение в созна-нии людей правозначимых сторон действительности и психическую регуляцию человеком своего правозначимого поведения мы именуем правовой психологией.

Правовой психологией называется и раздел юридической психологии, который изучает психологические аспекты правопонимания, правотворчества, формирования индивидуального, группового и общественного правового сознания, правовой социализации личности и ее правоисполнительного поведения.

Право, правовая культура – историческое достижение цивилизации в области социо-нормативной регуляции жизнедеятельности общества. Аксиоматические постулаты права формировались в глубокой древности.

С развитием общечеловеческой культуры социальные ценности все более интегрировались в праве. В цивилизованном обществе само право стало базовой социальной ценностью. Развитое право демократично. Оно ограничивает власть государства в пользу граждан. Но и гражданин в правовом государстве становится способным к высокой гражданской саморегуляции своего поведения – оно становится правоприменительным. Такое поведение требует развитого правосознания, правового воспитания. Установка общественного и индивидуального сознания на правовые ценности – основа правореализации. Для этого необходимо понимание и интернализация права как основной базовой социальной ценности.

Право в цивилизованном обществе обеспечивает свободу личности от произвольных установлений, ее возможность самостоятельно проявлять свою социальную ответственность, не зависеть от диктата власти в про-явлении своей человеческой сущности.

От правопонимания – трактовки сущности права, отношения общества к праву – зависит состояние законности и правопорядка в данном обществе.

Право – это общеобязательный, общечеловеческий масштаб поведения. Нормативным выражением права является правовой закон. В правовом государстве верховенство принадлежит не закону вообще, а правовому закону, закону, несущему в себе социальное благо. Для определения этого качества закона необходимо соотнести его содержание с общеми-ровой практикой законотворчества, учитывать мировые демократические стандарты. Каждая принимаемая законодателем норма должна подвергаться социальной экспертизе, оцениваться с позиции ее соответствия актуальным потребностям общества, социально-психологическим механизмам взаимодействия людей, возможностям массового поведения. Закон должен адекватно отражать то явление общественной жизни, которое он призван урегулировать.

В правовой регуляции существенную роль играют средства воздействия на массовое правосознание, научно обоснованный прогноз поведения человека при различных правовых ситуациях. Законодатель должен адекватно отражать актуальные потребности социального развития общества, учитывать социально-психологические особенности функционирования личности. Престиж права зависит от соответствия законодательства как интересам общества, так и отдельной личности. Однако и сама личность должна быть подготовлена к правоусвоению и правореализации, обладать необходимой общей и правовой социализацией.

В ряде опубликованных работ мы рассматриваем проблемы общесоциальной и правовой адаптации личности (2,4,5,17,18,19).

Социальная адаптация – активное социально положительное приспо-собление индивида к условиям социальной среды.

Приспособление к социальной среде имеет свои разновидности, оно может быть и социально не адаптированным. Приспособленным к условиям жизни может быть и ловкий карьерист, и изворотливый политический деятель, и практически смышленый делец.

Социальная адаптированность трактуется нами как социально положительное поведение: все проявления асоциальности и тем более – антисоциальность – проявления социальной дезадаптации.

В результате наших исследований мы приходим к выводу: социализация – овладение личностью механизма социальной саморегуляции, самоподчинение личности социальным требованиям, ее переход от внешней детерминации (команд, приказов, инструкций) к внутренней социально ориентированной самодетерминации.

При низком уровне нравственного и интеллектуального развития индивида в его поведении преобладают спонтанно возникающие влечения. Психические структуры такого индивида не достаточно интегрированы, его низшие эмоции преобладают над высшими чувствами. Его социально обусловленные чувства не столь глубоки и интенсивны, чтобы обеспечивать устойчивый поведенческий самоконтроль.

В острых конфликтных ситуациях, в обстановке конфликта норм воз-можна регрессия поведения индивида – переход его на предшествующие уровни развития. Регрессия может распространяться на отдельные регу-ляционные компоненты – потребностно-мотивационные, смысловые, це-левые или операционные. Все это свидетельствует о том, что поведение человека не регулируется каким-то неизменным, стабильным механизмом правосознания. Оно имеет глубинные основания и в подсознании индивида.

В сложных социальных ситуациях, в условиях социально-идеологической и экономической трансформации к социальной адаптации личности предъявляются повышенные требования.

Кардинальные социальные преобразования порождают новые социальные функции и соответственно – социальные роли, изменяют статус социальных групп, обостряются различия в интересах, ценностных ориентациях, нормах поведения. Жизнедеятельность человека в этих условиях сопряжена с усложнением его психической саморегуляции. Общесоциальная стратегия жизнедеятельности индивида часто предопределяется корпоративными стратегиями, обостряется межгрупповая конкуренция, усиливается агрессивность низкостатусных групп, обостряется межэтническая враждебность. Поведение многих людей при этом дестабилизируется тем, что они включаются в несовместимые социальные группы – в группы с пртиворечивыми социальными ценностями, нормами. Возникающие социально-ролевые конфликты обусловливают внутриличностную конфликтность, – возникает раздвоение сознания личности, ее психическая дезинтеграция. Социально-экономический кризис усугубляется кризисом в социально- психологической сфере. Социально отклоняющееся поведение приобретает угрожающе широкое распространение.

Для формирования самодисциплины членов общества необходимо утверждение базовых ценностных ориентиров, предоставление личности возможности ее жизнеобеспечения новыми правомерными способами, повышенный социальный контроль, неотвратимость санкций за любое правонарушение, направленность общества на правовую социализацию личности.

Правовую социализацию личности мы трактуем как формирование у личности потребности правоисполнительного поведения.

Для того, чтобы человек вел себя правомерно, он должен принять (интернализировать) правоохраняемые социальные ценности, усвоить стереотипы правоисполнительного поведения.

Правовые представления, оценки и установки образуют правосознание личности. Правосознание – сфера сознания человека, связанная с правозначимыми явлениями. Оно подразделяется на общественное, групповое и индивидуальное. В исследовании анализируются особенности этих форм правосознания, механизмы их формирования.

Правосознание – сфера сознания человека, связанная с отражением правозначимых явлений и правосоотнесенной регуляцией поведения.

Правосознание мы не рассматриваем как некое обособленное психическое образование. Правосознание человека определяется его общей ценностной ориентацией, общей направленностью личности в отношении социальных ценностей, охраняемых правом.

Индивидуальное правосознание проявляется в мотивах правозначимых поведенческих актов, в особом структурно-личностном образовании – солидарности личности с правом на основе ее убеждения в необходимости соблюдения правовых норм или в правовом негативизме – в отрицании правовых ценностей. Солидарность личности с правом означает, что правоисполнительное поведение само по себе становится личностно принятой ценностью, самодовлеющим интересом личности.

Реализация правовых норм в реальном поведении человека – сложный психологический процесс. Однако не психологические процессы, взятые изолированно, деформируют человеческое поведение. Сознание регулирует поведение человека, но и само оно формируется теми условиями, в которых осуществляется жизнедеятельность индивида. (По вопросу о роли и сущности правосознания в психической саморегуляции индивида нами была инициирована дискуссия в научной печати) (25).

В результате исследования проблемы правосознания и правоисполнительного поведения мы приходим к следующим выводам:

Правоисполнительное поведение можно подразделить на три уровня:

(объективно правоисполнительное поведение (потребности личности, цели и средства их достижения совпадают с общественными требованиями);

(конформно-исполнительное поведение (цели и средства их достижения совпадают с общественными требованиями не в силу внутреннего убеждения личности, а в силу ее конформности);

(вынужденное законопослушное поведение (потребности, желания, интересы личности) не совпадают с общественными требованиями, но личность в силу боязни наказания подчиняется требованиям закона).

Объективно-правоисполнительное поведение формируется в результате правовой социализации личности.

Правовая социализация личности – это включение в ценностно-нормативную систему личности тех ценностей, которые охраняются правом, это овладение личностью правомерными способами поведения.

Дефектность правовой социализации личности может проявляться и в недооценке ценности права (правовой негативизм), и в безответном, легкомысленном отношении к требованиям закона (правовой инфальтилизм) и в активном неприятии норм права (правовой нигилизм).

Высшим уровнем правовой социализации является поведение личности на основе правосолидарных установок – (привычное правопослушное поведение как устойчивая особенность личности).

При этом нормы права соблюдаются не из страха наказания и даже не из чувства солидарности с правом, а по настоятельной нравственной потребности совершать только правомерные действия – жить достойно.

Правосознание личности в правовом обществе в значительной мере обусловлено господствующими в обществе идеями прав личности, правовым статусом личности, уровнем правореализации в данном обществе.

В условиях тоталитарных режимов происходит массовая деформация правосознания, коррекция которого в новых условиях значительно затруднена.

Жизнь и деятельность людей, в обществе регулируется социальными нормами и социальным контролем, где центральное место занимает право, обеспечивающее саморазвитие общества.

Правовое регулирование представляет собой упорядочение общественных отношений, когда человеку транслируется модель должного поведения в каких-то сложных, противоречивых и конфликтных жизненных ситуациях.

В юридической психологии есть раздел – правовая психология, которая изучает психологические механизмы действия права. Суть правовой психологии состоит в том, как те или иные лица выражают отношение к закону, праву и его представителям.

Отношения могут выступать в виде удовлетворенности, негодования, возмущения, в форме какого-либо ощущения.

Таким образом, правовое регулирование выступает как основная форма социального регулирования, которое упорядочивает жизнедеятельность общества и его поступательное развитие.

Правовое регулирование имеет концептуальную основу, которой является правопонимание, а от этого зависит реализация права.

Сегодня право понимается как основное средство реализации социальной целесообразности и справедливости.

Люди связывают справедливость с представлениями о том, какие должны быть отношения между собой, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, между заслугами людей и их общественным признанием.

Всё, что является нравственным, будет справедливым. Категория справедливости – это та социальная оценка, через которую рассматриваются поступки людей, результаты их поведения.

Социально должное должно быть справедливым. Этот эталон социально должного является основой права и его сущностью.

Те или иные правовые устои общества определяют правосознание людей, реальные условия их жизнедеятельности, нравственный опыт, традиции общества.

Готовые работы на аналогичную тему

Выделяется общественное, групповое, индивидуальное правосознание:

  • Правосознание общественное является сферой общественного сознания и отражает правозначимые явления общественной жизни, взаимодействуя с правовой идеологией. Правовая идеология есть система господствующих правовых идей, установок и взглядов.
  • Групповое правосознание зависит от узкогрупповых интересов, поэтому, как правило, стихийно, оно может быть асоциальным.
  • Более разнообразным является индивидуальное правосознание, для которого характерны различные уровни развития. Индивидуальное правосознание определяется правосознанием малых социальных групп.

В обычной жизни существенное значение имеют те модели поведения, которые люди сами создают на основе общих представлений о должном поведении. Правосознание это не какое-то обособленное психическое образование. Правосознание определяется общей ценностной ориентацией в отношении общества, способностью к соционормативной саморегуляции.

Психология правосознания

Проблема правосознания является ключевым основополагающим направлением юридической психологии.

Она решает следующие задачи:

  • укрепление законности и правопорядка;
  • качества деятельности и эффективности правоохранительных органов;
  • борьбы с преступностью, предупреждением её причин;
  • постижение механизмов социального взаимодействия людей;
  • познание движущих сил юридически значимого поведения.

Благодаря этому достигается познание и происходит преобразование окружающего мира.

Общественное, групповое и индивидуальное сознание имеют различные формы – политическую, моральную, эстетическую, религиозную, правовую, следовательно, правосознание представляет собой одну из форм общественного или индивидуального сознания.

Таким образом, совокупность чувств, эмоций, представлений, идей, взглядов, отражающих отношение людей к действующему праву, или к желаемому и есть правосознание.

  • правосознание отражает социальную действительность, оказывает на неё активное воздействие и является высшим уровнем отражения социально-экономических отношений;
  • вне личности, которая является конкретным его носителем, правосознание не существует;
  • правосознание отражает отношение людей к прошлому, современному, желаемому праву и правовым явлениям;
  • содержанием правосознания являются идеи, взгляды, представления, теории, чувства, эмоции, настроения, оценки, установки;
  • правосознание определяется правовыми устоями общества, реальными социально-экономическими условиями жизни людей, правовыми традициями и культурой, отношением общества к правовым явлениям;
  • жизненный опыт и социальная практика влияют на формирование правовых установок и мотивов, поэтому оно связано с процессом социализации личности.

Психология правовой социализации

Правовая социализация влияет на становление правовой культуры и формирование правосознания личности. Это часть единого процесса социализации, в ходе которого индивид усваивает образцы поведения, психологические установки, социальные нормы и ценности, знания, навыки, которые дают возможность успешного функционирования в обществе.

Осуществление социализации происходит в процессе общения, взаимодействия, совместной деятельности. Человек воспринимает и усваивает социокультурные элементы той среды, в которой он находится.

Интегрируя эти элементы в структуру своей личности, он приспосабливается или адаптируется к тому социальному окружению, где проживает.

Эффективное функционирование человека в обществе происходит благодаря социализации, но для этого индивид должен научиться правилам поведения своей социальной группы, усвоить принятые бытовые навыки, адаптироваться к определенным климатически условиям проживания, усвоить характерные для этой группы ценности, символы, традиции и идеологии.

Социализация происходит на протяжении всей жизни, начиная с детского возраста.

Во взрослом возрасте процесс социализации продолжается, потому что происходит смена социальных ценностей – смена статуса, места жительства, смена работы, вступление в брак, рождение детей и др.

Исходя из этого можно выделить два типа социализации: социализация первичная в детском возрасте; социализация вторичная – это последующий процесс, с помощью которого происходит интегрирование в новые секторы общества.

Гражданином родиться нельзя, им можно стать в результате взаимодействия с окружающей средой. Существует правовая социализация как часть общего процесса социализации личности.

Основная её цель заключается в психолого-правовом развитии личности, в достижении высокой правовой культуры.

По мнению русского правоведа А.С. Алексеева, жить в праве можно только тогда, когда право живет в человеке. Каждый человек должен хорошо понимать, что в обществе, в котором он живет, действуют конкретные законы, осознать, что они означают для него лично, что позволено, а что запрещено. Необходимо усвоить, какие наказания можно понести за нарушение законов и как защитить свои законные права.

Право — многогранное системное явление, обеспечивающее са­моразвитие общества. В теоретическом плане оно должно быть охва­чено всеми обществоведческими науками: философией, социологи­ей, психологией, теорией информации и др.

В интересующем нас аспекте право выступает как фактор гар­монизации личных интересов людей с общественной необходимо­стью.

В сфере права психология личности взаимодействует с общесоц. и групповыми ценностями, с соц. ожиданиями и установками. Юридические нормы транслируют человеку модель дол­жного поведения в сложных противоречивых, конфликтных жизнен­ных ситуациях. Право каждой эпохи охватывает все существенные особенности психического состояния общества, психологические особенности поведения людей данной эпохи.

Личностная автономия, утверждаемая правом, стала возможной лишь на определенном историческом этапе психического и социального раз­вития человека, когда внешние социальные регуляторы интериоризировлись - трансформировались в социально адаптированные внутри-личностные регуляционные механизмы. Право, не деформированное субъективными факторами, гарантирует свободу личности, но не все без­брежные проявления свободы, а только ту свободу, которая остается в рамках социальной целесообразности. Правоисполнительное пове­дение — это социально ориентированное поведение. Но существуют и абсолютные свободы личности, которые не требуют правовой коррек­тировки, которые безоговорочно принимаются (или должны быть при­няты) всеми правовыми системами — это всем известные основные права человека. Централизация в праве этих человеческих прав в свое время выразилась в возникновении естественной школы права.

Итак, право, правовое регулирование является основной формой со­циального регулирования. Регуляция социальных процессов — это на­правление поведения социальных общностей и отдельных индивидов в целях их оптимального функционирования и социального развития.

На каждом историческом этапе развития общества формируется своя система социального регулирования, своя мера общесоциально­го воздействия на поведение личности, возрастают и усложняются функции социальной регуляции.

Социальное регулирование обеспечивает упорядоченность жизнеде­ятельности общества, его поступательное развитие вне зависимости от случайных субъективных факторов. Оно связано с принятой в данном обществе системой ценностей, определяется общественным сознанием.

Уже в первоначальной форме человеческого общественного строя — в первобытной общине — сформировалась система дозволений и стро­гих запретов. Первоначально социальные требования соотносились с конкретными ситуациями, но затем становились все более обобщенными.

Кардинальные изменения в механизме социальной регуляции про­изошли при переходе человеческого общества к эпохе цивилизации.

По мере развития производительных возможностей поведение че­ловека становилось все более автономным, все менее зависимым от общины. Формируется общесоциальная система отношений, которая уже не могла охватываться конкретными обычаями отдельных общин. Так возникла необходимость особого института социальной регуля­ции — института права, института специализированного, юридичес­кого регулирования основных социальных процессов, социально зна­чимых поведенческих проявлений. Таким образом, право возникло из необходимости предоставления свободному человеку определен­ных дозволений и наряду с этим из необходимости упорядочить и ог­раничить индивидуальную активность интересами социума. Перво­начально юридические нормы совпадали с обычаями. Юридические запреты приравнивались к традиционным родовым запретам — табу. Так возникла и развивалась социально-регулятивная культура чело­вечества, которая и является основным признаком цивилизации.

Уже у своих истоков право было связано с появлением особого ин­ститута социальной власти — с возникновением государства, его специ­ализированных правовых органов: суда, полиции, карательных учреж­дений. С этого времени право превращается в институциональное нор­мативное образование. Но после альянса права и государства возникла опасность отрыва права от социальных потребностей общества, опас­ность подчинения самого права государству, опасность его этатизации. И эта опасность превратилась в историческую реальность. В определен­ные исторические периоды право подверглось социальному отчуждению, что явилось извращением самой первоначальной его сущности.

Этатизация права, экспансия влас­ти государства на все сферы жизни общества приходится на рассвет средневековых абсолютных монархий, когда политическая власть сконцентрировалась в одних руках, а государственный аппарат пре­дельно бюрократизировался. Организационно-контрольные функции монархического государства стали подавлять прогрессивные соци­альные тенденции. Государственное управление становилось избы­точным и в силу этого репрессивным. Административный гнет рас­пространился на законность и общественный порядок.

Жизнедеятельность человека в обществе регулируется социально-нормативными механизмами – социальными нормами и социальным контролем. В этом механизме центральное место занимает право, правовое регулирование – упорядочение общественных отношений путем обязательного подчинения поведения субъектов этих отношений государственно-санкционированным нормам. Отражение в сознании людей правозначимых сторон действительности и психическая регуляция человеком своего правозначимого поведения называется правовой психологией.

Содержание

1. Право как фактор социальной регуляции поведения индивида;
2. Дайте характеристику преступной группе несовершеннолетних по половозрастным признакам;
3. Составьте психологический портрет женщины-жертвы сексуальной агрессии;
4. Проблема ценностей и их связь с социально-нормативной и противоправным поведением личности;
5. Личность эксперта-психолога.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

Законоисполнительное поведение - поведение социально адаптированное, т.е. приспособленное к условиям жизнедеятельности данной социальной общности. Наивысшей формой социальной адаптации является интернализация социальных норм, требований, образцов поведения.

Однако могут быть и другие формы социальной адаптации, иногда граничащие с социальной неадаптированностью - адаптация на основе принуждения, эгоистического расчета, приспособленчества.

В своем развитии индивидуальное правосознание характеризуется противоречивостью, неравномерностью, гармоничностью или дисгармоничностью. Для него могут быть характерны отдельные дефекты в познании и оценке отдельных правовых явлений.

В ряде случаев индивидуальное правосознание вступает в противоречие с общественным правосознанием. Это противоречие не всегда проявляется в правонарушении. Оно может оставаться скрытым, латентным. При этом поведение личности может быть законопослушным, но мотивы такого поведения могут заключаться не в принятии норм права, а иметь конъюнктурный характер. Степень социальной адаптации может быть различной, но четкая грань между социально адаптированным и не адаптированным поведением определяется законом. Все разновидности преступлений - это разновидности социально не адекватного, не адаптированного поведения.

В профилактике преступлений нет и не может быть каких-либо отдельных универсальных мер. Только система психологически обоснованных мер, содействующих социальной адаптации личности -надежная основа криминально-профилактической деятельности.

Поведение часто объясняют социальной установкой личности. Установку не следует рассматривать как систему осознанных отношений. Установка - это подсознательная готовность к стереотипным реакциям. Следовательно, для преодоления преступности необходимо исследовать не только сферу правосознания, но и сферу подсознания, механизм формирования поведенческих штампов, шаблонов, стереотипов. В социальной адаптации индивида эта сфера поведенческой регуляции имеет не менее существенное значение, чем сознательное поведение. Для устойчивого законоисполнительного поведения необходима стереотипная готовность действовать в определенных обстоятельствах определенным, правомерным образом.

Адаптированное поведение Социализированное - осознание и принятие культурных и моральных ценностей, развитое чувство долга, устойчивый контроль над поведением, адекватность поведения реальным условиям

Неадаптированное поведение Асоциальность - пренебрежение к культурным и моральным ценностям, социальная индифферентность, плохое понимание окружающей действительности, субъективизм, низкий уровень самоконтроля. Антисоциальность - преступное поведение.

Фундаментальными факторами социально положительного поведения человека является положительное эмоционально-оценочное отношение личности к общесоциальным нормам.

Вор стыдится нарушить нормы только воровской шайки и не стыдится нарушить нормы честных людей. Чем слабее узы, связывающие человека с социальной общностью, тем меньше у него оснований стыдиться при нарушении норм этой общности. И наоборот, чем более разносторонни и глубоки эти связи, тем более эффективен самоконтроль поведения.

Около 90% опрашиваемых ответили утвердительно. Между тем по венгерскому законодательству недонесение о готовящемся убийстве не влечет ответственности.

В большинстве случаев люди руководствуются не действующей правовой нормой, а своими представлениями о ней. Но у социализированной личности расхождение между действительной нормой и представлением о ней, как правило, незначительно.

Какими качествами должен обладать психолог, занимающийся экспертной практикой? Самые важные качества – неравнодушное отношение к человеку, который проходит обследование, доброжелательность, неподдельный интерес к человеку, его труду, профессиональной судьбе. Недопустимо проявление грубости, какого-либо насилия, давления на личность обследуемого со стороны психолога. Психологу важно справляться с ситуациями возможного негативизма и даже агрессии со стороны обследуемых и справляться с ними терпеливо и доброжелательно. Такое поведение нередко требует душевных затрат со стороны психолога и поэтому ему самому важно обладать хорошим физическим и психическим здоровьем. Но успех работы психолога в главном определяется его квалификацией, глубокими знаниями в области фундаментальных основ психологии, биологии, и связанных с ними возможностей частных диагностических методик. Психологу важно быть в курсе последних достижений науки, практики, совершенствоваться, развиваться, а не стоять на месте.

Основной процессуальной обязанностью эксперта-психолога является дача объективного заключения на основе проведенных исследований в соответствии с его специальными познаниями по вопросам, поставленным перед ним органом, ведущим производство по делу. При этом каждый член экспертной комиссии несет личную ответственность за данное им заключение. Кроме того, эксперт-психолог обязан:

1) явиться по вызову органа, назначившего экспертизу, и в частности на допрос, и дать правдивые показания по поводу проведенного исследования и данного заключения. В соответствии с действующим законодательством, при допросе эксперт-психолог обязан отвечать лишь на те вопросы, которые относятся к предмету судебно-психологической экспертизы. На допросе у следователя эксперт имеет право изложить свои ответы собственноручно;

2) заявить самоотвод при наличии ряда оснований, указанных в законе.

Эксперт не может участвовать в рассмотрении дела, если:

а) он является потерпевшим, свидетелем, кем-нибудь из участников дела или их представителем;

б) он является родственником потерпевшего, обвиняемого или их законных представителей, а также родственником обвинителя, защитника или лица, производившего дознание;

в) он находится или находился в служебной или иной зависимости от обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца или ответчика;

г) он участвовал в деле в качестве специалиста;

д) имеются другие обстоятельства, которые дают основание считать, что эксперт лично заинтересован в уголовном деле;

3) не разглашать данные предварительного расследования без разрешения органа дознания, следователя, прокурора;

4) сообщить в письменном виде о невозможности дать заключение, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных психологических познаний или предоставленные материалы недостаточны для дачи заключения. Если вопрос, внесенный в определение следователя или постановление суда, не входит в компетенцию эксперта-психолога, то он не должен его игнорировать, а обязан аргументирование обосновать в своем заключении, почему на данный вопрос невозможно дать ответ. Если же в уголовном деле или медицинской документации не хватает данных для составления полного заключения, то психолог-эксперт вначале ходатайствует о предоставлении ему этих дополнительных материалов, указывая конкретно, какие именно данные должен собрать и передать ему следователь (например, данные о предыдущих экспериментально- психологических обследованиях подэкспертного, допросы родственников и сослуживцев о личности испытуемого и т.п.), и только в том случае, когда его ходатайство остается без удовлетворения, он обосновывает в своем заключении невозможность ответить на поставленные перед ним вопросы.

Читайте также: