Познавательно практическая деятельность летом в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Пытливые исследователи окружающего мира это – современные дошкольники, они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают их с большим интересом и эмоциональным откликом. Прежде всего, это объясняется тем, что в дошкольном возрасте детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Экспериментируя, дети познают свойства веществ и предметов, осваивают представления о взаимосвязях, осознают ценность природы.

В познавательно-исследовательской деятельности для достижения успеха в условиях летнего периода необходимо:

  • Обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора), вызвать интерес дошкольников к содержанию деятельности;
  • Предложить доступный для возраста материал (с рациональным соотношением известного и неизвестного);
  • Создать доброжелательную обстановку и со вниманием и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам детей.

Организация познавательно-исследовательской деятельности идет по четырем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

  1. живая природа – характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, приспособление к окружающей среде, характерные особенности природно-климатических зон, взаимосвязь живой и неживой природы.
  2. неживая природа – почва, песок, глина, камни, воздух, вода. Три агрегатных состояния вещества (газообразное, жидкое, твердое); небесные тела.
  3. физические явления – магнетизм, звук, вес, электричество, тепловые явления, движение, инерция, давление, свет, цвет и др.
  4. рукотворный мир – предмет как таковой, материалы и их свойства, преобразование предметов.

В качестве объектов исследования выступают те предметы и явления, которые нас окружают. Стоит только внимательнее посмотреть вокруг и можно найти множество интереснейших объектов. Летом – вода, камни, глина и песок.

Например:

Прекрасный объект для наблюдений – это лужа, от нее мы всегда стараемся отогнать детей, но они настойчиво проявляют все больший интерес к ней. Понаблюдать можно за ее появлением, испарением воды, образованием волн, замерзанием, определить свойства воды, поискать водных обитателей.

Песок, которого так много на участках нашего детского учреждения. Можно окрасить его, перетерев с цветным мелом, а теперь с ним интересно играть. Интересны опыты по смешиванию воды с разными веществами. Предлагаем детям смешать воду с песком, солью, сахаром, кофе, шампунем, гречкой, фасолью, растительным маслом, соком, вареньем, краской. Дети хорошо знают, что вокруг нас есть воздух, но то, что в воздухе есть вода им не совсем понятно. Сначала предлагаем детям подумать, есть ли вода в воздухе. Проверить предположения детей.

Организуя познавательную деятельность, важно помнить о том, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, обычно не становятся активным достоянием ребенка. Большое влияние на поддержание познавательного интереса имеет тип взаимоотношений с детьми и стиль общения. Необходимо выстраивать взаимоотношения с воспитанниками, чтобы каждый из них чувствовал себя как полноценный партнер в условиях сотрудничества.

Список литературы:

  1. Ребёнок в мире поиска – О. В. Дыбина 2012г
  2. Неизведанное рядом – О. В. Дыбина. Н. П. Рахманова. 2011г
  3. Познавательно – речевое развитие –Л. В. Рыжова. 2015г

Посмотреть участников форума и скачать сертификаты – ЗДЕСЬ

- Эксперимент с мылом и водой «Растворение мыла в воде, изготовление цветной мыльной воды.

- Экспериментальное рисование - выдувание разноцветных пузырей на лист бумаги.

- Посадка лука, петрушки, укропа на огороде.

Взаимодействие с родителями

- Привлечение родителей к благоустройству клумбы.

"Люби свой край и воспевай"

-Поход в мини-музей детского сада.

Взаимодействие с родителями

- Предложить родителям посетить вместе с детьми Краеведческий музей.

"Весёлое лето"

- Песочные рисунки. Дать детям представление о том, что песок сыпучий и им можно рисовать.

- Можно ли рисовать с помощью песка?

Вывод: песчинки прилипают к клею – песок можно приклеивать.

Ход: Разложить на солнышке листы бумаги разных цветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета). Пусть они греются на солнышке. Попросить детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым горячим, а какой - самым холодным?

Вывод: Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его.

Взаимодействие с родителями

-Стендовая информация «Оздоровление детей

"Живая природа"

- Беседа: Где прячутся насекомые?

Рассматривание и сравнение насекомых через лупу.

-Наблюдение за цветами на клумбе, лужайке.

- Опыт с почвой. 1. Опускаем в банку с водой почву и наблюдаем, появятся ли в воде пузырьки воздуха.

Вывод: в почве есть воздух.

- Что произойдёт с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду где им захочется?

Вывод: чем больше мест в лесу, парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется, а на некоторых участках могут исчезнуть совсем.

- Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении?

Вывод: веточка без воды завяла. Все живое гибнет без воды.

Взаимодействие с родителями

- Предложить родителям сходить в лес, посмотреть муравейник и рассказать об их пользе.

"Моё творчество"

-Игры с водой и мыльной пеной.

- Рисование мелками на асфальте, палочками на земле.

- Эксперимент: окрашиваем ткань.

Взаимодействие с родителями

- Консультация по использованию нетрадиционных техник в изодеятельности

- Конкурс на лучший головной убор для защиты от солнца!

Здоровье и спорт

-Где находится воздух? Сколько времени можно не дышать?

Рассматривание по цвету, форме, сыпучести. Сухая - твердая, в воде разбухает, мягкая, съедобная, полезная и вкусная. В готовом виде горячая и холодная.

Взаимодействие с родителями

"Неделя игр и игрушки"

Познакомить детей с определением температуры жидких и твердых предметов тактильно (металлические- холодные, деревянные- теплые).

Взаимодействие с родителями

- Мастер-класс по лепке из глины.

- Может ли бумага издавать звуки, петь? Ход: Взять бумагу и выполнять движение «стирка белья. Бумага шуршит, скрипит).

Вывод: при смятии – бумага издаёт звук.

Давайте возьмем деревянные ложки и постучим ими друг о друга. Какой звук вы слышите: глухой или звонкий?

Затем процедура повторяется с металлическими и пластмассовыми ложками.

- Отгадывание загадок о музыкальных инструментах, обследование музыкальных инструментов.

Взаимодействие с родителями

- Приобщение к организации

выставки детских музыкальных инструментов в группе.

-Рассказать о существовании пресной и солёной воды.

Ход: Налить в сосуд немного воды и поставить его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.

- Проблемная ситуация «Как можно увидеть и почувствовать воздух?

Вывод: на парус давит воздух, поэтому лодочка с парусом движется быстрее.

2. Подуть на перышко.

3. Подуть на плот с собачкой.

Вывод: воздух двигает предметы.

Выдохнуть воздух через коктейльную трубочку в ёмкость с водой.

Вывод: если выдохнуть воздух в воду, то он скапливается в виде воздушных шариков и поднимается вверх. Воздух легче воды. Вода выталкивает воздушные шарики, которые стремятся вверх.

Взаимодействие с родителями

- Предложить организовать поход или поездку в выходной день к роднику (реке, озеру).

- Стендовая информация:"Элементарные опыты и эксперименты с водой"

- Исследование камней (форма, структура рисунка, вес). Обозначить свойства камня (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый)

Вывод: Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.

Взаимодействие с родителями

- Рассмотреть и обсудить с детьми состав дороги от сада до дома.

Понаблюдать с детьми, через какую воронку песок сыплется быстрее и почему.

-Где ночует Солнце? Помочь Незнайке понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом и блестящими предметами). Вывод: зеркало, или ровная блестящая поверхность отражает луч света. От небольшого движения зеркала солнечный зайчик перемещается на большое расстояние.

Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета - воспроизводим эффект радуги.

Взаимодействие с родителями

- Почему опасно играть с сухим песком в ветреную погоду?

Взаимодействие с родителями

- Поход на экологическую тропу. Заготовка для гербария.

- Наблюдение и уход за растениями в огороде.

- Исследование листиков смородины: какие на ощупь, какие по цвету, имеют приятный запах.

-Экспериментируем с магнитом. Закрепить знания о свойствах магнита (притягивает к себе металлические предметы в воздухе, воде, через твердые предметы: стекло и дерево). Познакомить с компасом, учить определять стороны света с его помощью.

Взаимодействие с родителями

Рекомендовать показать детям, как взрослые подготавливают овощи для приёма их в пищу.

Посмотреть вокруг себя в цветные стекла. Вывод: все вокруг нас меняет цвет, если посмотреть в цветные стекла. Цвета меняются при наложении полосок друг на друга.

Вывод: вода находит дырочку и вытекает из нее, а через заткнутые дырочки она не течет. Игры с водой, песком.

Кладем бумагу в ванночку с водой. Бумага тут же размокает и рвётся в руках детей.

Вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный.

Взаимодействие с родителями

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе (декабрь-февраль) Декабрь Снег Опыт 1 Снег. Какой он? Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо.

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе (март-май) Март Теплота Опыт 1 Какое – попробуй. Научить определять температуру веществ и предметов. Емкости с водой разной температуры, ванночка.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в летний период

Лето – самое хорошее время года для проведения опытов с солнечным светом, воздухом, водой, песком. Поисково-познавательная деятельность открывает для ребенка новый мир, полный загадок и чудес. У детей углубляются знания о природе – живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать, анализировать и делать выводы. У детей появляется контакт с предметами, что позволяет понять их качества и свойства. И, конечно, детское экспериментирование позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, и это влияет на их самооценку.

Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Конечно, взрослому легче сделать все самому и оставить детям роль наблюдателей. Но эффективность обучения будет в этом случае гораздо ниже. Какими бы интересными ни были действия взрослого, ребенок быстро устает наблюдать за ними.

Дети должны быть активными участниками обсуждения. Не формируйте за них выводы, сделайте это совместно (если нужно, то с вашей помощью). Важно не только провести опыты, но и связать результаты этой деятельности с повседневной жизнью, с наблюдениями дома и на улице, с трудом в уголке природы и на огороде, использовать в играх детей.

Даже совсем маленький ребенок активно экспериментирует, познавая мир.

Непосредственный контакт ребенка с песком, водой, воздухом, предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.

Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для познавательной активности.

Игры в песочнице – это прекрасная развивающая среда для работы с детьми. Она дает неограниченные возможности экспрессии, так как игры с песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, радостью), позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребенка. Песок – отличный материал для игр: можно рисовать, строить мосты, замки, рыть каналы. Ребята знакомятся со свойствами песка, постигают приемы строительства из него, учатся действовать с водой. В итоге у них развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности, эстетический вкус. Можно провести с детьми следующие эксперименты

Игры с водой – любимое занятие детей на прогулке.

На прогулке можно узнать много интересного и о воздухе и его свойствах.

Игры и эксперименты с воздухом :

Солнечные дни – это подходящее время для организации экспериментальной деятельности.

Опыты с солнечными лучами :

Все опыты и эксперименты сопровождаются проговариванием и выдвижением множества догадок, попытками предугадать ожидающие результаты. Это положительно сказывается на умении делать выводы, узнавать о взаимосвязи в природе.

После проведения экспериментов у ребят возникают множество вопросов, в результате развивается умение думать, рассуждать и делать выводы.

Виды экспериментов в ДОУ

Экспериментирование может быть демонстрационным и фронтальным.

Демонстрационное наблюдение – это вид деятельности, при котором объект наблюдения один, он находится у педагога, который проводит и демонстрирует опыт детям. У этого вида есть свои плюсы и минусы. В данном случае личная инициатива и вовлеченность детей сведена к минимуму. Только если малыш уже интересуется опытной деятельностью, он будет внимательно наблюдать за ходом эксперимента, в противном случае возможна пассивная реакция группы.

Фронтальное наблюдение – это тот вид деятельности, при котором используется несколько объектов, которые исследуют дети самостоятельно. Конечно, этот вид экспериментирования больше подходит для того чтобы активизировать работу всех ребят, вызвать их интерес и любопытство. Однако следить за целой группой одному воспитателю бывает сложно: скорость работы у детей разная, есть риск несоблюдения правил безопасности при выполнении некоторых опытов. Поэтому лучше, если на фронтальном наблюдении будут присутствовать несколько педагогов. Можно проводить опыты с подгруппой детей.

Подбирать опыты необходимо в соответствии с возрастом детей. Перед началом экспериментирования необходимо заинтересовать детей, используя сюрпризные моменты, присутствие различных героев (Незнайки, Почемучки, дедушки Зная, Любознайка и т. д.) внесение атрибутов: капельки, тучки и т. д, загадывание загадок, чтение стихов. Необходимо напоминать детям о правилах безопасности в разных ситуациях с различными предметами.

Правила проведения экспериментов :

1.Установить цель эксперимента: для чего мы проводим опыт.

2.Подобрать все необходимые материалы для проведения опыта.

3.Установить план исследования.

4.Уточнить правила безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментов.

5.Распределить детей на подгруппы.

6.Провести анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

7.Результаты эксперимента отобразить в один из проектов развивающей среды.

Организация познавательно-исследовательской деятельности, проведение экспериментов с дошкольниками должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром .

Картотека познавательно–исследовательской деятельности детей летом.

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), малыши приобретают сведения об их свойствах. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая к периоду старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.

Читайте также: