Проектно исследовательская деятельность в начальной школе как условие повышения качества образования

Обновлено: 25.06.2024

Хотелось бы начать данный доклад вышеуказанной темы с притчи, так как надеюсь, что она поможет призадуматься, систематизировать знания и раскроет некоторые приёмы организации данного вида работы.

А вы как думаете, какова основная задача учителя?

Что от него ждут ученики?

Каким должен быть учитель?

Все эти вопросы заставляют задуматься. В итоге приходишь к выводу о том, что сколько людей столько и мнений. Так и в начальной школе существует много видений по использованию изучению и применению проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.
Хотелось бы отметить, что проектирование и исследование изначально принципиально разные вещи. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а в случае проведения исследования – одним из средств может быть проектирование.

Важно понять, что в работе с детьми, безусловно, полезны и проектирование и исследование.

В основе метода проектов и метода исследований лежит:

  • Развитие познавательных умений и навыков учащихся;
  • Умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • Умение самостоятельно конструировать свои знания;
  • Умение интегрировать знания из различных областей наук;
  • Умение критически мыслить.

Обучение путём исследований в современном образовательном процессе является наиболее эффективным способом познания окружающего мира.

Стремление ребёнка к самостоятельному исследованию предопределено генетически. Если этой активности малыша не противодействовать, то с возрастом эта потребность эволюционирует и спектр объектов детских исследований существенно расширяется.

Ребёнок, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на те знания, которые дают ему в ходе традиционного обучения. Он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая с новой информацией неоценимый опыт.

Исследовательское поведение особо ценно тем, что оно создаёт надёжный фундамент для постоянного преобразования процессов обучения и развития в процессах более высокого порядка – самообучения и саморазвития.

Самостоятельную исследовательскую работу ребёнка педагог рассматривает как один из эффективных путей развития его творческих способностей. Умения проведения самостоятельных исследований, постижение истины легко прививаются в дальнейшем на все виды деятельности, если учитель создаёт для этого определённые условия.

Использование учителем проектно-исследовательского метода позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, оживляет традиционный учебный процесс, способствует проявлению и развитию индивидуальных качеств ученика.

Проектирование ставит ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует мышление, развивает способности и межличностные отношения.

Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объёма школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать творческие возможности.

Участие в проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей.

В начальной школе используются и проектные методы, и методы исследовательского обучения. (Приложение 1)

Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:
- самостоятельного мышления;

- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;

- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.

Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:

– давать определения понятиям;

– делать выводы и умозаключения;

- корректно полемизировать с докладчиком на конференции;

– аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.

В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований:

По доминирующей в проекте деятельности:

  • исследовательские,
  • информационные,
  • практико-ориентированные,
  • ролево-игровые,
  • творческие.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ

а) По целям и задачам.

Практико-ориентированный проект.

Цели: направлен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт этого проекта определяется заранее и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона. Среди возможных вариантов продуктов данного типа проектов могут быть учебное пособие для кабинета или рекомендации по решению какой-либо актуальной проблемы. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Результатом такого проекта часто является публикация в СМИ, Интернете, создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть журнал для одноклассников, альманах, театрализация, спортивная игра, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильм и т.п.

б) По предметно-содержательной области.

Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

в) По характеру контактов между участниками:

  • внутриклассными;
  • внутришкольными;
  • региональными;
  • межрегиональными;
  • международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

г) По продолжительности:

Мини-проекты могут укладываться в один урок.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4–6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30–40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время. (Приложение 2)

Содержание, этапы и формы обучения проектно исследовательской деятельности в начальной школе

Первый этап. Пропедевтический (1 класс).

Цель: погружение детей в совместную проектно-исследовательскую деятельность через организацию разновозрастного сотрудничества с учащимися пятых классов.

Формы организации:

  • презентационные занятия с учащимися пятых классов;
  • коллективные творческие дела, классные часы;
  • свободные уроки.

Содержание:

  • формирование первичных представлений детей о проектно-исследовательской деятельности, пробуждение интереса к исследованию;
  • формирование первоначальных исследовательских действий;
  • оформление мобильных детских групп, реализующих мини-проекты, пробные исследования;
  • приобретение первичных навыков общения с одноклассниками, учителями, пятиклассниками;
  • децентрализация пространства класса.

Позиция учителя и учащихся:

Учитель: лидер организации учебно-познавательной деятельности детей.

Учащиеся: выполняют предложенные учителем и пятиклассниками задания, выбирают интересующие их темы.

Деятельность детей:

  • овладевают способами работы с книгой, с разными средствами получения информации;
  • овладевают первоначальными навыками сотрудничества (в паре, группе);
  • учатся представлять результаты познавательной деятельности в виде рисунка, моделей, макетов;
  • выполняют мини-проекты с помощью родителей и пятиклассников;
  • проводят кратковременные исследования на уроках под руководством учителя;
  • учатся оценивать свою деятельность (по критериям, разработанным совместно с учителем).

Второй этап. Организация коллективных исследований с элементами проектной деятельности (2 класс).

Цель: учить детей поэтапной организации коллективного исследования с элементами проектной деятельности с целью формирования у них первоначальных проектно-исследовательских умений.

Формы организации:

  • коллективные исследования, проводимые с учётом детской инициативы и постепенным развёртыванием всех этапов исследования;
  • осуществление мини-проектов в рамках интегрированного курса
  • специальные занятия по формированию отдельных исследовательских умений по всем учебным дисциплинам.

Содержание:

  • практическая реализация основных этапов исследования - рождение замысла, развёртывание замысла в деятельности, оформление и предъявление результатов;
  • формирование первоначальных проектно-исследовательских умений;
  • работа по осуществлению коллективных и индивидуальных мини-проектов;
  • расширение коммуникативных контактов за счёт выхода учащихся за пределы класса с результатами выполненных работ.

Позиция учителя и учащихся:

Учитель: помощник-консультант в организации проектно-исследовательской деятельности детей.

Учащиеся: выбирают предложенные учителем темы работы, инициируют собственные замыслы.

Деятельность детей:

  • используют источники получения информации – рассказ учителя, рисунок, наблюдения в природе, учебный текст, схема;
  • работают в группе, осуществляя коллективный проект;
  • самостоятельно ведут мини-проекты;
  • совместно с учителем и учащимися оценивают свою деятельность;
  • представляют результаты своих работ на районных и областных конференциях.

Третий этап. Расширение пространства проектно-исследовательской деятельности путём овладения разными видами проектирования (3-4 классы).

Цель: учить детей разным видам проектирования при осуществлении индивидуальных и групповых исследований.

Формы организации:

  • учебный проект;
  • образовательный проект;
  • социальный проект;
  • овладение способами организации индивидуального исследования;
  • разновозрастное сотрудничество с более активной позицией младших школьников.

Содержание:

  • формирование более сложных проектно-исследовательских умений;
  • овладение новыми видами проектов (учебный, образовательный, социальный);
  • организация разновозрастных проектов с учащимися среднего и старшего звена.

Позиция учителя и учащихся:

Учитель: организатор и участник проектно-исследовательской деятельности детей.

Учащиеся: инициируют замыслы, формулируют темы, выбирают направление и характер работы.

Деятельность детей:

  • осуществляют поиск информации в источниках разного типа;
  • анкетируют детей и взрослых;
  • осуществляют индивидуальные и коллективные учебные проекты;
  • разрабатывают образовательные проекты с помощью учителя;
  • овладевают первоначальными навыками социального проектирования;
  • оценивают свою деятельность по выработанным совместно с учителем критериям;
  • представляют результаты своих работ на районных и областных конференциях и выступают в качестве экспертов.

Примеры из опыта работы.

Приведу примеры из собственного опыта работы. В первом классе я использовала проект – рассказ, экскурсионный проект, конструктивный проект.

1. Проект – рассказ.

2.Экскурсионный проект.

  • Экскурсия в музей Динозавров (который приезжал к нам) породил кучу вопросов и огромное желание их реализовать. В ходе этого была проведена работа по мини-исследованию вытекающая в следующую тему.

Работа по реализации проекта

Социологический опрос.

2-й вопрос. Как вы считаете, почему вымерли динозавры?

Вывод: тема интересна, но многие не готовы дать правильные ответы.

Выдвижение гипотез. Почему вымерли динозавры?

Гипотезы:

1. Может быть, это случилось потому, что млекопитающие стали главенствующими на Земле?

2. Может быть причиной были млекопитающие, пожирающие яйца динозавров?

3. Может быть, динозавры умерли от голода?

4. А может быть, это была сильная вулканическая активность?

5. А может быть, изменился климат?

Исследование вопросов:

– Почему изменился климат на Земле?

– Что могло последовать за изменением климата?

В ходе которой учащиеся изучают листья, собирают опавшую листву и составляют гербарий с надписью растения.

Экскурсия к памятнику Братьям Газдановым, на которой многие проявили инициативу и сами изъявили желание рассказать о памятнике, так как заранее знали о поездке.

Этот проект хорошо используется на технологии, когда ребята выполняют работу по выбору, а потом представляют её.

  • Работа с природным материалом.
  • Посади зёрнышко.
  • Собери пазл (по определённой тематике), расскажи что получилось.

Во втором классе предлагаю ребятам групповую работу. Делю класс на 4-5 групп, даю каждой группе задание. Учащиеся выстраивают определённую последовательность, составляют план ответа и защищают свои работы.

Рождение этого проекта возникло в год олимпиады в России, когда все переживая за свою страну, отслеживая все соревнования вдруг спросили, а что такое кёрлинг. И тут не долго думая, я предложила ребятам узнать, что это за вид спорта. Как можно больше найти информации и принести. Весь материал собранный ребятами мы проанализировали и получился проект. В ледовом дворце мы даже попробовали технологию данного вида спорта.

С этого момента у детей стали возникать интересующие их вопросы и мы создавали либо мини проект, либо исследовательский прект.
Ребята с большим интересом и рвением выполняли цели и задачи, которые ставили сами себе. Для них это было не сложно, так как у нас в классе полное оснащение инновационных технологий.( ноутбуки, графические планшеты, МИМИО, электронные книги, лаборатории по изучению весовых измерений, погоды.

В конце четвёртого класса дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, представление своих проектов. В результате у детей развиваются речевые умения, формируется монологическая речь. Родители положительно оценивают занятия проектно-исследовательской деятельностью как возможность развития творческих способностей детей. Проектно-исследовательская деятельность способствует прогрессу в развитии индивидуальных качеств каждого ученика. Формирует личностные качества, что очень актуально в наше время.

И в завершение зачитаю конец притчи.

Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств – они изменяют сами обстоятельства, превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации и той среды, в которой они находятся!




20141028_125243
20141028_125304
20141028_125408
20141028_131156
20150417_102341
20150417_102410
20150417_112716
20150417_112746
20150417_112759

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели.

Пути повышения качества обучения в начальной школе через использование проектных технологий

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.

Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программ традиционного обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования: низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе; ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием; разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. С этой целью мною был выбран метод проектов. (Слайд1)

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся.

Целью проектной деятельности является создание технологии устойчивого развития качества образования, разработка инструментария образовательной деятельности участников образовательного процесса на пути к качеству.

Метод проекта помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей.

Метод проектов как педагогическая технология, включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоятельную творческую деятельность учащихся, которую он выполняет в течение определённого отрезка времени. Метод проектов позволяет решать задачи формирования творческого мышления и развития интеллектуальных умений:

- отбирать и анализировать нужную информацию из различных источников;

- уметь пользоваться ресурсами Интернет.

Кроме этого метод проектов позволяет достичь цели и задачи деятельности учителя (Слайд 2).

выявление наиболее одаренных учащихся;

совершенствование умений и навыков самостоятельной работы детей и повышение их уровня знаний;

поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане расширения кругозора учащихся в области научных достижений;

активизация познавательной деятельности учащихся через исследовательскую и проектную деятельность.

Исходя из поставленных целей, были поставлены задачи:

воспитывать интерес к познанию мира;

развивать навыки, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;

готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности, помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области.

Для достижения положительного результата я обязательно учитываю следующие этапы работы над проектом:

правильный выбор темы; (Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, сделать выбор, оценив эффективность каждого способа) (Слайд 3)

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска школьник будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное мероприятие.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.

Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

Правило 4. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограниченна.

Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.

Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.

Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативные. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.

оформление результатов проекта;

правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру;

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Данный метод я начала использовать в этом учебном году. Мои ученики (по желанию) подготовили индивидуальные проекты по окружающему миру. Была предложена следующая тематика проектов:

Промышленность нашего города

Любимые уголки города

Проект был о родном городе. Планируем с лучшим проектом выступить на город. Написание проекта сопровождалось подготовительной работой, которая заключалась в следующем:

один раз в неделю собиралась творческая группа. В творческую группу входили как учащиеся, так и родители. Дети приносили подобранный материал и отчитывались, о проделанной работе. Мы обсуждали, отбирали материал. Наше портфолио пополнялось фотографиями, рисунками, всем материалом, который собирали дети. Настал тот момент, когда был собран весь материал. (Презентация)

Итак, метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Вот поэтому я начала использовать в своей работе метод проектов. Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Все учебные предметы в начальных классах обладают богатыми возможностями для организации проектной деятельности. Считаю целесообразным и эффективным применение метода проектов в работе с детьми младшего школьного возраста.

Презентация на тему: " Повышение качества образования через применение методов и технологий проектной и исследовательской деятельности учащихся 1." — Транскрипт:

1 Повышение качества образования через применение методов и технологий проектной и исследовательской деятельности учащихся 1

3 В самом процессе учебы заключено то необходимое знание, без которого невозможно выжить в современном мире. Это знание о том, как получать знания. 3

4 Исследовательская деятельность – это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи (в различных областях науки) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы. 4

6 Деятельность ученика: Распознавание и четкое формулирование проблемы. Собирает данные при наблюдении, работает с литературными источниками. Намечает план действий. Формулирует гипотезу с помощью логических рассуждений. Проверка гипотезы. Оформляет результаты деятельности, выбирая адекватную форму представления результатов. 6

7 Деятельность педагога: Управляет процессом овладения способами получения знаний, не навязывая своего мнения. Управляет развитием умений практически использовать полученные знания и формирует мировоззрение школьников. Обучает приемам подготовки презентации различных типов. Координирует и вдохновляет учащихся в их поисковой деятельности. 7

8 Последовательность изложения : титульный слайд (название работы, автор(ы), руководитель(и), консультант(ы); цель работы, рабочая гипотеза; теоретическое обоснование актуальности исследования (при необходимости); использованные методы; этапы работы, описание результатов; объяснение результатов; выводы, возможности использования результатов исследования и перспективы дальнейшей работы по данной теме; благодарности; источники информации. 8

9 Урок алгебры в 9 классе 9

10 Исследовательская работа по карте. География 6 класс 10

13 Проект – оригинальная практико- ориентированная работа интегративного, межпредметного и творческого содержания. Понятие проекта 1. Прое́кт (от лат. Projectus - брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд) это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата. 2. Проект - замысел, идея, образ, включающие описание, обоснование, расчеты и чертежи. 13

14 Классификация проектов 14

15 Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения; развивают системное и проектное мышление. 15

16 Базовые принципы проектной формы организации деятельности школьника: свобода обучающегося; взаимодействие его с группой обучающихся; гибкое распределение учебного времени. 16

17 Проектное обучение личностно-ориентированно; использует множество дидактических подходов – обучение в деле, независимые занятия, совместное учение, мозговой штурм, ролевая игра, эвристическое и проблемное обучение, дискуссия, командное обучение; самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения; позволяет учиться на собственном опыте и опыте других; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда. 17

24 Проект по технологии 24

25 25 Защита проекта по теме «Расчёт пути и времени движения. Инерция.

26 26 Использование леготехнологии на уроках информатики

27 27 Наши победители

28 Выводы: * проект многогранен, *проект эффективен, *проект перспективен, *проект неисчерпаем. Наряду с положительными моментами этой технологии есть и недостатки. 28

29 Плюсы технологиии - учит учащихся самостоятельному критическому мышлению; - формирует умение размышлять, опираясь на знания фактов, закономерностей, умение делать обоснованные выводы; - учит принимать самостоятельные аргументированные решения; - развивает речь, - учит работать в сотрудничестве, - направлена на самооценку и саморегуляцию 29

30 Минусы технологии - не укладывается в рамки одного урока, желательно 2-3 урока, - трудно справедливо оценить роль и работу каждого участника группы 30


Главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой личности. Достижением данной цели в процессе обучения, может служить проектное обучение, побуждающее учащихся проявлять способность: к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода, к целеполаганию, к самообразованию и самоорганизации, к синтезированию и обобщению информации из разных источников, умения делать выбор и принимать решения. С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность, появляется возможность на уроках, факультативах, дополнительных занятиях углублять и закреплять знания, полученные по разным предметам, выполнять социальные заказы общества.

Преимущество метода проектов в том, что он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая баланс между теорией и практикой, обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, позволяет приобретать опыт социального взаимодействия. Такая активная форма деятельности позволяет ученику, опираясь на имеющиеся знания, умения и навыки, учитывая свои индивидуальные особенности, ставить поисковую задачу. Обучающий результат такой работы заключается не только в приращении новых знаний, но и овладении исследовательскими навыками. При использовании исследований учащимися расширяется их кругозор, развиваются творческие способности, а также происходит активное включение в процесс самореализации и саморазвития.

В ноябре 2010 года психологом нашей школы была проведена диагностика познавательной активности в учебной деятельности учащихся 7–11 классов. При проведении исследования был использован диагностический метод мотивации учения, основанный на опроснике Ч. Д. Спилбергера. Анализ полученных данных показал:

- Высокая познавательная активность 19 %

- Средняя познавательная активность 56 %

- Низкая познавательная активность 25 %

Следует обратить внимание, что при качестве знаний по итогам 1 четверти 33,37 %, высокую познавательную активность имели лишь 19 % учащихся, из чего можно было сделать вывод, что даже хорошисты и отличники имели средний уровень познавательной активности, они действительно не мотивированы к самостоятельному получению учебной информации.

Так же было проведено анкетирование педагогов на предмет использования проектной деятельности на уроках.

Исходя из вышеизложенного, в школе назрела необходимость показать педагогам потребность в применении приемов и методов проектной деятельности на уроках. Тогда педагоги смогут построить образовательный процесс, воздействуя на повышение познавательной активности детей, что в конечном итоге приведет к развитию у учащихся ключевых компетенций.

В нашей школе разработано Положение о научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, рекомендации по подготовке презентации проекта, критерии оценки качества проектных работ.

Творческое переосмысление собранных материалов, выстраивание их в систему в зависимости от принятых гипотез, оформление, создание наглядности, иллюстративного материала — весь этот процесс в итоге приводит к созданию конечного продукта.

Сравнительная таблица подготовки докладов и рефератов в традиционном и проектном обучении.

Традиционное обучение

Проектное обучение

1. Целевая установка у учащихся.

Получить хорошую отметку.

Проявить свои способности, сделать важное дело.

2. Организационные формы работы.

Сочетание индивидуальной, парной и групповой работы.

3. Источники информации.

Как правило, один, два источника.

Различные источники из разных областей знания.

4. Предметная область.

Один учебный предмет.

5. Характер работы по содержанию.

Как правило, сочетание теоретических и практических методов исследования.

6. Презентация или зашита работы.

Проектное обучение — это качественно иная образовательная практика; выделить метод проектов из других методов можно, обнаружив отличительные черты этой образовательной технологии.

Презентация проектов может проходить в рамках классно-урочной системы, во внеклассной работе, в рамках научно-практической конференции. Подготовка к презентации — процесс творческий. Ребята должны уметь коротко и лаконично объяснить суть своей работы, продемонстрировать ее достоинства, проанализировать возникшие в ходе работы затруднения, наметить возможные направления совершенствования конечного продукта. Немало важную роль играет эмоциональная окраска выступления учащегося на конференции, а также иллюстративный материал, представленный в виде слайдов, таблиц, плакатов, видеосюжетов и пр.

Огромный интерес учащихся вызывает параллельная защита двух проектов по близкой тематике. Тогда участники проектов становятся оппонентами друг друга, и защита проектов организуется в виде дискуссии или дебатов.

Опыт работы школы по внедрению проектной технологии показывает, что эта технология востребована как педагогами, так и учениками. Классно-урочная система загоняет учителя и ученика в жесткие рамки программ, учебников, образовательных стандартов. Проектная же технология наоборот создает простор для инициативы и творчества и направлена на формирование креативных черт личности всех участников образовательного процесса.

Исследования школьного психолога подтверждают, что учащиеся, активно занимающиеся проектной деятельностью, развиваются быстрее своих сверстников. Им легче осваивать содержание учебных предметов, они умеют анализировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи. Проектная деятельность обеспечивает мотивацию, и тем самым влияет на эффективное психическое и эмоциональное развитие обучающихся. Использование проектной технологии позволяет создать атмосферу успеха, комфортные условия для творческой работы, ощутить результативность собственного труда.

Мониторинг успеваемости учащихся 8–11 классов за 2 года обучения показывает рост качества знаний по математике, биологии и физике.


Учащиеся нашей школы принимают активное участие в научно-практических конференциях при МАН ЮИ, при КарГУ им. Е. А. Букетова, при КарГТУ, получают грамоты и дипломы.

1. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52–55

2. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41–45

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под редакцией Е. С. Полат-М.:2000

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, познавательная активность, проектное обучение, образовательный процесс, проект, работа, учащийся, апрельская научно-практическая конференция, высокая познавательная активность, иллюстративный материал.

Похожие статьи

Развитие творческой познавательной активности.

Развитие творческой познавательной активности воспитанников через исследовательскую и проектную деятельность.

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Проектная и исследовательская деятельность.

Проектная деятельность является инновационной в работе дошкольных отделений образовательных

Исследовательская и проектная деятельность школьников.

Исследовательская деятельность учащихся в образовательном пространстве.

Проектная деятельность как средство развития познавательной.

Организация проектной деятельности как средство развития.

В моей работе именно проектная деятельность помогает связывать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность.

Проектная исследовательская деятельность как один из.

Организация проектно-исследовательской деятельности. исследовательская работа, учащийся, проектно-исследовательская деятельность, руководство учителя, Умение, сетевой проект, проектно-исследовательская работа, задача, мой взгляд.

Проектная деятельность педагога | Статья в сборнике.

Проективная (проектная) деятельность включает в себя.

Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в

Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной.

‒ владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем

При этом учителю важно самоопределение учащегося в процессе обучения. Главная цель системно-деятельностного подхода в.

Организация проектной и исследовательской деятельности.

Проектная деятельность как форма индивидуализации обучения.

Основой проектной деятельности выступает работа над проектом, который разрабатывается по инициативе детей.

Читайте также: