Какие представления об истине в истории философии вам известны кратко

Обновлено: 05.07.2024

Впервые философское понятие истины введено Парменидом как антитеза мнению. Основным критерием истины признавалось постоянство. В дальнейшем в средневековой философии было разработано учение о двойственной истине: истине религиозной веры и истине научного знания.

В классической концепции действительность трактуется, прежде всего, как объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания. Действительность включает в себя здесь не только реально воспринимаемый мир, но и субъективную, духовную действительность. Нельзя не упомянуть здесь и о познании; его результат — истина, а также сам объект познания понимается как неразрывно связанное с предметно-чувственной деятельностью человека. Позднее к этим уточнениям прибавилось и понимание истины не только как статичное, но и как динамичное, как процесс. Вводится различие между абсолютной истиной и относительной истиной. Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о предмете, как о сложноорганизованной системе или мире в целом. Относительная же истина — это неполное, но верное знание о том же самом предмете
Необходимо также упомянуть о конкретности истины в классической концепции. Конкретность истины — это зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. Это уточнение было востребовано в сравнительно позднее время, когда было достигнуто понимание природы и вселенной как динамичного целого, как изменяющейся системы.

Критериями истины в различные времена служили многие понятия. От античных философов (Эпикур, Лукреций) и гедонистических концепций Древней Индии и Древней Греции идёт традиция признания ощущения и чувственного опыта за критерий истины. В философии Нового времени такой традиции придерживались Ф. Бэкон, Гельвеций, Л. Фейербах.

Часто разум был дефинирован как критерий истины, поскольку его идеи адекватны вещам; или как абсолютная очевидность ощущений у сенсуалистов. В социалистической философской мысли XIX в. Встречается понимание истины как отражение реальности, а критерием истины признавалась практика (Чернышевский, Маркс).

В западной философии конца XIX — середины XX вв. всё более усиливается иррационалистский подход к пониманию истины. Экзистенциалисты противопоставляли объективной истине представление о личной истине, которая интуитивно постигает бытие. Хайдеггер считал, что сущность истины есть свобода.

Подводя итог, можно отметить несколько основных пунктов развития понимания истины, помимо классической концепции.

Согласно объективно-идеалистическим концепциям в западной философии середины XX в. истина есть особым идеальным объектом (Маритен, Н. Гартман, Уайтхед, Флюэллинг). Такое понимание истины у них неразрывно связано с пониманием бытия как трансцендентного, сверхчувственного и непостижимого.

Истина - это цель, к которой устремлено познание. Истина есть знание. Знание о мире и об отдельных его фрагментах. Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект. (Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. То, что истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития, придает ей особую ценность, связанную с прогностическим измерением.)

Абсолютная истина— это исчерпывающее достовер­ное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина — это неполное, неточное зна­ние, соответствующее определенному уровню развития об­щества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества

Истина достигается во взаимодействии субъекта и объекта: без объекта знание теряет свою содержательность, а без субъекта нет самого знания. Поэтому в трактовке истины можно выделить объективизм и субъективизм. Субъективизм - наиболее распространённая точка зрения. Её сторонники отмечают, что истина не существует вне человека. Из этого они делают вывод, что объективной истины не существует. Истина существует в понятиях и суждениях, следовательно, не может быть знания, не зависящего от человека и человечества. Субъективисты понимают, что отрицание объективной истины ставит под сомнение существование люб истины. Если истина субъективна, то получается: сколько людей, столько и истин.

Критерии истины:

1. соответствие законам логики;

2. соответствие ранее открытым законам науки;

3. соответствие фундаментальным законам;

4. простота, экономичность формулы;

5. парадоксальность идеи;

О критериях истинности знания. Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц предлагали в качестве критерия истины ясность и отчетливость мыслимого. Однако этот критерий не гарантирует надежности. Ясность и очевидность — субъективные состояния сознания. Несомненно, психологически важны не только ясность и очевидность мыслимого, но и уверенность в его достоверности. Однако и эта уверенность не может служить критерием истинности. Уверенность в истинности мысли способна ввести в заблуждение. Выдвигался и такой критерий истины, как общезначимость: истинно то, что соответствует мнению большинства. В некоторых философских системах существует и такой критерий истины, как принцип прагматизма, т.е. теории узкоутилитарного понимания истины, игнорирующего ее предметные основания и ее объективную значимость. С позиций прагматизма истинным признается такое знание, которое имеет благие последствия для человеческой жизни и которое может успешно применяться на практике.

Концепции:
1. Корреспондентская, в которой истина понимается как знание, соответствующее действительности(без комментариев).
2. Конвецианистская(соглашение)

3. Когерентная, трактующая истинность как согласованность мышления с самим собой, его непротиворечивостью.(Кант, Гегель)

6. Прагматистская – свойством истинности обладает все знание, которое полезно и практически применимо (Джеймс)
Плюрализм истины – панорама ряда философских направлений. Классический мир стремится к единству.

В средневековой философии Августин, опиравшийся на взгляды Платона, проповедовал учение о врождённости истинных понятий и суждений (в XVII в. эта концепция развивалась Р.Декартом). Начиная с XIII в. была распространена теория Фомы Аквинского, придерживавшегося учения Аристотеля и развивавшего это учение с позиции гармонического единства познающего разума и верующего (христианского) мышления.

Понимание истины как соответствия знаний и вещей было свойственно в античности Демокриту, Эпикуру, Лукрецию. Классическая концепция истины признавалась Фомой Аквинским, Г. Гегелем, К. Марксом и др мыслителями. В частности, французские философы-сенсуалисты (например, Э. Кондильяк) определяли истину, постулируя её в своих формулах в принципе как адекватное отображение действительности и тем самым присоединяясь к приверженцам корреспондентской теории.

Некоторые сторонники классической концепции трактовали истину более возвышенно, но также и более неопределенно. Они понимали истину как свойство субъекта, совпадающее с его согласием с собой, комплексом априорных форм чувственности и мышления (И. Кант) или даже в виде вечного, вневременного, неизменного и безусловного свойства идеальных объектов (Платон, Августин). Сторонники таких воззрений составляли достаточно многочисленную группу философов. Они видели истину в идеале, в некотором недостижимом пределе. Это понимание долгое время господствовало, имея таких последователей как Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, И. Фихте и др мыслители.

В границах эмпиризма, истина понималась как соответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм в XVIII в., Б. Рассел в ХХ в.), либо в качестве совпадения идей и поступков со стремлениями личности (У. Джемс, Х. Файхингер). Р. Авенариус и Э. Мах понимали истину как согласованность ощущений. М. Шлик и О.Нейрат рассматривали истинность как последовательную связь предложений науки и чувственного опыта.

С конца XIX — середины XX вв. в философии усиливается иррационалистический подход к пониманию истины. Ф. Ницше связывал истину с идеями вечного возвращения и переоценки ценностей. Ж.-П. Сартр считал, что сущность истины есть свобода; экзистенциалисты в целом противопоставляли объективной истине представление о личной истине, в границах которой интуитивно раскрывается бытие в его подлинности.

Одним из важных итогов философских исследований выступает различие между абсолютной и относительной истиной. Абсолютная истина — полное, исчерпывающее знание о мире как о сложно организованной системе. Относительная истина — неполное, но в некоторых отношениях верное знание о том же самом объекте.

Конкретность истины есть зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых знания существуют и развиваются.

Свойства истинности:
1.Объективность-независимость от познающего субъекта.

2.Относительность-неполна, неточна, приблизительна, содержит возможность изменения и приращения знания. 3.Абсолютность – знание, который полностью исчерпывает предмет и не может быть опроверженным при дальнейшем познании.

Истина - это цель, к которой устремлено познание. Истина есть знание. Знание о мире и об отдельных его фрагментах. Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект. (Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. То, что истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития, придает ей особую ценность, связанную с прогностическим измерением.)

Абсолютная истина— это исчерпывающее достовер­ное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина — это неполное, неточное зна­ние, соответствующее определенному уровню развития об­щества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества

Истина достигается во взаимодействии субъекта и объекта: без объекта знание теряет свою содержательность, а без субъекта нет самого знания. Поэтому в трактовке истины можно выделить объективизм и субъективизм. Субъективизм - наиболее распространённая точка зрения. Её сторонники отмечают, что истина не существует вне человека. Из этого они делают вывод, что объективной истины не существует. Истина существует в понятиях и суждениях, следовательно, не может быть знания, не зависящего от человека и человечества. Субъективисты понимают, что отрицание объективной истины ставит под сомнение существование люб истины. Если истина субъективна, то получается: сколько людей, столько и истин.

Критерии истины:

1. соответствие законам логики;

2. соответствие ранее открытым законам науки;

3. соответствие фундаментальным законам;

4. простота, экономичность формулы;

5. парадоксальность идеи;

О критериях истинности знания. Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц предлагали в качестве критерия истины ясность и отчетливость мыслимого. Однако этот критерий не гарантирует надежности. Ясность и очевидность — субъективные состояния сознания. Несомненно, психологически важны не только ясность и очевидность мыслимого, но и уверенность в его достоверности. Однако и эта уверенность не может служить критерием истинности. Уверенность в истинности мысли способна ввести в заблуждение. Выдвигался и такой критерий истины, как общезначимость: истинно то, что соответствует мнению большинства. В некоторых философских системах существует и такой критерий истины, как принцип прагматизма, т.е. теории узкоутилитарного понимания истины, игнорирующего ее предметные основания и ее объективную значимость. С позиций прагматизма истинным признается такое знание, которое имеет благие последствия для человеческой жизни и которое может успешно применяться на практике.

Концепции:
1. Корреспондентская, в которой истина понимается как знание, соответствующее действительности(без комментариев).
2. Конвецианистская(соглашение)

3. Когерентная, трактующая истинность как согласованность мышления с самим собой, его непротиворечивостью.(Кант, Гегель)

6. Прагматистская – свойством истинности обладает все знание, которое полезно и практически применимо (Джеймс)
Плюрализм истины – панорама ряда философских направлений. Классический мир стремится к единству.

В средневековой философии Августин, опиравшийся на взгляды Платона, проповедовал учение о врождённости истинных понятий и суждений (в XVII в. эта концепция развивалась Р.Декартом). Начиная с XIII в. была распространена теория Фомы Аквинского, придерживавшегося учения Аристотеля и развивавшего это учение с позиции гармонического единства познающего разума и верующего (христианского) мышления.

Понимание истины как соответствия знаний и вещей было свойственно в античности Демокриту, Эпикуру, Лукрецию. Классическая концепция истины признавалась Фомой Аквинским, Г. Гегелем, К. Марксом и др мыслителями. В частности, французские философы-сенсуалисты (например, Э. Кондильяк) определяли истину, постулируя её в своих формулах в принципе как адекватное отображение действительности и тем самым присоединяясь к приверженцам корреспондентской теории.

Некоторые сторонники классической концепции трактовали истину более возвышенно, но также и более неопределенно. Они понимали истину как свойство субъекта, совпадающее с его согласием с собой, комплексом априорных форм чувственности и мышления (И. Кант) или даже в виде вечного, вневременного, неизменного и безусловного свойства идеальных объектов (Платон, Августин). Сторонники таких воззрений составляли достаточно многочисленную группу философов. Они видели истину в идеале, в некотором недостижимом пределе. Это понимание долгое время господствовало, имея таких последователей как Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, И. Фихте и др мыслители.

В границах эмпиризма, истина понималась как соответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм в XVIII в., Б. Рассел в ХХ в.), либо в качестве совпадения идей и поступков со стремлениями личности (У. Джемс, Х. Файхингер). Р. Авенариус и Э. Мах понимали истину как согласованность ощущений. М. Шлик и О.Нейрат рассматривали истинность как последовательную связь предложений науки и чувственного опыта.

С конца XIX — середины XX вв. в философии усиливается иррационалистический подход к пониманию истины. Ф. Ницше связывал истину с идеями вечного возвращения и переоценки ценностей. Ж.-П. Сартр считал, что сущность истины есть свобода; экзистенциалисты в целом противопоставляли объективной истине представление о личной истине, в границах которой интуитивно раскрывается бытие в его подлинности.

Одним из важных итогов философских исследований выступает различие между абсолютной и относительной истиной. Абсолютная истина — полное, исчерпывающее знание о мире как о сложно организованной системе. Относительная истина — неполное, но в некоторых отношениях верное знание о том же самом объекте.

Конкретность истины есть зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых знания существуют и развиваются.

Свойства истинности:
1.Объективность-независимость от познающего субъекта.

2.Относительность-неполна, неточна, приблизительна, содержит возможность изменения и приращения знания. 3.Абсолютность – знание, который полностью исчерпывает предмет и не может быть опроверженным при дальнейшем познании.

"Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России"


Философия как учение мудрости ставит перед собой задачу изучения многих фундаментальных проблем и вопросов. Одни из них является проблема истины. Что такое истина? Каковы её критерии? Как её стоит понимать? Проблему истины затрагивали представители разных школ на разных этапах развития философской мысли. Целью моей работы является изучение исторического становления понятия истины, взгляды различных философов на неё, а также определение видов и критериев истины.

Парменид бы не единственным представителем античной философии, изучавшим проблему истины. Первый афинский философ Сократ с целью установления истины разработал метод субъективной диалектики. Он считал, что истина рождается в процессе беседы и является объективным знанием, которое не зависит от мнения людей. Истину Сократ искал в решении этических проблем, потому что считал бессмысленным постижение космоса и природы, в силу их бесконечности и безграничности, в отличие от внутреннего мира человека. Истина противопоставлена злу, так как человек, обладающий истинным знанием, не станет совершать злых, неправильных поступков: будет вести добродетельную жизнь. Его ученик Платон считал, что истина – это идея (эйдос), а источник её познания – мыслящая душа. Он считал, что истину нельзя взять от куда-либо, её можно только развить из своей души. Все мы приходим из мира эйдосов и в него уходим. Душа человека всегда была наделена истиной, поэтому в её поисках нет смысла, истину необходимо вспомнить.

Самое распространенное суждение об истине в наши дни первым высказал Аристотель, он считал, что истина отражает существующий порядок вещей, отражает действительность, она выражает соответствие знаний объекту, отражает высшую форму бытия человека. Разум человека (как особый механизм) может приблизиться к истине лишь посредством применения законов логики. Именно постигая истину, человек приближается к совершенному бытию.

Говоря о философии Древней Греции невозможно не упомянуть об отношении к истине софистов. Для них истине не была так важна, как способность отстоять свою точку зрения при помощи ораторского искусства.

Можно сказать, что истинной они считали то, что им необходимо было донести до людей в той или иной ситуации. Представители стоицизма в свою очередь сомневались в существовании какого-либо критерия истины, как таковой. Истина им виделась непостижимо в силу тот, что суть вещей они считали непознаваемой.

Совершенно точно можно сказать, что древнегреческие философы по-разному определяли значение истины, а также её критерии. Но многие из них считали, что истина является путем к счастливой жизни.

В становлении средневековой философской мысли прослеживается неразрывная связь между религией и философией. Представители Патристики видели истину в познании текстов Священного писания. Аврелий Августин, представитель классической патристики, считал, что абсолютная истина дается человеку через откровения. Он так же опирался на взгляды Платона, проповедуя учение о врожденности истинных понятий и суждений.

Схоласты настаивали на невозможности противоречия истин веры и разума. Именно поэтому Фома Аквинский писал о том, что в философии не может быть истинным суждение, являющееся ложным с точки зрения религии.

Философия возрождения оставила к XVII множество неразрешенных вопросов, которыми предстояло заняться представителям философии Нового времени. Одной из центральных проблем того времени выступала проблема познания. Что поможет человеку найти путь к истине: разум или ощущения?

На протяжении данного периода происходила борьба между сенсуализмом и рационализмом, с явным преимуществом последних в силу прогресса в науке и изменений в социальной и экономической сфере жизни общества. В это же время развивается эмпиризм, представители которого за основу познания и главный критерий истины считаю опыт.

Сторонник эмпиризма Джон Локк считал, что философия представляет собой истинное познание вещей. Самым точным он предполагал интуитивное знание, как знание, состоящее из самоочевидных мыслей. Дж.Беркли, английский эмпирик, сенсуалист, выделял четыре критерия истины: насыщенность испытываемых ощущений; одновременность и схожесть восприятия у большинства людей; согласованность ощущений между собой при чём это не простая согласованность знаний, а та, что более простота и удобна для усвоения. Субъективный сенсуалист, Дэвид Юм считал, что можно познать истину только при помощи ощущений, а сама истина – это соответствие знания ощущению. При этом Юм являлся агностиком, то есть он считал, что достоверное познание мира невозможно. Такие представители эмпиризма как Эрнст Мах и Рихард Авенариус истину как трактовали согласованность ощущений.

В начале XIX века одной из проблем в центре классической немецкой философии была проблема истины. Иммануил Кант считал истину непознаваемой самой по себе, а Гегель писал о том, что истинной формой существования истины может быть только система. Их современник Людвик Фейербах предполагал истиной антропологию. А основоположник марксистской философии Карл Маркс считал важнейшим критерием истины – практику и полагал, что без неё поиски истины бессмысленны.

Ближе к XX веку вопрос истины становится все более запутанным и неопределенным. С конца XIX века усилилась иррациональность в вопросе определения истины. Такой известный философ как Фридрих Ницше связывал истину с идеями вечного возвращения и переоценки жизненных ценностей. Жан-Поль Сартр считал, что именно свобода является сущностью истины. Ницше считается предшественником экзистенциалистов, а Сартр их представителем, которые в целом противопоставляли объективную истину субъективной (личной).

Представители западной философии XX века принимали за истину некий совершенный, идеальный объект. А представители неопозитивизма разделили истину на логическую (априорную) и эмпирическую. А Томас Кун вообще предлагал аннулировать понятие научной истины на выдвинутые неопозитивистами теории.

Подводя к логическому завершению все споры о истине, представители постмодернизма выразили свое мнение об истине. Они считали, что познание является обреченной на неудачу погоней за истиной, как за иллюзией.

Таким образом, можно сказать, что в истории философии сложилось несколько способов понимания истины, вот некоторые из них:

  1. Онтологическая: истина то, что есть, что существует;
  2. Гносеологическая: истина представляет собой соответствие знаний и действительности;
  3. Позитивистская: истинно то, что возможно подтвердить опытным путем;
  4. Прагматическая: истина – это полезность и эффективность знаний;
  5. Конвенциональная: истина выражается в соглашении.

На основе всех предположений и размышлений об истине в настоящее время выделяют несколько концепций (теорий):

1. Классическая концепция (её также называют корреспондентной) – истина есть соответствие высказываний действительности. Аристотель, был первым, кто высказал подобное определение истины, но разрабатывать его не стал, так как считал это утверждение само собой разумеющимся. Конечно у этой концепции есть свои недостатки, так, например, существуют высказывания, считающиеся истинными, но они отражают несуществующие вещи (например, мнимые числа).

2. Конвенциональная концепция – истина есть продукт договора людей.

Суждение истинно, если оно не противоречит аксиомам системы.

Аксиомы являются продуктом соглашения и не имеют опытного происхождения. Выбор той или иной аксиоматической системы обусловлен соображениями удобства и продуктивности математического доказательства. К сожалению, эту теорию можно применять только в рамках определенных систем, отсутствует связь с реальностью. Система истинна для себя относительно себя же (ярким представителем является Пуанкаре).

3. Авторитарная теория – убежденное доверие авторитету, истинности его высказываний (присуща средневековой философии и религиозным направлениям философии).

4. Истина в качестве очевидности, ясного представления (например, Декарт).

5. Теория прагматизма и инструментализма – вера и убежденность являются неотъемлемой частью истины. Истина – это то, что полезно человеку, что помогает ему добиться успеха. Согласно Ч.Пирсу истинным является верование, которому суждено быть признанным большинством.

6. Марксистская теория – главным критерием истины является практика, а сама истина обладает такими свойствами как объективность, процессуальность, конкретность, диалектичность.

7. Феноменальная концепция – истина выражается в согласованности внутреннего опыта. (Жан-Поль Сартр)

Также в философии принято выделять определенные виды истины.

Относительно критерия субъективности-объективности, Объективной считается истина, не содержащая в себе информации зависящей от мнения человека, отражающая действительное положение вещей. Субъективная истина зависит от того, кто познает истину. Касательно критерия относительности-абсолютности: в относительной истине отражается неполная, ограниченная информация о чём-либо. Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет познания.

Принято выделять три основных критерия истины:

1. Чувства – наблюдаемость предмета знания, высказывания;

2. Разум – непротиворечивость содержания высказывания;

3. Практика – преобразование предмета знания в реальности, помогающее подтвердить или опровергнуть истинность высказывания.

История философии показывает нам развития такой категории как истина и отношение к ней. Я тяготею к мнению представителей постмодернизма, невозможно определить одну истину для всех людей, сфер деятельности, областей жизни.

Большинство философов определяли истину, как соотношение между миром и мыслью. Подобным образом и большинство людей в наши дни придают истине значение, представленное в классической теории: соответствие высказывания действительности.

На самом деле некоторые люди не задумываются о таком понятии как истина, подменяя её понятием правда. У каждого человека есть определённый набор суждений, которые он считает истинным, некоторые из них общеприняты, некоторые исключительно субъективны, а некоторые открывают только ту часть, которая делает человека счастливым. Я считаю, что истина едина и не стоит категорично разбивать её на какие-либо части.

Ведь многие суждения представителей разных школ для меня являются верными, а для кого-то будет приемлема только одна определенная позиция.

Окончательно решения у данной фундаментальной проблемы философии не существует. Да и необходимо ли оно?

Истина – это философское понятие, отражающее конечное, абсолютное знание, цель и критерий научной деятельности.

Понятие и теории истины в философии

Первоначальное представление об истине было сформулировано в античной философии Парменидом По данной теме мы уже выполнили реферат Эвдемонизм Эпикура подробнее . В своей онтологической концепции Парменид По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Онтология Парменида подробнее излагал положения, противоречащие общепринятых и очевидным вещам, – отсутствие движения, времени, развития, раздельности вещей и самих вещей как таковых. Отстаивая собственную позицию, Парменид подвергает критике чувственное восприятие мира, обозначая его как необъективное мнение, основанное на ненадежных источниках и противопоставляя ему собственные, истинные, а значит соответствующие настоящему положению вещей знания.

Проблема истины становится одной из центральных проблем гносеологии и этики, свое позицию относительно различения истины и мнения высказывают Демокрит, Сократ По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Сократ подробнее , Протагор и многие другие. Однако первое устоявшееся определение истины, ставшее впоследствии классическим принадлежит Аристотелю.

Истина – есть соответствие нашего знания объективной действительности.

Однако по мере развития философии, религии, науки, этики возникают и другие подходы к определению истины ее содержания, роли и значения. К основным из них относят:

  • когерентный,
  • прагматический,
  • конвенциалистский,
  • семантический и т. д.

Когерентный подход основан на критериях логической согласованности и непротиворечивости знания. Истинное знание должно опираться на истинные посылки, а всю структура такого знания должна не иметь внутренних противоречий. Хотя данный подход позволяет критически оценивать различные системы, он не является абсолютным поскольку логической и непротиворечивой может быть и надуманная концепция, не имеющая отношения к действительности.

Готовые работы на аналогичную тему

Прагматический подход меняет само понимание истины. Истинным считается то знание, которое способно принести практическую пользу, дать положительный эффект от своего использования. Данный подход сформировался в американской философии и науке. Его слабостью является недооценка фундаментальных и философских концепций, рассматривающих проблемы, выходящие за пределы актуальной проблематики.

Конвенциалистский подход рассматривает истину как соглашение, договор большинства о том, что можно читать истиной. Данный подход является идеалистическим, поскольку достичь реального согласия большинства членов какой-либо общности не предполагается возможным, но в тоже время точно отражает формирования субъективного представления об истине в малых группах, объединенных определенной догматизированной идеологией или религией.

Семантический подход к истине был разработан для уточнения классического, корреспондентского подхода, за счет введения дополнительного критерия, предполагающего установление не просто соответствии знания реальности, но и учету содержательной специфики этого сознания.

Роль истины в науке и виды истины

Истина занимает в науке двойственное положение. С одной стороны, истина – как абсолютное знание является конечной целью любой познавательной деятельности и науки как системы знаний, теории и методологии познания, и как наконец практической деятельности по познанию мира.

Однако полное познание мира вероятно невозможно, что в свою очередь обесценивает любые достижения науки в сравнении с недостижимой целью. Однако истина является не только и не столько целью, сколько критерием научной деятельности. Знание, полученное в рамках науки, является постольку ценным и значимым, поскольку отвечает критерию истинности. Рассматривая истину как критерий ценности знания невозможно не указать на многообразие видов истины и диалектические взаимоотношения между ними.

  • абсолютная,
  • относительная,
  • объективная,
  • конкретная.

Абсолютная истина выступает целью любой познавательной деятельности. Она представляет собой полное и законченное знание об объекте всех его свойствах, механизмах, взаимосвязях с другими объектами реальности, т.е. представляет собой абсолютное знание обо всем.

Относительная истина является ограниченным знанием об объекте, его свойствах и взаимосвязях. Любое реальное научное знание представляет собой относительную истину, поскольку полное и окончательное познание объекта всегда ограничено объективными возможностями науки.

Объективная истина представляет собой такое знание об объекте источником, которого выступают его свойства, качества, структура и т.д.

Конкретная истина являет собой знание, являющееся истинным в определенных, конкретных условиях. Так, знание о том, что трава – зеленая – является конкретной истинной, связанной с присущим человеку способом зрительного восприятия. Объективная истина будет состоять в том, что электромагнитное излучение (свет) отражающееся от травы, будет иметь определенную длину волны, вызывающую у человеческого наблюдателя субъективное переживание зеленого цвета.

В научной деятельности абсолютная и относительная истина находятся в постоянном диалектическом взаимодействии. Так, на основании имеющегося знания, относительной истины, в науке ставятся цели и задачи, предполагающие достижения более полной, абсолютной истины. Однако, как только эти цели будут реализованы, получаемое знание даст раздвинет горизонт понимания исследуемых объектов, и став относительной истиной, станет источником новых целей и задач по достижению истины абсолютной. Хотя данный процесс оценивается как потенциально-бесконечный, сторонники позиции гносеологического позитивизма отмечают что доля истинных познаний о мире неуклонно растет, и познание абсолютной истины в конечном итоге возможно.

Понятия истины, правды и заблуждения

Понятие истины тесно связано с другими понятиями, описывающими критериальную ценность знания и утверждений, такими как правда и заблуждения.

Заблуждение рассматривается как противоположность истины – т.е. такое знание, которое не соответствует объективной действительности. Вместе с тем, заблуждение представляет собой вид относительной истины, которая на определенном этапе исторического развития рассматривалась как соответствующая действительности, но позднее была критически переоценена (представления о неделимости атома, материи как веществе, абсолютности механических законов взаимодействия атомов и т.д.).

Читайте также: