Повесть гайдара школа анализ

Обновлено: 07.07.2024

Главный герой произведения Борис Гориков живет в провинциальном городке Арзамасе, похожем на монастырь. Борис любил в праздничные дни взбираться на колокольни, которых было много в городке, и смотреть на свою прекрасную малую родину. Отец главного героя был солдатом, воевал на фронтах 1 мировой войны. Мать работала в больнице. Борис, который учился в училище, был предоставлен сам себе. Мать уже давно не ругала его за плохие отметки. Подросток ненавидел уроки чистописания и французского.

В училище работает преподавателем мужчина по фамилии Галка. Он — революционер, член партии большевиков. Мужчина рассказывает Борису всю правду о происходящих событиях в России и на фронтах. В стране начинаются революционные события, власть в руки берёт Временное правительство. Борис начинает ходить на митинги и слушать выступления представителей разных партий. Борис решает сбежать из дома. Вначале он едет к дяде, но понимает, что мужчина не поддерживает бедняков. Здесь он встречается с учителем Галкой и уезжает на фронт сражаться в рядах Красной Армии.

Борису пришлось много пережить. Он попадает к партизанам, сближается с мужчиной по фамилии Чубуком, который намного старше подростка. Затем они попадают к плен к белым. Чубуку расстреливают, а Борису удается сбежать и вернуться в Красную Армию. После страшных событий подростка постоянно мучит совесть. Он считает себя виновным в смерти Чубука. Борис принимает решение, вступить в ряды партии большевиков.

Произведение учит отстаивать свою точку зрения и бороться за неё.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Часть вторая. Весёлое время

Двадцать пятого февраля отца Бориса расстреляли за побег с фронта и антипра­ви­тель­ственную пропаганду. Второго марта в городе узнали, что произошла революция и теперь страной управляет Временное правительство.

Соборный священник объявил, что Иисус тоже был социалистом и революционером, поэтому большая часть арзамасцев, включая Федьку, примкнула к эсерам — партии социалистов-революционеров.

На улицах Арзамаса проходили митинги, раздавались листовки. В городе появился учитель по прозвищу Галка, которого когда-то посадили в тюрьму.

Галка — бывший учитель, большевик, немолодой, умный и образованный, походкой похож на птицу галку, настоящее имя — Семён Иванович

Встретив Бориса, Галка сказал, что сидел вместе с его отцом. От него Борис узнал, что и отец, и Галка были большевиками.

С этого момента всё свободное время Борис проводил в клубе большевиков.

Точно очистки картофеля под острым ножом, вылетала вся шелуха, которой до сих пор была забита моя голова.

Большевики выступали не на городских митингах, а у бараков беженцев, в деревнях. На одном из таких собраний Борис встретил Федьку, раздававшего в толпе листовки от партии эсеров, и отказался ему помогать.

Несмотря на смену власти, жизнь в стране не изменилась. Войну эсеры собирались вести до полной победы, земля по-прежнему принадлежала помещикам, а заводы — капиталистам.

Часть первая. Школа

Двенадца­тилетний Борис Гориков жил в тихом городке Арзамасе.
Борис Гориков — школьник, легкомысленный, недисци­пли­ни­рованный, наивный, храбрый и честный

Отец Бориса, школьный учитель, воевал на фронте Первой мировой войны, мать работала фельдшерицей. Маленькая сестрёнка Бориса в школу ещё не ходила.

Федя Башмачников — друг Бориса, сын почтальона, рассуди­тельный всезнайка, интересуется политикой

Бориса огорчало, что его отец редко шлёт письма и не рассказывает в них о своих подвигах. Однажды незнакомый солдат принёс весточку от отца — толстое письмо и свёрток для Бориса. Он рассказал о голодной жизни в окопах. Борис с удивлением понял, что ничего героического в этой жизни нет, а простые солдаты не хотят воевать.

Слова солдата оставляли на душе осадок горькой сухой пыли, и эта пыль постепенно обволакивала густым налётом все до тех пор чёткие и понятные для меня представления о войне…

В свёртке оказался небольшой маузер с запасной обоймой, а над толстым письмом мать проплакала всю ночь.

В сентябре отец Бориса вернулся с фронта. В дом он пробрался тайком, и Борис сразу понял, что он дезертир. Отец на многое открыл Борису глаза. Оказалось, что немцы тоже не хотят воевать, но правительства воюющих стран не желают заключать мир. Отец считал, что их придётся заставить сделать это.

В школе узнали, что отец Бориса — дезертир, от мальчика все отвернулись. Отец прятался у кладбищенского сторожа, и Борис подружился с его сыном Тимкой.

Тимка — друг Бориса, сын кладбищенского сторожа, маленький, щуплый, слабый, боязливый, единственное увлечение — ловля певчих птиц

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Анализ произведения Школа Гайдар А, П..

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Сходство их подчеркнуто и сходством фамилий.

Первые наброски, связанные с работой над художественным произведением на материале пережитого автором, датированы 1923—1924 годами.

Много общего и в личных судьбах авторов этих книг. В ранней молодости участники гражданской войны, они затем стали писателями и принесли в литературу богатейший опыт пережитого в то необыкновенное время. Именно в их книгах, опаленных горячим дыханием гражданской войны, и созданы были образы героев эпохи революции, простых людей, представителей народных масс.

Гайдару в силу особого свойства его таланта выпала и особая доля: рассказать детям о героическом времени и о людях тех лет. Увиденное и пережитое в те годы наложило отпечаток на весь творческий облик писателя.

Тема гражданской войны легла в основу книг первого периода его творчества, но к ней он возвращался и позже, на протяжении всей своей жизни.

Участие детей в войне было частым явлением, и, естественно, оно стало предметом изображения в детских книгах. Но герой-ребенок в большинстве книг для детей тех лет, следовавших старым литературным традициям, изображался исключительным героем, от поступков которого зависела нередко судьба целого сражения. Такие книги были оторваны от жизни, искажали действительную историю, отступали от законов правдивого искусства.

Дети стоят в центре повествования, но не они решают исход событий, а сами под руководством отцов и старших братьев — коммунистов проходят школу жизни. Исторические события здесь не фон для необычайных подвигов героя, а содержание повести. Писатель хорошо знал подростка своего времени и создавал его характер правдиво, жизненно. Это было отмечено и критикой.

Рукопись ее хранится в Государственном архиве литературы и искусства.

Источники:Аркадий Гайдар.Собрание сочинений в четырех томах. Том первый. Издательство: Детская литература. Москва. 1964год.

Двенадца­тилетний Борис Гориков жил в тихом городке Арзамасе.

Борис Гориков — школьник, легкомысленный, недисци­пли­ни­рованный, наивный, храбрый и честный

Отец Бориса, школьный учитель, воевал на фронте Первой мировой войны, мать работала фельдшерицей. Маленькая сестрёнка Бориса в школу ещё не ходила.

Федя Башмачников — друг Бориса, сын почтальона, рассуди­тельный всезнайка, интересуется политикой

Бориса огорчало, что его отец редко шлёт письма и не рассказывает в них о своих подвигах. Однажды незнакомый солдат принёс весточку от отца — толстое письмо и свёрток для Бориса. Он рассказал о голодной жизни в окопах. Борис с удивлением понял, что ничего героического в этой жизни нет, а простые солдаты не хотят воевать.

Слова солдата оставляли на душе осадок горькой сухой пыли, и эта пыль постепенно обволакивала густым налётом все до тех пор чёткие и понятные для меня представления о войне…

В свёртке оказался небольшой маузер с запасной обоймой, а над толстым письмом мать проплакала всю ночь.

В сентябре отец Бориса вернулся с фронта. В дом он пробрался тайком, и Борис сразу понял, что он дезертир. Отец на многое открыл Борису глаза. Оказалось, что немцы тоже не хотят воевать, но правительства воюющих стран не желают заключать мир. Отец считал, что их придётся заставить сделать это.

В школе узнали, что отец Бориса — дезертир, от мальчика все отвернулись. Отец прятался у кладбищенского сторожа, и Борис подружился с его сыном Тимкой.

Тимка — друг Бориса, сын кладбищенского сторожа, маленький, щуплый, слабый, боязливый, единственное увлечение — ловля певчих птиц

Вскоре и сторожа, и отца Бориса арестовали.

Повесть Школа — художественный анализ. Гайдар Аркадий Петрович

А. Буланов, доцент Волгоградского.

Педагогического института, кандидат филологических наук..

Часть вторая. Весёлое время

Двадцать пятого февраля отца Бориса расстреляли за побег с фронта и антипра­ви­тель­ственную пропаганду. Второго марта в городе узнали, что произошла революция и теперь страной управляет Временное правительство.

Соборный священник объявил, что Иисус тоже был социалистом и революционером, поэтому большая часть арзамасцев, включая Федьку, примкнула к эсерам — партии социалистов-революционеров.

На улицах Арзамаса проходили митинги, раздавались листовки. В городе появился учитель по прозвищу Галка, которого когда-то посадили в тюрьму.

Галка — бывший учитель, большевик, немолодой, умный и образованный, походкой похож на птицу галку, настоящее имя — Семён Иванович

Встретив Бориса, Галка сказал, что сидел вместе с его отцом. От него Борис узнал, что и отец, и Галка были большевиками.

С этого момента всё свободное время Борис проводил в клубе большевиков.

Точно очистки картофеля под острым ножом, вылетала вся шелуха, которой до сих пор была забита моя голова.

Большевики выступали не на городских митингах, а у бараков беженцев, в деревнях. На одном из таких собраний Борис встретил Федьку, раздававшего в толпе листовки от партии эсеров, и отказался ему помогать.

Несмотря на смену власти, жизнь в стране не изменилась. Войну эсеры собирались вести до полной победы, земля по-прежнему принадлежала помещикам, а заводы — капиталистам.

С подарком отца — маузером — Борис не расставался. Зная это, Федька подбил одноклассников отобрать его у Бориса. Защищаясь, мальчик выстрелил и выпрыгнул в окно.

Дома он узнал, что его исключили из училища и требуют сдать маузер в думскую милицию. Мать попыталась заставить его сделать это, даже спрятала маузер, но Борис нашёл его и тайком уехал в Нижний Новгород, надеясь найти там или родного дядьку-рабочего, или уехавшего туда Галку.

Борис снова сбежал, на одном из митингов встретил Галку и от него узнал, что надвигается очередная революция. Мальчик остался при местном большевистском комитете до самой Октябрьской Социали­стической революции.

Рассказы Аркадия Гайдара

За четыре военных года им пройден путь от адъютанта до командира полка. Полковник в семнадцать лет! Даже юные офицеры восемьсот двенадцатого года не знали такой карьеры. Они воевали за Отечество, против иноземного врага, а Голиков дрался со своими же — с русскими. Столько потрясений и боли принесла гражданская, нет, самая настоящая военная война. Ранения, контузия, бивачная жизнь, жестокость, кровь не прошли даром для такого чуткого и самолюбивого юноши, как Аркадий. В результате — тяжелая нервная болезнь, преследовавшая его всю жизнь и заставившая уйти из армии. Не удалось продолжить и образование.

Гайдар всегда носил фуражку или любимую папаху, сдвинув на затылок. Открытое, почти всегда веселое лицо. Всегда открытое сердце, в которое осенью сорок первого года попала фашистская пуля. Одна единственная.

Мне нравится творчество писателя Аркадия Гайдара. У нас дома есть несколько книг с его произведениями.

Книга Школа - Аркадий Гайдар фото

Перечитала повесть Аркадия Гайдара "Школа". Читала эту книгу уже давно, но и сейчас она мне показалась не менее интересной.

Книга Школа - Аркадий Гайдар фото

Книга эта автобиорафическая, главный герой, как и сам писатель когда-то, жил в Арзамасе. В произведении описано сложное время накануне революции 1917 года. Продолжалась первая мировая война, шла гражданская война. У Бориса Горикова, учашегося реального училища, отец был на фронте. Он, как и большинство мальчишек, романтизировал образ русского солдата. Но потом сначала от сослуживца своего отца, а затем и от самого отца, он узнал, что от войны все уже устали и конца ей не видно.

Из-за происходяших событий в голове у мальчишки самая настоящая сумятица. Оказавшись в партизанском отряде, когда ему еще не было и шестнадцати лет, он еще не понимал ответственности, которая ложилась на каждого бойца. Борис не всегда еще мог оценить серьезность ситуации, одно время даже равнялся на человека, который, мягко скажем, был не самым достойным примером для подражания. Прослеживая похождения Бориса и его становление как человека и революционера, начинаешь понимать, что название повести "Школа" имеет отношение вовсе не к реальному училищу, в котором учился главный герой. Это школа жизни, которая практически с первых строк произведения учит чему-то совсем еще юного мальчишку, заставляет задумаваться, правильно расставлять приоритеты.

Что мне особенно понравилось, так это что в книге все показано без прикрас. Автор никого излишне не героизирует, никого сознательно не принижает.

К тому же, это уже касается данного конкретного издания, чтобы как-то более реалистично представить происходящие события, в книге есть хорошие иллюстрации, в том числе и на разворотах.

Книга Школа - Аркадий Гайдар фото

Что я хочу сказать об этой повести. Конечно, сейчас многим она покажется неактуальной, но хорошая литература, по-моему, актуальна всегда. К тому же книга читается легко. Историю свою нужно знать, особенно когда книга написана человеком, который принимал участие в событиях тех далеких лет.

Если кого-то заинтересовал сюжет, узнать о становлении главного героя, о его похождениях вы можете, прочитав повесть Аркадия Гайдара "Школа".

Читайте также: