Послушай фрагменты из симфонии действа перезвоны весело на душе вечерняя музыка молитва о чем кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.

осмысление интонационного богатства народной музыки;

дальнейшее знакомство с жанром молитвы в музыке отечественных композиторов;

воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа;

развитие музыкального и эстетического вкуса.

Музыкальный материал:

(слайд с изображением В Шукшина).

Задание: определить характер, какие жизненные картины возникают при слушании?

Задание: какие образы рисует музыка В. Гаврилина??

-Что вы услышали? (Обращение к Богу.)

- О чём просит этот человек? (О спасении, защите, помиловании…)

- Каждый человек приходит в храм со своими просьбами и в наше время.

- Какая это музыка, старинная или современная? (Современная).

-Можно ли это произведение считать молитвой? Да.

- Чего боялся разбойник после смерти? Попасть во тьму. В никуда.

Динамика? Какие виды инструментов играют главную роль в произведении? Исполнение? Стиль? Что необычного вы услышали в произведении для себя?

Обсуждения. Впечатления. Образ природы. Как творчество Шукшина повлияло на создание этого произведения? И т. Д.

О чем песня? Что пытается донести до слушателей композитор?

Разучивание песни.

Романс. Стиль исполнения? О чём произведение? Почему именно на стихи Есенина? Чем близко В. Гаврилину творчество Есенина? Что их объединяет в творчестве?

А сейчас немножко отдохнём. ФИЗМИНУТКА.
Представим осенний лес. Задумчив и тих осенний лес. Представьте, что вы осенние листья (встали). Тянитесь к солнцу, теплу (подтянулись). Ветер качает вас (наклоны в сторону). Подул холодный ветер, листья плавно летят вниз.

Продолжаем под музыку (видео-физминутка с инфоурока)

- Охарактеризуйте эту молитву.

- Какая это молитва? Почему она так называется?

- За кого просит автор в этом произведении?

-Можно сказать, что человек перенёс тяготы судьбы и не желает другим людям страданий и мучений?

-Кем является Булат Окуджава?

На полях запишите музыкальные термины:

Хор, солист, контраст-сопоставление, мелодичность, выразительность, изобразительность.

Нарисуйте солнце. На лучах напишите те произведения, которые мы сегодня с вами прослушали и проанализировали:

1.ГАВРИЛИН МОЛИТВА

2. ЧАСТУШКИ ВЕСЕЛО НАМ

3. ГАВРИЛИН ВЕЧЕРНЯЯ МУЗЫКА

4.ГАВРИЛИН МАМА

5. ОКУДЖАВА МОЛИТВА

В середине круга напишите, что эти произведения объединяет, что у них общего? Как эти произведения между собой перезваниваются?

(любовь к Родине, к матери, человека к ближнему своему, к природе, любовь и преданность Отчизне, совесть и душа человека, откровение, покаяние)

В наше тревожное, неутешительное время произведения духовной музыки отечественных композиторов, сочинения, написанные в жанре молитвы, напоминают о вечности, помогают человеку обрести в себе утерянный образ Божий. Слушая духовную музыку, ощущаешь ее глубокие связи с жизнью человека, его раздумьями о смысле жизни, о любви к Отчизне, матери, о душе и совести человека, грехе и раскаянии.

Подведение итога урока

Было ли вам интересно на уроке?

- Что нового узнали на уроке?

-Какие произведения мы прослушали?

Какие образы рисует музыка Гаврилина?

Что роднит эти образы между собой?

Обобщение учителем.

В наше тревожное, неутешительное время произведения духовной музыки отечественных композиторов, сочинения, написанные в жанре молитвы, напоминают о Вечности, помогают человеку обрести в себе утерянный образ Божий. Слушая духовную и народную музыку, ощущаешь её глубокие связи с жизнью человека, его раздумьями о смысле жизни, о любви к Отчизне, матери, о душе и совести человека, грехе и раскаянии.

Подведение итога урока.

- Что нового узнали на уроке?

-Какие произведения мы прослушали?

- Какие средства музыкальной выразительности позволяют композитору Гаврилину выявить контрастность образов?

- Как музыкальные образы песен раскрывают лирические чувства поэтических высказываний?

- Назовите особенности музыкального языка каждого произведения, которые подчеркивают их принадлежность к жанру молитвы.

Колокольный звон можно назвать звучащим символом России. Им встречали победителей и собирали народна церковную службу, оповещали о пожаре, нашествии врагов. Под звуки валдайских колокольчиков мчали тройки путешественников по бескрайним русским дорогам. Сегодня колокольный звон поможет вам настроиться на урок - посмотрите и послушайте.


_____________________________________________________________________________________________________________________________________________




"Перезвоны" - так назвал свою симфонию-действо для солистов, хора и ударных инструментов композитор Валерий Александрович Гаврилин (1939 - 1999). Произведение написано под впечатлением от рассказов известного писателя, актёра и режиссёра Василия Макаровича Шукшина.
"Всю жизнь мою несу Родину в душе" - писал В. М. Шукшин. Любовью к России пропитаны все работы Василия Макаровича - и в литературе, и в кино.
В. А. Гаврилин так говорил о симфонии-действе "Перезвоны": "Всё написанное В. Шукшиным предельно искренне, полно любви к человеку и родной земле. Об этом я приглашаю поразмыслить своих слушателей. "


В. А. Гаврилин В. М. Шукшин

Послушайте фрагменты из симфонии-действа "Перезвоны":


Валерий Гаврилин. Перезвоны

В 60-е годы в музыкальную жизнь страны входит молодое поколение талантливых композиторов. Их творчество, сохраняя прочную связь с традициями отечественной музыки, открывает новые звуковые миры. Жанровый и стилистический диапазон их музыки широк и многообразен. Для одних композиторов характерно радикальное обновление всех музыкально-выразительных средств. Другие идут по пути Свиридова и в поисках нового обращаются к народно-песенным истокам.

Гаврилин родился в городе Кадникове Вологодской области в семье учителя, погибшего на фронте в самом началевойны. Детские годы будущего композиторам прошли в селе Воздвиженье под Вологдой. Там, в детдомовском хоре, он начал заниматься музыкой.

Вскоре талантливого мальчика направили в Специальную музыкальную Школу при Ленинградской консерватории. Он учился на кларнете и начал сочинять, усиленно подражая своему кумиру Дмитрию Шостаковичу. Девятнадцати лет Гаврилин поступил в Ленинградскую консерваторию, которую закончил в 1964 году как композитор (по классу профессора О. Л. Евлахова) и как музыковед-фольклорист (руководитель - профессор Ф. Л. Рубцов). Позднее он вёл класс композиции в Музыкальном училище имени Н. А. Римского-Корсакова.

В студенческие годы Гаврилин с увлечением постигал новый для него мир классической и современной музыки, литературы, участвовал в фольклорных экспедициях на Псковщине и в северных областях России.

Содержание цикла - это история трагической любви девушки, рассказанная как бы от её имени.

Симфония русской души

Эпиграфом к этому замечательному сочинению Валерия Александровича Гаврилина могли бы стать его собственные поэтические строки:

На свете нет печальней повести,
Чем жить по совести.

В произведении 13 хоровых частей и 7 инструментальных. В них предстают жизнь и судьба героя от колыбели до могилы. Герой - обобщённый, собирательный образ, в котором отразились черты Степана Разина, атамана, Кудеяра и других русских бунтарей. Его роль поручена то чтецу, то солисту-тенору, а в конце произведения - солирующему дисканту.

Разные этапы жизненного пути, состояния человеческой души запечатлены в музыке редкой красоты. Она вбирает в себя едва ли не все пласты русской песенности от суровых архаических мотивов до интонаций современных уличных песен.

Звуки музыки

Сели-поехали,
Весело на душе,
Не за орехами,
Весело на душе.
Силы небесны -
Глазки твои прелестны.
Кони дарёные,
Весело на душе,
Слёзы солёные,
Весело на душе.

Тихий колокольный звон в длительном вступлении звучит как призыв, заставляющий остановиться, прислушаться, что сейчас будет. Вокализ низких мужских голосов как бы подводит нас к месту действия. (Может быть, к монастырю?) Искренне звучит текст молитвы. Каждая фраза чтеца глубоко содержательна и значима.

И над всем царит великий охранительный дух материнства. Вспомним и дудочку, которая рождена природой, сотворена человеком и звучит голосом матери. Теперь она - совестливая, добрая, поющая душа сына.

Этими словами можно охарактеризовать всё творчество Валерия Гаврилина.

Вопросы:

Презентация

Читайте также: