Поурочные разработки по проектной деятельности в школе по фгос 2019 2020

Обновлено: 05.07.2024

Программа разработана и составлена с учетом требования ФГОС. Содержит поурочное планирование, примерные тема проектных работ.

ВложениеРазмер
proektnaya_deyatelnost_v_shkole.docx 43.64 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №50

Педагогическим советом Директор

ГБОУ СОШ №50 ГБОУ СОШ №50

Автор-составитель: Пыжова Е.И., учитель русского языка и литературы.

Место курса проектная деятельность в школьной программе

Методы и технологии

Требования к ЗУНам по окончанию реализации программы

Личностные и метапредметные результаты

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Перечень тем проектно-исследовательской работы для учащихся 5-9 классов для прикрепления к педагогу

В соответствии с ФГОС устанавливаются требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования среди которых:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- формирование ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности;

- формирование социальных компетенций, правосознания, способности ставить цели и строить жизненные планы;

- реализация способности использования в учебной, познавательной и социальной практике межпредметных понятий и универсальных учебных действий;

- реализация возможности самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;

- построение индивидуальной образовательной траектории;

- формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений;

- овладение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;

- формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- формирование умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- формирование умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий и т.д.

Таким образом, мы можем говорить о том, что ФГОС направлены на формирование у обучающихся общеучебных способностей, умений и навыков как основы учебной деятельности.

Превратить ученика в субъект учебной деятельности призвана проектная и исследовательская деятельность как таковая. Проектная и исследовательская деятельность ориентирована на использование знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения, для постановки и решения практических задач, которые могут носить как теоретический так и практический характер. Это делает возможным участие учеников в работе над получением конкретного результата, способствует выработке умения работать в условиях ограниченного времени, развить навыки создания и защиты презентаций, работы в команде.

Проектная и исследовательская работа проводится учениками 5-9 классов ГБОУ СОШ № 50 под руководством педагога. Руководитель проектно-исследовательской работы несет ответственность за его реализацию в ходе учебного процесса.

Как показывает практика, учащиеся, окончив начальную школу, теряют интерес к обучению, мотивация к получению новых знаний ослабевает. Зачастую, ученика не устраивает объяснение, что программа, которую он сейчас осваивает, может пригодится ему в будущем, то есть через несколько лет. Проектная и исследовательская деятельность позволит применить полученные знания, умения и навыки на практике во время освоения школьной программы и реализовать творческий потенциал конкретного ученика.

Участие в проектной и исследовательской деятельности способствует формированию гармоничной личности и отвечает потребностям современного общества.

Проектная и исследовательская деятельность сегодня неотъемлемая часть учебной деятельности.

- познакомить учащихся с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта (познавательные УУД);

- сформировать опыт выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности (регулятивные УУД);

- сформировать навыки самоопределения, реализации собственного проекта (личностные УУД);

- сформировать опыт выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности (регулятивные УУД);

- сформировать навыки самоопределения, реализации собственного проекта (личностные УУД);

- сформировать представление об исследовательской деятельности как ведущем способе учебной деятельности;

- обучить специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

- сформировать и развить умения и навыки исследовательского поиска;

- развить познавательные потребности и способности, креативность;

- развить коммуникативные навыки (партнерское общение) (коммуникативные УУД);

- сформировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

- сформировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;

- воспитание целеустремленности и настойчивости;

- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;

- формирование умения решать творческие задачи;

- развивать ресурсную базу школы, отвечающей системным образовательным запросам и индивидуальным возможностям обучающихся, включённых в проектную деятельность.

Метод проектов отличается от классических методов обучения. При этом, метод проектов направлен на многоаспектное развитие личности школьник.

В основе проектной методики – цикличность образовательного процесса. Каждый цикл мы можем рассматривать как законченный самостоятельный этап обучения, который в первую очередь направлен на решение заранее определенных задач в их неразрывности с общей целью овладения учебным предметом.

Метод проектов не является совершенно новым в педагогической практике, но при этом он занимает ведущие позиции среди педагогических технологий XXI века. Специфика проектной деятельности проявляется прежде всего в направленности на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе разработки проектов. При этом руководителю проекта необходимо учитывать разновозрастность детей общей группы. В связи с этим занятия составлены с учетом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности.

Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они все больше приобретают специфические черты проектной деятельности.

Группы умений, которые формирует курс:

  1. Исследовательские (генерация идей, выбор решения поставленных задач);
  2. Социального воздействия (формирование умений сотрудничества в рамках исследовательской групповой деятельности, формирования умения оказывать помощь одногруппникам и умения принимать помощь, умение следить и корректировать ход исследовательской деятельности);
  3. Оценочные (умение адекватно оценивать свои достижения и достижения одноклассников);
  4. Информационные (умение самостоятельного поиска необходимой информации, ее анализ и систематизация);
  5. Презентационные (умение выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы, подготавливать наглядный материал для иллюстрации своих достижений и результатов работы, умение построения выступления);
  6. Рефлексивные (умение выявлять новые знания и навыки, полученные в ходе выполнения конкретных задач, умение определять, чему следует учиться далее);
  7. Управленческие (умение проектировать процесс, планировать время и распределять ресурсы, умение принимать решения, распределять обязанности в групповой работе).

Этапы проектной деятельности:

Особенностью программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

В этом качестве программа призвана обеспечить реализацию следующих принципов :

- непрерывность и преемственность курса школьной программы и дополнительного образования как единого целостного образовательного процесса;

- индивидуализации и социализации конкретного ребенка в системе внеурочной деятельности;

- системность учебно-воспитательного процесса;

- раскрытие интеллектуального потенциала школьника и поддержка одаренных детей.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

В свою очередь проектная и исследовательская деятельность служит логическим продолжением урока и предусматривает вовлеченность каждого ученика в процесс выявления и систематизации данных. Личные качества, формируемые в результате проектной и исследовательской деятельности, ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.

Результат проектной и исследовательской деятельности – личный и общественно значимый продукт: доклад, статья, макет, презентация, конференция, комплексная работа, и т.д.

В данной связи в целях логического завершения деятельности предлагается внести в учебный план школы проведение итоговой научной конференции учащихся для презентации результатов проведенного исследования.

Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта, а также критерии оценки проектной работы разрабатываются с учетом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в соответствии с особенностями ФГБОУ СОШ № 50. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект к защите не допускается. Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии ФГБОУ СОШ № 50 или на конференции, проводимой в ФГБОУ СОШ № 50.

Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

По форме проекты могут быть индивидуальными (т.е. выполнены конкретным учеником единолично) или групповыми (т.е. выполненные группой учащихся).

Выполнение проекта можно условно разделить на три значимые части: разработка проекта, практическая реализация и защита.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Ирбитское муниципальное образование

муниципальное общеобразовательное учреждение

(методическое пособие)

hello_html_298fa60c.jpg

д. Бердюгина

Эффективный метод, формирующий умение учащихся самостоятельно добывать новые знания

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковойисследовательской работе

А. Н. Колмогоров

Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);

Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД) ;

Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход ;

Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность .

Ответственность учителя в образовании всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС эта ответственность существенно возрастает.

Что необходимо нашим школьникам для успеха?

Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи

Уметь работать в команде и обладать навыками общения

Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них

Эффективно использовать знания реальной жизни

Компьютерная грамотность

Таких результатов образования невозможно достичь, используя только традиционные педагогические методы и приёмы. И учителю на помощь приходит метод проектов, интегрирующий в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения. Исследовательский подход в обучении не является новым педагогическим явлением. Идея его использования в образовательных учреждениях была впервые выдвинута во второй половине XVIII века. Однако более 100 лет понадобилось, чтобы она стала востребована педагогическим сообществом.

Краткая историческая справка

В России метод проектов был известен еще в 1905 году. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. С 1919 года под руководством выдающегося русского педагога С.Т.Шацкого в Москве работала первая станция по народному образованию. В 1931г. Постановлением ЦК ВКП(б) этот метод был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов ХХ века.

Родившись от идеи свободного воспитания, сегодня метод проектов становится интегрированным компонентом современной системы образования. Но суть этого метода остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение ( и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и через проектную деятельность предполагает практическое применение имеющихся и приобретенных знаний. Этот метод позволяет реально соединять академические знания с практическим опытом их применения, что и предполагают ФГОС

Главная идея метода проекта в рамках реализации ФГОС:

формирование общих учебных умений (универсальных учебных действий):

организационных (регулятивных), интеллектуальных (познавательных),

оценочных (личностных), коммуникативных.

Что такое проект? Проект – это работа , направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проекты - научные, социальные, учебные.

Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся- партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта

Тема проекта

Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.

Название проекта должно выражать главную идею. Название проекта не должно быть сухим, только констатирующим содержание. В названии должна быть заложена какая- то тайна, проблема или вопрос. Название должно быть коротким, ёмким по содержанию, привлекательным и, по возможности, максимально индивидуальным.

Типология проектов:

1) По доминирующей деятельности учащихся :

-практико – ориентированные (проекты направлены на сбор информации о каком-либо предмете или явлении .Например, проведение опроса школьников для публикации в школьной газете и т.п.);

-исследовательские (направлены на решение практических задач, результат выполнения проекта – конкретный полезный предмет, модель, учебное пособие и т.п.);

- информационные (результатом становится создание литературных произведений, видеофильмов);

- творческие (проекты предполагают подготовку какого-либо мероприятия: игры, состязания, викторины, экскурсии и т.п.),

ролево – игровые (создание спектакля, сценария, игры);

2.) По продолжительности:

- мини – проекты (один урок), краткосрочные ( несколько уроков),

- средней продолжительности( от недели до года) ,

3) По количеству участников:

- индивидуальные (личностные -проект, выполняемый одним учащимся),

- парные( выполняется двумя учащимися ),

- групповые- проект, выполняемый группой (группами) учащихся.

4) 4) По охвату предметов:

- - монопроект (монопредметный,- проект по одному учебному предмету);

- межпредметный проект- проект, объединяющий несколько предметных областей,

- свободный – то есть тема проекта выходит за рамки школьного обучения.

5) По форме продукта ( проектный продукт)

1.Научные или учебные материалы: научный доклад, научная статья, отчёт об исследовательской экспедиции, анализ данных социологического опрос, словарь.тесты , учебное пособие

2. Публицистические материалы: настенная газета ,школьная тиражная газета,журнал, заметка, интервью, обзор и др.

3.Творческий продукт: сборник стихотворений ,литературный альманах, альбом с иллюстрациями ,картина театральная постановка (ПРИМЕРЫ)

4. Мероприятие: экскурсия, праздник, соревнование, деловая игра, викторина КВН, Что? Где? Когда? выставка, пресс-конференция, литературное кафе

5.Мультимедийный продукт: мультимедийная презентация, видеоклип ,видеофильм, гипермедиа-сочинение (озвученное сочинение, проиллюстрированное видеофрагментами, изобразительно- музыкальными материалами) компьютерная графика, веб- сай

Этапы проектной деятельности : подготовительный, планирование, реализация проекта, презентация, осмысление и оценка.

Этап 1. Подготовительный . Собрать различные идеи учащихся; организовать дискуссию для обсуждения выдвинутых идей; поддержать (или тактично cкорректировать) идею, получившую коллективное одобрение.

Тема (что мы будем делать?) Цели (для чего мы это будем делать?) Задачи проекта (как мы это будем делать?) Проектный продукт (что должно получиться в результате?)

Этап 2. Планирование . Учитель предлагает разделиться на группы, спланировать деятельность по решению задач проекта, выбрать возможные виды продукта и формы его презентации, распределить время. Ученики разбиваются на группы, распределяют роли в группе, определяют вид проектного продукта и форму его презентации, делят работу на промежуточные этапы, определяют время работы над каждым этапом.

Вопрос – Ответ. Почему выбрана эта тема проекта? Проблема проекта. Что надо сделать, чтобы решить данную проблему? Образ проектного продукта (ожидаемый результат). Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена проблема? Существует ли необходимая связь между проблемой, целью и проектным продуктом.

Вопрос. Ответ. Всё ли у тебя есть, чтобы проделать эти шаги (информация, оборудование и прочее для проведения исследований, материалы для изготовления продукта, чего не хватает, где это найти, что ты уже умеешь делать и чему придётся научиться)? Развёрнутый план работы. Когда ты будешь осуществлять всё необходимое? Индивидуальный график проектной работы.

Лист планирования

Этап 3. Реализация проекта . Ученики работают в группах, собирают и обрабатывают информацию, решают возникающие вопросы и проблемы, корректируют план, оформляют документацию проекта. Учитель оказывает помощь в поиске и обработке информации, проводит индивидуальные и групповые консультации, осуществляет контроль за соблюдением сроков

Этап 5. Осмысление и оценка проекта Можно ли считать проблему, над которой вы работали, решённой? Какие проблемы возникали в ходе работы? Как вы их решили? Что было самым трудным в работе над проектом? Чем ваша работа в конце проекта отличалась от вашей работы в начале проекта? Что нуждается в доработке? Чего вы до сих пор не понимаете? В чем вы стали более уверенны? Что было наиболее значительным, из того что вы узнали?

При использовании метода проекта ученик…

Определяет цель деятельности

Открывает новые знания

Выбирает пути решения

Несёт ответственность за свою деятельность

Рекомендует источники информации

Раскрывает возможные формы работы

Содействует прогнозированию результатов

Создаёт условия для активности школьника

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Портфолио проекта

Портфолио проекта (проектная папка) – это папка документов, фиксирующих ход работы над проектом. Портфолио включает: паспорт проекта; планы и графики выполнения этапов проекта; отчёты рабочих групп; рисунки, эскизы, чертежи, наброски проектного продукта; материалы к презентации; результаты экспертизы.

Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины

Руководитель и консультанты проекта

Возраст участников проекта

Состав проектной группы (имена и фамилии участников)

Аннотация проекта (актуальность, личностная значимость, практическое применение).

Предполагаемые продукты проекта

Этапы работы над проектом (продолжительность, содержание работы, ответственные)

Необходимое оборудование и ресурсы.

Паспорт проекта

Любая проектная работа должна иметь:

При написании введения учащийся должен:

- указать цель работы (в соответствии с названием темы);

- привести задачи (раскрывающие пункты плана, т.е. пути достижения цели);

- описать структуру работы;

Объем введения должен составлять 1-2 страницы.

Далее следует основная часть работы, которая делится на 2 части.

1 часть – теоретическая, включает анализ теории, в ней целесообразно дать самое общее описание рассматриваемой проблемы, определить основные положения и понятия, далее следует сосредоточиться уже на частных характеристиках описываемого объекта, опираясь на уже существующие исследования. Однако здесь можно высказать и собственные суждения относительно исследуемого объекта. Таким образом, эта часть работы имеет по преимуществу реферативный характер. Должна содержать 1-2 параграфа. В каждом из параграфов решается конкретный вопрос, имеющий значение для целого.

2 часть – практическая (исследовательская), содержит описание уже собственного материала учащегося, с привлечением лишь по необходимости данных других исследований (привлечение таких данных весьма желательно), включает анализ текущей ситуации на основе данных и/или описание выявленных проблем в рассматриваемой области, описание путей совершенствования рассматриваемого вопроса (путей решения проблем). Глава должна включать 1-2 параграфа. Необходимость разделения параграфов на подпараграфы определяется учащимся по согласованию с научным руководителем. Каждый параграф работы составляет не менее 2 страниц.

В заключении дается обобщенное (суммарное) изложение идей, выявленных в результате осуществленного исследования, отмечается их новизна, выделяется то новое, что обнаружено, приводятся основные выводы по итогам проведенного исследования, результаты, которые были достигнуты. Это выводы по всей работе, а не повторение фраз, завершающих части работы. Объем заключения – 1-2 страницы.

Список литературы должен содержать не менее 5 источников. В это число должны входить учебники, монографии, газетные и журнальные публикации, материалы сети Internet.

Требования к оформлению проекта

1.Поля: - правое – 10 мм; - верхнее, нижнее, левое – 20 мм.

2.Размер шрифта – 14, интервал – 1,5. Разрешается использовать шрифты различной гарнитуры ТОЛЬКО для акцентирования внимания на определениях и формулах.

3.Названия глав и параграфов: - в содержании пишутся с ПРОПИСНОЙ БУКВЫ, остальные буквы – строчные. После номера раздела, подраздела (главы, параграфа) точку не ставят.

Заголовок должен быть отделен от текста интервалом 10 – 15 мм.

5.Список использованной литературы Дается строго в алфавитном порядке. Порядок оформления библиографического описания источника: фамилия автора и его инициалы - название статьи или монографии - если статья, то название сборника - место издания - издательство - год издания работы - если статья или реферат, то начальная и последняя страницы публикации, если монография, то количество страниц.

 Налимов В.В. В поисках иных смыслов. - М.: Прогресс, 2017. - 280 с.

статья в журнале:

статья из сборника:

 Лакофф Дж. Когнитивная семантика // Язык и интеллект: Сб./ Пер. с англ, и нем. - М.: Прогресс, 2018. - С. 143-184.

Порядок расположения источников: книги и статьи по алфавиту, учебники, монографии; газетные и журнальные публикации; Интернет-сайты

Примерная схема защиты проекта

Рекомендуется составлять сценарий защиты. Примерная схема защиты может выглядеть так:

1. Постановка проблемы, ее актуальность.

2. Высказывание гипотезы, аргументация ее положений.

3. Основная часть. Этапы работы над проектом, полученные результаты, их краткий анализ.

4. Выводы. Результаты рефлексивной оценки проекта.

5. Ответы на вопросы других групп (дискуссия).

Для защиты должны быть расписаны роли участников проекта (сценарист, докладчик, оформитель, содокладчик, демонстратор, ассистент), определен перечень материалов для защиты (папка работы над проектом (дизайн-папка), рисунки, схемы, плакаты, видеофильм, мультимедийные средства и т.д).

Цель любого проекта – формирование универсальных учебных действий

Личностные УУД

Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

с целью обнаружения отклонений от него;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.

Накопив опыт использования данного метода ученики смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями школьника (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.

Проектную деятельность ведут не только ученики, но и учителя.

По сути, весь труд учителя – это ежедневное проектирование.

Наша работа имеет конкретную цель. Мы ставим цели, задачи,

ищем информацию, обрабатываем ее, представляем итоги публично.

Однажды, животные решили, что должны совершить что-нибудь героическое, чтобы достойно решать проблемы "нового мира". И они организовали школу. Они составили программу занятий, которая состояла из бега, лазанья, плавания и полета. Чтобы было легче контролировать выполнение программы, она была одинаковой для всех животных .
Утка отлично преуспевала в плавании, даже лучше своего наставника, но у нее были посредственные оценки за полет и еще хуже - за бег. Поскольку она так медленно бегала, ей приходилось оставаться после уроков и отказываться от плавания, чтобы учиться бегу. От этого ее бедные лапки совсем ослабли, так что она и плавать стала неважно.
Кролик сначала был лучшим в классе по бегу, но у него случился нервный срыв из-за того, что нужно было так много наверстывать в плавании. Белка была отличницей по лазанью, но вскоре у нее начались неприятности на занятиях по полету, где учитель заставлял ее взлетать с земли, а не спускаться с верхушки дерева. Орел вообще оказался трудным учеником, и его постоянно строго наказывали. На занятиях по лазанью он первым добирался до вершины дерева, но упорно делал это по-своему.
В конце года аномальный
лось , который умел отлично плавать, а также бегал, лазал и немного летал, получил самые высокие средние оценки и выступал на выпускном вечере от имени своего класса. Луговые собачки не стали ходить в школу, потому что администрация не включила в программу рытье нор. Они научили своих детей охотиться позднее, объединившись с лесными сурками и сусликами, создали преуспевающую частную школу.
Есть ли у этой басни мораль?

Беда и одновременно вина устроителей этой школы в том, что они не удосужились учесть индивидуальные особенности своих подопечных , забыв о том, что рожденный ползать летать не может. Оптимальный выход - это создание системы вариативного образования. Совместима ли она с образовательными стандартами?
Да, если понимать под стандартом необходимый каждой живой особи минимум, обеспечивающий ей двигательную активность, а в человеческом варианте еще интеллектуальное развитие и нравственный рост личности. Трудности отбора такого минимального содержания образования очевидны, но преодолимы. Есть большая вероятность, что при наличии новых образовательных стандартов, мы сможем обеспечить орлиный полет одаренного математика и стремительный заплыв в океане гуманитарных знаний утенку, который со временем может преобразиться в прекрасного белого лебедя филологии.


Индивидуальный проект должен отвечать интересам и образовательным потребностям каждого конкретного учащегося. Это означает, что школа должна предложить старшеклассникам широкий перечень тем проектов, обеспечить их тьюторским сопровождением и ресурсной базой. Проект может быть профориентационным и выполняться в рамках практически любого профиля — технологического, гуманитарного, социально-экономического и других. Школа может организовать преподавание нового предмета силами учителей, а может привлечь социальных партнеров — организации профессионального и дополнительного образования, в том числе кванториумы, научные институты, предприятия из сферы бизнеса.

Основа нормативной базы для введения нового предмета — это, прежде всего, ФГОС (его обновленная версия должна появиться до сентября) и примерная основная образовательная программа. Предмет вводится локальным актом образовательной организации. Важно, что если в основной школе ученики выполняют проекты и исследования, опираясь на учебные предметы, то в старшей школе проекты и исследования становятся межпредметными и полидисциплинарными. Старшеклассник самостоятельно формулирует предпроектную идею, ставит цели, описывает ресурсы, определяет критерии успешности проекта. Презентацию результатов можно проводить не только в школе, но и в том социально-культурном пространстве, где проект разворачивается, — например, в сообществе деловых людей.


В пособии курс разделен на 8 модулей:

  • культура исследования и проектирования;
  • самоопределение;
  • замысел проекта;
  • условия реализации проекта;
  • трудности реализации проекта;
  • предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ;
  • дополнительные возможности улучшения проекта;
  • презентация и защита индивидуального проекта.

В пособии приводятся примеры исторических и современных проектов, один из которых — строительство Крымского моста.

Методическое объединение учителей математики

Методическое объединение учителей математики

Методическое объединение учителей математики запись закреплена

Доброе время суток! Коллеги,поделить ,пожалуйста,электронной версией книги Половкова, Носов, Половкова: Индивидуальный проект. 10-11 классы. Учебное пособие. ФГОС
Спасибо. А если есть рабочая программа и поурочное планирование, то буду очень благодарен.

Вадим Казак

Нашел программу от издательства "Просвещение"(стр. 20-34). В сборнике программа и КТП. Пока само пособие только купить, в электронном виде отсутствует.

Яна Кожемякина

Вадим, здравствуйте, а можете еще раз добавить эти документы. Они не скачиваются, а очень нужно. Спасибо большое, заранее

Вадим Казак

Елена Никитина


Елена Никитина

Автор данных рекомендация не различает понятия "Исследовательская работа" и "проект". И ЭТО нам "пихают" в работу.

Дагман Мусаева

Вадим Казак

Лариса Кароннова

Елена Федорова

😍

Спасибо

Юлия Избаева

Татьяна Зайцева-Борисова


Татьяна Зайцева-Борисова

Павел Александров

Маргарита Ариничева

Тат Гог

Светлана Пьянкина

всем доброго времени суток, скачала рабочую тетрадь в полном варианте - делюсь, может кому пригодится

Жанна Эстерле

Ольга Малярчикова


Ольга Малярчикова

Ирина Верютина

Елена Ундалова

Татьяна Гаранина

Елена Никитина


Елена Никитина

Коллеги, делала на первое полугодие технологическую карту для 10 кл. по Половковой. Делюсь. Если есть у кого на второе полугодие и для 11 класса, поделитесь, пожалуйста тоже)))

Проектная деятельность в условиях ФГОС ОО

Приоритетной целью образования становится развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, самостоятельно добывать необходимую информацию, контролировать и оценивать свои достижения, т.е. формирование умения учиться.

Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены в 9-х и 11-х классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Также актуален вопрос об оценке метапредметных и личностных результатов образования. В требованиях ФГОС общего образования эти типы образовательных результатов отражены наряду с предметными результатами. В реальной же практике определяются в основном предметные достижения (по оценкам ЕГЭ, ОГЭ, предметных олимпиад и др.). На основании диагностики успешности в осуществлении исследовательской и проектной деятельности (как индикатора) может оцениваться уровень метапредметных и личностных результатов обучения. Эти показатели успешности планируется заложить в критерии подсчета рейтинга московских школ, что позволит учесть достижения школьников, не склонных к академической успеваемости и интеллектуальным соревнованиям, но имеющих высокий творческий потенциал.

Согласно ФГОС, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. Всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

ФГОС для основного общего образования предусматривает выполнение учащимися индивидуального проекта, который «представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно - исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

Это означает что:

− исследования и проекты будут выполнять все учащиеся;

− учителям в массовом порядке нужно будет научиться руководить проектами и исследованиями;

− должна быть разработана единая методика аттестации обучающихся по результатам выполнения ими исследовательских и проектных работ.

Проект – это совокупность действий, исполнителей и средств по выработке вариантов решения определенной проблемы, достижения определённых целей.

Проект - ограниченное во времени, целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными расходами и специфической организацией.

Проектная деятельность учащихся всех классов – активная часть школьной жизни.

Технология проектирования делает учащихся активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом развития успешности школьников . В основе технологии лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение, на самореализацию . Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование различных знаний, умений, он потенциально создает ситуацию успеха .

Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС

Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. ФГОС предусматривает формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Большие возможности в этом плане открывает метод проектов (проектная технология) - один из методов личностно-ориентированного обучения, способ организации самостоятельной деятельности обучающихся в процессе решения задач учебного проекта.

При выполнении своего проекта (исследования) обучающиеся включаются в активную учебно-познавательную деятельность, результатом, которой являются сформированные компетенции, включающими в себя:

· навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

· способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

· умение постановки целей и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования, аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов;

· выбор адекватных стратегий коммуникации;

В результате разработки и реализации проекта у обучающихся будет сформирована потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;

Будут сформированы основы критического отношения к знанию, жизненному опыту, основы ценностных суждений и оценок.

- сформированность позитивной самооценки, самоуважения, развитие образовательной успешности каждого обучающегося;

- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми.

· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

· умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

· умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

· формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Метод проектов в педагогике – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы учащимися и педагогом, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Метод проектов – это самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального или интеллектуального продукта, которую можно различить:

- по характеру результата (информационный, исследовательский, обзорный, продукционный, проект-инсценировка, альманах, сборник иллюстраций, сборник собственных творческих работ или фольклорных находок, стенгазета, киносценарий, публикация в СМИ, туристический буклет, веб-сайт и т.д.);

- по форме (видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, интервью со знаменитыми людьми, журнальный репортаж, рок-опера);

- по характеру доминирующей в проекте деятельности (поисковый, исследовательский, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно-ориентировочный).

- Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

- Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обяза­тельное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ получен­ных результатов. При выполнении проекта должны использовать­ся методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

- Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в сети Internet.

-Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

- Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных геро­ев с целью воссоздания различных социальных или деловых от­ношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

По профилю знаний:

- монопроекты - по одному учебному предмету.

Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности.

Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины.

Монопроекты могут быть, например, литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными. Такие проекты могут проводиться в рамках классно-урочной системы.

Межпредметные – по 2-3 учебным предметам.

По характеру координации (с открытой, или явной, координацией:

- в таких проектах координатор участвует в проекте в собственной своей функции, направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников;

- со скрытой координацией: в таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции, он выступает как полноправный участник проекта).

По характеру контактов проекты могут быть:

- региональными (в пределах одной страны),

По количеству участников:

- личностные – индивидуальные

По продолжительности:

- краткосрочные на 1-5 уроков (требуют выделения 4 - 6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома);

- среднесрочные – на 1-2 месяца;

- долгосрочные – до 1 года (могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время).

По типу объекта проектирования:

- морфологическое (проектирование вещей, создание новых моделей);

- социальное (направленных на социальные вопросы);

- экзистенциальное (проектирование личностного развития).

Виды проектов:

- Социально значимый проект

- Проект – иллюстрация учебной темы

- Проект – исследование научной проблемы в определенной учебной дисциплине

- Проект - постановка проблемы

- Проект – инсценировка (видеофильм, рекламный ролик, репортаж, сценарий)

- Текущий учебный проект

-Итоговый учебный проект.

Проекты подразделяются:

- по составу участников;

- по срокам реализации;

- по результатам : ( доклад, альбом, сборник, каталог, альманах, макет, схема, план-карта; видеофильм, выставка и др.).

-по предмету труда: человек – человек; человек – природа; человек – техника; человек - художественный образ), человек – знаковая система.

- по сфере применения: школа, семья, досуг, производство, профессиональное самоопределение.

-по интересам: познавательные, экологические, коммерческие, игровые, профессионально – трудовые, научные, комплексные.

-по материальному воплощению: интеллектуальные, информационные, комплексные.

- по преобладающим технологическим процессам: архаичные (ручные технологии), традиционные (машинные технологии), инновационные (технологии на основе радиоэлектроники и телемеханики)

- по цели проектной деятельности: гностические, изыскательские, преобразующие.

Читайте также: