Какую роль сыграл каждый персонаж в судьбе катерины в пьесе гроза кратко

Обновлено: 18.05.2024

Цель: проанализировать образ героини; понять, почему Катерина решилась на самоубийство.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

II Беседа по тексту д. II — IV

— Какими событиями наполнена жизнь героини?

— Какую роль сыграл каждый персонаж в судьбе Катерины?

(Катерина очень немногословна. Характер ее поведения говорит об уверенности в себе, о само достаточности. Ей незачем самоутверждаться за счет других. Все мысли Катерины сосредоточены на любви к Борису, это чувство захватило ее целиком, ни о чем другом она ни думать, ни говорить не в состоянии.)

— Как характеризует Катерину ее стиль общения? Какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?

— Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

(В этой сцене обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.)

— Как ведет себя Тихон перед отъездом из дома?

Д. II, явл. 10. Монолог с ключом.

— Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены?

(Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь героини полна коротких, отрывистых вопросительных и восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.

Задание.

Д. III, явл. 6-8. Сопоставьте картины свидания Кудряша и Варвары, Бориса и Катерины. Сделайте вывод.

— Д. IV, явл. 3. О чем узнаем из разговора Варвары и Бориса?

Задание.

Д. IV, явл. 4, 5. Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины.

— В чем разница в душевном состоянии Катерины в д. I и д. IV?

Задание.

Прочитайте явл. 6. Какие чувства теперь испытывает Катерина?

(Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.)

— Можно ли считать покаяние Катерины ее слабостью? Что было бы если бы Катерина не раскаялась?

— Чем объясняется и мотивируется раскаяние героини?

III Анализ действия V

1. Краткий пересказ действия V.

Пояснение для учителя.

Если есть возможность заслушайте две сценические трактовки образа Катерины в исполнении П. А. Стрепетовой и М. Н. Ермоловой, и попросите учащихся высказать свои суждения о том, какая из этих трактовок более соответствует образу, созданному Островским (см. доп.материал).

— Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему? Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к современному специалисту-психологу. Какие рекомендации она бы получила?

Позитивные стороны

Негативные стороны

Итак, позитивного в жизни Катерины — больше. Если колонку с негативом закрыть ладонью, то получится, что жизнь героини будет наполнена такими ожиданиями и надеждами, с которыми можно не только наладить свое существование, но и построить его заново.

— Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу? В чем специфика окружающей среды?

Конечно, все сказанное не дает основания считать самоубийство Катерины протестом против устоев, нравственности окружающего общества. В ее поведении и слабые, и сильные стороны. да, она своим поведением отвергает принципы домостроевской нравственности, рвется к новой жизни и предпочитает смерть жизни в неволе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способствовать формированию представления о смысловой ёмкости образа Катерины.

Выяснить роль каждого персонажа в судьбе Катерины

Тема: Душевная драма Катерины.

Способствовать формированию представления о смысловой ёмкости образа Катерины.

Выяснить роль каждого персонажа в судьбе Катерины.

Жизнь неминуемо связана

с приобретением опыта –

опыта радости, опыта

Цель этого урока – найти ответ на вопрос: Был ли сокрыт в душе Катерины путь к спасению? Почему она не смогла обрести его?

На первый взгляд, толкование истории Катерины не представляет сложности. У каждого читателя сразу же в процессе знакомства с пьесой, формируется своё понимание мотивов поступков главной героини. Исходным моментом нашего учебного поиска на уроке и будет ваше понимание судьбы Катерины.

Перед вами лежат незаконченные предложения. Вы должны, не обдумывая долго свои варианты, кратко завершить эти предложения.

( Письменная работа уч- ся.)

А теперь я читаю незавершённые предложения, а вы предлагаете варианты завершающей части.

Самое главное в жизни Катерины - …

Катерина очень страдала в семье Кабановых, потому что …

Катерина полюбила Бориса, потому что …

Катерина никогда бы не решилась на тайное свидание с Борисом, если бы …

В большей степени виновен (виновна) в трагедии Катерины - …

Главная причина гибели Катерины - …

Катерина не сделала бы свой шаг, если бы …

Единственный, кто мог бы спасти Катерину – это …

Обратите внимание на разнообразие предложенных вами вариантов и на тот факт, что вы сосредоточили своё внимание (по отношению к Катерине) на причинах трагедии. Таким образом, ваши работы подсказали нам вопрос, как ситуация, в которой оказалась Катерина, повлияла на её роковое решение.

На протяжении всей пьесы Катерина непосредственно общается только с 4- мя персонажами – с Кабановой, с Тихоном, с Варварой, Борисом.

Какую роль сыграл каждый персонаж в судьбе Катерины?

Ответу придадим форму схемы:

Тихон не поддержал, не понял, не защитил, не уберёг. те

Варвара не поняла, не остановила, подтолкнула. ри

Борис не защитил, не спас. на

На ком из персонажей лежит главная ответственность за гибель Катерины?

( Никого из действующих лиц нельзя назвать главным виновником гибели Катерины.Возникает парадоксальная ситуация: виноваты все и при этом никто не виноват.)

Катерина и Кабанова.

Как в пьесе выражено противостояние, противоборство образов Катерины и Кабановой?

Можно ли считать Кабанову главной виновницей гибели Катерины?

Очевидно, что на событийном уровне эти женские образы не противоборствуют.

Найдите в пьесе слова Катерины и Кабановой, обращённые ими непосредственно друг к другу.

(Катерина не позволяет наговаривать на себя, грубый приказ – молчаливое повиновение, недовольное ворчание – уход от споров, недовольное молчание – погружение в мир своих тревог, любопытство –

ВЫВОД – Диалоги Катерины и Кабановой – не противоборство. В репликах Кабановой, обращённых непосредственно к Катерине, постоянно звучит скрытое опасение, страх того, что Катерина может оказаться неискренней. Опасения подтвердились. Но Кабанова повела себя не так, как того можно было ожидать.

Какой долгий монолог, насыщенный злорадным торжеством и проклятиями, она могла бы произнести в адрес тихой и прекрасной Катерины, если бы хотела всем доказать свою правоту. Мы же видим достаточно сдержанную реакцию Кабановой. Для неё это тоже удар.

Итак, образы Катерины и Кабановой соотнесены в пьесе по масштабу личности, по силе и глубине характера.

Образ Кабановой воплотил трагедию несостоявшейся жизни. Когда-то давно, когда она вошла в семью своего мужа, она, вероятно, пережила такую же трагедию, что и Катерина. Но Кабанова отказала себе в праве жить так, как требовала её душа. И тогда, когда овдовела – а вдовы на Руси всегда пользовались особым уважением окружающих и имели неограниченную власть над домашними, - уже не смогла восстановить этой части своей души, которую уничтожил сложившийся образ жизни, и стала точной копией людей, причинявших ей страдания. Она уже давно принесена в жертву и осталась одна.

В образе Кабановой возможный финал судьбы Катерины, который ожидал бы её, если бы она смирилась со своим положением и отказалась от права остаться самой собой.

Вывод: Автор показывает противостояние Катерины и Кабановой, не прибегая к непосредственному столкновению образов в жизненных ситуациях, не воспроизводя их открытую полемику.

Кабанова, конечно, сыграла свою роль в том, что произошло с Катериной, но назвать её главной виновницей её гибели нельзя.

Ни один из конкретных поступков Кабановой не может быть назван причиной, заставившей Катерину принять роковое решение. Кроме того, Кабанова сама переживает трагический крах и заслуживает в большей степени ни ненависти и обвинений, а понимания и сострадания.

Катерина и Борис.

История любви Катерины и Бориса положена в основу центральной сюжетно-конфликтной линии пьесы; она организует всё произведение. Драматург показывает только 2 сцены, в которых Катерина и Борис общаются друг с другом (сцена свидания, сцена прощания).

Анализ сюжетной линии:

Что пробудило в душах Катерины и Бориса любовь друг к другу?

Вывод. Борис даже не попытался, что-нибудь сделать, когда понял, что Катерина на краю гибели. Но он единственный человек, который смог подарить Катерине хоть какое-то счастье. Катерина никогда бы не посчитала бы Бориса виновным в своей смерти. Степень его вины такая же, как и степень вины других действующих лиц. Назвать его главным виновником гибели Катерины нельзя.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Ирина Дерунец,

учитель русского языка и литертуры

Трагедия Катерины Кабановой .

Обучающие: - знать содержание текста пьесы, законы жизни Замоскворечья, самодурство как национальное явление,роль религиозности в духовном мире человека ;

- уметь работать с текстом, составлять подробную характеристику Катерины.

Развивающая: - развитие устной речи, умений и навыков наблюдения, сопоставления и сравнения.

Воспитательная: - формирование представления о нравственных категориях, о месте человека в мире; постараться понять, почему Катерина решилась на самоубийство.

Проверка домашнего задания.

Какое впечатление произвела на вас пьеса? Что особенно запомнилось, почему?

Кто из героев заинтересовал, кто остался загадкой?

О чем говорят имена и фамилии персонажей?

О чем это произведение? Какие проблемы ставит в ней Островский?

Какая сцена является завязкой ?

Почему Катерина полюбила Бориса?

Характеристика Катерины.

На протяжении всей пьесы Катерина непосредственно общается только с 4- мя персонажами – с Кабановой, с Тихоном, с Варварой, Борисом.

- Какую роль сыграл каждый персонаж в судьбе Катерины?

Вопросы для обсуждения:

В семье Кабановых

Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой)

Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие

Вывод. Для Катерины главное — жить согласно своей душе

Вывод. Для Кабанихи главное — подчинить, не дать жить по-своему

Катерина и Кабанова.

- Как в пьесе выражено противостояние, противоборство образов Катерины и Кабановой?

- Можно ли считать Кабанову главной виновницей гибели Катерины?

Очевидно, что на событийном уровне эти женские образы не противоборствуют.

- Найдите в пьесе слова Катерины и Кабановой, обращённые ими непосредственно друг к другу.

ВЫВОД: Диалоги Катерины и Кабановой – не противоборство. В репликах Кабановой, обращённых непосредственно к Катерине, постоянно звучит скрытое опасение, страх того, что Катерина может оказаться неискренней. Опасения подтвердились. Но Кабанова повела себя не так, как того можно было ожидать.

Какой долгий монолог, насыщенный злорадным торжеством и проклятиями, она могла бы произнести в адрес тихой и прекрасной Катерины, если бы хотела всем доказать свою правоту. Мы же видим достаточно сдержанную реакцию Кабановой. Для неё это тоже удар.

Итак, образы Катерины и Кабановой соотнесены в пьесе по масштабу личности, по силе и глубине характера.

Образ Кабановой воплотил трагедию несостоявшейся жизни. Когда-то давно, когда она вошла в семью своего мужа, она, вероятно, пережила такую же трагедию, что и Катерина. Но Кабанова отказала себе в праве жить так, как требовала её душа. И тогда, когда овдовела – а вдовы на Руси всегда пользовались особым уважением окружающих и имели неограниченную власть над домашними, - уже не смогла восстановить этой части своей души, которую уничтожил сложившийся образ жизни, и стала точной копией людей, причинявших ей страдания. Она уже давно принесена в жертву и осталась одна.

В образе Кабановой возможный финал судьбы Катерины, который ожидал бы её, если бы она смирилась со своим положением и отказалась от права остаться самой собой.

Вывод: Автор показывает противостояние Катерины и Кабановой, не прибегая к непосредственному столкновению образов в жизненных ситуациях, не воспроизводя их открытую полемику.

Кабанова, конечно, сыграла свою роль в том, что произошло с Катериной, но назвать её главной виновницей её гибели нельзя.

Катерина и Борис.

История любви Катерины и Бориса положена в основу центральной сюжетно-конфликтной линии пьесы; она организует всё произведение. Драматург показывает только 2 сцены, в которых Катерина и Борис общаются друг с другом (сцена свидания, сцена прощания).

Анализ сюжетной линии:

Что пробудило в душах Катерины и Бориса любовь друг к другу?

Вывод. Борис даже не попытался, что-нибудь сделать, когда понял, что Катерина на краю гибели. Но он единственный человек, который смог подарить Катерине хоть какое-то счастье. Катерина никогда бы не посчитала бы Бориса виновным в своей смерти. Степень его вины такая же, как и степень вины других действующих лиц. Назвать его главным виновником гибели Катерины нельзя.

Оценка образа Катерины в русской критике.

Основные положения

Рассматривает драму как подтверждение зарождающихся в России революционных сил, что приводит к некоторой односторонности оценки

Оценка образа Катерины

Характеристику героини из пьесы Александра Николаевича Островского представим отдельно по каждому пункту.

Жизнь и детство Катерины в родительском доме

Истоки характеры Катерины Кабановой берут начало с отчего дома. С детства героиня была окружена лаской и заботой близких. Детство, проведенное в родительском гнезде, было счастливым временем для Катерины. Девушка занималась, тем, что было ей по душе.

Проснувшись утром, умывалась родниковой водой, слушала пение птиц, выполняла работу по дому. Будучи ребенком, посещала с матерью церковь. Там она погружалась в другой мир, полный гармонии и чистоты.

Катерина

Муж Катерины

Тихон – сын деспотичной, властной матери, без ведома которой он ни шагу ступить не может. Сын почтенно относится к своей матери, не замечая многочисленных необоснованных упреков в адрес своей жены.

Тихон и Катерина

Выходя замуж, Катерина надеялась на счастливую жизнь, на мужа, что будет для нее опорой. На самом деле оказалась героиня чужой для людей, с которыми живет под одной крышей.

В действительности, Тихон – маменькин сынок, ощущающий гнет Кабанихи, но ничего не предпринимающий для изменения ситуации.

Отношение Кабанихи к Екатерине

Свекровь изводила невестку постоянными упреками, руганью и скандалами. Самодурство, превратившееся в деспотизм – ключевая характеристика образа Кабановой. Судьба близких Марфы Игнатьевны подчинена домострою, в справедливость которого она свято верит. Кабаниха требует подчинения Катерины, не понимает сына, что не остепеняет жену.

Кабаниха

Суровая и властная, она корит Тихона, отравляет жизнь Катерины. Героиня не понимает доброты и ласки невестки, все, что она пытается от нее получить – это страх. Единственное чувство, которое должна испытывать молодая девушка – боязнь перед свекровью, мужем.

Жизнь в доме Кабанихи отравляет душу жены Тихона. Только Варвара становится подругой для Екатерины, отдушиной в доме, где все подчинено жестокости и брани.

История любви Катерины и Бориса

В письме, полученном от подруги, героиня получает некое предостережение по поводу Бориса. Однако знакомство с Борисом, племянником Дикого, позволяет Катерине отвлечься от проблем в семье, почувствовать себя любимой. Их встречи были короткими, мимолетными (случайно на бульваре, на церковной службе).

Борис и Катерина

И все-таки им удается встретиться во время отъезда Тихона из Калинина. Эта встреча не была последней, десять ночей влюбленные тайно встречались. Возвращение Тихона в город положило конец их свиданиям. Героиня не смогла выдержать разлуки с возлюбленным, душевных терзаний и рассказала о случившемся мужу и свекрови на глазах у всего города, совершив публичное покаяние.

Отношения с Борисом – это попытка обрести свободу, освободиться от гнета жестокого купеческого общества. Весь трагизм истории заключен в семье, в которую вступила героиня. Вся жизнь Катерины – борьба с ложью, к которой девушка не приучена, противостояние властолюбивой купчихе Кабанихи с ее деспотичным укладом жизни.

Екатерина Кабанова

Смерть Катерины

Гибель Катерины

После гибели Катерины, Тихон рыдает. Он обвиняет в ее кончине мать, не понимает или не хочет понимать и своей вины. Кабаниха пытается отстранить сына от жены, говоря, что плакать о ней грех. Смерть Катерины – освобождение ее души, ведь о такой жизни она и думать не хотела.

Отзывы и критика о Катерине и пьесе Островского

Н. А. Добролюбов отмечал, что «Катерина – новый характер, противостоящий крепостнической системе, самодурству. Другим лицом, негативно влияющим на жизнь простого человека, является Тихон. Своим бездействием он наносит ущерб, сравнимый с Кабановой.

Ниже представлена речевая характеристика, кратко описывающая образ главной героини.

Цитаты из

Катерина умерла во время грозы, ставшей кульминацией истории. Само название по-разному отражает отношение к этому явлению: Дикий боится грозы, Кулигин расценивает как живительную силу. Катерина рассказывает о своем грехе перед грозой Варваре, а признается в измене во время грозы. Трагический мир, изображенный Островским, соответствует драме, которая в нем совершается.

Читайте также: