Прав ли киплинг утверждавший что востоку и западу никогда не сойтись кратко

Обновлено: 05.07.2024

Только на первый, непосвящённый взгляд может показаться, что мы и так всё понимаем и что двигателем политики является банальная борьба за ресурсы. Реальные причины лежат гораздо глубже. Они не просто в глубокой древности, а и в природе и географии, которые накладывают на народы определяющий отпечаток.

А вот западная модель строится именно на экспансии, на стремлении заставить весь мир исповедовать западные ценности. Ну и разумеется, за всю эту прелесть мир должен Западу платить. Деньгами, ресурсами, людским материалом. По этой модели народы делятся на три категории: цивилизованные (сами европейцы, включая Северную Америку и Австралию), варвары (те, кто принял западную модель, но стоят ступенью ниже, типа славян) и дикари (все остальные, удел которых быть топливом для западной цивилизации).

Скажете – это дела давно минувших дней? А кто на наших глазах бомбил мирный Белград прямо в центре Европы? Кто стёр с лица земли вместе с жителями Ракку и Мосул? Кто под лживым предлогом вторгся в Ирак, а потом банально растащил сокровища багдадских музеев? Кто уничтожил мирную Ливию? Дикари и потомки дикарей снисходительно называют дикарями тех, кто не принял их дикарских ценностей, – горькая ирония судьбы.

    Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки

Пойдем от противного.

Если бы цивилизации действительно могли взаимодействовать во всех направлениях, если бы они могли взаимопроникать друг в друга, то проблем в межкультурной коммуникации не было бы. Каждый представитель одной цивилизации мог бы понимать каждого представителя другой цивилизации, так как при взаимодействии цивилизаций границы различий определенно стерлись бы. Нет границ – нет и проблем в понимании. Развивая мысль, можно предположить, что в результате интеграционных процессов цивилизации слились в одну. Но, опираясь на факты истории, утверждать то, что проблем взаимопонимания между Западом и Востоком не было и нет, совершенно нельзя. Судить так категорично, что у Запада и Востока нет точек соприкосновения, как судил Р. Киплинг, невозможно.

На самом деле, точки соприкосновения у этих двух мегасистем всегда имели место в истории. Начнем с географического соседства: и Запад, и Восток находятся на одном материке Евразия, и граница из соприкосновения(грубо говоря) проходит по Черному и Каспийскому морям. Невозможно соседства без взаимодействия: на протяжении всей истории Запад и Восток посягали на территории друг друга в многочисленных войнах. Самый яркий пример: Арабское завоевание Пиренейского полуострова в 711-718 годах. Западная цивилизация была практически поглощена восточной, и кто знает, какой была Европа сейчас, если бы не Реконкиста – процесс отвоевывания земель Пиренейского полуострова у мавритан - не остановила продвижение Восточной культуры на остальную Европу. Борьба Запада и Востока за территории и влияние особенно четко прослеживается в истории города Иерусалима. Он является священным для трех из крупнейших религий мира – иудаизма, христианства и ислама – только потому, что за все свое существование город не раз захватывался то цивилизациями Запада, то Востока, которые привносили в него свою культуру и религию. Не менее интересна с этой точки зрения и история города Стамбула, который был христианским городом, городом Западной цивилизации до захвата его Османской империей, Восточной цивилизацией, в 1453 году. И с середины 15 века он является священным городом и для христиан, и для мусульман.

Обратимся к ситуации в мире сейчас. Нам всем известен сирийский конфликт, и все знают из новостей об огромном потоке беженцев из Сирии, что нахлынул на Европейский союз. Попытки остановить его тщетны, и Западной цивилизации только и остается, как смириться с этим наплывом представителей Восточной цивилизации. А они, в свою очередь, пытаются навести свои порядки в стране, так радушно их принявшей. В некоторых городах Германии, например, уже появились такие кварталы, в которых девушкам без паранджи появляться опасно любое время дня и ночи. Даже язык не обходится стороной, когда мы говорим о взаимовлиянии Западной и Восточной цивилизаций. В английском языке есть правила, которые в настоящее время пересматриваются, так как эмигранты из Азии, подстраивая язык под себя, нарушая эти правила многократно, невольно меняют язык.

Разве не яркий пример того, что стоять на месте цивилизации не могут, они постоянно взаимопроникают друг в друга, взаимодействуют друг с другом. Поэтому Киплинг был не прав, говоря об их статичности относительно друг друга.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что, рассмотрев все возможные пути подтверждения позиции Киплинга в невозможности взаимодействия Западной и Восточной мегасистем, мы опровергли его позицию. Другими словами, история показывает нам, что взаимодействие Запада и Востока неизбежно, и как бы отдельные страны не старались этого избежать, их сопротивление не может быть бесконечным. Запад и Восток имеют слишком много связей и взаимодействий, чтобы существовать обособленно.


Похож на гнома

И совершенно ординарен.

Но лишь божественный глагол…


Бремя белых


Если (перевод С.Маршака)

О, если ты покоен, не растерян,

Когда теряют головы вокруг,

И если ты себе остался верен,

Когда в тебя не верит лучший друг,

И если ждать умеешь без волненья,

Не станешь ложью отвечать на ложь,

Не будешь злобен, став для всех мишенью,

Но и святым себя не назовешь,

И если ты своей владеешь страстью,

А не тобою властвует она,

И будешь тверд в удаче и в несчастье,

Которым, в сущности, цена одна,

И если ты готов к тому, что слово

Твое в ловушку превращает плут,

И, потерпев крушенье, можешь снова –

Без прежних сил – возобновить свой труд,

И если ты способен все, что стало

Тебе привычным, выложить на стол,

Все проиграть и вновь начать сначала,

Не пожалев того, что приобрел,

И если можешь сердце, нервы, жилы

Так завести, чтобы вперед нестись,

Когда с годами изменяют силы

И только воля говорит: “Держись!” –

И если можешь быть в толпе собою,

При короле с народом связь хранить

И, уважая мнение любое,

Главы перед молвою не клонить,

И если будешь мерить расстоянье

Секундами, пускаясь в дальний бег, –

Земля – твое, мой мальчик, достоянье!

И более того, ты – человек!

Р. Киплинг. 1910

Прошедшие с тех пор десятилетия лишь изменили пропорцию: забыты оказались девятьсот девяносто девять тысячных.

Запад и не-Запад

Ну а эта чеканная киплинговская формула —Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с места они не сойдут, — как всякая эффектная формула, она неверна: Запад и Восток время от времени захаживают друг к другу в гости всерьез, надолго, с большим шумом и большой кровью.


Сегодняшнее пришествие или, если хотите, нашествие Востока далеко не первое и пока еще, к счастью, далеко не самое кровавое. И вопрос, кто первый начал, как всегда крайне наивен: всегда во всем виноваты те, кто нам не нравится.

Но надо признать, что именно Запад принес на Восток либеральную экономику, европейскую структуру управления, организацию военного дела, образования, то есть все то, что именуется умными словами вестернизация или модернизация, а заодно — вместе с утонченными европейскими болезнями — национализм, коллективную грезу о том, что каждая нация непременно должна иметь собственное национальное государство, чьи границы должны непременно совпадать с границами национальной культуры, как националисты ее понимают.

И надо особо подчеркнуть, что многие нации были созданы самими колонизаторами из разрозненных племен, объединенных в единое целое ради удобства управления. Этим самым победители вложили в руки побежденных именно то оружие, которое и позволило национально-освободительным движениям сокрушить колониальную систему и образовать множество новых независимых государств.

Поверженный Восток

Борьба, однако, продолжается и сегодня, это вечное состязание грез — религий, культур, идеалов, и Запад долгое время в этой борьбе шел вне конкуренции, хотя и на Востоке то и дело возникали свои идеологические реконкисты. Тем не менее, главным орудием ассимиляции — соблазном — располагал только Запад, сколько-нибудь заметной миграции с Запада на Восток или сколько-нибудь массового обращения в восточные религии не наблюдалось, если оставить в стороне экзотических европейских и американских маргиналов.

Исламский терроризм и был оружием побежденных в главной борьбе — борьбе воодушевляющих сказок. Западу казалось, что он только отвечает силой на силу, но Восток убежден, что европейцы-американцы лишь подкрепляют военной силой свою экономическую и культурную экспансию, ощущаемую Востоком, его пассионариями, как завладевающая и развращающая сила.

Однако Запад сегодня убеждает себя, что он начинает локальные войны с исключительно благородными целями: он освобождает угнетенные народы Востока от тиранических и коррумпированных режимов и облегчает им европейский выбор. Как будто такой выбор можно сделать волевым решением и в одностороннем порядке…

Тем не менее, успехи налицо: именно ослабление исламской традиции и уничтожает мотивы тамошнего населения держаться за свою бедную родину: миграция Востока на Запад — один из выразительнейших симптомов победы Западной мечты над Восточной.

Еще более эффективной и более массовой формой повседневного доминирования Запада над Востоком является распространение массовой культуры и соблазнов бытового комфорта Западной цивилизации. В состязании грез, в состязании культур из двух вечных орудий — угроза и соблазн — второе приносит более прочные плоды. В том числе и нежеланные. Великое переселение взломанного Востока на взломавший его Запад — один из важнейших таких плодов. Соблазненный Восток явился в Западный дом, подобно Васисуалию Лоханкину: я к вам пришел навеки поселиться…

Хотя соблазнитель предполагал раздельное проживание.

Если еще не поздно.

Соблазнение культурой

Тогда социальным фантастам впору думать о том, чтобы постепенно уходящая с исторической сцены Западная цивилизация, подобно Античности, все же проступила в будущем сквозь поглотивший ее океан незападного человечества своими сияющими вершинами, а не масляными пятнами. Для этого она должна в короткие сроки соблазнить своим классическим культурным наследием растущую внутри Востока будущую элиту остернизированного Запада — будущую постзападную элиту Европы.


С существенно меньшей долей скепсиса можно помечтать и о каком-то усилии европейской интеллигенции вроде того, что на короткий миг возникло в революционном Петрограде, когда оставшиеся в красной России интеллигенты приобщали к высокой культуре победившие массы:

И, каждый стих гоня сквозь прозу,

Вывихивая каждую строку,

Привил-таки классическую розу

К советскому дичку.

И хотя грядущие гунны в конце концов пошли за другими вождями, однако их барды сохранили в своих лирах отзвуки Киплинга и Гумилева…

Интеллектуалы не способны обольщать

Все-таки по-настоящему обаятельными бывают только сильные и счастливые! Мало кого сумеет повести за собой учитель, дышащий туберкулезом и безнадежностью. Вряд ли гордые джигиты покоренного Кавказа в свое время согласились бы пойти на службу Российской империи, если бы им пришлось подчиняться хилым интеллигентам, а не таким же гордым аристократам.

Сегодняшняя европейская культура тем более не сумеет обольстить пассионарных пришельцев, покуда ее носителями будут интеллектуалы или интеллигенты — первые вовсе равнодушные к моральным сомнениям, вторые из одних лишь сомнений и состоящие: соблазненные и отвергнутые нуждаются не в сомнениях, а в уверенности.

В не такие уж по историческим меркам далекие времена во многом именно через наследственную аристократию западного мира осуществлялась преемственность духа, воспитание людей, готовых руководствоваться в повседневной жизни чем-то еще, кроме сугубо материальных ценностей. И как бы ни оскорблялись разночинцы надменностью этой касты, их собственный культурный прорыв был обусловлен стремлением превзойти ее и на этом поприще.

Так почему бы и сегодня не сделать ставку на новую аристократию, сочетающую в себе силу и культуру? Как это было во времена Монтеня и Декарта (а в России во времена Пушкина и Лермонтова). Разумеется, мы понимаем, что ныне не старый режим, но отчего бы не пофантазировать?

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Энджелл

Лучший ответ:


Мари Умняшка

Автор поднимает пролему разницы между традиционным и индустриальным обществами. Я согласна с его точкой зрения, ведь существует большие отличия между Западным обществом и Восточным практически во всех сферах деятельности обществ. Эта проблема актуальна в соременном мире.
Давайте попроробнее рассмотрим эти различия. В политической сфере для Запада характерны республики и демократический режим, функционирование гражданского общества, широкий спектр прав и свобод. Для Востока более характерны монархии и деспотии, авторитарный режим, общество остается традиционным. В экономической cфере Запад - это промышленная цивилизация, начало которой и берется в западной цивилизации, Восток - в большей степени аграрный сектор наиболее важный. А самое главное Восток в социальной и духовном плане сохраняет свои традиционные ценности, Запад более подвержен в инновационным изменениям, более изменчив. Так например, на Востоке общество хранит свою веру, оно очень религиозно и чтит память предков, то в Швеции, когда-то бывшей христианской, 80 % объявили себя атеистами.

Все эти глубокие различия, а особенно в укладе жизни, влияют на отношения между Западом и Востоком, которые обострились в современном мире, и мы видим усиливающее противостояние между этими цивилизациями. Появилось Исламское государство, которое объявило войну США и западному миру, создает угрозу третьей мировой войны. США и Запад консолидируется и совместными усилиями пытается бороться с международным исламским терроризмом.
Таким образом, я еще раз заострю внимание на глубоких различиях между Западом и Востоком, которые привели к военным столкновениям, формированию военного противостояния и угрозу для всего мира. Хотелось бы, чтобы эти противоречия решались мирным, дипломатическим путем, а не с помощью ракетно бомбовых ударов США.




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Читайте также: