Права и обязанности несовершеннолетних в школе проект

Обновлено: 02.07.2024

В Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что Россия является правовым государством, следовательно права граждан являются наивысшей ценностью.
Несовершеннолетние не являются исключением и их права также являются ценностью правового государства. К сожалению, не все граждане в нашем государстве знают свои права, и не все выполняют свои обязанности, а тем более несовершеннолетние.
Знание несовершеннолетними гражданами своих прав и выполнение обязанностей является залогом их гражданственности, ответственности, правового сознания и правомерного поведения, а также самостоятельности, толерантности, способности к социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Гипотеза: незнание несовершеннолетними своих прав и свобод, понижает их правовую грамотность.

Цель работы: повысить правовую грамотность несовершеннолетних за счет мероприятий направленных на популяризацию прав и свобод несовершеннолетних.

Задачи:

  • исследовать понятие и сущность прав и обязанностей несовершеннолетних,
  • проанализировать нормативно-правовые акты,
  • провести исследование правовой грамотности несовершеннолетних,
  • разработать план мероприятий, направленных на повышение правовой грамотности несовершеннолетних.

Предмет исследования: особенности формирования правовой культуры (знание прав и обязанностей) несовершеннолетних.

Объект исследования: правосознание и правовое поведение в подростковой среде.

Методологию исследования составили теоретические (анализ, объяснение) и эмпирические (анкетирование, обработка данных) методы исследования.

Результаты

Итак, в заключении работы над проектом могу сказать, что я выполнила все поставленные задачи: изучил информацию о правах и обязанностях несовершеннолетних, создала опрос и провела его анализ.
Также эта исследовательская работа убедила меня в том, что несовершеннолетние не знают своих прав и обязанностей. Это доказывает опрос,который я провела.
После всей работы над проектом, я считаю, что подтвердила его гипотезу: незнание несовершеннолетними своих прав и свобод, понижает их правовую грамотность.

Содержание работы

Если прикрепленный файл не отображается, перегрузите, пожалуйста, страницу

Дандарова Инга Борисовна

Актуальность исследования. Поведение, взгляды, жизненные позиции формируются у каждого человека в детские годы. Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью пользоваться ими в любой жизненной ситуации. Но, как показывает статистика, во многих случаях дети не имеют доступа к материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим вопросы правового положения несовершеннолетних.

Гипотеза: Большинство несовершеннолетних в возрасте от 12 до 18 лет не знают о своих правах и обязанностях.

Цель работы: выявитьуровень знаний детей о своих правах и обязанностях.

1. Проанализировать имеют ли учащиеся представление о своих правах и обязанностях;

2. Выявить соблюдение прав детей в различных жизненных ситуациях.

Предмет исследования: Права и обязанности несовершеннолетних.

Объект исследования: Ученики школы-интерната №22 (7-11).

Методы исследования: Анкетирование, моделирование, анализ и синтез, сравнение.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Люди постоянно взаимодействуют между собой посредством различных институтов, ими же созданных. Одним из них является право. Это специфическое явление появилось достаточно давно в процессе поиска людьми наилучшего способа контроля себе подобных. Сегодня благодаря праву осуществляется практически весь круговорот жизни населения планеты. Более того, это социальное явление множество раз видоизменялось, что привело к появлению большого числа видов права. Следует отметить, что указанное взаимодействие существует благодаря неотъемлемым атрибутам, которыми наделен каждый без исключения человек, гражданин или объединения физических лиц. Этими атрибутами являются права и обязанности.

1. Безусловные для выполнения действия, по общественным требованиям или внутренним побуждениям.

2. Служба, круг действий, связанных с исполнением какой-нибудь должности.

Обязанности гражданина закреплены в статьях Гражданского Кодекса РФ и Конституции РФ . К конституционным обязанностям человека и гражданина относятся: Соблюдение Конституции РФ и законов РФ (статья 15, часть 2). Уважение прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3). Забота о детях и нетрудоспособных родителях (статья 38, части 2, Получение основного общего образования (статья 43, часть 4).Забота о памятниках истории культуры (статья 44, часть 3).Уплата налогов и сборов (статья 57). Охрана природы и окружающей среды (статья 58).Защита Отечества (статья 59).Существуют моральные обязанности — это обязанности, связанные с выполнением моральных устоев,принятыхв том или ином обществе.Иногда такие обязанности отражаются в законодательстве и имеют силу закона. (Например, содержание детьми престарелых родителей). Конституция Российской Федерации корреспондирует, какими обязанностями и степенью ответственности наделены несовершеннолетние дети в России. Таковыми являются: получение основного общего образования (данная обязанность ложится на плечи не только самого несовершеннолетнего,но и его родителей или других законных представителей); соблюдение правил поведения, регламентированных социальной группой, в которой состоит ребенок; выполнение трудовых обязанностей, если осуществляется работа по трудовому договору; соблюдение устава образовательного учреждения; для ребенка мужского пола — постановка на воинский учет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В учебно-исследовательском проекте поднимается проблема формирования правовой культуры школьников, в частности возможность поднятия уровня правовой культуры посредством обучения основам права в подростковом возрасте.

Права и обязанности подростка

Бекетова Анна Юрьевна

Акопова Наталья Сергеевна,

учитель истории, обществознания

г. Туапсе 2014год

Бекетова Анна Юрьевна

Краснодарский край, Туапсинский район, город Туапсе

МБОУ СОШ «Средняя общеобразовательная

школа №10 имени Героя Советского Союза

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ И В СЕМЬЕ

Научный руководитель : Акопова Наталья Сергеевна,

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №10

В учебно-исследовательском проекте поднимается проблема формирования правовой культуры школьников, в частности возможность поднятия уровня правовой культуры посредством обучения основам права в подростковом возрасте.

Актуальность темы исследования обусловлена развитием демократии в нашем обществе и процессом формирования правого государства.

Школа призвана дать знания, выработать навыки и умения, обеспечить развитие детей. Одновременно школа выполняет и оздоровительную роль, так как здоровье – это главная человеческая ценность.

Дети часто непоседливы. Одни дерутся, другие толкаются, а иногда просто играют так, что у взрослых заходится сердце. Многие из детей не знают своих обязанностей либо не желают их соблюдать. А нарушение обязанностей всегда приводит к последствиям, и кто за них будет отвечать, ребята часто не задумываются.

Цель данной работы: исследовать уровень знаний учащихся о своих правах и определить степень соблюдения прав и обязанностей ребенка в школе;
Задачи исследования:

Исследовать причины того, для чего нужны права ребенка;

Выяснить степень осведомленности учащихся о своих правах и обязанностях;

3. Определить права подростков;

4. Осознать свои права и уметь их защищать;

5. Находить пути решения;

6. Знать и уважать закон.

собрать материал, который говорит о правах и обязанностях подростков в школе и дома;

изучить правовые акты и содержащиеся в них права и обязанности подростков в школе и дома;

использовать материал на классном часе и на родительском собрании с учащимися.

Гипотеза:
Если я буду знать документы, в которых изложены права ребёнка, то я смогу их разъяснить своим друзьям, одноклассникам, взрослым, так как это необходимо для защиты всех детей.

Подросток является гражданином своего государства, обладает неотъемлемыми правами, закрепленными за ним Конституцией государства и международными правовыми актами.

В нашей стране международная Конвенция о правах ребенка закреплена в гражданском, семейном и трудовом законодательстве.

Бекетова Анна Юрьевна

Краснодарский край, Туапсинский район, город Туапсе

МБОУ СОШ «Средняя общеобразовательная

школа №10 имени Героя Советского Союза

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ И В СЕМЬЕ

Научный руководитель : Акопова Наталья Сергеевна,

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №10

У человека есть права, ребенок – человек, значит, у ребенка тоже есть права.
Уважение прав человека начинается с уважения прав детей.

Законы, регулирующие права ребенка: 1-ый уровень – международный 1959 год- принятие ООН Декларации прав ребенка 1989 год- принятие Конвенции о правах ребенка 2 – ой уровень – государственный Конституция РФ Семейный кодекс Гражданский кодекс

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились учителя и ученики, одновременно с ними появились главные вопросы: что ученики могут делать и что нет? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

Что означает слово “право”? Право - это система правил (норм) поведения, регулирующих отношения людей в обществе, установленные и охраняемые государством.

Каждый из нас должен знать и помнить, что при осуществлении собственных прав, недопустимо нарушение прав других людей.

“Какой мерой хочешь, чтобы тебя мерили, такой и ты мерь, и как хочешь, чтобы с тобой поступали, так и ты поступай” – так представляли себе взаимосвязь прав и обязанностей библейские мудрецы, с мнением которых нельзя не согласиться.

Если человек является гражданином России, он имеет права и обязанности.

Мы знаем, что основными документами, в которых записаны права ребенка, являются: Конституция Российской Федерации, Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка.

Ныне действующая Конституция Российской Федерации в нашей стране была принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием. Всего в Конституции 137 статей.

Декларация прав ребёнка – международный документ. В нем задекларированы основные принципы, рекомендации. Всего их десять.

Конвенция в переводе с латинского – договор, соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые ее подписали. Она содержит три части, 54 статьи.

Основные права, зафиксированные в Конституции Российской Федерации, можно квалифицировать на[2,с.3-5]

личные (право на жизнь);

политические (право на свободу слова, совести);

гражданские (избирательное право);

социально-экономические (право на труд, на отдых, образование, чистую экологию);

культурные (право на свою национальную культуру, язык).

Более подробно остановимся на праве на образование.

Это право записано не только в Конституции Российской Федерации, но и в Декларации прав ребенка. Принцип 7 этой декларации гласит: « Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях.

Это право отражено и в статье 28 Конвенции о правах ребенка. В этой статье сказано, что государства-участники признают право ребенка на образование.

Таким образом: основные права и свободы, получившие своё закрепление в Конституции РФ, соответствуют международному перечню прав и свобод. (Приложение № 1)

Во всех этих документах говорится не только о правах, но и об обязанностях детей, как учеников.

Основными обязанностями школьников (детей) в данных актах явилось[3,с.66]:

Выполнять требования Устава Школы;

Достойно, культурно вести себя в школе и за её пределами, заботиться о чести и поддержании традиций школы, её авторитете;

Уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы;

Соблюдать правила поведения, внутреннего распорядка школы;

Беречь школьное имущество.

1.2. Виды ответственности

Если мы обратимся к толковому словарю, то узнаем следующее. Ответственность - это необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них. Нарушение обязанностей всегда приведет к определенному виду ответственности.

Г) Гражданско – правовой ( материальный)

Несовершеннолетние школьники при определенных условиях тоже несут дисциплинарную, уголовную, административную и иную ответственность.

А) Рассмотрим дисциплинарную ответственность ученика за нарушение его основных школьных обязанностей

Например, всем известно, что урок является основной формой получения знаний. А успехи в учебе связаны с посещаемостью уроков и поведением на них.[3,с.67]

Основные виды нарушений

Пропуски уроков недопустимы без уважительной причины.

• учащиеся пропустившие уроки по уважительной причине, обязаны отработать все домашние задания, выполненные классом по предмету за время отсутствия

Опоздание на уроки.

Опоздания также определяются по двум категориям

– опоздания по уважительной причине;

– опоздание без уважительной причины.

• Оправдывать опоздания могут родители учащихся, предоставив оправдательный документ в день опоздания учащегося на уроки

• Опоздания на уроки из-за задержки в столовой расцениваются как опоздания без уважительной причины.

• Систематические опоздания без уважительной причины являются грубейшим нарушением дисциплины.

• Ученика, опоздавшего на урок без уважительной причины, могут обязать дать письменное объяснение

Уход с уроков в течение дня. Уклонение от учебы.

Самовольный уход с уроков расценивается как уклонение от учебы и грубейшее нарушение дисциплины.

Нарушение дисциплины на уроках, правил поведения на переменах

Намеренное нарушение дисциплины на уроках, правил поведения на переменах является грубым нарушением Правил внутреннего распорядка

Порча школьного имущества.

Ученик, случайно или намеренно выбивший стекло, сломавший стул, стол, совершивший другие действия, обязан отремонтировать вещь или возместить ущерб материально

• За испорченные и утерянные учебники, испорченное другое имущество ученики несут не только дисциплинарную ответственность, но и родители учащегося несут материальную ответственность.

Курение в школе и на ее территории, употребление алкогольных напитков, наркотических средств.

Курение в школе и на ее территории является грубейшим нарушением Правил внутреннего распорядка, санитарно-гигиенических норм, противопожарной безопасности, что влечет за собой не только дисциплинарное взыскание, но и административное наказание подростка и его родителей

За распитие спиртных напитков и употребление наркотических средств учащийся может быть поставлен на учет к наркологу, в отдел по делам несовершеннолетних

1.вызов учащегося в качестве предупреждения:

• к заместителю директора школы,

• на совет профилактики,

• к директору школы (с родителями);

2.обсуждение на заседании:

• классного родительского комитета,

• совещании при директоре,

3.учащемуся может быть объявлено Приказом директора по школе:

• за систематическое грубое нарушение Правил внутреннего распорядка педагогический совет вправе ходатайствовать перед Отделом по делам несовершеннолетних о наказании родителей за неправильное воспитание, о наказании учащихся;

4.за совершение правонарушений, уклонение от учебы учащийся может быть поставлен:

• на внутришкольный учет;

• на учет в Отдел по делам несовершеннолетних;

• за совершение правонарушений, систематическое грубое нарушение Правил внутреннего распорядка к учащемуся, может быть применена крайняя мера – исключение из школы.

И вот еще об одном наблюдении хочется сказать.

В каждой школе есть учебный план, в котором расписана по классам основная общеобразовательная программа (какие предметы, сколько часов и т.д.), а также дополнительные задания, кружки и факультативы. Основная программа – бесплатна и обязательна для школьника, а вот посещение дополнительных занятий может быть только добровольным. Учитель не может заставить ученика ходить на дополнительные занятия, которые не входят в основную программу. Но с другой стороны мы сами лишаем себя права на получение бесплатного дополнительного образования по какому-либо предмету.[3,с.54]

Но ведь оставляя в классах после себя грязь и мусор мы не выполняем своей обязанности - соблюдать чистоту в классе и школе. Таким образом убрать за собой - наша обязанность.

Если ребенок трудится во благо школы разве это плохо?

В результате своей исследовательской работы я сделала следующие выводы:

Возможность иметь права человек получает с момента рождения. Жизнь для человека является главной ценностью.

Человек не может быть совершенно свободным в обществе, он должен иметь права и соблюдать обязанности, иначе жизнь превратится в сплошную неразбериху.

Стало понятно, что каждый человек может пользоваться своими правами, не нарушая и уважая права других людей.

Изучать права необходимо с детства и пополнять запас знаний всю жизнь.

Многие родители основную ответственность за воспитание своих детей возлагают на школу, где дети проводят большую часть своего времени.

Я считаю, что такое отношение снижает ответственность, как у моих сверстников, так и у их родителей. В соответствии с правилами Семейного кодекса РФ родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами, они несут ответственность за воспитание и развитие детей ( статья 63 СК РФ). А мне и моим сверстником необходимо быть более внимательными и ответственными, уметь соблюдать обязанности и уметь отвечать за свои действия.

Если же поделить ответственность за наши поступки и воспитание, здоровье “на троих” – то есть на детей, семью и школу, – то доля ответственности каждого окажется более справедливой.

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Проект "Права подростка в современном обществе"


В процессе работы над детской исследовательской работой по обществознанию на тему "Права подростка в современном обществе" автором была поставлена цель, повысить правовую культуру, законопослушное поведение и гражданскую ответственность подростков в школе, в связи с тем, что в современном мире проблема прав и свобод человека и гражданина занимает одно из ведущих мест в международных отношениях.

Подробнее о работе:


В ученическом проекте по обществознанию "Права подростка в современном обществе" автором была исследована литература по данной теме, рассмотрены понятия "право", "правовой статус" "правовой статус подростка", дана характеристика основных законодательных документов, регламентирующих права и свободу подростков в международных отношениях, во внутригосударственной жизни и общественном сознании.

Готовая исследовательская работа по обществознанию на тему "Права подростка в современном обществе" содержит теоретические сведения о праве и правовом статусе подростка, содержит выдержки о правах подростков из основных законодательных документов, подробно изучает вопрос о правах ребенка в сфере образования. Автор проводит анкетирование среди одноклассников, по результатам которого определяет уровень их осведомленности в вопросе о правах подростка.

Оглавление

Введение
1. Право и правовой статус подростка.
2. Документы, отражающие права подростка.
3. Права ребенка в сфере образования.
4. Исследование уровня правовых знаний обучающихся 7 -8 классов.
Заключение
Литература

Введение


Цель проекта: повышение правовой культуры, законопослушного поведения и гражданской ответственности подростков в школе.

  1. изучить документы, отражающие права подростка;
  2. провести анкетирование по проблеме "Формирование правового сознания и поведения современных школьников";
  3. подготовить рекомендации и выработать кодекс класс.

Проблемный вопрос: какие права имеет подросток в нашей стране?

В нашей стране проблема прав ребёнка и защиты детства почти всегда стояла особенно остро.

Все чаще попадают в поле зрение общественности факты нарушений прав детей в основных сферах их жизнедеятельности: образовании, медицинском и социальном обслуживании, воспитании в семье и специальных учреждениях

Практическая значимость полученных результатов: материалы данной проекта могут использоваться в качестве пособия на классных часах при обсуждении данной темы, на уроках обществознания.

Актуальность исследования. В современном мире проблема прав и свобод человека и гражданина занимает одно из ведущих мест в международных отношениях, во внутригосударственной жизни и общественном сознании.

Конституция России провозгласила, что права и свободы человека являются высшей ценностью, которая определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления; права человека обеспечиваются правосудием. Каждый человек, в какой бы стране он не жил, хочет быть здоровым и счастливым, хочет жить в мире и безопасности.

И у детей, и у взрослых есть человеческие права и разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей.

О своих обязанностях по отношению к детям должны знать и помнить все взрослые. Но этого мало. Важно, чтобы свои права знали и умели защитить дети. Все мы разные: у нас разные лица, цвет волос, разные увлечения, разный характер…Но нет ли чего-то общего, что нас объединяет?

Мы – дети своих мам и пап, в школе мы – ученики; на улице мы – пешеходы; в театре – зрители; а еще все мы имеем права.

Мы живём в правовой стране. Право - это нормы, установленные государством, – это правила, по которым все живут в стране и которые регулирует отношения между людьми, между странами. У людей много общего и права каждого надо уважать, но знать надо не только свои права, но и свои обязанности.

В нашей стране проблема прав ребёнка и защиты детства почти всегда стояла особенно остро. Российские дети, по данным статистики, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет.Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей. 60 % сирот, достигших трёх лет, попадают в специальные интернаты, 348 тыс. семей состоят на учете в ОДН.

Для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей. Задача взрослых – помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным

членом общества, создать ребенку условия для нормального физического и интеллектуального развития.

В настоящее время достаточно актуален вопрос о соблюдении и защите прав ребенка, о построении в обществе правовых отношений. Все чаще попадают в поле зрение общественности факты нарушений прав детей в основных сферах их жизнедеятельности: образовании, медицинском и социальном обслуживании, воспитании в семье и специальных учреждениях.

В масштабах страны всё это приводит к росту преступности несовершеннолетних, детскому алкоголизму и наркомании, социальному сиротству и педагогической запущенности, безнадзорности, беспризорности и другим негативным явлениям, которые препятствуют успешной социализации.

Предмет исследования: права подростков в современном обществе

Методы исследования: анализ литературы и нормативно- правовых документов, обобщение и систематизация материала по данной теме.

Право и правовой статус подростка

Юридическое право дифференцировано по отраслям: семейное, гражданское, уголовное и другие.

Право — это совокупность установленных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

Правовой статус ребенка — его права, обязанности и ответственность от рождения до достижения совершеннолетия. Законными представителями ребенка при осуществлении им своих прав являются родители или лица, их заменяющие.

Впервые подросток рассматривается не как объект правовой деятельности, за которого все решают взрослые, но и как субъект, имеющий собственные интересы и взгляды.

Многие школьники имеют недостаточный уровень правовых знаний, умений, опыта правопослушного поведения, правовой компетентности.

Мы можем сказать, что права человека – это способ разрешения неизбежно возникающих в обществе конфликтов, это те правила отношений, которые обязательны и для государства и для отдельной личности.

Документы, отражающие права подростка

Права и свободы человека и гражданина нашли закрепление в международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему 1966 г., Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.), в конституциях государств и внутренних законодательных и иных нормативных актах. Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию.

Основными международными документами по защите прав ребенка являются:

В течение 10 лет (с 1979г. по 1989г.) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.

Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.

Главная цель Конвенции – максимальная защита интересов ребенка. Если будут соблюдаться все потребности и права ребенка, то мы получим счастливого, здорового, умного, образованного, талантливого гражданина.

В соответствии с этими принципами:

  • Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.
  • Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.
  • Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
  • Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
  • Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
  • Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
  • Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.
  • Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
  • Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.
  • Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
  • Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.
  • Ребенок имеет право на защиту от всех форм эксплуатации и совращения.
  • Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.
  • Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
  • Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.
  • Общество меняется и развивается, будет меняться и развиваться, а, следовательно, меняются и представления людей о своих правах.

Читайте также: