Права человека как ценность политической культуры кратко

Обновлено: 04.07.2024

Закон и правосознание. Правовая культура — это комплекс ценностей и регулятивов, на основе которых во всех областях жизни, подпадающих под нормы права, строится практика взаимоотношений и действий людей, а также различного рода организаций.

Нормы права — это юридические законы. Правопорядок — это реально осуществляемое проведение законов в жизнь. Совокупность представлений о праве называют правосознанием

Право (система действующих в обществе юридических законов) и правосознание — это два

основных компонента правовой культуры..

Основные типы правовых систем.

ü Традиционный: Правовые системы традиционного типа построены на существующих в данной культуре обычаях и традициях. Нет письменных законов.

ü Религиозный: Законы даны раз и навсегда в священных книгах.

ü Континентально-европейский: имеют одним из главных своих исторических источников

римское право. Особенностью их является разделение правообразования (законодательства) и

правоприменения. Законодателями являются органы государственной власти, а правоприменителями — суды.

ü Англосаксонский: также используют принципы римского права, но обладают и

Правовая культура выступает, во-первых, как культура законодательства, во-вторых, как

правовая культура власти, и в-третьих, как правовая культура населения. Отсюда вытекают

три ее важнейших функции.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

1. Правовая культура обусловливает характер и формы законодательства. Она воплощается в

законотворческой деятельности государства. От нее зависит, насколько эта деятельность отве-

чает социокультурным потребностям, уровню развития экономики и духовной жизни общества.

2. Правовая культура проявляется в действиях властей. Присущая властям правовая культура определяет их собственное отношение к создаваемым ими законам. Существенное значение в этом плане имеет, прежде всего, вопрос о том, насколько государственные органы в своей деятельности следуют принципам права и пресекают нарушения юридических норм.

3. Правовая культура определяет правовое поведение населения. Она выражается в том,

Политическая культура — это совокупность регулятивов и ценностей, определяющих участие

людей в политической жизни.

Политика-область человеческих отношений и взаимодействий по поводу власти.

Власть- способность определять поведение другого человека. Государственная власть-высшая (суверенная) власть в обществе.

Функции политической культуры.

- формирует отношение людей к существующей власти.

- обусловливает политическую организацию общества.

применение физической силы представляется легитимным (правомерным, законным) только тогда, когда это делается от имени государственной власти.

Существуют три основных типа легитимной власти:

1) традиционная власть, основанная на вере в священность издревле существующих обычаев;

2) харизматическая власть, основана на вере в особые качества правителя, на личных отношениях между властителями и подчиненными. Назначение также по личной преданности.

3) легальная власть, опирающаяся на рациональную систему правовых норм. Каждому

из этих типов власти соответствует базисный тип политической культуры, в котором эта власть

Существуют две основные модели легальной политической культуры, которым соответствуют два вида политических режимов — тоталитарные и демократические.

В тоталитарной модели политической культуры государственная власть монополизируется

правящей партией и концентрируется в руках одного лица (ее лидера — вождя, фюрера, дуче) или

узкого круга приближенных к нему лиц. Партийный аппарат сращивается с государственным. Коллективные интересы (государственные, классовые, расовые, национальные, религиозные) ставятся выше индивидуальных прав человека. В условиях тоталитарной культуры возникает раздвоение общественного сознания: под его внешним, публичным, официальным уровнем скрывается иной — внутренний, частный, неофициальный образ мышления.

Демократическая модель. Государственная власть подконтрольна населению, ее представители выборны и сменяемы на основе народного голосования. Проводятся в жизнь принципы правового государства. Правовая система обеспечивает мирное соперничество различных политических сил в борьбе за власть. Интересы общества имеют приоритет перед интересами государства. Политическая жизнь носит открытый характер. Действия властей находятся под контролем общества, которое через систему выборов и референдумов оказывает воздействие на их политику.

Историческая обусловленность полит.культуры

Модели тоталитарной и демократической культуры в чистом виде это идеальные типы.

политические ценности Это те ценности, которые есть у каждого человека и которые так или иначе помогают понять политику. Согласно этой концепции, политическая ценность - это то, что заставляет конкретного человека поддерживать определенную идеологию. Эта концепция была изменена на протяжении всей недавней истории с появлением новых идей.

Подходы Гарольда Лассвелла и Коммунистический Манифест Маркса - два фактора, тесно связанных с тем, что такое политика и как она воспринимается. То, как гражданин воспринимает политику, тесно связано с тем, как он ее оценивает..


  • 1 Типы
    • 1.1 Свобода
    • 1.2 Суверенитет
    • 1.3 Безопасность
    • 1.4 Равенство
    • 1.5 Богатство
    • 2.1 Левый и правый
    • 2.2 Либерализм и авторитаризм

    тип

    свобода

    В современном мире свобода связана с ценностями терпимости и равенства. Политическое восприятие человека связано со способностью быть свободным, иметь возможность принимать свои собственные решения и иметь возможность развивать свою повседневную жизнь без вмешательства третьих лиц.

    Из этой ценности были разработаны другие концепции, такие как теория общественного договора, предложенная Руссо, Локком и Гоббсом. Эта теория провела четкую грань между тем, что человек вправе делать по праву, и тем, что нельзя делать по социальным причинам..

    суверенитет

    Суверенитет - это способность нации действовать независимо. В свою очередь, существует несколько видов суверенитета. То, как гражданин воспринимает суверенитет своей страны, создает ценность, которая представляет собой способ правления.

    Страны, где суверенитет падает на людей, часто считаются демократическими, и восприятие этой ценности имеет тенденцию быть позитивным.

    Напротив, в странах, где правительство контролирует и игнорирует общественное мнение, люди генерируют негативную ценность, и их политическое видение зависит от этого..

    безопасность

    Есть несколько способов оценить ценность безопасности, но с точки зрения политической ценности она обычно охватывает все аспекты, которые позволяют человеку чувствовать себя в безопасности там, где он живет..

    Это включает в себя ощущение защищенности от любой опасности или от причин, которые могут быть вредными для человека.

    Это значение относится главным образом к внешним силам, которые могут мешать безопасности человека..

    Как правило, в небезопасных обществах люди склонны предпочитать политические условия, обеспечивающие контроль. Они могут быть экономическими или гражданскими, в зависимости от типа отсутствия безопасности, существующего в стране..

    равенство

    В политическом смысле ценность равенства воспринимается как условие, при котором все люди имеют одинаковый доступ и одинаковые возможности для наиболее важных областей общества. Это включает в себя свободу выражения мнений, гражданские права и право на собственность.

    Эта концепция также включает в себя экономическое равенство и равный доступ к здравоохранению. То, как люди воспринимают эту ценность, зависит от количества ограничений, существующих в стране, а также от того, насколько заметна разница в пособиях между социальными классами..

    Эта концепция может генерировать политическое мнение, благоприятное для левых идей, таких как социализм или коммунизм, в зависимости от того, как оно задумано..

    богатство

    Хотя концепция богатства тесно связана с экономикой, она может служить для предоставления политической идеи человеку в зависимости от количества богатства, которым он обладает..

    Если человеку трудно получить доступ к деньгам, он или она может начать формулировать более эгалитарные идеи в политических терминах.

    Богатство страны может также влиять на то, как ее граждане воспринимают ценность богатства..

    В более широком смысле, богатство включает в себя общие владения, такие как земли, леса, территориальное расширение, доступ к природным ресурсам и т. Д..

    примеров

    Политические ценности каждого человека порождают их конкретные политические убеждения. Исходя из этого, люди, как правило, поддерживают политическую партию, которая больше связана с их собственными ценностями и имеет идеи, которые защищают их преимущества.

    Левый и правый

    Левые охватывают все убеждения, которые стремятся устранить иерархию в обществах. Обычно левые ассоциируются с идеями, которые стремятся реформировать демократическую систему и стремятся больше к социализму и коммунизму..

    Левые также связаны с антивоенными ценностями и движениями гражданских прав и социальных свобод, которые возникают в мире..

    С другой стороны, право стремится поддерживать порядок в обществе, поддерживая иерархию своих членов, утверждая, что этот порядок неизбежен для надлежащего функционирования страны..

    Многие менее любимые люди в социальном спектре, как правило, поддерживают левые движения, поскольку правая политика часто порождает социальные разрывы и отсутствие равенства среди ее членов. Это происходит как неизбежное следствие создания социальной иерархии.

    Либерализм и авторитаризм

    Эти два политических взгляда тесно связаны с тем, как воспринимается ценность свободы в обществе..

    В обществах, в которых индивидуальные права каждого человека стремятся поддержать коллективную цель, а не выгоды каждого гражданского лица, они обычно рассматриваются как авторитетные.

    С другой стороны, либерализм выступает против господства государства в политической сфере и поддерживает ценность суверенитета народа. В либеральных убеждениях сила политической системы заключается прежде всего в решениях народа.


    Одним из ключевых в политологии является понятие политической культуры. Оно помогает нам охарактеризовать конкретный социум. О сути и типах политической культуры поговорим в нашей статье.


    Суть понятия

    Политическая культура – это система убеждений, оценок и моделей политического поведения граждан, а также образцов коллективной жизни субъектов, включая сюда и функционирование общественных институтов.


    Политической культурой обладают конкретные граждане, а не общество или партия в целом. Политическая культура в стране – это калейдоскоп политических культур личностей.

    На формирование политической культуры влияют многие факторы:

    • исторический опыт;
    • собственная память граждан о каких-либо социальных или политических событиях (например, жестокое подавление восстания);
    • сформированные в обществе политические ценности и навыки;
    • личные убеждения граждан, имеющие влияние на политическое поведение.

    Две составляющие

    По мнению С. Н. Гаврова, рассматривающего критерии политической культуры, она характеризуется и нормами поведения, которые сложились исторически и под влиянием религиозных убеждений, и самоощущением людей как членов нации, и их представлением о взаимосвязи своего и других народов. Исследователь выделяет две составляющих:

    • креативная(активное включение инокультурных, то есть свойственных другим народам, элементов);
    • консервативная(стремление сохранить в целостности и чистоте собственную культуру).

    которые читают вместе с этой





    Функции политической культуры

    Хорошо или нет, что существует такой вид культуры? Дает ли он что-то обществу или, наоборот, мешает? Верны ли суждения о политической культуре как о чем-то ценном для людей и государства?

    Обычно роль политической культуры расценивается как положительная. Она позволяет формировать общество с учетом убеждений граждан, снижает риски непопулярных решений власти, способных вызвать непредсказуемые реакции большинства, в том числе дестабилизирующие. Такую функцию можно охарактеризовать, как социализация.

    Культура влияет на характер взаимоотношений человека и государства, человека и власти, так как определяет меру их зависимости друг от друга и меру их взаимовлияния. В конечном итоге низкий или высокий уровень политической культуры влияет и на форму государственного правления, так как находится с ним во взаимосвязи. Данная функция называется коммуникативная. Так, например, большой процент граждан с активным типом политической культуры позволяет надеяться на то, что становление демократического государства пройдет успешно. В других случаях это маловероятно: низкая политическая культура и пассивное отношение граждан сделает невозможным даже проведение справедливых выборов.


    Типы политической культуры

    Интерес к этому понятию возник в середине прошлого века. Тогда же и возникла первая типология. Ее авторы – Г. Алмонд и С. Верба.

    Какие же типы они выделили в понятии политической культуры и какие компоненты составляют основное содержание каждого из них?

    Алмонд и Верба считали, что можно выделить три типа:

    • патриархальная(иначе приходская) политическая культура;
    • подданническая(или зависимая);
    • активистская(культура участия).

    Посмотрим, какой смысл вкладывают обществоведы в каждый из них.

    Патриархальный тип

    Подданнический тип

    Активистский тип

    Гражданин отлично представляет себе структуру власти и считает себя способным влиять на нее на всех уровнях с помощью участия

    • в выборах;
    • в деятельности какой-либо партии;
    • в акциях поддержки или протеста (митингах, демонстрациях и т.п.).

    Именно с этим видом политической культуры принято связывать развитие в направлении правового демократического государства.


    Приведенная классификация была создана более полувека назад; сейчас ее берут за основу, но особенности развития общества требуют выделения еще ряда типов.

    Фрагментарная и интегративная политическая культура

    Характеризуя общество в целом, выделяют также интегративную культуру (в обществе царит согласие, низкая конфликтность, общие представления о развитии государства) и фрагментарную. Последней свойственна, напротив, разобщенность, наличие нескольких противоборствующих сил, высокий уровень конфликтности.

    Что влияет на тип политической культуры?

    В реальном обществе особенности всех типов политической культуры перемешаны. Главное значение имеет то, какой из них преобладает. Принято считать, что в российском обществе около половины граждан относятся к подданическому типу, примерно 30% – к патриархальному, а 20% – к активистскому. В Беларуси политическую культуру обычно рассматривают как подданническо-активистский тип.

    Что мы узнали?

    Итак, политическая культура характеризует граждан и позволяет охарактеризовать социум в целом; это система убеждений и моделей поведения. По классификации Алмонда и Верба (уже нуждающейся в доработке), существуют патриархальный, подданнический и активистский типы культуры. В обществе все они перемешаны, важен преобладающий. Построение демократического государства считается возможным при преобладании активистского типа.

    - Дать студентам систематизированные знания о сущности и содержании правовой культуры, ее системе и источниках, раскрыть социальную ценность права и правовые ценности общества, формировать и развивать у студентов профессионально важные качества, необходимые общекультурные и профессиональные компетенции (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ПК-15)..

    Лекция разработана доцентом Димитровым Н.Н., обновлена и уточнена профессором Р.В. Шагиевой.

    Люберцы

    Лекция 1. ПРАВО И ЕГО СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ

    Учебные вопросы:

    Культурная ценность права и ценности права в культуре

    Правовая культура на различных этапах всеобщей истории

    Правовая культура в истории отечественного государства и права государства и права

    Литература и источники по теме

    Альбов А.П. [и др.]. Теория государства и права в 2 т. Том 2. Особенная часть: учебник и практикум для прикладного бакалавриата /под общей редакцией А.П. Альбова, С.В. Николюкина. М.: Юрайт, 2019.

    Димитров Н.Н., Карпов М.П., Курысь Н.В. Правовая культура: Учебное пособие. М.: Изд-во РТА, 2013. (ЭБ РТА).

    Петручак Л.А. Правовая культура как детерминанта современного российского общества: монография. М.: Юриспруденция, 2012.

    Вопросы для диалога и дискуссии по теме:

    1. В чем заключается социальная ценность права?

    2. Назовите характерные особенности основных концепций правопонимания.

    3. Раскройте сущность исторических ценностей государственности и права, как важнейшего элемента правовой культуры.

    4. Раскройте исторические особенности отечественной правовой культуры.

    5. В чем заключается культурно-правовая ценность правового обычая Древней Руси?

    6. Каковы ценности правовой культуры периода национальной монархии и абсолютизма в России?.

    7. Каковы особенности советской правовой культуры.

    8. Назвать характерные особенности современной правовой культуры России.

    Введение. Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей в людских делах и отношениях. Правовая культура представляет собой соединение духовных (символических) компонентов — ценностей, идей, верований и т. п. — с определенными институтами и нормами, поэтому ее изучение предполагает комплексный подход, охватывающий самые разные аспекты политической и правовой реальности.

    В лекции анализируются основные ценности и нормы правовой культуры в ее развитии и сопоставлении с основными характеристиками других правовых культур.

    Культурная ценность права и ценности права в культуре

    На Западе в культурной (или культуральной), а чаще – в социальной антропологии, культурарассматривается как жизнь человека в прошлом и настоящем, протекающая в условиях различных форм поселения, в составе социальных и этнических групп, разбросанных по земному шару и отличающихся своеобразным и социально наследуемым жизненным укладом[1].

    В философско–культурологической мысли в России XIX – начала XX в. постепенно укреплялось понимание культуры, прежде всего как религиозно–духовного опыта человечества. При этом сущность духовного связывается с объективной реальностью, которая одновременно укоренена также в сердце верующего человека, открываясь ему через внутреннюю работу над собой, через культивирование чувства любви и нравственного отношения к окружающему миру и близким, через религиозный опыт.

    Чаще всего в современной науке и практике под культурой понимают совокупность социально приобретенных из поколения в поколение значимых символов, идей и ценностей, норм и правил поведения и их материальных носителей, посредством которых люди организуют свою деятельность.

    На протяжении всей истории человеческого общества право выступает в качестве универсального средства межличностного общения, обеспечивающего необходимые условия для социального бытия.

    Еще в глубокой древности люди осознали огромные преимущества порядка и разрушительную силу беспорядка, безвластия. Регуляторами общественной жизни в то время являлись обычаи, родоплеменные традиции, нормы морали и религиозные табу, сформировавшиеся в результате накапливаемого жизненного опыта, совместной деятельности.

    С усложнением экономической жизни и социальной структуры общества появляется государство, как инструмент его управления. Мудрость, здравый смысл, стремление к порядку привели к созданию общеобязательных правил поведения (норм). Государство, признавая или устанавливая их, само вводило себя в эти рамки. Например, Салическая Правда у франков и Русская Правда у восточных славян возникли в период становления раннефеодальных государств у этих народов и закрепили прежде всего в письменной форме нормы обычного права, а также отразили в себе процессы социального и имущественного расслоения, процесс формирования государства.

    Система установленных государством общеобязательных правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения и получило наименование право.

    В разных государствах право не только проявляется в разных формах, но и имеет разное содержание, как правило, соответствующее уровню развития общества, отражающее глубинные процессы, происходящие в нем, являющееся частью его культуры. Но в праве могут быть и элементы случайные, неорганические, которые хотя и являются также элементами культуры, но скорее говорят о ее определенной слабости и пробелах.

    В разных обществах иерархическое место права в системе социальных ценностей разное: в одних обществах оно представляет собой высшую социальную ценность, подчиняя себе все остальные ценности, в том числе моральные и религиозные; в других – оттесняется на второй план и играет роль вспомогательную.

    В правовых учениях западной ориентации (индивидуалистической правовой культуры) господствует точка зрения, что право является и главным средством и целью общественного развития. С этих позиций утверждается, что для того, чтобы достичь социального совершенства, необходимо иметь совершенные, правовые законы. Имея совершенные законы, можно достичь идеала правового государства, а, следовательно, создать совершенное общество. Отношения, построенные на естественно-правовых и договорно-правовых началах, рассматриваются как приоритетные в жизни любого социума.

    В правовых учениях коллективистской (традиционной) правовой культуры право часто рассматривается лишь как один из способов, при помощи которого можно решать ограниченные социальные задачи. Выше права находятся мораль и религия, которые сплачивают народ в единый духовный организм. Право, в этом контексте, понимается как узаконенный эгоизм, как то, что по своей сути разграничивает, разделяет интересы субъектов, поэтому делается вывод о необходимости стремиться не к праву, а к тому, что людей объединяет – к социальному служению во имя общего блага, то есть к жизни по совести, а не по закону только. Поэтому не правовой, а религиозно-нравственный образ жизни является в этом случае социальным идеалом.

    Традиционалистское восприятие ценности права исторически более соответствует российскому общественному правосознанию. Русская дореволюционная правовая мысль в лице В.С. Соловьева, Е.Н. Трубецкого, С.Л. Франка, И.А. Ильина, П.И. Новгородцева и др. пришла к важному выводу о том, что хотя право и может служить разным целям, в том числе чисто эгоистическим (индивидуальным или классовым), его подлинное, нравственное предназначение заключается в том, чтобы быть одной из важнейших социальных предпосылок на пути к духовно зрелому обществу.

    Право исторически приобрело ряд социально значимых свойств, которые сделали его социокультурным явлением. Они выражаются в следующем:

    во-первых, с помощью права обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях;

    во-вторых, благодаря праву достигается определенность, точность в самом содержании общественных отношений;

    в-третьих, право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, ибо препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности и иных принудительных мер;

    в-четвертых, право в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости;

    Основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных специально-юридических функций:

    1. Регулятивно-статическая функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов. Она реализуется с помощью управомочивающих и запрещающих норм и возникающих на их основе правоотношений пассивного типа.

    2. С помощью регулятивно-динамической функции право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм.

    3. Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Она реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм.

    4. Оценочная (аксиологическая) функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий.

    Кроме того, право имеет и второстепенные, вспомогательные функции: компенсационные, ограничительные, восстановительные.

    В условиях цивилизации право в обществе - это не только необходимость, средство социального регулирования, но и социальная ценность, социальное благо.

    Право с его свойствами часто использовалось как орудие, инструмент, средство для решения разнообразных задач различными субъектами социальной жизни — и государством, и церковью, и общественными объединениями, и гражданами.

    В идеале право может стать инструментом и в руках граждан, отдельного человека (в основном через институты правосудия, иные формы обеспечения прав человека). Именно тогда право достигает наиболее высокой по современным стандартам ступени развития — становится правом развитого гражданского общества.

    Иной аспект проявления ценности права состоит в том, что оно является опосредующим звеном при реализации других общественных ценностей — различных экономических институтов, управления, народовластия, морали, культуры, средством их воплощения в жизнь.

    Право обладает свойствами, благодаря которым возможно ввести в социальную жизнь всеобщую, стабильную, строго определенную по содержанию, гарантированную государством систему типовых масштабов поведения, функционирующую постоянно и непрерывно во времени.

    Следовательно, право как высокоэффективный и целесообразный социальный регулятор — это, прежде всего ценность, выступающая в качестве инструмента, орудия, средства, обеспечивающего функционирование других социальных институтов (государства, социального управления, морали и пр.), иных социальных благ.

    Самым общим образом ценность права можно определить как выражение и олицетворение правом социальной свободы и активности людей на основе упорядоченных отношений и в соответствии со справедливостью, необходимостью согласования воли и интересов различных слоев населения, социальных групп.

    Для государства это заключается в том, что право используется для организации, упорядочения деятельности самого государственного аппарата; выступает мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития.

    Ценность права проявляется и через свои внутренние ценности, накопленные всей историко-правовой действительностью. Важным среди них являются правовые принципы, которые передаются из поколения в поколение, влияя на законодательство, правоприменительную практику. Они положены в основу обучения и воспитания юристов, должностных лиц, законопослушных граждан.

    Наибольшее значение имею такие правовые принципы:

    а) равенство перед законом и судом – предполагает формального провозглашения в законе нормы о равенстве всех граждан независимо от расовой либо национальной принадлежности, социального положения, отношения к религии;

    б) законность - предполагает верховенство закона в жизни общества и прежде всего Конституции;

    в) независимость суда и его подчинение только закону – означает, что при принятии конкретного судебного решения в деятельность суда не могут вмешиваться ни органы законодательной и исполнительной власти, ни судебное начальство, ни общество;

    г) гуманизм - отношение к человеку как высшей ценности общества.

    Наряду с общеправовыми принципами, рассматриваемыми нами, в каждой отрасли права имеются свои отраслевые принципы, как, например, принцип состязательности в гражданском и уголовном судопроизводстве, принцип преимущественной защиты интересов несовершеннолетних детей в семейном праве и другие.

    Вечной ценностью для человечества является свобода – т.е. возможность поступать так, как хочется, способность делать или не делать что-либо в соответствии со своими желаниями и убеждениями. В праве социальная свобода в той или иной мере отражают единство свободы воли и упорядоченности общественных отношений, ответственности.

    Понятие равенства включает две стороны или два компонента: юридическое равенство, заключающееся в гарантируемой законом возможности действовать в известных пределах (т.е. не нарушая закон) по собственному усмотрению, и создание для каждого человека условий, позволяющих действовать в соответствии со своей свободной волей, т.е. известное равенство условий.

    Ценностью особого рода является справедливость. Известный итальянский юрист Н. Боббио определял ее как совокупность ценностей, благ и интересов, охране и развитию которых служит право. Это понятие достаточно широко и многопланово. Для Аристотеля - это и личная добродетель (склонность, способность поступать справедливо), и объективно существующее и всеми признаваемое правило, обеспечивающее справедливое распределение благ. Жан-Жак Руссо полагал, что наибольшее благо всех граждан сводится к фактическому равенству в политических правах и в имущественном положении.

    В конце XIX – начале XX в. социалистическими течениями был выдвинут тезис о необходимости известного равенства условий ради осуществления социальной справедливости. Эти идеи получили широкое распространение и разделяются сегодня и сторонниками либерализма. Во всех случаях и формах государственности это означает создание некоторых льгот для бедных и обездоленных за счет всего общества, что невозможно без государственного регулирования и перераспределения богатств.

    Правовая культура проявляется и в реальном обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Их перечень содержится в международных актах: Всеобщей декларации прав человека и гражданина 1948 г., Международных пактах 1966 г. об экономических, социальных и культурных правах, о гражданских и политических правах. Права и свободы, провозглашенных в указанных актах, закреплены и гарантированы в конституциях многих государств мира. Особое значение в них придается юридической защищенности личности на основе презумпции невиновности.

    Все права и свободы, перечисленные в Декларации, должны быть реально обеспечены в государстве. Это достигается, прежде всего, принятием и проведением в жизнь разнообразных законодательных актов, закрепляющих их в соответствующей сфере общественных отношений.

    Права и свободы человека и гражданина закреплены в Конституции Российской Федерации 1993 г. Ст. 56 Конституции Российской Федерации не допускает возможности ограничения ряда важнейших прав человека и гражданина даже в условиях чрезвычайного положения (право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, право на жилище).

    Таким образом, право является уникальной социальной ценностью, поскольку оно воплощает цельный сплав фундаментальных устоев цивилизованной организации жизни общества, их нормативных требований, причем таких, которые, казалось бы, отличаются известной несовместимостью или во всяком случае разнородностью, отдаленностью друг от друга.

    Читайте также: