Инновационная деятельность педагога в школе искусств

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Тарапата Татьяна Леонидовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБО ДО "ДШИ" гп. Приобье
Населённый пункт: ХМАО-Югра
Наименование материала: методический доклад
Тема: Инновационные педагогические технологии в детской школе искусств
Раздел: дополнительное образование

Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования

Инновационные педагогические технологии

в детской школе искусств

преподавателя по классу фортепиано

Широкое распространение различных инноваций, в том числе новых

современного педагога школы искусств, музыкальной школы знания тенденций

инновационных изменений и вероятность их использования в собственной

достаточно консервативной и практически не использовала технологических

инноваций. Это было связано с тем, что педагогика искусства отличается ярко

обучения, обращенным к эмоциям и духовному миру человека, развитие

которого всегда уникально, неповторимо и не подлежит технологическому

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие

педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении

существуют большие разночтения.

установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов,

организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного

процесса. (В.П. Беспалько).

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых

результатов обучения (И.П. Волков).

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель

совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и

проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных

условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок

функционирования всех личностных, инструментальных и методологических

средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

В более благоприятных условиях с точки зрения возможности внедрения

инновационных педагогических технологий находятся предметы музыкально -

На этих уроках можно выделить информационные технологии, под

которыми понимаются структуры взаимосвязанных процессов переработки

информации с применением компьютерно-программных средств.

Очень удобна при изучении музыкально-теоретических понятий на

уроках сольфеджио и теории музыки адаптированная (адаптивная)

система обучения (АСО) А.С. Границкой.

На первом этапе объяснение, все работают самостоятельно, учитель -

индивидуально. На втором этапе организуется взаимоконтроль учащихся. На

третьем этапе - обособленная самостоятельная работа и самоконтроль. Эта

технология позволяет преподавателю уделить внимание каждому учащемуся.

Личностно ориентированные технологии предусматривают приоритет

жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном,

социокультурном и образовательном пространстве.

Однако нельзя назвать данные технологии инновационными, так как для

педагогического процесса и являются традиционными. Даже занимаясь в

особенности и перспективы развития каждого ученика.

В современной общеобразовательной практике большое распространение

получили игровые технологии обучения, которые характеризуются наличием

альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериями оценки

результатов работы, управлением эмоционального напряжения.

Очень интересна проблемно-развивающая технология обучения (М. М.

Махмутов, Н. Г. Мошкина и др.), специфическими функциями которой

являются: формирование критического мышления учащихся; формирование

умений и навыков активного речевого общения учащихся; формирование

построению диалоговых конструкций и их реализации в процессе обучения.

музыкальной литературы, хотя многие из методов этой технологии уже давно и

широко применяются в практике и вряд ли могут называться инновационными.

Нетрадиционными, инновационными технологиями на уроках теоретического

цикла можно назвать следующие (Ягненкова Н.В.):

- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в

форме соревнований и игр: конкурс, турнир, деловая или ролевая игра,

- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в

первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж;

- уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок

мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация;

регламентированная дискуссия, телепередача, и т.д.

- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-

подарок от волшебника,

- перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН,

инсценировка, "посиделки", и др.

Практически все названные виды уроков могут быть использованы в

образовательном процессе ДШИ.

Широкий простор для использования технологии метода проектов на уроках

музыкальной литературы и слушания музыки.

Этот метод предполагает определенную совокупность учебно- познавательных

приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате

самостоятельных действий, учащихся с обязательной презентацией этих

результатов. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е.

как-либо оформлены (видеофильм, альбом, доклад и т.д.).

Предложенные методы и технологии, несомненно, расширяют возможности

современного образовательного процесса. Поэтому их необходимо активно

внедрять в практику преподавания в детской музыкальной школе.

В книге А.К. Колеченко "Эциклопедия педагогических технологий" приведен

еще ряд примеров педагогических технологий, которые могут использоваться

на уроках в ДШИ:

Технология может широко применяться на уроках сольфеджио и музыкальной

сотрудничество при работе в малых группах.

- Консультанты на уроке (шефы).

Данная инсценировка является одной из сильных в достижении обучающих,

развивающих, воспитывающих целей. Известно, что когда человек учит других,

то он сам начинает глубже понимать материал и его запоминать.

Технология может использоваться не только на уроках теоретического цикла,

но и может быть эффективной на уроках специальности.

Данная технология может применяться как при проверке знаний урока, так и

разделов учебного предмета. Педагог предлагает учащимся придумать вопросы

по пройденной теме или разделу. Ученики по очереди задают вопросы группе и

сами оценивают ответы.

Группа разбивается на учителей и учеников. Ученики отвечают своим

учителям. Педагог в момент работы класса может подходить к отдельным

учащимся и помогать, уточнять их ответ.

открывают новые возможности как перед педагогами, так и перед учащимися;

значительную помощь в различных вопросах деятельности преподавателей

творческое воображение, способствуют росту исполнительского мастерства,

очевидным, что современный педагог должен хорошо владеть не только

базовой методикой обучения, но и знанием педагогических технологий и

умением применять их в учебном процессе.

Так, преподаватели нашей школы активно используют и внедряют в

образовательный процесс интернет-технологии, цифровые и электронные

профессионалов, так и ровесников – например, отчетный концерт учащихся. В

средних и старших классах используем Интернет-ресурсы для поиска нужных

нот на сайтах, для прослушивания изучаемого произведения в различных

Такая работа способствует получению новых знаний, развитию умения

анализировать, сопоставлять и делать необходимые выводы.

Использование возможностей цифрового фортепиано позволяет учащимся

погрузиться в эпоху средневековья и Возрождения, словно бы играя в

сопровождении лютни и клавесина.

музыкальные номера сопровождались живописными работами детей. Здесь

четко прослеживается связь музыки с живописью, литературой, поэзией.

Совместно с городской библиотекой был организован вечер по творчеству А.С.

музыкальных номеров; кроме того, с использованием Интернет-ресурсов и

технических средств проводились вечера по творчеству Й. Гайдна, Ф. Шопена,

Л. Бетховена. Следует отметить, что кроме знаний и умений, наши музыканты

получают заряд позитивных эмоций, яркие впечатления от классических и

современных произведений. Таким образом, создается единение рационального

мышления и эмоционального восприятия, что очень важно, как для подготовки

к экзамену, классному или общешкольному концерту, так и к серьёзным

региональным, всероссийским и международным конкурсам.

Умелая организация действий учащихся на основе учебного материала

становится мощным фактором повышения мотивации к творчеству.

внутренний мир каждого ученика и

творческую индивидуальность – задача преподавателей ДШИ, решить которую

помогают современные образовательные технологии. И если к безграничным

возможностям Интернета, к исследовательской работе учащихся, добавить

собственный искренний интерес, сделать учеников своими творческими

партнерами, учиться вместе с детьми, а иногда и у них, быть энтузиастом, тогда

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тюменская область

Тюменский муниципальный район

муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Методическая работа

Инновационные образовательные технологии

в учебном процессе ДШИ

Первухина Е.Б.,

преподаватель специального фортепиано высшей квалификационной категории

В условиях современной действительности проблема качества образования вызывает повышенный интерес во всём мире. Инновации в системе образования связаны с внесением изменений в цели, содержание, методы педагогической деятельности и организацию учебно - образовательного процесса, в систему контроля и оценки уровня образования, в учебно-методическое обеспечение, в учебный план и учебные программы, в деятельность обучающегося и преподавателя.

Концепция модернизации российского образования ставит перед школой и системой дополнительного образования большие задачи. Их реализация требует от педагогов знания инновационных педагогических технологий, освоения интерактивных форм и методов обучения, которые должны быть направлены на развитие интеллектуально – творческой личности учащихся. При этом следует также иметь в виду, что выбор технологии обучения зависит от многих факторов: от возраста учащихся, ресурсных возможностей, подготовленности и готовности учителя.

Необходимость введения инновационных технологий в учебный процесс ДШИ.

Виды современных образовательных технологий, используемых в ДШИ. Принципы работы инновационных технологий.

Роль инновационных технологий в раскрытии возможностей педагога и способностей детей в учебном процессе.

Практическая значимость информационно – коммуникационной технологии в учебном процессе.

Личный опыт применения инновационных технологий в классе специального фортепиано.

На сегодняшний день насчитывается несколько десятков образовательных технологий, появление которых обусловлено снижением качества образования, снижением положительной мотивации детей к обучению. Вследствие этих причин появилась необходимость более глубокого учёта психофизиологических и личностных особенностей детей, а также создание условий для достижения положительных результатов в развитии творческих способностей учащихся.

Обновление и совершенствование музыкального образования, развитие его новых направлений требует от преподавателя детской школы искусств знания инновационных педагогических технологий и освоение новых форм и методов обучения. Современные информационные технологии на уроках позволяют: эффективно организовать самостоятельную работу на уроке; способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся; позволяют индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам; активизируют познавательную деятельность обучающихся; развивают творческий потенциал обучающихся.

Педагог должен говорить с учеником на одном языке, быть в курсе последних тенденций, происходящих в обществе. Именно это познание с профессиональной точки зрения должны стать основой в создании инновационных методов обучения.

Первым шагом на пути внедрения инновации в учебный процесс школы искусств должно стать формирование инновационного климата, который будет способствовать обсуждению, применению и отбору лучших методов построения учебного процесса на примере работы коллег.

Следующим шагом должно стать внесение изменений в систему воспитательной работы, а также методическое обеспечение учебного процесса, учебные планы и программы.

Эти преобразования повлекут за собой применение в системе контроля и оценки уровня подготовки учащихся. В итоге это приведёт к качественным преобразованиям в деятельности преподавателей и учеников.

Педагог, использующий в своей практике инновационные технологии, обладает определённым уровнем профессионального мастерства в решении поставленных задач, способен творчески и нестандартно подходить к решению возникающих проблем и организации учебного процесса. Характер применения инноваций зависит от квалификации педагога, уровня развития учащихся.

В детскую школу искусств поступают дети с разным уровнем развития музыкальных способностей, памяти, слуха и чувства ритма, но с большим желанием научиться играть на инструменте. По своим способностям учащиеся классифицируются на одарённых, талантливых и учащихся со средними способностями.

В первую очередь инновационные методы нужны для детей со средними музыкальными способностями, так как именно они больше всего нуждаются в инновациях с целью всестороннего овладения музыкальными знаниями. Перед этими детьми не ставится задача профессиональной ориентации дальнейшего музыкального образования. И педагогу следует использовать такие возможные способы обучения, чтобы они были понятны и пробудили интерес к музыке, творчеству, а значит к учебному процессу. Не все учащиеся, обладающие средними музыкальными данными, способны к усвоению исполнительских навыков в полном объёме, но при гибкой корректировке программы дети могут успешно учиться, развиваться, стать подготовленными слушателями музыки или участниками творческих коллективов.

В работе педагога с одарёнными детьми использование инновационных технологий требуется не меньше. Как правило, это учащиеся с прекрасными природными данными, стремящиеся к творчеству, личностному росту, публичным выступлениям, являющиеся лицом школы и в будущем будут профессионально ориентированными по музыкальным дисциплинам. Неоценимую помощь в осуществлении этих задач, повышении качества образования должны принести инновационные технологии. Их введение может корректировать содержание учебных образовательных программ. Для учащихся составляются индивидуальные программы с повышенной сложностью учебного материала, с ускоренными темпами его усвоения и гибким контролем оценивания результатов.

Современные технологии, которые могут использовать преподаватели ДШИ, следующие:

личностно - ориентированное обучение;

информационно – коммуникативные технологии;

Развивающее обучение основано на следующих принципах:

Обучение на высоком уровне трудности.

Продвижение в изучении материала быстрыми темпами с непрерывным повторением и закреплением в новых условиях.

Воспитание у учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов, включение в процесс обучения эмоциональной сферы.

Доверительная атмосфера общения в классе между учителем и учеником.

Создание ситуаций общения на уроке, позволяющих ученику проявить самостоятельность, инициативу в способах работы.

Проблемное обучение основано на получении учащимися новых

знаний при решении теоретических и практических задач в создавшейся проблемной ситуации. Учащиеся самостоятельно ищут решение, а педагог лишь помогает им, разъясняет, формулирует и выдвигает проблему.

Проблемными считаются те ситуации, которые способны вызвать интеллектуальные или практические затруднения. Основные формы выражения проблемы – вопросы, познавательные задачи, учебные задания. Данная технология может быть эффективно использована на уроках музыкальной литературы и истории искусств.

Эффективность этой технологии зависит от меры применения проблемных ситуаций на уроке. Если их много, то урок может превратиться в нудное мероприятие по решению проблем.

Существует четыре уровня проблемности в обучении:

1. Преподаватель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном внимании и обсуждении учениками (традиционная система).

2. Преподаватель ставит проблему, ученик самостоятельно или под его руководством и направлением находит пути решения (частично – поисковый метод).

3. Ученик ставит проблему, преподаватель помогает её решить. У ученика воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему (исследовательский метод).

4. Ученик ставит проблему и сам её решает (исследовательский метод).

В процессе такого обучения дети учатся логически, творчески мыслить. Полученные ими знания превращаются в убеждения, появляется уверенность в своих возможностях и силах. Самостоятельно добытые ими знания – более прочные. Но проблемное обучение всегда связано с трудностями для учащихся. На осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. От педагога требуется высокое педагогическое мастерство.

Личностно – ориентированное обучение представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога – уникальная целостная личность, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В основе личностно – ориентированного подхода лежит признание и раскрытие индивидуальности каждого ученика, его природного дара с целью развития его познавательных способностей.

К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приёмы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идёт на пользу здоровья учащихся. Основными средствами реализации здоровьесберегающих технологий в классе фортепиано являются:

* Аретотерапия - лечение идеалами, использование на уроках формул самовнушения для психологической устойчивости, повышения самооценки учащихся, для преодоления волнения перед концертом и на сцене, выполнение упражнений для концентрации, умения сосредоточиться.

* Ритмотерапия использование ритмических упражнений, дыхательных упражнений для снятия нервного напряжения, эмоциональной зарядки, способствует улучшению артикуляции, речи детей.

* Физкультминутки - необходимы для снижения утомления, эмоционального расслабления, снятия мышечного напряжения шеи, спины, рук.

* Улыбкотерапия лечение улыбкой учителя и улыбкой ученика. Здоровье учеников станет крепче от улыбок педагогов. В улыбающемся учителе дети видят друга и с радостью идут на урок, который проходит в доброжелательной атмосфере.

Использование информационно – коммуникативных технологий в образовательном процессе – один из показателей современных, творчески работающих педагогов. Информационные технологии расширяют возможности для эстетического и художественного образования учащихся. Современные учащиеся практически не мыслят себя без компьютера, различных гаджетов и интернета. Уроки специального инструмента, в данном случае фортепиано, в школах, работающих по программе предпрофессиональной подготовки, построены в традиционной форме индивидуального занятия: показ, рассказ, беседа и большая часть урока — это тренировка исполнительских навыков, решение технических и динамических задач. Такая форма обучения несёт в себе много плюсов – это и дифференциация обучения, и личностно-ориентированный подход к развитию способностей каждого учащегося. Но существенным недостатком является невозможность передать большой объем информации, обобщить и систематизировать ее, дать общее представление детям об эпохах, композиторах, особенностях музыкальных форм, а также о практических законах и навыках фортепианной игры и музыкальной грамоты. Отсюда следуют и главные недостатки в работе преподавателя: ограниченный объем передаваемой информации, поверхностный анализ исполняемых произведений по основным разделам программы, не очень глубокое видение учеником структуры произведения, исторически обоснованной динамики, жанровых особенностей.

Помочь здесь могут современные информационно- коммуникационные технологии (ИКТ), используемые в учебном процессе. Применение ИКТ на этапах ознакомления с музыкальным произведением, изучения исторических предпосылок возникновения музыкальных произведений, изучения личности композитора, создавшего эти произведения, анализ форм произведений, стиль различных исполнителей и множество других необходимых сведений об изучаемых произведениях позволит подготовить урок методически грамотно, интересно и информационно насыщенно, активизирует все потенциальные возможности ученика, повысит мотивацию к изучению предмета. Применение ИКТ на уроках специального фортепиано дает возможность менять виды деятельности ученика: от активной игры на фортепиано до погружения в анализ исполняемого произведения, развивая при этом творческие, познавательные способности ученика. Такой подход намного эффективнее формирует профессиональную компетенцию ученика-пианиста. Учитывая постоянно меняющиеся особенности восприятия и мышления современных детей во время учебного процесса необходимо быть не только слушателями, но и стать его активными участниками.

Компьютер в данный момент – это доступная, открытая учебно-развивающая среда для творчества и самообразования. Сегодняшнее поколение детей достаточно свободно владеет компьютером, поэтому, начиная с младших классов, имеют смысл такие задания, как прослушать с помощью интернет – ресурсов изучаемое произведение в исполнении профессиональных музыкантов, а также ровесников – учащихся ДШИ; прослушать, как звучит данное произведение в исполнении на других музыкальных инструментах с последующей беседой - сравнением.

Учащимся старших классов, с помощью Интернет – ресурсов можно дать задание написать реферат о композиторе, найти интересные факты его биографии и творчества; просмотреть фрагменты выступлений известных исполнителей и поучиться сценической культуре. Важно сформировать мотивацию учащихся на самостоятельную творческую работу, начиная с малого. Материалами новых методов обучения выступают мультимедийные образовательные ресурсы. К данному роду ресурсов относят электронные библиотеки, энциклопедии, нотные архивы, музыкальные антологии, виртуальные музеи (в том числе музеи музыкальных инструментов). В последнем случае материал должен быть грамотно структурирован и организован. Преподаватель в этом случае выступает как консультантом, так и контролером усвоенных знаний.

Связь музыки с другими видами искусства, такими как живопись, литература, поэзия может быть интересно представлена в совместном творчестве преподавателя и учащихся при подготовке к мероприятиям с использованием мультимедийной техники:

- Показ красочной мультимедийной презентации, во время звучания музыки определённых эпох, стилей.
- Подбор учащимися определённых картинок, соответствующих стилям и эпохам музыкальных произведений.
- Выступления учащихся с презентацией о творчестве композитора.
- Использование презентации для выстраивания взаимосвязей музыки и живописи, соединение звучания музыки с абстрактными образами в живописи.

Наряду с традиционным музыкальным инструментом в классе можно использовать синтезатор – современный музыкальный инструмент. Возможности обучения на нём ещё только изучаются, разрабатываются новые программы, методики. Использование возможностей синтезатора оживляет учебный процесс урока, позволяет более эффективно использовать учебное время.

Современные педагогические информационно – коммуникативные технологии позволяют развивать не только творческое воображение учащихся, способствуют росту их исполнительского мастерства, но и позволяют проводить исследовательскую работу.

Использование информационно – коммуникативных технологий становится мощным фактором повышения учебной мотивации. Между педагогом и учеником возникает доверительность, налаживается особый контакт, ребёнок раскрепощается, уходят психологическая скованность и зажатость. Ученик осознаёт, что учитель проявляет особую заинтересованность конкретно к нему, к его индивидуальности, к его творческому потенциалу. И вот юный музыкант уже готов к качественно другому восприятию музыки, к плодотворной работе над музыкальным произведением . Здесь возрастает роль учителя, как грамотного пользователя компьютера, готового передавать знания новыми способами . Музыкальная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный педагог должен использовать компьютер в своей деятельности.

Использование ИКТ на уроках позволяет:

развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

получать оперативность в обновлении информации;

получать свободный доступ к любому источнику информации;

овладевать практическими способами работы с информацией;

развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

Инновационная деятельность в детских школах искусств

Инновации в ДШИ относятся к организации работы школы, обновлению материально-технической базы. Также инновации затрагивают образовательный процесс — создаются новые методы в преподавании, формы и возможности для творческой деятельности.

Инновационная деятельность в детских школах искусств

Влияние новых технологий на искусство

В современных музеях появляются интерактивные экраны, стенды, планшеты, на которых транслируется информация по теме экспозиции.

Новые технологии в искусстве позволяют рассматривать во всех подробностях работы художников на больших экранах, благодаря кинопроекторам с высоким разрешением и многоканальной мультипликационной графике.

Инновационная деятельность в школе

Для занятий музыкой разработаны нотные редакторы, музыкальные конструкторы. Созданы программы, позволяющие воспроизвести звучание клавишных, струнных, духовых, ударных инструментов, записать партии для разных голосов, отредактировать и распечатать партитуры.

Особенностью современного искусства также является комбинация искусства и технологий. Например, видеоарт — сочетание возможностей видеотехники и компьютерных технологий; саунд-арт — сочетание акустических, культурных и компьютерных возможностей.

Знакомство воспитанников ДШИ с современными видами искусства способствует развитию критического мышления, восприятия, позволяет раскрыть творческий потенциал и выявить одаренных детей.

Современные инновации художественно-образовательного процесса

В современном художественно-образовательном процессе совмещаются теоретические и демонстрационные материалы: видеоролики, фильмы, презентации и пр.

Техники, жанры, в которых выполнены картины изобразительного искусства обсуждаются предметно с использованием видеопроекторов или ПК.

Внедряется использование 3D-моделирования по рисункам и эскизам детей.

В старших классах ДШИ возможна реализация коллективного творчества, где каждый участник вносит свой вклад в создание общего художественного продукта. Пример: создание модели комфортной среды для одного из районов города с парком, домами, дорогами, спортивными и детскими учреждениями, магазинами и пр.

Инновационные педагогические технологии

Инновационные технологии в педагогике меняют содержание воспитательного и образовательного процессов, делают преподавание более эффективным.

Пед технологии

Инновационные технологии в дополнительном образовании детей:

  1. Дифференцированное (разноуровневое) и индивидуальное обучение. Практикуется личностный подход к обучению с учетом способностей и интересов каждого ребенка, это повышает мотивацию к творчеству, удовлетворенность результатом, усиливает доверие между учащимися и учителем.
  2. Проектное обучение. Каждый учащийся разрабатывает проект, который защищает в конце учебного года. В этом случае все занятия в течение года связаны одной темой, а промежуточные результаты становятся частями проекта.
  3. Междисциплинарные, гибридные занятия. Например, рисование под музыку; музыкальные занятия с элементами театра, перформанса и пр.
  4. Использование компьютерных технологий для контроля знаний. Преподаватель создает текстовый или с анимационными вставками интерактивный опросник. Примеры тем для тестов, к которым могут быть применены новые информационные технологии: русская живопись; жанры и школы изобразительного искусства; биографии художников, поэтов, писателей, музыкантов; шедевры мирового искусства и пр.

Программа инновационной деятельности должна быть разработана с учетом стандартов дополнительного образования, утверждена и обозначена в паспорте программы развития ДШИ для мониторинга и оценки результатов.



















Инновационная деятельность

Инструментальное исполнительство

Фортепианное отделение школы возглавляет преподаватель Карташова О.Е. Внедрение инновационных форм и методов обучения в классе специального фортепиано является одной из приоритетных задач работы коллектива.

Данные виды работы разнообразны по видам двигательных, звукоизвлекающих навыков: ребенок приспосабливается к клавиатуре, слышит ее тембровые, изобразительные, красочные возможности.

Одновременно решаются задачи моторного развития: разрабатываются двигательные способности пальцев, вырабатываются точные, координированные движения рук и пальцев, развивается координация в пространстве. Можно придумать целый ряд необычных и увлекательных звуковых игр – с педалью и без. Каждый звук имеет настроение. И стихия звуков с первых шагов может быть подвластна маленькому пианисту.

Современные педагогические Интернет-технологии, также, открывают новые возможности, как перед педагогами, так и перед учащимися, оказывая значительную помощь в различных вопросах деятельности преподавателей.

Это и использование Интернет-ресурсов для поиска нот в нужной редакции, и возможность найти редкие материалы, интереснейшие факты, забытые по многим причинам, и прослушивание произведения в исполнении выдающихся музыкантов-исполнителей.

Внедрение инновационных педагогических технологий в концертную деятельность отделения с использованием мультимедийной техники и декламацией учащимися высокой поэзии способствуют развитию художественного вкуса и эстетических пристрастий учащихся, создает необходимый психо-эмоциональный настрой, особую атмосферу, тренирует исполнительскую волю, способствует формированию эстрадной выдержки.

Толчком для творческой активности учащихся служит и использование при подготовке к концерту нескольких следующих инновационных педагогических технологий:

а) тренинга (репетиции в разных вариантах);

б) рефлексии (анализ удач и некоторых промахов в бурном всеобщем обсуждении),

в) рассылки по сайтам (поиск стихотворений и изображений для слайдов);

г) здоровьесбережения (смена видов деятельности, смена поз, проветривание концертного зала, атмосфера психологического комфорта для учеников и зрителей).

В результате инновационной педагогической деятельности отделения, кроме знаний и умений, юные музыканты получают заряд позитивных эмоций, яркие впечатления от классических и современных произведений. Таким образом, создается симбиоз рационального мышления и эмоционального восприятия, что очень важно для подготовки к экзамену, классному или общешкольному концерту.

На сегодняшний день основной задачей обучения по-прежнему является воспитание на профессиональной основе юного музыканта как творческой личности, с творческим воображением, необходимым в любой сфере деятельности.

Одним из самых действенных способов побудить творческую активность – это участие в фестивале или конкурсе. Детям важно само участие в творческом состязании, но не менее важно получить признание своей творческой деятельности, то есть победить. Участие в конкурсах является сильнейшим стимулом для упорной работы, как учащихся, так и преподавателей. Оно стимулирует юных музыкантов продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям, ставит перед ними конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими в соревновательной форме.

Победы и участие учащихся школы в конкурсах и фестивалях различных уровней являются яркими показателями качества образования.

В школе на протяжении многих лет поддерживается традиция проведения фортепианных конкурсов. Создана своеобразная трехступенчатая система проведения музыкальных состязаний.

Самые талантливые, одаренные учащиеся представляют школу на Всероссийских и Международных конкурсах.

Огромное значение в методической работе имеет подготовка рефератов, методических докладов, проведение открытых уроков, разработка учебно-методических работ, способствующие саморазвитию преподавателя, стремлению к собственному повышению квалификации, распространению передовых методических идей, самостоятельной научно-исследовательской работе.

Задачи, которые предстоит и в дальнейшем решать преподавателям отделения, заключаются, как в использовании инновационных педагогических технологий в различных видах деятельности, с целью мотивации учащихся к творчеству, так и в сохранении лучших традиций российского фортепианного образования, которое гармонично включает в себя, как обучение профессионалов, так и воспитание высококультурных любителей музыкального искусства.

Вокально-хоровое исполнительство

Вокально-хоровое направление в системе предметов школы занимает важное место, так как способствует развитию художественного вкуса детей, расширению их кругозора, выявлению и развитию творческого потенциала.

Руководителем хорового класса является преподаватель Зажирская Т.А.

Цель педагога – привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение – наиболее доступный вид подобной деятельности.

В процессе обучения преподаватель следит за формированием и развитием вокально-хоровых навыков (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.

Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить кульминационные моменты, как всего произведения, так и отдельных его частей.

В своей работе преподаватель Зажирская Т.А. стремится сделать результаты учебной работы начинающих музыкантов востребованными в живой концертной практике. Это означает, что учебно-репетиционные занятия детей реализуются в концертах, конкурсах, фестивалях, творческих проектах и других ярких запоминающихся событиях в жизни детей и их родителей.

Репертуар хора базируется на лучших образцах народной, классической и современной профессиональной музыки. Детям предоставляется возможность исполнять произведения различных стилей, эпох, жанров и направлений, что отвечает важной социальной задаче воспитания учащихся на основе приобщения к высоким духовным ценностям на раннем этапе эстетического развития.

Инновационная деятельность преподавателей, работающих с вокально-хоровыми коллективами, направлена на преобразование существующих форм и методов образования, создания новых целей и средств их реализации.

Так, в репертуар вокально-хоровых коллективов, наряду с произведениями современной и классической музыки, входят авторские песни концертмейстера ансамбля Деминой Е.А., ее джазово-эстрадные переложения и аранжировки произведений композиторов-классиков в современной обработке.

Вся деятельность преподавателей вокально-хорового искусства направлена на мотивацию и улучшение условий для реализации творческого потенциала воспитанников школы, их внутренней потребности в новаторской деятельности.

Приоритетной задачей руководителей коллективов является развитие творческих способностей детей. Толчком для творческой активности учащихся служит участие в конкурсной и фестивальной деятельности.

Музыкально-теоретическое направление

Цикл историко-теоретических дисциплин является важной составляющей в музыкальном образовании.

Образовательный процесс школы по историко-теоретическим дисциплинам направлен не только на использование традиционных форм работы, но и на внедрение инновационных технологий и методов обучения, отвечающие требованиям современной системы образования.

Инновационная деятельность теоретического отделения, возглавляемого преподавателем Куриловой К.С., направлена на преобразование существующих форм и методов образования, создания новых целей и средств их реализации:

– интеграция в ходе уроков, которая обеспечивает расширение кругозора и осуществление межпредметных связей;

– применение синтезийного метода в процессе уроков слушания музыки, для осуществления адекватного восприятия сложных шедевров музыкального искусства;

– использование видеосредств в преподавании музыкально-исторических предметов, вследствие чего, освежается привычный процесс слушания музыки, меньше утомляется внимание на протяжении учебного занятия;

– использование метода пластического моделирования, как формы нетрадиционного аналитического подхода к музыке (разработка Т.В. Рыбкиной);

– создание презентаций к музыкально-историческим предметам в программе Power Point.

В образовательный процесс активно внедряются уроки нового типа:

В процессе обучения на отделении используется проектная (лекторская) практика, как одна из инновационных форм и методов образования.

Сочетание традиционного и инновационного подхода к преподаванию теоретических дисциплин, уровень знаний, умений и навыков, полученных в результате образовательной деятельности, дали учащимися возможность проявить себя в конкурсной и фестивальной деятельности.

Живопись

Деятельность педагогов отделения живописи направлена на обеспечение полноценной преподавательской деятельности, способствующей за определенный временной отрезок изучить основы изобразительного искусства, освоить технику рисования, получить в полном объеме курс историко-изобразительных дисциплин, расширить кругозор с помощью дополнительных учебных предметов, позволить реализовать свои творческие способности в сфере культуры и воспитать художественно-эстетический вкус.

Одной из задач современной системы образования является внедрение в образовательный процесс инновационных технологий и методов обучения.

Данный процесс способствует повышению уровня мотивации детей к учебным предметам, формированию художественно-эстетического развития обучающихся на основе включения их в постоянно усложняющуюся деятельность.

Руководство отделением изобразительного искусства осуществляет преподаватель Шапенкова Л.В., педагогическая деятельность которой направлена на создание условий для осознанного профессионального и личностного самоопределения детей, а также воспитание потребностей к содержательному досугу и занятости.

Одной из инновационных форм освоения образовательной деятельности художественно-изобразительных дисциплин, с целью вызвать у учащихся эмоционально-чувственный настрой, а сами занятия обогатить ценностно-смысловым отношением к учебному материалу, является одно из направлений изобразительного искусства – создание иллюстраций к литературным произведениям.

Из более 200 детских работ, присланных со всего Камчатского края, члены жюри отобрали всего 67, в число которых вошли все 5 работ учащихся художественного отделения школы. По итогам Краевого конкурса юных иллюстраторов, учащиеся школы были удостоены званий лауреатов I, II и III степени, а, также, высшей награды – Гран-при.

В результате кропотливой целенаправленной работы преподавателей, учащиеся отделения живописи завоевали большое число дипломов лауреатов и дипломантов конкурсов и фестивалей районных, краевых, Всероссийских и Международных уровней, неоднократно удостаивались высшей награды – Гран-при.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я – учитель ИЗО и технологии. Моя педагогическая деятельность направлена не только на обучение, но и на формирование устойчивого интереса детей к изобразительному искусству, художественным традициям, воспитанию и развитию художественного вкуса.

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Сейчас современное образование нельзя представить без использования ИКТ на уроках.

Информационные технологии - это процесс подготовки и передачи информации учащимся посредством компьютера с соответствующим техническим и программным обеспечением. Это позволяет решать новые, не решённые ранее задачи. Учить детей радостно, без принуждений - возможно, если в своей работе педагог использует новые технологии. Использование информационных технологий охватывает целый ряд областей человеческой деятельности, для успешной работы в которых знание современного компьютера является необходимостью. В современных школах применяются многочисленные инновационные технологии: метод проектов, обучение в сотрудничестве, “портфолио ученика”, индивидуальное и дифференцированное обучение.В зависимости от типологии урока используются различные фильмы- презентации, слайд-фильмы или тестовые задания.

Фильм-презентация - может использоваться на уроках лекциях, беседах об искусстве, вернисаже. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментариями учителя. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы, делать пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств.

Мультимедийная презентация - один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно-урочной системы. Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности.

Опыт применения ИКТ в школе показал, что:

а) информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов; Методику работы над проектом можно широко использовать как в процессе обучения, так и в процессе воспитания учащихся. В проекте школьник выступает и как социальное лицо, соотносящее свои личные интересы с общественными, и как творческое лицо, пробующее предложить новые решения отдельных жизненных проблем. Работа над проектом представляет собой деятельность, состоящую из следующих этапов:

Социальный опрос. На данном этапе преподавателем выясняется, какая тематика проектов в наибольшей степени вызывает у учащихся интерес. Определяется круг тем. Организуются группы по интересам.

Подготовительный этап подразумевает постановку цели работы над проектом. Для чего создается проект, о чем конкретно хотят рассказать ученики.

Организационный этап. Внутри группы учащиеся определяют, какие обязанности возлагаются на каждого участника, за какую долю работы в проекте он несет ответственность.

На практическом этапе участники группы непосредственно занимаются поиском информации, обеспечением материльно-технической базы проекта.

Завершив поиск информации, учащиеся приступают к оформлению проекта.

Подготовленный проект защищается учащимися на стадии презентации проекта.

Подведение итогов - это последний этап работы над проектом, на котором оценивается деятельность группы.

б) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.

Новое поколение учащихся с интересом вовлекаются в сферу мультимедиа-технологий. Эффективнее развивается исследовательская работа, творческая деятельность, мотивация, самостоятельность, поиск материала, открытия нового. Но надо сказать, что использование ИКТ на каждом уроке должно соответствовать требованиям СанПина.

Преимущества использования компьютерных технологий на уроках изобразительного искусства очевидны:

1)возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;

2)обеспечивает последовательность рассмотрения темы;

3)иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;

4)обозначенные на экране этапы практической работы в течение всего времени позволяют детям с различной степенью подготовленности спокойно выполнять задание;

5)применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.

Я применяю компьютер при подготовке к уроку и во время урока, при знакомстве с новой темой, в качестве обобщения, закрепления. Компьютер на уроке ИЗО использую и в качестве инструмента художественной деятельности, используя графический редактор “Paint” Занятия с использованием компьютера вырабатывают усидчивость, внимательность, аккуратность, развивают моторику пальцев, что может положительно повлиять на работу с карандашом и кистью. И что важно, приходят к выводу, что научиться управлять кисточкой и получать результат можно, только имея достаточный теоретический и практический багаж знаний и навыков в изобразительной деятельности. Поэтому к изучению законов и правил изобразительного искусства начинают относиться осознанно и с долей ответственности. Композиции становятся более выразительными и разнообразными. Повышается количество выполненных на уроке заданий. В результате, занятия компьютерной графикой позволяют детям реализовать свои творческие возможности в новом виде изобразительной деятельности

Не только учитель, но и ученик применять компьютер в процессе своей работы. Одним из способов - является организация проектной деятельности учащихся, оформленная в виде презентации. Тема проектной работы должна быть значимой по своей проблематике и выполнимой, вызывать живой интерес. В результате учащиеся имеют возможность, опираясь на собственную мультимедийную презентацию, раскрыть вопрос ярко и привлекательно, отстаивать свою точку зрения, вовлекать в дискуссию одноклассников. При выполнении проекта ученики показывают самый высокий уровень самостоятельности – творческий.

На уроках ИЗО в результате педагогической деятельности и опыта применения компьютера, я сделала вывод, что диапазон его использования в учебно-воспитательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента художественной деятельности, до способов предъявления учебной информации. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию ученика, повышает его занимательный интерес к образовательному процессу. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, но очень важно, чтобы эта занимательность не заслоняла учебные цели.

Читайте также: