Для чего по убеждению христиан бог стал человеком ответ кратко

Обновлено: 02.07.2024

Иногда противоположности сходятся в очень странных местах. Довелось мне недавно на одном из православных интернет-форумов ознакомиться с любопытной точкой зрения, которую я, пожалуй, процитирую полностью:

Любопытным этот тезис показался мне оттого, что подобные рассуждения я слышу уже не в первый раз, не во второй и даже не в десятый. Такой вот самоуничижительный пафос приписывается христианству с удивительным постоянством очень разными людьми, преследующими самые различные намерения.

Иногда это просто не в меру ревностные христиане, своеобразно воспринявшие некоторые моменты из церковного предания. Но нередко бывает, что ровно в тех же выражениях о христианстве пытаются рассуждать люди, относящиеся к Церкви с откровенной враждебностью. Каким-то парадоксальным образом эта пораженческая риторика объединяет в себе два диаметрально противоположных взгляда на один и тот же предмет — христианское учение о человеке.

Враги и друзья Церкви говорят о нем одно и то же с совершенно разными намерениями. Уже одного этого, на мой взгляд, было бы достаточно, чтобы отнестись к такому утверждению как минимум осторожно. Но раз уж зашел разговор, попробую объяснить свою точку зрения на этот непростой вопрос.

Может ли он, зная учение Церкви о том, что сотворен по образу Божьему, не чувствовать высоту своего призвания? Может ли пренебрегать своим достоинством, если Сам Творец мира посчитал его достойным спасения, причем такой дорогой ценой?

Если вы читаете полное утреннее и вечернее правило, а также последование перед Святым Причастием, и верите тому, что читаете, то все идеи этой статьи просто отпадают. Мы обязаны считать себя хуже всякой твари, потому что мы действительно хуже всякой твари. В том числе хуже Гитлера и палачей-эсэсовцев, маньяков и педофилов-извращенцев. В этом правда Божия , а не в "уважении образа".

Обсудите со своим духовником какое-нибудь другое молитвенное правило, и перестаньте пугаться. Никто не обязывает Вас считать себя хуже всякой твари - это только лишь лично Ваша интерпретация; равно как никто не обязывает Вас читать именно то утреннее и вечернее правило, что есть в Вашем молитвослове, Вы вольны читать какое угодно другое, вплоть до составленного самостоятельно.


Святитель Иоанн Златоуст, толкуя это евангельское зачало, обращает внимание, что среди перечисленных есть не только праведники, но и люди, которых можно назвать великими грешниками. Тем не менее и они вошли в родословную Христа. Этим самым подчеркивается, что Христос был таким же человеком, как и мы, и воплотился на земле, чтобы спасти не только праведников, но и в первую очередь грешников.

Именно ради того, чтобы спасти нас от всего этого нечестия, и воплотился Христос. А святитель Афанасий Александрийский, который был самым активным борцом с арианской ересью, отвергавшей Божество Христа, говорит, что так как Христос был не только человеком, но истинным Богом, то Он воплотился не только для того, чтобы очистить нас от греха, но и для того, чтобы мы обожились, то есть стали подобными Богу в любви, милосердии, кротости, терпении и других добродетелях.

Однако все мы чувствуем, как еще далеко нам до такого состояния. Несмотря на все усилия, молитву, пост, покаяние, Причастие, нам очень непросто побороть свои грехи. Признаком этого греховного окаменения является то, что нам трудно обратиться к Богу с нерассеянной молитвой, увидеть, не говоря уже о том, чтобы полюбить, людей, которые находятся рядом с нами. Идет лишь постоянное их осуждение, подозрение, ненависть, поиск врагов. Дошло до того, что брат убивает брата на майдане ради материальной выгоды, а затем – в междоусобной войне и выдает это за высшую добродетель и даже святость. Ныне многие из-за одержимости гневом и другими страстями не умеют и не хотят даже здороваться друг с другом, не говоря уже о том, чтобы оказать какую-то помощь.

Именно по этой причине, а также для того, чтобы прекратить такое нечестие, Христос рождается не в богатых царских чертогах, а в хлеву, не среди многолюдства, а среди скотов, не от гордой многочадной женщины, а от непорочной смиренной Девы Марии, которая лишь формально обручена праведному старцу Иосифу.

Это образец действия для всех нас. Мы никак не сможем побороть в себе ту или иную страсть и помочь в борьбе с искушениями окружающим нас людям, пока не смиримся, то есть пока не поставим себя в положение, которое намного ниже того, какое нам по праву принадлежит.

Мы на пороге великого праздника Рождества Спасителя, который Церковь отмечает так величественно, чтобы дать прочувствовать всем нам ту великую тайну, что ради нас Бог стал Человеком. И чтобы мы подражали любви Христовой, идя путем, который прошел прежде нас Он, – путем крайнего смирения, крестной любви к брату своему, конечно, в меру наших сил и возможностей.

Рождество Христово

Рождество Христово

Итак, вот какова причина, по которой Бог воплотился. Потому что если бы цель заключалась просто в том, чтобы мы выучили истины Евангелия, тогда Бог не становился бы Человеком, а каким-нибудь иным способом послал нам Евангелие как письменное или устное учение: через пророков, апостолов или даже Ангелов. И тот факт, что Бог Сам становится Человеком, означает, что наше спасение идет от Самого Бога, а не от чего-нибудь другого. Это означает, что человек призван развить свою связь с Богом, личную связь любви со Христом, потому что если бы Бог оставался невидимым и непостижимым для нас, как мы могли бы установить связь с таким Богом? Разве мы могли бы Его любить, если бы не узнавали Его, если бы не знали тот путь и способ, каким можно прийти к Нему?

Мы видели Бога в Лице Господа нашего Иисуса Христа, поскольку Слово стало плотью и жило среди нас. И мы видели славу Его, славу Единородного от Отца, исполненного благодати и истины, как говорит евангелист Иоанн[3]. Вот почему Церковь имеет уникальную возможность соединять человека и Бога во всецелом общении. Поэтому часто мы говорим, что Церковь безмерно отличается от других, скажем так, религий или философий, ибо Церковь базируется не на какой-нибудь этической или философской системе, которая учила бы нас, как стать лучше и как войти в Царство Божие. Не этим является Церковь. Церковь – это опыт познания Христа, Христа как Богочеловеческой Личности, с Которой мы можем войти в общение, в полное единение с Ней.

Евхаристия (Причащение Апостолов). Около 1321 г. Монастырь Грачаница, Косово, Сербия.

Евхаристия (Причащение Апостолов). Около 1321 г. Монастырь Грачаница, Косово, Сербия.

Поэтому таинством таинств Церкви является Божественная Евхаристия. Каждый раз, когда мы причащаемся Тела и Крови Господа нашего, мы соединяемся с Ним Самим, становимся членами Христовыми и действительно христоносцами и богоносцами.

А что касается вопроса, почему Второе Лицо Пресвятой Троицы сошло на землю, а не стал Человеком, например, Отец или Святой Дух, то мы ответим так: потому что человек – образ Христа. Логос является Создателем человека, то есть Христос до Своего воплощения являлся Творцом всего, поскольку Словом Бог сотворил всё. Потому и в соответствующий момент Логос стал Человеком, чтобы возродить и спасти человека, которого создал. Человек – образ Христа, а Христос – образ Отца, как говорит нам апостол Павел[4]. И по той причине, что мы образы, иконы Слова, поэтому и стал ради нас Человеком Он, а не одно из двух других Лиц Пресвятой Троицы.

А как мы переживаем великую тайну Христова рождения? Без сомнения, все празднуют – мы и в другой раз говорили, что вся вселенная сегодня исполняется радости, как поется в тропаре, ибо Христос рождается в мир и надежда наша сбывается. Так что справедливо будет, чтобы все радовались и праздновали, ибо именно это настроение выражает, так сказать, светское благолепие городов с их праздничными украшениями и всеми прочими атрибутами, которые, хоть они и не обязательны, мы можем воспринять положительно как часть всеобщей радости этих дней.

Но, конечно, смыслом Рождества является нечто гораздо более глубокое. Это то, что совершается таким же образом, как Христово Рождество в эту святую ночь. То есть как в полной тишине (исихии), вдали от человеческой суеты, вдали от мирской власти и мирских фантазий, в смиренной Вифлеемской пещере Бог незаметно оказал самое великое благодеяние человеку – стал Человеком, так и чтобы родиться Христу в наших сердцах, Он действует в пещере нашего сердца, куда входит Своей благодатью и сначала изгоняет страсти и грех, лукавых и нечистых духов. И тогда наше сердце, являющееся подлинным источником страстей и грехов, поистине становится троном Бога и чертогом Царя, и Христос рождается в нем.

Там, в нищете нашей человеческой ипостаси, совершается и таинство нашего спасения. Почему там? И в самом деле, как говорит другой святой, какая польза от того, что Христос родился, если бы я не знал Его в действительности? Может, я знаю Его мысленно, рассудочно, я могу даже верить в Него теоретически, но в глубине своей могу не знать Его, не иметь этого опыта любви. Я не люблю Христа со страстью непреодолимой любви к Нему. Для меня Христос просто какая-то теория, идеология, которую я принимаю и признаю в качестве истинной, лучшей, чем все другие. Но опыт у меня отсутствует.

Вопрос в том, как мы и раньше говорили, чтобы не просто верить в Бога. Писание не говорит нам о заповеди верить в Бога. Это лишь первая ступень и нечто само собой разумеющееся, поскольку вера в Бога заложена в саму нашу природу. Писание говорит нам, что первая и самая главная заповедь Бога – возлюби Господа своего. Мы призваны возлюбить нашего Бога, что вполне возможно, поскольку Он ради нас стал Человеком и мы видели славу Богочеловека. И не только видели Его, не только слышали Его, но и соединились с Ним, принимая этот Хлеб и эту Кровь из Святого Потира, стали одним целым со Христом. Мы соединяемся с Ним в Церкви каждый день, потому что это именно то, ради чего Бог стал Человеком.

Если бы Он не стал Человеком, мы не могли бы Его познать, соединиться с Ним, поскольку Он оставался бы недоступным для нас и неизвестным, чем-то невидимым, без полной возможности быть познанным. Но Господь Иисус Христос, явивший Себя посредством Своего воплощения, дал нам возможность научиться любить Его, чтобы любовь эта стала нашим ответом, нашим жалким ответом на Его великую любовь. Мы любим Христа, поскольку Он первым возлюбил нас.

Таков в общих чертах смысл Христова Рождества: мы призваны возлюбить Бога. Каждый в том месте, где он находится, неся свой крест и тяготу дней своих с терпением, благодарностью и глядя единственно на Спасителя Христа, а не на что-нибудь другое.

Стряхнув прах множества теорий и возможностей, ежедневно открывающихся нам, давайте попытаемся разглядеть, каков истинный смысл этой жизни, в чем мы действительно нуждаемся, чего ищет наше сердце. Если мы поймем это, мы увидим, что человек находит покой в конечном счете только в любви к Богу. Всё остальное в определенный момент нас утомляет: и богатство, и слава, и сила, и знание, и молодость, и масса всего еще. И не только утомляет, но в какой-то момент даже оставляет нас или же мы это оставим в последнюю минуту своей жизни.

То, однако, что нам действительно дает отдохновение, – это объятия Бога Отца, никогда не оставляющего нас одних, зовущего нас прийти к Нему, чтобы отдохнуть. Как говорит нам Сам Христос: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные массой всего: массой забот, массой грехов, – и Я успокою вас[5].

Действительно человек находит покой в объятиях Бога. Только там. Всё остальное уходит, потому и утешение, находимое в нем, тоже временно, эфемерно, вызывает стрессы, и поэтому, как это ни горько, чувство одиночества и незащищенности неизбежно сопровождает нас в нынешней жизни и обществе.

Желаю всем благословенной встречи праздника Христова Рождества, которое да исполнит сердца ваши непреходящим миром.

Зачем Бог стал Человеком?

28.12.2012 Библейские книги говорят нам, что мир и человек в нем созданы Богом. Мир свидетельствует о своей самостоятельности и самодостаточности. Так открывается парадокс отсутствия Творца в Своем творении.

В божественном смирении — кеносисе Бога перед тварью — Бог Сам становится человеком. Когда же в Человеке-Иисусе люди узнали Христа?


Трудно стать богом

Если Бог справедлив

Благодать спасения

Интересно, что если для западного святоотеческого богословия воплощение Сына Божия произошло исключительно вследствие грехопадения, то восточные Отцы Церкви (Исаак Сирин) скорее допускают мысль, что Бог воплотился бы, даже если бы грехопадения не произошло.

Говорит и показывает Библия

Святоотеческое богословие видело в чудесах Христовых доказательство Его Божества. Современное богословие, рассуждая более дифференцированно, предлагает два последовательных уровня понимания: чудеса и знамения Христа свидетельствовали о приближении Царства Божия в силе. Но только Воскресение Христово дает возможность апостольскому кругу узнать в делах и словах Воскресшего — Самого Бога, бывшего среди них.

В восприятии Воскресения Христова очень важно сохранять элемент историчности и неожиданности. Воскресение совершилось в истории, но то, что оно произойдет, не было очевидным. Воскресение стало парадоксальным божественным ответом на величайшую попытку сил зла в истории сокрушить добро. Именно Воскресение становится прославлением Иисуса из Назарета, когда Он бывает явлен Господом и Кириосом, возводится в достоинство Мессии. Именно в Воскресении мессианство Христово приобретает царственные черты — то, чего от Иисуса требовало Его окружение перед Крестным Страданием. Но переживание этой новой реальности Господа делается возможным только благодаря дару Духа в Пятидесятнице. Пятидесятница — символическое число дней, которое обозначает полноту времен и совершенство Дара Сошествия Духа на Апостолов.

Пятидесятница — пасхальное событие. Вместе с днем Вознесения Господня оно образует особое смысловое единство — кульминацию Славы Господа Иисуса. В V веке еретик-епископ Юлиан Галикарнасский учил, что после Вознесения человечество Христа перестало существовать, упразднившись в божестве. Отвергая это учение, Церковь Христа Мессии исповедует, что у Бога бьется человеческое сердце.

Читайте также: