Познавательная деятельность в школе

Обновлено: 05.07.2024

Актуальность обусловлена тем, что поиски путей активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать способности. Особенно это важно на начальном этапе обучения, где должны претерпеть изменения средства, методы обучения детей. Организуя весь процесс обучения, учитель должен активно и умело работать так, чтобы, с одной стороны, обогащать детей знаниями, а с другой – способствовать росту познавательной деятельности школьников.

В целом значимость темы курсовой работы обоснована тем, что педагогическая наука в наши дни указывает на то, что положительных результатов в преподавательской деятельности возможно достичь только в том случае, когда педагог владеет умением развивать и поддерживать познавательные способности обучающихся.

Проблему организации познавательной деятельности младших школьников рассматривали в своих работах Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, И.Ф. Харламов, Г.А. Цукерман, Г.И. Щукина. Они указывали, что период младшего школьного возраста наиболее благоприятен для формирования познавательной деятельности. В это время формируется творческая личность, способная принимать ответственные решения в нестандартных жизненных ситуациях, что является признаком высокого уровня познавательной деятельности.

Объект исследования: младшие школьники.

Предмет исследования: процесс организации познавательной деятельности младших школьников.

Цель исследования: изучить организацию познавательной деятельности младших школьников.

– раскрыть понятие познавательная деятельность в психолого-педагогической литературе;

– рассмотреть методы организации познавательной деятельности младших школьников;

– провести эмпирическое исследование организации познавательной деятельности младших школьников.

Методы исследования: в работе использовались теоретические (анализ, обобщение, систематизация) и эмпирические (опрос, тестирование, качественный и количественный анализ данных).

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и материалы исследования могут быть использованы учителями начальной школы.

Структура работы. Работа состоит из введения двух глав, заключения, списка использованной литературы.

1 Теоретические основы организация познавательной деятельности младших школьников

1.1 Понятие познавательная деятельность в психолого-педагогической литературе

По мнению В.С. Ильина, в основе развития познавательной деятельность лежит преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент [3] .

Т.И. Зубкова трактует познавательную деятельность как естественное стремление человека к познанию, характеристика деятельности, её интенсивность и интегральное личностное образование [5] .

Познавательную деятельность Д.А. Маловичко определяет единством четырех её составляющих: мотивационной, содержательно-операционной, эмоционально-волевой, личностной [7] .

Г. И. Щукина выделила три вида познавательной деятельности:

1. Ситуативный – эпизодическое переживание.

2. Устойчивый, активный интерес – эмоционально-познавательное отношение к предмету, объектам или определенной деятельности.

3. Личностный интерес – направленность личности [8] .

Проблема развития познавательной деятельность младших школьников – одна из актуальных проблем, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребёнка. Становление познавательной деятельности в младшем школьном возрасте положительно влияет на развитие личности. В силу этого, необходима, на наш взгляд, целенаправленная педагогическая деятельность по формированию познавательной деятельности младших школьников.

Основой развития познавательной деятельности младших школьников служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной деятельности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта [9] .

Согласно точке зрения А.Н. Леонтьева, познавательная деятельность побуждается потребностью младшего школьника, т.е. состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. На различных возрастных ступенях оперативно меняются виды и характер деятельности. Познавательная деятельности – это форма проявления потребностей, выраженная в стремлении познавать [10] .

И.С. Морозова и И.С. Штепина выделяют наиболее специфические компоненты, отражающие непосредственно процесс развития познавательной активности младших школьников: когнитивный, эмоциональный, деятельностный [11] .

Несмотря на основополагающее значение данного понятия для проектирования психологического образа ученика начальных классов, среди представителей отечественной науки нет однозначного мнения о том, что следует считать основным психологическим новообразованием младшего школьного возраста. Так, некоторые ученые обозначали ведущую роль теоретического мышления и рефлексии, появление контроля над учебной деятельностью, произвольность и осознанность познавательных процессов и поведения, тогда как другие выделяли возникновение у детей этого возраста способности к диалогу, появление функций самооценки и оценивания собственной деятельности. Каждый из этих компонентов следует рассматривать системно в контексте познавательной деятельности ребенка и как результат образовательного процесса, включающего в себя элементы обучения и воспитания. Являясь видом общей активности, познавательная деятельность, характеризует свойства личности, выражающие состояние ученика именно в учебно-познавательной деятельности, которое мобилизует его внутренние силы, направленные на свое саморазвитие и самосовершенствование.

Принято выделять внутреннюю и внешнюю составляющие познавательной деятельности. Внутренняя составляющая включает в себя собственно комбинацию морально-волевых качеств, стремление и потребность к обучению, целеустремленность и саморазвитие.

Состояние внутренней познавательной деятельности в младшем школьном возрасте напрямую зависит от организации процесса обучения, присутствие в нем разнообразных форм работы, стимулирующих активизацию данных качеств. Внешняя составляющая проявляется через признаки внутреннего, так у младшего школьника можно отметить появление таких качеств как сосредоточенность, инициатива, самостоятельность, формирование личных суждений об объекте, увлеченность в поиске новых знаний и способность самостоятельно организовать этот поиск.

В качестве основных компонентов познавательной деятельности выступают: мотив, познавательный интерес, познавательная потребность. Рассмотрим данные компоненты более подробно.

Не менее важными компонентами познавательной деятельности являются мотивация и мотив. Являясь процессом изменения личностных состояний, мотивация основывается на мотивах, которые представляют собой отношения школьника к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. В роли мотивов могут выступать личностные установки и ценности ребенка, его интересы и стремления. Все мотивы можно разделить на две категории: смыслообразующие (мотивы, побуждающие деятельность и придающие ей личностный смысл) и мотивы – стимулы (мотивы, выполняющие роль побудительных факторов).

Познавательный интерес – это основной или смыслообразующий мотив, который представляет собой побуждение к деятельности, выражающееся в познавательной активности и направленной на удовлетворение познавательной потребности. Большая роль в формировании познавательного интереса принадлежит учителю, чья задача помочь ученику осознать значимость и необходимость познавательной деятельности, сделать так, чтобы она приобрела для него личностный смысл.

Таким образом, познавательная деятельность – это способность, которую трудно развивать и невозможно скрыть. Простым наблюдением за деятельностью ребёнка можно установить, насколько он активен и стремится ли к новым знаниям. Присутствие своё познавательная активность дошкольников показывает следующими фактами. На основании проведенного анализа, мы определяем познавательную деятельность младшего школьника как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения.

1.2 Методы, приемы организации познавательной деятельности младших школьников

Организация познавательной деятельности младших школьников – одна из важнейших задач, стоящих перед учителями-практиками. Это обусловлено тем, что познавательный интерес младших школьников является основным фактором, влияющим на успешность и продуктивность обучения младших школьников. Учебная деятельность – ведущая для младших школьников. Для того, чтобы она была успешной, нужно создавать познавательную деятельность, эмоциональный интерес. Поиск эффективных методов активизации познавательной деятельности учащихся является одной из важнейших проблем современной педагогики и психологии.

Метод проблемного обучения разработан философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи в начале двадцатого столетия. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Основано проблемное обучение, на закономерностях творческого усвоения знаний, а также на научном поиске их. Обучение протекает в виде разрешения проблемной ситуации или ситуаций, создаваемых в процессе обучения специально. Проблемная ситуация – это затруднение, оно осознано и порождается несоответствием между знаниями уже имеющимися и теми, которые нужны для решения предоставленной задачи [12] .

Для активизации познавательной деятельности младших школьников также может использоваться проектно-исследовательский метод, который не только повысит интерес и познавательную мотивацию, но и создаст оптимальные условия для формирования познавательных УУД. С этой целью необходимо поставить младшего школьника в такие условия, при которых он самостоятельно откроет для себя известное в науке. Формирование навыков исследовательской деятельности, конечным продуктом которой становится рождение нового знания, новой идеи, закладывается уже в начальной школе.

1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательными).

3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

4. Четвёртая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение к теме (пословицы, выражения).

5. Пятая строка – синоним темы [13] .

Учебная деятельность является ведущей для младшего школьного возраста, однако резкий переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном детстве, невозможен. Игре младшие школьники по-прежнему уделяют много времени. Этот факт обязательно должен использоваться педагогом для развития познавательной деятельности. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности. Дидактические игры являются не только игровым методом и формой обучения детей, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего развития детей. Применение дидактических игр способствует не только повышению интереса к учению, но и повышает качество самого обучения и прочность полученных знаний. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – помочь, серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым правилам и действиям, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других – иные: классические игры, развивающие игры, логико-математические, сюжетно-дидактические, обучающие [14] .

Среди приемов и методов руководства дидактическими играми можно выделить: привлечение внимания к игре (загадки, считалки, сюрпризы и т.д.); краткость и ясность речи учителя; активное участие педагога в игре (отмечает удачные решения, поддерживает, подбадривает, уточняет, напоминает); коммуникативная направленность.

Поддержать интерес ребёнка к учебе помогут яркие наглядные пособия, включение в процесс обучения игры. Дидактические игры кратковременны (10-20 минут), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Применение дидактических игр, возможно на любом этапе урока в качестве основного, разминочного или закрепляющего материала, они могут быть частично изменены и дополнены в зависимости от конкретных дидактических целей и задач, поставленных учителем и общего уровня подготовленности класс. В младшем школьном возрасте можно использовать дидактическую игру как средство организации познавательной деятельности детей. Элементы дидактической игры в процессе обучения вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают их активность. Младшие школьники с большим интересом выполняют те задания, которые носят игровой характер. Игровая деятельность способствует формированию всех сторон психической жизни детей, их самостоятельности в постановке задач и выборе способов действия.

Существует большое количество общих приемов развития познавательной активности. С целью развития познавательной активности обучающихся И. Ф. Харламов считает целесообразным применение следующих приемов:

– побуждение учащихся к анализу приводимых примеров и фактов и самостоятельному формированию теоретических выводов, правил, понятий,

– выделение учащимися важнейших положений и вопросов, а также осмысление их логической последовательности в содержании излагаемого материала,

– постановка задач по сравнению с изучаемыми фактами и примерами и выделение в них существенных признаков, позволяющих делать теоретические обобщения,

– умение учителя насыщать изложение ярким фактическим материалом, интересными деталями, меткими афоризмами и замечаниями, которые придают обучению увлекательный характер,

– использование наглядных и технических средств обучения [16] .

Формируя и развивая познавательную деятельности младших школьников, следует помнить, что данное личностное образование имеет уровни своего развития. Одни ученики проявляют высокий уровень познавательной активности, другие низкий, а некоторые могут совсем не проявлять активности. В связи с этим педагогу следует организовывать индивидуальный подход в обучении. Индивидуальный подход – один из важнейших принципов педагогики, в соответствии с которым в учебно-воспитательной работе учитываются особенности каждого ученика. Без принципа учета индивидуальных особенностей, педагогическое воздействие не оказывает должного влияния. При неосуществлении этого принципа и более способные ученики задерживаются в развитии. Слабые же ученики – дети риска, в таком случае оказываются особо уязвимыми.

Выводы по 1 главе

2 Эмпирическое исследование организации познавательной деятельности младших школьников

2.1 Выявление уровня познавательной деятельности младших школьников

Для реализации цели и задач исследования нами был проведен констатирующий этап эксперимента, целью которого было выявить уровень развития познавательной деятельности у младших школьников.

Цель исследования: изучить уровень сформированности познавательной деятельности младших школьников.

1. Определить уровень сформированности познавательной деятельности у младших школьников.

2. Проанализировать полученные результаты.

3. Подобрать рекомендации педагогам для формирования познавательной деятельности в начальной школе.

В исследовании принимали участие учащиеся 3 класса, в количестве 25 человек.

Н.Ф. Талызина делит познавательную деятельность на общую и специфическую. Общие виды познавательной деятельности потому и называются общими, что они используются при работе в разных областях, с разными знаниями. К их числу относятся, например, умение планировать свою деятельность, умение контролировать ее выполнение. К общим относятся и все приемы логического мышления (сравнение, подведение под понятие, выведение следствий, приемы доказательства, классификации и др.). Они независимы от конкретного материала, хотя всегда выполняются с использованием каких-то предметных (специфических) знаний. К специфическим видам познавательной деятельности относятся такие, которые используются только в данной области знания.

1. Нравится ли тебе выполнять творческие задания? а) да; б) иногда; в) нет.

2. Что тебе нравится, когда задан вопрос на сообразительность? а) помучиться, но самому найти ответ; б) когда как; в) получить готовый ответ от других.

3. Много ли ты читаешь дополнительной литературы? а) постоянно много; б) иногда много, иногда ничего не читаю; в) читаю мало.

4. Что ты делаешь, если при изучении какой - то темы у тебя возникли вопросы? а) всегда нахожу на них ответ; б) иногда нахожу на них ответ; в) не обращаю на них внимания.

5. Что ты делаешь, когда узнаешь на уроке что-то новое? а) стремишься с кем-нибудь поделиться (с близкими, друзьями); б) иногда тебе хочется поделиться этим с кем-нибудь; в) ты не станешь об этом рассказывать.

Для определения уровня сформированности познавательной деятельности мы опирались на следующие критерии:

Цель методики: выявление уровня развития логического мышления.

Испытуемым предъявляют ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется. Числовые ряды представлены в приложении 2.

Следовательно, мы выбрали данные методики, так как их можно проводить c детьми младшего школьного возраста; при анализе данных можно рассматривать интерес к предмету как составляющую часть учебной мотивации, характеризующуюся интересом, потребностью в самоуважении или потребностью в самореализации; они раскрывают основные критерии, характеризующие познавательную активность; они просты в проведении и обработке данных.

Перейдем к рассмотрению результатов эмпирического исследования.


1. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. - М. : Высшая школа, 1981. - 240 с.

2. Дрозина В.В. Теория и практика формирования и развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы : дис. … д-ра пед. наук. – М., 2002. – 495 с.

4. Землянская Е.Н. Учебные проекты в развивающем образовании : методическое пособие. - М. : МПГУ, 2017. – 75 с.

5. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М. : АСТ; Прайм-Еврознак; СПб., 2008. – 777 с.

6. Лагунова М.В., Юрченко Т.В. Управление познавательной деятельностью студентов в информационно-образовательной среде вуза : монография / Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т. – Н. Новгород : ННГАСУ, 2011. – 167 с.

8. Лушникова О.Ю. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов колледжа в процессе общеобразовательной подготовки : дис. . канд. пед. наук.  Магнитогорск, 2010. – 164 с.

9. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Национальный книжный центр, 2015. – 288 с.

11. Сластёнин В.А. и др. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. — 3-е изд. — М. : Школа-Пресс, 2000. – 512 с.

12. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста : учебно-методическое пособие. — Балашов : Николаев, 2004. — 68 с.

13. Фиалко А.И. Моделирование педагогического сопровождения активизации познавательной деятельности обучающихся // Непрерывное образование [СПб]. - 2015. - № 1 (11). – С. 16-20.

14. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М. : Просвещение, 1979. - 160 с.

В психолого-педагогических источниках можно встретить большое количество работ по учебной и познавательной деятельности. Так, например, огромный вклад в теорию учебной и познавательной деятельности внесли Ананьев Б.Г., Белкин E.JI., Дрозина В.В., Коротаева Е.В., Леонтьев А.Н., Талызина Н.Ф., Лурия А.Р., Щукина Г.И., Эльконин Б.Д. и другие отечественные и зарубежные исследователи.

Методология познавательной деятельности - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Она у́же теории познания, поскольку ограничивается исследованием форм и методов познания. В отличие от познавательной деятельности, теория познания изучает проблемы природы познания, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, возможности и границы познания, критерии его истинности [10]. Однако познавательная деятельность шире гносеологии, поскольку она занимается не только методами познания, но и особенностями процесса познания, которые осуществляются в разных формах и сферах деятельности.

Психолог Петровский А.В. считает, что познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, а затем может произойти переход к мышлению [5, с. 315].

В трудах Леонтьева А.Н. познавательная деятельность определяется как совокупность информационных процессов и мотивации, как направленная, избирательная активность поисково-исследовательских процессов, лежащих в основе приобретения и переработки информации [7].

Под познавательной деятельностью Дрозина В.В. понимает свойство личности, характеризуемое: наличием познавательных потребностей и глубоко осмысленных мотивов познавательной деятельности; постоянным стремлением открыть какие-то новые для себя знания, способы действия [2].

С точки зрения Фадиной Г.В. познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь [12, с. 7].

По мнению Сластёнина В.А., познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности [11, с. 186].

В современных публикациях речь в основном идёт или об учебной деятельности, или учебно-познавательной, при этом не всегда есть чёткое понимание данных понятий. По этой причине мы провели сравнительный анализ и выявили сходства и отличия познавательной деятельности и учебной.

По мнению Андреева В.И., учебная деятельность – это организуемая педагогом в целях повышения эффективности деятельность учащихся, направленная на решение различного класса учебных задач, в результате которой они овладевают знаниями, умениями, навыками и развивают свои личностные качества [1, с. 29].

Педагог Землянская Е.Н. рассматривает как один из видов учебно-познавательной деятельности, сочетающей признаки учебной и познавательной, проектную деятельность ребенка [4].

  • система действий (умственных и практических);
  • процесс обучения, в котором происходит овладение на уровне воспроизведения или творчества системой знаний и способов деятельности;
  • форма существования учащихся как субъектов учения [8].

В структуру познавательной деятельности, как и учебной, включают уровни: чувственные - познание посредством зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания, и рациональные (логическая) - познание посредством мышления, языкового общения.

Любая деятельность – это целенаправленная, процессуальная структурированная активность. Она состоит из основных элементов: цели, предмета, средства, результата, структуры, которые представлены в таблице 1.

Сравнительная характеристика учебной и познавательной деятельности

Познание нового, неизвестного, установление связи неизвестного с известным, создание новых образов, понятий, объектов, применение новых, оригинальных приёмов и способов в деятельности. Необходимость решить практическую или интеллектуальную задачу

Передача заданного объёма ЗУН. Специально направленная деятельность на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач

Имеющаяся эмпирическая и теоретическая информация

Изменение самого подростка, его развитие. Выделенная совокупность необходимых знаний и умений пользоваться ими

Научное изучение предмета, явления методами различных наук

Технологизация учебного процесса

Знание о предмете, явлении и его свойствах. Создание образа реальности, понятий, учений, концепций, повышение уровня достоверности знания. Выход на новые горизонты познания и деятельности

ЗУН учебной дисциплины, предмета

· проверка гипотезы, вывод.

· контроль и самоконтроль,

оценка и самооценка [13]

· мотивы учебной деятельности.

· учебные действия и операции [7]

Субъектом познавательной деятельности является ученик, и поэтому в центре учения стоит его личность, сознание, отношения и к познаваемому миру, и к самому процессу познания, их соучастникам познавательной деятельности: к школьникам и учителям, организующим и направляющим его учение. В этом, по мнению Щукиной Г.И., и состоят отличительные особенности учения в школьные годы [14, с. 40-41].

Другой отличительной особенностью познавательной деятельности школьника является характер её протекания. Поскольку и цель, и содержание, и способы познавательной деятельности школьника заложены в программу, процесс учения, в который включается ученик, может протекать по-разному, с различным приложением сил, активности, самостоятельности субъекта (школьника). В одних случаях её процесс носит характер подражательный, репродуктивный, в других - поисковый, в иных - творческий. Именно характер протекания процесса деятельности и влияет на конечный её результат - на характер приобретаемых знаний, умений, навыков [14, с. 40-41].

В процессе познавательной деятельности человек воспринимает и осознает предметы и явления, уточняет представления о них, приводит их в соответствие с прежними представлениями, выделяет существенное в изучаемых предметах и устанавливает связь между ними [13].

Рассматривая познавательную деятельность как непрерывный процесс, Лагунова М.В. и Юрченко Т.В. выделяют этапы:

  • выделение познавательной цели, то есть умение найти цель в структуре учебной ситуации;
  • выбор и применение способов действия, приводящих к решению поставленной задачи;
  • контроль над ходом решения задачи и анализ полноты достижения цели [6].

Познавательная деятельность характеризуется целями и мотивами.

Целями могут быть: познание нового, неизвестного, установление связи неизвестного с известным, создание новых образов, понятий, объектов, применение новых, оригинальных приёмов и способов в деятельности, необходимость решить практическую или интеллектуальную задачу.

Мотивами познавательной деятельности могут являться разнообразные психические состояния, побуждающие человека получить информацию о внешнем мире и о самом себе. К таким побуждениям относится стремление исследователь окружающую среду, желание удовлетворить любопытство и любознательность, проявить пытливость, интерес и увлеченность, реализовать когнитивную установку.

Познавательная деятельность осуществляется через изучение, исследование, поэтому важным, на наш взгляд, является понимание, в чём именно проявляется исследовательское, познавательное поведение. Обухов А.С. приводит в своей работе по частоте упоминаний такие проявления, как:

  1. манипуляции с предметом (извлечь предмет, изучить содержимое, разобрать, проверить на прочность, применить не по назначению, спрятать);
  2. собрать, поймать (кого-то или что-то);
  3. преобразовать действительность (раскопать, соорудить);
  4. вкусовое и тактильное изучение (попробовать на вкус, потрогать);
  5. визуальное изучение (увидеть, понаблюдать, рассмотреть);
  6. перемещение в пространстве (залезть куда-то, попасть, уйти, сходить, переплыть);
  7. вопрошание (спросить другого, попросить объяснить);
  8. узнать реакцию другого (человека, животного);
  9. испытать чувства (подобные чьим-либо или особые) [9, с. 61-62].

В заключение заметим, что познание - это активное отражение и восприятие действительности в сознании человека, как путь, процесс получения знания. Знание - это продукт познания, результат активного взаимодействия субъекта и объекта. Это итог, результат познания как процесса. В свою очередь учебная деятельность у́же, нежели познавательная.

Назначение. Данная анкета предназначена для учителей основной общеобразовательной школы (лицея, гимназии). Она направлена на изучение познавательной деятельности у подростков. Вопросы делятся на 4 группы, каждая из которых соответствует следующим психолого-педагогическим условиям: 1) компетенция учителя, его стиль и методы работы (вопросы 1-13); 2) внутренние психологические установки (14-16); 3) использование материально-технических средств (вопросы 17-21); 4) личные познавательные интересы подростков (вопросы 22-27).

Бланк анкеты для учителя

Дата ___________ Пол (женский, мужской)____________________

Место работы (образовательная организация)_________________________________________

Возраст ______________ Педагогический стаж__________________

В каком году последний раз проходили повышение квалификации (получили диплом)______________ Преподаваемые предметы (дисциплины)_______________________

Вопросы/утверждения для учителей

Никогда – 0, всегда - 10

1. Как часто Вы ставите задачу развития познавательной деятельности?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Как часто Вы проводите просветительскую работу с родителями о роли семьи в повышении познавательной деятельности у подростков?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3. Как часто Вы применяете методы стимулирования познавательной деятельности в образовательном процессе?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4. Как часто Вы используете групповые методы работы на уроке?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5. Как часто Вы замечаете, что при групповой работе усвоение нового материала у подростков лучше?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6. Как часто Вы предпочитаете применять проблемное обучение?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7. Как часто Вы задаёте подросткам задания на поиск другого способа решения?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

8. Как часто Вы предлагаете подросткам какие-то необязательные задания, без последующего оценивания?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

9. Как часто Вы применяете на уроках метод нерешённых задач?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

10. Как часто Вы замечаете, что после дискуссии по теме подростки продолжают её обсуждать, приводя новые аргументы?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

11. Как часто Вы даёте подросткам чёткий алгоритм действий для самостоятельной деятельности?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

12. Как часто Вы даёте задания, при которых подростки самостоятельно ищут алгоритм действий для деятельности?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

13. Как часто Вы применяете на занятиях головоломки и игры, в которых нужно просчитывать дальнейшие ходы?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

14. Как часто Вы замечаете, что подросток боится, что у него ничего не получится?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

15. Как часто Вы считаете необходимым привлечь к данной проблеме психолога, если подросток, делая что-то не так, теряет спокойствие?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

16. Как часто Вы хвалите подростков за выполненную работу?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

17. Как часто, по вашему мнению, подростки с удовольствием посещают кружки, секции (спортивные, музыкальные и др. школы)?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

18. Как часто Вы замечаете, что подростки лучше усваивают новый материал с использованием компьютера, интерактивной доски и других средств ТСО?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

19. Как часто подростки спрашивают, кто изображён, когда видят кого-либо незнакомого на картине (фотографии, в фильме)?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

20. Как часто подростки смотрят документальные фильмы на уроках и дома?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

21. Как часто Вы задаёте задания подросткам, для выполнения которых им необходимо использовать дополнительные книги, журналы или другие технические средства получения информации?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

22. Как часто подростки рассматривают предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видели раньше?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

23. Как часто Вы замечали, что подростки любят исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

24. Как часто Вы замечаете, что подростки проявляют любопытство к механизмам, интересуются, что у них внутри и как они работают?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

25. Как часто подростки делятся с Вами своими творческими идеями (придумками, разработками)?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

26. Как часто подростки спрашивают Вас, если не знают правильного ответа или имеют какой-либо вопрос?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Обработка и интерпретация результатов: при обработке полученных данных нужно подсчитать средний процент, как часто у учителей бывает та или иная ситуация, оцениваемая от 0 до 100%.

Полученные данные можно представить в графиках по каждому психолого-педагогическому условию, где по оси Х - средний процент наличия условия (элемента), по оси Y – вопросы условия. Кроме того, возможно проведение соотношения данных по полу, возрасту, педагогическому стажу. Если исследование проходит в нескольких образовательных организациях, то соотношение можно сделать и по организациям.

Следует отметить, что предлагаемая анкета для учителя не является самодостаточной для изучения познавательной деятельности. Необходимы анкеты для подростков и их родителей, работу над которыми мы предполагаем продолжить в будущем.

Автор: Рубашкина Ольга Михайловна

Организация: МКОУ СОШ №7 п. Чограйский

Населенный пункт: Ставропольский край, Арзгирский район, п. Чограйский

Одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики - познавательная деятельность учащихся в учебное время в рамках введения ФГОС.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального образования является важнейшим механизмом реализации требований ФГОС к качеству образования в начальных классах. Система планируемых результатов отражает состав тех универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных умений, которыми овладевают школьники.

Познавательные универсальные учебные действия. Учащиеся научатся: -анализировать своё знание и незнание по изученному вопросу(теме, разделу) и использовать свои выводы для постановки соответствующей учебно-познавательной задачи;-осознавать учебно- познавательную (учебно-практическую) задачу, читать учебный текст (формулировку задания),слушая учителя или одноклассников ,извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её в материалах учебников, тетрадей с печатной основой;-использовать рисунки, рисунки-схемы, чертежи, планы, отражающие пространственное расположение предметов, отношения между ними или их частями для решения познавательных задач…

Активная познавательная деятельность является наиболее важным качеством современного человека, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Какие приемы и методы обучения учащихся на уроках необходимо применять, чтобы повысить активность на уроках?

Формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Одним из важнейших факторов развития интереса к учению является понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Перед тем как приступить к изучению какой-нибудь темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения. Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель. Чтобы активизировать познавательную деятельность детей, надо привнести элемент занимательности как в содержание, так и в форму работы.

В своей практике я использую различные приёмы активизации познавательной деятельности. На уроках я создаю ситуации, в которых учащиеся сами:

• Отстаивают своё мнение;

• Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;

• Задают вопросы друг другу и учителю;

• Анализируют ответы друг друга;

• Оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);

• Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;

• Самостоятельно выбирают разно -уровневые задания;

• Находят несколько вариантов решения проблемы;

• Нахождение "ошибкоопасных мест”. Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. Активизация познавательной деятельности учащихся очень часто проходит через игру. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду происходит, прежде всего, на уроке. Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы: дифференцированный подход к детям, индивидуальную работу на уроке, различный дидактический, иллюстрационный, раздаточный материал, технические средства обучения и другие. Принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес.

оригинальность замысла, сюжета. Структуры, что позволяет говорить о таких уроках как нетрадиционных, творческих, авторских. Можно зафиксировать около 120 разновидностей таких уроков. Каждый из этих уроков имеет ряд своих особенностей, но все они позволяют создать атмосфер доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний. На уроках познавательный интерес и познавательная деятельность учащихся развивается по смысловым блоком: занимательность, наглядность, игра, проблемное обучение, нестандартные уроки. Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом уроке организовываю так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

Учащиеся начальной школы – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Первостепенное значение для них имеют приемы активизации познавательной деятельности, индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющие создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Успешность обучения достигается не столько за счет облегчения заданий, сколько за счет формирования у детей желания и умения преодолевать трудности, создания атмосферы увлеченности и доброжелательности. Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Ребенок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании. Считанные секунды нужны мне для того, чтобы улыбнуться, ободряюще сказать доброе слово, а сколько прибавят они и уроку, и ребенку.

Различные приёмы активизации познавательной деятельности я использую в своей работе . Такими методами являются:

- Метод проблемного обучения. На уроках создаю проблемные ситуации, которые направляют деятельность учеников на максимальное овладение изучаемым материалом и повышают мотивацию.

- Метод алгоритмизированного обучения. Ребята самостоятельно составляют алгоритм решения проблемы.

- Метод эвристического обучения, основной целью которого является поиск и сопровождение способов и правил, по которым ученики приходят к открытию определённых законов. - Метод исследовательского обучения. Этот метод рассматривает правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения. Ребята выдвигают гипотезу и на основе проведенных наблюдений, анализа, решения познавательных задач, формируют вывод.

Использую методы, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников. Это:

- Метод дискуссий – добиваюсь, чтобы учащиеся могли свободно, не боясь высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение других.

- Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Это и карточки для закрепления и карточки с целью контроля, практические задания, тестовые задания и др.

- Метод проблемного изложения. При создании на уроках проблемных ситуаций, ребята выдвигают свои гипотезы решения данной проблемы. Этот метод способствует формированию приёмов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

В своей работе наряду с традиционными методами, я использую информационные технологии обучения. Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет : - сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования ИКТ;

- эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;

- индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;

- самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки у себя, корректировать свою деятельность, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;

- осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (проекты, разработка презентаций), развивая тем самым у школьников творческую активность.

Использование информационных технологий повышает мотивацию обучения, в частности, обучения математике. Активизация деятельности учащихся на уроке одно из основных направления совершенствования учебно - воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

Тормозит познавательную активность однообразная деятельность на уроке. Выполнение однотипных упражнений, конечно, способствует усвоению знаний, умений, навыков, но имеет и отрицательный эффект. Познавательная активность в этом случае высока лишь в момент ознакомления с новым, далее она постепенно снижается: пропадает интерес, рассеивается внимание, возрастает число ошибок. Таким образов, главной задачей учителя является такое построение образовательного процесса, при котором между всеми этапами учащиеся смогли бы установить тесные взаимосвязи и смогли бы увидеть конечный результат своего труда.

В соответствии с ФГОС в программе познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использования информации.

К познавательным УУД относятся следующие:

* осознавать познавательную задачу;

* читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей;

* понимать информацию, представленную в изобразительной, схематической, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;

* выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществлять для решения учебных задач операции анализ, синтез, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Итак, педагогу необходимо стараться максимально приблизить изучение программного материала к жизни, сделать процесс обучения более эмоциональным и интересным. Это позволит пробудить у учащихся младшего школьного возраста интерес к новому, желание познавать мир и, учитывая психологические особенности детей, помогать им лучше и легче усваивать учебный материал.

2.Интегрированные уроки в 1-4 классах. Вып.2 сост. Н.Ю. Кадашникова.-г. Волгоград: Учитель, 2008.-189с.

3.Повышение профессионального мастерства педагогов: из опыта работы МО учителей начальной школы авт. –сост. Н.Г. Пономаренко и др. –Волгоград: Учитель. 2009.-207с.

Проблемы активизации познавательной деятельности младших школьников сегодня становятся всё более актуальными. Этой теме посвящены многочисленные изучения в сфере педагогики и психологии. И это естественно, ведь обучение — это основная работа подростков, во время которой находят решение главные вопросы, установленные перед школой. Важно подготовить растущее поколение для жизни, динамично принимать участие в научно-техническом и общественном процессе. Активация познавательной деятельности школьников посредством применения дидактических игр выступает как условие успешности преподавания.

Познавательная деятельность младших школьников

Определение понятия

Познавательная деятельность является одной из основных форм жизни ребят, что содействует учёбе на основе заинтересованности. Поэтому немалую роль играет формирование познавательной сферы подростков.

Учащиеся начальных классов часто не могут обучаться для себя. Порой они учатся для оценки, иногда для похвалы, временами для подарков. Однако каждому из этих мотивов приходит конец. Следовательно, педагогу следует создавать учебную мотивацию, основанную на учебном внимании. Ребёнку должна быть по душе его деятельность.

 формирование познавательной деятельности младших школьников

Начальный школьный возраст — это наиболее значительный период детства. Высокая восприимчивость этого возрастного этапа определяет повышенные возможности многостороннего познавательного развития детей младшего школьного возраста.

Всестороннее развитие личности молодого поколения совершается вследствие его роли в жизни сообщества.

В познавательное развитие младшего школьника включено:

  1. Обучение.
  2. Труд.
  3. Игра.
  4. Спорт.
  5. Социальная деятельность.

Основные достижения детского возраста формируются ведущим характером учебной работы, что во многом устанавливает дальнейшие годы преподавания. К концу младшего школьного возраста ребята должны желать обучаться, иметь способность учиться и верить в собственные силы.

Развитие возможностей ребёнка

Особенности познавательной деятельности младшего школьного возраста представлены традиционной проблемой как современной, так и классической психологии и педагогики. Она была объектом пристального интереса многочисленных средних учебных заведений и течений науки.

Решения проблемы нашло своё отражение в разных преподавательских системах обучения, авторы которых основывались на результатах эмоциональных исследований в организации.

Развитие познавательной инициативности подростков представляется одной с главных трудностей сегодняшней психологии. Она выступает в качестве ключевого условия развития у учащихся при необходимости в познаниях, освоении навыков умственной работы, самодостаточности, обеспечения глубины и стабильности изменения знаний.

 познавательная деятельность школьника

Сегодня формирование научно-познавательной деятельности в начальной школе должно быть ориентировано на развитие инициативности личности как основного принципа индивидуального формирования.

Именно во время начального образования подставляются основы освоения умений и навыков, что в будущем станет главной характеристикой постоянного образования. Такая направленность очень важна. Недоработка классической концепции контроля и оценки знаний учащихся нередко противоречит мотивационной области образовательного движения.

  • учитель достаточно понимает и принимает во внимание уровни познавательной активности обучающихся;
  • педагог мыслит через концепцию способов и приёмов улучшения у ребят элементов логического мышления, инициативы, творчества, требуемых с целью формирования познавательной работы;
  • содержание учебных курсовых задач подразумевает интенсивное привлечение обучающихся в процесс их исполнения.

Сегодня обществу необходим индивид, который не только лишь употребляет знания, но и понимает, как их получить.

Современное обучение

Необычные условия современности требуют от человека обширного мышления. Особый вид заинтересованности — это интерес к знанию и учебной работе.

 развитие детей младшего школьного возраста

Во время этой деятельности тематика учебных предметов, необходимые методы и умения усваиваются обучающимся для получения образования.

Психологи и учителя исследуют учебную работу под различными углами, однако любой анализ рассматривается как элемент совокупной проблемы обучения и формирования.

На сегодняшний день вопрос заинтересованности всё больше изучается в контексте разных видов работы учащихся, что даёт возможность креативным учителям и педагогам благополучно формировать и совершенствовать круг интересов учеников, обогащая их индивидуальность.

Читайте также: