Чем занимается педагог организатор в детском саду
Обновлено: 25.06.2024
1.1. Педагог-организатор относится к категории специалистов.
1.2. На должность педагога-организатора принимается лицо:
1) отвечающее одному из указанных:
а) имеющее высшее образование (бакалавриат) и дополнительное профессиональное образование в области организационно-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых, а также опыт работы педагогом дополнительного образования не менее 2 лет;
б) имеющее высшее образование (специалитет или магистратура) и дополнительное профессиональное педагогическое образование в области организационно-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых, без предъявления требований к опыту работы;
в) имеющее высшее педагогическое образование (магистратура) в области организационно-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых, без предъявления требований к опыту работы;
2) не имеющее ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации;
3) прошедшее обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4) прошедшее аттестацию на соответствие занимаемой должности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
1.3. Педагог-организатор должен знать:
1) законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в части, регламентирующей деятельность в сфере дополнительного образования детей и взрослых, локальные нормативные акты образовательной организации;
2) законодательство Российской Федерации в части, регламентирующей педагогическую деятельность в сфере дополнительного образования детей и (или) взрослых, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение закона о персональных данных);
3) нормативно-правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные;
4) локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные;
5) основные направления досуговой деятельности, особенности организации и проведения массовых досуговых мероприятий;
6) способы выявления интересов учащихся (для детей) и их родителей (законных представителей) в области досуговой деятельности;
7) методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы вовлечения учащихся в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий;
8) психолого-педагогические основы и методику применения технических средств обучения, ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения дополнительной общеобразовательной программы;
9) техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников;
10) основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения;
11) особенности одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении, специфику инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента учащихся);
12) перечень и характеристики предлагаемых к освоению дополнительных общеобразовательных программ;
13) основные методы, приемы и способы привлечения потенциального контингента учащихся по дополнительным общеобразовательным программам;
14) заинтересованные организации, мотивы их взаимодействия с организациями, реализующими дополнительные общеобразовательные программы, формальные (договорные, организационные) и неформальные формы взаимодействия с социальными партнерами;
15) виды внебюджетных средств, источники их поступления и направления использования;
16) методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического микроклимата и обеспечения условий для сотрудничества учащихся;
17) методологические основы современного дополнительного образования детей и взрослых;
18) современные концепции и модели, образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых;
19) источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;
20) особенности построения компетентностно-ориентированного образовательного процесса;
21) источники надежной и достоверной информации, отражающие государственную и региональную политику в области образования в целом и реализации программ дополнительного образования детей и (или) взрослых в частности;
22) внутренние и внешние (средовые) условия развития дополнительного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
23) возрастные особенности учащихся, особенности реализации образовательных программ дополнительного образования одаренных учащихся, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, вопросы индивидуализации обучения;
24) основные правила и технические приемы создания информационно-рекламных материалов (листовок, буклетов, плакатов, баннеров, презентаций) на бумажных и электронных носителях;
25) стадии профессионального развития педагогов;
27) меры ответственности за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под руководством педагогического работника;
28) требования охраны труда при проведении досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях);
29) основы трудового законодательства Российской Федерации;
30) Правила внутреннего трудового распорядка;
31) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;
32) (другие документы, материалы и т.д.)
1.4. Педагог-организатор должен уметь:
1) планировать, организовывать и проводить досуговые мероприятия с учетом возрастных особенностей, особенностей объединения/группы и отдельных учащихся, специфики инклюзивного подхода в образовании (при его реализации), в том числе:
- привлекать педагогов, учащихся (для детей) и их родителей (законных представителей) к планированию и разработке содержания мероприятий;
- поддерживать социально значимые инициативы учащихся;
- использовать при проведении досуговых мероприятий педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения учащихся (в том числе ИКТ, электронные информационные и образовательные ресурсы) в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и с учетом возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей учащихся;
- координировать деятельность педагогов, объединений детей и школьников при подготовке мероприятий;
- выполнять роль ведущего досуговых мероприятий;
- привлекать к участию в мероприятиях одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися при проведении досуговых мероприятий, использовать различные средства педагогической поддержки учащихся, испытывающих затруднения в общении;
- использовать профориентационные возможности досуговой деятельности;
2) взаимодействовать с членами педагогического коллектива, родителями учащихся (для программ дополнительного образования детей), иными заинтересованными лицами и организациями при подготовке и проведении массовых досуговых мероприятий, выполнять нормы педагогической этики;
3) взаимодействовать с методистом по вопросам планирования и организации методической работы и повышения квалификации педагогов;
4) производить анализ и самоанализ организации досуговой деятельности, подготовки и проведения массовых мероприятий, отслеживать педагогические эффекты проведения мероприятий;
5) обрабатывать персональные данные с соблюдением принципов и правил, установленных законодательством Российской Федерации, определять законность требований различных категорий граждан и должностных лиц о предоставлении доступа к учебной документации, в том числе содержащей персональные данные;
6) планировать мероприятия для привлечения потенциального контингента учащихся различного возраста;
7) организовывать подготовку и размещение, готовить и размещать информационно-рекламные материалы (листовки, буклеты, плакаты, баннеры, презентации) о возможностях дополнительного образования детей и взрослых в различных областях деятельности, о перечне и основных характеристиках предлагаемых к освоению программ;
8) проводить презентации организации и реализуемых ею образовательных программ, дни открытых дверей, конференции, выставки и другие мероприятия, обеспечивающие связи с общественностью, родителями (законными представителями) и детьми и (или) взрослым населением, заинтересованными организациями;
9) организовывать мероприятия по набору и комплектованию групп учащихся с учетом специфики реализуемых дополнительных общеобразовательных программ, индивидуальных и возрастных характеристик учащихся;
10) находить заинтересованных лиц и организации, развивать формальные (договорные, организационные) и неформальные формы взаимодействия с ними;
11) эффективно взаимодействовать с членами педагогического коллектива, представителями профессионального сообщества, родителями учащихся (для программ дополнительного образования детей), иными заинтересованными лицами и организациями, в том числе с социальными партнерами;
12) создавать условия для поддержания интереса учащихся к дополнительному образованию и освоению дополнительных общеобразовательных программ в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
13) ориентироваться в источниках, анализировать и обобщать информацию о государственной и региональной политике в области образования, необходимую для определения требований к качеству дополнительного образования детей и (или) взрослых, в тенденциях его развития;
14) производить изучение рынка дополнительных образовательных услуг под руководством специалиста;
15) определять, изучать и анализировать внутренние и внешние (средовые) условия развития организации, реализующей программы дополнительного образования детей и (или) взрослых, в том числе социально-экономические условия деятельности, социально-психологические особенности контингента, методическое и кадровое обеспечение;
16) разрабатывать и представлять руководству и педагогическому коллективу предложения по развитию организации, реализующей программы дополнительного образования, перечню и содержанию программ, обеспечению качества их реализации, совершенствованию кадрового, нормативного, учебно-методического и материально-технического обеспечения;
17) создавать условия для появления новых творческих объединений, отвечающих интересам детей и (или) взрослых, развития и деятельности детских и молодежных общественных организаций;
18) контролировать и организовывать работу педагогов, детских и молодежных объединений: посещать занятия и досуговые мероприятия, анализировать и обсуждать их с педагогами дополнительного образования, составлять расписание работы творческих объединений (кружков, секций), контролировать соблюдение требований охраны труда на занятиях и при проведении досуговых мероприятий;
19) анализировать процесс и результаты деятельности организации по реализации программ и развитию дополнительного образования детей и (или) взрослых;
20) контролировать соблюдение санитарно-бытовых условий и условий внутренней среды, выполнение требований охраны труда, анализировать и устранять (минимизировать) возможные риски жизни и здоровью учащихся при проведении массовых досуговых мероприятий;
21) выполнять требования охраны труда;
22) ……… (другие навыки и умения)
1.5. Педагог-организатор проходит обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем 1 раз в 3 года.
1.6. Педагог-организатор в своей деятельности руководствуется:
1) ……… (наименование учредительного документа)
2) Положением о ……… (наименование структурного подразделения)
3) настоящей должностной инструкцией;
4) ……… (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые функции по должности)
1.7. Педагог-организатор подчиняется непосредственно ……… (наименование должности руководителя)
1.8. ……… (другие общие положения)
2. Трудовые функции
2.1. Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ:
1) организация и проведение массовых досуговых мероприятий;
2) организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых;
3) организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности.
2.2. ……… (другие функции)
3. Должностные обязанности
3.1. Педагог-организатор исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции организация и проведение массовых досуговых мероприятий:
1) планирует массовые досуговые мероприятия;
2) разрабатывает сценарии досуговых мероприятий, в том числе конкурсов, олимпиад, соревнований, выставок;
3) осуществляет документационное обеспечение проведения досуговых мероприятий;
4) планирует и организовывает подготовку мероприятий;
5) проводит массовые досуговые мероприятия;
6) осуществляет анализ организации досуговой деятельности и отдельных мероприятий.
3.1.2. В рамках трудовой функции организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых:
1) осуществляет планирование, организацию и проведение мероприятий для привлечения и сохранения контингента учащихся различного возраста;
2) осуществляет организацию набора и комплектования групп учащихся;
3) взаимодействует с органами власти, выполняющими функции учредителя, заинтересованными лицами и организациями, в том числе с социальными партнерами организации, осуществляющей образовательную деятельность, по вопросам развития дополнительного образования и проведения массовых досуговых мероприятий.
3.1.3. В рамках трудовой функции организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности:
1) осуществляет анализ внутренних и внешних (средовых) условий развития дополнительного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
2) разрабатывает предложения по развитию дополнительного образования (направления дополнительного образования) в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и представляет их руководству организации;
3) осуществляет координацию и контроль работы педагогов и объединений детей и школьников в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
4) осуществляет планирование и организацию совместно с методистом методической работы и повышения квалификации педагогов организации, осуществляющей образовательную деятельность;
5) осуществляет анализ процесса и результатов реализации программ дополнительного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
3.1.4. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.5. ……… (другие обязанности)
3.2. ……… (другие положения о должностных обязанностях)
4. Права
Педагог-организатор имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов документов по вопросам педагогической деятельности, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.2. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения должностных обязанностей.
4.3. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.4. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.5. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.6. ……… (другие права)
5. Ответственность
5.1. Педагог-организатор привлекается к ответственности:
- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством об образовательной деятельности;
- за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей трудовой деятельности, - в порядке, установленном действующим административным и уголовным законодательством Российской Федерации;
- за причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. ……… (другие положения об ответственности)
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 N 613н, с учетом ……… (реквизиты локальных нормативных актов организации)
6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ……… (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции(в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)
Закажите получение на ваш электронный ящик (E-MAIL) готового документа в формате *.doc (Microsoft Word, Libre Office Writer), оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ.
Документ отправляется автоматически сразу после оплаты.
Пакет должностных инструкций в ДОУ по профстандарту
Пакет включает 45 инструкций и набор сопутствующих документов (3 положения, 20 профстандартов) в формате *.doc, который полностью совместим со всеми основными текстовыми редакторами: Microsoft Word, Open Office Writer, Libre Office Writer.
За основу для разработки должностных инструкций взяты профессиональные стандарты, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на сентябрь 2021 года. Каждая инструкция размещается в отдельном файле, оформленном в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.97-2016.
Должностная инструкция педагога-организатора ДОУ
_____________________________________
фамилия имя отчество
- ФГОС дошкольного образования, утвержденные Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155.
1.2. Педагог-организатор должен соответствовать одному из следующих требований:
- иметь высшее образование;
- или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки";
- или среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогические науки".
1.3. Особыми условиями допуска педагога-организатора к работе является:
- прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, а также внеочередных медицинских осмотров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- наличие личной медицинской книжки с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
- отсутствие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, установленных статьей 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
1.4. Педагог-организатор относится к категории специалистов, назначается и освобождается от занимаемой должности заведующим ДОУ в порядке, установленном трудовым договором с работником, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
1.5. Во время отпуска, командировки или временной нетрудоспособности педагога-организатора исполнение его обязанностей может быть возложено на заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе, педагога-психолога или воспитателя из числа наиболее опытных педагогических работников ДОУ. Временное исполнение обязанностей в таких случаях осуществляется на основании приказа заведующего ДОУ, изданного, согласно требованиям трудового законодательства.
1.6. Педагог-организатор находится в подчинении у заведующего ДОУ, выполняет свои должностные обязанности под руководством заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе.
1.7. Педагог-организатор в ДОУ должен знать:
1.7.1. законодательство Российской Федерации в части, регламентирующей педагогическую деятельность в сфере дополнительного образования детей и (или) взрослых, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о персональных данных);
1.7.2. локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные;
1.7.3. основные направления досуговой деятельности, особенности организации и проведения массовых досуговых мероприятий;
1.7.4. способы выявления интересов воспитанников (детей и их родителей (законных представителей) в области досуговой деятельности;
1.7.5. методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы вовлечения воспитанников в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий;
1.7.6. психолого-педагогические основы и методики применения технических средств обучения, ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения дополнительной общеобразовательной программы;
1.7.7. техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников;
1.7.8. основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения;
1.7.9. особенности одаренных детей и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента воспитанников);
1.7.10. требования охраны труда при проведении досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне ее (на выездных мероприятиях);
1.7.11. требования обеспечения безопасности жизни и здоровья воспитанников;
1.7.12. нормативные правовые акты в области защиты прав детей, включая Конвенцию о правах ребенка;
1.7.13. виды внебюджетных средств, источники их поступления и направления использования;
1.7.14. гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее – гигиенические нормативы);
1.7.15. санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее – санитарные правила);
1.7.16. нормы охраны труда, правила пожарной безопасности и требования антитеррористической защищенности.
1.8. Педагог-организатор в ДОУ должен уметь:
1.8.1. Планировать, организовывать и проводить досуговые мероприятия с учетом возрастных особенностей воспитанников, особенностей объединения/группы и отдельных воспитанников, специфики инклюзивного подхода в образовании (при его реализации), в том числе:
- привлекать педагогических работников и воспитанников (детей и их родителей (законных представителей)) к планированию и разработке содержания мероприятий;
- поддерживать социально значимые инициативы воспитанников;
- использовать при проведении досуговых мероприятий педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения воспитанников (в том числе ИКТ, электронные, информационные и образовательные ресурсы) в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и с учетом возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей воспитанников;
- организовывать репетиции;
- координировать деятельность педагогических работников, объединений воспитанников при подготовке мероприятий;
- выполнять роль ведущего досуговых мероприятий;
- привлекать к участию в мероприятиях одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- устанавливать взаимоотношения с воспитанниками при проведении досуговых мероприятий, использовать различные средства педагогической поддержки воспитанников, испытывающих затруднения в общении;
- использовать профориентационные возможности досуговой деятельности.
1.8.2. Контролировать обеспечение санитарно-бытовых условий и условий внутренней среды, выполнение требований охраны труда, анализировать и устранять (минимизировать) возможные риски для жизни и здоровья воспитанников при проведении массовых досуговых мероприятий.
1.8.3. Выполнять требования охраны труда.
1.8.4. Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, родителями (законными представителями), воспитанниками (для дополнительных общеобразовательных программ), иными заинтересованными лицами и организациями при подготовке и проведении массовых досуговых мероприятий, соблюдать нормы педагогической этики.
1.8.5. Осуществлять анализ организации досуговой деятельности, подготовки и проведения массовых мероприятий, отслеживать педагогические эффекты проведения мероприятий.
1.8.6. Обрабатывать персональные данные с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации, определять законность требований различных категорий граждан и должностных лиц о предоставлении доступа к учебной документации, в том числе содержащей персональные данные.
1.9. Педагог-организатор ДОУ должен ознакомиться с должностной инструкцией, соблюдать требования Конвенции ООН о правах ребенка.
1.10. Педагог-организатор должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать требования антитеррористической защищенности, пути эвакуации, при угрозе совершения или совершении террористического акта, иной кризисной ситуации, выполнять нормы антикризисного плана действий в чрезвычайной ситуации, распоряжения заведующего и ответственных за пожарную безопасность, антитеррористическую защищенность.
2.1. В рамках организационно-педагогического обеспечения реализации дополнительных образовательных программ основными трудовыми функциями педагога-организатора в ДОУ являются:
2.1.1. Организация и проведение массовых досуговых мероприятий в дошкольном образовательном учреждении.
2.1.2. Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей.
2.1.3. Организация дополнительного образования детей по одному или нескольким направлениям деятельности.
2.2. В рамках трудовой функции организации и проведения массовых досуговых мероприятий:
2.2.1. планирует массовые досуговые мероприятия в дошкольном образовательном учреждении;
2.2.2. разрабатывает сценарии досуговых мероприятий, в том числе конкурсов, игр, соревнований, выставок;
2.2.3. осуществляет документационное обеспечение проведения досуговых мероприятий;
2.2.4. планирует и организовывает подготовку мероприятий;
2.2.5. проводит массовые досуговые мероприятия в дошкольной образовательной организации в соответствии с санитарными правилами и гигиеническими нормативами;
2.2.6. осуществляет анализ организации досуговой деятельности и отдельных мероприятий.
2.3. В рамках трудовой функции организационно-педагогического обеспечения развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей:
2.3.1. осуществляет планирование, организацию и проведение мероприятий для привлечения и сохранения контингента детей, занимающихся по программам дополнительного образования;
2.3.2. осуществляет организацию набора и комплектования групп детей;
2.3.3. взаимодействует с органами власти, выполняющими функции учредителя, заинтересованными лицами и организациями, в том числе с социальными партнерами ДОУ, по вопросам развития дополнительного образования и проведения массовых досуговых мероприятий;
2.3.4. изучает возрастные и психологические особенности, интересы и потребности обучающихся, воспитанников, детей в ДОУ и по месту жительства, создает условия для их реализации в различных видах творческой деятельности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
2.4. В рамках трудовой функции организации дополнительного образования детей по одному или нескольким направлениям деятельности:
2.4.1. осуществляет анализ внутренних и внешних (средовых) условий развития дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении;
2.4.2. разрабатывает предложения по развитию дополнительного образования (направления дополнительного образования) в ДОУ и представляет их заведующему дошкольным образовательным учреждением;
2.4.3. осуществляет координацию работы педагогов и детей в дошкольной образовательной организации;
2.4.4. осуществляет планирование и организацию совместно со старшим воспитателем методической работы и повышения квалификации педагогических работников дошкольного образовательного учреждения;
2.4.5. осуществляет анализ процесса и результатов реализации программ дополнительного образования дошкольным образовательным учреждением.
2.5. Проводит учебные занятия, воспитательные и иные мероприятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий и методик обучения.
2.6. Руководит работой по одному из направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения: техническому, художественному, спортивному, туристско-краеведческому и др.
2.7. Организует вечера, праздники, походы, экскурсии, поддерживает социально значимые инициативы воспитанников в сфере их свободного времени, досуга и развлечений, ориентируясь на личность ребенка, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей.
2.8. Анализирует достижения воспитанников. Оценивает эффективность их обучения, на основе развития опыта творческой деятельности, познавательный интерес воспитанников, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
2.9. Участвует в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим.
2.10. Осваивает дополнительные профессиональные образовательные программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации не реже чем каждые 3 года.
2.11. Проходит предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию (при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в 2 года), вакцинацию в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и национальным календарем прививок по эпидемиологическим показаниям.
2.12. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.
2.13. Выполняет правила по охране труда, пожарной безопасности и антитеррористической защищенности.
2.14. Поддерживает надлежащий порядок на своем рабочем месте. Бережно и аккуратно использует имущество дошкольного образовательного учреждения, методическую литературу, пособия.
3.2. Педагог – организатор детского сада в пределах своей компетенции имеет право:
- принимать участие в работе творческих групп;
- устанавливать деловые контакты со сторонними организациями в рамках своей компетенции;
- вносить свои предложения по улучшению образовательного процесса в детском саду;
- вносить свои предложения при разработке образовательной программы и годового плана дошкольного образовательного учреждения;
- свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы в соответствии с общеобразовательной программой, утвержденной дошкольным образовательным учреждением;
- представлять свой опыт работы на педагогических советах, методических объединениях, родительских собраниях, отчетных итоговых мероприятиях, и в печатных изданиях специализированной направленности;
- знакомиться с проектами решений администрации дошкольного образовательного учреждения, которые касаются его профессиональной деятельности;
- требовать от администрации дошкольного образовательного учреждения создания условий, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей;
- участвовать в работе органов самоуправления ДОУ.
3.3. Своевременно повышать уровень своей квалификации (не реже 1 раза в 3 года).
4.1. Педагог-организатор детского сада несет персональную ответственность:
- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных данной должностной инструкцией педагога-организатора в ДОУ, — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
- за жизнь и здоровье воспитанников детского сада во время проведения образовательного процесса;
- за нарушение прав и свобод ребенка;
- за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей профессиональной деятельности, — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
- за причинение материального ущерба - в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.2. В случае нарушения Устава дошкольного образовательного учреждения, условий коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, данной должностной инструкции педагога-организатора в детском саду, приказов заведующего, педагог-организатор ДОУ подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации.
4.3. За применение (в том числе однократное) таких методов воспитания, которые связаны с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, педагог – организатор детского сада может быть уволен по ст. 336, п. 2 Трудового кодекса Российской Федерации.
5.1. Выполняет работу в режиме ненормированного рабочего дня в соответствии с утвержденным графиком, участия в обязательных плановых мероприятиях и самопланирования деятельности.
5.2. Получает от заведующего дошкольным образовательным учреждением информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
5.3. Во время, не совпадающее с отпуском, может привлекаться администрацией ДОУ к педагогической или организационной работе в пределах установленного рабочего времени.
5.4. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с воспитателями и другими педагогическими работниками ДОУ.
5.5. Действует в тесном контакте с родителями (законными представителями) воспитанников детского сада.
5.6. Предоставляет информацию заведующему ДОУ о возникновении трудностей в работе.
6.1. Внесение изменений и дополнений в действующую должностную инструкцию производится в том же порядке, в котором принимается должностная инструкция.
6.2. Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены ее новой должностной инструкцией.
6.3. Факт ознакомления сотрудника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.
Работа педагога — обучать, педагога-организатора — обеспечивать внеклассную деятельность для развития и воспитания детей. Разделять эти задачи очень важно. Во-первых, так классных руководителей и учителей-предметников освобождают от огромного объема работы, а во-вторых, в школе появляется человек, который знает, как организовать действительно интересные, полезные, вдохновляющие мероприятия для ребят.
Таким человеком можете стать и вы.
Чем занимается педагог-организатор?
Плюсы и минусы профессии
- Зачастую педагоги-организаторы могут проводить только по 1-2 мероприятия для параллели в четверть — участие в событиях обычно воспринимается как дополнительная нагрузка для учителей и учеников.
- Стандартная ставка педагога-организатора — 36 часов в неделю. При этом его зарплата никак не зависит от объема работы — никто не считает, сколько мероприятий подготовил и провел специалист.
- Учителей, детей и родителей бывает нелегко вовлечь в организацию мероприятий.
- Для работы педагогу-организатору часто предоставляют отдельный кабинет. В нем можно, в том числе хранить атрибутику для мероприятий.
- У педагога-организатора очень интересная работа, особенно если руководство школы и администрация города поддерживают внеклассную деятельность для детей.
- Среди детей бывает много одаренных ребят, чьи таланты может раскрыть хороший специалист. Для таких детей вы можете стать лучшим другом, они будут активно поддерживать ваши идеи.
- Вы сможете повлиять не только на воспитание и развитие учеников, но и на то, как некоторых ребят принимают в школе — тех, кто делает действительно интересные и увлекательные вещи, сверстники обычно уважают больше. Часто именно педагог-организатор помогает изменить ситуацию для троечников, детей из неблагополучных семей — для тех, к кому учителя нередко относятся предвзято и кто чувствует себя заброшенным, ненужным.
- В работе педагогов-организаторов много позитива, это спасает от профессионального выгорания.
- Нередко у специалистов этого профиля свободный график.
Каким должен быть педагог-организатор? Подходит ли эта профессия вам?
Важнейшие качества педагога-организатора — активность, энергичность, коммуникабельность, умение найти общий язык с разными людьми и настойчивость. Без этого просто не получится качественно работать, ведь большинство учеников и учителей не будут сами проявлять инициативу и охотно подхватывать идеи, их придется подталкивать, убеждать, увлекать интересными задумками. Кроме того, эти качества педагогу-организатору очень пригодятся при общении с представителями администрации города, с директором школы, с работниками музеев, театров и пр.
Очень важны устойчивость к стрессу, умение сохранять спокойствие в сложных ситуациях, терпеливость. При подготовке к мероприятию и даже во время его проведения что угодно может пойти не так. Когда выяснится, что аппаратура сломалась, ребенок не выучил слова, а учитель, которому поручили важную задачу, внезапно заболел, педагог-организатор не должен впадать в панику. Его задача — максимально быстро решить проблему.
Наконец, важно быть творческим человеком с широким кругозором. В большинстве случаев тематику мероприятий, сценарии и идеи придется искать или придумывать самостоятельно. Человек, который привык быть только исполнителем, а не лидером и вдохновителем, не справится с такой задачей.
Где учиться на педагога-организатора?
Если вы окончили только школу, обучение можно пройти в колледже или вузе. В первом случае при поступлении учитываются баллы аттестата, нижний порог зависит от конкурса и требований учебного заведения. Во втором случае для поступления нужно сдать ЕГЭ (обычно — русский язык, обществознание и история).
Педагог-организатор есть практически в каждой школе, но даже не всякий коллега этого специалиста с точностью сформулирует его профессиональные обязанности. Между тем эта должность дала отличный старт огромному количеству людей, прославивших себя на поприще педагогики и не только. Это действительно интересная сфера деятельности, она идеально подходит инициативным, творческим, ищущим, не готовым к рутине людям.
Описание профессии
Педагог-организатор – специалист, который должен иметь средне-специальное или высшее педагогическое образование. Назначает или освобождает от этой должности, как и от любой другой, директор учебного учреждения.
Перечень его профессиональных обязанностей большой: от подготовки крупных внутришкольных мероприятий, конкурсов, фестивалей до организации участия школьников в конкурсах и проектах (городских, региональных, федеральных и даже международных масштабов).
В школе педагог-организатор не является заместителем директора, но он может входить в состав администрации, участвовать в еженедельных планерках и т. д. Зачастую именно этот специалист является правой рукой директора, ведь то, как построен воспитательный процесс в учебном заведении, влияет и на рейтинг школы, и на созданную в ней обстановку, и на саму атмосферу в ней.
Должностные обязанности
В стандартном договоре прописаны должностные обязанности рассматриваемого специалиста. Человек, претендующий на эту должность, внимательно знакомится с этим перечнем.
Что он должен делать:
- способствовать развитию личности детей, их задатков и талантов, повышению общей культуры учеников;
- исследовать возрастные и сопутствующие психологические особенности ребят, изучать их интересы и потребности;
- формировать условия для творческой деятельности ребенка, для реализации талантов и умений ребят;
- планировать работу кружков, студий, а также клубов и объединений по интересам;
- организовывать разнонаправленную индивидуальную и коллективную деятельность ребят и взрослых;
- вести работу по приоритетному профилю деятельности школы (например, экологическому);
- организовывать мероприятия согласно календарному плану воспитательной работы: вечера, праздники, походы, фестивали, конкурсы, экскурсии;
- поддерживать самые интересные детские инициативы;
- содействовать реализации прав ребенка в созданных в школе детских объединениях и организациях;
- привлекать к работе коллег из спортивной, культурной сфер;
- привлекать к совместной социально значимой работе родителей, общественность;
- организовывать каникулярный отдых учеников;
- нести ответственность за жизнь и здоровье подопечных.
Надо отметить, что, помимо обязанностей, у педагога-организатора есть и права. В частности, он имеет право знакомиться с проектами решений руководителей учебного заведения. Он может вносить на рассмотрение инициативы, которые могут улучшить образовательный процесс. Имеет право педагог-организатор и привлекать коллег к решению общих значимых задач. Наконец, педагог-организатор имеет право требовать от начальника УО содействия в исполнении им своих должностных обязанностей.
Прописана в должностной инструкции и ответственность специалиста. Педагог-организатор отвечает за недостаточное соблюдение должностных обязанностей, за правонарушения и причинение материального ущерба.
Стоит отметить, что то, что прописано в договоре работника, очень важно: эти перечисления из списка сам специалист должен хорошо знать. Не секрет, что многие педагоги ставят подпись в договоре, буквально не глядя.
Но помимо официального документа, важно доверительно поговорить с начальством: спросить, чем отличается воспитательная работа конкретно в этой школе, на что делается акцент.
Требования
Хороший педагог-организатор – это специалист, который умело использует свой профессиональный опыт, отслеживает актуальные педагогические тенденции и обладает такими личными качествами, которые помогают ему в работе.
Знания и навыки
Прежде всего, человек с педагогическим образованием должен четко знать педагогику и детскую психологию. Это профессиональный базис. Без этого трудно работать с детским коллективом так, чтобы это было результативно, творчески, интересно.
Педагогу-организатору могут помочь в работе определенные навыки.
Здесь работает профессионализм, эмоциональная стабильность и педагогический такт. Там, где обычный взрослый выйдет из себя, педагог включает нужные приемы и способы разрешения конфликтной ситуации.
- Знание детской психологии, применение на практике. Уметь видеть и слышать ребенка, а главное, понимать его – это не данность. Этому учатся. Используя имеющиеся знания, педагог-организатор вовремя увидит проблему, окажется помощником ребенку в трудной ситуации, сможет наладить доверительный контакт с родителями и т. д.
Личные качества
Внимательный, ответственный, энергичный, рефлексирующий – все это можно сказать о хорошем педагоге-организаторе. Однако в работе ему могут помочь и другие качества.
- Коммуникабельность. Педагог-организатор – это не кабинетная работа. Приходится много общаться, подключать людей к своим идеям, работать в партнерстве. Для этого нужно уметь общаться: находить общие темы, правильно доносить свою мысль, уметь вдохновлять и вдохновляться.
- Открытость. Дети чувствуют искренних и открытых людей, которым они могут довериться и за кем могут следовать. Потому замкнутость и отстраненность – самые нежелательные качества того, кто работает с детьми.
- Отзывчивость. Дети несут в коллектив не только свои радости, но и проблемы. Они могут их скрывать, но при этом демонстрировать желание поделиться тем, что их волнует. И хороший педагог обязательно увидит этот запрос. Не проигнорировать его, не остаться безучастным – это важное для педагога качество.
- Уверенность в себе. Без нее сложно реализовать педагогические амбиции. Без нее невозможно повести за собой людей, большой детский коллектив. Да и отстаивать свои решения порой приходится.
Не останутся в списке лишнего и чувство юмора, и уравновешенность, и любознательность.
Обучение
А если к образованию прилагается большой интерес к профессии, желание максимально раскрыться именно в этой должности, то все должно получиться.
Читайте также: