План урока на тему почвы

Обновлено: 07.07.2024

Тип урока : исследование, работа в парах.

Оборудование: карточки, образцы почв, стаканы с водой, презентация, проектор.

Цель урока : формирование представления о почве, её составе и свойствах.

Общеучебные универсальные действия

1. Обучение работе с разными видами информации :

а) формирование умения обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы.

2. Оценка достоверности получаемой информации.

3. Умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

Универсальные логические действия

1) Подведение под понятие.

2) Установление причинно-следственных связей: обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы.

Коммуникация как кооперация (задания, требующие распределения работы с соседом по парте).

Коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) – учет позиции собеседника.

Самоконтроль процесса и результатов деятельности

Оборудование и наглядные пособия:

• Тетрадь для самостоятельной работы №2.

Экран, проектор, ноотбук.

Ход урока.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Цель: психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Раз, два, три - слушай и смотри.

Три, два, раз – мы начнём сейчас…

Определение темы и целей урока

Есть на Земле чудесная кладовАя. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовОй превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.

– Сказка это или не сказка? /ответы детей/

Нет, это не сказка. Чудесная кладовАя есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется? /земля, почва/

- Слово земля многозначно, и одно из значений земли – почва.

– Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке? /Почва/ СЛАЙД

- Ребята, какие цели мы поставим сегодня на уроке?

- Возьмите карточки и отметьте те цели /задачи/, которые вы бы хотели сегодня поставить перед собой на уроке. /спросить 3 человек – потом у них же и проверить в конце/

1. Узнать, что такое почва

2. Узнать из чего состоит почва

3. Узнать какие есть свойства почвы

4. Научиться делать выводы на основе проведённых опытов.

5. Развивать умения работать в группе

– Сегодня на уроке нам предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит.

Изучение нового материала

- Я сегодня на уроке вам предлагаю стать научными сотрудниками, которые изучают состав и свойства почвы. Хотите? Тогда начнём работу в научной лаборатории.

– Научные сотрудники работают по плану.

– Я предлагаю план работы на уроке. Изучите его.

1. Что такое почва и как она образуется?

2. Из чего состоит почва?

3. Свойства почвы?

– Согласны? Ну что ж, начнем?

Приступим к работе, следуя плану. Так, что же такое почва?

Дети внимательно рассматривают изображение почвы.

– Внимательно рассмотрите верхний слой. (Слайд 6).

– Какого он цвета.

– Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.

– Правильно. Почва – верхний, темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна : от 2см до 2м и больше.

Слайд "Почва – это верхний, темный, рыхлый слой земли".)

– Ответили на первый пункт плана? (Да.)

– А вы знаете, как образуется почва? /если дети ответят, то можно дополнить их ответ…/

3. Образование почвы.

Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.

В течение многих миллионов лет солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва.

Перейдём ко 2 пункту плана.

- Вы помните, что мы с вами научные сотрудники, приступим к исследованию.

– Исследуем состав почвы. Для этого мы будем работать в группах. (Каждая группа получает свое задание.)

– Внимательно изучите инструкции, которые лежат на ваших партах. Вам, как научным сотрудникам необходимо провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам.

а) Проведение опытов.

Опыт № 1 (группа 1).

1. Возьмите стакан с водой.

2. Бросьте туда комочек почвы.

3. Что вы наблюдаете?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят. Значит в почве есть.

Опыт № 2 (группа 2).

1. Возьмите фильтровальную бумагу.

2. Насыпьте на нее немного почвы.

3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом.

4. Стряхните почву обратно в стакан.

5. Что вы наблюдаете?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке ___

Опыт № 3 (группа 3).

1. Возьмите горшок с почвой.

2. Налейте туда немного воды.

3. Держите горшок над пустым стаканом.

4. Что вы наблюдаете?

Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан. Мы сделали вывод, что почва___ воду.

Опыт № 4 (группа 4).

1. Возьмите посуду с почвой.

2. Рассмотрите почву через лупу

3. Что вы увидели?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.

Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели.

Ребята, вам понравилось быть сотрудниками научной лаборатории?/да…/

- Итак, подведё м итоги: заслушаем ответы каждой группы. / если две группы, то выслушать ответы двух одинаковых групп/

После заслушивания всех групп на экране -слайд

1. В почве есть воздух.

2. В почве есть вода.

3. Почва не удерживает воду.

4. В почве есть песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых.

– Песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых, кто из вас знает, как это называется одним словом? /Это перегной/

Главная часть почвы – перегной. Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной.

- Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие.

– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит? Плодородие – способность почвы “рождать плоды”, производить богатую растительность, давать обильный урожай.)

В плодородной почве лучше растут растения.

- Это главное свойство почвы.

- А какие же животные обитают в почве? Обратимся к учебнику на стр. 33. Расскажите какие животные изображены на иллюстрации?

-Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем. В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики.

IV. Обобщение урока.

– Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог.

– А вы любите кроссворды?

Перед вами кроссворд. (Слайд 13).

1. Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной.)

2. Основное свойство почвы. (Плодородие.)

3. Животные, которые рыхлят почву? /Черви/

4. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)

5. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина.)

п е р е г н о й

п л о д о р о д и е

Обратите внимание на выделенные буквы. У нас получилось слово ПОЧВА.

Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву?

А вы хотите узнать как люди заботятся о почве? Об этом вы можете прочитать в своем учебнике

Давайте вспомним, какие цели и задачи вы ставили перед собой в начале урока.

/вернёмся к карточкам/

– Пока мы с вами работали, у меня на столе образовался плодородный слой земли и выросли красивые цветы. Вам можно сорвать один цветок: если вы считаете, что работали хорошо, в полную силу, то красный; если недостаточно прилагали усилий, то желтый; а если чуточку поленились, тогда рвите – синий.

Конспект урока по окружающему миру (3 класс) Конспект открытого урока по окружающему миру, приуроченного ко дню рождения Михаила Ломоносова – патриота России, поэта, географа, химика,.

Конспект урока при лордозе для детей 6–7 лет Конспект урока при лордозе для детей 6-7 лет. Задачи: - Формировать правильную осанку - Развивать двигательные способности детей и физические.

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Мягкий знак после шипящих в конце глаголов в неопределенной форме. Цели: учить детей находить глаголы в неопределенной форме в предложении.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Растениеводство

Тема: Типы почв. Понятие о плодородии. Оценка урожайности.

Образовательная: объяснить учащимся, что такое плодородие, почва, расширить кругозор учащихся.

Развивающая: научить правильно, организовать труд, развить познавательный интерес.

Воспитательная: воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности.

Оборудование урока: веник, тяпка, лопата.

Основные понятия урока: почва, плодородие.

I . Организационный момент.

II . Повторение пройденного материала.

III . Изложение нового программного материала:

1. Понятие и типы почв.

2. Понятие о плодородии.

3. Оценка урожайности.

IV . Закрепление пройденного материала.

V . Итог урока.

I .Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

II . Повторение пройденного материала.

1.Сельское хозяйство, как важнейшая отрасль населения.

2. Основные правила труда при сельскохозяйственных работах.

3. Подготовка хранилищ к закладке урожая.

4. Хранение сельскохозяйственных продуктов.

III . Изложение нового программного материала:

Понятие и типы почв.

Почва — самостоятельное естественноисторическое органоминеральное природное тело, возникшее на поверхности Земли в результате длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящее из твёрдых минеральных и органических частиц, воды и воздуха и имеющее специфические генетико-морфологические признаки, свойства, создающие для роста и развития растений соответствующие условия.

Основные типы почв.

Торф. Редко, но все же встречаются сады с очень торфянистыми почвами, обычно в сырой и болотистой местности (например, область торфяных болот в Восточной Англии). Торфянистая почва темного цвета, обладает легкой, губчатой структурой и богата волокнами: если горсть торфа сжать в ладони, он быстро восстановит исходную форму. Торфянистые почвы способны впитывать и удерживать большое количество воды, которая иногда поднимается к самой поверхности. Дренирование такой почвы иногда становится проблемой, но зато она очень плодородна и легко обрабатывается. Хорошо растут примулы и лилии, а также голубой мак.

Песок. Песчаные почвы рыхлые, легко дренируются, их легче всего обрабатывать, вам даже не придется очищать инструменты. Почва быстро прогревается весной, а значит, хороша для получения ранних урожаев. Многие растения хорошо растут на песчаных почвах, но будьте осторожны с видами, имеющими поверхностную корневую систему. При условии кислой реакции (рН ниже 7) даже летние верески и рододендроны будут расти отлично. Рыхлость песчаных почв им по душе; обеспечьте достаточный полив, и они будут процветать.

Глина. Это, пожалуй, самый сложный тип почв для садовода. Зимой глина промерзает, становится сырой и клейкой, обрабатывать участок нельзя, иначе почва утрамбуется в твердую массу. Растения в буквальном смысле тонут, если глинистая почва заболачивается. Летом же она может пересохнуть и потрескаться. Из-за плохого дренажа влага удаляется только испарением. Прополка всегда трудна. Сеянцы в холодное время не могут пробиться сквозь корку, в летнюю жару они вянут.

Понятие о плодородии.

Плодородие является качественным свойством почвы, ее специфической особенностью. Почва и ее плодородие неотделимы одно от другого как количество и качество, как форма и содержание. Под плодородием необходимо понимать способность почвы производить урожай растений. Эти условия сводятся в основном к следующему:

1. Почва должна заключать в себе в достаточном количестве и в удобоусвояемой форме все необходимые для питания растений вещества.

2. Почва должна содержать в себе достаточное количество влаги.

3. В почве должны быть благоприятные тепловые условия.

4. В почве должен находиться воздух, необходимый для дыхания корней растений и жизнедеятельности микроорганизмов.

5. В почве не должно быть вредных для растений соединений.

6. Почва должна иметь реакцию, близкую к нейтральной.

7. В почве должны отсутствовать болезнетворные для культурных растений бактерии и грибы, а также насекомые — вредители сельскохозяйственных растений.

8. Почва должна быть чистой от сорняков и обладать известной рыхлостью, обеспечивающей свободное развитие корневой системы растений.

3. Оценка урожайности.

К оценке урожайности относится:

урожайность на корню перед началом своевременной уборки;

фактический сбор с гектара (в первоначально оприходованном весе и после доработки).

Фактический сбор учитывают вначале в первоначально оприходованном весе, а затем в фактическом весе зерна после доработки, а также в пересчете на стандартную влажность.

Видовый урожай - по состоянию посевов определяют путем глазомерной оценки посевов в разные периоды их развития. При глазомерной оценке в зависимости от времени оценки принимаются во внимание густота всходов, степень развития растений, степень кущения, соответствующая густота стояния растений, величина колоса и т. д. Оценка посевов производится агрономическим персоналом и выражается в сравнительной качественной характеристике (плохие, ниже среднего, средние, выше среднего, хорошие), баллах (1, 2, 3, 4, 5), центнерах, в процентах к среднему уровню.

Урожайность на корню перед началом своевременной уборки может быть определена тремя способами: глазомерно, путем тщательного осмотра посевов перед уборкой (так называемый субъективный метод); инструментально, путем выборочного наложения метровок на посевы перед уборкой (объективный метод); путем вычисления (методом балансовых расчетов) на основании сплошных данных о фактическом сборе и выборочных данных о потерях. Урожай на корню перед началом своевременной уборки и амбарный урожай отличаются на величину действительных потерь. Однако урожай на корню и потери могут быть определены лишь приближенно.

Фактический сбор урожая во время уборки учитывается в физическом весе без скидок на последующие отходы (по зерну при комбайновой уборке в так называемом бункерном весе). Такой учет необходим для контроля за дальнейшим движением продукции. Однако из-за значительных колебаний влажности и засоренности зерна, семян подсолнечника и другой продукции этот показатель не вполне сопоставимый. Чистый сбор урожая какой-либо культуры есть фактический сбор (после доработки) за вычетом израсходованных на этот урожай семян.

Цель урока: Сформировать понятие о почве, разнообразии почв.

Задачи урока:

Формировать представления об образовании почвы и ее свойствах.

Формировать знание определений терминов почва, плодородие почвы.

Формировать умение характеризовать плодородие почвы, называть, от чего она зависит.

Продолжить формировать умение вести наблюдения

Оборудование: карты, макеты почв.

Тип урока: урок изучения нового материала.

I. Организационный момент.

– Как вы думаете, почему я начала урок с этих слов?

– Вам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Вы будете учеными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, думают о будущем.

III. Работа над новым материалом.

– Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки превращается в 20 ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы догадались, как она называется?

– Конечно, – это почва. Сегодня мы будем говорить о почве, ее составе, типах почв Беларуси и охране.

– Что такое почва? Выберите правильный ответ:

Верхний слой земли.

Верхний слой земли, где есть песок и глина.

Верхний плодородный слой земли.

Верхний слой земли, где есть песок, глина, вода и воздух.

– Почему вы выбрали именно это определение?

– А может ли растение развиваться на гладком камне или глине? Назовите главное свойство почвы? (Плодородие).

– Плодородие – это способность почвы обеспечивать питание растений.

– Назовите состав почвы.

– Значит, почва – это природное образование; результат взаимодействия горных пород, климата, живых организмов во времени.

Почва является неотъемлемой составляющей царства природы и играет большую роль в существовании всего живого на нашей планете. Именно в ней происходит взаимодействие всех оболочек Земли – водной, воздушной, подземной.
Наиболее ценной характеристикой этого природного образования выступает плодородие, которое обеспечивает растительность влагой и необходимыми питательными веществами. Что такое почва? Из чего она состоит и какое значение имеет для жизни на земном шаре?

Что такое почва?

Наиболее полное и обширное исследование почвы проводил русский геолог Василий Докучаев, открывший важнейшие закономерности в ее генезисе и географическом распространении. Согласно его теории, почва представляет собой особое природное тело, которое формируется благодаря влиянию нескольких факторов – климатических особенностей того или иного региона, характера и возраста грунта, произрастающей на нем растительности.

В более современном понимании почва – это верхний слой литосферной оболочки планеты, образуемый путем деятельности живых организмов и выветривания горных пород. В различных районах земного шара толщина этого слоя составляет от нескольких сантиметров до 2–3 метров.
Состав почвы может меняться в зависимости от ее глубины. Если выкопать яму в земле, можно заметить, что сверху располагаются более плодородные черноземы, а снизу лежат так называемые материнские породы, из которых формируется верхний слой.

Из чего состоит почва?

Почва обладает неоднородной структурой и включает в себя частицы разных пород диаметром от 0,001 миллиметра до нескольких сантиметров. Что касается минералогического состава, то он может различаться в зависимости от ее состояния – твердого или жидкого. В твердой почве около 50–60 % объема занимают минеральные компоненты, такие как полевые шпаты, кварц, циркон, каолинит. Значительную роль в почвообразовании играют гидроксиды железа, марганца, алюминия, карбонаты. Помимо минералов, в твердой почве содержатся органические вещества – гумус, остатки растительного и животного происхождения. Почва в жидком состоянии представляет собой раствор, в котором, помимо вышеуказанных компонентов, в больших количествах присутствует вода.

Как образуется почва?

Условно процесс почвообразования можно разделить на первичный и антропогенный. В первичной фазе формирования почвы происходит взаимодействие объектов органической и неорганической природы.
Иными словами, изначально она состоит из гумусовых и минеральных веществ, впоследствии ее пустоты заполняет почвенный воздух, в ней поселяются живые организмы, которые после гибели разлагаются и обогащают существующий состав органическими веществами.

Антропогенный процесс подразумевает хозяйственную деятельность человека. Люди возделывают почву, высаживают в нее сельскохозяйственные растения, а для получения хорошего урожая добавляют удобрения.

Какие бывают почвы?

В зависимости от преобладания того или иного почвообразующего фактора почвы могут подразделяться на черноземы, каштановые, лесные, подзолистые или слабоподзолистые, тундровые и многие другие.

Василий Докучаев выделял 10 типов верхнего слоя земли, но на сегодняшний день их известно более сотни. Для классификации почв существует целая иерархия, включающая в себя не только типы, но и подтип, род, вид, разряд.

Кто живет в почве?

Почва – благодатная среда обитания для огромного количества живых организмов. Всех существ, которые живут в верхнем слое земли, называют педобионтами. К таковым относятся как одноклеточные, грибы, бактерии или водоросли, так и более крупные представители фауны – дождевые червяки, жучки, пауки. Большинство обитателей почвы питаются остатками сгнивших растений или грибницами.
Есть в грунте и позвоночные животные, например крот. Он идеально приспособлен для существования в темноте, поэтому обладает отличным слухом и практически не имеет зрения. Помимо кротов, среди млекопитающих почва является домом для слепышей, цокоров, слепушонков.

Некоторые животные, такие как суслики, тушканчики и барсуки, питаются на поверхности земли, а в почве зимуют, размножаются и спасаются от врагов.

На территории Республики Беларусь наиболее распространены дерновые, дерново-карбонатные и дерново-подзолистые почвы. Представлены также полугидроморфные пойменные (аллювиальные) почвы в долинах рек и гидроморфные почвы (болотные низинные, верховые, пойменные) в заболоченной местности. 65,3% пашни относится к автоморфным почвам, 28% — к полугидроморфным, 6% — к гидроморфным. По механическому составу почвы делятся на глинистые (0,05%), суглинистые (31,6%), супесчаные (27,75%), песчаные (31%), торфяные (9,6%). Суглинистые и супесчаные почвы чаще задействованы в сельском хозяйстве: доля глинистых и суглинистых почв среди пашенных земель составляет 41,5%, супесчаных — 40,3%, песчаных — 12,2%, торфяных — 6%. В различных областях типы почв заметно различаются: в частности, в Брестской области почти треть почв относится к гидроморфным (болотным), а в Могилёвской области их лишь 9%; в Минской области автоморфных дерново-подзолистых, дерновых и дерново-карбонатных почв более 60%, в Брестской области — 23% [17] .

Плодородных почв на Земле очень мало, поэтому очень важно беречь каждый клочок земли, ведь наличие почвы – одно из самых важных условий жизни многих живых существ, в том числе и человека.

IV. Итог урока.

Что такое почва?

Назовите основное свойство почвы?

От чего зависит плодородие почвы?

Какие типы почв распространены на территории России?

Почему нужно бережно относиться к почвам?

Что вам особенно запомнилось из новой темы?

– И только от нас, людей, зависит, сможем ли мы увидеть и сберечь эту необыкновенную красоту.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Цель деятельности учителя: формировать знания о свойствах почвы через исследовательскую деятельность.

Тип урока: формирование новых знаний.

Вид урока: урок-исследование.

Технология: проблемно-диалоговая.

Задачи урока:

  • образовательные: в процессе практической работы установить состав и свойства почвы, создать условия для формирования представления о значении почвы в жизни человека;
  • развивающие:создать условия для личностного развития ученика; активизации самостоятельной деятельности и работы в группе; развития способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы; развития аналитического мышления, внимания, памяти;
  • воспитательные: воспитывать бережное отношение к национальному достоянию почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность.

Формируемые УУД:

личностные: самоанализ и самоконтроль результата,

регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве,

познавательные : строить логические рассуждения, проводить сравнение, строить высказывания в устной форме,

коммуникативные: допускать возможность различных точек зрения, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.

Основной метод обучения: практическая (исследовательская) деятельность с целью установления существенных свойств почвы.

Основной структурный элемент урока: опыты и анализ их результатов постановка проблемы (какими свойствами обладает почва?) и поиск путей её решения.

Форма организации обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.

I . Мотивация к учебной деятельности (организационный момент). (Слайд № 2)

Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успехов!

Наши глаза внимательно смотрят и все . (видят).

Уши внимательно слушают и все . (слышат).

Голова хорошо . (думает).

II . Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. (Слайд № 3)

- Это, наверно, состав какого-то волшебного снадобья? Как вы думаете, что получится, если все это смешать? (Дети делают предположения.) Хотите ли вы узнать, что это за чудо-рецепт? Давайте в процессе урока постараемся это сделать.

III . Постановка учебной задачи.

- Есть на земле чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, помидоров, моркови, редиса. Сказка это или не сказка? (ответы детей) (Слайд № 4)

Такая чудесная кладовая действительно есть. Вы, должно быть, догадались, как она называется? (ответы детей)

Работа в парах со словарями. (Слайд № 5)

- Вы хорошо знаете, что многие тайны природы помогают раскрыть человеку опыты. Представьте себе, что вы работаете в научной лаборатории. В связи с этим сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудники. Сегодня объектом нашего изучения будет почва. В процессе опытов вы узнаете , как образуется почва, её состав и свойства . Хотите совершить свои первые научные открытия? Тогда за дело! Работать будете в группах. (На группы дети делятся таким образом: даются 28 фишек 4 цветов поровну. Учащиеся выбирают фишку, рассаживаются в соответствии с цветом. Для опытов оформлены 4 стола с оборудованием, карточки с описанием опыта, группы перемещаются.)

- Повторим правила работы в группе . (Слайд № 6)

- Предлагаю составить план работы на уроке.

– Знаете ли вы, что такое почва? Значит, прежде всего, надо дать научное определение почве.

План работы. (Слайд № 7)

1. Что такое почва?

– Что еще хотели бы узнать о почве?

2. Состав почвы.

3. Свойства почвы.

- Поскольку это одна из главных святынь, то нам нужно её беречь?

4. Охрана почвы.

– Обо всем этом мы будем изучать в научной лаборатории. Приступим к работе, следуя составленному плану.

IV . Открытие учащимися нового знания. Работа научной лаборатории.

- Найдите ответ на первый вопрос плана в статье учебника

1. Чтение статьи учебника.

- Что же такое почва, как она образуется? (Слайд № 8)

- Вам необходимо выполнить опыты, чтобы узнать какие вещества есть в почве. На столе у вас есть лист исследователя. По мере проведения опытов, вы будете записывать в него свои выводы.

Читайте также: