В чем выражалась болезнь раскольникова кратко

Обновлено: 04.07.2024

Чтобы понять, почему страдает и терзается Раскольников после преступления, важно проанализировать путь героя к этому шагу и его теорию. Раскаялся ли герой в том, что лишил жизни человека, и что расстроило его больше всего после совершения преступления вы узнаете из нашей статьи.

Теория главного героя о двух типах людей

От вопиющей нищеты у главного героя рождается теория, которая призвана оправдать многие моральные аспекты жизни и спасти от бедности и других несчастий тех, кто нуждается. Суть рождённой героем теории в том, что люди от природы делятся на “великих”, тех, кто правит миром, создаёт историю; и на тех, кто просто “материал”, кто не способен на судьбоносные поступки, жизни таких людей ничего не стоят. Себя Раскольников причисляет к первой категории, он практически уверен, что является своеобразным “наполеоном”. Герой жаждет проверить свою теорию в действии, во имя идеи он планирует убить старуху-процентщицу, которая уже отжила своё и губит чужие жизни.

В итоге Раскольников провалил собственную теорию. Он считал себя на порядок выше других людей, но оказался таким же, как и остальные: чувствующим, слабым, эмоциональным, человечным. Его беда в том, что он живой человек с душой, совестью и чувствами. Он не способен убить человека и наслаждаться жизнью, как ни в чём ни бывало. Это откровение шокирует героя, и он долгое время находится на грани сумасшествия, пытаясь наладить равновесие между душой и разумом.

Страдает ли герой из-за убийства старухи?

После совершения преступления Родион Раскольников терзается не от того, что он лишил жизни человека, а скорее от той реакции, которую он не ожидал от самого себя: ему страшно, отвратительно, противно, что он не тот, кем себя считал. В конце романа герой понимает, что самым большим преступлением было то, что он не смог поступить так, как следовало – перешагнуть и продолжать жить, как ни в чём не бывало. Он не выдержал душевных терзаний, пошёл и сдался в полицию, явился с повинной – лишь об этом жалеет герой, что он “тварь дрожащая”.

Само по себе убийство процентщицы не мучает героя. Он искренне проникся идеей и её смерть была неотвратимым фактом. Старуха снится Родиону – это его душа мучается от греха. Страшнее смертного греха для героя страх осмеяния и разоблачения: не даром во сне ему чудится, будто бы он убивает жертву, а она смеётся над ним. Смех слышен из соседних комнат, с лестницы – это символ того, что Раскольников боится осмеяния и осуждения.

Итог эксперимента

Гордость не давала жить Раскольникову там, в Сибири, на каторге: он стыдился себя за то, что оказался слишком слабым, чтобы реализовать свой план до конца. Он не смог помочь другим, сделал свою семью несчастной, не спас ни одной души и загубил свою. Родиона не мучает совесть за то, что он лишил жизни человека – этот факт он пережил достаточно спокойно.

Он мучается лишь от осознания собственной слабости, от того, что его теория провалилась. “Разве я старушку убил? Я себя убил!” – так рассуждает молодой человек. Две недели после убийства Алёны Ивановны и её сестры Лизаветы он находится в состоянии, близком к помешательству: теряет сознание, его бьёт озноб, бросает в дрожь, накатывает ужас от понимания того, что случилось, он боится, что его “раскусят”.

Героя не радует то, что было целью преступления: добытые драгоценности и возможность спасти тысячи жизней. Все цели, желания уходят на задний план; совесть, гордость – не дают герою жить дальше. Только любовь даёт шанс Раскольникову обрести покой и примириться с людьми.

Родион Раскольников - это главный персонаж романа Федора Достоевского "Преступление и наказание". Мы привыкли видеть Родиона глубоко несчастным человеком, который страдал над извечным вопросом "тварь я дрожащая или право имею". Школьные сочинения вдоль и поперек исписаны ответами на вопрос - имел ли он право убивать старушку-процентщицу или нет. А между тем, у Раскольникова было тяжелое психическое заболевание, которое мешало ему жить. И если бы в наше время, он обратился к специалисту, вопросов бы у него, подобного рода, не возникало.

От чего же страдал Родион

Вообще, Родион был человеком с особенностями. До того, как в его голову начали приходить сомнительные идеи, Раскольников уже был акцентуированной личности, как бы сейчас сказали психологи. Вот, что говорила в романе его мать, Пульхерия Александровна:

"Его характеру я никогда не могла довериться, даже когда ему было 15 лет. Я уверена, что он и теперь вдруг что-нибудь сделает с собой такое, чего ни один человек никогда не додумается сделать".

Акцентуации в характере есть у многих людей. У Раскольника была шизоидная акцентуация. Это не хороши и не плохо, это просто особенность, но при определенных обстоятельства может развиться психическая патология. Почему именно у Раскольникова это случилось, сказать трудно, проблемы могли возникнуть из-за внешних факторов, но так же и из-за возможной отягощенной наследственности.

[caption align="alignnone" width="830"] Кадр из сериала "Преступление и наказание", 2007[/caption]

Факт в другом. Все, что описано в романе Достоевским о Раскольникове, это шизоидная психопатия, которая выражалась постоянными и частыми сменами настроения, паранойей, появлялись мысли, идеи своей значительности и исключительности. Присутствует бред величия.

А что уж говорить о том, что Родион задался вопросом, который для психически здорового человека так же очевиден. Убивать старушку он не имел права.

Вступив в сферу зла, человек вынужден существовать по законам зла: каждый злой поступок неизбежно влечет за собой цепь зла. Обнажается порочность попыток нравственно оправдать убийство. Нравственные законы безусловны и не имеют исключений. Есть черта, которую человек не имеет права переступать ни при каких условиях и оговорках: никто, кроме Бога, давшего жизнь человеку, не может лишить его жизни. Преступив эту черту, Раскольников сталкивается с неотвратимыми последствиями преступления. Это проблема наказания.

Прежде всего, выясняется, что совершенное убийство оказывается бессмысленным. Похищенное богатство жжет руки Раскольникову, и он не только не может найти ему применения (до этого не доходит дело), но и не может от него избавиться. Преступная цель при первом к ней приближении превращается в мираж. Иллюзорным оказался и другой полюс идеи Раскольникова: он не только не получил свободы великого человека, но оказался порабощенным и беспомощным более, чем когда-либо.

История написания романа показывает, как мучительно искал Достоевский четкий образ. Долгое время он стоял перед дилеммой: какую из идей вложить в судьбу героя. Художественное чутье писателя склоняется к двуплановой мотивации преступления – совместить две идеи. Это дало возможность вскрыть закономерность их взаимодействия: у всех, стремящихся к добру через преступление нравственного закона, формируется мания величия. С другой стороны, все великие злодеи во все времена ощущали себя благодетелями человечества.

Достоевский описывает периоды болезни духа и ее катастрофическиепоследствия. После убийства Раскольников переживает страшное душевное потрясение. В его состоянии намечаются две тенденции: проявление обычного – слабого человека и попытки самоутверждения человека нового – сильного. Первое – это реакция нравственной природы на совершившееся, муки и боль совести. Второе – попытки преодолеть нравственные муки через самоутверждение нового, сильного, существа.

В следующем периоде болезни постепенно пробуждается самосознание, но для оправдания содеянного, проявляется индивидуальная воля, но в форме тотального самоутверждения. Герой, преследуемый комплексом самооправдания, формулирует новые догмы и активно их утверждает. Он превращается в носителя и распространителя идейной заразы. Болезненное переживание разрыва с человечеством заменяется упоением собственной исключительностью и страстным желанием всех переделать по идеологическому образцу.

Процесс деперсонализации (развоплощения, распада личности) художественно выражается появлением в третьей части романа новых действующих лиц и событий, которые оказываются объективированным и увеличенным отображением процессов, происходящих в душе Раскольникова. Герой остается композиционным и духовным центром повествования, но составные части его души рассыпаются по полю действия романа. Борьба его протагонистов – образов, отражающих сущность и характер самого героя, и антагонистов – образов противоположных герою взглядов и позиций – эта борьба в его душе и вне его достигает величайшего напряжения. Такой художественный прием указывает на то, что на определенном этапе идеологическая болезнь вызывает распад личности. Идейное беснование неминуемо создает вокруг себя зону заражения, в которую втягиваются посторонние лица и силы. Все вовлекается в роковую борьбу. Некоторые персонажи, являясь двойниками Раскольникова по происхождению, действуют независимо от него, выражая этим завершение воплощаемой ими идеи или позиции.

Казалось бы, все уже обнажилось, зло демонически самоутвердилось. Но Достоевский вскрывает многоликость зла: паразитируя на здоровых стремлениях, зло обретает все новые образы. Перед нами мучительный долгий этап окончательной борьбы. Благие импульсы героя по видимости терпят поражения, проявляются эпизодически и подавляются злыми силами. Но внутренне они подготавливают преображение. Полярные начала, борющиеся в душе Раскольникова, воплощены в образах Свидригайлова и Сони. Постепенно все действие романа кристаллизуется вокруг трех персонажей. В 6-й части романа второстепенные сюжетные линии исчерпываются, герой остается со своими мистическими спутниками, связанными с ним духовными узами, выражающими его сущность, – Свидригайловым и Соней.

Родион Романович Раскольников – главный герой романа Ф.М. Достоевского, бывший студент университета, вынужденный оставить обучение из-за отсутствия средств. Юноша живет в крайней нищете на деньги, присылаемые матерью. Является автором собственной концепции, следуя которой, решается на убийство человека.

Подлинным прототипом Раскольникова является Герасим Чистов, приказчик, принадлежавший к общине раскольников. Его жертвами стали две пожилые женщины, убитые им с целью грабежа. Также существуют исторические и литературные прототипы героя, информацию о которых можно найти в соответствующем разделе статьи.

Описание героя

Биография, внешность

Характеристика личности

Раскольников в своей каморке. Актер Г. Тараторкин. Х/ф “Преступление и наказание”. 1969

Но были в характере Раскольникова и другие черты, которые выявляли в нем способность сопереживать и делать добро. Так, из показаний Разумихина следствию, становится известно, что Родион Романович, еще будучи студентом, содержал на своем иждивении больного туберкулезом сокурсника, а после его смерти взял опеку над его старым и немощным отцом. Возил старика по больницам, а когда тот умер, похоронил его на свои средства. Квартирная хозяйка Раскольникова рассказала о пожаре, в котором едва не погибли ее дети. Родион успел вытащить их из квартиры и сам при этом получил ожоги. Недавно Раскольников совершил еще один благородный поступок, отдав последние деньги на похороны Семёна Захаровича Мармеладова.

Зарождение теории Раскольникова

Раскольников не вписывается в рамки обычных героев. Это особый тип героя-мыслителя, главным для которого является поиск истины, правды и справедливости. Но благородство этой цели меркнет перед методами, которые он собирается применить для ее достижения. Несмотря на то, что общество, к которому принадлежит герой, уже пропитано идеями нигилизма и социализма, он выбирает особый путь, который приводит его к созданию собственной теории.

Иллюстрация к роману “Преступление и наказание”. Художник М. Шемякин

Принятие решения

Адрес процентщицы Алёны Ивановны Раскольников узнал у своего сокурсника в тот период, когда буквально умирал от голода. Он заложил у нее золотое кольцо, подарок Дуни, и выручил за него совсем маленькие деньги. С первого визита в нем зародилось чувство брезгливого отвращения к этой жадной и гнусной старушонке. В этот же вечер он стал невольным свидетелем разговора между студентом и военным, предметом которого была все та же Алёна Ивановна. Студент горячо доказывал, что жизнь этой старухи, которая богата, как жид, но берет с клиентов огромные проценты, не приносит никакой пользы обществу. Далее следовало предложение убить процентщицу, а ее деньги пустить на благие цели.

Кадр из х/ф “Преступление и наказание”. 1969

Терзания Раскольникова

Раскольников и Соня Мармеладова

Иллюстрация к роману “Преступление и наказание”. Художник Д. Шмаринов

Роль героя в произведении

Развитие героя по мере сюжета

В начале повествования Раскольников описывается автором, как добрый и умный, гордый человек. Он готов прийти на помощь другим и не лишен сострадания. Но нищета, в которой он вынужден прозябать, делает его угрюмым и замкнутым. Он с трудом переносит свое унизительное положение. Отсутствие возможности что-либо изменить постепенно приводит героя к потере нравственных ориентиров. У него зарождается теория, согласно которой одним людям можно все, включая убийство, а другим – ничего. Раскольников хочет доказать, что относится к первой категории людей.

Для осуществления этой идеи он разрабатывает план убийства, как ему кажется, лишнего человека – старухи процентщицы. Он осуществляет задуманное, непреднамеренно убивая еще и сестру Алёны Ивановны, Лизавету. После преступления героя мучают кошмары, одиночество сводит его с ума, он начинает ненавидеть самого себя. Соня Мармеладова, которой он рассказывает свою тайну, убеждает героя совершить признание. Под ее влиянием меняются взгляды Раскольникова, он начинает проникаться верой, его сердце оттаивает для любви. Он отрекается от своей бессмысленной теории. Ему предстоит провести долгие годы на каторге, где его ждет полное искупление вины и духовное возрождение.

Отношение автора к герою

Достоевский не обозначает четкую позицию по отношению к своему герою, предоставляя читателям самим оценить образ этого персонажа. Вместе с тем, автор, будучи гуманистом, не оправдывает поступок Раскольникова. Он считает, что каждый человек, включая отвратительную процентщицу, имеет право на жизнь, и Раскольников не бог, чтобы решать, оставлять ее в живых или убить.

Прототипы

Кроме реального прототипа Чистова, у Раскольникова есть и другие прототипы. Так, например, московский профессор А.Т. Неофитов проходил по делу о подделке билетов пятипроцентного займа. Еще одним прототипом является французский преступник Пьер Франсуа Ласенер, который был законченным убийцей, но считал себя жертвой общества.

Экранизации героя

Самой известной экранизацией считается работа режиссера Льва Кулиджанова, которому удалось максимально передать все великолепие романа. Фильм вышел на экраны кинотеатров СССР в 1969 году и получил заслуженное признание зрителей и кинокритиков. Черно-белая кинолента длительностью более трех часов в точности передает мрачность Петербурга Достоевского. Роль Родиона Раскольникова исполнил молодой двадцатичетырехлетний актер Георгий Тараторкин.

Читайте также: