План урока по физике 9 класс векторы

Обновлено: 04.07.2024

В тексте встречаются ссылки на следующие журналы:
[*] – Физика в школе. 1989. №4
[**] – Физика в школе. 1986. №5.

Уроки с повтором нумерации, снабженной штрихами ' и " , должны восприниматься как желательные, но не обязательные для базового курса физики.

Для удобства проставлены номера основных иллюстраций, имеющих возможность увеличения, а также интерактивных моделей. Интерактивные модели рассчитаны на учебный материал старшей (полной) школы, но могут частично использоваться и для основной школы.

ТЕМА 1. ОСНОВЫ КИНЕМАТИКИ (19 ч)

  • Рисунок 1.3.1. Графики равномерного прямолинейного движения.
  • Модель 1.4. Перемещение и скорость.
  • Компьютерная лабораторная работа № 1.2. Перемещение и скорость.
  • Модель 1.4. Перемещение и скорость.
  • Компьютерная лабораторная работа №1.1. Относительность движения.
  • Компьютерная лабораторная работа № 1.3. Равноускоренное движение тела.

УРОК 11/11. Перемещение при равноускоренном движении.
Основное содержание учебного материала. Вывод формулы зависимости перемещения от времени для равноускоренного движения (графическим методом); определение перемещения (начальная скорость, а также ускорение движения известны). Рассмотрение вопросов 1 – 4 к § 12; решение задач № 4, 5 из упр. 7.
На дом. § 12; задача № 2 из упр. 7.

  • Компьютерная лабораторная работа № 1.4. Скорость и ускорение.
  • Рисунок 1.5.1. Графики скоростей для различных режимов движения тела с ускорением .
  • Компьютерная лабораторная работа № 5. Свободное падение тел.

УРОК 16/16. Период и частота обращения. Движение на вращающемся теле.
Основное содержание учебного материала. Зависимость скорости и траектории движения тела от системы отсчета. Формулы зависимости скорости и периода обращения тела, связь периода и частоты обращения тела. Решение задач № 3, 4 из упр. 8; № 108 – Рымкевич.

УРОК 17/17. Как меняются координаты тела со временем? Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Относительность механического движения. Определение ускорения по графику скорости равноускоренного движения. Определение центростремительного ускорения. Решение задач № 91, 93, 94, 95, 109 – Рымкевич.
На дом. § 17, вопросы к нему на с. 48; задачи № 35, 47*, 104, 110 – Рымкевич.

ТЕМА 2. ОСНОВЫ ДИНАМИКИ (28 ч)

УРОК 29/10. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Решение задач: закон Гука, деформация. Причины деформации, графическое представление сил. Задачи № 164–168 – Рымкевич.
На дом. Задачи № 163, 167*, 168 – Рымкевич.

УРОК 34/15. Движение тела под действием силы тяжести. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Чтение и построение графиков зависимости кинематических величин от времени при свободном падении. Изображение направления векторов силы тяжести, ускорения и скорости при свободном падении в разборе вопросов 4–6 и решении задач № 1–4 из упр. 15 и № 58 – Рымкевич. Анализ примеров решения задач № 1, 2 на с. 90 учебника.
На дом. § 32; задачи № 5–8 из упр. 15.

  • Компьютерная лабораторная работа №1.5. Свободное падение тела.
  • На тело (точку) начинают действовать две равные по модулю силы F, направленные под углом 90° друг к другу. Изобразите эти силы на чертеже. Определите равнодействующую силу, направление ускорения движения тела.
  • Каково ускорение свободного падения на высоте, равной радиусу Земли? Ускорение свободного падения на поверхности Земли принять равным 10 м/с 2 .
  • Мяч брошен вертикально вверх с начальной скоростью 20 м/с. Определите положение мяча относительно поверхности Земли через 3 с после начала движения. Ускорение свободного падения принять равным 10 м/с 2 , сопротивление воздуха не учитывать.
  • Модель 1.12. Движение спутников.
  • Модель 1.11. Движение связанных брусков.
  • Модель 1.16. Равновесие брусков.
  • Рисунок 1.14.3. Качение колеса по горизонтальной поверхности. Равнодействующая сила и момент сил равны нулю.
  • Модель 1.15. Движение по наклонной плоскости.
  • Компьютерная лабораторная работа № 1.6. Движение брусков.
  1. сила и скорость движения тела направлены по одной прямой (движение тела, брошенного вертикально вверх; вес тела, когда опора или подвес движутся с ускорением; равноускоренное движение транспорта и других тел по горизонтальном участку траектории);
  2. сила и скорость движения тела направлены под углом друг к другу (движение тела, брошенного горизонтально или под углом к горизонту; движение тела по окружности; движение тела по наклонной плоскости);

ТЕМА 3. ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ (19 ч)

УРОК 48/1. Сила и импульс.
Основное содержание учебного материала. Физические величины со свойством сохранения. Импульс тела. Импульс силы. Еще одна формулировка второго закона Ньютона. Разбор вопросов 5–7 к § 40; решение задач № 3, 5 из упр. 21.
Методическое указание. Часть урока отводится на подведение итогов контрольной работы.
На дом. Введение к главе 6, с. 110; § 40, вопросы 1–4 к § 40; задачи №1, 2 из упр. 21 и задание на с. 112.

  • Компьютерная лабораторная работа № 1.7. Упругие и неупругие соударения.

УРОК 56/9. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Косвенное измерение и расчет работы силы тяжести, потенциальной энергии тела, на которое действует сила тяжести. Решение задач № 343, 344*, 347 – Рымкевич.
На дом. § 45, 46 (повторить); задачи № 332, 338, 347 – Рымкевич.

УРОК 58/11. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Расчет работы силы упругости, потенциальной энергии упруго деформированного тела. Решение задач типа № 349, 354-Р и № 4, 6 из упр. 26.
На дом. § 41 (повторить); задачи № 1, 3 из упр. 26 и № 352, 353 – Рымкевич.

УРОК 63/16. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Расчет кпд механизмов по известной затраченной энергии и полезной работе. Решение задач на определение изменения внутренней энергии тела в результате совершения механической работы – № 381, 393, 396, 398 – Рымкевич.
На дом. § 51 (повторить); задачи № 376, 386, 400 – Рымкевич.

  • Рисунок 1.22.1. Течение идеальной жидкости по трубе переменного сечения.
  • Рисунок 1.22.2. Измерение давления в потоке жидкости с помощью манометров.
  • Модель 1.24. Течение идеальной жидкости.
  • Рисунок 1.22.3. Истечение жидкости из широкого сосуда.
  • Рисунок 1.22.4. Линии тока при обтекании крыла самолета и возникновение подъемной силы. α – угол атаки.
  • Рисунок 1.22.5. Обтекание вращающегося цилиндра набегающим потоком воздуха.

Основные знания и умения. Знать понятия, физические величины и их единицы (импульс тела и импульс силы, состояние тела, система тел, замкнутая система; механическая работа, мощность, подъемная сила); законы (закон сохранения импульса; механическая работа; теорема о кинетической энергии, закон сохранения энергии в механических процессах), и формулы для вычисления коэффициента полезного действия (КПД), мощности.
Уметь производить расчёт работы сил упругости, тяжести, трения; мощности двигателя; КПД механизмов; механической энергии тела, импульса тела; определять экспериментально кпд простых механизмов; решать задачи.

ТЕМА 4. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (10 ч)

  • Модель 2.1. Гармонические колебания.
  • Рисунок 2.2.1. Колебания груза на пружине. Трения нет.
  • Модель 2.2. Колебания груза на пружине.
  • Компьютерная лабораторная работа № 2.1. Колебания груза на пружине.
  • Рисунок 2.3.1. Математический маятник. φ – угловое отклонение маятника от положения равновесия, – смещение маятника по дуге.
  • Модель 2.3. Математический маятник.
  • Компьютерная лабораторная работа №2.2. Математический маятник.
  • при изучении колебательного движения используют понятие математического маятника. Зачем это делают? Какими свойствами наделяют реальный маятник, чтобы его можно было принять за математический? Укажите силы, действующие на математический маятник в момент его отклонения в крайнее левое положение; его мгновенную скорость и ускорение движения в этот момент;
  • к пружине жесткостью 50 Н/м прикреплен груз массой 0,2 кг. Пружину растянули на 0,25 м, а затем отпустили. Определите: а) наибольшую скорость движения груза; б) полную энергию колебательной системы; в) период колебаний (массой пружины и трением в системе можно пренебречь).
  • Рисунок 2.5.1. Вынужденные колебания груза на пружине.
  • Модель 2.5. Вынужденные колебания.
  • Рисунок 2.5.2. Резонансные кривые при различных уровнях затухания.
  • Модель 2.7. Нормальные моды струны.
  • Рисунок 2.6.6. Первые пять нормальных мод колебаний струны, закрепленной на обоих концах.
  • Рисунок 2.7.1. Стоячие волны в органной трубе, закрытой с одного конца и открытой с другого. Стрелками показаны направления движения частиц воздуха в течение одного полупериода колебаний.
  • Рисунок 2.7.2. Относительные интенсивности гармоник в спектре звуковых волн, испускаемых камертоном, пианино и низким женским голосом (альт), звучащими на ноте "ля" контроктавы (1 = 220 Гц).
  • Модель 2.8. Биения.
  • Рисунок 2.7.3. Биения, возникающие при наложении двух звуковых волн с близкими частотами.
  • Модель 2.9. Эффект Доплера.

Основные знания и умения.
Знать физические явления, физические величины и их единицы (колебательная система, свободные колебания и условия их существования, амплитуда, период, частота, затухающие колебания, волна (поперечная, продольная), длина и скорость волны, звуковые волны, громкость и высота звука); законы (период колебаний математического маятника, превращение энергии при колебательном движении) и формулы (связь между скоростью, длиной и частотой волны).
Уметь объяснять причины затухания свободных колебаний; читать и рисовать графики гармонических колебаний; вычислять координату и скорость, период и частоту колебаний колеблющегося тела; экспериментально определять ускорение свободного падения при помощи математического маятника; объяснять принцип распространения волн в различных средах; объяснять различие между графиком гармонических колебаний и рисунком волны, распространяющейся вдоль оси.

УРОК 78–88. Лабораторный физический практикум.
Методическое указание. См. примечания к выполнению физпрактикума для 11-го класса. Оптимальным является выполнение пяти двухчасовых работ из перечня, предусмотренного программой.

числовому значению силы. (рис.240) – 1 Н - 0,6 см(на рисунке),  8 Н – 4,8 см.

Рассмотрим отрезок произвольной величины. Его концы – грани чные точки о трезка. На

Чтобы выбрать одно из направлений, одну граничную точку отрезка н азовем началом,

другую – концом. Теперь будем считать, что отрезок направлен от начала к концу.

Опр.: Отрезок, для которого обозначены начало и конец, назы вается направленным

На рисунке вектор обозначается отрезком со стрелкой, показывающей направление вектора.

Обозначается вектор двумя заглавными латински ми бу квами со стрелкой над ними , наприме р

Также любая точка плоскости – вектор. В данном случае вектор называется нулевым, т.е

начало вектора совпадает с его концом. Об означается такой вектор дв ум я оди наковыми

3 1 задание: распределите величины на скалярные и векторные: Путь Время Плотность Площадь Скорость Ускорение Заряд Сила тока Масса Работа Мощность Сопротивление Напряжение Сила Объем Перемещение

4 Проверь себя: Скалярные: Путь Масса Работа Напряжение Мощность Объем Время Плотность Сопротивление Площадь Заряд Векторные: Скорость Перемещение Ускорение Сила Сила тока

6 Сложение векторов По правилу треугольника По правилу параллелограмма

7 Сила, которая производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил, называется равнодействующей этих сил. Сила, которая производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил, называется равнодействующей этих сил. Обозначение: R Единица измерения: 1 Н

8 Равнодействующая сил, направленных вдоль одной прямой в одну сторону, равна сумме модулей этих сил и направлена в ту же сторону. F1F1 F1F1 F2F2 F2F2 R R R = F 1 + F 2 Сложение сонаправленных векторов F 1 и F 2.

9 Равнодействующая сил, направленных вдоль одной прямой в противоположные стороны, направлена в сторону большей по модулю силы, а её модуль равен разности модулей составляющих сил. F2F2 F2F2 F1F1 F1F1 R R R = F 1 – F 2 Сложение противоположно направленных векторов F 1 и F 2

10 Если к телу приложены две равные по модулю и противоположные по направлению силы, то равнодействующая равна нулю, а тело находится в покое. F1F1 F1F1 F2F2 F2F2 R = 0 P P N N Сложение противоположных векторов F 1 и F 2.

11 2 задание:определите модуль равнодействующей сил и укажите ее направление(влево, вправо, вверх, вниз): 1. 1 Н 3 Н 2. 1 Н 3 Н 3. 2 Н

12 Проверь себя: 1. 1 Н 3 Н 2. 1 Н 3 Н 3. 2 Н R = 0 R = 2 Н, вправо R R = 4 Н,вправо R

15 ПРОВЕРЬ СЕБЯ 1.R=(3+4)-5=2(Н) 2.R=(3+5)-4=4(Н) 3.R=(4+5)-3=6(Н) 4.R=3+4+5=12(Н) 5 Н3 Н 4 Н 3 Н 4 Н5Н6 Н 3 Н4 Н12 Н5 Н 3 Н5 Н4 Н 2 Н

16 Если на тело могут действовать 2 силы, направленных под углом 90 0,(Сложение неколлинеарных векторов), то равнодействующая этих сил находится по правилу параллелограмма, а ее модуль - по теореме Пифагора. F 1 F 2 R R= F 1 +F 2

18 Проверь себя Задача. Машинист мостового крана поднимает деталь на высоту 3м, одновременно перемещая ее поперек цеха на 4м. Определите результирующее перемещение детали (относительно стен цеха). Результирующее перемещение детали определяется диагональю r параллелограмма, построенного на составляющих перемещениях r 1 и г 2 ). Так как г 1, и г 2 направлены под прямым углом друг к другу, то г = 5 м

20 Задача. В безветренную погоду скорость приземления парашютиста v 1 =4 м/с. Какова будет скорость его приземления, если в горизонтальном направлении ветер дует со скоростью v 2 = 5 м/с За тело отсчета принимаем поверхность Земли. Парашютист относительно воздуха движется вертикально вниз со скоростью v 1 и сносится им в горизонтальном направлении со скоростью v 2 (рис. 4). Поэтому скорость приземления парашютиста v = v 1+ v 2 ; модуль скорости v равен: v = 6,4 м/с Проверь себя


Содержимое разработки

ввести понятие вектора, рассмотреть две основные характеристики вектора – абсолютная величина (модуль) и направление; определить равенство векторов

рассмотреть одинаково направленные и противоположно направленные вектора, равные вектора;

научить изображать и обозначать вектор, различать начало и конец в записи и на чертеже, распознавать, изображать и записывать сонаправленные и противоположно направленные векторы, откладывать от любой точки вектор, равный данному, применять полученные знания при решении задач.

Организационный момент.

Изучение нового материала.

1.Многие физические величины характеризуются не только числовыми значениями, но и направлением (перемещение, скорость,…). Такие физические величины называются векторными величинами (или векторами).

Пусть на тело действует сила 8 Н. Как на рисунке обозначают силу?

Стрелка показывает направление силы, а длина отрезка соответствует в выбранном масштабе числовому значению силы. (рис.240) – 1 Н - 0,6 см(на рисунке),  8 Н – 4,8 см.

Рассмотрим отрезок произвольной величины. Его концы – граничные точки отрезка. На данном отрезке можно отметить 2 направления.

Чтобы выбрать одно из направлений, одну граничную точку отрезка назовем началом, другую – концом. Теперь будем считать, что отрезок направлен от начала к концу.

Опр.: Отрезок, для которого обозначены начало и конец, называется направленным отрезком или вектором.


На рисунке вектор обозначается отрезком со стрелкой, показывающей направление вектора. Обозначается вектор двумя заглавными латинскими буквами со стрелкой над ними, например , где А – начало вектора, В – конец вектора.

Также любая точка плоскости – вектор. В данном случае вектор называется нулевым, т.е начало вектора совпадает с его концом. Обозначается такой вектор двумя одинаковыми заглавными латинскими буквами - или .

Длиной или модулем ненулевого вектора называется длина отрезка АВ. Длина вектора обозначается (). Длина нулевого вектора считается равной нулю: =0. Рассмотреть рис. 243(а,б).

Рассмотрим движение тела, при котором все его точки движутся с одной и той же скоростью и в одном и том же направлении. Скорость каждой точки М тела является векторной величиной = можно изобразить эту точку в виде направленного отрезка, начало которого совпадает с точкой М. Так как все точки данного тела движутся одновременно и с одной скоростью, то все они направлены и имеют одинаковые направления.

Опр.: Ненулевые векторы называются коллинеарными, если они лежат либо на одной прямой, либо на параллельных прямых; нулевой вектор коллинеарен любому вектору. Рассмотреть рис.245. Если два вектора и коллинеарны, то они могут быть направлены либо одинаково, либо противоположно. В первом случае векторы называются сонаправленными (), а во втором – противоположно направленными ().

Т.к. у нулевого вектора начало и конец совпадают, поэтому определенного направления он не имеет.

Свойства нулевого вектора:

Если ,(≠0), то .

Если ,, то .

Если ,(≠0), то .

Опр.: Векторы называются равными, если они сонаправлены и их длины равны.

Пусть дана точка А и А – начало вектора . Тогда вектор отложен от точки А


Опр.: От любой точки М можно отложить вектор, равный данному вектору , и притом только один.

Читайте также: