План внеурочной деятельности школы 78 кемерово

Обновлено: 04.07.2024

Уровень образования: Высшее-специалитет , КемТИПП, Инженер-технолог общественного питания, 1998. Переподготовка, Педагогическое образование: учитель начальных классов, 2016г.

Квалификационная категория: Высшая

Инновационные подходы к организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС в очном и дистанционном режиме, КРИПК и ПРО, 2020г., 120 ч

Общий стаж: 16 лет

Педагогический стаж: 7 лет

Уровень образования: Высшее-специалитет , Кемеровский государственный университет культуры и искусства, народное художественное творчество, 2008г.

Практика дополнительного образования и инновационные подходы к организации учебного процесса, 2020г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа состоит из четырех блоков: 4 класс - "История и природа своего поселка", 5 класс - "Удивительный мир природы и рукотворные чудеса Кемеровской области", 6 класс - "Природа Кемеровской области", 7 класс - "История и ООПТКемеровской области", 8 класс - "Города Кемеровской области"

Рассмотрен методическим советом школы

Председатель методического совета

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Таким образом, программа отвечает запросам и потребностям социума, помогает организовать содержательный досуг детей и подростков, соответствуем интересам обучающихся.

Основные цели программы:

создание условий для личностного развития обучающихся;

изучение истории и природы родного края.

- целенаправленное воздействие на личность обучающихся для освоения, усвоения и присвоения им умений и навыков исследователя;

- создание условий для формирования положительных качеств личности;

- целенаправленное воздействие на личность обучающихся для освоения им основ краеведения, усвоения ими знаний о родном крае;

- целенаправленное воздействие на личность обучающихся для развития у него познавательного интереса, творческих способностей и задатков, его эмоционально-волевой сферы, эстетических чувств и коммуникативных умений и навыков;

- раскрытие индивидуальных психологических возможностей детей и обеспечение их развитие в процессе коллективной дея­тельности;

- воспитание творческой, самостоятельной, активной, ответ­ственной личности.

Новизна программы состоит в том, что она дает возможность обучающимся осуществлять ряд осознанных выборов, способных в дальнейшем помочь определить профессию, а может быть, и жизненный путь.

Педагогическая целесообразность видится в возможности долговременного влияния на формирование личности обучающегося, предоставление ему широких возможностей для самовыражения. Сочетание коллективных действий в туристическом путешествии на маршруте воспитывает, как умение жить и работать в коллективе, так и самостоятельность, умение принимать решения и нести за них индивидуальную ответственность. Все это повышает собственную самооценку, и в итоге дает уверенность в своих силах.

Актуальность программы заключается в том, что в условиях неблагоприятного воздействия окружающей среды и все возрастающей гиподинамии школьников, очень важно то, что воспитание, обучение и развитие происходит в непосредственном контакте с природой, в форме экскурсий, походов выходного дня.

Основные формы занятий:

- теоретические занятия – беседы с использованием иллюстрированного материала и ИКТ, просмотр видеофильмов и дальнейшее обсуждение;

- практические занятия – работа с тематическими картами, ведение дневников наблюдений, проведение полевой практики, экскурсии, походы выходного дня, сюжетно-ролевые игры.

Программа рассчитана на 35 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1часа в неделю).

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

Формирование УУД:

-ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

- составлять описания объектов. - выявлять новые понятия, термины и выражения,

- объяснять их значение своими словами;

- работать с текстом и нетекстовыми компонентами: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;

- оценивать работу одноклассников;

- выявлять причинно-следственные связи;

- составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста.

- работать в соответствии с предложенным планом;

- выделять главное, существенные признаки понятий;

-участвовать в совместной деятельности;

- участвовать в совместной деятельности;

-высказывать суждения, подтверждая их фактами;

Предметные результаты обучения

Учащийся должен знать:

- символику родного края (Краснобродского городского округа);

- литературу о Краснобродском городском округе;

- историю Краснобродского городского округа;

- природу Краснобродского городского округа;

- требования техники безопасности на экскурсии и в туристическом походе;

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

- работать в соответствии с предложенным планом;

- выделять главное, существенные признаки понятий;

- участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

- составлять описания объектов; составлять простой и сложный план;

- работать с текстом и нетекстовыми компонентами: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;

- оценивать работу одноклассников;

- выявлять причинно-следственные связи;

- анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

- составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

- опытом участия в социально значимом труде;

- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,

общественно полезной, творческой деятельности;

- основами экологической культуры.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение. Осенний лес.

Общая характеристика родного края:

Символика родного края. Знакомство с литературой о родном крае. Физико-географическое положение Краснобродского городского округа

История родного края:

Природа родного края:

Зимний лес. Рельеф родного края. Полезные ископаемые Краснобродского городского округа. Климатические особенности городского округа. Времена года: осень и весна. Времена года: зима и лето. Народные приметы. Внутренние воды Краснобродского городского округа. Природно-ландшафтные зоны округа. Антропогенный ландшафт округа. Уникальные объекты природы на территории округа. Лес весной.

По залам школьного историко-краеведческого музея.

Введение. Осенний лес.

Удивительный мир природы Кемеровской области

Уникальные объекты рельефа Кемеровской области. Удивительный мир минералов. Зимние чудеса природы. Летние чудеса природы. Уникальные водные объекты на территории родного края. Уникальные деревья Кемеровской области. Удивительный мир цветов и трав. Уникальные животные родного края. Удивительный мир насекомых.

Рукотворные чудеса.

Искусство древних. Архитектурно-исторические символы города Кемерово. Архитектурно-исторические символы города Новокузнецк. Архитектурно-исторические символы города Мариинск. Архитектурно-исторические символы города Прокопьевск. Архитектурно-исторические символы Яйского и Яшкинского районов.

Введение. Осенний лес.

Общая характеристика родного края:

Природа родного края:

Рельеф родного края. Полезные ископаемые. Климатические особенности. Времена года: осень и весна. Времена года: зима и лето. Народные приметы. Внутренние воды. Природно-ландшафтные зоны. Антропогенный ландшафт. Уникальные объекты природы на территории.

По залам краеведческих музеев Кемеровской области.

История Кузбасса

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) Кемеровской области

Общая характеристика ООПТ Кемеровской области. ООПТ федерального значения. ООПТ регионального значения.

Государственные природные заказники.

Памятники природы Кемеровской области.

Семь чудес Кузбасса.

Административно-территориальное деление. История административно-территориального устройства земли Кузнецкой. Современное административно-территориальное деление Кемеровской области.

Муниципальные районы.

Города Кемеровской области.

Муниципальные районы родного края. Символика.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Рассмотрено:

На Педагогическом совете

Протокол №6 от 30.05 2019г.

Директор МАОУ «Средняя

Приказ №239 от 17.06 2019 г.

по курсу внеурочной деятельности

Николаева Екатерина Вячеславовна,

учитель биологии и географии

III . Тематическое планирование

Ученик научится

· эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

· основам гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым Кемерово и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;

· научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

· приобретет способность к самооценке;

Ученик получит возможность научиться:

· мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы;

· эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой жителей Кемерово и Кемеровской области;

· чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;

· эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные:

Ученик научиться

· проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;

· планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

· выполнять поисковые действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

· проявлять инициативу действия в коллективном сотрудничестве;

· использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Ученик получит возможность научиться :

· уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

· в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи, цели;

· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;

· вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные:

Ученик научиться

· используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

· на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

· узнавать символику Кемеровской области, города;

· описывать достопримечательности Кемерово и Кемеровского района;

· использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем городе, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

· понимание уникальности, неповторимости Кемерово;

· уважение к согражданам, знаменитым кемеровчанам.

Ученик получит возможность научиться

· находить информацию о городе, памятниках наследия, традициях в справочниках, научно-популярной литературе, Интернете, на карте, в периодической печати;

· извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми кемеровчанами.

Коммуникативные:

Ученик научиться

· понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

· ориентироваться на позицию партнера в общении.

Ученик получит возможность научиться:

· формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

· уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

· повысить творческую активность и самостоятельность;

· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

· аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Программа рассчитана на 34 часа (1 ч. в неделю)

Название раздела

Формы организации учебных занятий

Виды учебной деятельности

РАЗДЕЛ 1. Общая характеристика города Кемерово

Тема 1. Кемерово - наш город

Подчеркиваются уникальные особенности города Кемерово, отличающие его от любого другого города (удивительное имя, возраст, герб, ровесник города, природные особенности, удивительный наряд и характер)

Историческая справка. Беседа. Прослушивание и обсуждение гимна. Просмотр и обсуждение фильма.

Коллективная работа и работа в группах.

Тема 2. Административное устройство Кемерово

Рост Кемерово и его административно - территориальное деление.
Карта города. Сочетание старого и нового. Утраты и приобретения. Островки прошлого-деревни, вошедшие в черту города. Районы города, границы своего района.

Составление карт района (исторические и памятные места, хозяйство, экология и т.п.). Сбор и оформление материалов по истории, географии, экологии и т.д. района; разработка экскурсий по району; подборка литературных и художественных иллюстраций, материалов о районе. Основные объекта района.
Работа с картами определяющие облик города

Беседа. Библиотечный урок. КТД. Практическое занятие. Викторина. Мини-проект.

Групповая работа. Работа в группах и парах.

Практическое занятие. Игровая деятельность. Разгадывание викторины. Работа над проектом, формулирование выводов. Опрос общественного мнения.

Тема 3. Улицы, парки и площади Кемерово

Улицы города. Основные топонимы, классификация топонимов улиц. Карты города, районов и микрорайонов города
Улицы моего района: имена, события, памятные места, экология.

Беседа. КТД. Практическое занятие. Игра. Викторина. Мини-проект.

Групповая работа. Работа в парах. Индивидуальная работа. Практическое занятие. Игровая деятельность. Разгадывание викторины. Работа над проектом, формулирование выводов.

Название раздела

Формы организации учебных занятий

Виды учебной деятельности

РАЗДЕЛ 2. История и архитектура города

Тема 1. Каменная летопись Кемерово

Этапы застройки Кемерово

Историческая справка. Заочное путешествие по городу.

Беседа, просмотр видеороликов, фильмов. Выполнение творческой работы Беседа. Работа с картой.

Коллективная работа и работа в группах.

Тема 2. Памятники и скульптуры Кемерово

Знакомство учащихся с самыми интересными в истории и культуре объектами города

Р асширить знания учащихся о памятниках и скульптурах Кемерово, даты их установки, знакомство с событиями, которому посвящено данное сооружение

Историческая справка. Заочное путешествие по городу.

Работа над эскизом памятника. Мини-проект.

Групповая работа. Работа в группах и парах.

Практическое занятие. Игровая деятельность. Работа над проектом, формулирование выводов. Опрос общественного мнения.

Тема 3. Зеленые и рекреационные зоны

Памятники природного, историко-культурного и промышленного наследия, являющихся визитной карточкой города . Историко – культурные объекты, промышленные предприятия, объекты социально – бытовой инфраструктуры, зеленые массивы своего района

Беседа. КТД. Практическое занятие. Игра. Викторина. Мини-проект.

Групповая работа. Работа в парах. Индивидуальная работа. Практическое занятие. Игровая деятельность. Разгадывание викторины. Работа над проектом, формулирование выводов.

Тема 4. Реки, мосты и фонтаны Кемерово

Главные реки города, их название, значение в жизни города и кемеровчан. Мостостроение в Кемерово: проекты, реализация, уникальность, своеобразие конструкций.

Значение транспортной ценности и прогулочной значимости.

Фонтаны города: их проектирование, реконструкция.

Выполнение творческой работы Беседа. КТД. Практическое занятие. Игра. Мини-проект.

Групповая работа. Работа в парах. Индивидуальная работа. Практическое занятие. Игровая деятельность. Работа над проектом, формулирование выводов.

Название раздела

Формы организации учебных занятий

Виды учебной деятельности

РАЗДЕЛ 3. Культурная жизнь города

Тема 1. Городские музеи

Музей – это один из объектов культуры, отражающий культурные реалии определенной исторической эпохи, и одновременно средство формирования культуры.

История создания музея, его специализация, фонды.

Экскурсия по одному из музеев города с родителями

Историческая справка. Практикум. Экскурсия с родителями.

Коллективная работа и работа в группах, индивидуальная работа.

Работа с информационными источниками. Слушание. Работа над проектом, формулирование выводов.

Тема 2. Городские библиотеки

Классификация библиотек. Специфика детских библиотек. Библиотеки города, района, школы

Посещение библиотек города.

Коллективная работа и работа в группах.

Работа с информационными источниками. Слушание.

Тема 3. Театры города

История возникновения, состав трупы, репертуар.

Изучение существования городских театров, как элемента единой театральной системы. Индивидуальное своеобразие деятельности городских театров.

Историческая справка. Беседа. Просмотр и обсуждение видео фрагментов.

Коллективная работа и работа в группах, индивидуальная работа.

Тема 4. Кинотеатры города

Кинотеатры города прошлого и современные.

Беседа. Библиотечный урок. КТД. Практическое занятие. Викторина. Мини-проект

Работа в группах и парах.

Практическое занятие. Игровая деятельность.

Название раздела

Формы организации учебных занятий

Виды учебной деятельности

РАЗДЕЛ 4 . Население

Тема 1. Население города

Рост площади и населения. Численность населения современного Кемерово

Историческая справка. Беседа. Просмотр и обсуждение видео фрагментов. Работа над проектом

Коллективная работа и работа в группах.

Работа с информационными источниками. Слушание. Работа над проектом, формулирование выводов.

Тема 2. Люди, прославившие Кузбасс

Знакомство со знаменитыми людьми города. Художники. Поэты. Музыканты. Актеры. Архитекторы. Знакомство с произведениями художников, поэтов, музыкантов, архитекторов Кемерово.

Практическая работа : Сбор и оформление материалов о людях, прославивших Кемерово.

Историческая справка. Беседа. Просмотр и обсуждение видео фрагментов.

Коллективная работа и работа в группах, индивидуальная работа.

Тема 3. Социально-бытовая сфера города

Образование и наука. Здравоохранение. Физкультура. Спорт. Экологическое состояние города, района, пути оптимизации окружающей среды

Формирование имиджа города Кемерово, как высокоразвитого экономического, образовательного и культурного центра России, Сибири, Кузбасса.

Создание новых направлений социально-экономического развития города, совершенствование городской инфраструктуры, активизация инновационной и предпринимательской деятельности для улучшения жизни кемеровчан, превращения города в туристский центр Сибири,

Развитие образовательного и духовного потенциала кемеровчан, повышение культурного уровня жителей города, их патриотизма, гражданственности, самоидентификации.

Историческая справка. Беседа. Просмотр и обсуждение видео фрагментов.

Работа с информационными источниками. Слушание. Прохождение квеста.

Название раздела

Формы организации учебных занятий

Виды учебной деятельности

РАЗДЕЛ 5. Хозяйство города Кемерово

Тема 1. Природные ресурсы как предпосылки развития хозяйства

Высокий темп роста города был обусловлен освоением в начале ХХ века природных ресурсов и реализацией ряда инновационных проектов по индустриализации Кемерово.

Историческая справка. Беседа. Просмотр и обсуждение видео фрагментов.

Коллективная работа и работа в группах.

Работа с информационными источниками. Слушание.

Тема 2. История развития хозяйства Кемерово

Рост промышленности и развитие города. Изменение городских границ.
В годы Великой Отечественной войны, в связи с эвакуацией многочисленных предприятий из европейской части страны, Кемерово превращается еще и в центр химической индустрии Сибири.

Развитие культурного туризма – как одного из экономических факторов развития города в целом

Оценка современного облика Кемерово.

Историческая справка. Беседа. Просмотр и обсуждение видео фрагментов.

Работа над проектом.

Коллективная работа и работа в группах, индивидуальная работа.

Тема 3. Предприятия города Кемерово

Знакомство с крупными предприятиями Кемерово, дать представления о их роли в экономике города, области.

Развитие эвакуированных во время Великой Отечественной войны предприятий.

Становление и развитие разных отраслей промышленности, высокий темп роста промышленности города.

Беседа. Практическое занятие. Мини-проект.

Коллективная работа и работа в группах, индивидуальная работа.

Работа с информационными источниками. Слушание. Работа над проектом, формулирование выводов.

Решение задач воспитания и социализации школьников в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далееФГОС) основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, образовательные программы реализуются образовательными организациями через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

При составлении плана внеурочной деятельности общеобразовательное учреждение руководствовалось следующими нормативными документами :

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования (ФГОС ООО));

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015;

Согласно ФГОС ООО в Базисном учебном плане отводится 10 часов на организацию занятий по направлениям внеурочной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС основного общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ основного общегообразования.

Особенности организации внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы основного общегообразования

Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является неотъемлемой частью системы обучения в основной школе.

Цели внеурочной деятельности на ступени основного общего образования:

Создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Воспитание и социализация духовно-нравственной личности.

Задачи внеурочной деятельности учащихся на уровне основного общего образования:

выявить интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;

ориентировать учащихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности, на развитие своих способностей по более сложным программам;

компенсировать отсутствие, дополнить и расширить в основном образовании те или иные учебные курсы, которые нужны учащимся для определения индивидуального образовательного маршрута, конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств;

создать комфортные условия для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания;

способствовать осуществлению воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых формируются нравственные, духовные и культурные ценности подрастающего поколения.

Согласно требованиям Стандарта и сопутствующих документов к организации внеурочной деятельности в 5-9-х классах предъявляются следующие требования, которые взяты за основу её организации в средней школе № 21:

Внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения;

Большинство программ внеурочной деятельности, разработанные для реализации в 5 - 9 классах, рассчитаны на 34 учебные недели, в соответствии с режимом деятельности ОУ.

Внеурочная деятельность в средней школе № 21 (в дальнейшем – школа) осуществляется на основе модели плана с преобладанием воспитательных мероприятий в 5-8 классах и модели плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности в 9х классах, когда наибольшее внимание уделяется проектной деятельности по учебным предметам.

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей (5-8 классы) и развитие учебно – познавательной деятельности (9-е классы).

Время, отводимое на внеурочную деятельность (с учетом части Учебного плана), в каждом классе до 10 часов на класс и ученика;

Курсы внеурочной деятельности не могут быть обязательной нагрузкой: ученик облает правом выбора тех курсов, которые соответствуют его индивидуальным образовательным потребностям.

Цели и задачи внеурочной деятельности определяют её основные функции в основной школе:

образовательная— обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

воспитательная— обогащение и расширение культурно-нравственного уровня учащихся;

креативная— создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересовличности;

компенсационная— освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общегообразования,

рекреационная — организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизиологических силребёнка;

профориентационная — формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональнуюориентацию;

интеграционная— создание единого образовательного пространствашколы;

функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и их родителей в формах, отличных от урочной системы обучения. Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательной деятельности, в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательная организация.

По месту проведения:

непосредственно в образовательнойорганизации;

совместно с организациями и учреждениями дополнительного образования детей, спортивными объектами, учреждениями культуры;

План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей школы.

Содержание направлений внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность на базе средней школы №21 реализуется через системы внеаудиторной занятости и работу классных руководителей по следующим направлениям развития личности:

Ориентирами в планировании внеурочной деятельности в 5-9 классах школы являются следующие:

запросы родителей, законных представителей учащихся;

приоритетные воспитательные направления деятельности школы;

Духовно-нравственное.

Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовно-нравственного развития учащихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Работа по этому направлению позволяет организовать личностно и общественно значимые жизненные ситуации нравственного выбора и его рефлексию, возможность гражданского самоопределения в процессе участия в практической деятельности.

формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности;

формирование основ морали – осознанной учащимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у школьников позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

принятие учащимися базовых общенациональных ценностей;

развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

Общеинтеллектуальное:

Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Основными задачами являются:

формирование навыков научно-интеллектуального труда;

развитие культуры речи, воображения;

овладение навыками универсальных учебных действий у учащихся на ступени основного общего образования.

Спортивно-оздоровительное:

Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и нравственного здоровья учащихся.

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;

развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Целесообразность названного направления заключается в успешном освоении учащимися нового социального опыта на ступени основного общего образования, в формировании социальных и коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.

Основной задачей является: формирование способности учащегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме.

Общекультурное:

Целесообразность данного направления заключается в воспитании и развитии обшей культуры учащихся, знакомстве с духовными ценностями отечественной культуры.

Основными задачами являются:

формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;

становление активной жизненной позиции;

воспитание основ правовой, эстетической и экологической культуры.

2.2 Планируемые результаты внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения соответствующей основной образовательной программы школы.

Формы внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность организуется через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, познавательные игры и беседы, поисковые и научные исследо-вания, конференции, диспуты, общественно полезные практики, олимпиады, соревнования, проектную деятельность, секции, кружки, студии; конкурсы рисунков, рассказов и сочинений, и др

Личностные результаты

рамках когнитивного компонента необходимо сформировать:

освоение национальных ценностей, традиций, культуры;

ориентацию в системе моральных норм и ценностей;

основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.

рамках ценностного и эмоционального компонентов необходимо сформировать :

гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам на силы и готовность противостоять им;

уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

Коммуникативные результаты

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения

аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников

строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные результаты:

основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

основам ознакомительного, творческого, усваивающего чтения;

Модель организации внеурочной деятельности описывает инструменты достижения этих результатов.

Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни:

о приобретении школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека;

о принятых в обществе нормах поведения и общения;

об основах здорового образа жизни;

об истории своей семьи и Отечества;

о русских народных играх;

о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;

о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;

о правилах проведения исследования.

Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом:

развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия:

школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности;

опыт публичного выступления;

опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по реализации модели внеурочной деятельности.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

формирование у детей социокультурной идентичности: российской, этнической, культурной, гендерной и др.

План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность

Координирующую роль выполняет классный руководитель в соответствии со своими функциями и задачами:

взаимодействует с педагогическими работниками;

организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;

организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

2.3 Материально-техническоеобеспечение

Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивными залами со спортивным инвентарем, музыкальной техникой, библиотекой, спортивной площадкой; имеется столовая, в которой будет организовано питание, имеется медицинскийкабинет.

Школа располагает кабинетами, оборудованным компьютерной техникой, подключенным к локальной сети Интернет. В кабинетах информатики имеются компьютеры, мультимедиа, интерактивные доски, комплекты оборудования дляробототехники. Кабинеты начальных классов, предметные кабинеты основной школы оснащены интерактивными досками и прочим необходимым оборудованием.

Читайте также: