Оценка эффективности деятельности классного руководителя в коррекционной школе

Обновлено: 06.07.2024

(По возрасту: 1996г. – 1 уч., 1997г. – 7 уч., 1998г. – 6 уч., 1999г. – 2уч.)

Работа классного руководителя планировалась в рамках реализации программы развития воспитательной системы по социализации личности ребёнка в условиях специальной коррекционной школы- интернат VIII вида №9 р.п. Переяславка.

На 2014-2015 учебный год мною была поставлена цель : формирование у обучающихся базовых навыков коммуникации и социально – бытовой адаптации как средства подготовки к активной жизни в социуме.

Определены следующие задачи по реализации цели:

- воспитать личность, обладающую чувством национальной гордости и гражданской ответственности за своё будущее;

- создавать условия для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

- продолжить работу по развитию детских талантов путем привлечения к занятиям в кружках, спортивных секциях, участия общешкольных и классных мероприятиях;

- продолжить формирование ценностного отношения к своему здоровью;

- воспитывать уважение к себе и к другим;

- создавать благоприятный нравственно – психологический климат в коллективе, обеспечивать условия защищённости каждого.

Основными направлениями воспитательной работы с обучающимися считаю:

- создание в детском коллективе благоприятных условий для развития реальных и потенциальных возможностей обучающегося;

- оказание поддержки в выполнении норм и правил поведения в школе и вне школы, обучение навыкам согласования своих действий с правилами и требованиями школьного режима;

- помощь обучающимся в установлении и налаживании отношений со сверстниками и взрослыми в школе (одноклассниками, учителями);

- взаимодействие с родителями, администрацией, узкими специалистами и школьными службами с целью наиболее профессиональной педагогической поддержки развития учащихся;

- коррекция отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении личности каждого обучающегося;

- содействие воспитанникам в деятельности по саморазвитию и самоопределению в детском коллективе;

- учёт личных достижений каждого обучающегося и диагностика результатов воспитания.

Воспитательная работа в классе велась в тесном сотрудничестве с воспитателем Савочка В.А.

Воспитательная работа в классе в течение года велась в следующих направлениях:

1.Всеобуч В течение всего год вёлся ежедневный контроль за посещением учебных занятий обучающимися, выяснение причин отсутствия.

Результат: За год пропусков занятий без уважительных причин и самовольных уходов нет.

Тесный контакт осуществлялся с мамой Белякова П., которая всегда интересовалась успехами сына и откликается, на любую просьбу Белякова Н.М. На всех общешкольных и классных родительских собраниях присутствовала.

Ухудшилась связь с мамой Кузьменко А., т. к. она покинула место жительства и выехала за пределы района. Связь с мамой осуществлялась только по телефону. За весь год родители приезжали два раза.

С семьёй Закамовых , связь осуществлялась через родственников, которые приезжали в школу и звонку по телефону.

Мама и бабушка Лалетиной Сони еженедельно посещали школу в течение года, присутствовали на общешкольных и классных праздниках, родительских собраниях. Родители очень заботятся о девочке, интересуется её успехами, на любую просьбу откликается положительно.

Кот Дмитрий связь с родителями велась ежедневно, через телефон, личные встречи.

3. Работа с учителями- предметниками.

Цель: привлечение учителей – предметников к индивидуальной работе с учащимися по успешному окончанию учебного года.

Качество знаний учащихся по предметам

Письмо и развитие речи

Чтение и развитие речи

Мониторинг уровня обученности класса по предметам

Проведение мониторинга уровня обученности и качества знаний обучающихся по предметам за год показывает, что уровень работоспособ-ности и сформированности учебных навыков в классе высокий : успеваемостиь– 100%, качество знаний класса составило 82, 9 %.

Хорошисты- Закамова С., Закамова М.

Уровень обученности класса - оптимальный. Эти показатели говорят о высокой учебной мотивации у большинства обучающихся класса, совместной работе учителей - предметников, классного руководителя и воспитателя Савочка В. А.

В начале учебного года в классе был создан орган ученического самоуправления. Каждый ученик класса имеет поручение. Еженедельно проходили заседания актива класса, на которых подводились итоги успеваемости за неделю, результаты всеобуча, выпуск молний по итогам проверки, подготовка к классным и общешкольным мероприятиям. В своей работе органами ученического самоуправления используются следующие формы и методы:

Выше указанные формы и методы самоуправления в классе играют важную роль и повлияли на развитие личности детей

1. Разграничены полномочия в организации жизнедеятельности класса между классным руководителем и ученическим активом;

2. Созданы условия для развития социально значимых качеств обучающихся;

3. Созданы новые общественные отношения, основанные на принципах толерантности;

4. Личностный рост обучающихся, активизация его творчества, самоопределения и самореализации;

5. Повышение интереса обучающихся к социально-значимой деятельности.

В течение года в классе было проведено много интересных мероприятий. Основными формами работы стали классные часы, праздники, экскурсии, викторины, конкурсы, соревнования, беседы. В классных делах принимали участие больше половины обучающихся. Так как ребятам не всегда удаётся создать совет любого дела, то функции организатора и координатора исполнялись в основном мною. Хотя как классный руководитель старалась поддерживать их в любом деле. Ребята, видя поддержку учителя, брались за дело и старались выполнить его хорошо. Регулярно раз в неделю проводились классные часы разного плана (тематические, организационные). Проведение классных часов заранее предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении часов общения преобладала форма свободного общения обучающихся с классным руководителем.

Я старалась проводить тематические классные часы, часы общения, индивидуальные беседы с обучающимися и классные собрания, для того, чтобы как можно лучше ребёнок себя чувствовал в коллективе класса, не был изгоем, не был лишним, чтобы каждый был услышан, понят, принят таким, какой он есть.

По окончании каждой четверти проводилось классное собрание, на котором обучающиеся обсуждали результаты проделанной работы за четверть и итоги четверти.

Все мероприятия, проведённые в течение учебного года, способствовали сплочению коллектива, раскрытию индивидуальных и творческих способностей учащихся, формировали эстетические вкусы, прививали навыки культуры общения, здорового образа жизни, обогащали знания ребят, подготавливали ребят к вступлению в самостоятельную жизнь.

Самыми активными обучающимися в году были: Вяткина М,, Закамова С., Закамова М., Лалетина С., Соколов С., Кузьменко А. Климин С.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

В начале учебного года был составлен план воспитательной работы в соответствии с целями и задачами, а так же воспитательной программой образовательного учреждение. В воспитательном плане были запланированы тематические классные часы, беседы, традиционные мероприятия. Основной целью являлось развитие гуманной, физически здоровой личности, ориентированной на высокие нравственные ценности. Основной задачей являлось формирование социально-нравственного поведения, развитие личностных компонентов в познавательной деятельности; коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи; работа над сплочением коллектива, развитие наблюдательности, мыслительной деятельности, творческой активности, самостоятельности, гибкости мышления, любви к Родине, близким людям;

создание климата психологического комфорта, предупреждение психических перегрузок, эмоциональных срывов; индивидуальная работа с учащимися на основе создания эмоционального комфорта и здоровьесберегающих технологий.

В каждый месяц проводились классные собрания. Обсуждались такие вопросы:

-добросовестно ли выполняем свои поручения;

-как выполнить домашнее задание;

-итоги учебных четвертей, и т. д.

Учащиеся класса активно участвуют и в предметных неделях, проводимых в школе. Ведь воспитание интеллекта – это создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремления к совершенствованию себя.

В течении года проводились индивидуальные серьезные беседы с обучающимися, которые имеют постоянные проблемы в выполнении домашнего задания и пропусках уроков , о поведении во внеурочное время , употреблении грубых слов. Каждый поступок детей обсуждается после уроков при подведении итогов учебного дня в частном порядке или в коллективе.

Осуществлялась связь с родителями. Систематически проводились индивидуальные беседы об успеваемости и поведении учащихся.

Класс активно участвовал в общественно-полезном труде - субботниках. В классе один раз в четверть проводилась генеральная уборка.

Регулярно проводились беседы о правилах техники безопасности детей во внеурочное время, во время каникул.

Считаю, что в классе ученический коллектив сформирован. Группировок отрицательного характера нет. Учащиеся дружат, общаются по интересам. Отношения между ними в основном доброжелательные, могут поддержать друг друга в трудную минуту, оказать помощь. При подготовке и проведении мероприятий учащиеся всегда сплочены, преобладает ответственное отношение к школьным делам.

Все мероприятия, проведенные для учащихся, способствовали сплочению коллектива, раскрытию индивидуальных и творческих способностей учащихся, формировали эстетические вкусы, прививали навыки культуры общения, обогащали знания ребят.

В целом воспитательная работа в классе была многоплановой и разносторонней. Считаю, что участие ребят в классных и общешкольных мероприятиях способствовало дальнейшему формированию коллектива.

Результаты позволяют говорить о динамике сплоченности коллектива, о системе работы классного руководителя по достижению поставленной цели.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционно-воспитательная работа строилась на основе общих и специальных задач. которые соответствуют основным направлениям воспитательного и коррекционного процесса.

Анализ работы классного руководителя коррекционной школы VIII вида (2017-2018 уч.г. 2 класс)

Коррекционно-воспитательная работа с обучащимися строилась на основе общих и специальных задач, которые соответствуют основным направлениям воспитательного и коррекционного процесса. Основным направлением педагогического воздействия является формирование у детей системы сознания, которое определяет его социальное поведение. Воспитательная работа была направлена на создание оптимальных условий для воспитания обучающихся с различной степенью интеллектуальной неустойчивости.

Для реализации данных задач был составлен план воспитательной работы, который в полном объёме содержит комплекс воспитывающих и развивающих мероприятий по всем направлениям.

На 2017-2018 учебный год были поставлены задачи

Помочь обучающимся в усвоении навыков коммуникативного общения.

Помочь принять правила и нормы поведения в школе.

Продолжить обучение навыкам сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Создать благоприятную обстановку для развития личности.

Воспитывать положительные личностные качества - честность, правдивость

Формировать саморегуляцию и самоконтроль

Актуализировать мотивацию обучения.

Развитие эмоционально-волевой сферы.

Воспитательная работа ведется по следующим направлениям:

- эстетическое и этическое;

- развитие познавательных интересов.

Эстетическое и этическое направление: обучающиеся класса принимали участие в общешкольных выставках творческих работ. В основном эти работы были коллективные, под руководством педагога. Был проведен классный час – инсценирование русской народной сказки. Все принимали активное участие. Результат в данном направлении: дети стали больше интересоваться русскими народными сказками, с большей активностью стали посещать библиотеку..

Трудовое направление: Не все дети выполняют свои трудовые нагрузки в соответствии с графиками дежурств по классу и по школе. В школу приходили в положенное время, не все следили за порядком и чистотой в школе. Регулярно проводились генеральные уборки в классе и на закреплённой территории.

Результат в данном направлении: дети стали более активными и более самостоятельными в выполнении своих трудовых поручений,

Санитарно – гигиеническое направление: проводились регулярные беседы, классные часы, постоянно велась работа по воспитанию бережного отношения к школьным учебникам, своему рабочему месту. В течение всего учебного года было организовано дежурство в классе и в школе. Также регулярно проводились беседы на тему: личная гигиена.

Результат в данном направлении: дети стараются следить за своей внешностью, не у всех это получается, Не у всех пока получается содержать свои вещи в хорошем состоянии.

В течение предыдущего учебного года дети принимали активное участие в классных и общешкольных мероприятиях. Эти мероприятия дали возможность увидеть творческие способности детей, их отношение к поручению.

Дети стали более самостоятельными и активными как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Все вовлечены в общешкольные и классные мероприятия, с большим желанием и ответственностью стали относиться к порученному делу.

Не полностью реализованы возможности в учебной деятельности у Киволи М., Барановой Полины. Не все ребята добросовестно относятся к трудовым поручениям


Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. Данный процесс состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение учащимися передаваемого педагогами опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая классными руководителями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.

Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и учащихся, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.

С течением времени менялись доминирующие функции классного руководителя в школе. Сегодня это содействие развитию личности ребенка, реализация его личностного творческого потенциала, обеспечение условий для успешной социальной адаптации. Но значимость деятельности классного руководителя в образовательном учреждении по-прежнему очень велика. И тот, кто занимается этой деятельностью, понимает, что ее границы широки и несоизмеримы ни с какими затратами.

Работа с детьми, имеющих различные интеллектуальные нарушения, безусловно, подразумевает знание индивидуальных особенностей этой категории учащихся. В основу коррекционной воспитательной работы положена личностно-ориентированная педагогика, основные тезисы которой нацеливают классного руководителя на развитие возможностей и способностей конкретного ребенка, востребованности его обществом, формирования моделей коммуникативного поведения.

Каковы же ключевые направления воспитания, которые должны лечь в основу деятельности классного руководителя, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья?

Во-первых, это регулирование сложной системы взаимоотношений в классе, где учащиеся с ограниченными возможностями здоровья получают первые социальные навыки, порой оказывающие заметное влияние на их будущее. При поддержке классного руководителя школьники обретают опыт различных отношений: групповых, межличностных, деловых, избирательных и т.п. Если эта поддержка педагогически обоснована, то этот опыт будет построен на взаимопомощи, взаимной ответственности, терпимости и уважения.

Во-вторых, это восполнение дефицита полноценного общения, который испытывают многие современные дети, а дети с нарушениями интеллекта, у которых, как правило, имеются отклонения в развитии всех познавательных процессов, испытывают его вдвойне. За счет разнообразия организуемой в школах воспитательной деятельности (познавательные экскурсии, кружки, студии, секции) педагог может создавать условия для расширения круга общения детей и развития их творческих и познавательных способностей.

Безусловно, при соответствующих условиях классного руководителя таких учащихся, и в союзе с другими субъектами образовательного взаимодействия, создается психологическая комфортная обстановка в классе и школе, дети чувствуют себя защищенными, необходимыми другим людям и понятым ими. И хотя в школах, в том числе и в коррекционных, сегодня появились и психолог, и социальный педагог, классный руководитель остается объединяющей фигурой, призванной отслеживать, направлять, координировать деятельность каждого учащегося в классе.

Чтобы реализовать сложнейшие задачи воспитания, классному руководителю необходимы серьезные личностные ресурсы. Практика показывает, что здесь возникает ряд специфических проблем и особенностей.

Вторая проблема связана с востребованностью коммуникативных умений классного руководителя. Именно они обеспечивают успешность регулирования межличностных отношений между обучающимися и продуктивность контактов с родителями, педагогами и внешкольными организациями, заинтересованными (или не заинтересованными) во взаимодействии со школой.

Таким образом, классный руководитель, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен обладать разнообразными свойствами и чертами профессионала, которые помогают ему оказывать положительное влияние на развитие личности учащегося и добиваться оптимальных результатов в обучении и воспитании растущей личности.

С целью коммуникативного общения с учащимися 5-9 классов классному руководителю желательно использовать определенные приемы общения. Приемами называются элементы, составные части видов общения, при помощи которых обеспечиваются их более гибкое и эффективное применение. А подготовка к общению понимается как формирование у школьников интеллектуальной, психической и социальной готовности к эффективному участию в этом процессе и освоение способов практической реализации этой готовности. Эта деятельность включает в себя несколько аспектов: развитие определенных особенностей мышления и речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья, формирование у них определенных социальных установок и коммуникативных умений. Формирование социальных установок в сфере общения становится реальным тогда, когда оно осуществляется в процессе всей воспитательной работы школы и непосредственно связано с теми установками, которые реализуют классные руководители в своем общении с учащимися. [1, с. 36].

Эффективным путем формирования социальных установок учащихся в сфере общения является такая распространенная форма организации жизнедеятельности ученических коллективов, как классный час, который выполняет функцию коммуникации, т.е. обмена информацией между его участниками. В связи с этим особое внимание классного руководителя должно уделяться тому, чтобы учащиеся с ограниченными возможностями здоровья учились слушать и уважительно относиться к высказываниям и суждениям, по мере возможности излагать собственные точки зрения.

Другим существенным способом формирования и (что особенно важно) изменения социальных установок учащихся с ограниченными возможностями в сфере общения является групповая дискуссия. Суть ее состоит в том, что с группой школьников 5-9 классов организуется обсуждение тех или иных конкретных проблем, возникающих в процессе общения, конфликтов между партнерами с целью поисков решений. Целесообразность групповой дискуссии во многом зависит от умения педагога вызвать учащихся на откровенную дискуссию и руководить ею, т.е. ставить стимулирующие вопросы, обеспечивать своевременную поддержку участникам, формулировать выводы дискуссии. Классный руководитель при этом выступает и в роли участника дискуссии, т.е. сам вносит в дискуссию конструктивный вклад. Метод групповой дискуссии дает большой эффект, ибо позволяет учащимся с ограниченными возможностями здоровья проявить собственную точку зрения, получить опыт участия в поиске решения проблемы в классе. Кроме того, ход дискуссии дает возможность школьникам как бы взглянуть на себя со стороны, примерить к своему поведению эталоны и нормы, внести некоторые коррективы в свои представления о себе и своем поведении в процессе общения.

Таким образом, формирование социальных установок в сфере общения становится реальным тогда, когда оно осуществляется в процессе всей воспитательной работы коррекционной школы и непосредственно связано с теми установками, которые реализуют педагоги в своем общении с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Литература:

1. Горленко В. Каждый человек достоин уважения // Воспитание школьников. – 1995. – № 5. – С. 36.

2. Завьялова У.С. Воспитательный план-помощник, справочник, путеводитель в работе классного руководителя //Классный руководитель. – 2000. – № 8. – С. 24.

3. Козлов И.В. Мудрость в повседневных контактах // Воспитание школьников. – 1997. – № 4. – С. 17.

4. Саляхова Л.В. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 5-9 классы. – М.: Глобус, 2007. – 336 с.

Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, ограниченная возможность здоровья, учащийся, воспитательная работа, класс, ребенок, сфера общения, групповая дискуссия, активная деятельность воспитанников, воспитательная система класса.

Похожие статьи

Особенности воспитательной деятельности классного.

классный руководитель, класс, воспитательная работа, учебно-воспитательная работа, раздел деятельности, задача воспитания, основной раздел деятельности, воспитательный процесс.

Роль воспитательной системы классного руководителя.

Проблемы современного учебно-воспитательного процесса. классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система.

Классное руководство как целенаправленная система воспитания

- организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; - организация воспитательной работы с обучающимися через проведение.

Взаимодействие классного руководителя и родителей.

Проблемы современного учебно-воспитательного процесса. классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система.

Использование современных технологий в воспитательной.

классный руководитель, класс, воспитательная работа, учебно-воспитательная работа, раздел деятельности, задача воспитания

Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном. ребенок, принцип, начальная школа, класс, воспитательная работа.

Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном.

классный руководитель, класс, воспитательная работа, учебно-воспитательная работа, раздел деятельности, задача воспитания, основной раздел деятельности, воспитательный процесс.

Взаимодействие классного руководителя с родителями как.

Взаимодействие классного руководителя и родителей решает следующую задачу: создание воспитывающей среды, обеспечение единства требований школы

– Верить, что в любой семье есть положительный опыт воспитательной деятельности. Направления работы с родителями

Классный руководитель как организатор развития коллектива.

Воспитательная деятельность классного руководителя сложна и многогранна. Он проводит различную воспитательную работу с коллективом учащихся, с учителями своего класса, с родителями и общественностью. Осознание родителями своей ответственности за подготовку.

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию.

классный руководитель, родитель, родительский комитет, семья, семейное воспитание, ребенок, учебно-воспитательный процесс, школа, ходя консультации, совместная работа. Работа с родителями как один из аспектов взаимодействия.

Особенности воспитательной деятельности классного.

классный руководитель, класс, воспитательная работа, учебно-воспитательная работа, раздел деятельности, задача воспитания, основной раздел деятельности, воспитательный процесс.

Роль воспитательной системы классного руководителя.

Проблемы современного учебно-воспитательного процесса. классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система.

Классное руководство как целенаправленная система воспитания

- организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; - организация воспитательной работы с обучающимися через проведение.

Взаимодействие классного руководителя и родителей.

Проблемы современного учебно-воспитательного процесса. классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система.

Использование современных технологий в воспитательной.

классный руководитель, класс, воспитательная работа, учебно-воспитательная работа, раздел деятельности, задача воспитания

Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном. ребенок, принцип, начальная школа, класс, воспитательная работа.

Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном.

классный руководитель, класс, воспитательная работа, учебно-воспитательная работа, раздел деятельности, задача воспитания, основной раздел деятельности, воспитательный процесс.

Взаимодействие классного руководителя с родителями как.

Взаимодействие классного руководителя и родителей решает следующую задачу: создание воспитывающей среды, обеспечение единства требований школы

– Верить, что в любой семье есть положительный опыт воспитательной деятельности. Направления работы с родителями

Классный руководитель как организатор развития коллектива.

Воспитательная деятельность классного руководителя сложна и многогранна. Он проводит различную воспитательную работу с коллективом учащихся, с учителями своего класса, с родителями и общественностью. Осознание родителями своей ответственности за подготовку.

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию.

классный руководитель, родитель, родительский комитет, семья, семейное воспитание, ребенок, учебно-воспитательный процесс, школа, ходя консультации, совместная работа. Работа с родителями как один из аспектов взаимодействия.

Читайте также: