Познавательная деятельность среднего школьного возраста

Обновлено: 02.07.2024

В своем докладе я остановлюсь на развития речи и познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста, подростков и учащихся старшего возраста. В школу интернат 5 вида принимаются дети с грубо выраженным общим недоразвитием речи 2-3 уровня при дизартрии, алалии, афазии и ринолалии, а так же тяжелой формой дислалии, сопровождающейся нарушениями чтения и письма.

ВложениеРазмер
vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.doc 61.5 КБ
vystuplenie_na_shmo_vospitateley.doc 51 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете.

Подготовила учитель-логопед Тимофеева С.А.

Нарушение устной речи отражаются на письме. Кроме замен букв, искажений звуко-слоговой структуры слова характерными ошибками на письме являются и смысловые замены слов, синтаксические ошибки. Несформированность лексической стороны речи особенно ярко проявляется при выполнении заданий на подбор синонимов и антонимов. Характерной ошибкой при выполнении этого задания была замена необходимого антонима исходным словом с частицей не, или родственных слов. При выполнении заданий на подбор синонимов учащиеся часто предлагали вместо синонимов слова, связанные одной ситуацией, например, врач - больной - медсестра, газ - огонь - огнетушитель.

Особую трудность вызывает у наших детей употребление обобщающих понятий. Они не осознают взаимоотношения между родовыми и видовыми понятиями, например, стол - шкаф - мебель - кровать. В активном словаре широко представлены неологизмы, например, подметальщики - кирпичник - шахтёрка, вместо швея.

Связная речь учащихся находится на более низком уровне, чем у сверстников. Рассказы характеризуются бедностью языкового оформления и нарушением логической связности. Отмечается непоследовательность в изложении смысловое несоответствие частей высказывания, их искажения. Учащийся часто не сохраняют основной сюжетной линии при пересказе, соскальзывают на второстепенные детали. В высказываниях проявляется и не умение оформлять с помощью языковых средств смысловые (временные, причинно-следственные) отношения. Например, доктор лечит мальчика, чтобы он не заболел. Шел дождь, потому что он взял зонт. Учащиеся с речевыми нарушениями имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны особенности познавательной деятельности, связанные с незрелостью эмоционально - волевой сферы, пониженной работоспособности, функциональной недостаточностью ряда высших психических функций. Нарушения эмоционально волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности. Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей сочетается с незрелостью высших психических функций с нарушениями внимания памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук, трудности в формировании сложных серийных движений и действий отрицательно сказываются на продуктивной деятельности: лепке, рисовании, конструировании, письме. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребёнку на первых этапах обучения в школе. Этому уделяется большое внимание и на уроках и во внеурочное время: беседы, видеофильмы, экскурсии, наблюдения обогащают знания учащихся. Остановимся более подробно на особенностях в развитии познавательных процессов у младших школьников и учащихся подросткового возраста. Вся учебная деятельность младших школьников строго целенаправленна.

Во-первых, ученики овладевают навыками чтения, письма и счёта, приобретают весьма значительный объем знаний по математике, грамоте, природоведению.

Во-вторых, в результате учебной деятельности обогащается кругозор, расширяются и развиваются познавательные интересы ребенка.

В-третьих, происходит развитие познавательных процессов, умственное развитие, формируются способности к активной самостоятельной творческой деятельности.

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий. Исследования восприятия свидетельствуют о том, что у детей с отклонениями в развитии имеются отставания в процессах переработки сенсорной информации. Так, у наших детей скорость зрительного восприятия значительно ниже нормы.

Эти особенности не могут оказать отрицательного влияния на овладение зрительными образами букв и цифр, что обуславливает большие трудности при обучении грамоте. Для этого логопеды и воспитатели используют различные приемы для улучшения зрительного восприятия, опираясь на сохранные анализаторы, игры и упражнения для успешного овладения письмом и чтением. В структуре дефекта познавательной деятельности у детей большое место занимают нарушения памяти. Особенно ярко они проявляются у младших школьников, когда ведущей является учебная деятельность. Известно, что необходимым условием успешной учебы является сформированность памяти. У учащихся нарушена как непроизвольная, так и произвольная память. Причиной трудностей непроизвольного запоминания является сниженная познавательная активность. Доказано, что наглядный материал запоминается лучше вербального, а непроизвольное запоминание страдает в меньшей степени. Большая часть учебного материала представлена наглядно с использованием объемных, красочных иллюстраций, макетов, схем. По мере развития ребенка и особенностей учебной деятельности все большее значение приобретает произвольная память. Снижение произвольной памяти представляет одну из значимых причин неуспеваемости этих детей. Наши учащиеся с большим трудом запоминают условие задачи, быстро забывают прочитанное. У детей страдает как механическая, так и логическая память. Часть детей, по результатам выполнения мыслительных задач приближается к нормально развивающимся сверстникам. Большая же часть учащихся характеризуется определенными особенностями интеллектуальной деятельности: сниженной познавательной активностью, отсутствием

интереса и сосредоточенности при выполнении заданий, неумение контролировать свои действия. У детей часто отсутствует этап ориентировки в задании. Так, учащиеся не анализируют инструкцию, не планируют свои действия в соответствии с заданием.

Страдает у наших детей и абстрактное мышление, у них с трудом формируются обобщения, решение задач по аналогии, затруднено формирование отвлеченных закономерностей. Учащиеся с трудом усваивают абстрактные, временные и пространственные понятия. В целом, мышление детей с речевыми нарушениями является преимущественно конкретным, инфантильным и стереотипным. При выполнении мыслительных задач дети часто отвлекаются, обращают внимание на несущественные детали, упускают существенное, не могут адекватно оценить ситуацию. Процесс мышления характеризуется импульсивностью, хаотичностью, бессмысленными повторениями, замедленностью. Важным условием нормального функционирования психической деятельности является внимание. Внимание улучшает восприятия существенных для организма воздействий, ослабляя реакцию на незначительные, второстепенные раздражители. Нарушения внимания являются характерным признаком детей с речевыми нарушениями. К недостаткам внимания относят его слабое развитие и неадекватность. Можно выделить следующие особенности внимания:

  • нарушение концентрации внимания, как следствии утомления ЦНС;
  • неадекватные колебания внимания, что является отражением незрелости нервной системы;
  • чрезвычайно ограниченный объем внимания.

В каждый данный момент дети воспринимают ограниченное количество информации, могут воспринимать не ситуацию в целом, а лишь отдельные ее элементы. В связи с этим осуществление деятельности замедляется.

Описанные нарушения внимания у учащихся отрицательно влияют на протекание всех познавательных процессов, снижают эффективность овладения знаниями, умениями и навыками, в том числе и речевыми.

У школьников с речевыми нарушениями часто обнаруживаются симптомы недоразвитие моторики, неловкость, неуклюжесть движений. Почти у половины детей с легкой дисфункцией мозга имеются нарушения тонкой моторики, что во многом обуславливает их неудач в письме, рисовании, конструировании. Выделяются следующие признаки недоразвитие моторики у этих детей:

  • неловкость движений;
  • нарушения координации движений;
  • гиперактивность;
  • синкинезия;
  • повышенный мышечный тонус.

Работу по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук рекомендуется регулярно по трем направлениям: пальчиковая гимнастика, работа в тетрадях для отработки элементарных графических навыков, различные игровые задания, упражнения с использованием различных предметов.

Остановимся на характеристики подросткового возраста. Этот возраст своеобразен и интересен для учителей и воспитателей, его иногда считают переломным, так как в течение этого периода происходит переход от детского к взрослому состоянию и связан с перестройкой психических процессов. Трудности, встречающиеся порой в учебной и воспитательной работе со школьниками подростками, объясняются иногда недостаточным знанием или игнорированием особенностей и закономерностей психического развития в этом возрасте.

Подростковый возраст считается более трудным для обучения и воспитание, чем младший и старший возраст. Вчера еще послушный, вежливый подросток вдруг начинает проявлять грубость, резкость, недисциплинированность. С этим мы сталкиваемся, когда учащиеся переходят в пятый класс. Снижается успеваемость, ухудшается поведение. Трудности, связанные с обучением и воспитанием, в том и состоят, что очень важно понять необходимо, изменить удачные в прошлом формы влияния и воздействия на школьников. И поэтому, многое из того, что ранее было естественно и пригодным, становится неприемлемым, вызывает протест и сопротивление со стороны подростка.

С переходом в подростковый возраст связано существенное перестройка учебной деятельности. Новый, более высокий уровень в учебе определяется степень ее самостоятельности. Учащимся приходится больше работать самостоятельно. И здесь они должны применять имеющиеся у них умения и навыки, полученные в начальной школе. В начале подросткового возраста наблюдается большое разнообразии в развитии учебной деятельности - от наиболее низкого уровня, при котором отсутствуют элементарные умения организовать самостоятельную, до наиболее высокого уровня, при котором самостоятельно осваивается и новый материал и даже новые области знания.

Существенное изменение в подростковом возрасте претерпевает память и внимание. Нарастает умение организовывать и контролировать свои психические функции, управлять ими. Память и внимание приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. Это должны учитывать в своей работе учителя и воспитатели. Подростки начинают сознательно применять специальные приемы запоминания и припоминания. Запоминая, производят мыслительную работу сравнения, систематизации, классификации. Механическое запоминание все больше уступает место логическому, осмысленному. Улучшается продуктивность памяти.

Учитывая эти особенности, учителю необходимо:

во-первых, учить правильным приемам логического запоминания (умению производить смысловую группировку, выделять опорные мысли для запоминания, правильно строит повторение, составлять схематический план текста и т.д.);

во-вторых, следует объяснять необходимость точного запоминания определений или законов;

в-третьих, вырабатывать умение точно пересказывать содержание своими словами.

Развитие внимания отличается известной противоречивостью. С одной стороны в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание, с другой - обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводит к неустойчивости внимания, его быстрой отвлекаемости. Все зависит от условий работы, содержания материала, настроения и психического состояния самого ученика, от его отношения к работе. Невнимательный и рассеянный на одном уроке (нелюбимом) ученик может исключительно собрано, сосредоточено, совершено не отвлекаясь, работать на другом (любимом) уроке. Самый лучший способ организации внимания связан не с применением учителем, каких либо особых приемов, а с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у подростка не было ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны так захватить ученика, что он с увлечением работает весьма продолжительное время. Содержательные занятия с периодические переключением с одного вида работы на другой, активная познавательная деятельность - вот что делает урок интересным, вот что само по себе способствует организации внимания ученика. Достигнутый в младшем школьном возрасте уровень развития мышления позволяет подростку успешно и систематически изучать основы наук. Содержание изучаемых предметов и логика построения учебных курсов требует нового характера усвоения знаний, опора на самостоятельное мышление, необходима способность, абстрагировать и обобщать, сравнивать, рассуждать, делать выводы, доказывать. Однако надо иметь в виду, что не все подростки легко переходят к доказательному мышлению и не всем это под силу. Особенно важно для процесса развития обобщенного и рассуждающего мышления - это преподавание математики. Изучение геометрии развивает умение рассуждать, доказывать, строго логически аргументировать.

Так, например, учащиеся 5-6 классов, зная существенные признаки объекта, не всегда могут выделить их в непривычной, измененной ситуации. Некоторые младшие подростки испытывают затруднения при необходимости абстрагироваться от наглядного значения слов и ориентироваться лишь на их грамматическую форму. На этом основании многие учащиеся относят существительные: бег, ходьба, стрельба, борьба к глаголам,

существительные: толстяк, красота, доброта - к прилагательным. Слова: стоять, спать, молчать, лениться, отказываются считать глаголами, так как здесь нет никакого действия, то есть они ориентируются на наглядное значение слова.

Важной особенностью рассматриваемого возраста, является формирование активного, самостоятельного, творческого мышления. Как говорят психологи, подростковый возраст благоприятен для развития такого мышления. Поэтому, следует всячески стимулировать творческое мышление подростков, для чего полезно чаще ставить их перед необходимостью самостоятельно сравнивать различные объекты, находить в них сходное и различное, делать обобщения и выводы.

Известно, что активная, самостоятельная работа мысли начинается только тогда, когда перед учащимися возникает проблема, вопрос. Поэтому учителя и воспитатели должны стараться так организовать занятие с подростками, чтоб перед ними чаще возникали проблемы различной сложности, побуждать к самостоятельному решению этих проблем

Именно в подростковом возрасте под влиянием учебно-воспитательной работы школы и внешкольных учреждений, под влиянием изучения основ наук начинают формироваться и ярко проявляться способности к тем или иным видам деятельности.

Это объясняется тем, что именно в этом возрасте возникают глубокие, действенные, устойчивые интересы, формируется сознательное, активное отношение к окружающему. Задачи учителей и воспитателей:

Во-первых, всемирно развивать уже проявившиеся способности;

Во-вторых, создавать условия для активного формирования интересов и способностей всех школьников.

Это можно делать и на уроках, и во внеклассной работе, и в различных кружках, секциях, устраивать олимпиады, конкурсы, выставки, игры соревнования. Многие учителя используют возможности факультативных курсов. Они позволяют целенаправленно развивать склонности, интересы и способности учащихся в избранных ими областях знаний.

Учебная деятельность старших школьников значительно отличается по своему характеру и содержанию от учебной деятельности подростков. Основное отличие в том, что учеба старшеклассников предъявляет более высокие требования к их активности и самостоятельности. Причина трудностей, которой испытывают старшеклассники, заключается в неумении пользоваться обобщающими понятиями в целях познания окружающей действительности. Неумение это рождается потому, что обобщающие понятия, выводы умозаключения не формируются путем исследования явлений и фактов, а заучиваются. У них нет умения, самостоятельно работать с учебным материалом, они не умеют обрабатывать материалы, поступающие внеурочных источников. Но отношение старших школьников к учению изменяется. Ученики взрослеют, обогащается их опыт, они понимают, что стоят на пороге самостоятельной жизни. В числе некоторых других особенностей отношения к учению старших школьников следует отметить избирательное отношение к учебным предметам. Такой интерес приводит к формированию познавательно-профессиональной направленности личности, определяет выбор профессии, жизненный путь после окончания школы. Познавательные интересы приобретают более широкий, устойчивый характер. Все большее значение имеют уроки типа лекций, самостоятельное выполнение лабораторных и других практических работ, написание рефератов. Это требует большей самостоятельности от учащихся.

Кружки, факультативные курсы, олимпиады представляют оптимальные возможности для развития способностей старших школьников. Этот возраст благоприятен не только для формирования художественно-изобразительных, музыкальных способностей, но и математических, литературных. Учителям следует иметь это в виду и, содействуя всестороннему развитию способностей всех старшеклассников, выявлять тех юношей и девушек, которые обладают высокой степенью развития способностей. Необходимо создавать наиболее благоприятные возможности для этого.


Перед российской школой стоят задачи, целью которых является обеспечение высокого качества общего образования для экономического развития страны, выход на лидирующие позиции по уровню образования среди стран, участвующих в международных образовательных исследованиях.

В современных учебных заведениях широко применяют интерактивные методики и современные средства получения информации. Но необходимо активно применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный и давно зарекомендовавший себя — системно-деятельностный подход в образовании. В настоящее время он взят за основу Федерального государственного образовательного стандарта. Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у школьника интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования.

Достижение поставленной цели требует от учителя организации учебного процесса, направленного на развитие стремления учащегося к познанию и саморазвитию. Рассматривая познавательную деятельность как основу развития учащегося в образовательном процессе, следует выделить развитие познавательной активности учащихся в роли основного инструмента в достижении образовательных целей.

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Что же представляет собой познавательная активность?

Активная познавательная деятельность — это двусторонний процесс познания. Условия, активизирующие процесс познания, создаёт, прежде всего, учитель, а демонстрирует результат этих условий — собственно познавательную активность — ученик.

Сам процесс познания обычно представляют как последовательную цепь: восприятие — запоминание — сохранение — воспроизведение — интерпретация полученных знаний.Очевидно, что активизация познания может осуществляться на всех последующих этапах. Но состояние активности как ответной реакции ученика на условия, созданные педагогом, может проявляться и на каком-либо одном из этапов.

Одни школьники активно включаются только в отдельные этапы процесса познания, а другие сохраняют внимательность, заинтересованность и самостоятельность в течение всего занятия.Это разность отражается в уровнях (степени) познавательной активности, выделяемых различными авторами.

Так, педагог Г. И. Щукина выделяет репродуктивно-подражательную, поисково-исполнительскую итворческую активность, тем самым, предлагая методическое основание для активизации познавательной деятельности учащихся. Здесь разделение уровней познавательной активности соответствует одной из классификаций методов обучения.

– В первом идёт речь о репродуктивно-подражательной активности, где собственная активность ученика в учебной деятельности не достаточна;

– во втором — о поисково-исполнительской, при которой уже ученик самостоятельно пытается найти пути решения учебной задачи;

– в третьем — о творческой активности учащихся, когда и учебная задача, и способы её решения предлагаются самим учеником. В самих названиях для учителя как бы даны рекомендации по поводу тех или иных методов обучения, которые обеспечивают достижение соответствующего уровня познавательной активности.

Учащиеся имеют различную степень включённости в процесс познания. Нельзя игнорировать позицию того школьника, который пассивно принимает знания (одностороннее принятие), и того, чья активность время от времени включается в познавательный процесс в зависимости от учебной ситуации.

Вот почему предлагается ещё один подход к познавательной активности, где выделяется

– нулевой уровень активности, характеризующийся не отказом от учебной деятельности, а скорее, индифферентным к ней отношением;

– ситуативно активный как переходная ступень от нулевой к стабильной исполнительной активности вучебном процессе;

– и творческий, где максимально может раскрыться субъектная позиция школьника.

Суммируя всё вышесказанное, мы можем определить познавательную активность как личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается, в особым образом организованном процессе познания с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Педагогические технологии деятельностного подхода реализуются дидактическими принципами: принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип целостности, принцип минимакса, принцип психологической комфортности, принцип вариативности, принцип творчества. Каждый из принципов призван формировать разносторонние качества личности ребёнка, необходимые для успешного развития и обучения.

Какие способы и приёмы активизации можно использовать на уроках?

А могут эти прямые, при продолжении их далеко на плоскости, пересечься? Как это выяснить? Вопросы заставляют придти к выводу, что практически выяснить это не удастся. Поэтому рассуждаем, что если графики пересекаются, то имеют одну общую точку. Её абсцисса соответствует одному и тому же значению у для обеих функций. Тогда 0,8х — 1 = 0,7х + 1; 0,1х = 2; х = 20. При х = 20 обе функции принимают одно значение: у = 0,8 · 20–1 = 15, у = 0,7 · 20 + 1 = 15. Значит, точка (20; 15) — точка пересечения графиков.

Естественно, они затрудняются ответить. Быстро называю правильные ответы: 3844, 2491, что непременно вызывает удивление и интерес, желание узнать быстрое решение. После этого показываю применение формул сокращённого умножения (квадрат суммы, произведение разности и суммы двух чисел) а) (60 + 2) 2 = 60 2 + 2*60*2 + 2 2 =3600 + 240 + 4 =3844, б) 47*53 = (50–3)*(50+3) =50 2– 3 2 = 2500–9 =2491.

Рулон обоев имеет ширину 53 см и длину 10 м. Необходимо оклеить стены в комнате, размер которой 3*4*2,5 м. Общая площадь окна и двери 3,8 м 2 . Сколько рулонов обоев нужно купить?

На многих уроках геометрии, для активизации познавательной деятельности, предлагаю ученикам решить устно задачи по готовым чертежам.

Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии. Вместе с тем уроки этих типов имеют некоторые существенные различия.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательная активность, задача, развивающий контроль, урок, урок рефлексии, учебная деятельность, контрольная работа, образовательный процесс, познавательная деятельность, учебная задача.

Читайте также: