Реализация образовательных проектов в школе

Обновлено: 05.07.2024

Описание инновационного образовательного проекта

1. Наименование образовательной организации

Реализация инновационных образовательных проектов муниципальных общеобразовательных организаций в Московской области, направленных
на формирование развивающей и технологичной образовательной среды
в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов

Модель интеграции общего и дополнительного образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

  1. Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, интеграция общего и дополнительного образования, центр самоопределения, качество образования.
  2. Срок реализации проекта: 2018 - 2020 гг.
  3. Актуальность проблемы, основная идея проекта, обоснование его практической значимости для развития системы образования

В общеобразовательной школе имеет место выраженное противоречие: федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) определяет приоритетным творческое развитие личности ребенка и в тоже время - достижение обязательных планируемых результатов обучения.

Обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе, т.к. факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности. Перегрузка обучающихся - прямое следствие этой проблемы. Мы заметили эту тенденцию, и перешли к ранней специализации, ввели профильное обучение, но современный человек должен быть не только первоклассным специалистом, но и успешным гражданином, родителем, потребителем и т. д. Решение производственных, социальных и даже бытовых задач все больше требует системного, межпредметного подхода.

Профилизация образования выявила проблему выбора профиля обучения. Учеба идет хорошо, когда ребенок сам выбрал, чему он будет учиться. А если он ничего не выбрал? А не выбрал, потому что не видит практического применения знаний. Отсюда вытекает следующая проблема-оторванность знаний от жизни.

Необходимость использования проектного, интерактивного и других подходов к обучению, отмеченных в ФГОС, обозначило еще одну проблему-ограниченность временного ресурса для реализации проектных и исследовательских работ.

Решение отмеченных проблем возможно через интеграцию общеобразовательной школы и дополнительного образования школьников.

Основная идея проекта: создание единого образовательного пространства в условиях реализации ФГОС, определяющего развитие, личностное самоопределение обучающихся, повышение качества образования через реализацию интегративных программ общего и дополнительного образования.

Практическая значимость проекта определяется возможностями интегративной модели основного и дополнительного образования:

разработка дополнительных образовательных программ, содержание которых включает актуальную, инновационную информацию, сократит отставание содержания школьного образования от современных достижений в области науки и производства;

временной ресурс, который имеется в программах дополнительного образования детей, будет использован для реализации проектных и исследовательских работ;

интеграционная модель предполагает организацию образовательной деятельности на основе осознанного, свободного выбора деятельности обучающимися;

интеграционные программы, углубляющие базовые школьные курсы, включающие практикумы, лабораторные работы будут способствовать формированию компетенций обучающихся.

Цель -создать модель интеграции общего и дополнительного образования, тем самым расширить возможности для создания образовательной среды, обеспечивающей развитие личности обучающегося, его личностное самоопределение и самореализацию.

Модель интеграции общего и дополнительного образования, расширяющая возможности образовательной среды, обеспечивающая развитие личности обучающегося, его личностное самоопределение и самореализацию.

Разработка и эффективное функционирование системы педагогического обеспечения самоопределения обучающихся.

Динамика качества обученности обучающихся с 68% до 75% - на уровне начального образования, с 51% до 60% - на уровне общего образования, с 65% до 70% - на уровне среднего образования

Осознанное включение педагогов в инновационную профессиональную деятельность, выраженное в повышении активности педагогов в реализации своих профессиональных планов.

Статус стажировочной площадки по курсу командообразования.

Привлечение дополнительных финансовых ресурсов, обусловленных установлением сотрудничества с заинтересованными партнерами.

Повышение познавательной мотивации обучающихся, личностный рост всех участников образовательных отношений.

Положительная динамика показателей учебных достижений обучающихся.

Максимальное вовлечение детей в проектную и исследовательскую деятельность, научные и творческие объединения.

Формирование ключевых компетенций обучающихся.

Успешная социализация выпускников, адекватная профессиональная ориентация.

Повышение статуса школы, выраженного в количественных и качественных показателях позиционирования образовательной организации в профессиональных конкурсах различного уровня, конференциях, грантах, проектах, экспериментальных площадках и др.

Зеленая зона по итогам оценки рейтинга руководителей школ.

  1. Критерии и показатели оценки результативности и эффективности проекта

Организация образовательной деятельности

Доля детей, охваченных дополнительным образованием

Доля детей, участников творческих и научных объединений

Количество разработанных интегративных программ

вариативность образовательных программ

Доля педагогов, распространяющих в педагогическом сообществе инновационный опыт реализации интегративных программ

Улучшение материально- технической и информационно- методической базы образовательной деятельности школы

выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта

Результаты образовательной деятельности

Рост мотивации обучающихся к обучению

100% уровень обученности, отсутствие неуспевающих

Результаты государственной итоговой аттестации в 9, 11 классах

выше среднерегиональных показателей

Доля выпускников, получивших 220 баллов на ЕГЭ по трем предметам

Количество выпускников, получивших на ЕГЭ 100 баллов

Доля победителей и призеров олимпиад, проектов, творческих конкурсов

Степень готовности выпускников к продолжению образования

100% поступление выпускников 9 и 11 классов в профессиональные образовательные учреждения

Степень удовлетворенности обучающихся и их родителей (законных представителей) школьной жизнью

отсутствие жалоб со стороны родителей (законных представителей), увеличение контингента обучающихся

Краткая версия (если некогда читать)

Главная цель министерства — сделать так, чтобы Россия вошла в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Для этого будут обновлены образовательные программы (особое внимание уделят цифровым навыкам), а знания школьников начнут оценивать на основе международных исследований, например, PISA. Не забудут и о взрослых: для родителей создадут просветительский сайт и центры психолого-педагогической поддержки. Будут внедрять непрерывное образование, а в российские вузы — привлекать всё больше иностранных студентов.

Полная версия (если есть пара минут)

1. Школы сделают современными. И уберут третью смену


2. Индивидуальные планы для школьников и центры поддержки для талантливых детей

3. Психологи и просветительские сайты для родителей


4. Школы станут полностью цифровыми

5. Единая модель оценки учителей и система карьерного роста


6. Профессиональное образование модернизируют

7. Взрослые тоже должны учиться


8. Появятся центры для волонтёров

9. Повышение конкурентноспособности российских вузов

Современному обществу нужны коммуникабельные, мобильные, толерантные, уверенные в себе, социально адаптированные люди. В процессе социализации, в получении ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе, большую роль играет школьное сообщество, от деятельности которого зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом. В быстро изменяющемся мире особый акцент делается на развитие интеллектуального и творческого потенциала личности. Поэтому наша школа как социальный институт и средство социализации начала вырабатывать новую стратегию.

Интерес у участников образовательного процесса вызвали творческие проекты, в которых основными ценностями назывались здоровье, уважение, любовь, комфортные условия в школе, получение новых знаний и информации, сплочение школьного коллектива, демонстрация и реализация творческих возможностей. Творческие проекты создаются по инициативе самих участников на основе общности социокультурных ценностей, взглядов на поставленную цель и пути её решения. Участниками являются школьники, родители и педагоги.

За последние пять лет были реализованы пять крупных проекта:

В школьных проектах участвует ежегодно не менее 23 классных коллективов, это более 60% всех школьников.

Реализация школьных проектов стало важным условием успешной социализации школьников.

Так как, во – первых, проекты направлены на освоение социального опыта, норм и правил общественного поведения, формирование готовности школьников к выбору профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами и индивидуальными особенностями, с учётом потребностей рынка труда.

Во – вторых, проекты обеспечивают формирование уклада школьной жизни, направленного на развитие личности и усвоение нравственных и культурных ценностей.

В – третьих, приобщают школьников к культурным ценностям своего народа, тем самым способствуя формированию активной жизненной позиции.

Таким образом, участие в проекте обеспечивает школьнику творческий путь развития, способствует формированию таких качеств, как инициативность, активность, творчество, самостоятельное мышление, ответственность.

Сегодня в условиях модернизации образования основной задачей становится осмысление процесса социализации молодого человека, основной роли и места школьной образовательной среды в этом процессе. Я рассматриваю опыт нашей школы в реализации школьных проектов как одно из условий социализации учащихся, как вклад в развитие социализации молодёжи.

Образовательные проекты являются теоретической и практической работой, которая связывает учеников и учителей. Они ориентируются на инновацию, новые пути решения рассматриваемой проблемы.

Инструкция

Как правильно составлять образовательные проекты? Для начала необходимо подобрать тему, которая будет в нем рассматриваться. Она должна быть не только интересной, но и иметь практическое значение. Тема согласовывается с учеником, который станет основным автором будущего проекта.

Разработка образовательного проекта предполагает составление плана действий. Также требует выделения вступительной части, основного содержания, заключения. В зависимости от того, какие выбираются темы образовательных проектов, они могут быть только теоретического характера либо содержать полноценную практическую часть.

Если работа подразумевает обобщение педагогом деятельности, в ней должны быть указаны примеры внедрения технологии, полученные результаты.

Помимо целей, задач, также в работе должны быть указаны методы, применяемые автором.

образовательные проекты

Пример работы учителя

темы образовательных проектов

Пояснительная записка

Рассматриваемый инновационный образовательный проект в полной мере отвечает требованиям федеральных стандартов второго поколения. Он направлен на воспитание гармонически развитой личности ребенка, способного успешно адаптироваться в современном социальном обществе.

Метод образовательных проектов, используемый автором, позволяет ему решать задачу, поставленную перед ним современным обществом – формировать творческую личность ребенка. Каждый школьник имеет определенные таланты и способности, которые он может проявлять в исследовательской деятельности. Основной задачей педагога является умелое руководство деятельностью школьников.

Темы образовательных проектов, предлагаемые ребятам, должны быть им интересны. В противном случае педагогу сложно будет добиться максимального погружения ребенка в тематику исследования.

образовательный проект примеры

Цель и задачи педагогического проекта

Все образовательные проекты, создаваемые школьниками, предполагают выявление определенной проблемы, выдвижение собственной гипотезы, которую необходимо проанализировать по мере работы над проектом.

Целостная программа по проектной и исследовательской деятельности, используемая в рамках внеурочной деятельности, позволяет выявлять и развивать талантливых и одаренных детей, стимулировать познавательный интерес у обучающихся к исследовательской сфере.

разработка образовательного проекта

Значимость проекта

Актуальность проекта состоит в учете индивидуально-типологических особенностей каждого школьника, привлечении их к внеурочной деятельности. Создание образовательных проектов с педагогом, представителями высшей школы позволяет ребятам получать практические навыки, вести научную дискуссию. При этом наблюдается саморазвитие и самосовершенствование, личностный рост ребенка, формирование его мировоззрения.

Среди отличительных особенностей отметим большой научный диапазон, формирование личностных качеств талантливых учащихся, самостоятельную исследовательскую деятельность, использование различных видов информации.

проект в образовательном учреждении

Теоретическая основа проекта

метод образовательных проектов

Образовательные технологии

Среди приоритетных направлений, применяемых в деятельности педагога-исследователя, отметим внедрение коммуникативных и информационных технологий.

Педагог создает оптимальные условия для формирования интеллектуальной, творческой личности, способной к социоориентации посредством проектной и исследовательской деятельности.

Благодаря интеллектуальному общению подрастающего поколения с представителями науки, власти, возникает взаимосвязь поколений.

инновационный образовательный проект

Требования к участникам проекта

К учащимся, вовлекаемым в этот образовательный проект, предъявляются определенные требования:

  • школьники должны самостоятельно проектировать и проводить исследование;
  • осуществлять качественную обработку и анализ полученных результатов;
  • овладеть навыками практической деятельности;
  • формулировать выводы по проведенной работе.

Содержание образовательного проекта

Подготовительный этап предполагает знакомство с методиками и техникой проведения эмпирического исследования, сбора научных данных. Педагог поясняет воспитанникам важность правильного проведения школьных проектов и исследований.

Самым значимым этапом данного педагогического проекта является построение самостоятельной образовательной траектории для каждого ребенка. Выбрав гипотезу для исследования, подобрав методики, изучив теоретическую базу, под руководством педагога школьник переходит к непосредственной деятельности.

На заключительном этапе предполагается проведение самооценки, презентации полученных результатов перед другими школьниками.

Как составить самостоятельный школьный образовательный проект? Примеры работ ребят помогут найти ответ на этот вопрос.

Проект по сравнению характеристик электрического и бензинового автомобильного двигателя

В связи с серьезным ухудшением экологической ситуации на нашей планете нужно искать альтернативные источники энергии, чтобы при их сгорании не выделялось много углекислого газа в земную атмосферу.

В крупных отечественных центрах автомобильные выбросы СО/СН в атмосферу существенно превышают вещества, поступающие при работе промышленных предприятий. В составе выхлопных автомобильных газов содержится много веществ, негативно отражающихся на здоровье людей.

В те моменты, когда автомобиль совершает резкие маневры, выделяется в десять раз больше несгоревших веществ, чем при стандартном варианте работы. Выхлопные газы оказывают негативное воздействие на психику детей и подростков.

Актуальность проекта объясняется постоянным возрастанием количества машин на городских дорогах, увеличением содержания углекислого газа в земной атмосфере. От того, как мы, подрастающее поколение, будем относиться к этому вопросу, зависит будущее Земли.

Цель проекта: выявить зависимость между видом двигателя и экологичностью транспортного средства.

  • Анализ основных типов двигателей, установленных в современных транспортных средствах.
  • Проведение сравнительного анализа экологичности разных двигателей.
  • Оценка состава выхлопных газов, токсичности продуктов от функционирования транспорта, воздействия выхлопных газов на здоровье человека.
  • Формулировка предложений по модернизации выпускной системы автомобилей.

Объект исследования: виды автомобильных двигателей.

Предмет: экологические характеристики разных автомобильных двигателей.

Новизна проекта заключается в сравнении экологических характеристик электромобиля с бензиновым двигателем.

Гипотеза: в отличие от бензинового двигателя, электромобиль обладает высокими экологическими характеристиками. При его работе не наблюдается увеличения количества углекислого газа в земной атмосфере.

Бензиновый двигатель является особым видом поршневого двигателя внутреннего сгорания, где осуществляется процесс воспламенения смеси воздуха и топлива, причиной которого является электрическая искра.

При его работе в атмосферу движется существенное количество углекислого газа, попадают в нее и несгоревшие органические углеводороды.

Оксид углерода (2) при соединении с гемоглобином крови негативно действует на передвижение кислорода в разных тканях организма. В составе таких газов есть альдегиды, имеющие резкий запах, вызывающий раздражение.

В неисправном двигателе образуется огромное количество сажи и смолы, что разрушает атмосферу нашей планеты. Важно срочно принимать активные меры для того, чтобы избежать этой страшной беды.

Воздух, в котором находится существенное количество отработанных газов, негативно действует на здоровье подрастающего поколения, уничтожает зеленые кустарники.

В ходе экспериментов было доказано, что при действии на женщину на ранних сроках беременности таких выхлопных газов проявляются серьезные отклонения в развитии ребенка.

Американские учёные подтвердили связь между выхлопными газами и снижением памяти, внимания.

Электрический двигатель не предполагает применения бензина, поэтому не выделяет в атмосферу вредных газов. Многие инженеры считают их транспортом с максимальным коэффициентом полезного действия. Автомобиль не нуждается в коробке передач, в нем сразу развивается максимальный крутящий момент.

Среди основных преимуществ электромобиля нужно упомянуть незначительные расходы на его обслуживание, эксплуатацию машины. В аварийной ситуации электромобили взрываются очень редко, а для их периодической подзарядки можно использовать обычную электрическую сеть. Не нужны в электромобиле механические тормоза, при работе которых выделяется в атмосферу существенное количество выхлопных газов.

Для оценки технического состояния автомобильного транспорта была проведена оценка автомобилей с целью определения количества выбросов СО/СН в земную атмосферу. Эксперимент проводился в разное время года, при различных температурных показателях.

Провести сравнение электрических типов двигателей не удалось по причине их отсутствия. В ходе проведенного эксперимента установили зависимость между годом выпуска автомобиля, его техническим состоянием, а также количественным показателем выбросов СО/СН в атмосферу.

Гипотеза, поставленная в начале проекта, подтвердилась. Удалось подтвердить связь между типом двигателя и количеством вредных выбросов в атмосферу планеты.

Новые бензиновые автомобили полностью соответствуют ГОСТу (Р41.83-99), а транспортные средства с пробегом нуждаются в дополнительной регулировке уровня СО/СН. В ходе работы была подтверждена серьезная угроза атмосфере планеты от передвижения по городам подержанных машин. Электродвигатель можно считать экологически безопасным видом автомобильного двигателя.

Для снижения риска выбросов в атмосферу диоксида углерода необходимы специальные государственные программы, например развитие энергосберегающих технологий, в том числе уменьшение количества бензиновых двигателей, увеличение числа электрических агрегатов.

Пример приведенного школьного проекта содержит все основные элементы: введение, постановку целей и задач, основное содержание, подведение итогов, анализ полученных результатов.

Безусловно, тематика индивидуальных исследований, выбираемых школьниками для проведения самостоятельной работы, должна значительно отличаться. Тема выбираемой им работы должна соответствовать индивидуальным особенностям ребенка, сфере его научных интересов. Педагог старается учитывать также практические умения и навыки, которыми обладает школьник до начала работы над проектом.

Заключение

Среди главных отличительных особенностей проекта выделим его актуальность, значимость для определенной целевой аудитории, а также возможность практического внедрения.

Читайте также: