Что такое художественные техники кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Художественные техники

на занятиях изобразительного искусства

в начальной школе

Грамотное систематичное, последовательное обучение и бережное по отношению к индивидуальности ребенка, способны возвести творчество детей в ранг высокого искусства. Данная работа является описанием самых первых шагов в обучении основам изобразительной грамоты и освоении художественных техник.

При работе с акварелью постоянно приходится иметь дело с водой. Чтобы лист, предназначенный для работы, не коробился, его следует предварительно увлажнить с обратной стороны и хорошенько закрепить. Необходимо также следить за тем, чтобы вода и кисти всегда были чистыми. В зависимости от выполняемой работы кисти могут быть толстые или тонкие, с плоским или закругленным концом, из куньего, колонкового или беличьего ворса.

Техника может быть самой разнообразной: мелкие, почти сливающиеся мазки, широкие мазки, положенные рядом, наложение одного слоя краски на другой для получения тональных переходов. Чтобы рисунок удался, необходимо, чтобы акварель выглядела свежо, а краски сохранили свою чистоту и прозрачность. Акварельными красками пишут на шероховатой бумаге. Зернистая поверхность бумаги нарушает плавность мазка, создавая тем самым эффект вибрации света.

Неизменным и, пожалуй, самым эффективным способом знакомства с данной техникой является работа по-сырому. Учащиеся с восторгом наблюдают за тем, как один цвет вливается в другой, как образуются новые цветовые оттенки. Пользоваться лучше основными цветами: желтым, красным, синим. Данная палитра поможет объяснить и правила смешения. Лучше, если это занятие проводится осенью, когда сама природа полыхает цветовым разнообразием. Очень интересные работы по-сырому получаются при изображении цветов и листьев.

В акварели используются несколько художественных приемов нанесения краски. Один из них - отмывка. Кисть хорошо пропитывается водой, и краска наносится на слегка смоченную бумагу. Этот способ обеспечивает наибольшую прозрачность цвета и максимальное смешение тонов. Краска, стекая с кисти, непредсказуемым образом смешивается с водой на бумаге.

Для примера приведем рисунок рыбки в аквариуме. В начале выбираем цвет будущей рыбки, кистью рисуем ее контур и заливаем его внутри. Затем заливаем фон вокруг рыбки (цвет воды получаем смешением голубой, фиолетовой и зеленой акварели). Завершаем работу прорисовкой деталей: водорослей, камешков, узора на рыбке.

Комбинирование акварели и туши позволяет создавать очень интересные рисунки. Техника удачно сочетает прозрачность и легкость акварели, размытость цветовых пятен с четкими, контрастными линиями пера или гелевой ручки. Наиболее интересными вариантами рисунков, выполненных в этой технике, могут быть пленэрные зарисовки: пейзажи, отдельные деревья, небольшие растения, мелкие животные и насекомые.

Гуашь, по сравнению с акварелью, более густая краска. Она непрозрачна и обладает большими кроющими возможностями.

У гуашевых красок существуют свои особые приемы, которые могут придать работе неповторимое своеобразие. Ей можно ровно покрывать поверхность, можно работать мазками, которые видоизменяются в зависимости от способа наложения, от размера и формы кисти. Кисти для гуаши используют более жесткие, круглые и плоские.

Работы гуашью необычайно красивые, яркие, доставляющие огромное удовольствие детям в процессе их создания. Возможность перекрытия одного цвета другим позволяет не только исправлять неудачные цветовые пятна, но и создавать интересные эффекты.

При первом знакомстве с гуашью отрабатываются приемы нанесения мазка и смешения цветов на палитре. В качестве объекта изображения можно взять птиц, животных с необычной окраской, букеты ярких цветов.

Одним из этапов изучения основ цветоведения и свойств гуашевых красок может быть работа с монохромными цветами. Для примера можно нарисовать гжельскую керамику, употребив два цвета: белый и синий.

Пастозность и перекрываемость гуаши можно использовать при рисовании на цветном фоне. Основой для рисунка могут служить плотная цветная бумага, цветной картон, обои. В данном случае следует учитывать цвет основного фона и продумать композицию так, чтобы не нарушать общую цветовую гармонию.

Сначала готовится фон – темно-серое небо. Затем рисуются черные силуэты деревьев.

И завершается работа изображением снега: сугробов на земле, на деревьях, падающего снега. В процессе работы над пейзажем дети начинают понимать, что даже такими ограниченными средствами можно добиться поразительного эффекта и создать гармоничную и богатую оттенками композицию

Искусство в жизни общества, как известно, играет значительную роль. Именно это обстоятельство побуждает педагогическую науку изучать его возможности в творческом становлении ребёнка-дошкольника. Свободное владение методами, приёмами, формами организации педагогического процесса формируется в том случае, если воспитатель подкован теоретически, если его практическая подготовка достигла качественного уровня.

В изобразительном искусстве техникой принято называть совокупность специальных изобразительных умений, навыков, способов и приёмов изображения, посредством которых отображаются предметы, объекты, явления окружающей действительности, создаётся художественный образ.

Техникой рисования , которой должны овладеть дети дошкольного возраста, можно считать комплекс изобразительных умений и навыков, с помощью которых ребёнок способен выразить своё отношение ко всему окружающему, отобразить свои впечатления, наблюдения в рисунке. Показатель владения техникой рисования при этом – способность ребёнка варьировать материалы и инструменты для создания выразительного образа.

Классическими принято называть техники, которые определены в соответствии с используемым материалом (гуашь, акварель, пастель, соус, сангина, уголь, карандаш, фломастер). Применимы техники в любой возрастной группе.

Гуашь . Гуашевая живопись – произведения, выполненные красками, в состав которых входят тонко растёртые пигменты с водно-клеевым связующим и с примесью белил. Сегодня в магазинах можно найти самые разные виды гуашевых красок – от пальчиковых до профессиональных. И каждая из них эффективна в работе с дошкольниками.

Пальчиковая гуашь имеет достаточно жирную основу, быстро смывается водой. Но из-за неоднородного смешения не всегда позволяет получить необходимые оттенки. Поэтому такие краски целесообразнее всего применять в композициях, требующих локальных цветов, и в рисунках, допускающих их фактурное смешение.

  1. Эксперименты с красками. Рисунок выполняется пальчиками, кулачками, ладошками, на которые нанесена пальчиковая гуашь. Самое важное: каждый отпечаток следует дорисовать до образа. Дети раннего возраста дорабатывают свои работы совместно с педагогом. При этом обязательно проговаривают все рисовальные движения. Для достижения выразительного образа применимы разнообразные подручные средства (ватные палочки, ватные диски, нитки, стеки, пластилин и др.)
  2. Декоративная композиция в технике витража. Пальчиковая гуашь наносится на лист бумаги белого или чёрного цвета отдельными пятнами, имеющими чёткие очертания; между пятнами должны быть просветы. Уже 3-х летние дети могут заполнять их маркером, подчёркивая форму сегментов декоративной композиции. В работе ребёнка раннего возраста такой витраж может быть беспредметным, абстрактным.
  3. Неживая природа. В данном случае предполагается создание пейзажа, отражающего, например, восход солнца, закат, небо, озарённое солнечными лучами или расцвеченное плывущими по небу облаками или нависшими грозовыми тучами и т.д. пальчиковые краски наносятся крупными мазками, перекрывая друг друга.
  4. Орнамент. Пальчиковые краски наносятся с помощью краски или пальчиков ритмично, образуя определённый орнамент геометрического или растительного характера. Основная задача – учить детей составлять из одинаковых узоров целостные орнаментальные композиции.
  5. Классические гуашевые краски обладают большим спектром выразительных возможностей: позволяют получать огромное количество оттенков, перекрывать одни цветовые пятна другими. Лучше всего пользоваться такими наборами гуашевых красок, в которые входят чистые, локальные цвета. На сегодняшний день применимо множество неклассических техник, выполняемых гуашью в качестве основного материала, а также дополнительного. Каждая из этих техник по-своему раскрывает возможности гуашевых красок, углубляя представление детей о многообразии способов работы с ними.
  6. Акварель - краски, полученные на основе растительного клея и разводимые водой. Отсюда и название живописи. В акварельной живописи выделяются специфические приёмы – размывка, отмывка, вливание и затеки, создающие эффект воздуха, движения, живописи и натурализма в изображении. Для работы с дошкольниками подойдёт как классическая, так и медовая акварель. В медовой акварели довольно часты неестественные оттенки. Они, во-первых при смешивании дают грязь, во-вторых, не способствуют формированию навыка получать разнообразные оттенки, поскольку красочный слой имеет слегка матовый оттенок. Работая с акварелью, дети часто допускают одну ошибку – набирают очень много краски. От этого рисунок получается не прозрачным, не воздушным. А это нарушает основной принцип акварельной живописи. Рисование акварелью – сложный и трудоёмкий процесс. Ведь в ходе работы следует уделять внимание не только подбору цветов и оттенков для раскрытия образа, но и в манере нанесения краски – её кладут, так, чтобы просвечивала бумага. Вот почему, чтобы добиться эффекта прозрачности, так важно научить детей регулировать плотность красочного слоя.

Приём вертикального вливания цвета в цвет позволяет получить разнообразные изображения, имеющие вертикально доминирующую композицию.

Приём центрического вливания цвета в цвет позволяет получить центрально-лучевую композицию с чётко обозначенным центром в изображении.

Приём наложения цвета в цвет . Параллельно с приёмом вливания цвета в цвет детей знакомят с приёмом наложения. Чтобы научить данному приёму, необходим показ, желательно в игровой форме. Работа акварелью требует виртуозного владения рисунком. Ведь маленький художник должен почувствовать цвет, уметь видеть его, получать нужные оттенки путём смешивания.

Применение неклассической акварели сопряжено с нетрадиционным для детей материалом.

Цветная фантазия требует совмещения нескольких материалов. Основной – акварель. Её дополняют пищевые красители. С их помощью наглядно демонстрируются прием центрического вливания цвета в цвет для получения множества оттенков.

Волшебная плёнка. Прелесть данной техники: получаемое изображение при соответствующей доработке кисточкой может представлять законченную работу или послужить фоном для любой другой работы, например, с природным, бросовым материалом, бумагой, тканями и др.

Мы рассмотрели только несколько техник, которые легко усваивают даже дети раннего возраста.

Овладение техникой должно быть, с одной стороны, целенаправленным, т.е. дети должны иметь чёткие представления о выразительных возможностях той или иной техники. С другой - обучение не следует превращать в систему инструкций и установок. Обучение художественным техника предполагает наличие двух компонентов: целенаправленности и элемента спонтанности, творческой непредсказуемости. Задача педагога – стимулировать интерес, предлагать технику сначала экспериментально. Только после этого при создании образа следует знакомит с вариантами конкретной техники.

Само по себе новообразование не возникает. Необходимы условия. Речь идёт об активной деятельности взрослого. Именно он обеспечивает многосторонний процесс обучения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Художественное воспитание в семье ( выступление на МО воспитателей детского сада)

Выступление предназначено как для воспитателей, так и для родителей. Раскрывалась тема художественного воспитания в семье с ранних лет жизни на простых и доступных материалах.


В соответствии с ФГОС проводятся беседы и практикумы для воспитателей об огранизации рабочего места ребёнка по художественно-эстетическому и трудовому развитию с использованием различных материалов.


В данной разработке представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного опыта по сочинению сказок этического содержания.


Совместная художественная деятельность детей старшего дошкольного возраста и воспитателей

Статья и презентация об организации совместной художественной деятельности детей и воспитателей.


Совместная художественная деятельность детей старшего дошкольного возраста и воспитателей


Занятие по рисованию, дети учатся рисовать ложечку .


Цель: обогащение представлений детей о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, через приобщение к народном.

131393325_130748263_3906024_123590157_5633177_0_bc4bf_30918a2b_S (148x150, 28Kb)


Сегодня многие картины действительно выглядят, как живые. Искусство живописи развивалось в течение многих веков. В процессе этого развития появилось множество техник, которые делают картины настоящими произведениями искусства и оживляют изображение.

Масло. Масляная живопись

0_d3278_3a85f21d_L (500x92, 38Kb)

//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/49/276/49276173_1254221718_18.jpg


- это техника, в которой используются краски на масляной основе. Техника нанесения в масляной живописи – мазки. Это позволяет создавать многообразие оттенков и передавать образы с максимальным реализмом.


Темпера . Для этой техники используются краски-эмульсии. В качестве связующего вещества используется вода, яйцо, животный клей.



Эмаль. Такое название носит прозрачное покрытие, которым покрывают изображения. Эмаль использовалась при росписи предметов быта – посуды, домашней утвари.

Гуашь. Данная техника широко применяется в графике. Гуашь - это краска на клеевой основе. Может использоваться для работы на бумаге, картоне, шелке, кости. Линии получаются четкими, изображение долговечно.

Пастель. Техника рисования специальными сухими карандашами. Поверхность при этом должна быть шероховатой.
Японская живопись тушью - Суйбокуга или суми-э

Клеевая живопись. Техника использовалась для росписи саркофагов, и религиозных сооружений. В ее основе тяжелые краски на клеевой основе. Их наносили ровными, широкими мазками. За счет клеевой основы поверхность приобретала глянцевый блеск.

Акварель. Живопись акварельными красками, которые обычно разводят водой. При использовании техники получается тонкий и мягкий красочный слой.

Сухая кисть. Техника появилась сравнительно недавно, в 20 веке. Суть ее в том, что на бумагу наносят масляную краску, а потом растирают ее сухой кистью.

https://masterkrasok.ru/upload/content/142/1440426109.jpg


Разнообразие техник в живописи позволяет получать неординарные визуальные эффекты. Именно это делает искусство столь завораживающим и разноплановым.

Чуть подробней о технике

a la prima

0_d3278_3a85f21d_L (500x92, 38Kb)

алла прима (техника по-сырому,в один присест)

Это написание всей картины до полного высыхания красок

Этим она отличается от многослойной техники,которая считается классической,

при которой краски наносятся на холст слоями,один на другой,причем,следующий слой наносится уже после полного высыхания предыдущего.

Чем хороша техника алла прима? - Картину написать можно очень быстро,передав мимолётные чувства - эмоции.

Импрессионисты использовали эту технику по принципу "здесь и сейчас"

Daniel_F.Gerhartz_4_18 (522x700, 474Kb)

Алла прима позволила выйти за пределы мастерской и работать на свежем воздухе(плэнер)

На плэнерах,как вы знаете, пишут пейзажи

В этой технике писали не только импрессионисты ,но и :

Фрагонар,Веласкес,Франц Халс,Э.Делакруа,

часто в этой технике делают наброски- эскизы.

Алла прима показала,что живописи доступна передача внутреннего мира,чувств и переживаний автора.

Смешанная техника


0_d3278_3a85f21d_L (500x92, 38Kb)

методика подразумевает использование нескольких технологий в изобразительном искусстве,открывает огромные возможности для творчества,

48000-500x375 (700x525, 301Kb)

пропись первого слоя монохромными цветами;о

Т е,написание одной картины,используя несколько разных техник ,о которых сказано выше.

https://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/f/0/f/130422193200.jpg

Например ,маслом и акрилом рисуют на плэнерах- эффект необычный.

Акварель и гуашь даёт прекрасный эффект.нежности и насыщенности Сочетать и применять на одном холсте можно несколько разных техник.

варианты смешанных техник:

восковые мелки и акварель,

акварель и пастель ,

акварель и тушь,

http://www.pribaikal.ru/fileadmin/Images/Pribaikalye/Irkutsk/Art/2010/Kunc-Paint/kunc-0074.jpg

акварель и карандаш,гелиевая ручка,

но можно использовать не только краски,но и другие материалы

https://st2.depositphotos.com/2431383/11241/i/950/depositphotos_112418164-stock-photo-apple-blossoms-oil-painting-and.jpg

Наибольшее распространение получили, и больше всего находят применение до сих пор, методы сочетания разных традиционных техник в графике.

Достаточно часто живописцем используются такие приёмы, когда помимо основного материала, темперы, масляной или акриловой краски, во время работы над произведением, для достижения требуемых эффектов, выразительности, он употребляет в качестве дополнительных — иные пигментные материалы

Цветы для Нефертити

Цветы для Нефертити

Оргалит, темпера, гуашь, лак, 2007

(сам создаёт их на разной основе); также в поверхность произведения включаются различные, органично вписывающиеся или создающие требуемый диссонанс, нехарактерные в привычном понимании материалы:

деревянные объекты (обиходные или разработанные и созданные самим художником), фрагменты материи, кожи, детали различных приборов и механизмов.

Нефертити. Оргалит, темпера, гуашь

Нефертити. Оргалит, темпера, гуашь

В изобразительном искусстве возможности смешанной техники, как концептуального приёма, существенно расширяет арсенал декоративных, выразительных, но и содержательных особенностей, импровизации и достижения эффектов, недоступных при иных методических и формальных обстоятельствах.

Цель: изучить техники рисования.

познакомить учащихся с различными техниками рисования.

- развивать творческие навыки;

- Воспитывать интерес и наблюдательность к окружающему миру.

Материалы и инструменты для педагога:

План-конспект занятия, образецы, презентация.

1. Организационный этап (минута)

Мотивация деятельности учащихся (минуты)

3. Актуализация прежних знаний. (минута)

4. Усвоение новых знаний и умений (мин)

5. Закрепление. Выполнение задания. (минут)

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (минут)

I. Подготовка к усвоению новых знаний.

Традиционные техники рисования :

В изобразительном искусстве под техникой (от греч. technike – искусная и techne – искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. К традиционным техникам рисования относятся живопись, классический рисунок, рисование акварелью и гуашью. Такие занятия предполагают достаточно продолжительный курс, в рамках которого будут изучаться теоретические и практические основы рисования в той или иной технике.

o Карандаш. Графитный карандаш – самый доступный художественный инструмент, отлично подходящий для новичков. Он может использоваться как для рисования несложных набросков, так и для выполнения завершенных работ.

o Уголь. Очень мягкий материал, изготавливающийся из обожженных веток или прессованного угольного порошка с растительным клеем. Техника рисования углем весьма разнообразна – в зависимости от наклона угольной палочки или стержня к поверхности бумаги можно проводить как четкие тонкие линии, так и покрывать сразу большие площади. Рисунки, выполненные углем, нуждаются в закреплении специальным фиксатором.

o Пастель. Этот материал представляет собой мягкие сухие мелки различных цветов. Пастели присуща мягкость и чистота красок, а также красивая матовая фактура. Пастельные рисунки можно выполнять штрихами в один слой или в несколько слоев с растушевкой.

o Акварель. В акварели одновременно сочетаются особенности графики (существенная роль бумаги в формировании изображения) и живописи (построение формы цветом, богатый тон). Существует несколько техник рисования акварелью – по сухому и по сырому. В первом случае используется сухая бумага, и каждый слой краски просушивается перед нанесением следующего, а во втором – бумага смачивается пред началом работы.

Нетрадиционные техники рисования :

o Граттаж. Рисунок в технике граттажа выполняется посредством процарапывания острым инструментом бумаги, которая залита тушью. Белые процарапанные линии явно контрастируют с черным фоном, что придает рисункам некоторое сходство с линогравюрой и ксилографией.

o Водяная печать. Эту технику рисования подробно проработала художница Линда Маркус. Для выполнения рисунка разбавленная скипидаром масляная краска заливается в воду комнатной температуры, а затем на поверхность воды на короткое время опускается лист бумаги. Получившееся изображение можно доработать, используя акварель или золотую краску. Лучше всего водяная печать подходит для создания оригинальных пейзажей.

o Ниткография. Рисунок при помощи нитки с тушью.

o Смешанная техника акварель + мыло.

o Акварель + воск.

-лист плотной бумаги

- восковые мелки или свечка

-емкость для воды

1) Делаем набросок

2) Нужные элементы обводим мелками или свечкой. Так как они оставляют след на поверхности бумаги в виде штриха. Близко расположенные штрихи образуют пятно.

3) После чего выбираем нам нужный цвет, если мы использовали цветные мелки, то лучше взять краску контрастного цвета.

Основное свойство воска- отталкивать воду. На этом свойстве и основан метод работы в этой технике.

II. Закрепление полученных знаний.

1. К традиционным техникам рисования относятся?

2. Дать определение не традиционной техники?

3. Назовите несколько не традиционных техник рисования.

4. В чём заключаемся особенность смешанной техники акварель + воск?






Консультация для родителей по организации совместной деятельности. Нетрадиционные техники рисования Совместная деятельность (в психологии развития) — деятельность, осуществляемая двумя или более участниками, каждый из которых выполняет.

Читайте также: