Что такое стих 5 класс литература кратко

Обновлено: 28.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Словарик терминов для 5 класса (УМК под ред. В.Я. Коровиной)

С ловарик составлен на основе ранее известных школьникам терминов, а также изученных в течение курса литературы 5 класса. Определениями следует пополнят этот словарик из года в год. Для каждого класса создаётся новый словарик. В результате накопится материал, который поможет глубже интерпретировать текст, видеть его внешнюю и внутреннюю структуру, соотносить текст с историко-литературным контекстом. А к концу выпускного класса будет собрана вся необходимая информация по теории к подготовке к экзаменам.

Словарик для 5 класса состоит из следующий разделов:

поговорим о теории литературы;

поговорим о родах и жанрах;

поговорим о структуре текста;

поговорим о структуре стихотворения;

поговорим о тропах и стилистических фигурах;

поговорим о художественных средствах создания образа;

поговорим о видах комического.

Термины берутся из следующих источников:

В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.

Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях.

Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях.

В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.

Дидактические материалы по литературе. 5 класс.

Тесты по литературе. 5 класс.

Также могут быть введены любые термины на усмотрение учителя в зависимости от уровня подготовки класса и глубины усвоения материала.

Поговорим о теории литературы

Автобиография – литературно-прозаический жанр, описание автором собственной жизни.

Литературная автобиография – попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое.

Анализ – исследовательское прочтение художественного текста.

Аннотация – краткое изложение книги, рукописи, статьи.

Бестселлер – книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующаяся читательским спросом.

Быль – это то, что было в действительности, в отличие от небылицы.

Вопленицы (плакальщицы) – исполнительницы причитаний ( И. Федосова, М. Крюкова и др. ).

Герой – действующее лицо, персонаж литературного произведения.

Интерпретация – истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи.

Литературовед – специалист, изучающий закономерности историко-литературного процесса, анализирующий творчество одного или нескольких писателей.

Литературоведение – наука о сущности и специфике художественной литературы, о закономерностях литературного процесса.

Описание – вид повествования, в котором изображается картина (портрет героя, пейзаж, вид комнаты – интерьер).

Проза – литературное нестихотворное произведение.

Псевдоним – подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя.

Рецензия – один из жанров критики, отзыв на художественное произведение с целью его оценки и разбора. Отзыв содержит некоторые сведения об авторе произведения, формулировку темы и главной мысли книги, рассказ о его героях с рассуждениями об их поступках, характерах, взаимоотношениях с другими лицами. В отзыве отмечаются и самые интересные страницы книги. Важно раскрыть и позицию автора книги, его отношение к героям, их поступкам.

Риторика – наука об ораторском искусстве.

Художественное произведение – произведение искусства, изображает события и явления, людей, их чувства в яркой образной форме.

Поговорим о родах и жанрах

Фольклор (устное народное творчество) – искусство устного слова, создаваемое народом и бытующее в широких массах.

Эпос – обобщённое название произведений, изображающих внешние по отношению к автору события.

Лирика – обобщённое название произведений, в которых нет сюжета, а отражены мысли, чувства, переживания лирического героя.

Драма – обобщённое название произведений, в которых жизнь показана через конфликты и столкновения героев.

Жанр – это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы.

Большинство детей учит стихи наизусть, а некоторые, повзрослев, начинают писать сами.

Пушкин

Чтобы усовершенствовать свои поэтические, да и просто читательские навыки, неплохо проверить, правильно ли мы понимаем этот термин.

Стихотворение — это.

Стихотворение – это небольшое литературное произведение, написанное по законам стихосложения, жанр поэтической речи.

Его главные отличительные особенности – ритм и рифма, но существуют и нерифмованные стихи (такой стих называют белым).

Что же касается ритма, то и он может отсчитываться по-разному, в зависимости от того, какая выбрана система стихосложения:

  1. тоническая;
  2. силлабическая;
  3. силлабо-тоническая.

Тоническое стихосложение основано на количестве ударений (тонов). Оно было особенно распространено в античной Греции и Риме.

Силлабическая система, основанная на чередовании строк с одинаковым количеством слогов, зародилась в средневековой Европе, обрела популярность в Польше и других восточно-славянских литературах, а затем перекочевала в Россию через переводные сочинения Симеона Полоцкого.

Современная система стихосложения – это силлабо-тоника, то есть подсчёт и ударений, и слогов, а проще говоря, ударных слогов.

Виды стихотворений

Являясь одним из жанров лирики, тематически стихотворение может быть:

По наличию или отсутствию рифмы стихи бывают:

По адресации также выделяют:

  1. стихи для детей;
  2. стихи-поздравления;
  3. стихи, написанные по случаю (датские).

Отдельно можно упомянуть ироническую поэзию, самыми популярными жанрами которой считаются пародия, каламбур, иронический памфлет.

Признаки стихотворения

Помимо двух основных признаков, названных выше (наличия ритма и рифмы) стихотворение можно отличить от других литературных жанров по следующим приметам:

    Наличие лирического сюжета. Лирический сюжет необязательно сводится к цепи событий, действий: это может быть анализ ощущений и вывод, либо метафора, которые за этим следуют.

Признаки стихотворения

Что нужно помнить при анализе стихов

Прежде всего, важно понять, для чего написано стихотворение, что нового оно привносит в поэзию и культуру. Затем хорошо бы прочувствовать авторскую интонацию и сопровождающий её посыл.

Как правило, по типу мировоззрения поэты делятся на отрицателей и созидателей. При этом призыв к разрушению не всегда означает прямое отрицание.

Сумейте почувствовать, что скрыто в ядре стихотворения: жалоба, упрёк, славословие, призыв на битву, признание, исповедь или молитва.

Анализируйте форму только в привязке к содержанию. Бессмысленно определять, ямбом или хореем написан текст, если мы не чувствуем, для чего автору понадобилась именно эта ритмика.

Не забывайте о времени и условиях написания стихотворения. Где оно создавалось, что ему предшествовало, что было рождено на свет потом.

Стихи – это часть огромной творческой жизни автора, зеркало его души, развёрнутое к нам, чтобы каждый заглянувший в него, мог узнать в нём себя.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (9)

А цитата последняя откуда взята? Хорошо сказано, образно и точно! Но почему не указано, кто автор? Такое чувство, человек, который писал статью, решил присвоить себе эти слова, чтобы все подумали, какой он умный!

Что-то поэтов совсем не стало, если и есть такие, то только тексты для песен пишут, да и те слишком примитивные.

Есть такое дело. Видимо сейчас все заняты гаджетами и соцсетями. Печалька.

очень понравилось спасибо

Для меня главное, чтобы соблюдался ритм в стихотворении. Иначе оно просто раздражает.

Стихи — это очень красивая форма выражения мыслей и чувств. Однако, лучше не писать никак, чем создавать плохие и посредственные произведения.

Самое сложное литературное направление! Вот лично у меня ни разу не получилось написать что-либо в стихотворной форме, сколько ни пробовал. Рассказ в художественной, либо в научно-популярной форме я запросто пишу, а вот стихотворение — нет, ересь какая-то получается.

Сколько в мире поэтов всяких, а читают только нескольких. И это называется классика! Талант от Бога даётся.

Писала стихи в юности, до сих пор храню в отдельной тетрадке, а сейчас вдохновения нет.

Стихотворение - это одна из форм литературного произведения. Как правило, оно отличается сравнительно небольшим объемом и наличием рифмы. В каждом стихотворении заключен особый смысл, передаваемый автором. Хорошее стихотворение - это произведение, в котором выдержан ритм. Его можно пропеть, потому стихи накладывают на музыку. Также в нем все структурированно. От первой до последней строчки выдержана идея автора.

стихотворение это

Стихотворение как способ мышления

Для поэта стихотворение - это способ творческого самовыражения. Через стихи он доносит до читателя свои чувства, эмоции и душевные порывы. Для людей творческих стихотворение - это способ красиво и органично рассказать миру о том, что у них на душе. Стихи пишутся о главном - о любви, дружбе, родине, людях, детях. Стихотворение - это маленькое послание миру от великого поэта или малоизвестного автора.

 стихотворение слово

Виды стихотворений

Стихотворения бывают разными по объему, содержанию и структуре. Основная единица, составляющая стихотворение - слово. Оно может быть использовано любым способом. Это зависит главным образом от самого автора, благодаря чему каждое отдельное произведение приобретает свою индивидуальность.

Стандартными считаются стихотворения, написанные четверостишьями и в рифму. В то же время всем наверняка известны японские стихи хокку. Они состоят из трех строк, в которых не всегда присутствует рифма. Виды поэтических произведений различны. Помимо классических стихотворений существуют:

  • белые;
  • вольные;
  • экспериментальные;
  • алфавитные;
  • прозаические;
  • ропалистические.

В любом случае автор стихотворения оставляет за собой право на то, как будет выглядеть его творение.

Белые стихотворения написаны без использования рифмованных слов. Тем не менее читаются они плавно и гармонично. Все слова созвучны друг с другом и стилистически выдержаны.

Вольные стихотворения представляют собой поэтические произведения с различными по длине строками. Такой тип используется в баснях, элегиях.

Экспериментальные стихотворения отражают в себе творческое свободолюбие автора, могут обладать различной структурой с произвольным чередованием рифм. Такие стихи были актуальны в Средневековье. Однако они популярны и сегодня среди креативных авторов. К ним относятся фигурные и бесконечные стихотворения.

Фигурными стихотворениями называют поэтические произведения, строки которых образуют какие-либо фигуры. Данный тип стихотворения рассчитан на эстетическое и визуальное восприятие читателями.

Бесконечные стихотворения начинаются и заканчиваются одной и той же строчкой. По сути, они не имеют конца, ведь последняя строка начинает историю автора заново.

В алфавитных стихотворениях каждая строка или двустишие начинается с последующей буквы алфавита. Этот вид использовал В. Маяковский в своих поэтических трудах о буржуазном строе.

Прозаические стихотворения написаны в прозе, но отличается напевностью, мелодичностью, выдержанностью формы произведения.

Ропалистические стихотворения отличаются постепенным увеличением слогов в строках. Впервые их использовал в своем творчестве Гомер.

суть стихотворения

Смысловая нагрузка стихотворения

В современном поэтическом мире существует огромное разнообразие стихотворений как известных, так и малоизвестных авторов. Но не все из них способны тронуть душу, обратить внимание читателя на важные моральные и духовные ценности, вызвать интерес, заставить прочитать стихотворение вновь, задуматься.

автор стихотворения

Достоинства стихотворений

Достойные стихи подобны картинам или даже художественному кино. Они обладают таинственной магией и способны переносить читателя в мир автора посредством лишь черных строгих букв на белом фоне. Хорошие стихи хочется читать вновь и вновь, оживляя в сознании образы, которые видел автор. Стоит ли говорить, что стихотворения являются творческим достояниям каждой страны? Они развивают память, мышление, воображение. По этой причине с детьми рекомендуется заучивать стихи, потешки, басни. Стихи великих поэтов включены в школьную программу и подлежат литературному анализу.

Автобиография (гр. autos — сам, bios — жизнь, grapho — пишу) — литературно-прозаический жанр, описание автором собственной жизни. Литературная автобиография — попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое.

Аллегория (гр. allegoria — иносказание) — иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.

Амфибрахий (гр. amphi — кругом, brachys — краткий) — трёхсложный размер стиха с ударением на втором слоге (— / —).

Анализ произведения в литературоведении (гр. analysis — разложение, расчленение) — исследовательское прочтение художественного текста.

Анапест (гр. anapaistos — отражённый назад, обратный дактилю) — трёхсложный размер стиха с ударением на третьем слоге (— — /).

Аннотация — краткое изложение книги, рукописи, статьи.

Антитеза (гр. antithesis — противоположение) — противопоставление образов, картин, слов, понятий.

Архаизм (гр. archaios — древний) — устаревшее слово или словосочетание, грамматическая или синтаксическая форма.

Афоризм (гр. aphorismos — изречение) — обобщенная глубокая мысль, выраженная в лаконичной, краткой, художественно заострённой форме. Афоризм сродни пословице, но в отличие от неё принадлежит определённому лицу (писателю, учёному и т. д.).

Баллада (прованс. ballar — плясать) — стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.

Басня — краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание. Действующими лицами в басне чаще всего выступают животные, растения, вещи, в которых проявляются, угадываются человеческие качества и взаимоотношения. (Басни Эзопа, Лафонте-на, А. Сумарокова, И. Дмитриева, И. Крылова, пародические басни Козьмы Пруткова, С. Михалкова и др.)

Бестселлер (англ. best — лучший и sell — продаваться) — книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующаяся читательским спросом.

Былина — жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях.

Вопленицы (плакальщицы) — исполнительницы причитаний (И. Федосова, М. Крюкова и др.).

Герой литературного произведения, литературный герой — действующее лицо, персонаж литературного произведения.

Гипербола (гр. huperbole — преувеличение) — чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Вводится в ткань произведения для большей выразительности, характерна для фольклора и жанра сатиры (Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, В. Маяковский).

Гротеск (фр. grotesque, urn. grottesco — причудливый, от grotta — грот) — предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.

Дактиль (гр. dactylos — палец) — трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге (/ — —).

Двусложные размеры — ямб (/ —), хорей (— /).

Деталь (фр. detail — подробность) — выразительная подробность в произведении. Деталь помогает читателю, зрителю острее и глубже представить время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.

Диалог (гр. dialogos — разговор, беседа) — разговор двух или нескольких лиц. Диалог — основная форма раскрытия человеческих характеров в драматургических произведениях (пьесах, киносценариях).

Жанр (фр. genre — род, вид) — вид художественного произведения, например басня, лирическое стихотворение, повесть.

Завязка — событие, знаменующее начало развития действия в эпических и драматических произведениях.

Идея (гр. idea — идея) — основная мысль художественного произведения.

Инверсия (лат. inversio — перестановка) — необычный порядок слов. Инверсия придаёт фразе особую выразительность.

Интерпретация (лат. interpretatio — объяснение) — истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи.

Интонация (лат. intonare — громко произношу) — выразительное средство звучащей речи. Интонация даёт возможность передать отношение говорящего к тому, что он говорит.

Ирония (гр. eironeia — притворство, насмешка) — выражение насмешки.

Композиция (лат. compositio — составление, соединение) — расположение частей, т. е. построение произведения.

Крылатые слова — широкоупотребительные меткие слова, образные выражения, известные изречения исторических лиц.

Кульминация (лат. culmen (culminis) — вершина) — момент наивысшего напряжения в художественном произведении.

Культура речи — уровень речевого развития, степень владения нормами языка.

Летопись — памятники исторической прозы Древней Руси, один из основных жанров древнерусской литературы.

Литературовед — специалист, изучающий закономерности историко-литературного процесса, анализирующий творчество одного или нескольких писателей.

Литературоведение — наука о сущности и специфике художественной литературы, о закономерностях литературного процесса.

Метафора (гр. metaphora — перенос) — переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

Монолог (гр. monos — один и logos — речь, слово) — речь одного человека в художественном произведении.

Неологизмы (гр. neos — новый и logos — слово) — слова или словосочетания, созданные для обозначения нового предмета или явления, или индивидуальные новообразования слов.

Ода (гр. ode — песня) — торжественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою.

Олицетворение — перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.

Описание — вид повествования, в котором изображается картина (портрет героя, пейзаж, вид комнаты — интерьер и пр.).

Пейзаж (фр. paysage, от pays — местность) — картина природы в художественном произведении.

Повесть — один из видов эпического произведения. Повесть больше по объёму и по охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.

Подтекст — подспудный, неявный смысл, не совпадающий с прямым смыслом текста.

Портрет (фр. portrait — изображение) — изображение внешности героя в произведении.

Пословица — краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл.

Поэма (гр. poiema — творение) — один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

Предание — жанр фольклора, устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических лицах, событиях прошлых лет.

Притча — небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.

Проза (лат. proza) — литературное нестихотворное произведение.

Псевдоним (гр. pseudos — вымысел, ложь и onyma — имя) — подпись, которой автор заменяет своё настоящее

имя. Некоторые псевдонимы быстро исчезали (В. Алов — Н. В. Гоголь), другие вытеснили настоящую фамилию (Максим Горький вместо А. М. Пешков), даже передавались наследникам (Т. Гайдар — сын А. П. Гайдара); иногда псевдоним присоединяется к настоящей фамилии (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Развязка — один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в художественном произведении.

Рассказ — небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

Рецензия — один из жанров критики, отзыв на художественное произведение с целью его оценки и разбора. Отзыв содержит некоторые сведения об авторе произведения, формулировку темы и главной мысли книги, рассказ о её героях с рассуждениями об их поступках, характерах, взаимоотношениях с другими лицами. В отзыве отмечаются и самые интересные страницы книги. Важно раскрыть и позицию автора книги, его отношение к героям, их поступкам.

Ритм (гр. rhythmos — такт, соразмерность) — повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в стихе).

Риторика (гр. rhitorike) — наука об ораторском искусстве.

Рифма (гр. rhythmos — соразмерность) — созвучие окончаний стихотворных строк.

Сказка — один из жанров устного народного творчества, занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. Сказки бывают трёх видов. Это волшебные, бытовые и сказки о животных. Наиболее древние — это сказки о животных и волшебные. Гораздо позже появились бытовые сказки, в которых часто осмеивались людские пороки и описывались занятные, иногда невероятные жизненные ситуации.

Сравнение — изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

Средства художественной выразительности — художественные средства (например, аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет и др.), помогающие нарисовать человека, событие или предмет ярко, конкретно, наглядно.

Стихотворение — написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевные переживания.

Строфа (гр. strophe — поворот) — группа стихов (строк), составляющих единство. Стихи в строфе связаны определённым расположением рифм.

Сюжет (фр. sujet — предмет, содержание, событие) — ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.

Тема (гр. thema — то, что положено [в основу]) — круг жизненных явлений, изображённых в произведении; круг событий, образующих жизненную основу произведения.

Трёхсложные стихотворные размеры — дактиль (/ — —), амфибрахий (— / —), анапест (— — /).

Устное народное творчество, или фольклор, — искусство устного слова, создаваемое народом и бытующее в широких массах. Наиболее распространённые виды фольклора — пословица, поговорка, сказка, песня, загадка, былина.

Хорей (гр. choreios от choros — хор) — двусложный размер стиха с ударением на первом слоге (/ —). Художественное произведение — произведение искусства, изображает события и явления, людей, их чувства в яркой образной форме.

Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или дословно приводимые чьи-то слова.

Эпиграф (гр. epigraphe — надпись) — короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения и выражающий тему, идею, настроение произведения.

Юмор (англ. humour — нрав, настроение) — изображение героев в смешном виде. Юмор — смех весёлый и доброжелательный.

Ямб (гр. iambos) — двусложный размер с ударением на втором слоге (— /).

Читайте также: