Познавательно исследовательская деятельность для детей 3 4 лет в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Известно, что дошкольный детство — это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию. Развитие познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию. А. К. Маркова, В. П. Лозовая, Ж. Н Тельнова, Г. И Щукина и другие изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у дошкольников.

Основными принципами ДО в соответствии ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

ФГОС ДО особого внимания уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются:

– организация решения познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе с детьми;

В основе познавательно –исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям, жажда познания. Опытно -экспериментальная деятельность в ДОУ позволяет удовлетворить эти потребности и ем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества.

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ.

экспериментально-исследовательская деятельность в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.

Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений.

  • О мире животных и растений: как звери живут зимой, летом; овощи, фрукты и т.д.; условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
  • О материалах: глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса.
  • О человеке: мои помощники – глаза, нос, уши, рот.
  • О природных явлениях: времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лёд, снег и т.д.
  • О предметном мире: посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт.
  • О геометрических эталонах: круг, прямоугольник, призма, ромб.

В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

С какого возраста предполагается начинать экспериментирование в детском саду?

Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.

В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов.

Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.

Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.

В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.

У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона - уголок экспериментирования , в которой размещаются:

  • наборы для опытов с инструкциями-картинками;
  • игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;
  • различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть;
  • измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки;
  • инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла;
  • другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты;
  • писчие принадлежности для фиксации результатов.

В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:

  • старший дошкольный возраст;
  • компонент дидактический;
  • компонент оборудования;
  • компонент стимулирующий;

- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

- серии картин с изображением природных сообществ;

- книги познавательного характера, атласы;

- мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные:", "Изделия из камня";

- материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина";

- природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.;

- половинки мыльниц, формы для льда;

- проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы;

- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки;

- мини-стенд "О чем хочу узнать завтра";

- личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;

- карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя";

- персонажи, наделанные определенными чертами ("Почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

В старшем дошкольном проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты и опыты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

Несколько важных советов:

1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии.

2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.

3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели.

4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит.

5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете.

6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности.

7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям.

8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.

Предлагаю некоторые наиболее интересные опыты и эксперименты ,которые могут быть очень интересны детям!

Для зрелищного опыта нам пригодится небольшой кусочек мела. Опустите мел в стакан с уксусом и понаблюдайте, что получится. Мелок в стакане начнет шипеть, пузыриться, уменьшаться в размере и вскоре совсем исчезнет.

Мел это известняк, при соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых – углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков.

1. Взять стакан с водой.

2. Положить в него деревянный кубик и канцелярские скрепки.

3. Подставить магнит к стенке стакана: магнит притягивает только металлические предметы, даже через стекло и воду.

Задача: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Материалы: магниты, вырезанный из пенопласта гусь с вставленным в клюв металлическим стержнем; миска с водой, банка с вареньем, банка с горчицей; деревянная палочка, с одно го края которой прикреплен магнит и сверху покрыт ватой, а с другой — на конце только вата; фигурки животных на картонных подставках; коробка из-под обуви с отрезанной стенкой с одной стороны; канцелярские скрепки; магнит, прикрепленный с по мощью скотча к карандашу; стакан с водой, небольшие металлические стержни или иголка.

Материалы для опыта: 2 одноразовые тарелки, краски разных цветов, магнитные шарики, магниты.

Детям предлагается налить в тарелку чуть краски и водя магнитом под тарелкой, двигать шарики.

4. Делаем мыльные пузыри. Задача: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.

Материалы: жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы.

5. Таинственные картинки Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

6. Волшебные стеклышки. Задачи: познакомить детей с приборами для наблюдения — микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.

Материалы: лупы, микроскопы, различные мелкие пред меты, мелкие семена фруктов, овощей, листья деревьев, растений, кора деревьев; бинокль, картинки с изображением подзорной трубы, телескопа.

7. Опыты с водой и солью

Заморозить воду -чуть подкрашенную краской, и внутри фигурки морских обитателей. Цель: разморозить и помочь обитателям освободиться ото льда. Сыпем соль и лед тает.

8. Опыты с песком. Почему песочные часы называют песочными?

Цель: выявить свойства песка и глины.

Материалы: емкости с сухим песком и глиной. Прозрачные стаканчики; дощечки; лупа; сито; песочные часы.

- Возьмите стаканчики, наполните один стаканчик глиной, другой песком.

- Через лупу рассмотрите глину и песок, сравните, чем они отличаются? (Песок состоит из маленьких песчинок, глина – из комочков.)

- Возьмите в руки песок и разотрите его. Возьмите глину и разотрите ее. Объясняем, что происходит. (Песок из руки высыпается, глина разминается.)

- Насыпьте песок на одну сторону дощечки, глину- на другую сторону дощечки. Сравните глиняную и песочную горки. (Из песка горка ровная, из глины - неровная.) Почему (Песчинки ровные и твердые; комочки глины неровные и мягкие.)

- Возьмите песок, глину и поочередно просейте через сито. Сравните, как песчинки и глиняные комочки проходят через сито. (Песчинки проходят легко и быстро, глиняные комочки проходят плохо и медленно.)

Главное свойство песка – сыпучесть.

Главное свойство глины – рыхлость.

Почему? Песок состоит из маленьких песчинок. Они твердые, круглые, не прилипают друг к другу. Песок сыплется. Глина состоит из глиняных частичек. Они мягкие, неровные, прилипают друг к другу. Глина не сыплется

Вывод: для песочных часов подойдет только песок, поэтому эти часы называют песочными

Широкие возможности для познавательно-исследовательской деятельности имеет и метод проектов. Это особая технология интегрированного обучения, смысл которой заключается в самостоятельной деятельности детей – исследовательской, познавательной, продуктивной, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

- Что вы хотите узнать?

- Что надо сделать для того, чтобы узнать?

Конкретным результатом работы могут быть рисунок, аппликация, сочинённая сказка, спектакль, концерт и др. В ходе реализации проекта у детей развиваются самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, а самое главное, интерес к познанию.

Неотъемлемой частью работы по развитию познавательной активности детей считаю тесное взаимодействие с родителями, вовлечение их в совместную деятельность. Для этого консультации, праздники и развлечения, привлечение родителей к реализации совместных детско-родительских проектов и др. Родители и воспитанники должны привлекаться к созданию познавательно- развивающей среды в группе, пополнении необходимыми материалами.

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Оборудование: пластиковые бутылочки, сухой песок, воронки.

«Лепим колобки"

Цель: познакомить детей со свойствами песка. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность.

Оборудование: различные формочки округлой формы, песок.

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами влажного песка. Развивать

ориентировку в пространстве.

Оборудование: влажный песок, игрушки .

Цель: продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать.

Оборудование: песок, вода, лопаточки, ведерки, формочки.

Цель: выявлять свойства воды. Что она имеет вес, прозрачная, льется (нырки, буруны, соберем водичку).

Оборудование: одинаковые емкости с крышками, набор мелких цветных предметов.

Цель: Познакомить детей со свойствами воды и воздуха. Развивать любознательность. Воспитывать самостоятельность.

Оборудование: таз с водой маленькие мячи, резиновые надувные игрушки.

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды. Познакомить детей со свойствами мыла. Развивать навыки самостоятельности. Воспитывать желание соблюдать гигиену.

Оборудование: таз с водой, мыло или мыльный раствор

4 – я неделя

Цель: продолжать выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус).

(волшебные краски, разноцветные шарики).

Оборудование: емкости с водой, гуашевая краска, кофе, сахар.

Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, легкий.

Оборудование: полиэтиленовые пакеты.

(игра с соломинкой, игра с воздушными шариками).

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды и воздуха. Развивать чувство любопытства. Воспитывать аккуратность.

Оборудование: таз с водой, резиновые игрушки, резиновая груша

Цель: продолжать знакомить людей со свойствами воздуха. Уточнить знания детей о том, что воздух необходим для жизни людей и животных.

Оборудование: воздушные шары

Цель: обнаружить воздух.

Оборудование: большая емкость с водой, модель судна парусника. ( Выдувание мыльных пузырей).

Цель: познакомить детей со свойствами мокрого и рассыпчатого снега. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к познавательной деятельности.

Цель: различные формочки.

Цель: в процессе экспериментирования показать детям, как снег при нагревании превращается в воду и наоборот.

( цветные льдинки, снежный городок).

Цель: познакомить детей с элементарными свойствами снега: холодный, состоит из снежинок; в тепле тает, превращается в воду. Со снегом можно играть.

Содержание и оборудование: научить детей полу­чать четкие следы на снегу. Воспитатель учит детей, как получить четкие следы на сне­гу. Взяв ребенка за руки, делает отпечаток его фигуры на ровном снегу. Показывает, как получить из снега различные фигуры. Закрепить свойства сухого и мокрого снега (ледяная горка).

Температура (теплота)

Цель: научить на ощупь определять температуру воды, предметов.

Оборудование: емкости (пластиковые бутылки) с водой, находящиеся на солнце и в тени; предметы, лежащие под лучами солнца и в тени.

Цель: познакомить детей с превращением снега в воду в тёплом помещении. Развивать чувство любопытства. Воспитывать желание выполнять трудовое поручение.

Оборудование: ведёрки, лопатки.

Цель: продолжать знакомить детей с температурой. Учить сравнивать разные температуры (холодный, теплый, горячий). Развивать любопытство. (Сравниваем, где быстрее высохнет платочек: на батарее, в раздевалке, на улице, в шкафу.)

Оборудование: влажные платочки.

Цель: продолжать учить определять температуру жидких веществ и твердых предметов (металлические – холоднее, деревянные - теплее).

Оборудование: емкости с водой – холодной и теплой; снег; мелкие предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы.

Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые определять вес предметов.

Оборудование: перышко и камень, пластиковые бутылки с песком и листьями, водой и травой.

Цель: показать, что предметы бывают большого размера, но лёгкие по весу. И наоборот, маленькие по размеру и очень тяжёлые.

Оборудование: модуль от мягкого напольного строителя и маленькая железная машина.

Цель: показать детям, что большой лист бумаги легче, чем маленький камень.

Оборудование: бумага формата А 4, маленькие камни.

Цель: показать, что в основном все легкие предметы обладают плавучестью.

Оборудование: кусочек пенопласта, проволока, деревянный брусок, металлический брусок.

Цель: знакомить со свойствами глины (размокает, мнется, бьется).

Оборудование: куски глины, емкость, вода.

Цель: познакомить детей с элементарными свойствами глины: бывает сухой, сыпучей, а бывает влажной. Может быть пластичной, как пластилин. Из глины можно лепить посуду.

Оборудование: глиняная посуда.

Цель: учить определять качества глины: мягкость, пластичность.

Оборудование: глиняные предметы, глина, миски с водой, подставки для работы, тряпочки.

Цель: сравнить свойства глины со свойствами камня.

Оборудование: куски глины, ёмкость, вода, маленькие камушки.

Цель: познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарик).

Оборудование: коробочка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик.

Цель: продолжать знакомить детей с явлениями

неживой природы. Развивать интерес к явлениям природы.

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами света и тени. Развивать творческое воображение. Воспитывать наблюдательность.

Оборудование: лампа, белая скатерть или экран.

Цель: Обратить внимание малыша на то, что солнышко в течение дня меняет свое положение на небе. Восход солнышка можно наблюдать в одно окошко, а вечером заход солнышка виден уже с другой стороны, в другое окно.

(что нужно для питания растения – установить, как растение ищет свет; разноцветные стекляшки, тень)

Цель: познакомить детей с различными видами бумаги. Развивать тактильные ощущения.

Оборудование: разные виды бумаги.

Цель: познакомить детей с определением направления ветра. Развивать интерес к явлениям природы. Воспитывать внимательность.

Цель: продолжать знакомить детей с организмом. Развивать желание узнать о себе что-то новое. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Оборудование: предметы разной формы и разного цвета.

Цель: закрепить знания детей о неживой природе; выявить, как воспитанники овладели первичными умениями и навыками проведения элементарных опытов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент основных представлений и понятий об окружающем мире, который существенно влияет на умственное развитие ребенка. Установлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста очень высоки: дети могут успешно познавать не только внешние предметы, но и их внутренние, существенные связи и отношения.

В период дошкольного детства формируются и способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения.

Обращаясь к результатам современных педагогических и психологических исследований Ю. К. Бабанского, Л. А. Венгера, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Подьякова и других, можно говорить о том, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее.

Знания – это продукт определенных познавательных действий ребенка. При формировании новых знаний необходима и организация новых познавательных действий детей. В обучении познавательная деятельность детей тесно связана с практической деятельностью, имеющей образовательное и воспитательное значение. Такое обучение можно осуществлять путем организации особого вида детской деятельности – экспериментирования.

Эксперимент – способ материального воздействия человека на объект с целью исследования этого объекта, познания его свойств, связей. Важнейшая особенность эксперимента состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением.

Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать или исследовать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное (младший возраст, наглядно-образное и словесно-логическое мышление ), (старший возраст, и экспериментирование или познавательно – исследовательская деятельность, как никакая другая деятельность, соответствует этим возрастным особенностям.

В дошкольном возрасте его можно считать ведущим, а в первые четыре года - практически единственным способом познания мира.

Развитие познавательных способностей детей является одним из основных направлений работы педагога согласно Федеральному государственному образовательному стандарту. Расширение кругозора, формирование знаний о предметах окружающего мира, их качествах и свойствах должно осуществляться в соответствии с психологическими особенностями воспитанников.

Для детей в возрасте 3–4 лет характерны:

Любознательность. Малыши активно изучают новые предметы и с интересом расширяют знания о знакомых явлениях и объектах.

Проявление самостоятельности. Педагог должен поощрять стремление дошкольников к приобретению новых знаний.

Образность и непроизвольность памяти. Дети лучше всего запоминают то, что вызвало наибольший интерес. Однако младшему дошкольнику ещё сложно долго удерживать внимание, поэтому педагог учитывает потребность ребёнка в частой смене исследуемых предметов или видов изучения.

Формирование образного мышления. Способность воспроизведения образов вне прямого контакта с объектами исследования даёт возможность привлекать новые для детей виды обучения во время занятия: прослушивание тематических стихотворений и сказок, отгадывание загадок, проведение бесед.

Высокая эмоциональность. Ребёнку важно получать одобрение и похвалу. Педагог прогнозирует ситуацию успеха воспитанников при подготовке будущего занятия.

Активное развитие речевой деятельности. Во время исследования предметов и наблюдений проводится работа по расширению речевых навыков детей и пополнению словарного запаса.

Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

Выготский Л. С.

В условиях современного мира важно научить ребёнка не только усваивать и накапливать получаемую в готовом виде информацию, но и развить способность и желание самостоятельного познания. Целью познавательно-исследовательской деятельности в детском саду является развитие исследовательского типа мышления у дошкольников. При помощи зрительного наблюдения, тактильного контакта и звукового восприятия дети могут узнавать новое о предметах. Маленькое, но сделанное самостоятельно открытие вызывает восторг у ребёнка и желание добывать новые знания.

Задачи познавательно-исследовательской деятельности:

развитие интереса к окружающему миру;

формирование первичных представлений о свойствах предметов и веществ (форме, цвете, величине, структуре, звучности и т. д.);

создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;

стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;

формирование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.

Актуальными для работы во второй младшей группе являются следующие приёмы организации исследовательской деятельности детей:

Наблюдения. Дети 3–4 лет активно накапливают в памяти зрительные образы. Проводить наблюдения можно в помещении группы, уголке природы, игровом уголке, на свежем воздухе во время прогулки. Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности дошкольников, в младших группах оно отличается непродолжительностью, поскольку детям сложно удерживать внимание на одном объекте в течение длительного времени.

Опыты и эксперименты . Желание экспериментировать появляется у ребёнка в период раннего детства (простые действия с игрушками) и постепенно переходит от стихийной деятельности к целенаправленной. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой, снегом и льдом, солью, красками, песком, камнями, глиной, растениями. Экспериментальная деятельность с детьми 3–4 лет проводится в игровой форме и может осуществляться на занятиях в первой половине дня, а также в рамках кружка дополнительного образования (опытная мастерская, лаборатория). Цель проведения опытов и экспериментов с детьми второй младшей группы заключается в развитии любознательности, создании позитивного настроения, дружеской атмосферы в процессе совместного исследования.

Проекты. Проектная деятельность с воспитанниками второй младшей группы предполагает совместную работу детей и педагога и родителей. Взрослый помогает составить план исследования по теме проекта, стараясь максимально вовлечь ребёнка и при необходимости направляя его активность. Проект является синтезом различных форм детской деятельности — познавательной, экспериментальной, творческой.

Использование ТРИЗ-технологий. Элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) используются в насыщении игровой деятельности детей исследовательской активностью. Применение ТРИЗ-методики способствует формированию творческого мышления у дошкольников, учит не бояться принимать решения и проверять их правильность опытным путём.

Детское исследование, как и исследование научное, имеет определённую структуру. Задача воспитателя — познакомить своих подопечных с этапами проведения исследований. К старшему дошкольному возрасту, когда начинается активное формирование аналитического типа мышления, ребята способны к самостоятельному прохождению каждого этапа. В младших группах педагог направляет воспитанников и помогает им.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что экспериментальная или познавательно – исследовательская деятельность может служить средством развития познавательных способностей (восприятия, памяти, мышления) детей дошкольного возраста. В процессе экспериментальной деятельности дети дошкольного возраста самостоятельно действуют с предметами (развивается восприятие, изучают их качества, свойства), тем самым познают окружающий мир (развивается мышление), а значит, накапливают знания об окружающем мире (развивается память) . И конечно в течение всей этой работы развивается речь детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для детей 3-4 лет разработано мной планирование по познавательно-исследовательской деятельности. При создании использованы не только методическая литература по программе Н.Е Вераксы "От рождения до школы", но и интернет ресурсы.

Тематическое планирование по познавательно – исследовательской деятельности

в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет.

Тема образовательной деятельности

Знакомить детей с различными свойствами песка: сыпучесть, вязкость, (липкость), учить называть свойства песка. Песок сухой – сыпучий, из него нельзя изготавливать куличики; песок мокрый, из него можно изготавливать куличики.

Песок, вода, формочки, лопатки.

Закрепить представления о том, что песок имеет свойства, выделить свойства песка. Развивать любознательность, мышление. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Песок, вода, формочки, лопатки.

Знакомство с глиной, её качествами (мягкость, пластичность, степень прочности).

Определять качества глины (мягкость, пластичность, степень прочности).

Знакомство со свойствами глины (мнётся, бьётся, размокает).

Научить узнавать предметы, деланные из глины, определять свойства глины (мнётся, бьётся, размокает). Продемонстрировать изменение свойств глины при взаимодействии с водой.

5 – 6 предметов, сделанных из разных материалов, в том числе и из глины.

Тема образовательной деятельности

Дать первоначальное представление о воздухе, его свойствах: невидим, без запаха, не имеет формы. Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас. Дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий). Обнаружение воздуха в окружающем пространстве.

Закрепление понятий о свойствах воздуха. Игры по обнаружению воздуха.

Знакомить с качественными характеристиками воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем). Познакомить детей с тем, что человек дышит воздухом.

Закрепление понятий о свойствах воздуха. Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды получается пузырь.

Вода, мыльный раствор, соломки, мыльные пузыри.

Ветер – движение воздуха. Игры с соломинкой и воздушным шариком.

Дать представление о том, что ветер – движение воздуха. Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Воздушный шарик, соломинки, стаканчики с водой.

Ветер дует нам в лицо. Закрепление понятий о ветре. Игры с веером и султанчиком.

Закрепление понятий о ветре. Ветер бывает сильный, слабый, имеет направление.

Тема образовательной деятельности

Вспомнить с детьми назначение воды, использование её человеком. Какие свойства имеет вода: жидкая, мокрая, прозрачная, льётся, разбрызгивается при соприкосновением с твёрдой поверхностью. Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льётся, бывает тёплая и холодная.

Ёмкость с водой.

Продолжать знакомить детей со свойствами воды; в ней растворяется краска и окрашивает воду в разные цвета.

Прозрачные стаканчики с водой, гуашевые краски.

Закреплять знания о свойствах воды: в воде растворяются некоторые вещества (сахар, соль), растворяясь могут передавать воде свой вкус и запах (лимон, чеснок).

Стаканчики с водой, сахар, соль, чеснок, лимон.

Закреплять знания о свойствах воды. Вода принимает форму сосуда, в который её наливают.

Сосуды разной формы и размера.

Тема образовательной деятельности

Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска, получаются цветные льдинки.

Вода, окрашенная в разные цвета, пакеты для заморозки льда.

Снег, какой он? Знакомство со свойствами снега.

Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепиться). Подвести к пониманию того, что снег – это одно из состояний воды.

Познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

Закреплять знания о свойствах снега. Формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

Тема образовательной деятельности

Дать представления о звуке, какие бывают звуки. Познакомить с различными видами звуков. Определять и различать издаваемые звуки.

Закреплять знания о звуке. Учить детей внимательно слушать и повторять количество гудков.

Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

Тема образовательной деятельности

Знакомство с цветом. Оранжевый цвет.

Закреплять знание цветов. Познакомить детей с оранжевым цветом. Показать, как можно сделать оранжевый цвет.

Гуашевые краски, бумага, вода.

Знакомство с цветом. Фиолетовый цвет.

Закреплять знание цветов. Познакомить детей с оранжевым цветом. Показать, как можно сделать фиолетовый цвет.

Гуашевые краски, бумага, вода.

Знакомство с цветом. Зелёный цвет.

Закреплять знание цветов. Познакомить детей с оранжевым цветом. Показать, как можно сделать зелёный цвет.

Гуашевые краски, бумага, вода.

Знакомство с цветом. Промежуточные цвета.

Закреплять знание цветов. Познакомить детей с оранжевым цветом. Показать, как можно сделать промежуточные цвета (голубой, розовый, серый).

Гуашевые краски, бумага, вода.

Тема образовательной деятельности

Дать элементарные представления о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир. Определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или тёмные), где это происходит быстрее (на солнце или в тени).

Познакомить детей со свойствами солнечных лучей. Помочь понять, что отражение возникает на гладких, блестящих поверхностях и только при свете.

Познакомить детей с органами чувств и их назначением, с охраной органов чувств. Учить детей различать запах и вкус некоторых продуктов (сыр, хлеб, чеснок, лук, морковь, яблоко, груша). Развивать и обогащать чувственный опыт детей.

Сыр, хлеб, чеснок, лук, морковь, яблоко, груша.

Закреплять понятия об органах чувств. Учить определять предметы, овощи на ощупь.

Чудесный мешочек, 5 – 6 овощей, геометрические тела (шар, куб, цилиндр, конус, призма).

Тема образовательной деятельности

Учить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять некоторые её качества (цвет, структура поверхности, степень прочности, толщина, впитывающая способность).

5 – 6 предметов, сделанных из различных материалов, различная по структуре бумага.

Учить узнавать предметы, сделанные из бумаги. Знакомить со свойствами бумаги (мнётся, рвётся, режется).

5 – 6 предметов, сделанных из различных материалов, различная по структуре бумага, ножницы.

Чудеса из бумаги (оригами).

Продолжать учить узнавать предметы, сделанные из бумаги. Познакомить детей с искусством оригами.

1 – 10 предметов, сделанных из различных материалов, листы бумаги квадратной формы.

Закреплять знания детей о бумаге, узнавать предметы сделанные из бумаги, воспитывать аккуратность в обращении с играми, сделанными из бумаги.

1 – 10 предметов, сделанных из различных материалов, различная по структуре бумага.

Тема образовательной деятельности

Познакомить с некоторыми свойствами дерева (твёрдое, не ломается, лёгкое, не тонет). Обратить внимание на то, что все предметы сделаны из разных материалов.

1 – 10 предметов, сделанных из разных материалов.

Закреплять понятие о древесине. Обратить внимание на то, что некоторые предметы тонут в воде, другие не тонут.

1 – 10 предметов, сделанных из различных материалов, тазик с водой для эксперимента.

Познакомить детей со свойствами металла.

1 – 10 предметов, сделанных из различных материалов, тазик с водой для эксперимента.

Познакомить детей со свойствами пластмасса.

1 –10 предметов, сделанных из различных материалов, тазик с водой для эксперимента.

Пояснительная записка

Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошколь­ного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психиче­ских и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

*создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспи­танникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативны­ми, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

*максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

* творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

* вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творче­ство в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

* уважительное отношение к результатам детского творчества;

* единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;

Учить детей обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий. Стимулировать использование исследовательских действий.
Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.
Предлагать выполнять действия в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности. С помощью взрослого использовать действия моделирующего характера.

Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств). Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения).
Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.); развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи.
Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету.
Подсказывать детям название форм (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная).
Подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие; 2–3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2–3 цвета; собирать картинку из 4–6 частей.
В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.

Целевые ориентиры:

Учить детей обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий. Стимулировать использование исследовательских действий.
Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.
Предлагать выполнять действия в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности. С помощью взрослого использовать действия

Рабочая программа по развитию познавательно-исследовательской деятельности составлена в соответствии с Федеральным Государственным Образовательном Стандартом и образовательной программой дошкольного образовательного учреждения.

Читайте также: