Практическая значимость проекта в доу

Обновлено: 05.07.2024

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Многие речи политиков остаются образцом ораторского искусства, а отдельные фразы лидеров стали крылатыми.

В свете реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования актуален вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОО метода проектов.

Какое же значение имеет использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении:

  1. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
  2. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
  3. Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком.
  4. Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволяет добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Роль педагога в проектной деятельности очень важна, т.к. он должен организовать проблемную ситуацию, но при этом не навязывать свои варианты решения, т.е. уйти от привычного традиционного действия по заранее заданному образцу. Одно из главных умений, которому предстоит научиться педагогу при реализации проектной деятельности,- умение слышать ребёнка.

Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления. Проект уникален, так как его замысел возникает на основе новой идеи.

Попробуем разобраться в видах проектов.

Авторы нашей программы выделяют три вида проектов, каждый из которых обладает своими особенностями и характерными этапами реализации.

Исследовательский проект. Как следует из названия исследовательский проект предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Как правило, носит индивидуальный характер. Реализация проекта занимает от недели до месяца.

Творческий проект. В ходе творческой проектной деятельности создаётся творческий продукт. Если исследовательская проектная деятельность носит индивидуальный характер, то творческий проект осуществляется коллективно или совместно с родителями.

Нормативный проект. Нормативная проектная деятельность подразумевает проект по созданию свода правил по которым должны жить дети в детском саду.

Какие же названия проектов могут быть?

Исследовательские. Могут содержать вопрос? Конечно! Почему зимой холодно? Почему трава зелёная? И др.

Нормативные. Правила пользования ножницами, Правила безопасности на прогулке зимой. Ценность нормативной проектной деятельности состоит в том, что она основывается на решении реальных конфликтных ситуаций и представляет собой наглядный способ продуктивного выхода из них с сохранением детской инициативы.

При работе с проектом нужно выделить ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.

Пример. Не умеют организовать игровую деятельность, не знают правил поведения в театре, не созданы условия для развития одарённых детей, отсутствует интерес детей на занятиях математике, недостаточно знаний у детей о животных жарких стран.

Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. Чётко обозначенная цель является залогом достигнутого результата. Она должна быть конкретной. Формулировка цели даёт ясное представление о результате.

Цель – это то, чего вы хотите достичь в результате совместных действий.

- Создание условий для развития творчества детей через …

- Возрождение традиций семейного воспитания

- Установление сотрудничества детского сада и семьи

- Привлечение интереса к книге, чтению

- Формирование у родителей желания заниматься с ребёнком дома, развивая его, общаясь с ним, зная его успехи и неудачи, помогая и вселяя уверенность в себе.

- Приобщение детей к театральной деятельности.

А теперь подумайте, чтобы достичь этой цели, что для этого вам предстоит сделать? Это будут ваши задачи.

Задачи – это шаги, которые необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели: изучить… описать… установить. выявить. сформулировать. привлечь… исследовать, обогатить жизненный и игровой опыт дошкольников, привлечь родителей к реализации проекта.

Задачи обучения проектной деятельности для каждого возраста дошкольников различны.

Например, в младшем дошкольном возрасте определяются так:

- активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте это:

- формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развивать желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.Задач не должно быть много 3-4.

В работе с проектом есть и еще одно отличие - предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы.

Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы и других источников информации. Проведение различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; Анализ и обобщение полученных данных; формулирование выводов и формирование на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения.

Проект обязательно должен иметь письменную часть - отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы (начиная с определения проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.

Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации - важнейшая сторона работа над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного ее в ходе опыта.

Подробнее я остановлюсь на реализации исследовательских проектов в работе с дошкольниками.

Как следует из названия, исследовательский проект предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Исследовательский проект, как правило, носит индивидуальный характер.

Дошкольники старшей группы -почемучки. Им всё интересно, они с большим желанием рассматривают энциклопедии, альбомы, книги и задают много познавательных вопросов.

Часто бывает, что мы взрослые не можем ответить на вопрос ребёнка. Начинаем изучать источники, искать информацию, составляем проекты.

Моим воспитанникам интересны исследовательские проекты. Сегодня я подведу итоги нашей совместной работы. Реализация исследовательского проекта занимает около месяца и включает в себя четыре этапа:

Первый этап предполагает создание ситуации, входе которой ребёнок сам приходит к формулировке исследовательской задачи. Первый вопрос заканчивается формулировкой вопроса (Что такое электричество? Почему сыроежку так назвали? Где прячется солнышко? и др.)

На втором этапе ребёнок приступает к реализации проекта. Т.е. отвечает на поставленный вопрос. Дети с родителями начинают искать информацию в Интернете, телевизионных передачах и т.д. Без помощи родителей ему не обойтись, т.к. он не сможет самостоятельно оформить альбом или сделать записи. Но родители должны помнить о том, что автором проекта является ребёнок, поэтому они должны выполнять вспомогательную функцию, следуя замыслу ребёнка и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовывал каждый этап своего проекта.

Третий этап-это презентация проекта. Он имеет большую значимость для социального развития ребёнка: рассказывая взрослым и сверстникам о выполнении важного дела, дошкольник получает опыт реализации познавательной инициативы. Родители обязательно должны присутствовать на презентации. В случае необходимости они могут помочь ребёнку подготовить рассказ о проделанной работе.

Я предлагаю вашему вниманию презентацию проекта Киры Кисляковой с мамой.

Четвёртый этап. После презентации работа с проектами не заканчивается. Мы организовали выставку проектов, придумали различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации знаний, полученных в ходе работы над проектами.

Хочется отметить, что в процессе работы над исследовательскими проектами обогатились знания детей. Дошкольники начали добывать их самостоятельно, привлекая все доступные средства. Кроме того, опыт презентации позволил детям раскрыться с новой стороны, наладить взаимоотношения со сверстниками.

Здравствуйте! В этой статье я расскажу вам, что такое практическая значимость исследования или проекта, как её написать за 2 минуты. В статье приведено 15 примеров практической значимости.

Используя эту статью, вы сможете очень быстро сформулировать практическую значимость работы и перейти к следующим элементам – актуальности, теоретической значимости, новизне и т.п.

Практическая значимость – это

Что такое практическая значимость? Практическая значимость – это характеристика того, как можно применить элементы исследования.

Поскольку элементы исследования обычно включают теоретическую, аналитическую и проектную часть, можно сформулировать практическую значимость как возможность использования теоретических результатов, результатов анализа либо результатов проектирования. А также их можно скомбинировать.

Описание практической значимости состоит из 1-2 абзацев, максимум на 8 строк.

Как написать практическую значимость проекта за 2 минуты

Практическая значимость проекта – это описание того, кто и как может воспользоваться проектом целиком либо частично.

Как определить практическую значимость проекта – самый простой способ

Самый простой способ, как определить практическую значимость проекта – это написать на своём примере: если бы исследование уже было сделано – лично вы бы им для себя и воспользовались.

То есть нужно просто описать применение для себя.

Например, если вы экономист, можно написать так:

Если вы социолог или психолог, или педагог и т.д. – просто меняем название специальности.

В общем, скопируйте формулировку сверху, подставьте свою специальность и тему – даже меньше 2-х минут потребуется, чтобы написать практическую значимость исследования.

Как написать практическую значимость – 2 способ

Предыдущий способ написания практической значимости – позволяет составить один абзац текста на 4-5 строк. Этого почти всегда достаточно, но иногда хочется сделать пару пунктов или больше, чтобы сделать красивый список или если требует руководитель.

Второй способ сформулировать практическую значимость – это когда мы пишем, что результатами исследования может воспользоваться объект исследования или другие похожие объекты (90 примеров объектов и предметов исследования).

Смысл в том, что исследование производится на примере организации, предприятия, отрасли, региона и т.д. Следовательно, они могут в своей практике использовать результаты исследования. В этом и состоит практическая значимость.

В этом случае можно написать практическую значимость так:

Замените название объекта – вот и готов вариант номер 2 формулировки практической значимости.

Можно поменять название объекта на название группы аналогичных объектов.

Практическая значимость работы – 3 варианта

Практическая значимость работы отличается в зависимости от типа работы: курсовая работа или проект, выпускная квалификационная работа бакалавра или специалиста и магистерская диссертации. Рассмотрим 3 эти варианта по отдельности.

Практическая значимость курсовой работы

Например, можно объединить формулировки по обоим способам вот так:

«Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в качестве базы исследовательской, аналитической и проектной деятельности авторов, рассматривающих тему развития финансовой устойчивости банков.

Как видно из данного примера — практическая значимость курсовой работы рассмотрена как с позиции исследователя, так и с позиции объекта исследования. Корректируем тему и описание объекта исследования – и всё готово.

Внимание! Стоит уточнить, в какой форме у вас работа по курсу: в форме курсовой работы или курсового проекта (это есть в указаниях к работе). Если в форме курсового проекта – значит, везде нужно упоминать именно курсовой проект – это не синонимы.

Пример практической значимости дипломной работы

Практическая значимость дипломной работы формулируется аналогично. Можно взять пример выше и по нему написать свой вариант. Например, так:

«Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что результаты выполненного исследования могут использоваться в качестве базы исследовательской, аналитической и проектной деятельности авторов, изучающих тему совершенствования ликвидности и платёжеспособности коммерческих организаций.

Как и в прошлом примере, практическая значимость дипломной работы рассмотрена с точки зрения исследователя и объекта исследования.

И здесь также важно уточнить, в какой форме ваша работа. Могут быть такие варианты наименования: дипломная работа, дипломный проект, выпускная квалификационная работа. Вот в каком виде это написано в методических указаниях по диплому – в таком виде и нужно писать в вашей работе.

Практическая значимость магистерской диссертации

Практическая значимость магистерской диссертации примерно в 20% случаев формулируется шире, чем для курсовых работ и бакалаврских выпускных квалификационных работ (или ВКР специалистов).

Разница в том, что требуется указать, как конкретно результаты исследования в магистерской диссертации будут применяться на практике.

Если же потребуется дополнительная детализация – можно под данной формулировкой дописать детали. Выглядеть это может примерно так:

«Практическая значимость результатов, полученных в данной магистерской диссертации, заключается в том, что они могут использоваться в качестве базы исследовательской, аналитической и проектной деятельности авторов, изучающих тему улучшения финансового состояния бюджетных учреждений.

Второй аспект практической значимости исследования состоит в возможности использования его результатов в работе бюджетных организаций.

Рассмотрение теоретических основ позволяет актуализировать текущее представление о финансовом состоянии бюджетных учреждений.

Выполнение анализа позволило сформулировать выводы о финансовом состоянии бюджетной организации.

С магистерскими диссертациями, конечно, сложней.

Там ещё в практической значимости может отражаться практическое применение некоторых результатов научной новизны. Например, новых коэффициентов, уточнённых нормативов, предлагаемых моделей и т.п.

Практическая значимость проекта – 15 примеров

Думаю, вам уже стало понятно, как определить и написать практическую значимость проекта. Но иногда возникает проблема в том, что просто нужные слова в голову не идут.

На этот случай я вам предлагаю посмотреть на разные примеры практической значимости проектов, которые я подобрал в разных источниках.

Пролистайте 15 примеров практической значимости исследования ниже, а затем можно будет вернуться к способам, которые я описал выше, и просто скомбинировать все эти моменты.

Практическая значимость работы по медицине

Пример практической значимости дипломной работы по медицине приведён на рисунке. Результаты могут применяться по отношению к медицинским работникам, учреждениям, пациентам, их родственникам.

Практическая значимость дипломной работы по медицине

Пример практической значимости проекта ДОУ

Пример практической значимости проектной работы детского образовательного учреждения — практика может охватывать учителей, воспитателей, детей и их родителей, детское образовательное учреждение в целом.

Практическая значимость проекта детского образовательного учреждения

Пример практической значимости учительского проекта

Пример практической значимости проекта, выполненного школьным учителем. Его результаты могут затрагивать учителей, администрацию школы, учеников, детей и их родителей, образовательное учреждение.

Практическая значимость проекта школьного учителя

Пример практической значимости магистерской диссертации по банковскому делу

Пример практической значимости магистерской диссертации по банковскому делу.

Практическая значимость в данном случае может затрагивать банковский сектор, отдельные кредитные организации, процессы в банках, его персонал, клиентов и т.д.

Пример практической значимости магистерской диссертации по банковскому делу

Практическая значимость ВКР по иностранному языку

Пример практической значимости ВКР по иностранному языку касается образовательных предметов данного направления, преподавателей, учащихся, разных элементов образовательного процесса, специалистов, связанных с языками и переводами.

Практическая значимость ВКР по иностранному языку

Практическая значимость ВКР по информационной безопасности

Практическая значимость ВКР по информационной безопасности связана с информацией, с процессами, в которых она участвует, с программно-аппаратной частью информационного механизма, организаций, персонала и т.д.

Практическая значимость ВКР по информационной безопасности

Практическая значимость диплома по менеджменту

Практическая значимость диплома по менеджменту опирается на использование в практике изменений в элементах системы управления: самой организации, её управленческой структуры, персонала, других ресурсов и т.д.

Практическая значимость диплома по менеджменту

Практическая значимость диссертации по управлению проектами

Практическая значимость диссертации по управлению проектами опирается на практическое применение элементов управления проектов: изменений в организационной структуре, внедрения новых проектов, новых методик и мер по их развитию и т.д.

Практическая значимость диссертации по управлению проектами

Практическая значимость исследования в рекламной сфере

Практическая значимость исследования в рекламной сфере связана с возможность использования результатов в рекламе, пиаре, с изменением моделей поведения персонала, организации в целом и т.д.

Практическая значимость исследования в рекламной сфере

Практическая значимость научно-исследовательской работы

Практическая значимость научно-исследовательской работы, ориентированной на изменение науки, выражается в создании новых научных инструментов: методик, коэффициентов, показателей, нормативов и т.д.

Практическая значимость научно-исследовательской работы

Пример практической значимости ВКР по государственному управлению

Данный пример практической значимости ВКР по государственному управлению позволяет видеть, что в данной сфере практическое приложение результатов исследования влияет на государство в целом, на отдельные ветви и инструменты государственного управления, на администраторов и механизмы, которыми они пользуются.

Пример практической значимости ВКР по государственному управлению

Пример практической значимости ВКР по финансовому менеджменту

Пример практической значимости выпускной квалификационной работы по финансовому менеджменту показывает, что практическое применение результатов исследования может влиять на все аспекты управления: планирование, контроль, анализ и т.д., а также на участников управления, методы управления и т.д.

Пример практической значимости ВКР по финансовому менеджменту

Пример практической значимости дипломной работы по экономике

Пример практической значимости дипломной работы по экономике показывает приложение результатов экономического исследования на практике.

Для таких работ вариантов практического применения — множество: от изменений в организации производства и персонала, до изменений в финансово-инвестиционных механизмах.

Чем проще тема — тем проще и наглядней окажется и практическое применение результатов (самые простые экономические темы)

Пример практической значимости дипломной работы по экономике

Пример практической значимости работы по связям с общественностью

Пример практической значимости работы по связям с общественностью показан на рисунке. В данном случае результатами исследования могут воспользоваться сами организации, а также общество или его отдельные группы, с которыми связано исследование.

Результаты могут прилагаться к инструментам связей с общественностью, повышать эффективность этих связей и т.д.

Пример практической значимости работы по связям с общественностью

Практическая значимость магистерского исследования по финансовому учёту

Практическая значимость магистерского исследования по финансовому учёту состоит в возможности его использования в деятельности хозяйствующих субъектов, в деятельности контролирующих органов.

Применение результатов может быть ориентировано на механизмы управленческого, бухгалтерского, финансового учёта, на персонал, который задействован в этих процессах, на методы и приёмы, которыми они пользуются и т.д.

Практическая значимость магистерского исследования по финансовому учёту

Кто может помочь с формулировкой практической значимости

Если у вас работа экономического направления (финансы, менеджмент, маркетинг и т.д.) — вы всегда можете спросить меня — просто написав в комментариях под статьёй. Либо можно связаться по контактам вверху сайта. Мне совершенно несложно ответить на такие вопросы.

Если работа другого направления — самый простой вариант — это зайти на любую биржу для студентов (обзор сайтов и бирж для студентов), оставить там заявку на оценку стоимости выполнения работы и у кандидатов — просто спросить. Вопрос очень маленький, профессионал ответит на него за пару минут и это ничего не будет ему стоить.

Если не хочется перебирать все биржи — можно просто зайти на автор24. Поскольку там больше всего предложений обычно.

Надеюсь, что изучив эту статью, вы поняли, что такое практическая значимость исследования или проекта и как её написать, а 15 примеров практической значимости проекта показали, что сформулировать данное понятие довольно просто.

Александр Крылов


Старший преподаватель ЧГУ и СПбГИЭУ "Инжэкон" в 2004-2011 годах. Специализируюсь на финансовом состоянии организаций: коммерческих организаций, банков, бюджетных учреждений. Помогаю с подготовкой ВКР по экономике.

Значение проектной деятельности для развития ребенка.

Трактовка сущности метода проектов с учетом расширения сферы применения от обучения до воспитания, развития личности ребенка – способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, освоения ребенком окружающей среды (природной и социальной), педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на собственный опыт ребенка. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, – это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это – звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, не следует ставить пред ними слишком отдаленные задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Но индивидуальные кратковременные проекты могут быть объединены в определенную систему – сложные длительные проекты или программы. Спецификой проекта является его комплексный интегрированный характер (например: взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим, экономическим воспитанием; практическая направленность, включение ребенка в творческую деятельность, организация взаимодействия ребенка социальной городской средой).

Реализация проекта осуществляется в игровой форма, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды, практические полезные дела.

Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников (в группе, подгруппе, одновременно в нескольких группах, по всему учреждению, между несколькими учреждениями, с привлечением родителей дошкольников, посещающих ДОУ, в социуме микрорайона и т.д.), может быть разделен на несколько возрастных уровней их реализации.

Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. А также, способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

Общей целью опыта в проектной деятельности в педагогической системе детского образовательного учреждения должно быть совместное переживание эмоций радости, удовлетворения от достижения успеха. Эффект от внедрения любого рода проектной деятельности в образовательно-воспитательную практику ДОУ, колоссален. Это результат содействия всех составляющих педагогической системы, который приводит к их полноценному и быстрейшему развитию.

Таким образом, метод проектов способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10

Консультация для воспитателей

"Педагогическая значимость метода проектов"

Подготовила старший воспитатель:

Синицына Светлана Васильевна

Проект – одна из самых успешных форм индивидуализации дошкольного образования.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Используя метод проектов в работе с дошкольниками, необходимо помнить, что проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей и родителей . Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно . Кроме того, проведению любого проекта предшествует подготовительная работа.

Во-первых : необходимо продумать и организовать предметную среду таким образом, чтобы она способствовала поисковой деятельности детей (детские энциклопедии, альбомы, книги, игры, атрибуты в соответствии с темой проекта).
Во-вторых : успех познавательно-поисковой деятельности зависит от педагога.

И здесь к нему выдвигаются определенные требования :

он должен научиться гибко планировать и корректировать план в ходе деятельности;

должен уметь анализировать свою деятельность, обладать воображением, эрудицией и потребностью к саморазвитию.

Почему это важно?

Проектная деятельность – творческая деятельность, идущая от интересов и потребностей детей. Поэтому план такой деятельности нельзя составить в традиционной форме, нельзя заранее предугадать, что детям будет интересно на данном этапе, какая проблема для них актуальна и значима.

Далеко не каждый педагог способен изменить свою позицию и реализовать в образовательном процессе "идею субъектности". Поэтому на начальном этапе деятельности над проектами необходимо предусмотреть обязательное обучение каждого педагога, учесть возможности и творческий потенциал коллектива.

Какие требования к использованию метода проектов в детском саду, должен запомнить педагог:

В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

Проект – это "игра всерьёз", результаты его значимы для детей и взрослых;

Обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.


Отмечая педагогическую значимость метода можно сказать, что проект:

является педагогическим методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующем детскую самостоятельность, обеспечивающем рост личности ребёнка, позволяющем фиксировать этот рост, вести ребёнка по ступеням роста – от проекта к проекту;

один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в социальную среду;

способствует актуализации знаний, умений и навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим;

формирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении, творческой личностно и общественно значимой деятельности;

реализует принцип сотрудничества детей и взрослых;

позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе.

Что даёт нам работа в проекте? Прежде всего, это:

благоприятная атмосфера для обучения в группе;

все учатся у всех;

проект интегрирует различные аспекты знаний и действий;

каждый участник работает в своем ритме;

проекты не привязаны к содержанию программы;

ребенок может научиться ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнёром, уважать мнение собеседника;

у детей появляется стимул для работы и познания с удовольствием, с желанием;

создается сообщество детей, воспитателей и родителей;

проекты позволяют быстро получать наглядный результат своей деятельности.

Опыт педагогов-практиков предполагает следующие этапы разработки и проведения проекта, как последовательность работы воспитателя:

Постановка цели, исходя из интересов и потребностей детей.

Привлечение дошкольников к решению проблемы (обозначение "детской" цели).

Планирование движения к цели (поддержка интереса детей и родителей).

Творческий поиск (обращение за рекомендациями к специалистам детского сада).

Рисование плана-схемы проведения проекта вместе с детьми и родителями, вывешивание её на видное место.

Сбор информации, материала (в соответствии с планом-схемой).

Проведение занятий, игр, наблюдений, поездок (мероприятий основной части проекта).

Выполнение домашних заданий родителями и детьми.

Переход к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации, поделки, рисунки, альбомы, предложения) родителей и детей.

Организация презентации проекта, праздник, открытое занятие, акция, КВН и т.д.), составление книг, альбомов и т.п.


Таким образом, метод проектов позволяет вводить новое содержание в образование (то, что вносят дети, следуя своим интересам; то, что раньше формулировалось как цели – самостоятельность, инициативность, рефлексивность), развивать мыслительную и познавательную деятельность, усиливать и более того, менять мотивацию, добывать знания в ходе самостоятельного поиска, а знания и способности приобретаются в момент и вследствие наивысшей заинтересованности в их получении.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, позволяющие ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Следует заметить, что, выбирая пути обновления образовательного процесса, педагог может идти собственным путём, методом проб и ошибок. Он может действовать, применяя образцы деятельности, разработанные коллегой, администрацией учреждения, выработанные на коллегиальном уровне творческой группой детского сада, использовать российский опыт дошкольного образования.


Особое внимание в ходе методической работы следует уделить содержанию, формам и методам работы с родителями. В частности, целесообразно обсуждать темы бесед, прогулок, наблюдений, экспериментов, игровых заданий, которые можно рекомендовать родителям воспитанников для выполнения дома – после того или иного занятия или, наоборот, актуализируя опыт детей перед очередным занятием.


Самый важный результат обучения на проектной основе – создание настоящего сообщества детей; детей и воспитателей; детей, воспитателей и родителей.

Дети развивают свой собственный характер естественным образом.

Проекты помогают детям использовать и развивать свой внутренний потенциал, помогают действовать в зоне ближайшего развития.

Проекты учат верить в свои силы.

Проекты позволяют использовать знания, идеи, навыки тогда, когда у ребёнка в этом действительно возникает необходимость.

Ребёнок может научиться: аргументировать свою позицию, оппонировать мнению собеседника, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, прогнозировать, самостоятельно работать с информацией и источниками; быть ответственным партнёром, уважать мнение собеседника, быть руководителем и исполнителем. Занимать творческую позицию.

Педагог становиться в совершенно новую позицию: выступает не транслятором знаний, а соучастником образования ребёнка, создателем условий, обеспечивающих выбор; при необходимости, - советчиком организатором деятельности, помогающим выбрать правильные пути решения различных задач.

Читайте также: