Повторите материал одной из тем по выбору план и карта гидросфера какие источники информации кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина (Полярная звезда)

Состав и строение гидросферы

развивать умения обучающихся работать с учебником, схемами, рисунками

воспитывать познавательный интерес к предмету.

Планируемые результаты

понять универсальную ценность воды на планете Земля; осознать значение гидросферы; понимать необходимость охраны гидросферы.

формирование познавательного интереса на основе изучения материала параграфа

формирование умений: работать с различными источниками географической информации — текстом, картами, схемами; самостоятельно решать учебные и познавательные задачи; устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

беседа, работа с иллюстрациями и текстом, вопросами и заданиями учебника.

физическая карта мира, учебник, рабочая тетрадь

Оборудование

1.Организационный момент

2. Актуализация познавательной деятельности .

Какие оболочки имеет земля? (содержание, стр. 190)

Какую из них вы изучили в 5 классе? (литосфера)

Что представляет собой литосфера? с.68

- Рассмотреть вопросы диагностической к/р

3. Мотивация познавательной деятельности.

Сегодня на уроке мы будем говорить об удивительном веществе.

Это вещество - одно из главных природных богатств человечества. От неё зависит не просто благополучие, но и само существование всех живых организмов и целых народов.

Этому необыкновенному веществу звучат строки:

Об этом веществе можно говорить много, не только с точки зрения химии, физики, географии оказывается этому веществу посвящают оды, пишут стихи и музыку.

Ты так податливо – упряма;

Ты так спокойна, но горда,

шепча, веками точишь камни,

и побеждаешь их всегда!

ты жизнь дала всему живому,

и без тебя никак нельзя…

когда грустишь – ты тихий омут;

а в гневе – грозная река!

ты – мощь и нежность,

страсть и мягкость,

уклончивая, как лоза,

жизнь побеждает твоя кротость,

в тебе ж рождается она!

и даже смерть с тобой не спорит,

когда на улице весна -

увядший напоишь росток собою - он

рвя асфальт, протянет листья в небеса!

5.Изучение нового материала

2. Работа с физической картой мира. Используя физическую карту мира и текст учебника (с. 94), учащиеся устанавливают, сколько воды на Земле, и делают вывод, что 3/4 поверхности земного шара занято водой.

3. Заполнение схемы:

hello_html_789d1a31.jpg


4. Рассмотреть рис. 61 учебника. Определить, какова доля вод морей и океанов, суши, атмосферы и живых организмов в гидросфере. Учитель обращает внимание, что только 3% жидкой воды на Земле является пресной, остальная вода солёная, т. е. в ней растворены химические соединения.

5. Заполнить схему.

hello_html_m35d294e7.jpg

Летаем, как чайки: А над морем чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем – мы с тобою.

Плавательные движения руками : Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

И дельфинов догоняй.

Ходьба на месте : Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

Сядьте, дети, на песок,

Продолжаем наш урок.

1. Есть ли вода в литосфере, биосфере, атмосфере? Ребята приводят примеры

Учитель приводит слова известного географа А. А. Григорьева о том, что вода не только образует гидросферу, т. е. одну из самостоятельных сфер Земли, но и проникает в другие её сферы — литосферу, атмосферу, биосферу. Она входит с ними в теснейшее соприкосновение, возвращаясь обратно в свободную гидросферу, придаёт ей часть приобретённых от других сфер свойств. Учащиеся делают вывод о том, что все составные части гидросферы связаны между собой.

2. Благодаря каким свойствам вода свободно проникает в другие оболочки?


Земной шар покрыт географической оболочкой, включающей в себя литосферу, биосферу, атмосферу и гидросферу. Без комплекса геосфер и их тесного взаимодействия не было бы жизни на планете. Рассмотрим подробнее, что представляет собой гидросфера Земли, и каково значение водной оболочки во всех жизненно-важных процессах.

Строение гидросферы

Гидросфера – это непрерывная водная оболочка планеты, которая располагается между твердой земной оболочкой и атмосферой. Включает в себя абсолютно всю воду, которая, в зависимости от условий окружающей среды, может находиться в трех состояниях: твердом, газообразном и жидком.

Гидросфера является одной из древнейших оболочек планеты, которая существовала практически во все геологические эпохи. Ее возникновение стало возможным благодаря сложнейшим геофизическим процессам, результатом которых стало образование атмосферы и гидросферы, между которыми всегда существовала самая тесная связь.

Гидросфера, так или иначе, пронизывает все геосферы земного шара. До самой нижней границы земной коры просачиваются подземные воды. Основная масса водяного пара распределена в нижней части атмосферы – тропосфере.

На гидросферу приходится порядка 1390 млн. кв. км. Ее принято делить на три основные части:

  • Мировой океан – основная часть гидросферы, в состав которого входят все океаны: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый. Совокупность океанов не является цельной водной оболочкой: она разделена и ограничена материками и островами. Соленые океанические воды составляют 96% от всего объема гидросферы.

Основная характеристика Мирового океана – общий и не изменяемый солевой состав. В океанические воды вместе с речными стоками и атмосферными осадкам поступает и пресная вода, однако ее количество столь незначительно, что никак не влияет на концентрацию солей.

  • Континентальные поверхностные воды – это все водные бассейны, расположенные на поверхности земного шара: болота, водохранилища, моря, озера, реки. Поверхностные воды могут быть как солеными, так и пресными, искусственными и естественными.

Моря гидросферы бывают окраинными и внутренними, которые, в свою очередь, делятся на внутриматериковые, межматериковые и межостровные.

которые читают вместе с этой


  • Подземные воды – это все воды, расположенные под землей. Иногда концентрация солей в них может достигать очень большого уровня, в них могут присутствовать газы и различные элементы.

В основе классификации подземных вод лежит глубина их залегания. Они бывают минеральными, артезианскими, грунтовыми, межпластовыми и почвенными.

Большое значение в обменных процессах имеет пресная вода, которая в общей сложности составляет лишь 4% от общих запасов воды на планете. Основная часть пресных вод содержится в снежных покровах и ледниках.


Рис. 2. Ледники – основные источники пресной воды

Общие свойства всех частей гидросферы

Несмотря на различие в составе, состояниях и местах расположения, все части гидросферы связаны между собой и представляют единое целое. Все ее части принимают активное участие в глобальном круговороте воды.

Круговорот воды – непрерывный процесс перемещения водных массивов под воздействием энергии солнца. Это связующее звено всей земной оболочки, обязательно условие существования жизни на планете.

Кроме того, вода выполняет ряд важнейших функций:

  • Накопление большого количества тепла, благодаря чему на планете поддерживается стабильная средняя температура.
  • Производство кислорода. В водной оболочке обитает большое количество микроорганизмов, продуцирующих ценный газ, необходимый для существования всего живого на Земле.
  • Ресурсная база. Воды Мирового океана и поверхностные воды представляют большую ценность в качестве ресурсов для обеспечения жизнедеятельности человека. Отлов промысловой рыбы, добыча полезных ископаемых, использование воды в промышленных целях – и это лишь неполный список использования воды человеком.

Влияние гидросферы на человеческую деятельность может быть и негативной. Природные явления в виде половодий и наводнений представляют большую угрозу, и могут настигнуть практически в любом регионе планеты.

Гидросфера и человек

С развитием научно-технического прогресса антропогенное воздействие на гидросферу стало набирать большие обороты. Человеческая деятельность стала причиной появления геоэкологических проблем, в результате которых водная оболочка Земли начала испытывать следующие негативные влияния:

  • загрязнение вод химическими и физическими загрязнителями, которые существенно ухудшают качество воды и условия жизни населяющих животных и растений;
  • резкое уменьшение или истощение водного ресурса, при котором невозможно его дальнейшее восстановление;
  • утрата водным объектом своих природных качеств.

Для решения данной проблемы на производствах необходимо применять новейшие технологии защиты, благодаря которым водные бассейны не будут страдать от всевозможных видов загрязнений.

Что мы узнали?

При изучении важнейшей темы по географии 5 класса мы узнали, что из себя представляет гидросфера, и из чего состоит водная оболочка. Также мы выяснили, какова классификация объектов гидросферы, в чем их отличие и сходство, как влияет гидросфера на жизнь нашей планеты.

Особенностью планеты Земля является наличие на ней уникального вещества — воды. Вся вода на нашей планете образует единую непрерывную оболочку — гидросферу.

Гидросфера простирается от верхней границы распрост­ранения воды в атмосфере до нижней гра­ницы залегания подземных вод в литосфере. Гидросферу принято делить на Мировой океан, континентальные поверхностные воды и ледники, а также подземные воды. Также в гидросферу входят водяной пар атмосферы, почвенная влага и вода, содержащаяся в живых организмах.

Все части гидросферы тесно взаимосвязаны между собой, переходят из одного состояния в другое, совершая круговорот воды. Движущей силой кругооборота воды является энергия Солнца.

  • Солнце нагревает океан и другие водные поверхности. Это приводит к испарению воды, которая преобразуется в газообразную форму и уходит в атмосферу в виде пара.
  • Через некоторое время пар в атмосфере конденсируется в облака.
  • Вода возвращается на землю в виде осадков.
  • Когда осадки достигают земной поверхности, они могут снова перейти в форму пара, перемещаться в форме водного течения по поверхности планеты или впитаться землей.

Круговоротводы.jpg

Благодаря круговороту воды на Земле существует жизнь, воды суши, формируется климат, погода, почвы. Кроме того, круговорот воды связывает между собой все оболочки Земли, поддерживая их функционирование.

Большая часть воды сосредоточена в океане, намного меньше — в ледниках, континентальных водоёмах и подземных водах. Солёные океанические воды составляют \(96,4\) % объёма гидросферы, воды ледников — \(1,86\) % , подземные воды — \(1,68 \) % , а поверхностные воды суши — немногим более \(0,02\) % .

Вода в гидросфере преимущественно находится в жидком виде (\(98\) % ), твёрдая вода (лёд и снег) составляет около \(2\) % , газообразная (водяной пар) — \(0,001\) % .

1. Гидросфера – водная оболочка Земли, состоящая из вод океанов и морей, вод суши, атмосферной влаги и находящаяся в живых организмах. Гидросфера включает в себя воды мирового океана (моря и океаны), воды суши, атмосферную влагу и воды в живых организмах.

2. Значение круговорота воды состоит в том, что он связывает все оболочки Земли и играет важную роль в процессах переноса вещества и энергии.

3. а) поверхностных вод суши, вод Мирового океана, воды в атмосфере, подземных вод, ледников.

4. б) 96,4%

6. На физической карте полушарий визуально видно преобладание водной поверхности. По физической карте полушарий можно увидеть следующие объекты гидросферы: океаны и моря, реки, озера, болота, ледники.

7. Вода по суше распределена неравномерно. Воды недостаточно на севере и юго-западе Африки, в Австралии, на Аравийском полуострове и во внутренних районах Евразии.

8. 1) Мама: вода для меня источник жизни и здоровья, ведь без воды не было бы жизни.

2) Папа: вода для меня это источник энергии и электричества, так как я работаю на гидроэлектростанции, где за счет движения воды вырабатывается энергия.

3) Дедушка: вода для меня это среда обитания рыбы, воспоминания детских забав на речке.

4) Бабушка: вода для меня это главный помощник для сохранения чистоты в доме и приготовления блюд.

5) Друг: вода для меня это отдых на море, плавание в бассейне и моя мечта стать моряком.

6) Сестра: вода для меня это купание в ванной, аквапарк и мыльные пузыри.

Мама, папа и дедушка рассматривают воду как важный ресурс, бабушка, друг и сестра рассматривают воду с точки зрения использования.

9. Высказывания поэтов, писателей, ученых о воде:

10. Место, где я живу – Санкт-Петербург. В моём месте проживания можно наблюдать круговорот воды можно следующим образом. В жаркую погоду над Финским заливом и Невой видно пар, так как вода испаряется. Из этого формируются облака, далее из-за направления ветров на запад облака движутся к в сторону Ладожского озера, по пути льют дожди, вода которых просачивается в грунтовые воды и поступает в речки и ручьи бассейна Невы или Ладожского озера. Дальше вода по реке Нева снова попадает в Финский залив.

Читайте также: